Научная статья на тему 'КЛИМАТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА РОССИИ И ФИНАНСИРОВАНИЕ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ'

КЛИМАТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА РОССИИ И ФИНАНСИРОВАНИЕ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЗЕЛЕНЫЕ ОБЛИГАЦИИ» / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КЛИМАТ / ETF-ФОНДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ОТХОДЫ / ВЫБРОСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головецкий Николай Яковлевич

В статье автор делает выводы о том, что обеспечение экологической безопасности, в значительной степени связано с российской климатической повесткой, которая формируется под влиянием двух взаимосвязанных факторов: климатических обязательств страны на международном уровне и национальной повестки в области снижения негативного воздействия на климат. Климатическая повестка России расширяет сферу льготного экологического финансирования. На такое финансирование смогут претендовать проекты, связанные с возведением энергоэффективного жилья, расчисткой и восстановлением водных объектов, созданием и модернизацией инфраструктуры по прямому улавливанию из окружающей среды парниковых газов, а также с улавливанием и утилизацией свалочного газа с последующим получением энергии. В результате множество предлагаемых в России инициатив по борьбе с изменением климата находится на стадии разработки и утверждения. У России имеется большой потенциал дальнейшего снижения влияния на климат и для реализации данного потенциала необходимо четко понимать долгосрочные цели российской климатической политики: будет ли она являться экономическим ответом на регуляторные инициативы отдельных торговых партнеров или она будет предупреждающей реакцией на глобальные климатические вызовы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA’S CLIMATE AGENDA AND FINANCING OF THE “GREEN” ECONOMY

Abstrsct. In the article, the author concludes that ensuring environmental safety is largely related to the Russian climate agenda, which is formed under the influence of two interrelated factors: the country’s climate commitments at the international level and the national agenda for reducing the negative impact on the climate. Russia’s climate agenda expands the scope of preferential environmental financing. Projects related to the construction of energy-efficient housing, the clearing and restoration of water bodies, the creation and modernization of infrastructure for the direct capture of greenhouse gases from the environment, as well as the capture and disposal of landfill gas with subsequent energy generation will be eligible for such financing. As a result, many initiatives proposed in Russia to combat climate change are under development and approval. Russia has a great potential to further reduce the impact on the climate, and to realize this potential, it is necessary to clearly understand the long-term goals of Russian climate policy: whether it will be

Текст научной работы на тему «КЛИМАТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА РОССИИ И ФИНАНСИРОВАНИЕ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ»

Научная статья

УДК 332.145

doi: 10.47576/2782-4586_2023_1_95

КЛИМАТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА РОССИИ И ФИНАНСИРОВАНИЕ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ

Головецкий Николай Яковлевич

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация. В статье автор делает выводы о том, что обеспечение экологической безопасности, в значительной степени связано с российской климатической повесткой, которая формируется под влиянием двух взаимосвязанных факторов: климатических обязательств страны на международном уровне и национальной повестки в области снижения негативного воздействия на климат. Климатическая повестка России расширяет сферу льготного экологического финансирования. На такое финансирование смогут претендовать проекты, связанные с возведением энергоэффективного жилья, расчисткой и восстановлением водных объектов, созданием и модернизацией инфраструктуры по прямому улавливанию из окружающей среды парниковых газов, а также с улавливанием и утилизацией свалочного газа с последующим получением энергии. В результате множество предлагаемых в России инициатив по борьбе с изменением климата находится на стадии разработки и утверждения. У России имеется большой потенциал дальнейшего снижения влияния на климат и для реализации данного потенциала необходимо четко понимать долгосрочные цели российской климатической политики: будет ли она являться экономическим ответом на регуляторные инициативы отдельных торговых партнеров или она будет предупреждающей реакцией на глобальные климатические вызовы.

Ключевые слова: «зеленые облигации», экологическая безопасность, климат, ETF-фонды, экологическое финансирование, инвестиции, отходы, выбросы.

RUSSIA'S CLIMATE AGENDA AND FINANCING OF THE "GREEN" ECONOMY

Golovetsky Nikolay Ya.

Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstrsct. In the article, the author concludes that ensuring environmental safety is largely related to the Russian climate agenda, which is formed under the influence of two interrelated factors: the country's climate commitments at the international level and the national agenda for reducing the negative impact on the climate. Russia's climate agenda expands the scope of preferential environmental financing. Projects related to the construction of energy-efficient housing, the clearing and restoration of water bodies, the creation and modernization of infrastructure for the direct capture of greenhouse gases from the environment, as well as the capture and disposal of landfill gas with subsequent energy generation will be eligible for such financing. As a result, many initiatives proposed in Russia to combat climate change are under development and approval. Russia has a great potential to further reduce the impact on the climate, and to realize this potential, it is necessary to clearly understand the long-term goals of Russian climate policy: whether it will be

an economic response to regulatory initiatives of individual trading partners or it will be a warning response to global climate challenges.

Keywords: "green bonds", environmental safety, climate, ETF funds, environmental financing, investments, waste, emissions.

Введение. Сегодня инвестиции, которые оцениваются инвесторами с точки зрения нефинансовых данных по климатическому влиянию, социальному влиянию, а также управленческой составляющей и известны под названиями «ESG-инвестирование», «ответственное инвестирования» или же «устойчивое инвестирование» и представляют собой растущую долю в объеме инвестиций на рынке капитала ESG-инвестирования.

Результаты исследования и их обсуждение. В России ESG-инвестиции только набирают популярность. Для российских розничных инвесторов пока главным критерием остается цена актива и его потенциальная доходность. В то же время профессиональные управляющие - фонды, особенно те, кто хочет работать с зарубежными инвестициями - начинают вводить в линейку продуктов экологичные новинки, «облагораживать» состав портфелей, а также ссылаться в маркетинговых материалах и инвестиционных декларациях на соответствие инвестиций ESG-параметрам. Российские эмитенты, которые заинтересованы в привлечении иностранных инвесторов, начали активнее заниматься раскрытием этой темы. В развитых странах ситуация другая: инвесторы, как институциональные, так и розничные, уже давно могут и голосуют своим долларом на рынках капитала, и эмитенты уже давно начали адаптировать свой бизнес, чтобы не остаться на задворках биржи» [4, С.127].

Среди инвесторов отмечается все больше внимания уделять теме ESG, однако большинство инвесторов (51%) не знают, как учитывать эти критерии. Результаты исследования показали, что большинство инвесторов либо уже учитывают (25%), либо собираются учитывать (55%) ESG-факторы в инвестировании [8].

«Инвесторам в России сейчас не хватает информированности о возможностях ESG-инвестирования. Появление спроса на такие инструменты со стороны инвесторов, в свою

очередь, вызовет интерес компаний соответствовать ESG-требованиям. Но необходимо также уделить внимание составлению и усовершенствованию ESG-рейтингов и индексов.

Среди инвесторов в России наиболее популярны вложения в облигации компаний и учреждений, которые в качестве цели размещения эмиссии декларируют привлечение средств в ESG-проекты. При этом вопрос вы -годы для инвесторов неоднозначен.

Доходность зеленых облигаций может быть как выше, так и ниже рынка. Например, 27 мая 2021 года на Московской бирже состо -ялось размещение первого выпуска зеленых облигаций Москвы объемом 70 млрд. руб. со сроком обращения семь лет. На середину июля эта бумага имеет средневзвешенную доходность 7,54%. Ее нельзя назвать высокой, однако она лучше многих обычных бумаг [2, С.238].

В настоящее время инвесторы могут быть мотивированы следовать ESG-принципам ради достижения финансовых результатов, «быть успешным, делая добро». Экологические, социальные и управленческие критерии помогают инвесторам находить компании с ценностями, которые соответствуют им. Инвесторы могут ожидать, что ESG-инвестирование будет увеличивать доходность (например, что акции с высокими ESG-показателями будут иметь результаты выше средних на рынке).

ESG-показатели могут повышать стоимость фирмы или уменьшать риски для фирм в долгосрочной перспективе. Можно отметить, что наибольшее внимание среди трех составляющих ESG инвесторы уделяют первой, экологической: климатические изменения, в частности уязвимость компаний к рискам углеродного загрязнения и «проблемным активам». Вопросы надлежащего управления (его независимость и разнообразие, инклюзивность) отодвигается на задний план, в том числе, поскольку не оказывает эффекта «привлекательности» бизнеса в

глазах общественности, как это делает так называемый «зеленый пиар».

