Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 3 (69). № 1. 2017 г. С. 124-133.
УДК 913(430) :3 79.85-02 7.12
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В КРЫМУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Смирнов Д. В., Тимошина Ю. В.
Севастопольский экономико-гуманитарный институт ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Севастополь, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Проанализировано современное состояние туристской отрасли Крымского федерального округа. Рассмотрены наиболее часто озвучиваемые туристами недостатки отдыха на полуострове. Выявлены основные проблемы, негативно сказывающиеся на формировании имиджа региона как крупного туристского центра. Разработан ряд рекомендаций для увеличения турпотока в Крым. Ключевые слова: Крымский федеральный округ, туризм, внутренний туризм, туристский поток, проблемы туристской отрасли, транспортная доступность, объекты размещения, сервис.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня туризм является одной из главных статей доходов субъектов Крымского федерального округа, а объем туристского потока на полуостров в летний сезон выступает фактором, оказывающим значительное влияние на имидж страны. Вхождение Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации привело к коренному перелому в структуре туристских потоков, которые переориентировали крымский туризм в большей степени на внутренний российский рынок. Основной задачей на данном этапе развития туристской отрасли в регионе выступает не только завоевание новых сегментов потребителей турпродукта, но и создание благоприятных условий для повторного выбора отдыхающими Крыма в качестве места для отдыха. В связи с этим целью данной статьи является анализ существующих проблем туристской сферы Крымского федерального округа, выступающих в качестве лимитирующих факторов развития туризма и негативно сказывающихся на формировании представления туристов об отдыхе на полуострове, и разработка рекомендаций, способных стабилизировать и впоследствии увеличить турпоток в регион.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
В 2015 году Крым посетило 4,5 млн туристов. Этот показатель продемонстрировал прирост в 21 % по сравнению с 2014 годом, когда число гостей составляло 3,8 млн человек.
С 1 января по 17 июня 2016 года, по данным Ростуризма, в Крыму отдохнули 1,243 миллиона россиян, что на 21,4 % больше показателей аналогичного периода прошлого года [1]. По некоторым оценкам, в 2016 году рост объема туристического потока в Крым в сравнении с 2015 годом превысит 20 % и по этому показателю Крым опередит Сочи [2]. По экспертным оценкам, турпоток в регион по итогам года может превысить 6 миллионов человек.
124
Согласно социологическим опросам, каждый второй отдыхающий в Крыму провел здесь свой предыдущий отпуск. Однако если 60 % туристов остались довольны качеством отдыха на полуострове, то 40 % говорят о существенных ухудшениях инфраструктуры и сервиса на фоне значительного роста цен [3].
В ходе исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, были выявлены основные проблемы, сдерживающие увеличение турпотока в регион.
1. Транспортная доступность и состояние дорог. Около половины отдыхающих добираются в Крым, используя авиасообщение. В основном это туристы из дальних регионов страны, таких, как Дальневосточный, Северо-Западный, Сибирский, Уральский федеральные округа. Большинство туристов этой категории высоко оценивают транспортную доступность Крыма, особенно на фоне проведенной реконструкции аэропорта «Симферополь», который сейчас может обслуживать до 100 рейсов в день. Для туристов из близлежащих регионов РФ (Южный, СевероКавказский, Приволжский федеральные округа) в достижении Крыма наиболее характерны паромная переправа, автомобильный транспорт и автобусное сообщение. И здесь только 23 % отдыхающих остаются довольны транспортным сообщением материковой части страны с Крымом и общим состоянием дорог на полуострове. Несмотря на постоянное увеличение пропускной способности Керченской переправы, основными причинами недовольств отдыхающих выступают явно недостаточные причальные мощности и существенная зависимость от погодных условий.
2. Пляжи. В настоящее время, благодаря кампании, проводимой правительством Крыма, большинство пляжей являются общедоступными и бесплатными, ведется их благоустройство. Однако часто на них фактически присутствует широкий набор платных услуг, часто носящих принудительный характер. Две трети туристов довольны оборудованием крымских пляжей, лишь половина считает пляжи чистыми. Меньше всего высказывают нареканий пляжи в Керчи, Евпатории и Алуште, больше всего - в Севастополе. Это регион, занимающий среди опрошенных последнее место по чистоте, доступности и оборудованности пляжей, а также уровню организации досуга за пределами пляжной зоны.
