DOI 10.24412/2227-7315-2022-5-262-270 УДК 349.6
Е.А. Сухова
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И РАЗРЕШЕНИИ СУДЕБНЫХ СПОРОВ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ КЛИМАТА
Введение: реакция международного сообщества на изменение климата первоначально сосредоточилась на глобально скоординированных коллективных действиях. Однако международными соглашениями невозможно добиться успеха, если они не подкреплены законодательными действиями на национальных уровнях. Именно поэтому законы в сфере защиты климата во многих странах стремительно разрабатываются и совершенствуются. Кроме того, за последние несколько десятилетий экологическими организациями и гражданами-активистами по всему миру подано более 1800 исков о защите климата. По мере роста числа и разнообразия судебных исков прослеживается усиление их влияния на политику и законодательную деятельность. Анализ мирового опыта в этой связи представляет особый научный и практический интерес. Цель: выявить и обобщить основные тенденции в законодательстве и судебных разбирательствах по вопросам изменения климата. Методологическая основа: сравнительно-правовой, формально-юридический и системно-структурный метод. Результаты: определены мировые тренды в развитии климатической политики и системы правового регулирования отношений в сфере защиты климата, проанализированы национальные прогрессивные меры и средства достижения климатических целей. Вывод: глобальное решение проблемы изменения климата в конечном итоге должно быть закреплено в национальном законодательстве, создающем правовую основу для принятия государством соответствующих мер. Именно поэтому число стран, принимающих климатическое законодательство, с каждым годом возрастает. Реализация политики в области изменения климата в настоящее время осуществляется как путем разработки рамочных законов об изменении климата, так и посредством включения положений, связанных с изменением климата, во множество существующих (или новых) отраслевых законов и стратегий. Следует учитывать тот факт, что рост климатического законодательства предоставляет новые возможности для привлечения правительств к ответственности, если они оказываются неспособными достичь климатических целей. В этой связи судебные разбирательства в мировой практике начинают рассматриваться как важный механизм, стимулирующий участников рынка и политиков к созданию и внедрению на национальном уровне эффективных способов адаптации и смягчения последствий изменения климата.
Ключевые слова: защита климата, национальное законодательство, судебное разбирательство, чрезвычайна климатическая ситуация, международное соглашение, климатическая политика.
© Сухова Елена Александровна, 2022
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Sukhova Elena Aleksandrovna, 2022
Сandidate of Law, Associate Professor, Associate Professor, Department of Land and Ecological Law (Saratov 262 State Law Academy)
E.A. Sukhova
GLOBAL TRENDS IN CLIMATE PROTECTION LEGISLATION AND LITIGATION
Background: the international community's response to climate change initially focused on globally coordinated collective action. But international agreements cannot succeed if they are not backed up by legislative action at the national level. This is why climate protection laws are rapidly evolving and improving in many countries. In addition, in the last few decades, more than 1,800 climate protection lawsuits have been filed worldwide by environmental organizations and citizen-activists. As the number and diversity of lawsuits grows, their influence on policy and lawmaking intensifies. An analysis of global experience in this regard is of particular scientific and practical interest. Objective: to identify and summarize the main trends in legislation and litigation on climate change. Methodology: comparative legal, formal-legal and system-structural method. Results: global trends in the development of climate policy and the system of legal regulation of relations in the field of climate protection were identified, and national progressive measures and means of achieving climate goals were analyzed. Conclusions: the global solution to climate change must ultimately be enshrined in national legislation, providing the legal basis for state action. This is why the number of countries adopting climate change legislation is growing every year. The implementation of climate change policy is currently being carried out both through the development of framework laws on climate change and through the inclusion of climate change-related provisions in a multitude of existing (or new) sectoral laws and policies. Consideration should be given to the fact that the growth of climate legislation provides new opportunities to hold governments accountable if they fail to meet climate goals. In this regard, litigation is beginning to be seen globally as an important mechanism to encourage market actors and policymakers to create and implement effective ways to adapt and mitigate climate change at the national level.
Key-words: climate protection, national legislation, judicial proceedings, climate emergency, international agreement, climate policy.