Программа внедрения ESG-принципов как на уровне отдельных компаний, так в области инвестирования в целом по сей день не явля -ется четко определенным процессом. Отчасти причиной этому является отсутствие сложившейся концепции ESG-инвестирования. В управленческом участке ^-компонента), где динамическое управление активами сталкивается с конкурентным давлением индексного инвестирования, ESG-стратегии стали знаковыми для запуска новых фондов и генерирования денежных потоков. В этом контексте возникает проблема относительно потенциальной псевдо ответственности, так называемого «зеленого пиара» - фальшивого или преувеличенного представления того, как хорошо инвестиции на самом деле соответствуют установившимся целям. Возникает вопрос, действительно ли ESG инвесторы реализуют «зеленые» договоренности, как это выглядит на их страницах в социальных сетях или статьях в известных медиа.

Если говорить о государственной политике в части «зеленого» финансирования, существуют следующие проблемы:

- преодоления последствий пандемии и внутренней экономической рецессии и сложной военно-политической ситуации, что безусловно негативно сказывается на финансовом рынке и финансовой системе;

- нехватка инвестиционных ресурсов, технологий и продуктов, наряду с ухудшением инвестиционного климата, недостаточной прозрачностью инвестиционного среды и учета ESG-критериев ответственного инвестирования в деятельности компаний, инвесторов, регуляторов.

Дополнительно можно выделить барьеры, препятствующие использование «зеленых» финансовых инструментов в части государственного регулирования:

- отсутствие единой идеологии и консолидированной позиции регуляторов и органов

государственной власти в отношении рынка «зеленых» финансов на национальном уровне;

- отсутствие системы национальной верификации «зеленых» проектов;

- отсутствие «лидера» рынка (государственного институционального агента).

Также следует отметить, что на фоне динамичного развития в России рынка устойчивых финансов и ESG-трансформации инвесторы сталкиваются с недостатком качественного раскрытия эмитентами данных об ESG-факторах. Рейтинговое агентство «Expert» провело исследование 134 годовых отчетов и отчетов об устойчивом развитии крупнейших российских компаний и банков и выяснило, что только половина из них дает инвестору достаточную картину об общепринятых ESG-аспектах [8].

Инвестировать в соответствии с ESG-стандартами можно несколькими способами.

1. «Зеленые облигации». Их предназначение состоит в том, чтобы обеспечить инвестиции в экологические проекты. «Зеленое» (экологическое) финансирование охватывает более широкий спектр, чем финансирование климата, поскольку касается и других экологических целей, и рисков. Как правило, «зеленое» финансирование ассоциируют с большей ориентацией на экологизацию широких потоков частных инвестиций, а не привлеченных государством средств. «Зеленое» финансирование тождественно экологическому и известно, как финансирование для достижения экономического роста во время уменьшения загрязнения и выбросов парниковых газов, минимизации отходов и улучшения эффективности использования природных ресурсов [7, С. 68].

Наиболее развитым инструментом финансирования инвестиционных проектов в России на данный момент являются «зеленые» облигации. В таблице 1 представлены российские эмитенты зеленых облигаций.

Таблица 1 - Российские эмитенты зеленых облигаций [9].

№ Эмитент Отрасль,регион Объем выпуска Дата и место

1 Ресурсосбережение Ханты-Мансийского автономного округа» ЖКХ, обращение с отходами; Ханты-Мансийский автономный округ, Югра 1,1 млрд рублей (15,1 млн долларов) 09.12.2018 Московская Биржа

2 ООО "РЖД КАПИТАЛ" Железнодорожная транспортная инфраструктура; РФ €500 млн ($585 млн) 05.03.2019 Ирландская фондовая биржа

3 КБ "Центр-Инвест" Возобновляемые источники энергии, устойчивый транспорт; Краснодарский край 250 миллионов рублей (3,4 миллиона долларов) 05.11.2019 Московская Биржа

