Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ И ЦЕННОСТЯХ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ И ЦЕННОСТЯХ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
227
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМЫ И ЦЕННОСТИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗГЛЯДОВ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Митряева Мария Николаевна

В данной статье рассмотрены изменения в контексте представлений о нормах и ценностях, произошедшие в российском обществе за последние годы. Для выявления направления трансформации норм и ценностей эти изменения были рассмотрены относительно двух контрастирующих моделей мировых культур: индивидуалистических и коллективистских. На основе данных аналитических обзоров и социологических опросов сделан вывод о том, к взглядам каких из двух моделей на данный момент стали ближе представления россиян о нормах и ценностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE INSIGHT INTO STANDARDS AND VALUES IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

In this article were examined changes that happened in the modern Russian society in the context of the insight into standards and values over recent years. To identify transformation’s of the insight into standards and values direction these changes were considered in relation to two contrasting models of the world’s cultures: individualist and collectivist. On a basis of the analytical reviews’ and sociological surveys’ data was made a conclusion about to which of these two models’ beliefs Russians’ insight into standards and values have become closer so far.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ И ЦЕННОСТЯХ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

Трансформация представлений о нормах и ценностях в современном российском

обществе

Transformation of the insight into standards and values in the modern Russian society

Митряева Мария Николаевна

Студент 4 курса Факультет Географический факультет Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, 1 e-mail: mashamit_99@mail.ru

Maria Mitryaeva

Student 4 term Faculty of Faculty of Geography Lomonosov Moscow State University Russian Federation, Moscow, Lenin Hills, 1 e-mail: mashamit 99@mail.ru

Аннотация.

В данной статье рассмотрены изменения в контексте представлений о нормах и ценностях, произошедшие в российском обществе за последние годы. Для выявления направления трансформации норм и ценностей эти изменения были рассмотрены относительно двух контрастирующих моделей мировых культур: индивидуалистических и коллективистских. На основе данных аналитических обзоров и социологических опросов сделан вывод о том, к взглядам каких из двух моделей на данный момент стали ближе представления россиян о нормах и ценностях.

Annotation.

In this article were examined changes that happened in the modern Russian society in the context of the insight into standards and values over recent years. To identify transformation's of the insight into standards and values direction these changes were considered in relation to two contrasting models of the world's cultures: individualist and collectivist. On a basis of the analytical reviews' and sociological surveys' data was made a conclusion about to which of these two models' beliefs Russians' insight into standards and values have become closer so far.

Ключевые слова: Нормы и ценности, трансформация взглядов, российское общество.

Key words: Standards and values, transformation of beliefs, Russian society.

В контексте влияния процесса глобализации нормы и ценности современного общества неизбежно подвержены изменениям. Бесспорно, российское общество - не исключение: социальные установки россиян динамично трансформируются под влиянием множества факторов и современных тенденцией. [5] С целью выявить ключевые изменения представлений о нормах и ценностях в российском обществе настоящего времени хотелось бы определить, какие конкретно составляющие всего современного общества как синкретичного организма повлияли на убеждения россиян и какие именно изменения произошли в нём за несколько последних десятилетий.

Говоря о современном обществе как о целостном образовании, не стоит забывать, что оно включает в себя множество различных культур. По этой причине хотелось бы рассмотреть две контрастирующие модели культур, сложившихся в современном мире: индивидуалистические и коллективистские. Данные понятия являются крайне широкими и упрощёнными, однако обзор характерных черт этих культур даст представление о социальных установках современного общества в разных странах мира, о тенденциях трансформации их норм и ценностей, а также позволит определить степень близости российского общества к каждой из моделей.

Ключевыми ценностями индивидуалистических культур, распространённых преимущественно в западных странах (США, страны Европы), являются незыблемая вера в собственные силы, забота о своём эмоциональном состоянии, стремление к самореализации посредством личностного роста, самодостаточность,

отторжение конформизма и ограничения личных прав. В современном мире росту индивидуализма способствуют такие явления, как урбанизация, увеличение благосостояния и мобильности людей, распространение влияния средств массовой информации [7]. С точки зрения социальной идентичности, представители западных индивидуалистических культур имеют независимую «Я-концепцию» [7], то есть представление о себе как об уникальном индивидууме с определёнными способностями, нравственными ценностями и идеалами.

