НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
105
УДК 941471.08
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ ВВ. (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ)
М.А. СЕРГИЕНКО
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению повседневной жизни городов Курской губернии во второй половине Х1Х - начале ХХ вв. На основе широкого круга источников освещается проблема изменения повседневной жизни населения под влиянием технических инноваций. Изменение бытовых условий жизни горожан происходили благодаря внедрению таких технических изобретений, как электричество, водоснабжение, трамвай, телефон и т.д. Внедрение новых стандартов среды обитания, изменения требований к благоустройству формировали новую городскую среду. Технические новшества становились символами городского образа жизни, но в основном были доступны лишь состоятельным горожанам.
Ключевые слова: городская среда, повседневность, городское благоустройство, технические изобретения, провинциальные города
В последние годы в исторической науке значительно возрос интерес к проблемам социальной истории, произошло выделение истории повседневности в самостоятельную отрасль исторического знания, а истории повседневности российского города - в самостоятельное направление современной исторической науки. На рубеже XIX-ХХ вв. провинциальные города были активно развивавшимися центрами, в которые стремились по разным причинам представители всех социальных групп. В этот период формировалось новое культурное пространство городской повседневности: развивалась сфера услуг, в которой одинаково прибыльными были гостиницы и трактиры, аптеки и магазины, разнообразные мастерские и увеселительные заведения, поэтапно происходило становление городских систем охраны здоровья и просвещения. В пореформенных городах активизировалась культурная жизнь: развивались частные сады, которые становились центрами народных гуляний; стремительно росла роль театра в сфере организации досуга, большое внимание уделялось вопросам образования. Пореформенные города стали отражением всех модернизационных преобразований, происходивших в общественной жизни Российской империи на рубеже XIX-ХХ вв. Российские города стали социокультурными центрами, в которых одновременно проявлялись традиции, а также активно происходило освоение новаций, что в значительной степени активизировало жизнь провинции. Исследование общероссийских процессов сквозь призму повседневной жизни конкретного региона позволяет показать разнообразие общеисторического процесса, обогатить историческую науку новыми конкретными фактами и событиями.
На протяжении Х1Х в. в Российской империи преобладающим типом был город, являвшийся местным торгово-промысловым центром сельской округи. В той или иной степени в большинстве городов сохранялись сельскохозяйственные занятия жителей, носившие часто не только торговый, но и натуральный характер. Среди форм промышленного производства преобладали ремесленные и кустарные заведения. Лишь отдельные города, чаще фабричные села выделялись крупным масштабом индустриального разви-тия1. Во второй половине Х1Х - начале ХХ вв. в повседневность горожан прочно входят технические новинки, которые кардинальные образом меняют быт и условия жизни населения.
Городская инфраструктура и ее развитие определяли уровень благоустройства и
1 Кошман Л.В. Город и городская жизнь в России Х1Х столетия: Социальные и культурные аспекты. М, 2008. С. 63.
106
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
санитарное состояние города, важнейших элементов его общественной культуры. Одной из насущных проблем в сфере благоустройства являлась проблема покрытия городских улиц. В основном, губернские города имели в центре мощеные улицы, тогда как для уездных городов это являлось большой редкостью. Не обошла эта проблема и города Курской губернии. Недостаток бюджетных средств не позволял замостить даже все улицы губернского города, притом, что цены на камень были сравнительно невысоки. И это несмотря на то, что вымощенная улица перед домами возвышала ценность квартир. Однако собственники жилья не торопились принимать участие в расходах по устройству мостовых и замощению улиц. Стараниями городского головы П.А. Устимовича в Курске было проложено лишь несколько асфальтовых тротуаров, но недостаток средств не позволял заасфальтировать их в полном объеме2. Напротив, Щигровская городская дума 20 января 1898 г. приняла постановление о принятии на общественные городские средства замощение в городе улиц и тротуаров3. Законодательные ограничения и неустойчивое финансовое положение осложняли деятельность городских дум и управ в сфере благоустройства. Пытаясь найти выход из создавшегося положения, органы городского самоуправления не всегда действовали в соответствии с буквой закона. Так, в июле 1904 г. Суджанская городская дума признала необходимым и неотложным устройство в городе тротуаров. Финансово это было обременительно для городского бюджета, в связи с чем приняли решение «установить для этого специальный сбор в размере V2 % с рубля оценки городских имуществ, облагаемых городским сбором на один лишь 1904 г.»4. Но постановление было отменено Курским губернским по земским и городским делам присутствием как незаконное, на основании ст.127 Городового положения 1892 г., которая точно указывала «установленные в пользу городских поселений сборы и никакие другие подати, тягости или службы не могли налагаться на городских обывателей не иначе как в законодательном порядке»5.
