Научная статья на тему 'Проблема развития крымского направления в сфере молодежного туризма Оренбургской области'

Проблема развития крымского направления в сфере молодежного туризма Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
39
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ / YOUTH TOURISM / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / REPUBLIC OF CRIMEA / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / ORENBURG REGION / РЕЙТИНГ КУРОРТА / RANKED RESORT / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / PROSPECTS OF DEVELOPMENT / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIOLOGICAL STUDY / НАПРАВЛЕНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ / DIRECTION OF TRAVEL / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ / ECONOMIC RISKS / УРОВЕНЬ ЦЕН / LEVEL OF PRICES / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / FINANCIAL POLICY / ПРИВЛЕЧЕНИЕ КЛИЕНТОВ / CUSTOMERS ATTRACTION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Козина Г.О.

Задача данной статьи состоит в анализе перспектив развития крымского туристского направления среди молодежи Оренбургской области. В ходе социологического исследования были изучены факторы падения спроса на отдых в Республике Крым, среди которых основополагающим является высокий уровень цен на различные товары и услуги, необходимые для полноценного отдыха. На основании результатов исследования предложены варианты действий, которые должны способствовать повышению продуктивности работы туристического сектора экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF DEVELOPMENT OF THE CRIMEAN DIRECTION IN THE SPHERE OF YOUTH TRAVEL OF THE ORENBURG REGION

This article highlights the problem of reduced demand for the resorts of the Crimean region among young people of the Orenburg region. To identify patterns and priority ways of development of the Crimean tourism policy was conducted sociological research, including online survey, based on the online resource «testograf.ru». The study surveyed residents of the Orenburg region aged from 18 to 30. More than the half of the respondents (54.55 %) are planning to leave the place of residence for recreational purposes. 5.5 % of respondents chose the purpose of traveling abroad because they found it most advantageous. 27.7 % chose to have a rest within the region for personal and economic reasons. Only 15.4 % of the remaining respondents that chose a trip to Russia preferred the resort of Crimea, but they are going to visit their relatives. Based on the study we made the following conclusions of youth tourism of the Orenburg region in general and in the Crimean one in particular: 1. Summer tourist season 2016 is not so active in the youth environment. 2. The most popular destinations are Russian inter-regional touristic flows. 3. The main reason for defining the selection of the priority areas is the financial situation of a tourist. 4. Demand for the Crimean resorts is much lower compared with other domestic destinations [the Black sea coast, the regional centers of Tatarstan and Bashkortostan republics). 5. The reasons for low demand are mostly economic: 5.1. The high level of prices for basic food products in the resort cities and towns, caused by the predominance of private sales outlets, which are often monopolies in the market of sparsely populated resort areas with little inflow of tourists; 5.2. The high level of prices for hotel rooms and guest houses in comparison with other domestic (Anapa, Gelendzhik) and abroad (Turkey, Tunisia) resorts; 5.3. High prices for goods and services of general touristic purpose [sun lounger, umbrellas, swimming equipment rents and others); The following actions could be the factors of increasing the productivity of the tourism sector in the region: 1. Introduction of student benefits and discounts on airline and train tickets; 2. Introduction of benefits and discounts for group travel, check in and the acquiring of a touristic product; 3. Cooperation with the leading institutions of secondary and higher education in order to attract tourists on the basis of volunteer work with a full or partial payment of transport costs and accommodation; 4. Programs of cumulative bonuses and discounts for the attraction of additional customers. Republic of Crimea has a considerable tourism potential and is of great interest for the youth contingent of active tourists. New directions of the policy on attraction of this category of customers can significantly increase the productivity of the tourism market in the region. Orenburg region has sufficient financial and human resources for influencing the tourist sector of the Crimean economy.

Текст научной работы на тему «Проблема развития крымского направления в сфере молодежного туризма Оренбургской области»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 3 (69). № 1. 2017 г. С.69-76

УДК 383.483.13

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КРЫМСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Козина Г. О.

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г Оренбург, Российская Федерация

E-mail: missenj@mail.ru

Задача данной статьи состоит в анализе перспектив развития крымского туристского направления среди молодежи Оренбургской области. В ходе социологического исследования были изучены факторы падения спроса на отдых в Республике Крым, среди которых основополагающим является высокий уровень цен на различные товары и услуги, необходимые для полноценного отдыха. На основании результатов исследования предложены варианты действий, которые должны способствовать повышению продуктивности работы туристического сектора экономики региона. Ключевые слова: молодежный туризм, Республика Крым, Оренбургская область, рейтинг курорта, перспективы развития, социологическое исследование, направление путешествия, экономические риски, уровень цен, финансовая политика, привлечение клиентов.

