Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАНИЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ РИСКОВ И УГРОЗ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАНИЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ РИСКОВ И УГРОЗ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая безопасность / климатические риски / изменение климата / экологическая политика / устойчивое развитие / правовая защита окружающей среды / климатическое регулирование. / environmental safety / climate risks / climate change / environmental policy / sustainable development / legal protection of the environment / climate regulation.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мамиева Илона Таймуразовна, Научный Руководитель Шпаковский Юрий Григорьевич

В статье рассматриваются проблемы экологической безопасности и устойчивого развития в условиях роста климатических рисков и угроз. Дается представление о действующих в России правовых механизмах обеспечения экологической безопасности и необходимости их комплексного изменения с течением времени для обеспечения эффективности экологической безопасности в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF LEGAL MECHANISMS FOR ENSURING ENVIRONMENTAL SAFETY IN CONDITIONS OF INCREASING CLIMATE RISKS AND THREATS

The article discusses the problems of environmental safety and sustainable development in the context of increasing climate risks and threats. An idea is given about the legal mechanisms in force in Russia to ensure environmental safety and the need for their comprehensive change over time to ensure the effectiveness of environmental safety in the country.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАНИЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ РИСКОВ И УГРОЗ»

Столыпинский вестник №10/2024

Научная статья Original article УДК 34

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАНИЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ РИСКОВ И УГРОЗ

TRANSFORMATION OF LEGAL MECHANISMS FOR ENSURING ENVIRONMENTAL SAFETY IN CONDITIONS OF INCREASING CLIMATE

RISKS AND THREATS

Мамиева Илона Таймуразовна, Аспирант кафедры экологического и природоресурсного права МГЮА / Университет имени О.Е. Кутафина, Россия, Москва

Научный руководитель: Шпаковский Юрий Григорьевич, Доктор юридических наук, профессор кафедры экологического и природоресурного права МГЮА

Mamieva Ilona Taimurazovna, Postgraduate student of the Department of Environmental and Natural Resource Law of the Moscow State Law Institute / O.E. Kutafin University Russia, Moscow, itmamieva@msal .ru

Scientific supervisor: Yuri Grigorievich Shpakovsky, Doctor of Law, Professor of the Department of Environmental and Natural Resource Law of the Moscow State Law University j gshpakovskij @msal .ru

Столыпинский вестник

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы экологической

безопасности и устойчивого развития в условиях роста климатических рисков и угроз. Дается представление о действующих в России правовых механизмах обеспечения экологической безопасности и необходимости их комплексного изменения с течением времени для обеспечения эффективности экологической безопасности в стране.

Annotation. The article discusses the problems of environmental safety and sustainable development in the context of increasing climate risks and threats. An idea is given about the legal mechanisms in force in Russia to ensure environmental safety and the need for their comprehensive change over time to ensure the effectiveness of environmental safety in the country.

Ключевые слова: экологическая безопасность, климатические риски, изменение климата, экологическая политика, устойчивое развитие, правовая защита окружающей среды, климатическое регулирование.

Keywords: environmental safety, climate risks, climate change, environmental policy, sustainable development, legal protection of the environment, climate regulation.

Актуальность вопросов, связанных с трансформацией правовых механизмов обеспечения экологической безопасности, обусловлена необходимостью приведения действующего законодательства в соответствие с новыми правилами. Это обусловлено возрастанием угроз и рисков в сфере изменения климата в глобальном масштабе. Следствием такого изменения климата является учащение и усиление стихийных бедствий, что влечет за собой серьезные экологические, экономические и социальные последствия.

Изменение климата в глобальном масштабе требует от Российской Федерации заранее выработать комплексный и сбалансированный государственный подход к климатическим проблемам. Для достижения целей экологической безопасности необходимо проведение единой государственной политики, которая будет направлена на предотвращение и устранение внутренних и внешних угроз на основе всестороннего анализа соответствующих

факторов.

В контексте позитивного устойчивого развития общества должны осуществляться такие изменения, при которых качество жизни повышается, а антропогенное воздействие на окружающую среду снижается. Другими словами, деятельность общества не должна осуществляться за счет разрушения природной среды, а быть направлена на ее сохранение, поскольку от этого в дальнейшем зависит его благосостояние.

Экологическая устойчивость означает поддержку функционирования природных систем и жизнеспособности биосферы. Состояние природных систем зависит от эффективности взаимодействия экосистем друг с другом и с окружающей неживой средой. Если это взаимодействие нарушается, системы начинают деградировать, что также провоцирует загрязнение окружающей среды и потерю биологического разнообразия. Все эти факторы снижают способность экологических систем к восстановлению, поэтому человек лишается доступа к необходимым условиям для жизни.

