УДК 316
С. А. Барсукова
кандидат педагогических наук, доцент кафедра социологии и управления персоналом Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
БАЗОВЫЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЯН
Аннотация. В статье представлен обзор исследований, концентрирующих свое внимание на характеристике общекультурных ценностей россиян. Выявлено, что традиционными национальными ценностями россиян являются труд, духовность, коллективизм, нематериальные ценности, любовь, инно-вационность, альтруизм, терпимость, сопереживание, стремление к совершенству. Раскрываются особенности трансформации нравственных ценностей россиян в условиях современной модернизации общества. Приведены данные социологического опроса жителей региона Поволжья. Анализ особенностей ценностной системы россиян региона Поволжья показал сочетание ориентации на традиционные ценности в терминальном блоке и индивидуалистические в инструментальном.
Ключевые слова: ценности, нравственные ориентиры, базовые ценности, общекультурные ценности.
S. A. Barsukova
Candidate of Pedagogics, associate professor Department of sociology and personnel management Penza State University, Penza, the Russian Federation
BASIC COMMON CULTURAL VALUES OF RUSSIANS
Abstract. The review of the researches concentrating the attention on the characteristic of common cultural values of Russians is presented in article. It is revealed that traditional national values of Russians are work, spirituality, a collectivism, non-material values, love, innovation, altruism, tolerance, empathy, commitment to excellence. Features of transformation of moral values of Russians in the conditions of modern modernization of society are revealed. Data of sociological poll of inhabitants of the region of the Volga region are provided. The analysis of features of valuable system of Russians of the region of the Volga region showed a combination of orientation to traditional values in the terminal block and individualistic in tool.
Key words: values, moral guidelines, basic values, common cultural values.
Для определения вектора дальнейшего развития российского общества, столкнувшегося с множеством «вызовов» при своем движении к интеграции с международным сообществом, особенно актуальным становится выявление базовых ценностей россиян. Именно на их основе формируется все множество инструментальных ценностей, направляющих жизнедеятельность человека и общества. Н.И. Лапин дает следующее определение: базовые ценности представляют собой «основание ценностного сознания людей и подспудно влияющих на их поступки в различных областях их жизни» [5, с. 7]. Базовые ценности меняются медленно. Они формируются в эпохи, предшествующие крутым переломам, в их ожидании и в предчувствии.
Общую систему нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни еще с периода Средневековой Руси определяло православие. Своеобразие русской православной духовности отражено в работах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И. А. Ильина, К. О. Лосского, П. А. Сорокина и С.Л. Франка. Особое внимание в этих работах уделялось таким ценностям, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Г.П. Выжлецов отмечает, что русские философы
(от В. С. Соловьева до Н.О. Лосского) показали глубинную взаимосвязь и органическое единство великой триады XX века: Дух - Свобода - Личность [3]. Для человека советского периода было традиционным восприятие себя как «части советского народа» и ориентации, в соответствии с этим, на коллективные ценности. Высшими ценностями в Советской России провозглашались народовластие, социальное равенство, коммунизм [4]. В 90-е гг. ХХ века в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. Во всероссийских опросах, проведенных Центром исследований ценностей при Институте философии РАН «Наши ценности сегодня», показано, что к середине 1990-х гг. на 8-10 % возрастают ценности свободы, независимости, инициативы при одновременном снижении ценностей традиционных обществ - самопожертвование, следование традиции [5]. Современная Россия ориентируется на такие высшие ценности, как свобода, демократия, материальное богатство.
В работах отечественных исследователей предприняты попытки выявить значимые ценности, характерные, в целом, для русской ментальности. Представители научной школы А. Ахиезера и И. Яковенко в своих многочисленных работах выдвигают концепцию исторического развития России, согласно которой бессубъ-ектность имманентно присуща российскому обществу во все периоды его существования [10]. Анализ, проведенный Центром научной политической мысли и идеологии, показал, что для русской ментальности характерны двенадцать основных ценностных блоков: труд, душа (духовность), коллективизм, нематериальные ценности, любовь (семья, дети), инновационность, альтруизм, терпимость, ценность человеческой жизни, сопереживание, креативность, стремление к совершенству [11].