3. Проживание. Четыре из пяти отдыхающих останавливаются в частном секторе и только 20 % - в гостиницах, санаториях либо пансионатах. В среднем гости бронируют номера на 11,6 дней. Средняя сумма бронирования на двух человек составляет 35-50 тысяч рублей с завтраком и 65-80 тысяч рублей с полным пансионом [4]. Стоимость отдыха в Крыму традиционно держится на 25 % ниже, чем в Краснодарском крае, что дает направлению конкурентное преимущество, но уровень сервиса здесь, как правило, ниже, чем в Сочи [5].
Проживающие в отелях чаще всего считают цены на размещение завышенными не соответствующими предоставляемым услугам и оказываемому сервису (особенно из опыта посещения египетских и турецких отелей в прошлом), но тем не менее отмечают, что отдых оказался лучше предполагаемых ожиданий. Однако
125
дальнеишии рост стоимости проживания в крымских гостиницах может привести к сокращению турпотока на полуостров.
4. Питание и досуг. Согласно опросу, 44 % туристов оценивают ассортимент продуктов питания и напитков в Крыму как «отличный», 43 % - как «хороший», недовольных всего 13 %. Однако две трети рекреантов единогласно заявляют, что цены на питание и напитки на полуострове необоснованно завышены. Большинство отдыхающих остаются довольны уровнем организации досуга на курорте, хотя высказывают пожелания по совершенствованию задействованной инфраструктуры.
5. Ценовая политика. Большинство туристов, посетивших Крым повторно, говорят о существенном росте цен. Около четверти туристов не укладываются в запланированные на отдых расходы, вследствие чего вынуждены менять планы или экономить. Наиболее дорогими курортами на сегодня являются Ялта и Алушта. На втором месте стоят Судак, Евпатория, Саки, Севастополь и Керчь. Замыкает тройку Феодосия.
Приняв во внимание 10 различных критериев оценки крымского отдыха (транспортная доступность, пляжи и море, чистота курорта, детский отдых, цены на проживание, питание и досуг и т. д.), можно наглядно изобразить рейтинг регионов полуострова среди отдыхающих (Рис. 1).
Рис. 1. Рейтинг крымских городов-курортов по количеству выражаемых туристами претензий
Лидирует Ялта: здесь туристы выражают минимальное число недовольств и претензий. На втором месте - Алушта, на третьем - Евпатория. Севастополь замыкает список с большим отрывом по всем показателям.
Среди основных недостатков туристской индустрии полуострова отдыхающие чаще всего называют несовершенство транспортного сообщения (как с Крымом, так
126
и внутри него), неудовлетворительное состояние дорог и пляжей, недостаточную чистоту улиц, несоответствие цены и качества предоставляемых услуг [6] (Рис. 2).
3% 10% ^4% 6% 35% 35% ■ Пляжи ■ Цены ■ Необустроенность курорта
9% Досуг, развлечения
16% 17% ■ Транспортные вопросы ■ Экскурсии
■ Питание ■ Другое
Рис. 2. Рейтинг проблем крымских курортов (по мнению отдыхающих)
Распределение основных проблем по важнейшим курортам Республики Крым представлены в таблице 1.
Таблица 1
Проблемы в области организации туризма по важнейшим курортам Республики Крым (составлена по данным [3])
а т Алушта Евпатория Феодосия Севастополь Керчь Судак Саки
Транспортная доступность + +
Уровень оборудования пляжей + +
Чистота пляжей + +
Чистота моря + +
Чистота улиц курорта + +
Доступность предметов первой необходимости + +
Обеспечение досуга + +
Детский отдых + +
Удовлетворенность жильем + +
Ассортимент питания и напитков + + +
Высокий рост цен + +
127
Проведенное исследование говорит о тревожных тенденциях в формировании турпотоков на полуостров. Поэтому сегодня стоит обратить внимание на риски, которые могут привести к осложнениям уже в следующем курортном сезоне.
1. Показатели инфляции в Крыму значительно превышают среднероссийские. Пока это зачастую воспринимается как временные трудности полуострова. Но если экономическая ситуация будет ухудшаться, то существует вероятность того, что цены в Крыму будут расти, а доходы потенциальных отпускников снижаться. При формировании ценовой политики следующего курортного сезона необходимо помнить, что половина туристов в Крыму сегодня - это семьи с доходом менее 50 тыс. рублей.
2. Основные пожелания туристов, приезжающих в Крым на личном автомобиле, - совершенствование транспортного сообщения и улучшение качества дорожного полотна, скорейшее окончание капитального ремона трассы Керчь -Симферополь. Если не уделить внимание этой проблеме, есть вероятность того, что многие из этих людей в следующем году предпочтут остаться на более близких к ним курортах Кавказа.
