■ 1111
гиозного озарения не знает границ между творческими видами. К середине XIX столетия станет очевидным, что пророчества (в том числе религиозного содержания) без сопротивления осуществляются в разных видах искусства.
В таком контексте рождается немалое число религиозных движений, которые по своей фундаментальной установке должны бы иметь мировоззренческий уклад, близкий средневековому, т.е. религиозные установки должны определять все сферы человеческой деятельности. Однако нельзя не учитывать серьёзные отличия от условий средневекового бытия. Там религиогенети-ческий принцип является всеобщим, формы культурной деятельности однотипны, сознание всех людей сформировано именно как религиозное, поэтому трансформации, если и происходят, то осуществляются исключительно в религиозной плоскости.
Новые религиозные движения (особенно XIX века) существуют в принципиально иных условиях. Культурная среда множественна, сознание большинства людей в той или иной степени секуляризовано, самодостаточность художественной деятельности осознаётся большинством. Воспитание значительной части приверженцев новых движений детерминировано этими условиями. Более того, даже представители тех поколений, которые сформировались уже внутри подобных деноминаций, всё равно не могут быть сопоставлены со средневе-
Примечания
1. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства [Текст] / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство, 1994.
2. Ильенков, Э. Искусство и коммунистический идеал [Текст] / Э. Ильенков. - М., 1984. - С. 324.
3. Новый мир. - 200б. - №1.
4. Флоровский, Г. Пути русского богословия [Текст] / Г. Флоровский. - Вильнюс, 1991. - С. 130.
5. Мортон, А. От Мэлори до Элиота [Текст] / А. Мортон. - М., 1970.
ковыми предшественниками, поскольку ни одна из них не имеет возможности полностью контролировать сознание своих приверженцев: все они присутствуют лишь частью гораздо большего и сложного мира, где преобладают иные мировоззренческие парадигмы. В Новое время появилось много религиозных идеологий в различных христианских течениях. Особенно обильна сфера протестантизма, поскольку дивергенция заложена в самой её природе. Новые течения и общины возникают здесь постоянно на протяжении всей истории.
Нельзя не заметить, что пророческих интенций, связанных с эсхатологическими ожиданиями в XIX веке много. Кто-то стремится строить предвидения только на тексте Священного Писания (Плимутские братья, ирвингианцы). Однако показательно стремление некоторых из них дополнять Библию (или другие священные писания) новыми текстами, которые становятся для последователей сопоставимыми по значению с каноническими. Это весьма заметно в Церкви Христа последних дней (мормонов), у адвентистов седьмого дня, а также в синкретической секте бахаи, претендующей на положение новой мировой религии. Любопытно, что тексты такого рода имеют больше общего с писательскими, нежели богословскими высказываниями. На наш взгляд, в этом и заключается проявление художественного начала в религиозном творчестве.
+
А.В. Соловьев
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
Проблемам комплексности, сложности и полифоничности современного общества посвящены исследования многих отечественных и зарубежных авторов (Б.Л. Губ-ман, А.Я. Флиер, Э.А. Орлова, Е.Г. Соколов, В.М. Дианова, Е.Э. Сурова, Д. Белл, Ф. Фукуяма, В. Моско, С. Бигел, М. Кас-тельс, Н. Постман). Воспроизводство тра-
диционных культурных форм происходит параллельно с формированием новых в условиях высоко динамичной, нестабильной социокультурной среды. Несмотря на эту динамичность и нестабильность современная социокультурная среда продолжает оставаться средой, в которой доминирует профессиональная деятельность человека
34
■ 1111
поскольку индустриальная модель культуры все еще сохраняет ключевые позиции в подавляющем количестве стран. Однако при переходе к информационному обществу с развитием новых средств коммуникации, хранения, производства и передачи информации изменяются и модели профессионального воспроизводства, обучения, трансляции профессиональных и культурных навыков и образцов. В данной статье мы рассмотрим основные изменения в сфере профессиональной культуры, которые играют ключевую роль для формирования культуры информационного общества в целом.
