■ ТУРИСТИКА
УДК 338.48
Н.В. ИВАНОВА, Н.И. ОСИПОВА
ТРАНСФОРМАЦИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Рассмотрены вопросы трансформации внутреннего туризма в России. Дан анализ процессов переориентации внешнего туристского потока во внутренний, который обусловлен рядом факторов. Рассмотрена динамика развития туристской отрасли. Ключевые слова: туристская отрасль, турбизнес в России, туристская инфраструктура, развитие туризма, туристский поток, внутренний туризм, виды туризма. The article discusses the transformation of domestic tourism in Russia. The analysis of the processes of reorientation of the external tourist flow into the internal one is given, with a detailed study of the factors that cause these processes. The dynamics of the development of the tourism industry is considered.
Keywords: tourism industry, tourism business in Russia, tourism infrastructure, tourism development, tourist flow, domestic tourism, types of tourism.
Турбизнес в России переживает период жесткой трансформации. Возврат к привычным схемам работы становится маловероятен. В условиях санкцион-ного давления российский внутренний туризм получает новый вектор развития и в 2023 году. Вызовы, с которыми пришлось столкнуться в 2022 году, имели цепной характер, и индустрия гостеприимства приняла их. Туристским организациям пришлось быстро менять стратегию развития, продуктовую линейку услуг и сегментирование целевой аудитории. Основной тенденцией 2022 года стал рост спроса на российские турпродукты. По данным Российского союза туриндустрии, в 2022 году туроператоры продали на 30% больше активных и приключенческих туров, чем в прошлом году. Увеличился и средний чек, его рост составил 15% к уровню 2021 года (рис. 1).
Данная тенденция сохранится и в дальнейшем. Интерес к путешествиям по России с каждым годом растет. Ши-
© Иванова Н.В., Осипова Н.И., 2023
рится и география туристских маршрутов. По-новому стали развиваться сегменты самостоятельных путешествий и организованных туров. Как правило, это труднодоступные в прошлом районы страны. В рамках реализации государственной программы «Развитие туризма» спросом стали пользоваться экзотические районы со сложной логистикой, сервисом и инфраструктурой. Такие направления, как Камчатка, Сахалин, Курилы, стали трендами 2022 года. Повысился спрос на экстремальные туристские маршруты с широким спектром услуг: пешие походы, конные переходы, сплавы по рекам и озерам.
Более высокие темпы роста в 2022 году в России продемонстрировал организованный внутренний туристский поток. В условиях ухода с туррынка зарубежных систем бронирования определенная доля самостоятельных туристов вернулась обратно к турагентам. Второй год подряд растет доля туроператоров на внутреннем рынке. По итогам 2022 года она выросла с 23 до 30%.
Рис. 1. Внутренний турпоток в России по итогам 2022 года, млн чел. Источник: Аналитическая служба АТОР [3]
Также стоит отметить, что по объемам организованного туризма большинство регионов России превзошли уровень 2019 года. По оценкам экспертов, общий турпоток в РФ за 2022 год вырос на 7%, количество же туристов,
отправленных туроператорами - на 16% в среднем по стране [3]. Статистика по четырем основным туррегионам России также подтверждает данную тенденцию на перераспределение туристов в каналах продаж (см. таблицу).
Прирост общего и организованного турпотока за 2022 год
Регион Прирост общего турпотока Прирост организованного турпотока
Краснодарский край +3% +30%
Санкт-Петербург +32% +42%
Ставропольский край (Кавминводы) +20% +40%
Москва +7% +38%
За 2022 год вырос средний чек поездки туриста. Пакетный отдых на одного человека в России подорожал на 15% и составил в среднем 75 тыс. руб.
Продолжительность, наоборот, по всем основным направлениям сокра-
тилась. В среднем россияне отдыхают неделю. По мнению экспертов, сокращение путешествия на 1-2 дня связано с проведением этих дней туристами в дороге, так как большинство добирается до места на поезде или на собственном автомобиле [3].
118 ВЕСТНИК РМАТ № 2 • 2023
Еще одной неожиданной тенденцией стало увеличение среднего возраста туриста. Так, средний возраст туриста, который путешествовал в 2022 году, увеличился с 39 до 41 года. Молодые люди менее активно путешествуют внутри страны. Основной прирост бронирования обеспечивают туристы в возрасте 46 лет и старше.
Среди негативных факторов, влияющих на внутренний туризм, стоит отметить остатки ковидных ограничений, действовавшие в начале 2022 года, закрытие южных аэропортов, как следствие - недостаток железнодорожной перевозки, а также неопределенность и
общие тревожные ожидания, которые повлияли на выбор туристов.
Из-за отмены рейсов в аэропорты юга России туристы активнее стали пользоваться услугами железной дороги. Пассажиропоток составил 108 млн человек, что на 17,8% больше по сравнению с прошлым годом. Однако на протяжении летнего периода остро ощущался дефицит билетов в южном направлении. Вместе с тем стоит отметить, что туристы в России начали активно путешествовать не только на море, но и в другие регионы, например в Дагестан, на Камчатку, Алтай и Байкал (рис. 2).