Сегодня важным является вопрос о диалектике общечеловеческого и национального в поликультурном пространстве современной России. Современный этап изучения проблемы направлен как на выявление базовых ценностей населения России, так и их динамики, сравнения с ценностями жителей других стран, выделения ценностных типов, классов, ценностной структуры. В работах
A. Аузана, Н.И. Лапина, М.И. Воловиковой, Н.Н. Епифановой, Н.С. Мастиковой,
B.В. Семенова, Н.В. Ситкевич, О.Ю. Смирновой, В. Магуна и М. Руднева, М.И. Постниковой и др. раскрываются особенности трансформации нравственных ценностей россиян в условиях современной модернизации общества. В трудах отечественных социологов еще в начале 90-х гг. XX в. был выявлен принципиально важный момент: ценности культуры довольно устойчивы и изменяются медленно. И даже если устоявшиеся прежде нормы формально отвергаются, они латентно продолжают функционировать. С точки зрения В.В. Семенова, в современной России среди базовых ментальностей у населения остаются преобладающими православно-российский и коллективистско-социалистический мента-литеты [13].
За период с 1990 г. по 2010 г. был проведен мониторинг ценностей россиян под руководством Н.И. Лапина [7]. В ходе мониторинга респондентам предлагалось определить значимость четырнадцати базовых ценностей. К этим ценностям относятся: семья, жизнь индивида, традиция, порядок, свобода, работа, благополучие, нравственность, инициативность, независимость, общительность, жертвенность, властность, своевольность. В ходе исследований было выявлено, что значимость исследуемых ценностей меняется незначительно. Результаты опросов показали, что в «ядро» ценностной структуры входят две терминальные ценности - семья и порядок, позже к ним присоединилась инструментальная ценность -общительность [6, с. 29]. А ценность «свободы» на протяжении всего периода исследований оказалась близка к «ценностному ядру». «Периферию» ценностной структуры составляют ценности своевольности и властности, их одобряют менее 30% населения. По итогам мониторинга Н.И. Лапин делает вывод, что около
половины россиян пережили в 1990-е гг. внутриличностную, ценностно-нормативную ресоциализацию с позитивным для себя результатом, другая половина продолжает испытывать серьезные проблемы с такой адаптацией и находится в состоянии внутриличностного ценностного конфликта или устойчиво сохраняют традиционалистскую дистанцию по отношению к новым жизненным условиям. В связи с тем, что среди терминальных ценностей предпочтение отдается традиционным, а среди инструментальных, наоборот, современным ценностям позволяет, по мнению Н.И. Лапина, многим россиянам активно действовать в новых социально-экономических условиях, не изменяя базовой идентичности [7, с. 29].
Анализ базовых ценностей россиян и жителей других европейских стран представлен в работах В. С. Магуна, М.Г. Руднева. В своих исследованиях (2008, 2010 и 2012 гг.) ученые используют методику ценностных показателей Ш. Шварца. В этих исследованиях европейские страны, в том числе и Россия, описаны по десяти базовым ценностям или по двум интегральным ценностным осям [9]. К базовым ценностям исследователи отнесли такие ценности, как безопасность, конформность, традиция, самостоятельность, риск-новизна, гедонизм, достижение, власть-богатство, благожелательность, универсализм. К интегральным осям авторы относят: «забота о людях и природе - самоутверждение» и «открытость изменениям - сохранение». За время проведенных исследований был отмечен ценностный сдвиг россиян от социально ориентированных ценностей в сторону индивидуалистических. Авторы отмечают, что такое смещение может объясняться сменой поколения, т. к. среди молодежи преобладают индивидуалистические ценности. Рост ориентации на индивидуальный успех, активность, амбициозность можно сделать вывод и на основе результатов исследований отечественных ученых по методу Хофштеда [8]. Известный американский ученый Р. Инглхарт, под руководством которого проводились с 1980-х годов и продолжают проводиться обширные социологические исследования ценностей населения в десятках стран мира (World Values Servey), доказывает, что все страны различных культур идут по одному универсальному пути: от ценностей выживания к ценностям самовыражения. По данным Инглхарта, наша страна, будучи близкой к полюсу выживания, в то же время весьма рационалистична [8]. По мнению А. Аузана, в результате последнего кризиса ценности россиян сместились от ценностей самореализации в сторону выживания [1]. Такой ценностный профиль свидетельствует о том, что культура нашей страны формировалась в трудных экологических условиях, изначально в ней был высок уровень коллективизма и иерархии, но в настоящее время ее члены больше стремятся к индивидуальному успеху и «достижительности».