На сегодняшний день сфера информационных технологий в США, стране-колыбели информационного общества, стала одной из ведущих отраслей экономики [1], в которой сосредоточены самые высоко оплачиваемые профессиональные кадры. К концу 1998 года, например, объем онлайн торговли в США достиг 43 миллиардов долларов в год. Несмотря на скандалы, разразившиеся в 2000 году и связанные с компаниями, вовлеченными в рынок информационных технологий, известная исследовательская корпорация «Форрестер» заявила, что объемы электронной коммерции в США достигнут примерно 3 триллионов долларов к 2004 году [2]. К моменту написания данной статьи доступные данные свидетельствуют о достижении объема электронной коммерции в 1,7 триллиона долларов в 2003 году при динамике роста этого сектора экономики в 11,2% по сравнению с 2002 годом [3]. Все эти данные свидетельствуют о колоссальных изменениях на рынке труда и на потребительском рынке. Возникают и формируются новые профессии вкупе с профессиональными кодексами поведения, языками, потребительскими и до-суговыми предпочтениями.
В сфере профессионального образования также регистрируются значительные изменения на уровне университетов и колледжей. Интернет-технологии не только изменили способы, с помощью которых преподаватели общаются друг с другом и со студентами, но и сами учреждения образования, которые начали активно экспериментировать с различными способами использования киберпространства для обеспечения процесса образования — от онлайновой публикации программ, материалов учебных курсов, ссылок и электронных ресурсов до таких сложных методик, как разработка онлайн-проектов, предусматривающих создание интерактивных веб-сай-
тов. Активно распространяются онлайн-обсуждения в форме форумов и телекон-
Йенций по электронной почте или через сайты. В требования некоторых курсов были введены обязательное использование электронной почты для общения преподавателей и студентов. Широко распространилось использование электронных бюллетеней, в которых студенты обсуждают темы курса, отвечают на вопросы преподавателей и других студентов. Одним из методов работы со студентами стали обсуждения в специально созданных для этой цели чатах в режиме реального времени.
Однако самым значительным изменением в образовательной сфере, связанным с информационными технологиями, стало дистанционное обучение. Многие вновь созданные и уже существующие образовательные учреждения предлагают курсы обучения через Интернет. Программы дистанционного обучения используют весь арсенал информационных технологий, позволяющих обмениваться текстовой, графической, аудио- и видеоинформацией. В некоторых случаях программы дистанционного обучения полностью исключают контакт, требующий физического присутствия, что вызывает опасения разного рода, начиная с многочисленных способов обмана в процессе обучения до опасности утраты такой культурной формы, как прямое человеческое общение лицом к лицу. Тем не менее вышеназванные изменения в образовательной сфере представляют собой новые культурные формы, которые активно развиваются и получают официальное признание как на уровне университетов, так и на государственномуровне.
В странах Запада информационные технологии внесли серьезные изменения в юридические профессии. Например, Интернет стал важным инструментом для общения адвокатов с клиентами, поиска информации о противниках по судебному процессу, рекламирования юридических услуг, доступа к правовым базам данных и т.д. За время существования Интернета профессиональное юридическое сообщество в США создало крупнейшую в истории информационную базу первичных юридических документов с комментариями и аналитикой, которая доступна широкой общественности в любое время.