ВВЕДЕНИЕ

Задачей данной статьи является изучение спроса на товары и услуги крымского курортного направления. Анализ перспектив развития и места данного направления на туристическом рынке является наиболее актуальным вопросом, касающимся структуры и производительности сектора молодежного туризма Оренбургской области.

За последние несколько лет Республика Крым высоко поднялась в рейтинге основных туристических направлений в Российской Федерации. По мнению аналитиков и трейдеров российских и зарубежных инвестиционных компаний и банков, полуостров Крым входит в Топ-10 лучших туристических направлений России [1].

По статистике Министерства курортов и туризма Республики Крым, количество туристов, посетивших Республику Крым в 2014 и 2015 г. выросло на 21 % [1]. По мнению министра курортов и туризма Республики Крым Сергея Стрельбицкого, спрос на отдых в Крыму летом 2016 года возрастет как минимум на 20 % по сравнению с прошлым годом [2]. Это говорит о безоговорочном росте общероссийского спроса на крымский туристский продукт.

Однако на региональном уровне ситуация может кардинально меняться. Примером может служить Оренбургская область. Для выявления закономерностей и приоритетных путей развития политики крымского туризма было проведено социологическое исследование, включающее онлайн-опрос на базе интернет-ресурса testograf.ru.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В ходе исследования были опрошены жители Оренбургской области в возрасте от 18 до 30 лет, наиболее мобильная часть населения, в большинстве своем

69

студенты. Более половины числа опрошенных (54,55 %) планируют покинуть место своего проживания в целях отдыха (Табл.1).

Таблица 1

Намерения потенциальных туристов относительно летнего отдыха

Планируете ли Вы в этом году летнее путешествие?

Да, планирую 54,55 %

Нет, буду отдыхать дома 45,45 %

Рис. 1. Намерения потенциальных туристов относительно летнего отдыха.

Распределение опрашиваемых по направлениям путешествий представлено в таблице 2.

Таблица 2

Предпочтительные направления туризма

Выбор направления путешествия

Выезд за границу 5,50 %

В пределах РФ, но вне границ региона проживания 77,80 %

Не покидая границ региона проживания 27,70 %

70

Выбор направления путешествия

а Выезд за границу

В В пределах РФ, но вне границ региона проживания и Не покидая границ региона проживания

5%

Рис. 2. Предпочтительные направления туризма.

Предпочтение заграничного отдыха объясняется респондентами как экономически выгодное предложение. Отдых внутри региона (помимо дешевизны) привлекает местными, хорошо изученными туристскими дестинациями (50 % отдыхающих в пределах Оренбургской области предпочли внутренний туризм, так как давно мечтали посетить какое-либо место, вне зависимости от ценовой политики).

Из туристов, не стремящихся покинуть границы Российской Федерации, лишь 15,4 % выбрали целью своего путешествия Республику Крым. Однако это не говорит о привлекательности курорта как туристского центра, так как 78,6 % от данного количества туристов собираются визитировать родственников и родных.

Оставшимся респондентам были предложены варианты объяснения причин отказа от поездок в Республику Крым. Результаты отражены в таблице 3.

Таблица 3

Причины отказов от путешествий в Республику Крым

Почему Вы не выбрали курорты республики Крым в качестве места для отдыха?

Экономически невыгодно 80,96 %

Политическая нестабильность 4,76 %

Удаленность от места жительства 0,00 %

Отсутствие осведомленности в вопросах организации отдыха туристов (достопримечательность, экскурсии и т. д.) 0,00 %

Другое 14,28 %

71

Почему Вы не выбрали курорты республики Крым в качестве места для отдыха?

■ Экономически невыгодно

■ Политическая нестабильность Удаленность от места жительства

■ Отсутствие осведомленности в вопросах организации отдыха туристов (достопримечательность, экскурсии и т.д.)

■ Другое

Рис. 3. Причины отказов от путешествий в Республику Крым.

Наиболее весомой причиной отказа стали экономические опасения туристов. Соотношение экономических рисков по мнению респондентов отражено в таблице 4.

