Научная статья на тему 'Трансформация рынка гостиничных услуг Республики Крым'

Трансформация рынка гостиничных услуг Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
965
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНАЯ УСЛУГА / РЫНОК / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / РЕКРЕАНТ / ИНФРАСТРУКТУРА / РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОСТИНИЧНЫЙ ПРОДУКТ / КАЧЕСТВО / HOSPITALITY SERVICE / MARKET / COMPETITIVE ENVIRONMENT / HOLIDAYMAKER / INFRASTRUCTURE / RECREATIONAL POTENTIAL / HOTEL PRODUCT / QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павленко И.Г.

Представлена характеристика развития гостиничного бизнеса в Республике Крым, отражены основные социально-экономические процессы, происходящие в регионе на всех этапах развития. Выделен ряд важных проблем: невысокая степень использования номерного фонда вследствие простое основных фондов в межсезонный период, неравномерность поступлений доходов гостиничных предприятий, что приводит к нестабильным ожиданиям организаторов отдыха, большая часть гостиниц и аналогичных средств размещения Республики Крым по-прежнему остаются без категории, что не способствует повышению качества обслуживания и уровня услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of the hospitality market in the Republic of Crimea

The study involves the characterization of the hospitality business development in the Republic of Crimea and reflects the basic socio-economic processes at different development stages of the region. A number of important problems have been elicited, such as poor performance in terms of hotel room capacity utilization explained by the downtime of the key housing space in the offseason period; irregular yield from the hotel facilities, which results in changing expectations of the hospitality service facilitators, and the majority of hotels and similar places of accommodation in the Republic of Crimea still having no category, which does not contribute to better service quality.

Текст научной работы на тему «Трансформация рынка гостиничных услуг Республики Крым»

Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 5 (15). Вып. 1. 2019 г. С. 113-131.

УДК 339.1(292.471):[330.123.6:640.4]

Трансформация рынка гостиничных услуг Республики Крым_

Институт экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, E-mail: 11irin@rambler. ru

Представлена характеристика развития гостиничного бизнеса в Республике Крым, отражены основные социально-экономические процессы, происходящие в регионе на всех этапах развития. Выделен ряд важных проблем: невысокая степень использования номерного фонда вследствие простое основных фондов в межсезонный период, неравномерность поступлений доходов гостиничных предприятий, что приводит к нестабильным ожиданиям организаторов отдыха, большая часть гостиниц и аналогичных средств размещения Республики Крым по-прежнему остаются без категории, что не способствует повышению качества обслуживания и уровня услуг.

Ключевые слова: гостиничная услуга, рынок, конкурентная среда, рекреант, инфраструктура, рекреационный потенциал, гостиничный продукт, качество.

Введение

Гостиничная индустрия является одной из самых быстрорастущих в мире. Только в течение второй половины ХХ в. в этой области произошли кардинальные сдвиги, изменившие понимание гостиницы, как только места для ночлега, в отдельный рынок гостиничных услуг и закрепили за ним ведущие позиции среди составляющих туристской отрасли.

В нормативно-правовых актах Российской Федерации туристская деятельность признается одной из приоритетных отраслей экономики государства. В Федеральном законе «О туристской деятельности в Российской Федерации» отмечается положительное влияние туризма на социально -экономическую среду: туризм обеспечивает потребности граждан при совершении путешествий, участвует в создании новых рабочих мест, увеличении доходов государства и граждан Российской Федерации, развитии международных контактов, сохранении объектов туристского показа, рациональном использовании природного и культурного наследия [9]. В Законе «О туристской деятельности в Республике Крым» туризм также определяется одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Крым [8].

Именно гостиничные услуги являются ключевыми элементами развития индустрии туризма, а при выделение данной отрасли приоритетной для развития Республики Крым, возникает необходимость в исследовании особенностей развития рынка гостиничных услуг Республики Крым. Учитывая современные тенденции и закономерности социально-экономического развития регионов, актуальным сегодня является вопрос исследования регионального рынка гостиничных услуг. Методика оценки регионального рынка гостиничных услуг

Павленко И. Г.

Аннотация.

как экономической категории невозможна без глубокого анализа условий, влияющих на его формирование. Республика Крым имеют все необходимые условия для развития регионального рынка гостиничных услуг, но они используются не рационально. Об этом свидетельствуют значительные различия как в уровнях развития регионального рынка гостиничных услуг, так и в особенностях использования объектов гостиничной сферы. Надлежащая оценка регионального рынка гостиничных услуг возможно только при условии соответствующего информационного обеспечения, которое должно опираться на развитую систему достоверных показателей. От системы показателей зависит полнота и правильность отражения состояния регионального рынка гостиничных услуг.

Главной целью исследования является анализ рынка гостиничных услуг Крыма и их территориальной организации для осуществления оценки состояния конкурентной среды гостиниц Республики Крым.

Проблемам анализа состояния туризма и гостеприимства, рынка гостиничных услуг посвящены исследования многих отечественных и зарубежных ученых, однако детальный анализ состояния и тенденций развития совокупности предприятий гостиничного хозяйства определенного региона с точки зрения официальных статистических данных до сих пор не проводился.

В настоящее время в научной литературе не встречаются методические подходы к анализу особенностей функционирования гостиничных услуг в регионе. В контексте нашего исследования целесообразным будет разработать комплекс показателей для оценки основных тенденций развития рынка гостиничных услуг в регионе, это позволит учесть те специфические черты данного рынка, связанные с особенностями процесса предоставления и потребления гостиничных услуг (как товара особого назначения).

