Столыпинский вестник №8/2024
Научная статья Original article УДК: 339.543
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ:
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
ECONOMIC AND ENVIRONMENTAL SECURITY OF RUSSIA: FROM
THEORY TO PRACTICE
Гончарова Елизавета Юрьевна, студентка 1 курса направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент» ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected] Качанова Людмила Сергеевна, доктор экономических наук, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected]
Goncharova Elizaveta Yurievna, 1th year student of the training direction 38.04.02 «Management» of the State Educational Institution of the Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: [email protected] Kachanova Lyudmila Sergeevna, Doctor of Economics, PhD in Technical Sciences, associate professor, professor of the chair «Financial Management», Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается соотношение понятий экономическая и экологическая безопасность России. Отражается актуальность
Столыпинский вестник
обеспечения экономико-экологической безопасности страны в разрезе теории и практики. Рассмотрена текущая ситуация по обеспечению экологической и экономической безопасности Сахалинской области в рамках проведения «Сахалинского эксперимента».
Annotation. The article examines the relationship between the concepts of economic and environmental security in Russia. The relevance of ensuring the economic and environmental security of the country in the context of theory and practice is reflected. The current situation of ensuring the environmental and economic security of the Sakhalin region within the framework of the Sakhalin Experiment is considered.
Ключевые слова: экономическая безопасность, экологическая безопасность, национальная безопасность государства, экономико-экологическая безопасность государства
Keywords: economic security, environmental security, national security of the state, economic and environmental security of the state
Введение. В новых реалиях человечество активно пересматривает отношение к окружающей среде. На сегодняшний день экологические проблемы, а соответственно и обеспечение экологической безопасности, стали чрезвычайно актуальными, в том числе и для России: экологическая повестка действительно выходит на первый план и предполагает незамедлительное принятие решений в данной сфере.
Материалы и методы исследования. Экологические проблемы несут угрозы не только экологической, но и экономической безопасности. Для того, чтобы разобраться в данной проблеме, обратимся к понятийному аппарату экологической и экономической безопасности (таблица 1).
Таблица 1 - Исследование понятий «экологическая безопасность» и «экономическая безопасность» [1, 2, 3, 4, 7]
Сущность понятия Авторство
«Экологическая безопасность»
Состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об охране окружающей среды»
Государственные меры, направленные на сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики, а также на ликвидацию экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. Мухлынина М. М., Музлынин Д. М.
Состояние защищенности человека, общества и государства от экологических угроз. Русин С. Н.
«Экономическая безопасность»
Состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»
Совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию. Абалкин Л. И.
Экономическая категория, характеризующая состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей и защита экономических интересов на национальном и международном уровнях. Вечканов Г. С.
Выделим следующие аспекты.
1. Экономическая и экологическая безопасности являются составными частями национальной безопасности государства, что является «первой точкой соприкосновения» данных понятий;
2. В настоящее время существует огромное множество дефиниций понятий «экономическая и экологическая безопасность». В рамках данного исследования придерживаемся законодательно закрепленных формулировок данных терминов.
Обратимся к соотношению понятий экономическая и экологическая безопасность государства, а именно, определим, в чем выражается взаимосвязь данных видов безопасности с помощью кейс-метода.
1. Ухудшение состояния окружающей среды: в последние десятилетия наблюдается рост экологических проблем - загрязнение воздуха, воды и почвы токсичными веществами, изменение климата и окружающей среды в целом, сокращение биоразнообразия и т.д. Эти проблемы оказывают негативное влияние не только на экологию, но и на экономику страны, вызывая экономические потери и снижая ее конкурентоспособность;
2. Рост экономических потерь от экологических проблем: экономические потери от экологических проблем могут быть связаны с необходимостью проведения природоохранных мероприятий, снижением туристической привлекательности регионов (экологические проблемы увеличивают показатель оттока туристов), увеличением расходов на здравоохранение и т.д.;
3. Необходимость разработки и внедрения «зеленых» технологий: для снижения негативного воздействия на окружающую среду необходимо разрабатывать и внедрять экологически чистые технологии, которые могут быть более дорогостоящими по сравнению с традиционными технологиями. Данный «зеленый переход» предполагает дополнительные траты, что в свою очередь, влияет на экономическую безопасность страны (дополнительные траты - это новые статьи расходов, что требует пересмотра бюджета страны, а это бюджетные риски);
4. Важность обеспечения устойчивого развития: обеспечение устойчивого роста и развития требует баланса между экономическим ростом, социальным развитием и охраной окружающей среды (далее - ESG) - основной тезис соотношения экономической и экологической безопасности;
5. Повышение роли экологической и экономической безопасности в государственной политике: именно соотношение данных видов безопасности в настоящее время требует большей концентрации государства. Это связано с тем, что экологические проблемы могут иметь и имеют серьезные последствия для экономики, общества и национальной безопасности в целом.
