Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кротова М.А., Рощектаева У.Ю., Ходыкин Н.Н.

Высшие органы финансового контроля выполняют прежде всего функцию внешнего аудита государственных расходов. Первоначально они рассматривались как независимые структуры, обслуживающие государственные учреждения и имеющие мало общего с общественностью и более широкими вопросами общественного управления. Сегодня эта позиция высших органов финансового контроля постепенно меняется во всем мире в свете более широких преобразований роли правительств, собственной практики высших органов финансового контроля и расширения участия общественности в государственном управлении. В статье рассматриваются причины данных трансформаций, а также препятствия для более продуктивного сотрудничества между высшими органами финансового контроля и общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE ROLE OF THE SUPREME BODIES OF FINANCIAL CONTROL IN IMPROVING THE EFFICIENCY OF PUBLIC ADMINISTRATION

The supreme financial control bodies primarily perform the function of an external audit of public expenditures. Initially, they were viewed as independent structures serving State institutions and having little to do with the public and broader issues of public administration. Today, this position of the supreme audit institutions is gradually changing all over the world in the light of broader transformations of the role of Governments, the own practice of the supreme audit institutions and the expansion of public participation in public administration. The article discusses the reasons for these transformations, as well as obstacles to more productive cooperation between the supreme financial control bodies and the public.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Проведенное исследование позволило сделать следующий вывод.

Внешнеполитическая ситуация и экономические санкции со стороны недружественных стран создают для России и Китая благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества. Одним из приоритетных направлений является сотрудничество в сфере цифровой экономики, где Китайская народная республика (КНР) достигла существенных успехов. Так, например, проблема отключения финансовых организаций от международной платежной системы SWIFT была решена созданием российской системы передачи финансовых сообщений (СПФС).

К перспективным направлениям сотрудничества России и Китая является развитие систем электронных платежей. Так, например, с 10 марта 2022 года платежные системы Visa и Mastercard, выпущенные российскими банками приостановили свою деятельность. Это означает, что невозможно заграницей производить расчеты с картами Visa и Mastercard и приобретать товары и услуги на зарубежных сайтах. Однако, есть альтернативное решение и данной проблемы. Сейчас для обхода ограничений россияне пользуются кобейджинговые карты UnionPay.

К настоящему времени логотип UnionPay с китайскими иероглифами есть уже на 9 миллиардах пластиковых карт в мире. Это больше, чем население земного шара. По этому показателю можно оценить, как быстро китайцы проводят финансовую экспансию. На сегодняшний день карты принимают в 90 % торговых точек Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). А в Европе и Северной Америке - в 70 % точек.

Источники:

1. Акимова И.П. Цифровизация банковского сектора: новые вызовы и перспективы / И.П. Акимова, М.М. Бегичев, А.В. Власов // Ученые записки российской академии предпринимательства / Москва: Издательство: Российского университета транспорта, 2020. - С. 70 - 80. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44036246_38050515.pdf.

2. Дубинин С.К. Финансовая система под давлением санкций: логика конфронтации // Россия в глобальной политике. 2022. Том 20. № 5. С. 168-187.

3. Щербакова Н. В. Цифровые технологии в банковском секторе РФ: особенности и сопутствующие угрозы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. Т. 6. № 1. С. 136-146. DOI: https://doi.org/10.21603/2500-3372-2021-6-1-136-146.

4. Официальный сайт Ассоциации банков России - Режим доступа: URL: https:// https://asros.ru/news/asros/.

5. Официальный сайт Коммерсантъ - Режим доступа: URL: https:// https:// https://www.kommersant.ru/doc/4426609.

EDN: DTMTVK

М.А. Кротова - к.э.н, доцент кафедры экономической безопасности, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, margo52@list.ru,

M.A. Krotova - candidate of economics, associate professor of the department of economic security, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia;

У.Ю. Рощектаева - к.э.н, доцент кафедры экономической безопасности, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, ul_rosh@mail.ru,

U.Yu. Roshchektaeva - candidate of economics, associate professor of the department of economic security, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia;

Н.Н. Ходыкин - студент магистратуры 3 курс, Армавирский государственный педагогический университет, Армавир, Россия, kubstu.ieub@gmail.com,

N.N. Khodykin - 3rd year master's student, Armavir state pedagogical university, Armavir, Russia.

ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ TRANSFORMATION OF THE ROLE OF THE SUPREME BODIES OF FINANCIAL CONTROL IN IMPROVING

THE EFFICIENCY OF PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация. Высшие органы финансового контроля выполняют прежде всего функцию внешнего аудита государственных расходов. Первоначально они рассматривались как независимые структуры, обслуживающие государственные учреждения и имеющие мало общего с общественностью и более широкими вопросами общественного управления. Сегодня эта позиция высших органов финансового контроля постепенно меняется во всем мире в свете более широких преобразований роли правительств, собственной практики высших органов финансового контроля и расширения участия общественности в государственном управлении. В статье рассматриваются причины данных трансформаций, а также препятствия для более продуктивного сотрудничества между высшими органами финансового контроля и общественностью.

Abstract. The supreme financial control bodies primarily perform the function of an external audit of public expenditures. Initially, they were viewed as independent structures serving State institutions and having little to do with the public and broader issues of public administration. Today, this position of the supreme audit institutions is gradually changing all over the world in the light of broader transformations of the role of Governments, the own practice of the supreme audit institutions and the expansion of public participation in public administration. The article discusses the reasons for these transformations, as well as obstacles to more productive cooperation between the supreme financial control bodies and the public.

Ключевые слова: высшие органы финансового контроля, организации гражданского общества, государственное управление.

Keywords: supreme financial control bodies, civil society organizations, public administration.

Высшие органы финансового контроля (ВОФК) традиционно рассматривались как изолированные структуры, выполняющие функцию внешнего аудита государственных расходов и имеющие мало общего с общественностью и более широкими вопросами общественного управления. Этот имидж был сформирован их функцией: ВОФК отвечают за проверку того, используются ли государственные ресурсы по назначению эф-

фективно и экономично в соответствии с существующими правилами. Надежная и объективная отчетность имеет решающее значение для ВОФК с точки зрения обеспечения подотчетности и прозрачности в государственном управлении. Такое высокое качество отчетности, в свою очередь, зависит от того, являются ли ВОФК независимыми от тех, кого они проверяют; основаны ли их методы аудита на научных подходах; обладают ли аудиторы необходимой профессиональной квалификацией и честностью.

Однако роль ВОФК постепенно меняется во всем мире. За последние несколько десятилетий более широкая сфера деятельности ВОФК - финансовый контроль и оценка функционирования правительства, - претерпела кардинальные изменения. Все чаще ученые и практики используют термин «управление» для обозначения того, что правительство - не единственная заинтересованная сторона в управлении общественной жизнью страны, оно разделяет эту ответственность с другими субъектами общества. Данная трансформация обусловлена разными причинами, включая экономическую либерализацию и снижение роли государства; глобализацию; достижения в области технологий, средств связи и транспорта; укрепление и консолидацию заинтересованных сторон вне правительства, включая гражданское общество и частный сектор, желающих играть большую роль в управлении. Растущая сложность этой среды, усиливающая ответственность и подотчетность правительства еще больше вынуждает их открывать процесс управления для более широкого круга заинтересованных сторон. В результате общепринятый взгляд на правительство как контролирующий и регулирующий орган в настоящий момент потерял свою актуальность.