В сфере здравоохранения в дополнение к указанным выше инструментаминформа-ционных технологий созданы индивидуально настраиваемые медицинские справочники, которые доступны через порталы ос-
+
35
■ мм
новных поисковых систем, включая обновленные ссылки на связанные с проблемами здоровья веб-сайтами [4]. Медицинские проблемы обсуждаются в чатах и тематических телеконференциях, участники которых обмениваются информацией личного характера. Уже вполне обычными являются консультации пациентов с лечащими врачами по электронной почте о ходе лечения, приеме лекарств или проведении процедур, которые пациенты сами могут провести у себя дома. Аудиовизуальные возможности информационных технологий позволяют сделать такого рода консультации еще более эффективными, так как позволяют пациентам предоставить врачам большую информацию о своем физическом состоянии. Американская медицинская ассоциация (American Medical Association) рекомендует врачам создавать собственные веб-сайты и детально описывает свою политику в области использования информационных технологий [5]. В онлайновом варианте выходят крупнейшие медицинские журналы, огромное количество медицинской информации публикуется организациями здравоохранения и фармацевтическими компаниями.
Во многих компаниях принятой корпоративной политикой является обмен оперативными сообщениями по электронной почте даже внутри одного офиса, когда получатель информации сидит в нескольких метрах от отправителя за другим компьютером. Все это изменяет модели поведения людей, содержание общения и профессиональные взаимоотношения.
Новая логика организации в информационном обществе, основанная на управляющем механизме сетевых технологий, определяет три уровня сетевых структур:
1) внутриорганизационная сетевая структура, которая развивается внутри отделов и суб-отделов организации, заменяя бюрократический режим управления, например, в случае с глобальными производственными сетями, размещающими их дискретные функции в различных регионах мира;
2) межорганизационная сетевая структура, заменяющая рынок как традиционный режим координирования обмена;
3)сеть телеработников (телеработники - специалисты, выполняющие различные виды работы дистанционно с помощью информационно-коммуникационных технологий) [6, р. 67].
Дж. Нейсбит следующим образом описывает принципы профессиональной куль-
туры лидера информационной экономики компании «Интел» (Intel), основанной на сетевой структуре:
1. У работника может быть несколько начальников.
2. Такие функции, как закупки и контроль качества, осуществляются комитетом или советом, а не иерархически организованной группой, подотчетной единому руководителю.
3. Нет отдельных кабинетов, есть только перегородки высотой до плеча, разделяющие офисное помещение.
4. Одежда совершенно неофициальная.
5. Сама компания управляется тройкой «высших руководителей»: «человеком со стороны», долгосрочным планировщиком и внутренним администратором.
6. Хотя, в конце концов, решения принимает высшее руководство, от работников ожидается участие в обсуждении на равных.
7. Поощряются споры с начальством, даже со стороны вновь принятых служащих [7, с. 284].
Указанные выше три уровня сетевых структур изменяют важные аспекты, связанные с профессиональной культурой, во многих областях человеческой деятельности. Примером может послужить полная реструктуризация времени человека, работающего в сетевой структуре. Измененный и частично планируемый им самим график работы изменит частоту и глубину его социальных связей с близкими и знакомыми, определит другую длительность досуга и, возможно, изменит привычные формы проведения свободного времени.
Важным моментом для изменения профессиональной культуры в информационном обществе является возникновение сетевых структур телеработников (см. третий уровень сетевых структур выше), которые, по сути, являются автономными работниками [8, с. 249]. Это новый быстро растущий сегмент общества, обладающий новыми профессиями или умениями и навыками, необходимыми именно в информационном обществе. Это, в первую очередь, программисты, затем веб-дизайнеры, кодеры, системные администраторы, технологическая и профессиональная мобильность которых достаточно высока. Сетевые структуры позволяют им выполнять работу дистанционно из практически любой точки земного шара при наличии соответствующего сетевого доступа. В этой страте активно возникают специфические для нее формыпрофессиональной культуры, начиная от профессиональной лексики, жарго-
+
36
■ 1111
на и сленга до досуговых практик.