При этом, ряд исследователей также выдвигает гипотезу, что экологическая безопасность - это не только такой же вид национальной безопасности, как экономическая безопасность, но ее часть. В доказательство данной точки зрения приводятся следующие факты, которые тезисно представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Факты, доказывающие гипотезу о том, что экологическая безопасность - это часть экономической безопасности государства [6]
Наименование факта
1. Ежегодный экономический ущерб экологии от загрязнения окружающей среды в России составляет практически 6% ВВП, а с учетом последствий для здоровья людей -практически 15% ВВП. Это говорит о том, что ущерб в экологической сфере - это сдерживающий фактор устойчивого социально-экологического развития страны.
2. Основные направления деятельности в охране окружающей среды напрямую увязываются с экономическими методами и инструментами регулирования, характерными для обеспечения экономической безопасности.
3. В качестве приоритетной задачи по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала в Указе Президента Российской Федерации от 13.05.02017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» обозначена задача по совершенствованию механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благополучия окружающей среды.
4. В соответствии с п. 24 Стратегии экологической безопасности целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
Таким образом, существует несколько точек зрения на соотношение понятий «экономическая и экологическая безопасность» и каждая точка зрения
вполне обоснована. Консенсуальным мнением будет следующее: экономическая и экологическая безопасность - это два разных, самостоятельных вида безопасности, которые тесно взаимосвязаны между собой, при этом в определенной мере данные понятия «поглощают» друг друга. То есть в рамках данного исследования представляется возможным ввести понятие «экономико-экологической безопасности государства» - состояния защищенности национальной экономики от внутренних и внешних угроз, которые связаны с воздействием экологических факторов, а также способность к обеспечению устойчивого развития и удовлетворению потребностей населения без ущерба окружающей среды.
Результаты исследований и их обсуждения. Для обеспечения экономико-экологической безопасности государство должно разрабатывать и реализовывать политику, направленную на охрану окружающей среды, рациональное природопользование, снижение уровня загрязнения, внедрение экологически чистых технологий и повышение экологической культуры населения. Активную позицию в реализации такого рода политики занимает Министерство экономического развития России (далее - Минэкономразвития России).
В рамках данной статьи отметим одну из важнейших инициатив Минэкономразвития России в части обеспечения устойчивого развития страны, а именно - «Сахалинский эксперимент» («Эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов в Сахалинской области»). Программа эксперимента разрабатывалась на принципах энергоэффективности, экологичности и конкурентоспособности - а это именно те факторы, которые характеризуют соотношение экономической и экологической безопасности государства. Кратко рассмотрим данный эксперимент с позиции обеспечения экономико-экологической безопасности [5, 8, 11, 12].
«Сахалинский эксперимент» предполагает создание системы контроля выбросов, прогнозирования, а также разработку мер по снижению выбросов углерода для достижения нулевой разницы между выбросами и поглощением
парниковых газов. На вопрос, почему именно Сахалин стал первым пилотным регионом в России по внедрению климатических проектов, в т.ч. по обращению углеродных единиц и контролю по выбросам С02, заместитель министра экономического развития Илья Торосов отвечает: «Потому что это - остров, там легко посмотреть ситуацию с выбросами, наладить мониторинг квотирования выбросов и организовать проверку результатов» [9, 10]. Кроме того, именно в Сахалинской области выбросы углерода превышают поглощение на 1,5 тысячи тонн. В совокупности данные факторы (островной формат области и большое количество экологических проблем) послужили базой в выборе Сахалинской области в качестве объекта эксперимента.
Отметим основные вводные данного эксперимента в таблице 3.
Таблица 3 - Основные вводные «Сахалинского эксперимента» [5, 9, 10]
Показатель Описание
Сроки 1 сентября 2022 г. - 31 декабря 2028 г.
Цель эксперимента Достижение углеродной нейтральности Сахалинской области в срок до 31 декабря 2025 г. - цель для региона. Прототипирование внутреннего углеродного рынка страны и апробация его работы в пределах одной области (проба мер углеродного регулирования и оценка их эффективности для масштабирования на уровне страны) - цель для страны.