Новая конфигурация того, как осуществляется государственное управление, далека от идеала и все еще развивается. С одной стороны, это дает возможность повысить эффективность и снизить растущие издержки, предоставляя больше возможностей для самоуправления посредством децентрализации и более широкого участия общественности. При этом необходимо отметить, что в этом случае общество становится более демократичным, просвещенным, ему наделяются дополнительные полномочия. Не маловажную роль при этом отдаются коммуникационным технологиям, которые являются одним из инструментов, способствующих такому участию. С другой стороны, эти изменения также представляют угрозу сплоченности общества. Например, коммуникационные технологии углубляют фрагментацию общества, поскольку оно распадается на различные группы, защищенные от взглядов других, отчасти позволяя им взаимодействовать внутри своих сообществ, еще больше углубляя предубеждения друг друга и толкая их к противоположным крайностям. Растущее неравенство в благосостоянии и политическое влияние является еще одной угрозой, которая имеет тенденцию к увеличению.

В этой меняющейся среде с большим потенциалом, а также значительными угрозами общественному благополучию работа ВОФК становится все более сложной и важной. Эти условия также вынуждают ВОФК пересмотреть свой традиционный способ ведения деятельности.

Общие преобразования в характере государственного управления дополнительно усиливаются рядом факторов, изменяющих роль и восприятие ВОФК заинтересованными сторонами внутри и за пределами этих учреждений. Например, новые методы коммуникации, подкрепленные усовершенствованными информационными технологиями, облегчили разрушение ранее относительно изолированного имиджа и практики аудиторских учреждений. Если до 1990-х годов немногие ВОФК публиковали отчеты о своей работе, то с тех пор все больше из них начали делиться своими выводами для общего пользования напрямую, а также путем установления более тесных связей со средствами массовой информации, так что к 2000-м годам коммуникационная политика стала рассматриваться как важнейший компонент управления ВОФК.

Кроме того, роль ВОФК постепенно расширяется от финансового аудита до аудита эффективности и стратегического аудита с конечной целью повышения качества управления. В резолюции 66-й Генеральной Ассамблеи ООН 2011 года «Содействие эффективности, подотчетности, действенности и прозрачности государственного управления путем укрепления высших органов аудита» подчеркивается важная роль ВОФК в этом отношении.

Расширение сотрудничества между ВОФК через Международную организацию высших органов аудита (INTOSAI) также способствовало постепенной трансформации аудиторских учреждений. Цель INTOSAI - способствовать развитию и обмену передовым опытом, совершенствованию государственного аудита во всем мире, а также повышению профессионального потенциала и влияния ВОФК-членов в их соответствующих странах. Членами этой организации являются ВОФК из 198 стран. Таким образом, мероприятия и каналы коммуникации INTOSAI позволяют ВОФК сравнивать свой собственный опыт с другими аналогичными учреждениями, делиться общими проблемами и успехами и учиться у других.

Большинство факторов, связанных с трансформацией имиджа правительств и ВОФК, характера их работы, также повлияли на роль граждан в обеспечении подотчетности правительства во всем мире посредством более активного их участия в процессе управления. Стремительное развитие технологий и средств коммуникации открывает широкий спектр возможностей для участия граждан в управлении. Например, инструменты электронного правительства расширились и служат важным инструментом для их активности. Каналы социальных сетей постепенно распространяются на все уровни государственного управления, способствуя инициативам граждан по привлечению правительств к отчетности. Таким образом, социальные сети обладают значительным потенциалом для обеспечения более активного участия общественности в деятельности правительства.

Сегодня все больше раскрывается роль организаций гражданского общества в управлении во многих странах по всему миру. По данным Всемирного банка, организации гражданского общества стали значимыми игроками в глобальном финансировании развития, все больше влияя на формирование глобальной и национальной государственной политики. Растущее внимание политиков и граждан к необходимости надлежащего

управления и большей прозрачности также открыло двери для организаций гражданского общества. Поскольку их влияние продолжает расти, они также привлекают все большее внимание общественности, что вызывает призывы к большей подотчетности.

В целом, правительства в настоящее время сталкиваются с растущим требованием быть более подотчетными, прозрачными и эффективными со стороны граждан, которые все более настойчиво заявляют о своем праве быть информированными и влиять на процессы принятия решений правительствами. Формируется политическая среда, в которой граждане становятся более активными, более осведомленными и более информированными, чем когда-либо прежде. Эти отношения между правительством и гражданами отражены в новом термине «социальная подотчетность». Формируется благоприятная среда для укрепления партнерства между ВОФК и гражданами.