Проблематика регулирования сферы изменения климата — одна из ключевых тем современной мировой политической повестки. В Шестом оценочном докладе МГЭИК «Изменение климата 2022: воздействия, адаптация и уязвимость»1 отмечается, что антропогенное изменение климата является следствием более чем столетнего выброса парниковых газов в результате нерационального использования энергии, изменений в землепользовании, образе жизни людей и моделях потребления и производства. В свою очередь, оно создает серьезные угрозы для окружающей среды, экономики, здоровья населения и безопасности стран по всему миру, в связи с чем только эффективные и справедливые меры по смягчению последствий изменение климата могут изменить данную траекторию.
Защита климата предполагает одновременно три аспекта: сдерживание действий, потенциально ускоряющих качественное изменение климата или увеличивающих его интенсивность; разработка мер воздействия на климат, которые противодействуют или компенсируют, по крайней мере, на региональном уровне, негативные последствия глобального изменения климата; разработка адаптаци-
1 См.: IPCC Sixth Assessment ReportMitigation of Climate Change. URL: https://www.ipcc.ch/ report/ar6/wg3/ (дата обращения: 24.05.2022). 263
онных и защитных действий, способствующих безопасности и благополучию всех людей, а также социальному и экономическому развитию, совместимому с изменяющейся природной средой. В свою очередь, это требует использования различных инструментов: политических, финансовых, управленческих, технологических инноваций, а также изменения в поведении и образе жизни людей (энергосбережение и др.). Особая роль при этом возложена на механизм правового регулирования, представляющий собой «систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права» [1]. Как подчеркнул президент NRDC Manish Bapna: «Для нашей экономической и национальной безопасности, а также для будущего всей жизни на планете Земля законодатели должны действовать без промедления».
Важной вехой в адаптации к изменению климата стало принятие в 2015 году Парижского соглашения1, заявленная цель которого состоит в том, чтобы удержать рост глобальной температуры «намного ниже» 2^ и «приложить усилия» к его ограничению до 1,5^. На сегодняшний день к Соглашению присоединились 193 стороны (192 государства и Евросоюз), взявших на себя обязательства контролировать свои выбросы посредством определяемых на национальном уровне вкладов, и в настоящее время в мире существует более 1300 национальных законов, связанных со смягчением последствий изменения климата и адаптацией к ним.
Реализация политики в области изменения климата на национальных уровнях в настоящее время осуществляется, во-первых, путем разработки конкретного закона об изменении климата, который затрагивает отдельные или все вопросы, связанные с этой сферой. Так, одним из первых рамочных законов в мире стал Закон Великобритании об изменении климата, вступивший в силу в ноябре 2008 г2. Закон обязал Великобританию сократить выбросы парниковых газов на 80% к 2050 г. по сравнению с уровнем 1990 г. Основными положениями данного акта стали введение обязанности формирования системы углеродного бюджета, учреждение Комитета по изменению климата и разработка Национальной программы адаптации для управления последствиями неизбежного изменения климата.
Обзор Закона Великобритании об изменении климата3, проведенный Грэн-темским научно-исследовательским институтом по вопросам изменения климата и окружающей среды в 2018 г., показал, что введение Закона и его углеродные бюджеты способствовали сокращению выбросов в Великобритании, особенно в энергетическом секторе при сохраняющемся росте экономики. В связи с чем в 2019 г. Великобритания поставила еще более амбициозную цель — свести все выбросы парниковых газов к нулю к 2050 г.
1 URL: https://unfccc.int/sites/default/files/russian_paris_agreement.pdf (дата обращения: 25.05.2022).
2 См.: Climate Change Act 2008. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2008/27/contents (дата обращения: 24.05.2022).
3 См.: 10 years of the UK Climate Change Act. URL: https://www.lse.ac.uk/granthaminstitute/ wp-content/uploads/2018/03/10-Years-of-the-UK-Climate-Change-Act_Fankhauser-et-al.pdf (дата
264 обращения: 24.05.2022).
Еще одним примером является (уже второй по счету) Закон Дании о климате, принятый 26 июня 2020 г.1 Цель этого Закона состоит в том, чтобы Дания сократила выбросы парниковых газов в 2030 г. на 70% по сравнению с уровнем выбросов в 1990 г. и достигла климатически нейтрального общества не позднее 2050 г. Закон устанавливает ряд обязательств по отчетности для Правительства, включая ежегодную парламентскую проверку действий правительства по достижению целей. Среди обязанностей Правительства следует выделить подготовку данных о влиянии своей климатической политики на датский импорт и потребление, а также ежегодную разработку глобальной стратегии, в которой должны отражаться: как внешняя политика правительства, политика развития и торговая политика, которые совместо обеспечивают роль Дании как основного игрока в международной климатической политике.
