УДК 316.614
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЮРИСТОВ
А. Е. Сотников
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты эмпирических исследований изменения представлений об ответственности в процессе профессионализации юристов; выявлена стойкая и значимая взаимосвязь представлений, различная на разных этапах профессиональной социализации.
Ключевые слова: профессиональная социализация, представление личности, социальные представления об ответственности, представления юристов, личность.
Transformation of Representations about the Responsibility During Professional Socialization of Lawyers A. E. Sotnikov
In article are presented the results of the empirical researches of changes of representations about the responsibilityduring the professionalization of lawyers. The author reveals proof and significant interrelations of representations various at different stages of professional socialization.
Key words: professional socialization, representation of the person, social representations about the responsibility, representations of lawyers, person.
Одной из актуальных проблем современной социальной психологии была и остается проблема профессиональной социализации личности. Именно под влиянием ее механизмов личность совершает качественный скачок в своем профессиональном развитии в конечном счете становится профессионалом.
Несмотря на большое количество исследований в области социальных представлений и социализации (в том числе профессиональной), до сих пор не делалось попыток рассмотреть механизм трансформации представлений о справедливости у юристов. Несомненно, обучение в юридическом вузе и дальнейшая профессиональная деятельность накладывают свой отпечаток на мировоззрение юриста. Представление об ответственности, справедливости претерпевает деформацию по мере приобретения личностью практического опыта работы в юридической сфере.
Современное состояние правосознания юристов можно охарактеризовать как кризисное.
Во многом это связано с потерей авторитета государства, утратой ценности закона, негативным отношением к правовой системе в целом и к ее отдельным институтам - правоохранительным органам и суду1. В связи с этим социально-психологические исследования представлений об ответственности приобретают особую важность, так как помогают понять причины такого негативного отношения и наметить пути возможной коррекции правовых установок.
С нашей точки зрения, недостаточно исследований, направленных на выявление факторов, влияющих на формирование представлений об ответственности: практически не исследован процесс влияния профессионализации (в юридической сфере) на трансформацию этих представлений.
Большинство работ по исследованию оценки ответственности выполнено зарубежными авторами, в отечественной науке таких исследований немного. В то же время исследование понимания этого понятия современными российскими юристами чрезвычайно актуально сегодня. Особое значение имеет изучение представлений об ответственности, сквозь призму которых реализуется поведение человека.
Теоретической основой для нашего исследования послужила теория социальных представлений С. Московичи. Мы рассматриваем социальные представления об ответственности, включающие когнитивный и эмоциональный компоненты. Целью данного исследования является выявление доминирующих представлений об ответственности у студентов-юристов и юри-стов-профессионалов. В качестве методического инструментария нами были выбраны следующие методики: для определения мотивационной структуры личности «Морфологический тест жизненных ценностей» (В. Ф. Сопов, Л. В. Кар-пушина); для выяснения степени удовлетворенности различными сторонами жизни методика Л. И. Вассермана «Уровень социальной фрустри-рованности»; для выявления степени выраженности социально-психологических установок «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-по-
© Сотноков А. Е, 2012
Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2
требностной сфере» О. Ф. Потемкиной; с целью выяснить интересующие нас отношения и представления была разработана анкета. Выборку составили три группы: студенты-юристы 1-3 курсов, 4-5 курсов и юристы-практики; общий объем выборки 211 человек. Для выявления связей между различными параметрами использовался метод линейного корреляционного анализа по Пирсону, выявление значимости различий осуществлялось с помощью ^-критерия Фишера.
Обратимся к эмпирическим данным: представления об ответственности у студентов-юри-стов и профессиональных юристов складываются из нескольких оценочных критериев. Рассмотрим представления об ответственности, сформиро-
вавшиеся у студентов на разных этапах профессиональной социализации.
На начальном этапе (на 2 курсе) первичной профессиональной социализации преобладают следующие представления об ответственных людях: ядро образует представление о том, что ответственные люди - это те, кто выполняют обещания (таблица). Периферию составляет композиция: ответственный человек - это тот, кто «отвечает за свои поступки», «доводит дело до конца», «на кого можно положиться», «выполняет работу вовремя». Меньшее количество респондентов считает, что ответственному можно доверить дело, он пунктуален, надёжен, «берет ответственность на себя».
Представления об ответственности личности, %
Качества Юристы ^критерий Фишера
2 курс 4 курс Практические работники 2-4-й курсы 4 курс -практические работники
Способность выполнять обещания 45 29 23 0,83 1,16
Ответственность за поступки 20 16 13 0,83 1,18
Доведение дела до конца 13 2 10 0,19 0,23
Тот, на кого можно положиться 9 13 16 1,37 0,82
Своевременность выполнения работы 8 11 3 1,32 3,03*
Возможность доверить дело 6 9 10 1,48* 0,88
Пунктуальность 5 0 0 0 0
Надежность 5 8 3 1,61* 2,2*
Берет ответственность на себя 3 3 6 0,95 0,51
Добросовестность 3 5 3 1,55* 1,61*
Исполнительность 1 4 10 3,69* 0,46
Примечание. * - уровень значимости р < 0,05.