Идея о том, что сотрудничество граждан с государственными учреждениями выгодно для обеих сторон, не нова. В 1970-х и 1980-х годах совместное предоставление государственной услуги государственным учреждением, а также потребителями услуг определялось как совместное производство. Внимание сосредотачивалось на практических преимуществах такого сотрудничества, таких как экономия средств и повышение эффективности, которые правительства могут извлечь из сотрудничества с гражданами. С конца 1990-х годов в литературе все больше внимания уделяется трансформации ценностей и мировоззрений, которые может породить участие граждан в управлении, включая расширение прав и возможностей и создание социального капитала среди граждан посредством коллективных усилий.

Как инструментальные, так и нормативные преимущества участия граждан непосредственно применимы к сотрудничеству между ВОФК и гражданами, возможно, в большей степени, чем к другим государственным учреждениям, поскольку эти два направления имеют важные взаимодополняющие черты. Они оба являются наблюдателями за подотчетностью, стремящимися повысить качество управления как внутри правительства, так и за его пределами соответственно. Оба используют информацию хорошего качества и зависят от нее, чтобы выявить проблемы и определить области для улучшения. Что еще более важно, ВОФК являются агентами граждан, которым поручено обеспечивать подотчетность правительства и процесса управления. ВОФК располагают информацией, необходимой гражданским надзорным органам для обеспечения социальной подотчетности.

Являясь одним из ключевых институтов, занимающихся оценкой общественной деятельности, ВОФК имеют внутренний доступ к ценной информации, которую ищут и в которой нуждаются организации гражданского общества. Таким образом, ВОФК играют важную роль в обеспечении уверенности в том, что информация, предоставляемая правительством, является полной, объективной, надежной, актуальной и понятной. Эта роль имеет решающее значение для укрепления отношений между правительством и гражданами, а также для повышения доверия граждан, социального согласия, что имеет важное значение для надлежащего управления. Передовой международный опыт предусматривает, что ВОФК должны стремиться облегчить доступ граждан к информации, генерируемой ВОФК, и такая информация должна быть актуальной, заслуживающей доверия и во всеобъемлющем формате, легкодоступном для общественности.

ВОФК больше недостаточно изолировать себя от общественности, чтобы эффективно выполнять свою миссию. Поскольку процесс управления и сфера охвата становятся все более сложными, ВОФК должны быть открыты для участия общественности в процессе принятия решений, должны учитывать интересы граждан в своей работе и соответствующим образом коммуницировать. Например, организации гражданского общества посредством социальных аудитов и других подобных процессов могут предоставлять ВОФК информацию, которая может дополнять и усиливать работу ВОФК. Такая конкретная информация, а также общая обратная связь, полученная ВОФК от общественности по результатам их аудита, могут помочь ВОФК сосредоточить свои будущие аудиты на областях, представляющих большой интерес для граждан. Реагирование на жалобы граждан в ходе процесса аудита может дать ВОФК представление о предполагаемом мошенничестве и областях высокого риска, а также может сделать проверки ВОФК более оперативными и целенаправленными.

Нарушения, на которые ВОФК указывают в своих отчетах, имеют больше шансов быть устраненными, если на них оказывается давление со стороны заинтересованных сторон как внутри, так и за пределами системы общественного надзора. Организации гражданского общества могут осуществлять мониторинг и оказывать давление на парламент и исполнительную власть с целью выполнения рекомендаций аудита. В то время как аудиторским учреждениям традиционно не позволяют участвовать в политических процессах, ВОФК могут усилить воздействие аудиторских отчетов, выстраивая постоянные отношения с проверяемыми и другими ключевыми заинтересованными сторонами, такими как средства массовой информации, организации гражданского общества, граждане и их представители в законодательных органах, которые могут поддержать работу ВОФК, настаивая на необходимых изменениях; вводя новые законы, внедряя изменения и мониторинг выполнения рекомендаций.