Однако данная профессиональная культура не ограничивается указанными выше высокотехнологическими профессиями, так как информационно-коммуникационные технологии активно проникают и в другие отрасли производства и услуг. По мнению П. Дракера, настоящая революционность информационной революции заключается не в информации, не в «искусственном интеллекте», не во влиянии компьютеров и обработки данных на принятие решений, политический процесс или стратегию, а в том, что еще пятнадцать лет назад никто не мог предвидеть, - в электронной коммерции, т.е. во взрывном возникновении Интернета как основного и, возможно, в итоге, единственного канала распределения товаров, услуг и рабочих мест для менеджеров и специалистов [9]. Речь идет о радикально меняющихся национальных экономиках, рынках, промышленных структурах, сегментировании потребительского рынка, потребительских ценностях и поведении потребителей, а также о рабочих местах и рынках труда. Эти изменения в то же время приводят к возникновению новых и иногда неожиданных отраслей промышленности, например биотехнологий и рыбоферм. Дракер указывает на революционность рыбоводства, говоря, что в течение следующих пятидесяти лет его развитие превратит людей в «морских скотоводов» - из охотников и собирателей, также как в случае с подобными инновациями около 10 тысяч лет назад, которые превратили наших предков в земледельцев и скотоводов. Электронная коммерция как бизнес-технология принципиально отличается тем, что физическое расстояние между партнерами или между продавцом и клиентом перестает играть такую роль, как раньше. Дракер утверждает, что электронная коммерция породила единственную экономику и единственный рынок. В действительности это утверждение является идеализацией, так как «единый» рынок электронной коммерции имеет множество ограничений, начиная с проблем коммуникации (языковой и культурный барьер) и заканчивая проблемами, связанными с уровнем развития экономик и политико-правовых систем конкретных стран. Таким образом, внешне ничем не ограниченный, он имеет значение только для тех компаний и потребителей, которые обладают стандартным набором характеристик и средств для обеспечения своего онлайн-присутствия. Тем не менее, как справедливо отмечает Дракер,
местоположение для таких компаний перестает играть определяющую роль. Компания перестает быть в полном смысле местной (локальной) и начинаетконкуриро-вать в глобальном масштабе, что неминуемо изменяет стратегии бизнеса, работу с клиентами, подходы к рекламе, ассортимент продукции, набор сервисных услуг и так далее. В такой среде изменяются не только компании, но и потребители, их покупательские предпочтения, то, как они хранят и распоряжаются своими сбережениями.
Информационные технологии, колоссально увеличив возможности человека в плане доступа к информации, увеличили и возможность выбора. В индустриальном обществе выбор был ограничен внешними предложениями, доставляемыми физически на рынок местного сообщества, в информационном обществе потребитель получил возможность выбора, которая ограничена не местным рынком, а только наличием технологического и финансового ресурса потребителя. Культура предложения заменяется культурой потребительского выбора. Для потребителя информационного общества становится важным формировать новые умения - такие, как умение собирать, анализировать релевантную информацию, четко формулировать свои запросы в процессе поиска, формировать индивидуальную сеть товаров, услуг, поставщиков, партнеров, которая максимально соответствует его социальному статусу, культурным кодам, вкусам и запросам.
Быстро развивающиеся сети электронной коммерции, упомянутые нами выше при анализе изменений в сфере профессиональной культуры, изменяют и модели потребительской культуры. В системе «продавец-покупатель» все более возрастает роль покупателя. И это не просто изменение модели потребительской культуры индустриального общества, лозунгом которой было «Все для покупателя!». Этот лозунг реали-зовывался путем наращивания массового производства и «выбросом» огромного количества и ассортимента товаров через ма-газины-мегамаркеты. Эта модель все еще превалирует и будет играть серьезную роль в течение неопределенного периода времени, так как обеспечивает поставки базовых продуктов большинству населения. Но и в эту модель информационно-коммуникационные технологии привносят изменения, которые серьезно изменяют потребительскую культуру. В декабре 2001 года автор данной статьи посетил магазин корпорации
+
37
■ мм
«Кеймарт» (Kmart) в г. Питсбурге, штат Пенсильвания, США, в котором отсутствовал обслуживающий персонал. Покупатели, предоставленные сами себе, выбирали товар, подходили к кассам, на которых компьютеры вместо кассиров предлагали им различные варианты оплаты товаров. Покупатели сами сканировали штрих-коды на упаковках, оплачивали товар, слышали благодарность от компьютера и выходили из магазина под прицелом камер службы безопасности. О подобных магазинах сообщила в краткой статье «Нью-Йорк Таймс» [10], но эти магазины все равно вызывали легкий шок у потребителей, пока новая культурная форма не стала привычной как для постоянных покупателей магазина, так и для общественного сознания.
