Научная статья на тему 'Трансформация роли торгового персонала в online-торговле'

Трансформация роли торгового персонала в online-торговле Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
81
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация роли торгового персонала в online-торговле»

Трансформация роли торгового персонала в опНпе-торговле

Е.К. Ротарь,

студентка группы ДР 4-3

Тенденции сферы интернет-торговли. Число интернет-магазинов растет с каждым днем, так как все большее количество людей им доверяют и совершают покупки, не выходя из дома.

Преимущества интернет-магазина для покупателя. Так

же интернет-магазины актуальны и для жителей крупных городов, у которых часто нет времени на походы по магазинам из-за плотного рабочего графика, и для жителей провинции, где часто просто невозможно найти в продаже нужный товар.

В интернет-магазине покупатель избегает эффекта толпы, его не окружают другие люди, и никто не мешает сконцентрироваться на конкретном товаре, есть время для осознанного выбора благодаря исчерпывающему объему информации о товарах и возможности их сравнивать между собой.

Покупатель может совершать покупки в любое время суток, ему не нужно ездить по всему городу в поисках нужного товара, достаточно просто воспользоваться поисковой системой. Также просто можно узнать, какой интернет-магазин предлагает нужный товар по оптимальной цене.

Работа с клиентом в интернет-магазине. Иногда покупатель не может самостоятельно принять решение о покупке, и ему нужна помощь квалифицированного продавца-консультанта (обычно возникают вопросы, чем принципиально отличаются идентичные товары разных производителей, условия оплаты, доставки и гарантии).

Для удобства клиентов во многих интернет-магазинах существует поддержка клиентов в реальном времени. Это значит, что потенциальный покупатель может позвонить по указанному телефону (обычно такие звонки бесплатны) или выйти в чат с продавцом-кон-

сультантом и сразу получить ответы на интересующие вопросы. Сервис онлайн-консультаций может помочь не только увеличить продажи, но и улучшить имидж интернет-магазина, показывая заботу и внимание к своим клиентам, желание удовлетворить, прежде всего, их потребности.

Грамотный продавец-консультант может превратить гостей интернет-магазина в потенциальных покупателей, а затем и в довольных клиентов, которые будут совершать покупки повторно и рекомендовать магазин своим друзьям и знакомым, таким образом получить их лояльность и «верность». Следует подчеркнуть, что продавец-консультант должен быть именно грамотным, хорошо знать характеристики товаров, разбираться во всех тонкостях продажи и быть хорошим психологом, так как общение происходит на расстоянии, и достаточно сложно уловить настроение и потребности клиента.

Консультант интернет-магазина должен досконально знать весь ассортимент товара и его особенности, наличие его на складе, все детали по организации и доставке, а также оплаты.

Перспективы развития института online-консультиро-вания. «Продавец-консультант интернет-магазина» - весьма перспективная и нужная профессия, популярность которой будет только расти, так как в offline-торговле консультирование является одним из основных инструментов повышения продаж. Online-консультирование продолжает развиваться, появляются все новые инструменты, и на смену обычному call-центру приходят online-чаты и online-звонки, которые позволяют организовать чат с посетителем на сайте, голосовое общение между посетителем и оператором и заказ обратного звонка от оператора (callback).

Чат с посетителем дает возможность общаться с консультантом без установки каких-либо программ или плагинов.

Один клик и посетитель сайта уже может задать вам вопрос. По результатам тестирования - обращаются в 4 раза чаще, чем если просто указать всевозможные контакты на сайте.

Голосовой чат позволяет клиентам звонить оператору за один клик прямо с сайта, не прерывая при этом общение в чате.

Чтобы говорить с вами, клиентам больше не нужны ни телефон, ни дополнительные программы - теперь они могут звонить прямо с сайта.

Обратный звонок (callback) позволяет оставить заявку на звонок от оператора. Оператор перезвонит в указанное время.

К тому же, для улучшения работы интернет-консультантов производится запись их разговоров с клиентами, что помогает отслеживать и повышать их компетентность и коммуникабельность по отношению к клиентам, за счет увеличения уровня ответственности самих консультантов.