Таблица 4

Причины экономической невыгодности путешествий в Республику Крым

Причины экономической невыгодности путешествий в Республику Крым

Высокий уровень цен на продукты питания в данном регионе 37,21 %

Высокий уровень цен на проживание в данном регионе 16,78 %

Высокие транспортные расходы 32,65 %

Высокие уровни цен на товары и услуги для отдыха 13,36 %

Свой ответ 0,00 %

72

Причины экономической невыгодности путешествий в Республику Крым

В Высокий уровень цен на продукты питания в данном регионе в Высокий уровень цен на проживание а данном регионе

■ Высокие транспортные расходы

§ Высокие уровни цен на товары и услуги для отдыха

■ Свой ответ

Рис. 4. Причины экономической невыгодности путешествий в Республику Крым.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы о молодежном туризме Оренбургской области в целом и в крымском направлении в частности:

1. Летний туристический сезон 2016 года является в малой степени активным в среде молодежи.

2. Наиболее популярные направления - российские межрегиональные течения туристских потоков.

3. Основная причина, определяющая приоритет выбранных направлений, -финансовое положение туриста.

4. Спрос на Крымские курорты гораздо ниже относительно других внутригосударственных направлений (Черноморское побережье предпочли 23,41 % опрошенных, региональные центры республик Башкортостан и Татарстан предпочли 35,84 % опрошенных).

5. Причины низкого спроса чаще всего носят экономический характер:

5.1. Высокий уровень цен на основные продукты питания в курортных городах и населенных пунктах, обусловленный преобладанием частных торговых точек, которые зачастую являются монополистами на рынке малонаселенных курортных пунктов с небольшим наплывом туристов;

5.2. Высокий уровень цен на элементы номерного фонда отелей, гостиниц и гостевых домов частного сектора по сравнению с другими внутригосударственными (г. Анапа, г. Геленджик) и заграничными (Турция, Тунис) курортами;

73

5.3. Большие затраты на товары и услуги общетуристского назначения (аренда шезлонгов, зонтиков, плавательного снаряжения и др.);

5.4. Удаленность региона проживание от Крымского полуострова обуславливает высокие затраты времени и денежных средств на транспортные издержки.

Произведем примерный расчет затрат одного туриста на посещение Республики Крым.

Авиабилеты на одного пассажира экономкласса в обе стороны с вылетом из г. Оренбурга в разгар сезона стоят 23 750р. [3]. Проживание 7 ночей в хостеле в общем номере с хорошими отзывами индивидуальных путешественников без питания при бронировании в самой крупной системе онлайн-бронирования отелей «Booking.com» составляет 4 760р. [4]. Средняя стоимость трансфера от аэропорта до курортных дестинаций - 645 р. [5]. Стоимость питания в сутки в среднем примем равной 300 р. В сумме недельный отдых на крымском побережье с авиаперелетом (не учитывая затраты на экскурсии, развлечения, аренду пляжного инвентаря и т. д.) обойдется оренбургскому студенту в 31 900р. При перемещении по железнодорожной сети с пересадкой и билетами с местами класса плацкарт и сидячими эта сумма снизится до 16 430р. (стоимость билетов в обе стороны равна 8 280р.) [6]. Средний размер стипендии учащихся на отлично студентов оренбургских вузов составляет 3 210р. [7]. Это в 9,9 раз меньше стоимости поездки с авиаперелетом, и в 5,1 раз меньше стоимость поездки на железнодорожном транспорте. Очевидно, что без дополнительного источника доходов студентам не удастся самостоятельно оплатить поездку.

Опираясь на вышеизложенные основания, можно утверждать, что спрос со стороны молодежи на курорты Крымского побережья во многом зависит от финансовой политики местного самоуправления курортного пункта. Факторами повышения продуктивности работы туристического сектора экономики региона могут стать следующие действия:

1. Введение студенческих льгот и скидок на авиабилеты и ж/д билеты;

2. Введение льгот и скидок на групповые поездки, заселение и приобретение туристского продукта;

3. Налаживание сотрудничества с ведущими учреждениями среднего и высшего профессионального образования в целях привлечения туристов на основе волонтерской работы с полной или частичной оплатой транспортных издержек и проживания;

4. Программы накопительных бонусов и скидок за привлечение дополнительных клиентов.

ВЫВОДЫ

Республика Крым обладает значительным туристическим потенциалом и представляет огромный интерес для молодежного контингента активных туристов. Новые направления политики привлечения клиентов данной категории могут существенно поднять продуктивность туристического рынка данного региона.

74

Оренбургская область обладает достаточными финансовыми и людскими ресурсами для оказания влияния на туристский сектор экономики Крымского региона.