Благодаря внедрению в жизнь технических новинок, менялся процесс очистки города от нечистот, устройство отхожих мест в частных домах и общественных местах. Городские думы посредством обязательных постановлений регламентировали основные вопросы благоустройства, устройство и порядок очистки отхожих мест, выгребных ям и разрабатывали меры борьбы с нарушителями. В 1874 г. Курской городской думой были изданы обязательные постановления для жителей города относительно благоустройства6. Правила регламентировали порядок очистки улиц от мусора, ограничивали временные рамки уборки улиц и площадей. Горожанам предписывалось проводить мощение и пере-мощение улиц в сухое время года7. В зимнее время года они обязывались очищать улицы от лишнего снега и вывозить его в установленное управой место. Постановления касались и устройства тротуаров, которое производилось также за счет домовладельцев. Горожане, проживавшие на незамощенных улицах, имели право на их вымощение лишь с письменного разрешения городской управы. С одной стороны, это тормозило частную инициативу, но с другой, позволяло выдерживать единообразие во внешнем виде городских улиц. Предусматривались административные меры воздействия по отношению к домовладельцам, не исполняющим постановления. Так, например, если хозяин испорченной мостовой не приступал к ее ремонту, то исправления производили за счет управы, взыскивая затраченные средства с нерадивого домовладельца8.
В уездных городах также практиковалось привлечение средств городских обывателей к исполнению обязанностей по улучшению облика городов. Например, на основании обязательных постановлений, изданных Суджанской городской думой 28 февраля 1879 г. очистка улиц города, которых в тот момент насчитывалось восемь, производилась самими жителями под наблюдением управы. А очистка городской площади и главной
2 Моисейченко И.Н. Курское Александровское образцовое городское училище и деятельность его основателя. М., 1885. С. 109.
3 Государственный архив Курской области (далее ГАКО). Ф. 54. Оп. 1. Д. 819. Л. 1.
4 Там же. Д. 1236. Л. 2.
5 Там же.
6 Обязательные постановления Курской городской думы. Курск, 1913. С.1.
7 Там же. С. 2.
8 Там же.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
107
улицы, по которой пролегала каменная мостовая, очищалась наемными рабочими за счет общественных городских сумм. Подобная практика применялась и при устройстве тротуаров9.
Исходя из содержания обязательных постановлений городских дум следует, что причиной неблагоприятной санитарно-эпидемической обстановки в городах Курской губернии являлся не только дефицит финансовых средств, но и низкий культурный уровень большинства горожан. Так вышеуказанные постановления Суджанской городской думы запрещали торговцам убивать скот во дворах, мясных рядах и, вообще, в границах города. Всем обывателям также предписывалось содержать в чистоте улицы, дворы, помойные ямы10 11. Ранее названные нами обязательные постановления Курской городской думы «не дозволяли спускать на улицу помои, всякую грязную или зараженную воду, остающуюся от какого-либо торгового производства или хозяйства, промывки рыбы и пр.»11. Аналогичные обязательные постановления действовали в других городах губернии.