В 1996 году в России была принята Концепция перехода к устойчивому развитию в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по окружающей среде и развитию[1]. Основной целью устойчивого развития является баланс социально-экономического развития с охраной природы и созданием благоприятной окружающей среды.

Экологическая составляющая устойчивого развития предполагает обеспечение стабильности как физических, так и биологических экосистем. Особую важность при этом имеет жизнеспособность локальных видов, от которых в значительной степени зависит стабильность всей биосферы. Устойчивое развитие, реализуемое без ущерба для окружающей среды, способствует удовлетворению большинства потребностей населения и способствует укреплению фундаментальных основ развития. Таким образом, прослеживается очевидная взаимосвязь между уровнем регионального и местного производства и взвешенностью действий в отношении окружающей среды.

В 2015 году на Генеральной Ассамблее ООН была принята Резолюция о пересмотре Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года[2]. Данная политика предусматривает создание целей устойчивого развития (ЦУР) для обеспечения рационального использования экологично ориентированных технологий, поддержки стабильности социально -экономического прогресса и сохранения интегральности естественных физических и биологических объектов окружающей среды. Всего целей семнадцать, но только некоторые из них связаны с экологической проблематикой. В данную группу можно включать следующие ЦУР: № 6 «Чистая вода и санитария», № 7 «Недорогостоящая и чистая энергия», № 12 «Ответственное производство и потребление», № 13 «Борьба с изменением климата», № 14 «Сохранение морских экосистем» и № 15 «Сохранение экосистем суши». Тем самым рассмотрение этой части Повестки способствует анализу и выработке стратегических предложений для осуществления экологически безопасного пути устойчивого развития.

Отметим, что в 2018 году был издан Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[3] с целью формулирования приоритетных задач социально-экономического характера для государства. Среди них особое значение имел экологический компонент. В результате, в 2019 г. в России началась реализация национального проекта «Экология» 20192024 гг.[4], главной задачей которого стало улучшение качества жизни людей.

Как отмечается в официальных данных, большая часть целей и целевых показателей национального проекта достигнута (рис. 1).

Пока не решенными остаются вопросы эффективного обращения с отходами производства и потребления, в том числе ликвидация несанкционированных свалок в границах городов, а также не достигнут желаемый уровень уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах.

С >

1 - не

достигнуто

к J

г Л

2 - не

достигнуто

\

с >

3 - достигнуто

ч _;

г

4 - достигнуто

г >

5 - достигнуто

ч _у

г >

6 - достигнуто

Эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов.

Снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числ уменьшение не менее чем на 20 % совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах

Повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения

Экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озера Байкал и Телецкое

Сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий

Обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 г.

Рисунок 1 - Цели и целевые показатели в сфере экологии[5]

Росстат же публикует статус разработки показателей целей устойчивого развития, т. е. покрытия задач ЦУР национальными проектами до 2024 года. На рисунке 2 отражено современное положение.

Как можно увидеть, большинство задач ЦУР пока не разрабатываются. Если говорить об общем числе показателей, то в разработке находится примерно половина из них (123 показателя из 248). Следовательно, говорить о достижении показателей ЦУР в России пока еще рано, не смотря на постоянное возрастание экологических и климатических рисков.

ЦУР № 15 ЦУР № 14 ЦУР № 13 ЦУР № 12 ЦУР № 7 ЦУР №6

0% 20% 40% 60% 80% 100%

■ Разрабатывается ■ Не разрабатывается

120%

Рисунок 2 - Статус разработки показателей ЦУР в России, в %[6]

Поэтому трансформация правовых норм становится ключевым элементом обеспечения устойчивого развития и экологической безопасности общества в современных условиях.

Правовые механизмы обеспечения экологической безопасности представляют собой систему законодательных и нормативных актов, процедур и институтов, которые регулируют охрану окружающей среды и управление природными ресурсами для предотвращения, минимизации и устранения экологических рисков и угроз. Необходимо понимать, что степень их проявления зависит от масштаба изменения климата, уязвимости отдельных систем и объектов, а также от того, насколько конкретная территория подготовлена к климатическим изменениям.

В 2024 г. вышел новый Климатический отчет международной коалиции ученых, который свидетельствует об усугублении климатического кризиса и необходимости срочных мер, так как ключевые индикаторы состояния планеты демонстрируют негативную тенденцию, указывающую на переход к новой, непредсказуемой стадии климатического кризиса[7].