Список литературы

1. Вести. Экономика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestifmance.ra/articles/53563?page=9

2. Официальный сайт Федерального агентства по туризму. Министерство культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russiatourism.ru/regions/?fedokr= 104&freg= 114&article= 10567

3. Авиабилеты. Симферополь. Крым [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://avia.crimea.pro/оренбург-симферополь/

4. Система онлайн-бронирования отелей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.booking.com/

5. ЕвпаторияТакси.рф [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы1р://евпаториятакси.рф/рпсе

6. Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rzd.ru/

7. Сайт Информационное агентство Regnum [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regnum.ru/news/society/1976705.htm

PROBLEM OF DEVELOPMENT OF THE CRIMEAN DIRECTION IN THE SPHERE OF YOUTH TRAVEL OF THE ORENBURG REGION

Kozina G. O.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FPBEI HE «Orenburg state university», Orenburg, Russian Federation E-mail: missenj@mail.ru

This article highlights the problem of reduced demand for the resorts of the Crimean region among young people of the Orenburg region. To identify patterns and priority ways of development of the Crimean tourism policy was conducted sociological research, including online - survey, based on the online resource «testograf.ru». The study surveyed residents of the Orenburg region aged from 18 to 30. More than the half of the respondents (54.55 %) are planning to leave the place of residence for recreational purposes. 5.5 % of respondents chose the purpose of traveling abroad because they found it most advantageous. 27.7 % chose to have a rest within the region for personal and economic reasons. Only 15.4 % of the remaining respondents that chose a trip to Russia preferred the resort of Crimea, but they are going to visit their relatives. Based on the study we made the following conclusions of youth tourism of the Orenburg region in general and in the Crimean one in particular:

1. Summer tourist season 2016 is not so active in the youth environment.

2. The most popular destinations are Russian inter-regional touristic flows.

3. The main reason for defining the selection of the priority areas is the financial situation of a tourist.

4. Demand for the Crimean resorts is much lower compared with other domestic destinations [the Black sea coast, the regional centers of Tatarstan and Bashkortostan republics).

5. The reasons for low demand are mostly economic:

75

5.1. The high level of prices for basic food products in the resort cities and towns, caused by the predominance of private sales outlets, which are often monopolies in the market of sparsely populated resort areas with little inflow of tourists;

5.2. The high level of prices for hotel rooms and guest houses in comparison with other domestic (Anapa, Gelendzhik) and abroad (Turkey, Tunisia) resorts;

5.3. High prices for goods and services of general touristic purpose [sun lounger, umbrellas, swimming equipment rents and others);

The following actions could be the factors of increasing the productivity of the tourism sector in the region:

1. Introduction of student benefits and discounts on airline and train tickets;

2. Introduction of benefits and discounts for group travel, check in and the acquiring of a touristic product;

3. Cooperation with the leading institutions of secondary and higher education in order to attract tourists on the basis of volunteer work with a full or partial payment of transport costs and accommodation;

4. Programs of cumulative bonuses and discounts for the attraction of additional customers.

Republic of Crimea has a considerable tourism potential and is of great interest for the youth contingent of active tourists. New directions of the policy on attraction of this category of customers can significantly increase the productivity of the tourism market in the region. Orenburg region has sufficient financial and human resources for influencing the tourist sector of the Crimean economy.

Key words: youth tourism, Republic of Crimea, Orenburg region, ranked resort, prospects of development, a sociological study, direction of travel, economic risks, level of prices, financial policy, customers attraction.

References

1. Sayt Vesti. Ekonomika (Site News. Economy) [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/53563?page=9

2. Oficial'nyy sayt federal'nogo agentstva po turizmu. Ministerstvo kul'tury Rossiyskoy Federacii (The official website of the Federal Agency for Tourism. The Ministry of Culture of the Russian Federation) [Elektronnyy resurs]. URL: http://russiatourism.ru/regions/?fedokr=104&freg=114&article=10567

3. Sayt Aviabilety Simferopol' Krym (Website Flights Simferopol Crimea) [Elektronnyy resurs]. URL: http://avia.crimea.pro/orenburg-simferopol'/

4. Sayt Sistema onlayn-bronirovaniya oteley (The site of the online reservation system) [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.booking.com/

5. Sayt ЕвпаторияТакси.рф [Elektronnyy resurs]. URL: http://evpatoriyataksi.rf/price

6. Oficial'nyy sayt OAO «RZHD» (Official JSC «Russian Railways' website) [Elektronnyy resurs]. URL: https://rzd.ru/

7. Sayt Informacionnoe agentstvo Regnum (Site news agency Regnum) [Elektronnyy resurs]. URL: https://regnum.ru/news/society/1976705.htm

Поступила в редакцию 5.08.2016.

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.