В целом, продуктивное сотрудничество между ВОФК и гражданами может стать средством повышения качества управления. Это сотрудничество особенно важно, учитывая сложность процесса управления, многоуровневую сеть взаимозависимых отношений, которые распределяют ответственность и препятствуют прозрачности в вопросах, затрагивающих общественные интересы. Международная федерация бухгалтеров (ГРАС) обобщила следующие преимущества, которые ВОФК могут получить благодаря более тесному сотрудничеству с гражданами, которые представлены на рисунке 1.

П реиллущества сотрудничества ВОФК и граждан повышение осведомленности общественности о государственной политике, процессах и результатах деятельности;

повышение качества данных (точность, непротиворечивость и своевременность);

переход к открытому управлению;

в режиме реального времени, мгновенная, разнообразная обратная связь от общественности;

открытое сотрудничество с общественностью для решения сложных вопросов;

сотрудничество для принятия решений;

обеспечение интегрированных структур управления и процессов для вовлечения

расширение масштабов и глубины возможностей прозрачности, участия и сотр уд н и ч есте а;

прочное партнерство в борьбе с коррупцией и неэффективностью государственного управления;

создание и поддержание общественного интереса и участия;

повышение подотчетности правительства.

Рисунок 1 - Преимущества сотрудничества ВОФК и граждан

Если более прочные партнерские отношения между ВОФК и гражданами так важны и выгодны для обеих сторон и для качества управления, как такое сотрудничество реализуется на практике? Сотрудничество между аудиторами и гражданским обществом может принимать различные формы. Проведенный INTOSAI опрос его членов выявил три основных типа взаимодействия ВОФК с гражданами.

Уровень первый: Информационное обеспечение граждан

Самой основной формой взаимодействия между ВОФК и гражданами является односторонняя коммуникация ВОФК с общественностью. Распространенные способы предоставления информации общественности включают распространение аудиторских отчетов через официальные веб-сайты соответствующих ВОФК, средства массовой информации и конференции. ВОФК также используют свои веб-сайты, а также электронную и почтовую переписку для ответа на запросы граждан и предоставления запрашиваемой информации. Большинство практик ВОФК подпадают под эту категорию.

Уровень второй: Консультации с гражданами

Промежуточный уровень взаимодействия включает отношения, при которых ВОФК консультируются с гражданами для сбора и запроса информации, и наоборот. Этот тип взаимодействия становится все более распространенным, хотя он еще не получил широкого распространения среди большинства ВОФК. Отдельные ВОФК использовали различные каналы для получения от них информации. К числу наиболее распространенных и более пассивных форм получения информации от граждан относятся официальные веб-сайты, а также почтовые и электронные рассылки.

Консультации с гражданами и организациями гражданского общества также могут проводиться косвенно. Некоторые ВОФК принимают во внимание предложения и утверждения, сделанные законодательным органам, а также партиям и другим видным представителям общественности. Некоторые заходят так далеко, что следят за социальными сетями, чтобы получить представление общественности о важных вопросах. Счетные палаты ряда европейских стран используют Twitter для анонса своих отчетов и повышения наглядности своего веб-сайта и своей работы.

Третий уровень: Совместное принятие решений на различных этапах процесса аудита.

Наивысший уровень вовлеченности - это партнерство в принятии решений между ВОФК и гражданами на одном или всех этапах аудита, включая планирование, работу на местах и сбор данных, отчетность и мониторинг степени выполнения рекомендаций аудита. На этапе планирования граждане могут определить организации, которые должны быть предметом аудита.

Насколько распространены эти формы взаимодействия с общественностью в практике ВОФК? Большинству ВОФК по всему миру еще предстоит наладить прочные связи с обществом. В то время как большинство ВОФК распространяют информацию среди общественности, меньшее число организаций занимается запросом информации у граждан и еще меньше привлекает их на одном или нескольких этапах процесса аудита.