Принципиальным отличием зарождающейся потребительской культуры информационного общества становится возрастающее участие покупателя во всех этапах «жизненного» цикла товара - от замысла до утилизации. В информационном обществе возникло большое количество фирм, которые приветствуют идеи своих покупателей, предлагают покупателю произвести для него уникальный товар, который удовлетворял бы его конкретные специфические потребности. В потребительской культуре информационного общества покупатель становится со-разработчиком и со-производителем, контролируя процесс на этих стадиях с помощью ИКТ. Особенно это относится к сфере услуг, и в частности к сфере образовательных услуг, когда потребитель совместно с поставщиком образовательных услуг разрабатывают специальные уникальные учебные курсы и, если необходимо, вносят коррективы в процессе обучения. Таким образом, в данном случае мы имеем дело с очень подвижной и гибкой средой, культура которой требует навыков гибкости, подвижности, высокой активности от участников процесса. Антагонистические отношения продавца и покупателя, соответствующие культуре индустриального, массового общества, переходят на стадию отношений партнерства между продавцом и по-
Примечания
1. Lohr, S. Information Technology Field Is Rated Largest U.S. Industry [Text] / S. Lohr // New York Times. - 1997. - November 18.
2. См.: Forrester Research, Inc. [Electronic resource]. - Режим доступа: Http://Web: www.forrester.com. March 1, 2001.
3. См.: E-commerce 2003 Highlights. Economics and Statistics Administration. US Census Bureau
купателем, соответствующую культуре информационного общества.
Кроме того, эта новая культурная форма «покупатель - со-производитель» активно изменяет сферу нематериального производства, т.е. сферу производства «цифровых» продуктов - таких, как компьютерные программы, вебсайты, блоги, подкасты. В этой сфере наблюдается лавинообразный рост массовой креативности и внеинституцио-нального культурного производства. Журнал «Тайм» сообщает, что пользователи сайта «ЮТьюб» ^оиТиЬе) [11] передают на вебсайт 65 тысяч новых видео ежедневно, которые ежедневно просматривают 100 миллионов человек [12, с. 52].
Новое культурное производство, являясь самоорганизующейся открытой системой, создает миллионы индивидуальных связей между пользователями-потребителями. Грань между производителем культурного продукта и потребителем становится «пористой»; отношения вертикальной иерархии пересекаются с отношениями горизонтальной. В такой системе культурного хаоса достаточно сложно ориентироваться, опираясь на культурные коды традиционного или индустриального общества. В данной системе идет формирование новых культурных кодов, которые опираются на новую постмодернистскую синхронную концепцию пространства и времени, в отличие от старой модернистски диахронной.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс перехода от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается не только возникновением новых профессиональных групп (программисты, веб-дизайнеры, хакеры, сетевые геймеры и т.д.), но и формированием соответствующих профессиональных типов культуры и образов (стилей) жизни. Новый тип социальных (как профессиональных, так и личностных) сетевых отношений изменяет модели поведения людей, трансформирует ценности, генерирует новые культурные предпочтения и привычки в отношении работы и потребления, обеспечивает более высокий уровень профессиональной креативности и самовыражения личности, благодаря более гибким сетевым моделям профессионального взаимодействия и коммуникации.