Материалы и методы

Региональный рынок гостиничных услуг характеризуется своей специфичностью, которую, по нашему мнению, можно отобразить через специфику размещения гостиничных заведений и санаторно-курортных учреждений, их структуру, а также спрос на услуги и результаты осуществленной деятельности. В нашем исследования мы выделим частные показатели, отражающие фактические условия функционирования рынка гостиничных услуг в регионе, а также результаты их использования. Приведенная методика оценки регионального рынка гостиничных услуг Республики Крым, по нашему мнению, позволяет решить задачи, которые поставлены до начала исследования, а именно:

- анализ выступает основой определения конкурентоспособности рынка гостиничных услуг региона посредством многофакторного сравнительного анализа показателей его деятельности;

- комплексный анализ должен отражать текущее состояние рынка гостиничных услуг региона, а также его динамику, особенности, тенденций и уровень развития гостиничной сферы региона;

- анализируемые данные должны характеризоваться сопоставимостью и объективностью, в качестве базы исследования выступают исключительно официальные, сопоставимые и достоверные данные, разрабатываемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,

осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации в Российской Федерации, в частности Управлением Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю.

Первый этап анализа рынка гостиничных услуг Республики Крым целесообразно проводить, исследуя условия его функционирования и их динамику. Условия функционирования отрасли характеризуют показатели емкости (сколько санаторно-курортных и гостиничных предприятий функционирует в регионе, а также их фактическая возможность разместить определенное число туристов) (табл. 1).

Таблица 1.

Динамика количества коллективных средств размещения

Республики Крым за 2 000-2017 гг.

Период Санаторно- Темп роста Предприятия Темп роста в %

курортные в % к гостиничного к предыдущему

учреждения, ед. предыдущему периоду типа, ед. периоду

2000 519 - 89 -

2005 585 12,72 78 -12,36

2006 599 2,39 81 3,85

2007 586 -2,17 82 1,23

2008 579 -1,19 93 13,41

2009 567 -2,07 96 3,23

2010 544 -4,06 104 8,33

2011 487 -10,48 133 27,88

2012 457 -6,16 166 24,81

2013 396 -13,35 154 -7,23

2014 96 -75,76 194 25,97

2015 126 31,25 172 -11,34

2016 111 -11,90 764 344,19

2017 111 0,00 801 4,84

Темп

роста, в % 21,39 - 900,00 -

Составлено автором по материалам [3-7; 10-23; 29]

Как видно из таблицы 1, в течение анализируемого периода среди коллективных средств размещения Республики Крым произошли следующие существенные изменения: если в 2000 г. количество санаторно-курортных учреждений превышало число предприятий гостиничного типа в 5,8 раз, то уже в 2014 году ситуация изменилась - число предприятий гостиничного типа превышало количество санаторно-курортных учреждений в 2,0 раза. В 2017 году подобная тенденция сохраняется, количество предприятий гостиничного типа

превышает число санаторно-курортных учреждений на 621,6%. Что касается динамики числа санаторно-курортных учреждений, то, в целом, в течение анализируемого периода, она была отрицательна и сократилась на 367,6%, тем не менее, такой спад нельзя назвать равномерным: до 2006 года динамика была положительна и годовой прирост составлял 2,4%, но уже начиная с 2007 года берет начало отрицательная динамика вплоть до 2015 года, в котором подъем составил порядка 31,3%, однако уже в 2016 году наблюдалось снижение на 11,9%. Наибольшее число санаторно-курортных учреждений было в 2006 году - 599, наименьшее в 2014 году - 96, что связано с особенностью деятельности данного типа предприятий и их формой собственности - поскольку большая часть таких учреждений относятся к государственной форме собственности, то в 2014 году закономерно происходили процессы перерегистрации предприятий и их реструктуризации, что неизменно привело к снижению их количества.

Увеличение числа предприятий гостиничного типа также не происходило равномерно - в течение 2005, 2013 и 2015 годов происходило снижение их количества на 12,4%, 7,2% и 11,3% соответственно, в остальные же периоды наблюдался рост. Наибольший рост числа предприятий гостиничного типа произошел в 2011 году на 27, 9% и 2016 году - на 344,2%, в целом же за анализируемый период число предприятий гостиничного типа увеличилось на 800,0%. Таким образом, темпы роста предприятий гостиничного типа превысили темпы снижения числа санаторно-курортных учреждений. В целом же, преобладание предприятий гостиничного типа в структуре курортно-рекреационных предприятий свидетельствует о повышении качества оказываемых услуг и их доступности, а также постепенной переориентации региона в сторону курортного туризма.

Данное утверждение подтверждает также динамика, представленная на рис. 1.

Как видно из рис. 1, в течение анализируемого периода происходило достаточно равномерное увеличение как количества номеров в предприятиях сферы гостиничных услуг, так и их единовременной емкости. Количество номеров в гостиницах и аналогичных средствах размещения увеличилось на 315,7% в течение 2000-2017 гг., наибольший рост пришелся на 2012 г. (количество гостиничных предприятий увеличилось на24,3% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года), 2014 г. - рост составил 30,9% относительно 2013 года и максимальный рост произошел в 2016 году - порядка 124,3% по сравнению с 2015 годом.

Что касается динамики единовременной емкости гостиниц и аналогичных средств размещения, то тут также поддерживается положительная динамика, рост в течение анализируемого периода составил 395,5%. Тем не менее, в отличие от тенденций развития количества номеров, здесь увеличение не было равномерным

- в 2015 году произошло снижение на 9,9% единовременной емкости гостиниц и аналогичных средств размещения. Наибольший рост также пришелся на 2016 год

- по сравнению с 2015 годом увеличение единовременной емкости составило 118,4%, и 2014 год (увеличение на 53,9% по сравнению с 2013 годом).