Даже на самом базовом уровне - с точки зрения предоставления базовой информации - ВОФК имеют значительные возможности для совершенствования. Например, в 49 из 94 стран, обследованных Международным бюджетным партнерством (IBP), аудиторские отчеты вообще не публикуются или, даже если они публикуются, поступают через год или более после окончания бюджетного года, что задерживает своевременный ответ. В 40 странах законодательные органы не изучают аудиторские отчеты, а в 70 странах из 94 общественность не получает отчетов о реакции исполнительной власти на рекомендации ВОФК по исправлению положения.

Консультации и совместное принятие решений на различных этапах процесса аудита пользуются еще меньшей популярностью. Согласно тому же опросу IBP, в 57 странах из 94 опрошенных ВОФК имеют мало официальных механизмов коммуникации, позволяющих общественности подавать жалобы или предложения. Это особенно касается трети ВОФК, которым не хватает полномочий и независимости от исполнительной власти. Между ВОФК и гражданами происходит небольшой двусторонний диалог.

Почему сотрудничество между гражданами и ВОФК, особенно на более высоких уровнях, остается ограниченным? Среди ключевых препятствий для взаимовыгодного сотрудничества между гражданами и ВОФК выделяются несколько, в том числе ограниченная осведомленность общественности, опасения по пово-

ду предвзятости аудиторской практики с учетом узких интересов, культурные различия, а также ограниченные возможности и технологии.

Наиболее важным препятствием является то, что значительная часть общественности не осведомлена о существовании и работе ВОФК; они не так заметны, как должны быть. По данным ООН, более ранние опросы показали, что значительная часть населения любой страны мира мало что понимает в работе ВОФК.

Одной из ключевых проблем, с которыми сталкиваются ВОФК при сотрудничестве с гражданами, является возможность того, что граждане и ВОФК могут руководствоваться своими частными интересами. Кроме того, практика аудита с участием общественности также может быть уязвима для манипуляций в политических целях. Например, Южнокорейский высший орган финансового контроля - Совет по аудиту и инспекциям отмечает, что запросы на аудит, подаваемые местными сообществами, имеют тенденцию к увеличению за год до местных выборов. Такие возможности для использования практики аудита с участием общественности для достижения частных интересов могут серьезно подорвать роль ВОФК как нейтральных и объективных защитников общественных интересов, если не будут приняты надлежащие меры.

Основные ценности ВОФК и групп граждан также демонстрируют значительный контраст, что еще больше усложняет потенциальные и фактические партнерские отношения между ними. ВОФК опасаются, что их независимость может быть поставлена под угрозу, если они будут взаимодействовать с гражданами, запрашивая у них информацию и вовлекая их в процесс аудита.

Крупные и хорошо обеспеченные ВОФК могут лучше использовать преимущества взаимодействия с гражданами. Но существуют также издержки, связанные с установлением таких отношений и управлением ими, а также надлежащими системами и политикой. Многие ВОФК с небольшим штатом и ограниченным бюджетом не могут реально взаимодействовать с гражданами, не слишком распыляясь в дальнейшем. Хотя некоторые формы участия граждан могут в долгосрочной перспективе снизить нагрузку на ВОФК, которые и без того перегружены и не имеют надлежащих технологий, небольшие ВОФК, как правило, придерживаются режима работы по умолчанию.

В свете возможностей и барьеров для более взаимовыгодного продуктивного сотрудничества между ВОФК и гражданами возникает ряд направлений для дальнейших исследований в этой сфере.

Прежде всего, с точки зрения ВОФК, наименьший риск заключается в том, чтобы сделать их отчеты и базы данных более доступными для общественности и повысить осведомленность общественности о своей работе. Опасения по поводу того, что результаты аудита не ориентированы на участие граждан, могут быть смягчены, если аудиторские учреждения разработают доступные и понятные отчеты, которые будут находиться в свободном доступе и своевременно широко распространяться среди общественности. Это также требует создания и распространения кратких и менее сложных для понимания общественности докладов и распространения их по популярным каналам и средствам массовой информации, которыми пользуется большинство населения. В дополнение к тому, чтобы сделать их веб-сайты более удобными для пользователей и популярными, диверсификация каналов распространения информации, включая социальные сети, будет становиться все более важной для охвата все более фрагментированных слоев населения.