Согласно мнению авторов отчета, подтвержденному исследованиями, усиление антропогенных изменений климата создает неминуемую угрозу

будущему человечества и требует принятия немедленных мер.

В современном мире любая экономическая деятельность не может обойтись без учета требований экологической безопасности, на что прямо или косвенно влияет нормативно-правовая основа. Соответственно, процесс становления законодательства является динамичным и продолжающимся, что приводит к постоянному обновлению и совершенствованию правовых актов в разных областях права (уголовного, гражданского, административного и т.д.) для гарантии эффективной защиты окружающей среды. Экологизация законодательства, таким образом, становится одним из фундаментальных элементов обеспечения экологически безопасного развития современного общества.

Российская Федерация обладает обширной системой правовых механизмов, направленных на обеспечение экологической безопасности. Эти механизмы включают законодательные акты, нормативные документы и институты, регулирующие использование природных ресурсов, охрану окружающей среды и предотвращение экологических рисков.

Законодательно установлены административная, уголовная, имущественная и дисциплинарная ответственность за загрязнение окружающей среды. Конфликты, возникающие из-за нарушения экологических норм, решаются в судебном порядке. Граждане, должностные лица и компании, виновные в нарушении экологического законодательства, привлекаются к ответственности независимо от их должностного положения или статуса. В целом российское законодательство охватывает различные виды деятельности, которые могут представлять потенциальную угрозу для окружающей среды.

Однако текущее состояние окружающей среды в Российской Федерации оценивается как неблагоприятное по экологическим показателям для большинства территорий с высоким уровнем заселенности, производственной активности и продуктивных сельскохозяйственных угодий. Несмотря на предпринимаемые меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по снижению химического,

физического и биологического воздействия на окружающую среду, включая аварии на опасных производственных объектах, угрозы экологической безопасности продолжают сохраняться[8].

В качестве сильных сторон современных правовых механизмов обеспечения экологической безопасности в России следует отметить комплексность законодательства, наличие специализированных государственных органов (Минприроды, Росприроднадзор), обеспечивающих контроль и мониторинг исполнения экологического законодательства.

В тоже время Россия постепенно выходит из международного сотрудничества по вопросам экологии (например, из протокола к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха 1979 года), из-за санкций и инвестиционных ограничений пересматривается план по снижению выбросов углерода и т.д. Кроме того, несмотря на наличие разработанных законодательных норма, наблюдается недостаточная эффективность контроля их реализации, остаются острыми коррупционные проблемы в органах, ответственных за экологический надзор. При этом население недостаточно информировано о своих экологических правах и обязанностях, что ослабляет гражданский контроль соблюдения установленных экологических норм.

Отметим также отсутствие стратегических программ, которые бы позволяли учитывать происходящие климатические изменения, ни на федеральном, ни на региональном уровне, присутствует нескоординированность между различными нормативно-правовыми актами, что усложняет их практическую реализацию, неразвиты механизмы вовлечения общественности в процессы принятия решений и мониторинга исполнения экологических норм.

Несовершенство правовых механизмов в сфере экологической безопасности может привести к значительным экономическим потерям, снижению качества жизни населения, необратимой утрате биоразнообразия.

Требуется разработка стратегических планов на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, предусматривающих использование погодных и климатических прогнозов с целью улучшения экологической

безопасности природных экосистем и защиты населения от неблагоприятных климатических воздействий. Также необходимо усилить принцип «загрязнитель платит», развивать систему экологического мониторинга и прогнозирования, повышать роль гражданского общества в обеспечении экологической безопасности. Кроме того, представляется важным укрепление международного сотрудничества и приведение в соответствие правовых норм для координации усилий в условиях роста климатических рисков и угроз.

Список литературы:

1. Указ Президента Российской Федерации №2 440 от 01.04.1996 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». - URL: https://docs.cntd.ru/document/9017665 (дата обращения: 10.10.2024)

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 10.10.2024).

3. Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». - URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=292172 (дата обращения: 10.10.2024).

4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 г. № 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». - URL: https://base.garant.ru/407358666/ (дата обращения: 10.10.2024).

5. Паспорт национального проекта «Экология» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316096/ (дата обращения: 10.10.2024).

6. Национальный проект «Экология». - URL: http://government.ru/rugovclassifier/848/events/ (дата обращения: 10.10.2024)

7. Статус разработки показателей ЦУР / Росстат (на 15.10.2024). - URL: https://rosstat.gov.ru/sdg/reporting-status (дата обращения: 10.10.2024).