Развитие капиталистических отношений на территории Курской губернии в конце Х1Х в. выдвинуло на первый план и такую проблему, как создание принципиально новой системы коммуникаций. Наиболее распространенным нововведением для российских городов являлся водопровод. Но, несмотря на явные преимущества водопроводной сети для улучшения водоснабжения и защиты городов от пожаров, внедрение водопроводов получило весьма слабое развитие. В губернском Курске водопровод был сооружен в 1873 г.12 Он был устроен на средства концессионера и поэтому город не нес расходов по его эксплуатации и ремонту. На момент ввода в эксплуатацию водопровода на территории городского поселения числилось 5010 домовладельцев. В районе магистрали городского водопровода около 1200. За период с 1873 по 1910 г. к водопроводной сети присоединили лишь около 80 домов. Число уклонившихся от присоединения составляло около 400 домовладельцев, которые отказывались преимущественно из-за нежелания нести расходы по устройству водоснабжения.
В уездных городах жители использовали для хозяйственных и бытовых нужд речную воду и воду из артезианских колодцев. Тем не менее, органы городского самоуправления уездных городов продолжали предпринимать попытки сооружения водопроводной сети. Так, Корочанская городская дума в заседании от 12 марта 1901 г. приняла постановление «ходатайствовать перед правительством о разрешении построить в Короче водопровод путем концессии, с объявлением конкурса на постройку»13. В ноябре 1901 г. Министерство внутренних дел уведомило курского губернатора, что не находит препятствий к осуществлению этого предложения, с условием, что на утверждение министерства будет своевременно представлена такса за пользование водопроводом вместе с проектом концессионного договора14. Проект создания городского водопровода в Короче удалось реализовать посредством облигационного займа.
Единственным городом Курской губернии, где водопровод являлся важнейшей отраслевой структурой городского хозяйства и содержался исключительно на городские средства был Белгород. Водопровод был открыт в 1871 г. бельгийской фирмой. Для переброски родниковой воды с меловой горы использовались водоподъемные машины15. В Белгороде имелась специальная служба, проверявшая химический состав воды, поступавшей в водопровод. Проведенные анализы показывали, что вода содержала сернокислотные извести и мел, а в целом, имела хороший химический состав. Вода из водопровода была проведена в общественные здания и частные дома, принадлежавшие дворянам и купцам.
За пользование водой из водопровода взималась плата в пользу городских доходов. За неуплату денег в городскую казну за пользование водой владельцы подвергались угрозе отключения водопровода. В первом десятилетии ХХ в. в Белгороде водопроводом
9 ГАКО. Ф. 54. Оп. 1. Д. 522. Л. 18.
10 Там же.
11 Обязательные постановления Курской городской думы. Курск, 1913. С. 3.
12 ГАКО. Ф. 54. Оп. 1. Д. 1979. Л. 47.
13 Там же. Д. 1022. Л. 1.
14 Там же. Л. 6.
15 Белгородский водопровод // Белгородская энциклопедия / под ред. В.В. Овчинникова. Белгород, 2000. С. 47.
108
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
были снабжены только 15% зданий. К 1917 г. протяженность белгородских водопроводных сетей составляла 5 км, мощность водозаборных сооружений - 450 м3 или 45000 ведер в сутки, была устроена водокачальная станция. Количество потребляемой воды в связи с хозяйственными нуждами особенно увеличивалось в летние месяцы16.
Световое оформление улиц и площадей также являлось одним из важнейших элементов благоустройства. Прогресс в этой области в исследуемый период был довольно ощутим. Одной из насущных проблем в деятельности органов городского самоуправления являлась электрификация губернского Курска, а в перспективе и уездных городов. Следует заметить, что в к концу Х1Х в. освещенность городов оставалась на очень низком уровне. В городах Курской губернии применялось в основном освещение улиц керосиновыми фонарями. В конце ХТХ в. в Белгороде появляется газовое освещение, которое использовалось для освещения улиц и крупных общественных зданий. В частных домах газовое освещение почти не использовалось. Для газового освещения улиц в городе устанавливались дуговые фонари.