4 «Коммерческая недвижимость ФПК «Гарант-Инвест» Коммерческая недвижимость, зеленые технологии; Москва 500 миллионов рублей (6,9 миллиона долларов) 17.12.2019 Московская Биржа

5 "СФО Русол 1" Зеленая энергетика, солнечные электростанции; Астраханская область 4,7 млрд руб., 900 млн руб., 100 млн руб. (78,1 млн долларов) 13.02.2020 14.02.2020 Московская Биржа

6 ООО "РЖД КАПИТАЛ" Железнодорожная транспортная инфраструктура; РФ 250 миллионов швейцарских франков. (264 миллиона долларов) 03.11.2020 Швейцарская биржа

7 ООО «Транспортная концессионная компания» Транспорт; Санкт-Петербург 5 выпусков на сумму 11,9 млрд руб. 10.11.2020

2) ETF-фонды. Зарубежные фонды, которые отслеживают и покупают акции компаний, соответствующих принципам ESG. Так, например, iShares MSCI Global Impact ETF инвестирует в 120 компаний, решающих социальные и экологические проблемы, через реализацию «экологически чистых» продуктов и услуг [3, С.364].

В современной профессиональной литературе не существует общепринятого определения ETF. Более того, под аббревиатурой ETF может пониматься как финансовый актив, так и фонд, который выступил его эмитентом. Существуют ETF, дающие индивидуальным инвесторам возможность торговли «с плечом» и зарабатывать на падении фондовых индексов, также есть ETF, которые оказывают глобальное покрытие по конкретной отрасли мировой экономики, например, SPDR Dow Jones Global Real Estate ETF (ETF тикер: RWO). Сначала ETF были доступны только крупным институциональным инвесторам - инвестиционным банкам, хедж-фондам, страховым компаниям. Однако динамичное развитие ETF в конце ХХ века позволило использовать их и не профессиональным участникам рынка, и довольно быстро этот инструмент завоевал популярность у индивидуальных инвесторов.

Важным условием развития устойчивых фондов в последние годы является стремительный рост биржевых фондов на основе критериев ESG, отражающий ускоренный переход от активной до пассивной инвестиционной стратегии. Количество фондов ESG выросло с 39 в 2011 г. до 276 на конец 2021 г. Их рост ускорился с 2017 г., чистый прирост составил 211 фондов ESG за четыре года (что соответствует 76% всех фондов ESG). Одна-

ко с начала 2022 года до конца ноября 2022 года, впервые за более чем десятилетие, зафиксирован чистый отток на $13,2 млрд из глобальных ESG-фондов. В прошлый раз по -добное фиксировалось в 2011 году [10].

3. Зеленые кредиты. Это долговые заимствования любого типа, используемые для поддержки экологических инициатив, таких как солнечные панели для домашних хозяйств, электромобили, проекты по повышению энергоэффективности и многое другое.

Рынок "зеленых" кредитов в России является менее развитым, чем рынок "зеленых" облигаций, несмотря на то, что этот инструмент был введен на рынок гораздо раньше. Например, с 2005 года коммерческий банк "Центр-Инвест" выдает "зеленые" кредиты для малого и среднего бизнеса в сфере энергоэффективности. За 14 лет банк выдал кредиты на общую сумму 16,5 млрд рублей. Такие кредиты имеют большое значение в борьбе с загрязнением окружающей среды: годовое сокращение выбросов СО 2 составило 186 тысяч тонн, что эквивалентно сохранению 7,3 миллиона деревьев. Единственным банком в России, предоставляющим кредиты, связанные с показателями устойчивого роста, является ИНГ Банк, который заключил два уникальных кредитных соглашения с российскими компаниями: горнорудной компанией "Полиметалл" и горно-металлургическим холдингом "Металлоинвест".

4. Зеленые банки. Они работают так же, как традиционные банки, но они используют государственные средства для стимулирования частных инвестиций в возобновляемые источники энергии и другие инициативы, не наносящие вред окружающей среде;

5. Зеленая ипотека. Она позволяют креди-

торам предоставлять лучшие условия покупателям недвижимости с высоким рейтингом экологической устойчивости или если покупатель соглашается инвестировать в улучшение экологических характеристик недвижимости.