300011

2000 2005 2006 2007 "ЮГ® 200Я Ц Л О 2012 201 > 201 2П]* 20 Г ---Кет ив! 1инимфа^д|)1н|[] ■ Единсйл£*генн;м власть М«Г5

Рис. 1. Динамика показателей емкости предприятий сферы гостиничных услуг

Республики Крым за 2000-2017 гг. Составлено автором по [3-7; 10-23; 29]

Также следует отметить тенденцию увеличение числа мест в номерах - если в 2000 году на один номер приходилось 2,0 койко-места, то уже в 2017 данный показатель составляет 2,4, что свидетельствует о повышении спроса на номера с большим количеством мест и постепенной переориентацией гостиниц в сторону семейного отдыха.

Несмотря на устоявшиеся предпочтения в выборе региона отдыха, наблюдается тенденция постепенного повышения интереса туристов к другим регионам Крыма, в частности, на 1,6% в течение анализируемого периода возросла доля туристов, посетивших Восточное побережье, на 4,3% - Западное побережье. Кроме того, интерес к другим регионам также увеличивается, рост доли составил 8,8%. В целом, данная тенденция носит положительный характер, поскольку свидетельствует о более равномерном распределении туристской нагрузки на регион и освоении новых зон отдыха, что также приводит к повышению спроса на гостиничный продукт и постепенному решению проблемы сезонности спроса.

С другой стороны, высокое конкурентное преимущество Южного региона ограничивает возможности для развития остальных, но с другой стороны более гибкая ценовая политика дает возможность для привлечения большего числа людей, а также потенциал развития региона в других направлениях дает возможность для развития других видов туризма, и как следствие увеличение гостиничного фонда [24].

Следующий этап анализа рынка гостиничных услуг Республики Крым представлен исследованием результатов деятельности предприятий гостиничной сферы. Результаты функционирования отрасли характеризуют, прежде всего, показатели, отражающие существующий спрос на продукты гостиничных предприятий, а именно коэффициент использования емкости гостиниц (Рис. 2).

Как видно из рис. 2, несмотря на существенное предложение сектора гостиничных услуг Республики Крым, подтвержденное предыдущими исследованиями, в регионе наблюдается устойчивая тенденция незначительного использования емкости гостиниц. Так, максимального значения коэффициент использования емкости гостиниц достиг в 2005 году и составил 0,34, далее наблюдалась непрерывная тенденция снижения спроса и наполняемости мест в гостиницах аналогичных средствах размещения.

2000

035

3016

0.21

0.21

2015

0,1!

21>Ы

0,16

2013

201

3006 0.3

2007 0,26

2008 0,26

1009

Рис. 2. Динамика коэффициента использования емкости гостиниц Республики

Крым в 2000-2017 гг. Составлено автором по [3-7; 10-23; 29]

Наименьшего значения показатель достиг в 2014 году и составил 0,11, в целом же снижение в течение анализируемого периода составило 0,08, что вызвано высокой стоимостью проживания и ярко выраженными сезонными колебаниями.

Финансовый результат деятельности рынка гостиничных услуг Республики Крым представлен на рис. 3. Доходы гостиниц и аналогичных средств

размещения в 2000-2013 годах рассчитаны согласно усредненного официального курса 3,5 руб. к 1 грн., установленному Банком России в 2014 г.

Динамика доходов гостиничных предприятий Республики Крым, представленная на рис. 4, соответствует динамики коэффициента использования емкости гостиниц: результатом невысокого спроса на продукты гостиниц Крыма в 2009 году стало снижение доходов предприятий отрасли на 35,6%, в 2011 году -на 39,2% и в 2014 году - на 30,6%. В целом же, за исследуемый период, доходы гостиничных предприятий Республики Крым выросли на 2429,8%. Наибольший рост отмечается в 2006 году (по сравнению с 2005 годом доходы выросли на 88,6%), в 2010 году рост составил 107,3%, а в 2016 - 116,5%. В целом же динамика доходов соответствует общеэкономическим тенденциям развития региона и имеет положительную динамику. Среди нефинансовых показателей результатов осуществленной деятельности предприятий гостиничного сектора региона следует отметить показатели численности обслуженных рекреантов.

I шооо

не-?,!>

цп, юо

1М< I0.il

6В(Ц> п

■И10Г) О

20(10,0 ■■'

00 ^

2000 ЗЙО? ЮОб 20(Г 1Й№ 2009 2010 201! 2012 2013 2014 2015 2016 201"

Рис. 3. Динамика доходов гостиниц и аналогичных средств размещения Республики Крым за 2000-2017 гг. Составлено автором по материалам [3-7; 10-23; 29]

Динамика количества прибывших и размещенных рекреантов Республики Крым соответствует тенденциям изменения количества действующих санаторно-курортных организаций и предприятий гостиничного типа. В течение анализируемого периода произошло снижение численности оздоровленных рекреантов на 43,5% при одновременном увеличении числа размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения на 334,3%, что подтверждает произошедшие изменения в целевой аудитории рекреационного комплекса

Республики Крым в сторону не только оздоровительного, но и курортно -рекреационного региона. Наибольшее снижение численности оздоровленных рекреантов произошло в 2012 (снижение составило 45,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и 2014 (падение составляло 75,2% по сравнению с 2013 годом) годах. В то же время, снижение численности оздоровленных рекреантов в течение 2000-2017 года не было постоянным, в отдельные периоды наблюдался прирост численности оздоровленных, а именно в 2206 году прирост составил 23,5%, в 2007-14,3%, в 2015 - 105,4%, а в 2016 году рост составил 5,0%, что демонстрирует тенденцию к постепенному увеличению числа рекреантов. Что касается тенденций последних лет, то следует отметить, что прирост числа оздоровленных рекреантов сопровождался также ростом числа обслуженных в гостиницах (в 2015 году рост составил 79,3%, в 2016 году -107,3%), что свидетельствует о постепенном увеличении интереса рекреантов к туристскому региону, а также повышением требований к организации отдыха и обслуживания.