Таким образом, на мировоззрение россиян не могли не оказать влияние процессы, направленные на интеграцию с европейским сообществом, главными детерминантами которого является ориентация на индивидуализацию и персона-лизацию. Акцентами данной системы являются ценности самовыражения и самоактуализации. Следовательно, сегодня мы наблюдаем кризис деперсонализации, активно разворачивающийся в России под влиянием реформ, который приводит к нестабильности человека как элемента в структуре социума и порождает конфликт между личной и общественной нравственностью. В исследованиях Института социологии РАН подчеркивается нарастание атомизации, разрушающей переживаемое чувство общности, и тем самым устои социальной солидарности граждан России [16, с. 246]. Для сегодняшней России характерно глубокое недоверие людей друг к другу, к коллективным действиям и общественным институтам, включая институты власти.
Анализ проведенного коллективом кафедры «Социология и управление персоналом» Пензенского государственного университета социологического исследования общекультурных ценностей жителей региона Поволжья (Пензенская обл., Саратовская обл., Ульяновская обл. и р. Татарстан) в период 2015-2016 гг.
(выборка составила 1780) показал, что для 80,2 % представителей нашей выборки понятия «жить хорошо и быть счастливым» связаны, прежде всего, с наличием полноценной семьи [2]. Для 56,3 % респондентов важное значение имеет наличие интересной работы, а обеспеченная жизнь в качестве значимой жизненной цели выбирается 49,3 %. Следовательно, такие общечеловеческие традиционные ценности, как семейное и материальное благополучие, а также работа остаются базовыми ориентирами для жителей региона Поволжья и на современном этапе.
Выбирая приоритетные условия для достижения своих целей, респонденты отмечают прежде всего наличие хорошего образования (51,8 %) и материальную обеспеченность (42,6 %). При этом по вопросу о средствах достижения 42,1 % респондентов рассматривают собственные усилия, ответственность - 29,5%, взаимопомощь и доверие к людям - 22,7%.
Эти данные подтверждают исследования Н.И. Лапина о сочетании ориентации на традиционные ценности в терминальном блоке и индивидуалистические в инструментальном. В нашем исследовании свободу как условие для реализации своих потребностей и способностей отмечает 29,9 %, а соблюдение нравственных принципов - лишь 18,3 %.
Таким образом, анализ особенностей ценностной системы россиян региона Поволжье показал преобладание ориентации на традиционные ценности. По нашим данным, респондентов, ориентирующихся на коллективные ценности, составляет около 35 %. Индивидуалистические ценности близки 25 % нашей выборки. Например, в нашем исследовании в качестве составляющих «счастливой жизни» ценность традиционной культуры «уважение людей» выбирает 34,8 %, а ценность индивидуалистической ориентации на «чувство свободы» отмечает 26,1 % опрошенных. Что же касается остальных 40% сограждан, то они могут быть отнесены к представителям смешанного типа, чьи взгляды носят не полностью согласованный характер, совмещая в себе коллективистские и индивидуалистические установки и ценности одновременно.
Анализу в исследовании подвергались также и оценки в отношении динамики нравственных качеств современных россиян. Подавляющее большинство респондентов (74,9%) отметили усиление за последние 5-10 лет агрессивности в обществе. В то же время, по мнению респондентов, ослабли такие качества, как бескорыстие и готовность помочь другому (63,9%), честность (65,6%), уважение к старшим (62,3%), трудолюбие (56,9%), душевность и доброжелательность (59,5%), верность своим товарищам (51,3%), способность к сотрудничеству (45,2%). Учитывая то, как чутко и эмоционально реагируют россияне на утрату вышеобозна-ченных качеств, можно сделать вывод о значимости и особой востребованности сегодня таких показателей нравственности человека, как честность, душевность, бескорыстие и верность. Можно предположить, что ценность нравственного начала в человеке будет расти [4, с. 94].