6. «Зеленый» краудфандинг. Это коллективное инвестирование, которое представляет собой сбор денежных средств от третьих лиц в целях финансирования «зеленых» проектов.

7. Индексное страхование. Оно представ-

Начальный «зеленый» капитал. Правительства могут обеспечить минимальные первоначальные инвестиции, чтобы стимулировать частные инвестиции и привлечение капитала. Например, механизм помощи в создании начального капитала ЮНЕП устраняет пробелы в инвестициях на ранних стадиях, предоставляя финансовую поддержку на основе совместного несения расходов и со финансирования низкоуглеводным проектам и проектам в области чистой энергетики через частные инвестиции, венчурный капитал и компании, занимающиеся разработкой проектов.

«Зеленые» гранты. Как правило, основным источником грантов на мероприятия по борьбе с изменением климата были международные финансовые учреждения, двусторонние учреждения и международные климатические фонды. Гранты часто предоставляются в сочетании с заемным капиталом. Например, Конвергенция, учреждение, ориентированное на смешанное финансирование, которое объединяет частное, государственное, в январе 2017 года выделила грант в размере 7,3млн. долларов США Фонду ADM Capital Foundation (ADMCF) для разработки программы финансирования тропических ландшафтов (TLFF) и тропических пейзажей (TLB) в Индонезии.

Обмен долга «на природу». Это двусто-

ляет собой процесс, при котором страховщик выплачивает компенсацию, если наступает рисковое событие и достигает установленных в договоре страхования параметров, таких как уровень воды при наводнении, магни-туда землетрясения и так далее.

Иной подход к инструментам «зеленого» финансирования представлен, например, региональной комиссией Экономического и Социального совета ООН для Азии и Тихого океана (ESCAP). Классификация представлена в таблице 2.

роннее соглашение, по которому донор долгов аннулирует или сокращает объем задолженности развивающейся страны или ее обслуживание в обмен на обязательство по борьбе с изменением климата или охране окружающей среды. Сбережения от сокращения долга должны быть инвестированы в проекты, связанные с изменением климата.

Гарантии позволяют заемщикам получить покрытие своих обязательств перед кредитором в случае неисполнения или дефолта в обмен на вознаграждение. Они могут частич -но или полностью покрывать инвестиции. Пример: гарантийный центр по производству солнечной энергии в Индии. Это гарантийный механизм в размере 150 млн. долларов, поддержанный ADB, который покрывает частичную неплатежеспособность заемщика. Он покрывает 50% от стоимости суммы кредита для проектов по производству солнечной энергии.

Страхование является лучшим примером частного финансирования адаптации. Страхование можно также классифицировать: инновационные страховые услуги, которые могут обеспечить защиту от возможных потерь для инвесторов и владельцев активов; климатическое страхование, которое может повысить адаптационный потенциал и производительность за счет привлечения частных инвестиций.

Таблица 2 - «Зеленые» инструменты финансирования и сопутствующие элементы по ESCAP

Содействие капиталу/долгу/акционерному капиталу Распределение рисков Наращивание потенциала

начальный «зеленый» капитал гарантии информационные инструменты

«зеленые» гранты страхование Готовность

«зеленое» кредитование облигации, связанные с катастрофой техническая помощь

обмен долга «на природу» «условный» кредит

Облигации, связанные с катастрофой. Эмитенты финансируют платежи для покупателей, когда происходит конкретное катастрофическое событие. Инвесторы получают регулярные процентные выплаты, пропорциональные вероятности потери вложенного капитала и измеряемые в терминах индекса.

Условные кредиты. Правительства могут платить по заранее согласованной ставке, зависящей от катастрофы или катастрофического события. Это может помочь решить проблему нехватки кредитов в ситуациях после стихийных бедствий. Например, в 2015 году Филиппины получили кредитную линию Всемирного банка на случай стихийных бедствий на сумму 500 млн.долларов.

Информационные инструменты. Информационные базы данных и исследования, а также мониторинг, отчетность и обмен информацией, связанной с изменением климата, и деятельность по наращиванию потенциала являются ключевыми для продвижения передовой практики и эффективных мер по борьбе с изменением климата.