Рассмотрим более подробно ситуацию на рынке гостиничных услуг Республики Крым, сложившуюся в течение 2014-2017 годов, поскольку вышеизложенные исследования отмечают ключевую роль гостиничной отрасли в туристском секторе региона, что также обусловлено изменениями, произошедшими в общественно-политической жизни Республики Крым, сопровождавшимися коренными структурными сдвигами во всей отрасли, в связи с чем и возникает необходимость исследования особенностей функционирования гостиничного сектора в изменившихся условиях.

К средствам размещения согласно ГОСТ Р51185-2014 относятся объекты туристской индустрии, включающие в себя здание/здания/часть здания/строения/сооружения, в которых расположены одно или несколько оборудованных жилых комнат/помещений, предназначенных для размещения и временного проживания туристов [30]. Коллективные средства размещения представляют собой средства размещения (здания, часть здания, помещения), используемые для предоставления услуг средств размещения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. К коллективным средствам размещения относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения -организации, предоставляющие помещение для временного проживания; специализированные средства размещения - объекты туристской индустрии, представляющие собой коллективные средства размещения, которые предоставляют услуги размещения и дополнительные услуги в соответствии с назначением, специализацией, профилем работы и/или направлением деятельности, а именно туристские, оздоровительные, спортивные, физкультурно-оздоровительные, образовательные и другие.

Как видно из данных, представленных в таблице 2, по целям поездок размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения наибольшую долю занимают личные цели поездок (свыше 75,0% ежегодно), в то же время доля деловых и профессиональных путешествий имеет тенденцию к снижению (снижение составило 7,6% в течение 2014-2017 гг.).

В 2017 году преобладали поездки в отпуск, досуг и отдых (92,2% поездок по личным целям размещенных), на втором месте поездки с целью получения образования и профессиональной подготовки (4,9%), на третьем месте поездки с лечебными и оздоровительными целями - 1,4%.

Таблица 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Численность размещенных лиц по целям поездок в гостиницах и _ аналогичных средствах размещения__

Показатели Год Абсолютный прирост 2017/2014 Темп роста 2017/2014, в %

2014 2015 2016 2017

Размещено - всего, человек 255179 457584 948686 888146 632967 348,0

в том числе по целям поездок:

Личные 195606 348588 804416 748846 553240 382,8

из них:

отпуск, досуг и отдых 162505 297533 698606 690104 527599 424,7

образование и профессиональная подготовка 331 5207 6873 36707 36376 11089,7

лечебные и оздоровительные процедуры 1139 11291 77874 10609 9470 931,4

религиозные/палом нические 41 27 469 674 633 1643,9

прочие 31590 34530 20594 10752 -20838 34,0

Деловые и профессиональные 59573 108996 144270 139300 79727 233,8

В процентах к итогу

Личные 76,7 76,2 84,8 84,3 - -

из них:

отпуск, досуг и отдых 83,1 85,4 86,9 92,2 - -

образование и профессиональная подготовка 0,2 1,5 0,9 4,9 - -

лечебные и оздоровительные процедуры 0,6 3,2 9,7 1,4 - -

религиозные/палом нические 0,0 0,0 0,1 0,1 -

прочие 16,1 9,9 2,4 1,4 - -

Деловые и профессиональные 23,3 23,8 15,2 15,7 - -

Составлено автором по [3-7; 10-23; 29]

Анализируя структуру гостиниц и аналогичных средств размещения за 20142017 гг. следует отметить, что из четырех заявленных типов объектов в регионе в разной степени представлены все: гостиницы и хостелы развиваются в

одинаковой тенденции, значительный рост - в 8,5 раз, числа мотелей, в 18,6 раз рост других организаций гостиничного типа.

Кроме того, в течение исследуемого периода произошел ряд методологических изменений структуры гостиниц и аналогичных средств размещения: с 2017 г. пансионаты относятся к числу организаций отдыха, меблированные комнаты входят в общее число других организаций гостиничного типа, данные, начиная с 2016 года, представлены по полному кругу хозяйствующих субъектов (рис. 4).

Серьезную конкуренцию гостиницам составляет сдача апартаментов посуточно, так как стоимость квартиры, как правило, в сутки на 50-70% ниже стоимости гостиничного номера аналогичного качества.

......

I I 11 |НГ|Гр.Е

■XI килм

• Mei~.il ЦШН1К1 В.1е КМВ МП>1

рмоппп

■ Д|] У Г11И '[IЫРО Г*111 Л П I' ПЧ "П ГН-ГНЧ Г> п и го - ПиН'Л №№ПЫ

Рис. 4. Структура гостиниц и аналогичных средств размещения Республики

Крым, 2014-2017 гг., % Составлено автором по [3-7; 10-23; 29]

За последние 20 лет средняя продолжительность отдыха в Крыму сократилась с 20-24 дней до 10-14 дней.

Как видно из табл. 3, 2017 году самыми популярными по продолжительности пребывания туристов на территории полуострова являлись краткосрочные поездки 1-3 дня (46,5% численности размещенных), предположительно в целях деловых поездок (командировка) или туров выходного дня. На втором месте по популярности (18,5% от общего числа) путевки длительностью 8-14 дней, что вполне соответствует тенденции дробить ежегодный отпуск на несколько частей в разное время года.

Таблица 3.