Основные мероприятия 1. Инвентаризация выбросов и поглощений парниковых газов; 2. Внедрение системы квотирования выбросов парниковых газов региональных регулируемых организаций; 3. Введение обязательной углеродной отчетности.
Квотирование как основной инструмент эксперимента Квоты индивидуальны (на основе отчетности); за превышение предусмотрена плата (умножение величины выбросов парниковых газов сверх квоты на ставку); если предел не достигнут - начисление единицы выполнения квот (их можно продать или «сохранить на будущий год»).
Определим соотношение экономической и экологической составляющей эксперимента и рассмотрим основные мероприятия по сокращению выбросов парниковых газов [5, 9, 10].
1. Газификация. На данный момент Сахалин газифицирован на 49%, цель - 100%.
Меры государственной поддержки данного мероприятия включают:
— денежные компенсации по возмещению расходов по газификации для физических лиц;
— субсидии юридическим лицам-производителям работ и услуг по газификации области.
2. Возобновляемая энергетика (далее - ВИЭ). На данный момент ВИЭ вырабатывает менее 1% энергии, цель - 15%.
3. Реализация проектов по сокращению выброса метана в сектор «Отходы», а также проектов по раздельному сбору отходов и запуску инфраструктуры по вторичной переработке отходов;
4. Энергосбережение. Цель - снижение доли потери тепловой энергии до 17,51%;
5. Низкоэмиссионный транспорт. Цель - довести до 50% доли электрических транспортных средств до 2025 г.
Стимулирующие меры в данной сфере:
— субсидии муниципалитетам на переход на электрический транспорт;
— строительство газозаправочной инфраструктуры в области;
— субсидии на возмещение затрата по переоборудованию транспорта на газомоторное и электрическое топливо;
— льготный транспортный налог (электрический и газомоторный транспорт);
— перевод техники в бюджетной сфере на газ и электричество (а также проведение соответствующих закупок);
— обнулен налог на транспорт для собственников электротранспорта до 2025 г.;
— снижен тариф на электроэнергию на 30 % для юридических лиц, осуществляющих деятельность по зарядке электромобилей, что в конечном итоге влияет на стоимость зарядки электромобилей и т.д.
6. Развитие водородной энергетики.
7. Внедрение технологий улавливания, хранения и использования углекислого газа. Цель на 2025 г.- подготовить к реализации в 2024-2025 гг. пилотный проект по улавливанию, хранению и использованию углекислого газа.
8. Устойчивые города. Цели на 2025 г.: программы энергоэффективности муниципалитетов, ресурсосбережению, газификации и др.;
9. Устойчивое управление лесами и другими природными экосистемами.
Таким образом, «Сахалинский эксперимент» — это совокупность
мероприятий, способствующих обеспечению экономической и экологической безопасности региона, а также возможность апробации методов и мероприятий «зеленого перехода», которые в будущем планируется распространить на всю страну.
Также отметим следующее.
1. В рамках обеспечения экономической безопасности «Сахалинский эксперимент» будет способствовать внедрению и развитию «зеленых» технологий, что в свою очередь позволит улучшить показатели качества жизни населения Сахалина. Кроме того, реализация «зеленых» мероприятий предполагает привлечение дополнительных «зеленых» инвестиций, создание новых рабочих мест и стимулирование развития малого и среднего предпринимательства.
Однако необходимо учитывать риски и негативные последствия реализации «Сахалинского эксперимента»: инвестиционные риски (невозможность привлечь «зеленые инвестиции» в полном объеме, а также в целом незаинтересованность инвесторов в такого рода проектах), временные риски («зеленый переход» требует не только дополнительных финансовых вливаний, но и значительный запас времени на тестирование и внедрение новых
«зеленых» технологий), риски сопротивления со стороны населения, предпринимателей и организаций (например, сопротивление со стороны организаций, род деятельности которых тесно связан с нефтегазовой промышленностью).
2. В рамках обеспечения экологической безопасности «Сахалинский эксперимент» предполагает сохранение тех природных ресурсов, которыми располагает Сахалин, а также поддержка и улучшение условий жизни населения региона: снижение углеводородных и иных загрязняющих окружающую среду выбросов, поддержание биоразнообразия, а также улучшение климатических условий Сахалина в целом.