3. Пятую часть туристов Крыма составляют те, кто провел прошлый отпуск в дальнем зарубежье. По мнению многих, Крым как туристское направление держится на одном уровне с Египтом (уступая только по организации экскурсий), но значительно проигрывает Европе (по критерию «цена - качество»). Следовательно, приезд этих отдыхающих в последующие годы может быть далеко не столь однозначен.
4. Рост требовательности к крымским курортам с каждым новым посещением является существующей тенденцией. Вряд ли можно рассчитывать на то, что в дальнейшем отдыхающие станут делать скидку на временные трудности, связанные с процессом вхождения в состав России. Поэтому каждый следующий сезон будет все более ответственным для Крыма, нежели предыдущий.
5. Субъективная составляющая в выборе крымского курорта достаточно высока, что определяет важный вывод: необходимо использовать существующий эмоциональный позитив в отношении Крыма. Иначе существуют риски его постепенного спада, преодоление которого может потребовать многих усилий и лет.
6. Высокие региональные различия субъективного восприятия крымских курортов недостаточно учитываются при создании туристической кластеризации полуострова, основанной на объективных признаках.
Несмотря на существующие недостатки качества отдыха на полуострове, в Крым готовы вернуться 92 % туристов. Однако две трети из них высказывают существенные пожелания по улучшению туристской отрасли региона (Рис. 3).
Для стабилизации турпотоков и завоевания новых сегментов потенциальных рекреантов необходимо учесть следующие рекомендации:
- повысить качество обустройства пляжей (наличие навесов, раздевалок, урн и т. д.); возможно, хорошей идеей стало бы анонсирование изменений на будущий год для тех, кто уже отдыхал в Крыму;
128
- разрешить проблему «цена - качество», в т. ч. через создание возможностей минимальных затрат на полноценный отдых для туристов с низким и средним уровнем дохода;
- создать возможности для доступного детского досуга (при определенных условиях этот фактор может стать компенсирующим даже для фактора высоких цен в целом);
Рис. 3. Количество высказанных пожеланий по улучшению отдыха в Крыму.
- провести государственную кластеризацию регионов с учетом субъективной составляющей, разработанной по итогам мониторинга в течение сезона;
- осуществить ремонт дорог и организовать эффективную транспортную логистику внутри курортных городов;
- совершенствовать логистику и повышать разнообразие экскурсий, в т. ч. финансово доступных;
- продолжить строительство новых объектов размещения и туристской инфраструктуры, классификацию гостиниц;
- повысить качество лечения и оздоровления (хотя бы в старейших, имиджевых здравницах);
- провести информационную кампанию по продвижению крымского курорта с учетом различий целевых групп и изменения состояния экономики России.
ВЫВОДЫ
Важно, чтобы инфраструктура крымского региона была не только готова к приему растущего туристского потока, но и могла обеспечить высокое качество оказываемых услуг. Принимая во внимание все высказанные претензии и пожелания отдыхающих и работая над улучшением сервиса на полуострове, можно
129
завоевать новых потенциальных туристов, достичь высокого уровня развития туристско-рекреационной отрасли в регионе и повысить конкурентоспособность Крыма как крупного курортного центра на мировом туристском рынке.
Список литературы
1. Ростуризм: турпоток в Крым за первую половину 2016 года вырос на 21,4 %. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/tourism/20160627/1453225762.html#ixzz4CxCXdMSF
2. В этом году Крым опередит Сочи по объему турпотока. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimea.ria.ru/kurort/20160520/1105118479.html
3. Отчет по итогам исследования «Опрос отдыхающих на пляжах Крыма» // Региональная программа «Общественное мнение». 2015.
4. Спрос на отдых в Крыму летом вырос на 20 %. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/335353.htm
5. Турпоток упрется в цену: отдых в Крыму может подорожать на 30 %. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2895701
6. Почему россияне не хотят возвращаться в свой Крым? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://primechaniya.ru/home/news/11353/11835/
THE QUESTION OF THE PROBLEMS OF FUNCTIONING OF TOURISM IN CRIMEA AT THE PRESENT STAGE Smirnov D. V., Timoshina Y. V.