Численность размещенных лиц по продолжительности пребывания в _гостиницах и аналогичных средствах размещения, чел._

Показатели Год Абсолютный прирост 2017/2014 Темп роста 2017/2014, в %

2014 2015 2016 2017

Размещено - всего 255179 457584 948686 888146 632967 348,0

без ночевки - - 8492 3596 - -327,1

1-3 ночевки 105710 182372 280780 413017 307307 390,7

4-7 ночевок 73388 121891 320401 240081 166693 327,1

8-14 ночевок 51545 99344 278005 163912 112367 318,0

15-28 ночевок 22049 27905 51730 59074 37025 267,9

29-91 ночевка 1127 6805 6835 6051 4924 536,9

92-182 ночевки 124 16 2443 2247 2123 1812,1

183 и более ночевок 78 171 - 168 90 215,4

Составлено автором по [3-7; 10-23; 29]

Результаты и обсуждение

Сезонность курорта и туристского потока вызывает аналогичные сезонные процессы в большинстве отраслей экономики Крыма в сфере занятости, в колебаниях уровня цен, структуре доходов и потребительского спроса, в поступлениях в бюджеты, в нагрузке на социальную и инженерную инфраструктуру Крыма.

Показателем качества оказываемых услуг и способностью гостиничного сектора региона предоставить такие услуги выступает «звездность» гостиниц. Аккредитацию организаций, которые осуществляют деятельность по классификации гостиниц и иных средств размещения, осуществляет Министерство курортов и туризма Крыма. Классификация средств размещения Республики Крым представлена на рис. 5.

I I

2014 2015 2016 2017

■ 1 звезда 1 1

■ 2 звезды 1 10 10

3 звезды 13 7 17 28

■ 4 звезды 6 5 10 19

■ 5 звезд 2 2 4 3

без категории 67 58 207 270

Рис. 5. Динамика категоризации гостиниц и аналогичных средств размещения

Республики Крым Составлено автором по [19-21; 29]

Представленная на рис. 5 динамика, в целом, положительна: число аккредитованных гостиниц и аналогичных средств размещения увеличилось с 22 организаций до 61, то есть в 2,8 раз. Большее число аккредитованных гостиничных организаций имеют категорию трех звезд - 59,1% из общего числа аккредитованных предприятий в 2014 году, 50,0% - в 2015 году, 40,5% в 2016 году и 45,9% - в 2017 году. В то же время, непрерывно увеличивается число гостиниц без категории (звезд) - с 67 ед. в 2014 году, до 270 ед. в 2017 году. Это, с одной стороны, свидетельствует о легализации деятельности такой категории средств размещения, а с другой - сигнализирует об угрожающей тенденции -81,6% объектов не имеют надлежащих условий пребывания гостей.

Среди указанных отелей по состоянию на 2017 г. только два отеля в Крыму работают под управлением мировых сетевых операторов - Best Western, г. Севастополь, Rixos, г. Ялта (до середины 2014 г. в Крыму работал международный оператор Radisson SAS, входящий в сеть гостиниц The Rezidor Hotel Group, г. Алушта.

Анализ состояния гостиничного хозяйства Крыма свидетельствует о серьезной проблеме несоответствия большинства крымских гостиниц современному мировому уровню комфорта и сервиса. Уровень обслуживания в отелях Крыма находится на низком уровне, так как из 331 объекта менее 19% подтвердили свою категорию. Гостиницы 3-4 звезд, которые в своем сегменте формируют рынок монополистической конкуренции, то есть цены формируются

под влиянием факторов, которые зависят не от услуг и их качества, а от желания руководства гостиниц установить цену. Единичные пятизвездочные гостиницы, в определенной степени тоже выступают монополистами, так как не имеют существенных конкурентов. Такая ситуация значительно ухудшает положение Крыма на мировом рынке, отдавая преимущество другим регионам и странам. Создание гостиниц типа люкс, или повышение обслуживания и состояния уже существующих гостиниц до этого уровня, дает большое и достаточно долговременное конкурентное преимущество над другими участниками, но требует значительных инвестиций с длительным периодом окупаемости. Однако уже в 2018 году появились предпосылки для качественного улучшения предоставляемых услуг средств размещения: в соответствии с Федеральным Законом от 05.02.2018 г. № 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии» на территории Российской Федерации вводится обязательная классификация гостиниц. В то же время, Министерством курортов и туризма Республики Крым для проведения классификации гостиниц аккредитованы лишь 7 организаций, что, в условиях ограниченности сроков категоризации гостиниц и возможной административной ответственности за несоблюдение данных сроков может привести к ажиотажному спросу и невозможности удовлетворения спроса со стороны предприятий гостиничной сферы.

Выводы

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о, в целом, положительной динамике развития гостиничного бизнеса в Республике Крым, отражающей основные социально - экономические процессы, происходящие в регионе на всех этапах развития. Тем не менее, по -прежнему остается ряд важных проблем: невысокая степень использования номерного фонда вследствие существенных простое основных фондов в межсезонный период, неравномерность поступлений доходов гостиничных предприятий что приводит к нестабильным ожиданиям организаторов отдыха, динамика количества размещенных рекреантов Республики Крым хоть и в целом положительна, все же сохраняет элементы нестабильности, большое количество гостиниц и аналогичных средств размещения Республики Крым по-прежнему остаются без категории, что не способствует повышению качества обслуживания и уровня услуг.