В связи с этим ВОФК также должны разработать для себя четкую политику, которая будет направлять их сотрудничество с ключевыми заинтересованными сторонами, включая граждан и организации гражданского общества. Эта политика могла бы помочь ВОФК четко сформулировать, как и когда следует осуществлять обмен информацией, сохраняя при этом свои ключевые ценности, такие как независимость и нейтралитет.

ВОФК также нуждаются в полезных рекомендациях по работе со средствами массовой информации, как традиционными, так и социальными. Влияние на средства массовой информации и, следовательно, на общественные обсуждения считается ключевым для многих ВОФК, поскольку оно узаконивает их существование, особенно когда ответ на рекомендации ВОФК не является обязательным.

В связи с этим ВОФК необходимо инвестировать в совершенствование своих собственных коммуникативных навыков, чтобы более эффективно передавать свои выводы и быть лучше понятыми. В частности, публичные выступления, общение с аудиторией, более доступные сообщения и налаживание связей могут быть особенно полезными коммуникативными навыками для ВОФК. Дополнительные преимущества усовершенствованных навыков общения заключаются в том, что они могут помочь построить лучшие отношения и доверие, которые будут необходимы для реализации обещаний ВОФК о сотрудничестве с гражданами.

Внедрение передовой практики и политики и обмен ими с соответствующими сторонами могли бы помочь как ВОФК, так и ее заинтересованным сторонам действовать более эффективно. INTOSAI играет активную роль в выявлении общих передовых практик среди ВОФК и обмене ими. В своей будущей работе он мог бы более подробно рассказать о том, как конкретно ВОФК выиграли от улучшения сотрудничества с общественностью и организациями гражданского общества, одновременно устраняя потенциальные препятствия для такого взаимодействия.

Исследователи могут помочь, внимательно изучая меняющуюся роль и практику ВОФК. Некоторые из вопросов, которые они могли бы изучить, включают следующее: каковы механизмы смягчения культурных столкновений между ВОФК и гражданами? Как ВОФК должны на практике сочетать свои ценности независимости и нейтралитета с участием общественности и прозрачностью? Какими доказательствами мы располагаем в поддержку утверждения о том, что эффективные ВОФК - это те, которые участвуют в эффективном взаимодействии с различными аудиториями, включая граждан и организации гражданского общества, и наоборот? Исследо-

вания по изменению роли ВОФК были ограниченными, как и сотрудничество практиков и исследователей по этому вопросу. Изучение подобных вопросов могло бы помочь продвинуть как практику, так и теорию.

Источники:

1. Fraymovich D.Y., Konovalova M.E., Roshchektaeva U.Y., Karpunina E.K., Avagyan G.L. Designing mechanisms for ensuring the economic security of regions: countering the challenges of instability // Lecture notes in networks and systems. 2022. №»372. С. 569-581.

2. External Audit - Supreme Audit Institutions. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.oecd.org/gov/external-audit-supreme-audit-institutions.html (дата обращения: 15.11.2022).

3. Claudio M. Radaelli, Silvia Dell'Acqua, Gaia Taffoni. Supreme audit institutions and accountability: opportunities, challenges and capacity. [Электронный ресурс]. - URL: https://medium.com/ecajournal/supreme-audit-institutions-and-accountability-opportunities-challenges-and-capacity-a9881f1e1965 (дата обращения: 15.11.2022).

4. European court of auditors. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.eca.europa.eu/en/Pages/ SupremeAuditInstitutions.aspx (дата обращения: 15.11.2022).

EDN: DYBKOC

Ю.С. Лисачкина - соискатель, аспирант, Самарский государственный экономический университет, Yulya.kozireva @yandex.ru,

Yu.S. Lisachkina - competitor, postgraduate student, Samara state university of economics.