Представители коллективистских культур, проживающие, в основном, в странах Азии и третьего мира, напротив, в наибольшей степени ценят свою принадлежность к какой-либо группе: семье, рабочему или учебному коллективу, компании друзей или спортивной команде. Они обладают взаимозависимой «Я-концепцией», что означает, что они определяют самих себя через группу, к которой они принадлежат или к которой себя относят [7]. Важнейшими ценностями людей, относящихся к коллективистским культурам, являются связи с другими людьми, традиции и общепринятая практика, усердный труд, поиск гармонии с сообществом, к которому они относятся, и поддержка от него.

Безусловно, говоря о представителях индивидуалистических и коллективистских культур, нельзя обобщать всех жителей стран Европы и Азии и применять по отношению к ним всем эти понятия, называя всех первых индивидуалистами, а вторых - коллективистами. В пределах одной страны могут встречаться как представители контрастирующих взглядов, так и люди, подверженные одной и той же точке зрения, но в разной степени. Приведённое выше описание двух противоположных культур даёт общее представление о жителях различных стран мира, позволяя рассмотреть сложившиеся особенности социальных норм и ценностей в главных чертах.

Конечно же, российское общество, как и любой другой культурно-исторически сложившийся социум, содержит в себе черты разных культур и, следовательно, включает в себя людей с самыми разными нормами и ценностями. Отнести его к одной из двух вышеописанных моделей крайне сложно, учитывая ещё и тот факт, что оно всегда находилось на стыке этих культур, сочетая в себе его черты. Однако в контексте изучения изменений представлений о нормах и ценностях в современном обществе хотелось бы дать ответ на вопрос: «Какие нормы и ценности преобладают в российском обществе на данный момент: индивидуалистические или коллективистские?» В настоящее время трансформация социальных установок - одно из наиболее ярко выраженных явлений, наблюдаемых среди россиян. Российское общество многомерно и противоречиво в интерпретации нравственных ценностей. Сегодня в нём прослеживаются глобальные преобразования социальных стереотипов и возникновение новых норм и убеждений. [4]

Итак, отвечая на вопрос «Нормы и ценности какой из двух полярных культур - индивидуалистической или коллективистской, - ближе к реалиям российского современного общества?», хотелось бы обратиться к данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Далее будет рассмотрены социологические опросы данного источника, позволяющие определить наличие черт западных индивидуалистических и восточных коллективистских культур у представителей российского общества, а также определить их собственные особенности относительно социальных норм и ценностей.

Как уже было сказано выше, забота о собственном эмоциональном состоянии - одна из ключевых ценностей индивидуалистических культур, в то время как для коллективистских культур забота о своём психологическом комфорте, напротив, отнюдь не важна и даже, в какой-то степени, является предметом для порицания. С целью оценить степень важности заботы о своём эмоциональном состоянии в российском обществе был проанализирован опрос касательно доверия и отношения россиян к специалистам, оказывающим

Вопросы студенческой науки

Выпуск №5 (57), май 2021

профессиональную психологическую помощь, проведённый ВЦИОМ. Данный опрос демонстрирует трансформацию общественного мнения по данному вопросу в период с 2009 до 2020 год. «Среди тех, кто заявил о росте доверия к психологам, выше доля женщин (32% против 20% среди мужчин) и молодёжи от 18 до 24 лет (46%).» [1] (см. рис. 1)

Доверяют психологам:

Самостоятельно справляются со сложностями:

Россияне 18-24 лет 46%

Россияне 45+ лет 63%

н

20% 32%

II

67% 47%

Рисунок 2. Отношение россиян к профессиональной психологической помощи

Составлено автором по: [1].

Такая большая доля молодых людей, положительно относящимся к психологам и, соответственно, поддерживающим установку о заботе о собственном эмоциональном состоянии, демонстрируют приверженность взглядам, близким индивидуалистическим культурам. «Более половины наших сограждан самостоятельно справляются со сложностями, и у них не возникало такой потребности [в профессиональной психологической помощи] (56%). Чаще об этом заявляли мужчины (67% против 47% женщин) и поколение от 45 лет и старше (6264%).» [1] То, что старшее поколение склонно не относиться к собственному эмоциональному состоянию с особым вниманием и склонно игнорировать возможность профессиональной психологической помощи, позволяет отнести их взгляды по данному аспекту к взглядам, близким представителям коллективистских культур.

Считают, что в окружении россиян много талантливых людей:

60%

40%

20%

0%

Считают себя талантливыми:

43%

россиян

14% из них -молодёжь 18-24 лет

Рисунок 3. Убеждённость россиян в собственной уникальности Составлено автором по: [2].