Выводы. «Сахалинский эксперимент» наглядно демонстрирует соотношение понятий «экологическая» и «экономическая» безопасность. Рассмотренный в данной статье эксперимент является «точечным», однако, имеет перспективы «расширения» как на другие регионы России, так и на всю страну в целом. При этом важно отметить, что для успешной реализации проекта необходимо учитывать возникающие риски и вовремя их минимизировать.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об охране окружающей среды» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http: //www. pravo. gov.ru
2. Федеральный закон от 06.03.2022 №34-Ф3 «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http: //www. pravo. gov.ru
3. Указ Президента РФ от 19.04.2017 №176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http: //www. pravo. gov.ru
4. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http: //www. pravo. gov. ru
5. Постановление Правительства Сахалинской области от 28.11.2022 № 551 «Об утверждении программы проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http: //www. pravo. gov.ru
6. Качанова Л.С. Экологическая и информационная безопасность как стратегические составляющие обеспечения национальной безопасности государства /Л.С. Качанова// Московский экономический журнал. - 2024. -Т.9 - №1. - 36. doi: 10.55186/2413046X_2023_9_1_48 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=61043964.
7. Бондаренко А.М. Методика совершенствования технико-технологической составляющей экономической безопасности / А.М. Бонда-ренко, Л.С. Качанова, А.Н. Головко, В.П. Скворцов // International agricultural journal. -2021. - №5. - С. 372-391. D0I:10.24412/2588-0209-2021-10380.
8. Караваева И.В. Национальная экономическая безопасность в теоретических исследованиях Института экономики РАН // Вестник Института экономики Российской академии наук. № 2. 2020. С. 27-42.
9. Пахтусов В.В. Сахалинский эксперимент по снижению парниковых выбросов. Digital, vol. 3. № 2. 2022. С. 68-72.
10. Скоков Р., Гузенко М. Сахалинский эксперимент достижения углеродной нейтральности // Общественно-деловой научный журнал «Энергетическая политика». 2023.
11. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http: //government .ru
12. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https: //www.economy.gov.ru/
List of sources used
1. Federal Law No. 7-FZ of 10.01.2002 (as amended on 12/25/2023) "On Environmental Protection" // Official Internet portal of Legal information. URL: http : //www. pravo. gov.ru
2. Federal Law No. 34-FZ dated 03/06/2022 "On conducting an experiment to limit greenhouse gas emissions in certain subjects of the Russian Federation" // Official Internet portal of Legal Information. URL: http://www.pravo.gov.ru
3. Decree of the President of the Russian Federation dated 04/19/2017 No. 176 "On the Strategy of Environmental safety of the Russian Federation for the period up to 2025" // Official Internet portal of legal information. URL: http : //www. pravo. gov.ru
4. Decree of the President of the Russian Federation dated 05/13/2017 No. 208 "On the Strategy of Economic security of the Russian Federation for the period up to 2030" // Official Internet portal of legal information. URL: http : //www. pravo. gov.ru
5. Resolution of the Government of the Sakhalin Region dated 11/28/2022 No. 551 "On approval of the program for conducting an experiment to limit greenhouse gas emissions in the Sakhalin Region" // Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru
6. Kachanova L.S. Environmental and information security as strategic components of ensuring national security of the state / L.S. Kachanova// Moscow Economic Journal. - 2024. - vol.9 - No.1. - 36. doi: 10.55186/2413046X_2023_9_1_48 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=61043964 .
7. Bondarenko A.M. Methodology for improving the technical and technological component of economic security / A.M. Bondarenko, L.S. Kachanova, A.N. Golovko, V.P. Skvortsov // International agricultural journal. - 2021. - No.5. -pp. 372-391. DOI:10.24412/2588-0209-2021-10380.
8. Karavaeva I.V. National economic security in theoretical studies of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. No. 2. 2020. pp. 27-42.
9. Pakhtusov V.V. Sakhalin experiment to reduce greenhouse emissions. Digital, vol. 3. No. 2. 2022. pp. 68-72.
10. Skokov R., Guzenko M. Sakhalin experiment of achieving carbon neutrality // Socio-business scientific journal "Energy Policy". 2023.
11. Official website of the Government of the Russian Federation. [electronic resource]. URL: http://government.ru
12. The official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. [electronic resource]. URL: https://www.economy.gov.ru/
© Гончарова Е.Ю. 2024. Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2024
Для цитирования: Гончарова Е.Ю. Экономическая и экологическая безопасность России: от теории к практике// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2024