Реализация имеющегося потенциала региона требует решения следующих ключевых проблем:

- уменьшение техногенной нагрузки на рекреационные территории Республики Крым, что обусловливает ухудшение их экологического и санитарного состояния, утрату ими конкурентоспособности в пределах Черноморского региона;

- нерациональное использование ресурсов прибрежной зоны, в частности неудовлетворительное состояние береговой линии и пляжей, что приводит к

снижению уровня использования этой составляющей рекреационного потенциала Республики Крым;

- разрушение и неудовлетворительное состояние объектов историко-культурного, архитектурного наследия, как следствие - вынужденные ограничения их посещений или потеря ими туристской привлекательности;

- нарушение уникальной флоры и фауны, естественных ландшафтов Крыма, что при отсутствии системных шагов по их защите и восстановлению приводит к изъятию из туристического оборота значительной доли потенциально конкурентоспособных туристических и рекреационных территорий;

- усиление неравномерности нагрузки на рекреационный потенциал Крыма в связи с существованием значительных неосвоенных рекреационных территорий, неэффективное использование туристского потенциала горных, предгорных и степных районов при одновременной чрезмерной нагрузке южных, юго-восточных и юго-западных районов Крыма во время курортного сезона;

- неравномерность использования рекреационного потенциала Крыма в течение года в связи с небольшой продолжительностью активного курортного сезона, обусловленной в значительной мере неразвитостью курортной и коммунальной инфраструктур, а также просчетами в маркетинговой политике курортных районов;

- тенизация услуг туристическо-рекреационного комплекса, что приводит к потере местными бюджетами и бюджетом республики значительной доли потенциальных доходов и к ослаблению возможностей развития коммунальной инфраструктуры, адекватной увеличению притока рекреантов;

- низкий уровень конкурентоспособности туристского продукта в связи с неудовлетворительным состоянием объектов материально-технической базы, ограниченный набор рекреационных услуг;

- неудовлетворительное качество туристских, лечебных и сопутствующих услуг, их несоответствие мировым стандартам, необеспеченность отрасли высококвалифицированными специалистами, низкий уровень инновационности рекреационного турпродукта;

- нерациональная территориальная организация санаторно-курортной и туристической деятельности, отсутствие четкого определения функционального зонирования и единого стиля застройки курортных городов [25].

- применение современных технологий гостиничного обслуживания на операционном уровне тормозится отсутствием конкуренции со стороны мощных международных гостиничных сетей и слабостью внутренней конкуренции. На крымском гостиничном рынке отсутствуют сетевые отели.

Таким образом, в регионе курортная и туристическая деятельность пока еще остаются малоэффективными. Реформирование гостиничного хозяйства Крыма имеет целью создание современной конкурентоспособной высокоэффективной отрасли общегосударственного и международного значения, восстановление статуса Крыма как современного туристического центра.

На сегодняшний момент законодательно регулируется основные направления работы гостиниц, их сертификация и классификация. В рамках развития туристского направления в настоящее время пересматриваются законы и нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность гостиниц, с целью повышения качества предоставляемых услуг и привлечения иностранных

туристов, популяризации туристского направления Крыма. Также разрабатываются стратегические программы развития Республики Крым и реализуются уже принятые, которые дадут возможность развитие новым направлениям деятельности, при льготном налогообложении и других экономических стимулах, и занять мировые конкурентные позиции.

Республика Крым является перспективным регионом для развития гостиничного бизнеса с учетом разнообразия его природных, рекреационных и климатических ресурсов. При постоянной государственной поддержке инвестиционная привлекательность региона постоянно растет, у инвесторов появляется доверие к надежности и стабильности экономической ситуации.

Наличие вышеперечисленных проблем обуславливает необходимость совершенствования региональной политики по развитию регионального рынка услуг. Для этого требуется комплексная оценка уровня развития рынка услуг, на основе которой будут определены приоритетные цели развития и направления государственной политики.

Литература

1. UNWTO Annual Report 2017 Edition. Madrid: UNWTO, 2018. 106 p.

2. UNWTO Tourism Highlights 2017 Edition. Madrid: UNWTO, 2017. 16 p.

3. Готелi та iншi мюця для тимчасового проживання [Текст]: стат. збiрник / Держкомстат. Кшв, 2011. 207 с.

4. Готельне господарство Автономно! Республши Крим: Статистичний збiрник / за ред. Н. А. Полонсько!. Омферополь, 2011. 77 с.

5. Колективш засоби розмщування Автономно! Республши Крим у 2012 рощ [Текст] : стат. бюлетень / Головне управлшня статистики в Автономий Республщ Крим. Омферополь, 2013. 144 с.

6. Колективш засоби розмщування в Укра!ш у 2011 рощ: стат. бюлетень / Держкомстат. Кшв, 2012. 190 с.

7. Колективш засоби розмщування в Укра!ш у 2014 рощ стат. бюлетень / Держ. служба статистики Украши. Кшв, 2015. 200 с.

8. О туристской деятельности в Республике Крым [Электронный ресурс]:закон Республики Крым от 14 авг. 2014 г. № 51-ЗРК. Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_235245.pdf.

9. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24нояб. 1996 г. № 132-Ф3. Режим доступа: https://www.mkrf.ru/documents/ob_osnovakh_turistskoy_deyatel351560/.

10. Санаторно-курортне лжування, оргашзований вщпочинок та туризм в Укра!ш: стат. бюлетень / Держ. служба статистики Украши. Кшв, 2011. 91 с.

11. Санаторно-курортне лжування, оргашзований вщпочинок та туризм в Автономнш Республщ Крим: стат. збiрник / Головне управлшня статистики в Автономнш Республщ Крим. Омферополь, 2001. 43 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Санаторно-курортне лжування, оргашзований вщпочинок та туризм в Автономнш Республщ Крим у 2006/2007: стат. збiрник / Головне управлшня статистики в Автономнш Республщ Крим. Омферополь, 2007. 140 с.

13. Санаторно-курортне лжування, оргашзований вiдпочинок та туризм в Автономнш Республiцi Крим у 2005/2006: стат. збiрник / Головне управлшня статистики в Автономнш Республщ Крим. Сiмферополь, 2006. 115 с.