Касаемо распространённости в российском обществе убеждений относительно собственной уникальности и исключительности, характерных для индивидуалистических культур, данные ВЦИОМа дают

однозначный ответ: «Почти половина россиян считают себя талантливыми в той или иной степени (43%), чаще всего самые молодые россияне 18-24 лет (14%). В окружении россиян много талантливых людей - так считает практически каждый второй (45%), чаще об этом сообщают 18-24-летние (54%), а реже - россияне старше 60 лет (35%).» [2] (см. рис. 2) Из этой выжимки наглядно видно, что большинство россиян уверены в собственной исключительности и уникальности, в данном случае проявляющейся в обладании каким-либо талантом, то есть дарованием или выдающейся природной способностью.

Находит труд интересным, но не позволит ему мешать остальной своей жизни 1/3 россиян:

1мммммммм

Так считают:

ЛЛЛ, лап/ в городах с населением

41% в столицах 40% -

50000+ жителеи

Рисунок 4. Отношение россиян к труду Составлено автором по: [3].

Ещё один опрос, позволяющий оценить степень близости российского современного общества к одной из двух контрастирующих культур в контексте представлений о ценностях и нормах, показывает отношение россиян к основополагающей ценности представителей коллективистских культур - труду. «Треть работающих россиян находят труд интересным, но не позволят ему мешать остальной своей жизни (35%). Чем крупнее населённый пункт, тем более распространено данное мнение: 41% в столицах, 40% в городах с населением от 50 тыс. жителей и более.» [3] Эти данные подтверждают, что процесс урбанизации способствует росту индивидуализма: социальные установки менее крупных городов ближе к убеждениям представителей коллективистских культур, рассматривающих труд в качестве важнейшей сферы жизни. «Вложить в свой труд лучшее, независимо от оплаты труда, хотел бы почти каждый пятый опрошенный (18%), чаще - россияне в возрасте старше 60 лет (по 22%).» [3] (см. рис. 3) Вновь наблюдается свидетельство того, что люди старшего поколения более близки по взглядам к представителям коллективистских культур, чем респонденты меньших возрастных категорий, разделяющих индивидуалистические социальные позиции.

Таким образом, можно сделать вывод, что в российском обществе сегодня происходят трансформации представлений о нормах и ценностях в сторону взглядов индивидуалистических культур. Этому свидетельствует факт того, что таких взглядов придерживается наиболее молодая возрастная группа населения, в то время как более взрослые и пожилые люди, в основном, обладают коллективистскими убеждениями. Сложившаяся в стране ситуация даёт понять: коллективистские идеалы людей более старших возрастных категорий постепенно смещаются индивидуалистическими взглядами молодого поколения. Представления о нормах и ценностях в современном российском обществе трансформируются от успехов, достигнутых совместными усилиями, к личным триумфам и свершениям, от поиска гармонии с сообществом к вниманию, в первую очередь, к

собственным желаниям и целям, от конформизма к стремлению выражать личное мнение и воплощать исключительные идеи.

Полученные выводы невозможно интерпретировать вне исторического контекста: социальные нормы и ценности людей в возрасте 45 лет и старше, близкие по своей природе к основным чертам коллективистских культур, носят именно такой характер в связи с тем, что эти люди были воспитаны на принципах бескорыстия и сплочённости, продиктованными особенностями исторических событий, происходивших в их юном возрасте и детстве. [6] Молодое поколение, в большей степени подверженное процессам интернационализации и глобализации, разделяет взгляды, поддерживающие, в первую очередь, личностный рост, самореализацию и веру в собственные силы и уникальность.

Список используемой литературы:

1. Всероссийский центр изучения общественного мнения / Электронный ресурс. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/psikhologi-sredi-nas-2020

2. Всероссийский центр изучения общественного мнения / Электронный ресурс. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossija-strana-talantov

3. Всероссийский центр изучения общественного мнения / Электронный ресурс. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/trud-2021-zapros-na-balans-zhizn-rabota

4. Даренская В.А., Туманов Р.Д. Переоценка ценностей в современном российском обществе / СевероКавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий: научный доклад. 2016. С. 4-6

5. Душная А. В. Роль ценностей в условиях современного общества / Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского: научная статья. 2014. С. 18-14

6. Л.А. Бурняшева, Л.Х. Газгиреева Трансформация духовно-нравственных ценностей молодежи в современном российском обществе: социально-философский аспект / Пятигорский государственный университет: научная статья. 2017. С. 3-6

7. Майерс Д. Социальная психология / 7-е издание. 2002. С. 80-95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.