Таким образом, формирование ценностной системы российского населения сегодня происходит под влиянием одновременно двух культурных пластов: традиционной российской культуры коллективизма и западной культуры индивидуализма. Важной задачей является понимание того, как это сочетание отражается во внутреннем мире человека. Сравнение классической системы ценностей с системой ценностей современного общества позволяет исследователям говорить о перевернутости, инверсированности последней и фиксировать перемещение интересов с духовной, интеллектуальной сферы в материальную, телесно-вещную [15].
По оценке многих отечественных специалистов, внешние признаки ценностной переориентации новых поколений не затрагивают базовые ценности россиян. Как отмечает М.К. Горшков, традиционные ценности, несмотря на воздействие трансформационных процессов, постоянно восстанавливают свое влияние на общество [12, с. 13]. Н.М. Лебедева в своих исследованиях показала, что в
целом ценностный профиль россиян меняется в сторону большей активности, стремления к самореализации, но при этом достаточно важными являются ценности стабильности и духовности [8]. «Институт инновационных маркетинговых исследований GIM Россия», входящий в международную сеть GIM-Institut of Innovativ Market Research (штаб-квартира в Гейдельберге, Германия), представляет результаты очередной волны измерения актуальных ценностей россиян. Исследования проводятся ежегодно с 2007 г. по единой методике GIM Value Visuals. В течение последних лет россияне стали гораздо больше ценить «духовность», «смелость» и «творческое начало». В то же время снизилась значимость таких ценностей, как амбиции, развлечения, власть, престиж, индивидуальность, благополучие [4].
Следовательно, тенденция к атомизации российского общества может быть представлена как временное явление, вызванное обстоятельствами форсированного перехода страны к новому общественному укладу, в рамках которого решались в первую очередь экономические, но не социальные задачи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аузан А. Национальные ценности и модернизация / А. Аузан. — М. : ОГИ, 2010. — 192 с.
2. Барсукова С.А., Кошарная Г.Б. Динамика общекультурных нравственных ценностей в условиях модернизации российского общества / С.А. Барсукова, Г.Б. Кошарная // Власть. — № 9. — 2015. — С. 166-170.
3. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов. — СПб. : Изд-во СПбУ, 1996. — 152 с.
4. Демидов А.М. Исследования компании GfK Rus / А.М. Демидов // Маркетинг в России и за рубежом. — 2009. — № 6. — С. 94-95.
5. Динамика ценностей населения реформируемой России / отв. ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. — М. : Эдиториал УРСС, 1996. — 221 с.
6. Лапин Н.И. Базовые ценности населения и российская либерализация / Н.И. Лапин // Общество и экономика. — 2002. — № 12. — С. 29-38.
7. Лапин Н.И. Функционально - ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов / Н.И. Лапин // Социологические исследования. — 2010. — № 1. — С. 28-36.
8. Лебедева Н.М. Ценности культуры и развитие общества / Н.М. Лебедева,
A.Н. Татарко. — М. : ГУ ВШЭ, 2007. — 525 с.
9. Магун В. Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян /
B. Магун // Вестник общественного мнения. — 2015. — № 3-4. — С. 74-94.
10. Материалы независимого теоретического семинара «Социокультурная методология анализа российского общества» под рук. А.С. Ахиезера 1996-1998 гг. / ред.-сост. Е.В. Туркатенко / Сайт библиотеки Refdb.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://refdb.ru/look/1831788-pall.html (дата обращения: 20.01.2017).
11. Национальная идея России. В 6 т. Т. III / под общ. ред. С.С. Сулакшина. — М. : Научный эксперт, 2012. — 704 с.
12. Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 3. Ч. 1. / отв. ред. Ю.С. Пиваваров. — М. : Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2008. — 245 с.
13. Семенов В. В. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох / В.В. Семенов. — СПб. : Изд-во СПб. Гос. ун-та, 2008. — 447 с.
14. Сергеева А. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность /А. Сергеева. — М. : Флинта Наука, 2006. — 319 с.
15. Ситкевич Н.В. Особенности трансформации нравственных ценностей в условиях информатизации общества: автореф. дис. к.филос.н. Тула. 2011. — 27 с.
16. Шубкин В.Н. Социальная разобщенность как феномен массового сознания / В.Н. Шубкин, И.А. Климов // Россия реформирующаяся. — 2004. — № 4. — С. 245-261.