14. Санаторно-курортне лжування, оргашзований вщпочинок та туризм в Автономнш Республщ Крим у 2007/2008: стат. збiрник / Головне управлшня статистики в Автономнш Республщ Крим. Омферополь, 2008. 151 с.

15. Санаторно-курортне лжування, органiзований вiдпочинок та туризм в Автономнш Республщ Крим у 2007/2008: стат. збiрник / Головне управлшня статистики в Автономнш Республщ Крим. Омферополь, 2009. 147 с.

16. Санаторно-курортне лжування, оргашзований вщпочинок та туризм в Автономнш Республщ Крим у 2009/2010: стат. збiрник / Головне управлшня статистики в Автономнш Республщ Крим. Омферополь, 2010. 156 с.

17. Санаторно-курортне лжування, оргашзований вщпочинок та туризм в Автономнш Республщ Крим у 2010/2011: стат. збiрник / Головне управлшня статистики в Автономнш Республщ Крим. Омферополь, 2011. 152 с.

18. Статистичний щорiчник Автономно! Республши Крим за 2011 рж / [за ред. В. I. Колесник]. Омферополь: Гол. управлшня статистики в Автономнш Республщ Крим, 2012. 559 с.

19. Туризм и туристские ресурсы Республики Крым за 2014 год: стат. сборник / Крымстат. Симферополь: [б. и.], 2015. 138 с.

20. Туризм и туристские ресурсы Республики Крым за 2015 год: бюллетень / Крымстат. Симферополь: [б. и.], 2016. 112 с.

21. Туризм и туристские ресурсы Республики Крым за 2016 год: сборник / Крымстат. Симферополь: [б. и.], 2017. 150 с.

22. Туристична дiяльнiсть в Укра'1'ш у 2011 рощ: стат. бюлетень / Держкомстат. Кшв, 2012. 76 с.

23. Туристская деятельность в Республике Крым в 2013 году: стат. бюллетень / Служба статистики Республики Крым (Крымстат). Симферополь, 2014. 188 с.

24. Справочная информация о количестве туристов, посетивших Республику Крым за 2016 год [Электронный ресурс] // Портал Правительства Республики Крым: [офиц. web-сайт]. Режим доступа: https://mtur.rk.gov.ru/ru/document/show/30

25. Павленко И. Г. Развитие предпринимательства в гостиничном бизнесе автономной Республики Крым // Вестник ОрелГИЭТ. 2011. № 3 (17). С. 142148.

26. О развитии туристской отрасли Республики Крым за 2017 год [Электронный ресурс] // Портал Правительства Республики Крым: [офиц. web-сайт]. Режим доступа:

https://mtur.rk.gov.ru/uploads/mtur/attachments//d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf 8427eZphpMDdz5m_2017.pdf

27. О развитии туристской отрасли Республики Крым в 2016 году [Электронный ресурс] // Портал Правительства Республики Крым: [офиц. web-сайт]. Режим доступа:

https://mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubliki_krim_v_2016_go du_1.pdf

28. О развитии туристской отрасли Республики Крым в 2015 году [Электронный ресурс] // Портал Правительства Республики Крым: [офиц. web-сайт]. Режим доступа: https://mtur.rk.gov.ru/ru/document/show/29

29. Туризм и туристские ресурсы Республики Крым за 2017 год: сборник / Крымстат. Симферополь : [б. и.], 2018. 144 с.

30. ГОСТ Р 51185-2014 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. Введ. 2016-01-01. М.: Стандартинформ, 2015. 20 с.

Pavlenko I. G.

Transformation of the hospitality market in the Republic of Crimea_

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy, Simferopol, Russian Federation E-mail: 11irin@rambler. ru

Abstract. The study involves the characterization of the hospitality business development in the Republic of Crimea and reflects the basic socio-economic processes at different development stages of the region. A number of important problems have been elicited, such as poor performance in terms of hotel room capacity utilization explained by the downtime of the key housing space in the offseason period; irregular yield from the hotel facilities, which results in changing expectations of the hospitality service facilitators, and the majority of hotels and similar places of accommodation in the Republic of Crimea still having no category, which does not contribute to better service quality.

Key words: hospitality service, market, competitive environment, holidaymaker, infrastructure, recreational potential, hotel product, quality.

References

1. UNWTO Annual Report 2017 Edition. Madrid: UNWTO, 2018. 106 p.

2. UNWTO Tourism Highlights 2017 Edition. Madrid: UNWTO, 2017. 16 p.

3. Goteli ta inshi miscya dlya timchasovogo prozhivannya [Tekst]: stat. zbirnik / Derzhkomstat. Kiiv, 2011. 207 s. (in Ukrainian)

4. Gotel'ne gospodarstvo Avtonomnoi Respubliki Krim: Statistichnij zbirnik / za red. N. A. Polons'koi. Simferopol', 2011. 77 s. (in Ukrainian)

5. Kolektivni zasobi rozmishchuvannya Avtonomnoi Respubliki Krim u 2012 roci [Tekst] : stat. byuleten' / Golovne upravlinnya statistiki v Avtonomnij Respublici Krim. Simferopol', 2013. 144 s. (in Ukrainian)

6. Kolektivni zasobi rozmishchuvannya v Ukraini u 2011 roci: stat. byuleten' / Derzhkomstat. Kiiv, 2012. 190 s. (in Russian)

7. Kolektivni zasobi rozmishchuvannya v Ukraini u 2014 roci: stat. byuleten' / Derzh. sluzhba statistiki Ukraini. Kiiv, 2015. 200 s. (in Russian)

8. O turistskoj deyatel'nosti v Respublike Krym :zakon Respubliki Krym ot 14 avg. 2014 g. № 51-ZRK. URL: http://mtur.rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_235245.pdf. (in Russian)

9. Ob osnovah turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 24noyab. 1996 g. № 132-FZ. URL: https://www.mkrf.ru/documents/ob_osnovakh_turistskoy_deyatel351560/. (in Russian)

naeneuKO H. r.