+
38
■ мм
[Electronic resource]. - Режим доступа: Http://www.census.gov/estats, May 11, 2005.
4. См., например: Yahoo Health [Electronic resource]. - Режим доступа: Http:// health.yahoo.com/.
5. См.: Guidelines for Medical and Health Information Sites on the Internet [Electronic resource]. - Режим доступа: Http://www.ama-assn.org/ama/pub/category/l905.html.
6. Information Society, Work and the Generation of New Forms of Social Exclusion (SOWING) [Text]. - Tampere, 1999.
7. Нейсбит, Дж. Мегатренды [Текст] / Дж. Нейсбит. - М., 2003.
8. Тоффлер, А. Метаморфозы власти [Текст] / А. Тоффлер. - М.: АСТ, 2002.
9. Drucker, P. Beyond the Information Revolution [Text] / P. Drucker // The Atlantic Monthly. -October 1999. - Volume 284. - №4. - P. 47-57.
10. Self-checkout at Kmart [Text] // New York Times. - 2001. - June 21.
11. YouTube [Electronic resource]. - Режим доступа: Http://youtube.com.
12. Cloud, J. YouTube Gurus [Text] / J. Cloud // Time. - 2007. - December, 25-January, 1.
С.Л. Гертнер
СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОНЯТИЯ «ИНТЕРЕС РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ»
Внимательное изучение сущности культурного интереса региональной элиты представляется актуальным для современного гуманитарного знания. Очевидно, что именно культурный интерес является одним из понятий, определяющих релевантность в изначальном фиксировании объективных и субъективных [1, с.103] параметров, и предполагает два свойства одновременно, феноменологически описывая внутреннее состояние и предрасположенность субъекта к определенному, существующему именно в этом состоянии целенаправленному поведению и действиям.
Традиционно в понятии «интерес» учеными выделяются характерные черты и свойства, приписываемые объекту: состояние, переживаемое субъектом; качество отношения между субъектом и объектом и, соответственно, поведенчески деятель-ностная направленность, процесс реализации интереса. Это, на наш взгляд, выявляет дополнительные характеристики, среди которых многоплановость, динамика, изменчивость данного феномена, его диалек-тичность, что особено важно в изучении его у региональной элиты как активного адепта, соединяющего в себе различные аспекты транснациональных и национально-государственных элит, а также собственных специфических, самобытных черт. По основанию критерия всеобщности «интерес» также может претендовать на статус категории. Оригинальность культурного интереса содержится в его полифункциональности, что и создает вариативность его объективации: интерес может выступать в форме волеизъявления, когда адепт целенаправленно действует, или эмоционально наполненной ориентированности субъекта,
отражая его состояние. Формы самого интереса также отражают его много- и разнообразие, в частности как качество субъективности и как определенное отношение между субъектом и объектом.
Для составления наиболее полного представления о характере культурных интересов российской региональной элиты целесообразно ее изучение с учетом психологических значений ментальной установки в рамках намеренности с функцией мотивации поведения, адепта действия с уверенностью и намерением, стремления сохранять или усиливать способность к действию; изучение социально-стратификационного аспекта - означения интереса через образ жизни элиты с ориентированностью на выявление индивидуальности; свободного выбора стиля жизни, который влияет на разделение внутри самой элитной иерархии на различные группы в зависимости от объекта интереса, предпочтительного его вида, практической формы реализации, роли или места интереса в жизнедеятельности элиты; историко-культурных аспектов, которые могут представить ее региональную самобытность, идентичность. Перечисленные параметры позволят показать посредством философского дискурса в интересе критерий состояния, предрасположенности к деятельности и активную целенаправленность, критерий вовлеченности в действия, собственной заинтересованности в объекте, субъект-объектные отношения в процессе формирования, трансформации и реализации интереса. С целью выявления сущностного смысла интерес необходимо рассматривать онтологически, аксиологически, гносеологически и праксеологически [2, с.19].
+
39