28 ноября 2019 г. Европейский парламент, учитывая последние научные данные о разрушительном воздействии изменения климата и принимая во внимание то, что только немедленные и амбициозные действия имеют решающее значение для ограничения глобального потепления до 1,5°С и предотвращения массовой утраты биоразнообразия, объявил чрезвычайную климатическую ситуацию и призвал Комиссию, государства-члены и всех глобальных игроков заявить о своей приверженности безотлагательно принять конкретные меры, необходимые для борьбы с этой угрозой и ее сдерживании, пока не стало слишком поздно2.
Логичным результатом такого заявления явилось принятие Европейского климатического закона3, вступившего в силу 29 июля 2021 г. и закрепившего цель, изложенную в Европейском зеленом соглашении о климатической нейтральности к 2050 году, что означает достижение нулевого уровня выбросов парниковых газов для стран ЕС в целом, главным образом за счет сокращения выбросов, инвестиций в экологически чистые технологии и защиты окружающей среды. Закон направлен на то, чтобы вся политика ЕС способствовала достижению этой цели и чтобы все секторы экономики и общества играли свою роль. Закон о климате включает меры по отслеживанию прогресса и соответствующей корректировке действий на основе существующих систем, таких как: национальные планы государств-членов в области энергетики и климата, регулярные отчеты Европейского агентства по окружающей среде и последние научные данные об изменении климата и его последствиях. Прогресс будет оцениваться каждые пять лет в соответствии с подведением итогов в соответствии с Парижским соглашением. Как справедливо отмечают Н.Г. Жаворонкова и В.Б. Агафонов: «Учитывая, что все принятые директивы носят обязательный характер для всех стран, входящих в Еврозону, и рассчитаны на расходы в сумме более 1 трлн евро в течение 10-летнего периода, речь идет не о климатических проектах, а о полном изменении экономического и технологического тренда» [2], что ознаменовало новую тенденцию в законодательстве зарубежных госу-
1 См.: Lov om klima nr 965 af 26/06/2020. URL: https://www.retsinformation.dk/eli/ lta/2020/965 (дата обращения: 24.05.2022).
2 См.: European Parliament resolution of 28 November 2019 on the climate and environment emergency (2019/2930(RSP). URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2019-0078_EN.html (дата обращения: 24.05.2022).
3 См.: Regulation (EU) 2021/1119 of the European Parliament and of the Council of 30 June 2021 establishing the framework for achieving climate neutrality and amending Regulations (EC) No 401/2009 and (EU) 2018/1999 ('European Climate Law'). URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/ reg/2021/1119/oj (дата обращения: 24.05.2022). 265
дарств — признание чрезвычайной ситуации в области климата как угрозы национальной безопасности и новый виток законодательных мер и обязательств, направленных на борьбу с изменением климата.
Так, в Законе Франции № 2021-1104 о борьбе с изменением климата и устойчивости1, государство, подтвердив свое обязательство соблюдать цели по сокращению выбросов парниковых газов в соответствии с регламентом ЕС 2018/842 и Парижским соглашением, закрепило нормы, ограничивающие рекламу продуктов и услуг, оказывающих чрезмерное воздействие на климат, в частности, ископаемого топлива (2022 г.) и автомобилей с высоким уровнем загрязнения (2028 г.). С 1 марта 2022 г. производители автомобилей должны указывать в рекламе класс выбросов CO2 своего автомобиля. Кроме того, были введены меры, связанные с транспортом:
1) обязательство для городов или мегаполисов с населением более 150000 жителей создать зону мобильности с низким уровнем выбросов до 31 декабря 2024 г.;
2) запрет полетов над территорией Франции, когда поездка также может осу-ществлятся на национальном железнодорожном транспорте без стыковки или с несколькими ежедневными стыковками продолжительностью менее 2:30 ч;
3) предоставление регионам возможности вводить дорожный экологический налог с 2024 г. в отношении транспорта высом свыше 2,6 т, использующих в качестве топлива газ, некоторые виды биотоплива, электричество и водород.
Закон также установил долгосрочную цель отказа от дальнейшей искусственной обработки почв.