8. Climate Change: The IPCC 1990 and 1992 Assessments. - URL: https://www.ipcc.ch/report/climate-change-the-ipcc-1990-and-1992-assessments/

9. The 2024 state of the climate report: Perilous times on planet Earth / William J Ripple, Christopher Wolf, Jillian W Gregg, Johan Rockström, Michael E Mann, Naomi Oreskes, Timothy M Lenton, Stefan Rahmstorf, Thomas M Newsome, Chi Xu... Show more // Bioscience, biae087, 08 October 2024. - URL: https://doi.org/10.1093/biosci/biae087 (дата обращения: 10.10.2024).

10. Василенко Е. Итоги 28-й Конференции Рамочной конвенции ООН об изменении климата. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/colu mns/ecology/itogi-28-y-konferentsii-ramochnoy-konventsii-oon-ob-izmenenii-klimata/ysclid=lsc4y0goua787659965 (дата обращения: 10.10.2024).

11. Егорова М.А. Современные правовые проблемы права и экологии в условиях цифровой трансформации общественных отношений, предпринимательской деятельности и глобальных климатических изменений // Предпринимательское право. - 2023. - № 1. - С. 2-7 (дата обращения: 10.10.2024).

12. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Тенденции и перспективы развития законодательства в сфере обеспечения климатической безопасности Российской Федерации // Юрист. - 2022. - № 9. - С. 24-27 (дата обращения: 10.10.2024).

13. Карцхия А.А. Правовые перспективы климатической повестки как основы биологической безопасности человека: российский и международный аспекты // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право. - 2024. - №2. - С. 37-51 (дата

обращения: 10.10.2024).

List of literature:

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 440 dated 04/01/1996 "On the concept of the transition of the Russian Federation to sustainable development". - URL: https://docs.cntd.ru/document/9017665 (date of application: 10.10.2024)

2. Decree of the President of the Russian Federation dated 05/07/2018 No. 204 (ed. dated 07/21/2020) "On National goals and strategic objectives of the Development of the Russian Federation for the period up to 2024". - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432 / (date of request: 10.10.2024).

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 176 dated April 19, 2017 "On the Strategy of Environmental Safety of the Russian Federation for the period up to 2025". - URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1 &documentId=292172 (date of application: 10.10.2024).

4. UN General Assembly Resolution No. 70/1 of September 25, 2015 "Transforming our world: The 2030 Agenda for Sustainable Development". - URL: https://base.garant.ru/407358666 / (date of request: 10.10.2024).

5. Passport of the national project "Ecology" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 16 dated 12/24/2018). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316096 / (date of request: 10.10.2024).

6. The National project "Ecology". - URL: http://government.ru/rugovclassifier/848/events / (date of request: 10.10.2024)

7. The status of the development of SDG indicators / Rosstat (as of 10/15/2024). -URL: https://rosstat.gov.ru/sdg/reporting-status (date of application: 10.10.2024).

8. Climate Change: The IPCC 1990 and 1992 Assessments. - URL: https://www.ipcc.ch/report/climate-change-the-ipcc-1990-and-1992-

assessments/

9. The 2024 state of the climate report: Perilous times on planet Earth / William J Ripple, Christopher Wolf, Jillian W Gregg, Johan Rockstrom, Michael E Mann, Naomi Oreskes, Timothy M Lenton, Stefan Rahmstorf, Thomas M Newsome, Chi Xu... Show more // Bioscience, biae087, 08 October 2024. - URL: https://doi.org/10.1093/biosci/biae087 (date of application: 10.10.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Vasilenko E. The results of the 28th Conference of the United Nations Framework Convention on Climate Change. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/colu mns/ecology/itogi-28-y-konferentsii-ramochnoy-konventsii-oon-ob-izmenenii-klimata/ysclid=lsc4y0goua787659965 (accessed: 10.10.2024).

11. Egorova M.A. Modern legal problems of law and ecology in the context of digital transformation of public relations, entrepreneurial activity and global climate change // Entrepreneurial law. - 2023. - No. 1. - pp. 2-7 (accessed: 10.10.2024).

12. Zhavoronkova N.G., Agafonov V.B. Trends and prospects of development of legislation in the field of ensuring climate security of the Russian Federation // Lawyer. - 2022. - No. 9. - pp. 24-27 (date of appeal: 10.10.2024).

13. Kartskhiya A.A. Legal perspectives of the climate agenda as the basis of human biological safety: Russian and international aspects // Social and humanitarian sciences. Domestic and foreign literature. Series 4, State and Law. - 2024. - No.2. - pp. 37-51 (date of reference: 10.10.2024).

© Мамиева И.Т., 2024 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2024.

Для цитирования: Мамиева Илона Таймуразовна, ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАНИЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ РИСКОВ И УГРОЗ//Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.