На 4 курсе наблюдается смещение представлений об ответственности: меньшее количество респондентов считает, что ответствен тот, кто выполняет обещания и умеет «отвечать за свои поступки». Можно сказать, что в процессе профессиональной социализации нивелируются одни представления и начинают доминировать другие. Так, исполнительность, не имеющая ценности на ранних этапах профессиональной социализации, в дальнейшем приобретает определенное значение. Актуализация этого представления связана с воздействием механизма профессионализации. Очевидно, что в современных условиях для работодателя одним из приоритетных качеств подчиненного является его исполнительность. Студенты на первоначаль-
ном этапе обучения реже сталкиваются с такими требованиями будущих работодателей.
В большинстве юридических вузов студенты-четверокурсники проходят производственную практику, во время которой происходит изменение представлений - их утилизация или актуализация. Личность, попадая в новые условия, субъективно интерпретирует все то, что входит в её перцептивное поле, включая и саму себя, нарративное представление о явлениях в изменяющейся ситуации требует коррекции не только содержания, но и интерпретативного подхода2. Данная коррекция происходит за счет трансформации представлений о социальных явлениях, сквозь призму которых реализуется поведение человека.
86
Научный отдел
В процессе своей трудовой деятельности под влиянием условий профессиональной среды индивидуум окончательно актуализирует представление об ответственном человеке как об исполнительном (что подтверждается высоким уровнем значимости ^-критерия Фишера), то есть это качество из конца структуры представлений переносится на её периферию.
Корреляционный анализ позволил обнаружить парадоксальную взаимосвязь, выявленную у студентов-юристов 2 курса. Представление об ответственном человеке как о том, кому можно доверить дело (г = - 0,224, р < 0,05), на которого можно положиться (г = - 0,288, р < 0,05) и который доводит дело до конца (г = - 0,345, р < 0,05), обратно коррелирует с представлением о том, что ответственный человек выполняет обещания. Очевидно, выраженность отрицательных и отсутствие значимых положительных корреляций позволяют сделать вывод о том, что, по мнению современных студентов-юристов, способность выполнять обещания, являясь детерминирующим качеством ответственного человека, противопоставляется ряду представлений, характеризующих отношение к делу. Видимо, такие представления сформировались в структуре ценностных установок будущих юристов благодаря механизмам первичной профессиональной социализации. Под влиянием этих механизмов выявляется определенный образ «ответственного юриста», которому не свойственно быть верным данному слову. Вероятно, обучение в юридическом вузе формирует у студентов такую модель представлений.
Чем больше добросовестность у практикующих юристов выступает критерием ответственности, тем в большей степени исполнительность является доминирующим качеством у ответственных людей (г = 0,557,р < 0,05). Из этого следует, что юристы убеждены - чем добросовестнее ответственный человек, тем он исполнительнее. Ответственный человек, по мнению юристов, должен не только исполнять поручения руководства, но и относиться к ним добросовестно.
Наблюдается тенденция нивелирования представлений об ответственном человеке как об отвечающем за свои поступки и выполняющем обещания. Одновременно с этим формируется образ ответственного человека, которому можно доверить дело: происходит смещение акцентов в представлениях - от общегуманистических к профессиональным.
Существуют значимые различия в представлениях студентов и практических юристов о возможности брать ответственность на себя. Вступая в трудовую деятельность, индивид начинает осознавать всю важность и необходимость личной ответственности за свою деятельность. Ответственность предполагает обязательство давать другим что-либо или избавлять их от чего-либо. Например, если на работе человек берет на себя
ответственность за выполнение определенных задач, это означает, что он будет использовать весь свой опыт и время, чтобы их решить, не перекладывая этого на плечи своих коллег.
Весьма значима у практикующих юристов взаимосвязь такого представления и мнения, что ответственный человек делает все вовремя (г = 0,695, р < 0,05). Нужно отметить, что ни у студентов-второкурсников, ни у четверокурсников подобной взаимосвязи не наблюдается. Видимо, начиная профессиональную деятельность, юристы убеждаются в том, что, как правило, человек который берет ответственность на себя, делает все вовремя.
Социальные представления студентов и практикующих юристов об ответственности отражают объективно складывающуюся ситуацию в трудовом коллективе со всеми ее позитивными и негативными сторонами: социальные явления воспринимаются через призму установок, норм, ценностей, характерных для данной профессии.
Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что в процессе становления личности профессионала происходит постепенная утилизация одних представлений и актуализация других. Как считает Г. Г. Дилигенский, в процессе укоренения вновь сконструированных социальных представлений происходит их вза-имосогласование с теми, которые существовали ранее, что обычно требует модификации старых представлений и всей их системы3. Тем не менее субъект может обладать различными, в том числе и противоречащими друг другу представлениями, которые актуализируются в зависимости от той или иной ситуации, но объединяются хотя бы одним элементом. Появляется качественно новая взаимосвязь представлений, которой не существовало ранее. Отслеживание изменений позволяет с определенной долей вероятности прогнозировать ситуацию изменений на уровне личности и ее поведения.
Профессиональная социализация обеспечивает становление личности профессионала. Это процесс, в недрах которого происходит значительное изменение характеристик человека как личности, как субъекта труда и отношений, поэтому изучение характеристик профессиональной социализации позволит определить некоторые особенности профессиональных установок личности.
Примечание
1 См.: Roux P., Clémence A. Shémes de raisonnementdans la justice sociale // Doise W., Dubois N., Beauvois J.-L. La construction sociale de la personne. Grenoble, 1999. 203 p.
2 Образ России : культурно-исторические и социально-политические представления молодежи / под ред. Р. М. Шамионова. Саратов, 2008. С. 17.
3 См.: Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М., 2002. С. 29.
Психология
87