Одним из законов в рассматриваемой сфере, вступившим в силу в 2022 г. и являющимся развитием Парижского соглашения, Европейского зеленого соглашения и Европейского закона о климате, следует назвать Закон 98/20212, устанавливающий основы климатической политики Португалии. Данный Рамочный климатический закон признает чрезвычайную климатическую ситуацию, придерживается цели достижения углеродной нейтральности к 2050 г., устанавливает 14 целей и 11 принципов климатической политики, закрепляет право на климатический баланс, устанавливает связанные с климатом права и обязанности, в том числе: право вмешиваться и участвовать в административных процедурах, касающихся климатической политики; обязанность защищать, сохранять, соблюдать и обеспечивать поддержание климатического баланса. Новый закон также затрагивает как государственный, так и частный сектор, включая инвесторов, финансовые организации и широкую общественность, устанавливая новые и строгие обязательства, помимо наличия собственной схемы штрафных санкций в случае нарушения. Рамочный закон о климате стал еще одним фактором, который компании должны учитывать при ведении своего бизнеса. Среди новых финансовых инструментов можно выделить создание новой категории налоговых вычетов — IRS Verde (зеленый личный подоходный налог), который будет устанавливать льготы налогоплательщикам, которые приобретают, потребляют или используют экологически безопасные товары и услуги.
1 См.: LOI n° 2021-1104 du 22 août 2021 portant lutte contre le dérèglement climatique et renforcement de la résilience face à ses effets. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/eli/loi/2021/8/22/2021-1104/jo/texte (дата обращения: 24.05.2022).
2 См.: Lei de Bases do Clima n.° 98/2021. URL: https:// https://cms.law/pt/prt/publication/meet-266 the-law-lei-n.o-98-2021-de-31-de-dezembro (дата обращения: 24.05.2022).
Политика в области изменения климата, включающая как смягчение последствий (сокращение выбросов), так и адаптацию (устойчивость к изменению климата), связана со многими другими политическими вопросами. Переход к низкоуглеродной устойчивой к изменению климата экономике требует реформ всей экономики. В связи с этим законы об изменении климата охватывают действия в ряду секторов и взаимодействуют с другими приоритетами политики, такими как: энергетика, транспорт, промышленность, лесное хозяйство и землепользование, качество воздуха, бедность и продовольственная безопасность. Поэтому реализация политики в области изменения климата в настоящее время осуществляется, во-вторых, путем включения положений, связанных с изменением климата, во множество существующих (или новых) отраслевых законов и стратегий. Примером может служить тенденция принятия законов, способствующих использованию возобновляемых источников энергии или добавление парниковых газов в списки регулируемых загрязнителей, включение соображений, связанных с изменением климата, в общие законы об охране окружающей среды. Оба подхода не являются взаимоисключающими, и почти все страны приняли комбинированный подход. Некоторые государства придерживаются более узкой направленности (например, энергетика или лесное хозяйство), другие включают изменение климата в более широкие рамки, такие как стратегии экономического развития или планы зеленого роста.
Помимо законодательных актов по всему миру растет число и масштабы судебных разбирательств, связанных с изменением климата, особенно после подписания Парижского соглашения в декабре 2015 года. Судебные разбирательства в мировой практике — это еще одно средство достижения климатических целей, ш поскольку позволяет обращаться в суды как к правительствам с требованием и сократить выбросы парниковых газов и принять другие меры для смягчения по- а следствий, связанных с климатом, так и к компаниям с требованием возместить о вред, связанный с изменением климата. Причины судебных разбирательств в | разных странах варьируются, но общая идея на которой они основаны заклю- о
с
чается в том, чтобы стимулировать изменения в политике в сторону усиления а действий по смягчению последствий изменения климата. в
Термин «судебный процесс по вопросам изменения климата» в настоящее о время все чаще используется для обозначения широкого круга споров, рас- ю
"О
сматриваемых в национальных или международных судах и трибуналах, где |
претензии сторон основаны «на применении законных прав, чтобы повлиять к
на результаты, которые либо смягчат, уменьшат, либо даже могут привести к а
улучшению последствий изменения климата» [3]. |
Защита окружающей среды, а также людей в результате судебных разби- ии
рательств по вопросам изменения климата стремительно распространяется по ¡§
всему миру (например, в Великобритании, Австралии, Европейском Союзе, США 1
и Канаде). Толчком для многих из этих дел послужил 2019 г, когда голландская )
некоммерческая организация и^епёа, занимающаяся вопросами устойчивого 2 перехода, выиграла иск против правительства Нидерландов, аргументировав иск тем, что государство предпринимает недостаточные действия для решения проблемы изменения климата.