10. Sanatorno-kurortne likuvannya, organizovanij vidpochinok ta turizm v Ukrai'ni: stat. byuleten' / Derzh. sluzhba statistiki Ukrai'ni. Kii'v, 2011. 91 s. (in Ukrainian)

11. Sanatorno-kurortne likuvannya, organizovanij vidpochinok ta turizm v Avtonomnij Respublici Krim: stat. zbirnik / Golovne upravlinnya statistiki v Avtonomnij Respublici Krim. Simferopol', 2001. 43 s. (in Ukrainian)

12. Sanatorno-kurortne likuvannya, organizovanij vidpochinok ta turizm v Avtonomnij Respublici Krim u 2006/2007: stat. zbirnik / Golovne upravlinnya statistiki v Avtonomnij Respublici Krim. Simferopol', 2007. 140 s. (in Ukrainian)

13. Sanatorno-kurortne likuvannya, organizovanij vidpochinok ta turizm v Avtonomnij Respublici Krim u 2005/2006: stat. zbirnik / Golovne upravlinnya statistiki v Avtonomnij Respublici Krim. Simferopol', 2006. 115 s. (in Ukrainian)

14. Sanatorno-kurortne likuvannya, organizovanij vidpochinok ta turizm v Avtonomnij Respublici Krim u 2007/2008: stat. zbirnik / Golovne upravlinnya statistiki v Avtonomnij Respublici Krim. Simferopol', 2008. 151 s. (in Ukrainian)

15. Sanatorno-kurortne likuvannya, organizovanij vidpochinok ta turizm v Avtonomnij Respublici Krim u 2007/2008: stat. zbirnik / Golovne upravlinnya statistiki v Avtonomnij Respublici Krim. Simferopol', 2009. 147 s. (in Ukrainian)

16. Sanatorno-kurortne likuvannya, organizovanij vidpochinok ta turizm v Avtonomnij Respublici Krim u 2009/2010: stat. zbirnik / Golovne upravlinnya statistiki v Avtonomnij Respublici Krim. Simferopol', 2010. 156 s. (in Ukrainian)

17. Sanatorno-kurortne likuvannya, organizovanij vidpochinok ta turizm v Avtonomnij Respublici Krim u 2010/2011: stat. zbirnik / Golovne upravlinnya statistiki v Avtonomnij Respublici Krim. Simferopol', 2011. 152 s. (in Ukrainian)

18. Statistichnij shchorichnik Avtonomnoi Respubliki Krim za 2011 rik / [za red. V. I. Kolesnik]. Simferopol': Gol. upravlinnya statistiki v Avtonomnij Respublici Krim, 2012. 559 s. (in Ukrainian)

19. Turizm i turistskie resursy Respubliki Krym za 2014 god: stat. sbornik / Krymstat. Simferopol': [b. i.], 2015. 138 s. (in Russian)

20. Turizm i turistskie resursy Respubliki Krym za 2015 god: byulleten' / Krymstat. Simferopol': [b. i.], 2016. 112 s. (in Russian)

21. Turizm i turistskie resursy Respubliki Krym za 2016 god: sbornik / Krymstat. Simferopol': [b. i.], 2017. 150 s. (in Russian)

22. Turistichna diyal'nist' v Ukrai'ni u 2011 roci: stat. byuleten' / Derzhkomstat. Kii'v, 2012. 76 s. (in Russian)

23. Turistskaya deyatel'nost' v Respublike Krym v 2013 godu: stat. byulleten' / Sluzhba statistiki Respubliki Krym (Krymstat). Simferopol', 2014. 188 s. (in Russian)

24. Spravochnaya informaciya o kolichestve turistov, posetivshih Respubliku Krym za 2016 god // Portal Pravitel'stva Respubliki Krym: [ofic. web-sajt]. URL: https://mtur.rk.gov.ru/ru/document/show/30 (in Russian)

25. Pavlenko I. G. Razvitie predprinimatel'stva v gostinichnom biznese avtonomnoj Respubliki Krym // Vestnik OrelGIET. 2011. № 3 (17). S. 142-148. (in Russian)

26. O razvitii turistskoj otrasli Respubliki Krym za 2017 god // Portal Pravitel'stva Respubliki Krym: [ofic. web-sajt]. URL: https://mtur.rk.gov.ru/uploads/mtur/attachments//d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf 8427e/phpMDdz5m_2017.pdf. (in Russian)

27. O razvitii turistskoj otrasli Respubliki Krym v 2016 godu // Portal Pravitel'stva Respubliki Krym: [ofic. web-sajt]. URL:

https://mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubliki_krim_v_2016_go du_1.pdf. (in Russian)

28. O razvitii turistskoj otrasli Respubliki Krym v 2015 godu // Portal Pravitel'stva Respubliki Krym: [ofic. web-sajt]. URL: https://mtur.rk.gov.ru/ru/document/show/29. (in Russian)

29. Turizm i turistskie resursy Respubliki Krym za 2017 god: sbornik / Krymstat. Simferopol' : [b. i.], 2018. 144 s. (in Russian)

30. GOST R 51185-2014 Turistskie uslugi. Sredstva razmeshcheniya. Obshchie trebovaniya. Vved. 2016-01-01. M.: Standartinform, 2015. 20 s. (in Russian)

Поступила в редакцию 25.04.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.