СТРАТЕГИЯ ДЕФИЦИТА РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ РОССИИ RUSSIAN REGIONAL BUDGET DEFICIENCY STRATEGY

Аннотация. Государственное межбюджетное регулирование и стратегия покрытия дефицита региональных бюджетов за счет федеральных трансфертов, а также формирования оптимальной бюджетной политики России, которая в последние годы все больше ориентируются на решение проблемы несбалансированности региональных бюджетов. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на стабильность всей бюджетной системы, особенно в периоды экономического кризиса. В таких условиях возрастает актуальность исследований, направленных на выявление особенностей формирования и использования региональных бюджетов, имеющих высокую степень финансовой зависимости от межбюджетных трансфертов, в частности, от субсидий. Основная проблема, с которой сталкивается финансовое управление государства в вопросах регулирования бюджетной обеспеченности территорий, связана с эффективным межбюджетным выравниванием и достижением сбалансированной бюджетной системы. Данная статья направлена на анализ действующей стратегии и методологии комплексной оценки фискального и финансово-экономического состояния региональных бюджетов с различным уровнем субсидирования.

Abstract. State inter-budgetary regulation and the strategy of covering the deficit of regional budgets through federal transfers, as well as the formation of an optimal budget policy of Russia, which in recent years has increasingly focused on solving the problem of regional budget imbalance. This circumstance has a significant impact on the stability of the entire budget system, especially during periods of economic crisis. In such conditions, the relevance of research aimed at identifying the features of the formation and use of regional budgets with a high degree of financial dependence on inter-budget transfers, in particular, subsidies, increases. The main problem faced by the financial management of the state in the regulation of budgetary provision of territories is associated with effective inter-budgetary alignment and the achievement of a balanced budget system. This article is aimed at analyzing the current strategy and methodology for a comprehensive assessment of the fiscal and financial and economic state of regional budgets with medium and high levels of subsidies.

Ключевые слова: бюджет, субсидии, финансовые органы, субсидирование, регионы. Keywords: budget, subsidies, financial authorities, subsidies, regions.

Введение

Изменения в современной экономике .как мировой так и российской, и именно данные изменения оказали существенное влияние на российскую экономику в 2020 г., которые изменили не только образ жизни граждан Российской Федерации, но и внесли существенные коррективы в состав экономики: существенно снизились ресурсы населения и юридических лиц, возрос уровень безработицы, существенно изменилась форма занятости и формат организации труда. Ощутимые потери понесли региональные, местные и конечно же бюджеты федерального уровня, это в первую очередь связано с расходами на здравоохранение и социальную поддержку. В нашем исследовании мы провели оценку бюджетов российских регионов на 2021 г., и провели сравнение с аналогичными бюджетами 2020 г. [1].

Эффективное развитие региональных социально-экономических систем невозможно без обеспечения бюджетной устойчивости и бюджетной эффективности, а это возможность региональных финансовых органов в полном объеме осуществлять свои обязательства по расходованию бюджетных средств в пределах расходных обязательств региона, при этом за счет доходных источников в течение длительного периода времени.

Предметом исследования выступает рассмотрение и оценка подходов к классификации и типологии региональных бюджетов России по объему их дефицита для формирования основы при рассмотрении направлений оптимизации механизма выравнивания бюджетной обеспеченности.

Основная часть. Рассматривая состав и структуру формирования региональных бюджетов на 2019-2021 годы, наблюдается следующее, что пандемия и как следствие кризис в экономике привели к снижению доходной части бюджетов российских регионов в 2020 году, скорость снижения налоговых и неналоговых доходов были не столь значимыми - 2 %. Наиболее значимым фактором, сдержавшим снижение налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов, выступило увеличение безвозмездных поступлений из федерального бюджета на 1,3 трлн руб. по сравнению с 2019 годом (+ 54 %) [2].

Рассмотрим качество региональных бюджетов Российской Федерации на 2021 год, данные представлены на рисунке 1, который представлен в проведенном исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.