Климатическое законодательство предоставляет гражданам возможности для обращения в национальные суды за защитой своих прав и (в более общем
плане) за климатической справедливостью. Согласно данным, приведенным 267
Грэнтемским научно-исследовательским институтом, по состоянию на 2021 г. 58% дел за пределами Америки, которые были завершены, имели исходы, благоприятные для сторон, стремящихся к принятию дополнительных мер в отношении климата и только 32% результатов были неблагоприятными1. Следует констатировать тенденцию усиления влияния судебных разбирательств на национальное климатическое законодательство. Так, в феврале 2020 г. группа немецкой молодежи во главе с Нойбауэр подала судебный иск против Федерального закона Германии о защите климата («BundeskHmaschutzgesetz» или «KSG»), утверждая, что цель KSG по сокращению выбросов парниковых газов на 55% к 2030 г. по сравнению с уровнем 1990 г. недостаточна. Заявители утверждали, что таким образом KSG нарушил права человека, охраняемые Конституцией Германии. 29 апреля 2021 г. Федеральный конституционный суд вынес решение в пользу истцов; он постановил, что законодательный орган обязан защищать климат и стремиться к достижению климатической нейтральности. Принимая доводы о том, что законодательный орган должен следовать подходу углеродного бюджета, чтобы ограничить потепление значительно ниже 2^ и, если возможно, до 1,5^, суд пришел к выводу, что законодательный орган не пропорционально распределил бюджет между нынешним и будущими поколениями. В результате этого постановления в закон Германии об изменении климата были внесены поправки, направленные на сокращение выбросов парниковых газов на 65% (вместо 55%) к 2030 г. по сравнению с уровнями 1990 г.
Однако существуют некоторые проблемы, которые мешают положительному исходу: для многих судей разбирательства в национальных судах по вопросам бездействия на национальном или субнациональном уровне для решения проблемы глобального изменения климата являются новаторскими. Правительства аргументируют, что и климатическое законодательство, и политика неоправданны, что выбросы их страны являются минимальными по сравнению с общими глобальными выбросами или что постановление суда, требующее от одной страны сократить свои выбросы парниковых газов, не может возместить глобальный ущерб [4], и в результате суды разных инстанций приходят к противоположным выводам. Показательным здесь может служить пример рассмотрение иска британской некоммерческой организации «Друзья Земли» против государственного секретаря по транспорту, суть которого сводилась к тому, что недостаточное внимание к изменению климата оказало влияние на расширение международного аэропорта Хитроу. Госсекретарь утверждал, что план строительства стоимостью 18 млрд долларов должен был разрешить дополнительные 260 000 рейсов в год и данный проект будет стимулировать британскую экономику, особенно после Brexit, поскольку увеличит спрос на путешествия и международную торговлю. Однако истцы заявляли, что новая взлетно-посадочная полоса увеличит выбросы углерода и загрязнение воздуха, что противоречит целям Парижского соглашения, к которому присоединилась Великобритания.
Высокий суд Ее Величества не усмотрел у госсекретаря каких-либо обязательств по рассмотрению климатических целей Парижского соглашения либо подтвержденных научных данных, лежащих в основе этих климатических целей, либо более строгих потенциальных будущих климатических целей, необходимых для выполнения Парижского соглашения. Апелляционный же суд в
1 См.: Lawsuits aimed at greenhouse-gas emissions are a growing trend. URL: https://www. economist.com/international/2022/04/23/lawsuits-aimed-at-greenhouse-gas-emissions-are-a-growing-trend (дата обращения: 26.05.2022).
своем решении от 27 февраля 2020 г. признал одобрение взлетно-посадочной полосы незаконным и потребовал от правительства пересмотреть свои обязательства по Парижскому соглашению и другим международным обязательствам. Данное решение Апелляционного суда было расценено защитниками окружающей среды как историческое и впоследствии были возбуждены соответствующие дела против планов строительства большего количества дорог и газовых электростанций в Великобритании. Однако компания, управляющая аэропортом, его обжаловала, и 16 декабря 2020 г. Верховный суд отменил решение Апелляционного суда, придя к выводу, что правительство в достаточной мере учло воздействие на климат в отношении предыдущих, менее строгих целей в области климата.