Sevastopol economic-humanitarian Institute (branch) of Federal State Autonomous educational institution «V. I. Vernadsky Crimean Federal University», Sevastopol, Russian Federation E-mail: [email protected]
Today, tourism is one of the main articles of incomes of subjects of the Crimean Federal district, and the volume of tourist flow to the Peninsula in the summer season is a factor with a considerable impact on the country's image. The joining of Crimea and Sevastopol to the Russian Federation led to radical change in the structure of tourist flows that reoriented the Crimean tourism, to a greater extent on the domestic Russian market. The main task at this stage of development of the tourism industry in the region is not only the conquest of new segments of consumers of tourism products, and create favourable conditions for the re-selection of tourists to the Crimea as the place to stay. In this regard, the purpose of this article is to analyze the existing problems of the tourism industry of the Crimean Federal district, acting as limiting factors in the development of tourism and affect the understanding of tourists about the rest of the Peninsula, and development of recommendations to stabilize and subsequently increase the number of tourists to the region. In 2015, the Crimea was visited by 4.5 million tourists. This figure showed a growth of 21 % compared to 2014, when max was 3.8 million people. According to some estimates, in 2016 the growth of the tourist flow in the Crimea in comparison with the year 2015 will exceed 20 %. According to expert estimates, the number of tourists to the region for the year may exceed 6 million people. According to surveys, every second resting in the Crimea, spent his previous vacation. However, if 60 % of tourists were satisfied with the quality of the rest of the Peninsula,
130
40 % indicate significant deterioration of infrastructure and services against the background of significant growth of prices [3]. The study, conducted by the Russian center for public opinion research, identified the main problems hindering the increase of tourist flow to the region. Among the main disadvantages of the tourism industry of the Peninsula campers is often called the imperfect (as with the Crimea, and the inside), poor condition of roads and the beaches, lack of cleanliness, the discrepancy of price and quality of services provided. Despite the existing shortcomings in the quality of the rest of the Peninsula, the Crimea is ready to return 92 % of the tourists. However, two thirds of them expressed substantial suggestions for improving the tourism industry in the region. To stabilize the tourist traffic and the conquest of new segments of potential holidaymakers should consider the following recommendations:
- to improve the quality of the arrangement of the beaches;
- to solve the problem of «price-quality», including through the creation of opportunities the minimum cost for high-grade rest for tourists with low and middle income;
- to create opportunities for affordable children's entertainment (subject to certain conditions, this factor could become even compensating for the factor of high prices in General);
perform state clustering of regions taking into account the subjective component, developed on the results of monitoring during the season;
- repair of roads and efficient transport logistics in cities;
- improve logistics and increase the diversity of the city, including affordable;
to continue the construction of new accommodation facilities and tourist infrastructure;
- to conduct an information campaign to promote the Crimean resort, taking into account different target groups and change the state of the Russian economy.
It is important that the infrastructure of the Crimean region was not only ready to accommodate the increasing tourist flow, but also can provide high quality services. Taking into account all concerns and wishes of the vacationers and working to improve service on the Peninsula, you can win new potential tourists, increase to achieve a high level of development of tourist and recreational industry in the region and increase the competitiveness of the Crimea, as a major resort center, in the global tourism market. Keywords: Crimean Federal district, the tourism, domestic tourism, tourist flow, the problems of the tourism industry, accessibility, accommodation facilities, service.
References
1. Rosturizm: turpotok v Krym za pervuju polovinu 2016 goda vyros na 21,4 % (Rosturizm: the number of tourists in the Crimea during the first half of 2016 grew by 21.4 %). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://ria.ru/tourism/20160627/1453225762.html#ixzz4CxCXdMSF
2. V jetom godu Krym operedit Sochi po ob#emu turpotoka (Rosturizm: the number of tourists in the Crimea during the first half of 2016 grew by 21.4 %). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://crimea.ria.ru/kurort/20160520/1105118479.html
3. Otchet po itogam issledovanija «Opros otdyhajushhih na pljazhah Kryma» (The report on the results of the study «Survey of tourists on the beaches of the Crimea») // Regional'naja programma «Obshhestvennoe mnenie». 2015.
131
4. Spros na otdyh v Krymu letom vyros na 20 % (The demand for recreation in Crimea in summer increased by 20 %). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://mtur.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/335353.htm
5. Turpotok upretsja v cenu: otdyh v Krymu mozhet podorozhat' na 30 % (The number of tourists rested in the price: rest in Crimea could grow by 30 %). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2895701
6. Pochemu rossijane ne hotjat vozvrashhat'sja v svoj Krym? (Why Russians do not want to go to the Crimea?). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://primechaniya.ru/home/news/11353/11835/
Поступила в редакцию 19.09.2016.
132