Для того чтобы климатическое финансирование было эффективным, международное сообщество должно сделать больше, чем просто увеличить потоки ресурсов на отдельные местные мероприятия. Страны должны решить ключевые вопросы, необходимые для содействия преобразованиям на национальном уровне. Другими словами, они должны быть готовы.

Техническая помощь. Программы и мероприятия технической помощи могут включать: поддержка в разработке предложений по финансированию; поддержка в разработке проектов; консультации по вопросам политики и стратегии; руководство для национальных учреждений по привлечению дополнительного финансирования в области климата.

Таким образом, комиссией ООН представлены не только «зеленые» инструменты финансирования, но и дополнительные элементы, способствующие развитию области «зеленого» финансирования.

Российская климатическая повестка формируется под влиянием двух взаимосвязанных факторов: климатических обязательств страны на международном уровне и национальной повестки в области снижения негативного воздействия на климат. Так, в конце

2015 года к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) было принято Парижское соглашение по климату. Цель Со -глашения - удержание прироста глобальной средней температуры в пределах 2 градусов по Цельсию сверх доиндустриальных уровней и по возможности ограничение этого роста в пределах 1,5 градусов по Цельсию. Россия подписала данное соглашение в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 года № 670-р. Однако оно было ратифициро -вано в сентябре 2019 года. Детальные обязательства (национальный вклад) страны были утверждены к ноябрю 2020 года: так, в рамках Парижского соглашения к 2030 году Россия планирует сократить выбросы парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально- экономического развития России.

Россия как самая крупнейшая страна следует международным тенденциям в области устойчивого развития, которое включает вопросы экологии и климата, а также вопрос перехода к «зеленой» экономике. Следует отметить, что ЦУР ООН были включены в Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, следовательно, именно «зеленые» инструменты финансирования инвестиционных проектов, в частности, помогут России достичь поставленных целей в области экологии.

Важно отметить, что Россия практически не имеет своих представительств в крупнейших организациях, которые занимаются развитием «зеленых» инструментов финансирования, и эта проблема должна быть решена в кратчайшее время. Тем не менее, иные инструменты зеленого финансирования инвестиционных проектов уже используются, хоть и сфера «зеленых» финансов в России, как и «озеленение» экономики, находится на начальном этапе развития.

Климатическая повестка в России получила очередной виток развития в декабре 2020 года, когда Правительство утвердило «Дорожную карту» по реализации на территории Сахалинской области углеродного экс-

перимента (сахалинский эксперимент). Проведение эксперимента закреплено в рамках Федерального закона от 06 марта 2022 г. № 34-Ф3 «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» [1].

Эксперимент будет реализовываться в период с 2022 года по 2028 год. Его целью является достижение Сахалинской областью углеродной нейтральности к 2026 году. Эксперимент будет охватывать организации, деятельность которых сопряжена с осуществлением выбросов парниковых газов в размере от 50 тыс. тонн С02е в год. Согласно Федеральному закону об эксперименте в 2024 году порог выбросов для отнесения предприятий к регулируемым организациям будет снижен до 20 тыс. тонн С02е в год [4].

Эксперимент предполагает создание регионального кадастра парниковых газов, который будет являться результатом инвентаризации выбросов и поглощений парниковых газов. В рамках эксперимента будут устанавливаться ежегодные квоты на выбросы, а также ежегодные темпы сокращения этих квот. В проекте федерального закона о сахалинском эксперименте указано, что для выполнения установленной квоты организации смогут использовать либо единицы выполнения квоты, либо принадлежащие им углеродные единицы.

12 марта 2023 г. Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин подписал Постановление о расширении перечня направлений зелёных инициатив, на реализацию которых можно привлечь льготное финансирование через специальные облигации или займы [5].

Следует отметить что основополагающие принципы экологичного и ответственного отношения бизнеса к коммерческой деятельности находят свое развитие в распространении этих принципов и на сферу инвестиций. Это находит отражение в появлении такого явления в инвестиционной политике как «зеленое финансирование».

Что же представляет собой «зеленое финансирование»? Если ответить на этот вопрос кратко, то суть «зеленого» финансирования проявляется в том, что компании получают право размещать на фондовом рынке так называемые «зеленые» облигации. «Зеленые» облигации - это специальные долговые

ценные бумаги, по которым компании обязуются использовать привлеченные средства исключительно в тех проектах, которые направлены на улучшение экологической ситуации.