Анализ российской практики online-консультирования.

Но как же сейчас обстоит дело с online-консультированием в магазинах розничной торговли бытовой техникой и электроникой. Чтобы оценить успешность и качество данного вида услуг в интернет-магазинах бытовой техники и электроники, необходимо провести анализ интернет-магазинов основных участников рынка:

1. www.003.ru

2. www.dostavka.ru

3. «Белый Ветер Цифровой», www.digital.ru

4. «ИОН», www.i-on.ru

5. «Эльдорадо», www.eldorado.ru

6. «Холодильник.ру», www.holodilnik.ru

7. «Медиа Маркт», www.mediamarkt.ru

8. «Технопарк», www.technopark.ru

9. «Техносила», www.technosila.ru

10. «Эксперт», www.expertonline.ru

11. «Юлмарт», www.ulmart.ru

12. «М.Видео», www.mvideo.ru

Критерии оценки (баллы от 1 до 5):

1. Наличие online-консультирования (телефонный звонок платный или бесплатный, ICQ-чат, e-mail, онлайн-звонок).

2. Компетентность.

3. Коммуникабельность (вежливость и навыки делового

общения).

4. Скорость ответа на вопрос покупателя.

5. Реализация функции «советника», «партнера», помощника (в сравнении с обычным принятием заказа).

Проведя анализ конкурентов по данным 5 критериям, можно сделать вывод, что online-консультирование только начинает развиваться на российском рынке, особенно в сфере розничной торговли бытовой техникой и электроникой и пока ограничивается наличием телефона, e-mail и в некоторых случаях обратной связью.

Лишь в 2 из 12 интернет-магазинов (Холодильник.ру, Юлмарт) присутствовали online-консультанты (ICQ-чат), но консультирование оставляло желать лучшего и носило довольно примитивный характер. Настоящей помощи и консультирования по товарам они предоставить не в силах, и их компетентность довольно низкая (2 балла из 5).

В остальных же интернет-магазинах (003.ru, dostavka.ru, ИОН), в которых удалось получить консультацию и она была довольно на высоком уровне (4 балла из 5), но все-таки для этого нужно было затратить довольно много времени, что повлекло за собой некоторые неудобства.

Практически во всех интернет-магазинах есть call-центры, предоставляющие ответы на запросы клиентов, но по своей сути - это просто справочные системы, которые в большинстве случаев предос-

тавляют информацию, но не выполняют функции торгового персонала, не подталкивают к покупке, не являются советчиками и помощниками клиента в выборе покупки. Покупателю важно получить именно консультацию, подтверждение или опровержение своего впечатления о товаре, получить совет и почувствовать заботу и внимание со стороны продавца.

Таблица 1

Сравнительный анализ участников рынка бытовой техникой в сегменте розничной торговли по качеству оп-Ппе-консультирования

От 1 до 5 башюв Наличие online-консультаднн Компетентность Квмнуккка^елыгость Скорость ответа Реализация ф; Hi. шш соЕеткика

ааз.ги 3 4+ 3 4 4

Dostavka.ru 3 1 4 5 1

Белый Ветер Цифровой 3 - - - -

ИОН 3,5 4 4 3,5 4

Эль щгр ало 3 3 3 2 2

Медиа-маркт 3,5 - - - -

Холоднлъкик.ру 4 2 2 3 2

Техиосила 1 - - - -

Технопарк 3 - - - -

Эксперт 1 - - - -

Юлмарт 4 2 2 2 1

М.Видео 3 - - - -

Именно это и отличает online от offline-магазина: интернет-магазин обезличен, покупатель брошен в пучину информации о товарах и должен сам в ней разбираться, ему не хватает помощи и поддержки опытного и компетентного консультанта для принятия решения о покупке, советников, которые смогут общаться с потенциальными покупателями в реальном времени, сопровождать их по сайту и, наконец, побуждать и помогать совершать покупки - таким образом, оказывая посетителям всестороннюю онлайн-поддержку на сайте. Поэтому необходимо развивать online-консультирование, чтобы создать удобство и комфорт для покупателя при совершении покупки, как в Интернете, так и в обычном магазине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.