Рис. 2. Структура внутреннего российского туристского потока
С развитием туристской инфраструктуры в регионах россияне стали чаще совершать путешествия на автомобилях. По результатам опроса, проведенного экспертами «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»), в 2022 году на машине путешествовали две трети наших сограждан. И из тех, кто в прошлом году колесил по России, 79% собираются сделать это снова. 91% из тех, кто путешествовал на автомобиле в 2022 году,
делали это на личном авто, 6% - на автомобиле друзей, 2% арендовали машину или воспользовались каршерин-гом, а 1% прокатились автостопом [2].
Отдых в глэмпингах также интересен путешественникам и деловым туристам. Например, единственный круглогодичный глэмпинг в Русском Заполярье - «Китовый берег», где дикая природа и приключения сочетаются с комфортом 4-звездочного отеля: ультрасовременные экосферы с видом
на Баренцево море, невероятные ландшафты, фантастически красивое северное сияние в премиальных условиях. Глэмпинг «Китовый берег» подходит также для стратегических сессий, тим-билдингов, встреч с VIP-клиентами и других бизнес-мероприятий. Есть возможность разработать индивидуальную программу и меню.
Помимо расширения географии туристских маршрутов по стране, изменились виды и направления туристской деятельности. Деловой туризм, который занимает важное место в развитии национальной экономики любой страны, начал постепенно восстанавливаться до допандемийного уровня. Однако геополитическая ситуация снова смешала все карты, задавая новый вектор развития в 2022 году. Данная тенденция сохранится и в дальнейшем. Так, согласно мнению экспертов, в 2023-м и дальнейшие годы полностью изменится направление развития ротируемых (мировых) мероприятий в России [1].
Рынок диктует новые требования к развитию отрасли делового туризма. Главным вопросом становится поиск стран-партнеров. Так, например, в условиях непростой геополитической ситуации, ведется сложная, но перспективная работа с государствами БРИКС и другими странами. Многие деловые мероприятия активно замещаются дружественными странами, такими как Иран, страны СНГ, Индия. Планируется, что к данному процессу присоединится Китай, который пока ограничен коронави-русными правилами.
Кризис дает большие возможности и российским регионам. Успех в развитии делового туризма должен будет заключаться в кооперации власти, бизнеса и объектов инфраструктуры. Деловой ту-
ризм может стать катализатором развития территорий, инвестиций в туро-трасль и подготовки профессиональных кадров.
Несмотря на сложность ситуации в индустрии туризма, растет востребованность деловых мероприятий в регионах России. Спрос на деловые мероприятия в 2022 году превзошел показатели прошлого года на 54%. Кроме двух столиц (Москвы и Санкт-Петербурга), активный вклад в развитие делового туризма вносят российские регионы. Практиковавшийся ранее подход «от региона к концепции» сменяется пониманием, что необходимо отталкиваться в своей деятельности от нужд клиентов.
Корпоративные клиенты заинтересованы в приеме их групп в российских регионах, которые, в свою очередь, готовы предоставить продукт для проведения деловых мероприятий. Именно регионы имеют сегодня уникальные возможности: настоящее гостеприимство, богатейшая история и культура, эксклюзивные дестинации, аутентичный опыт. Во многих городах России за последнее время произошли громадные изменения. В качестве примера можно привести такие города, как Калининград, Тамбов, Красноярск, Тюмень. Появилась хорошая инфраструктура, отличные отели и рестораны, неожиданно высокий сервис. Основой успеха должна стать заинтересованность самих регионов в развитии делового туризма [4].
Повышенный интерес у деловых туристов вызывают эксклюзивные программы, которые ранее не организовывались М1СЕ-компаниями. Например, летом 2022 года было организовано мероприятие для нескольких сотен сотрудников компании. Для это-
120 ВЕСТНИКРМАТ№ 2 • 2023
го арендовали целый остров на Волге, где было размещено 150 палаток для проживания участников и организовано большое количество нестандартных активностей.
Одним из важных и интересных трендов развития делового туризма становится социальная значимость мероприятия. Например, в Магадане стало хорошей традицией проведение летнего праздника бега и ходьбы для сотрудников компании, членов их семей и горожан. Такие мероприятия улучшают имидж компании и способствуют развитию региона.
В Перми реализуется проект «Пермь: MICE + 1 день», цель которого - задержать деловых туристов в
городе еще на один день после окончания делового мероприятия. Организаторы проекта предлагают уникальные экскурсии на горные заводы, в Музей деревянного зодчества, в Каменный город в горах Урала. Заинтересовывают бизнес-туристов активным отдыхом на горнолыжном курорте Губаха. Еще один день пребывания - это источник роста туризма в регионе.
Таким образом, внутренний туризм в России, несмотря на сложные условия, имеет неплохие возможности для развития. Однако для этого участникам туррынка нужно проявить гибкость и суметь адаптироваться под новые тренды индустрии.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Сайт «Туризм и путешествия». URL: https://zclub-caspian.ru/turizm-stati/delovoj-turizm-chto-eto-takoe-i-kakaya-ego-istoriya-razvitiya/.html (дата обращения: 15.03.2023).
2. Сайт Аналитического агентства Автостат. URL: https://www.autostat.ru (дата обращения: 20.03.2023).
3. Сайт Ассоциации туроператоров России. URL: https://www.atorus.ru/ (дата обращения: 20.03.2023).
4. Сайт журнала BusinessTravel: новости, аналитика, статистика business travel и MICE, статьи, интервью. URL: https://bt-magazine.ru/ (дата обращения: 20.03.2023).