REFERENSES
1. Auzan A. Natsional'nye tsennosti i modernizatsiia [National values and modernization]. Moscow, OGI Publ., 2010, 192 p.
2. Barsukova S.A., Kosharnaia G.B. Dynamics of common cultural moral values in the conditions of modernization of the Russian society. Vlast = Power, no. 9, 2015, pp. 166-170 (in Russian).
3. Vyzhletsov G.P. Aksiologiia kul'tury [Culture axiology]. Saint Petersburg, SPbU Publ., 1996, 152 p.
4. Demidov A.M. Researches of the GfK Rus Company. Marketing v Rossii i za rubezhom= Marketing in Russia and abroad, 2009, no. 6, pp. 94-95 (in Russian).
5. Lapin N.I., Beliaeva L.A. (ed.) Dinamika tsennostei naseleniia reformiruemoi Rossii [Dynamics of values of the population of the reformed Russia]. Moscow, Editorial URSS Publ., 1996, 221 p.
6. Lapin N.I. Basic values of the population and Russian liberalization. Obshchestvo i ekonomika = Society and economy, 2002, no. 12, pp. 29-38 (in Russian).
7. Lapin N. I. Functionally - the focusing clusters of basic values of the population of Russia and its regions. Sotsiologicheskie issledovaniia = Social researches, 2010, no. 1, pp. 2836 (in Russian).
8. Lebedeva N.M. Tatarko A. N. Tsennosti kul'tury i razvitie obshchestva [Values of culture and development of society]. Moscow, GU VShE Publ., 2007, 525 p.
9. Magun V. European valuable typology and basic values of Russians. Vestnik ob-shchestvennogo mneniia = The Russian public opinion herald, 2015, no. 3-4, pp. 74-94 (in Russian).
10. Turkatenko E.V. Materialy nezavisimogo teoreticheskogo seminara «Sotsiokul'turnaia metodologiia analiza rossiiskogo obshchestva» pod ruk. A.S. Akhiezera 1996-1998 gg. (Materials of an independent theoretical seminar "Sociocultural methodology of the analysis of the Russian society"). Available at: https://refdb.ru/look/1831788-pall.html (accessed 20.01.2017).
11. Sulakshin S.S. (ed.) Natsional'naia ideia Rossii. V 6 t. T. III [National idea of Russia: in 6 vol., vol. 3]. Moscow, Nauchnyi ekspert Publ., 2012, 704 p.
12. Pivavarov Iu.S. (ed.) Rossiia: tendentsii i perspektivy razvitiia. Ezhegodnik. Vyp. 3. Ch 1. [Russia: tendencies and prospects of development. Year-book. Issue 3. P.1]. Moscow, Institut nauchnoi informatsii po obshchestvennym naukam RAN Publ., 2008, 245 p.
13. Semenov V.V. Rossiiskaia polimental'nost' i sotsial'no-psikhologicheskaia dinamika na pereput'e epokh {Russian polymentality and social and psychological dynamics at the crossroads eras]. Saint Petersburg, SPb. Gos. un-t Publ., 2008, 447 p.
14. Sergeeva A. Russkie: stereotipy povedeniia, traditsii, mental'nost' [Russians: stereotypes of behavior, tradition, mentality]. Moscow, Flinta Nauka Publ., 2006, 319 p.
15. Sitkevich N.V. Osobennosti transformatsii nravstvennykh tsennostei v usloviiakh in-formatizatsii obshchestva: avtoref. dis. k.flos. n.. [Features of transformation of moral values in the conditions of informatization of society. Abstract of diss. candidate of philosophy]. Tula, 2011, 27 p.
16. Shubkin V.N., Klimov I.A. Sotsial'naia razobshchennost' kak fenomen massovogo soznaniia. Rossiia reformiruiushchaiasia = Russia which is reformed, 2004, no. 4, pp. 245-261 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Барсукова Светлана Александровна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
AUTHOR
Barsukova Svetlana Aleksandrovna — Candidate of Pedagogics, associate professor, department of sociology and personnel management, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Барсукова С.А. Базовые общекультурные ценности россиян / С.А. Барсукова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». □— 2017. □— Т. 5, № 1 □ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Barsukova S.A. Basic common cultural values of Russians. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 1, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).