Анализ данного дела приводит к выводу, что хотя суды в целом признают важность проблемы изменения климата, ими еще не разработана четкая судебная практика в этой области. В связи с этим в мировой практике наметилась новая тенденция — реформирование национальных судебных процедур и правил доказывания, основанное на выпущенном Международной ассоциацией юристов в 2020 г. «Типовом уставе для производства по делу об оспаривании бездействия правительства в связи с изменением климата».
Обобщая проведенный обзор международно-правового опыта в сфере борьбы с изменением климата, можно обозначить следующие тенденции:
за последние несколько лет законы, касающиеся изменений климата, значительно расширились, наблюдается рост количества стран, в которых на нормативном уровне чрезвычайная климатическая ситуация признается угрозой национальной безопасности;
реализация политики в области изменения климата в настоящее время осуществляется как путем разработки комплексных законов об изменении климата, т так и посредством включения положений, связанных с изменением климата, во | множество существующих (или новых) отраслевых законов и стратегий; р
а
рамочные законы в мировой практике признаются важным инструментом в
с
для координации и продвижения действий по борьбе с изменением климата |
как в отношении сокращения выбросов парниковых газов, так и устойчивости у
к изменению климата. Однако основополагающим должно служить понимание с
того, что отсутствие Основного закона о климате намного лучше, чем наличие е
«слабого» закона. Именно поэтому эффективный климатический закон должен |
содержать конкретные цели, устанавливать четкие обязанности, ответственность р
и обеспечивать ясность в отношении долгосрочного направления движения; Ч
практика показывает, что общеэкономические многолетние цели могут позво- I
лить определить гибкий путь к достижению долгосрочной климатической цели, К
а для обеспечения последовательной реализации политики и принятия решений е
необходимым признается учреждение независимого компетентного органа; |
стремительный рост климатического законодательства предоставляет новые ¡5
возможности для привлечения правительств к ответственности, если они не спо- 4
собны достичь общих целей, в связи с этим судебные разбирательства начинают "
рассматриваться как важный механизм, стимулирующий участников рынка 8 и политиков к созданию и внедрению на национальном уровне эффективных способов адаптации и смягчения последствий изменения климата. Как заявил Федеральный конституционный суд Германии, вынося решение по делу Нойба-уэр, «...тот факт, что ни одно государство не может решить проблемы изменения климата самостоятельно. не лишает законной силы национальное обязательство
принимать меры по борьбе с изменением климата». 269
Библиографический список
1. Матузов Н.И., Малько A.B. Теория государства и права. изд. 5-е. М.: Дело; РАНХиГС, 2020. 528 с.
2. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Климатическое законодательство Российской Федерации: возможности и потенциал в условиях энергетического перехода // Lex russica (Русский закон). 2022. № 1(182). С. 29-37.
3. Pepper R. 'Climate Change Litigation: A Comparison Between Current Australian and International Jurisprudence. 2012. Р. 1-16.
4. Estrin, David and Galvao Ferreira, Patricia. Advancing Climate Justice: the New IBA Model Statute for Proceedings Challenging Government Failure to Act on Climate Change (February 13, 2020). 2-nd World Environmental Law Congress (23-27 March 2020) IUCN World Commission on Environmental Law (WCEL).
References
1. Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of State and Law. Publ.. 5. М.: Delo; RANKH and GS, 2020. 528 p.
2. Zhavoronkova N.G., Agafonov V.B. Climatic Legislation of the Russian Federation: Opportunities and Potential in Conditions of Energy Transition // Lex russica (Russian Law). 2022. No. 1(182). P. 29-37.
3. Pepper R. 'Climate Change Litigation: A Comparison Between Current Australian and International Jurisprudence. 2012. Р. 1-16.
4. Estrin, David and Galvao Ferreira, Patricia. Advancing Climate Justice: the New IBA Model Statute for Proceedings Challenging Government Failure to Act on Climate Change (February 13, 2020). 2nd World Environmental Law Congress (23-27 March 2020) IUCN World Commission on Environmental Law (WCEL).
a
CO
1Л
Ol
S Ф
ro *
ra 55
0 *
и (L
1 5
5
a 2 55
0
1 I (L Ш
U
a ra
и О
5 S
О *
и со О
СО