Что еще кроме денег может получить компания, выпуская «зеленые» облигации? Прежде всего, возможность привлечь средства по более низким ставкам, а также получить государственную экономическую поддержку в виде налоговых льгот и иных мер. Немаловажным фактором является и то, что компания может значительно улучшить свой экологический имидж со всеми вытекающими позитивными для нее последствиями.

В России программа льготного финансирования зеленых проектов и инициатив в сфере устойчивого развития заработала в 2021 году. Это позволило сформировать эко -номические стимулы для перехода на передовые экологические стандарты.

Принятое Правительством РФ Постановление расширяет сферу такого льготного финансирования. Теперь на такое финансирование смогут претендовать проекты, связанные с возведением энергоэффективного жилья, расчисткой и восстановлением водных объектов, созданием и модернизацией инфраструктуры по прямому улавливанию из окружающей среды парниковых газов, а также с улавливанием и утилизацией свалочного газа с последующим получением энергии.

В области проектов в сфере энергетики к ранее уже объявленным добавляются направления, связанные с модернизацией и ремонтом инфраструктуры по транспортировке водорода, производству аккумуляторных батарей, их утилизации и повторному использованию.

Смогут получить льготное финансирование также те проекты, при реализации которых используется технология электрических тепловых насосов. Подобная технология позволяет теплу, накопленному в грунте и водоемах, преобразовываться в тепловую энергию для отопления здания.

Выводы. Соответственно, современная климатическая повестка в России перешла в активную фазу формирования относительно недавно. Отчасти это обусловлено тем, что ключевые внешнеторговые партнеры России принимают меры по борьбе с изменением

климата, которые могут повлиять на интересы России (ТУР ЕС). В результате множество предлагаемых в России инициатив по борьбе с изменением климата находится на стадии разработки и утверждения.

У России имеется большой потенциал дальнейшего снижения влияния на климат. Однако для реализации данного потенциала

необходимо четко понимать долгосрочные цели российской климатической политики: будет ли она являться экономическим ответом на регуляторные инициативы отдельных торговых партнеров или она будет предупреждающей реакцией на глобальные климатические вызовы.

Список источников

1. Федеральный закон от 06 марта 2022 г. № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по огра -ничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации»// Консультант плюс.

2. Аскинадзи, В. М. Инвестиции: учебник для вузов / В. М. Аскинадзи, В. Ф. Максимова. -2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 385 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Инвестиции: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / [М. В. Чиненов и др.]. - 3-е изд., стереотипное. - Москва: КноРус, 2020.

4. Лаптева, А. М. Инвестиционные режимы. Правовые аспекты: учебное пособие для вузов / А. М. Лаптева. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 284 с.

б. Марьин Е. В. «Зеленая» экономика как базис для государства и общества //Актуальные вопросы современной экономики.- 2021.- №4.- С.86-89

6. Правительство России расширило программу "зеленого" финансирования //Финмаркет. -2023. -12 марта.

7. Ситник А.А. «Зеленые» финансы: понятие и система //Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 2 (135) февраль С. 63-80

8. Скоков Р., Гузенко М. Сахалинский эксперимент достижения углеродной нейтральности // Энергетическая политика.-2023.-№.3 (181).

9. ESG-прозрачность российских компаний. URL: https://raexpert.ru/researches/sus_dev/ esg_transparency_2021/

10. KeyTrendsOfThe DevelopmentOf"Green" FinancelnRussia. S.Y. Pertseva,V. E. Paramonova. URL: https://www.europeanproceedings. com/article/10.15405/epsbs.2021.09.02.293

11. UNESCAP. Innovative instruments for Green Finance. URL: https://www.unescap.org/sites/ default/files/Green%20Finance%20Innovative%20Tools_final.pdf

Информация об авторе

ГОЛОВЕЦКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ, кандидат экономических наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, профессор Департамента финансового и инвестиционного менеджмента, г. Москва, Россия

information about the author

GOLOVETSKY NIKOLAY YA., Candidate of Economic Sciences, Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Professor of the Department of Financial and Investment Management, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.