Долго и сложно решался вопрос уличного освещения в губернском городе. В Курске не был устроен газопровод, потому газовое освещение не использовалось, из-за чего городские улицы оставались практически не освещенными. В помещениях применялось керосиновое освещение. В октябре 1903 г. курский губернатор обратился в управу со следующим замечанием: «...мною неоднократно уже обращалось внимание городской управы на неисправное освещение Курска и, главным образом, его окраин»17. К этому времени электрическое освещение существовало только в центре - на Московской и Херсонской улицах города, остальные же продолжали оставаться без освещения.
Еще 19 ноября 1901 г. брюссельское анонимное общество «Курский трамвай» заключило с Курской городской думой контракт на устройство постоянной сети электрического освещения18. Срок окончания строительства электростанции и ввода ее в эксплуатацию наметили на 24 июля 1903 г. Но, несмотря на многократные обещания управе директора управления анонимного общества «Курский трамвай» строительство не завершили и до конца декабря 1903 г. О фактах нарушения условий договора Курская городская управа решила проинформировать Главное управление в Брюсселе, направив ходатайство о назначении в Курск доверенного лица сведущего в деле электрического освещения19.
12 января 1904 г. анонимное общество «Курский трамвай» уведомило городскую управу о завершении работ по устройству в городе электрического освещения, и обратилось с просьбой о разрешении ввести в действие электростанцию20. В течение трех дней, с 19 по 22 января 1904 г., московскими инженерами Н.П. Бочаровым и Л.В. Дрейером была проведена экспертиза21. Оказалось, что большинство устройств, сданных анонимным обществом городу, оказались непригодны к эксплуатации22.
В заседании городской думы 17 февраля 1904 г. приняли решение оставить открытым вопрос об электрическом освещении и поручить думской юридической комиссии при участии управы обсудить сложившуюся ситуацию с поверенным анонимного общества бароном Розеном. В результате переговоров «Курский трамвай» взял обязательства устранить недостатки к 15 апреля 1904 г. Но и как показали дальнейшее события, и к этому сроку станция не была введена в эксплуатацию23. 30 апреля 1904 г. вновь в заседании думы был поднят вопрос об электрическом освещении города. На этот раз дума вынесла постановление о наложении штрафа на общество «Курский трамвай» за отсутствие электрического освещения с 13 января по 14 апреля 1904 г. включительно в размере 71694 руб. Согласно заключению думской юридической комиссии, срок ввода в эксплуатацию электрической станции был продлен до 15 августа 1904 г., после чего она должна была перейти в собственность городской управы. Но и этот срок был перенесен на 15 сентября,
16 ГАБО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 69. Л. 25.
17 ГАКО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 2. Л. 173.
18 Там же. Д.4. Л. 50 об.
19 Там же. Д. 2. Л. 221.
20 ГАКО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 2. Л. 48.
21 Там же. Л. 46.
22 Там же. Д. 4. Л. 35-37.
23 Там же. Л. 51 об.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
109
а позднее на 15 октября 1904 г.24 В результате неоднократных переговоров было достигнуто соглашение по устранению недостатков и ввода в эксплуатацию электрической станции к 3 октября 1904 г.25 Таким образом, вопрос о создании базы для электрификации губернского города был решен.
Огромное влияние на изменение условий жизни городского населения оказывали перемены в сфере городского транспорта. До конца XIX века основным транспортным средством, обслуживающим потребности городского населения являлись извозчики. Для перевозки пассажиров использовались легковые извозчики. Лица, занимающиеся перевозкой грузов, назывались ломовыми извозчиками26. Деятельность извозчиков регламентировалась правилами, устанавливаемыми городской управой. Пожелавший заниматься извозным промыслом (не моложе 18 лет) был обязан на основании паспорта и свидетельства местной полиции о своей благонадежности получить специальное разрешение городской управы на этот вид деятельности. Прошедшим эту регистрацию, городской управой выдавался специальный пронумерованный ярлык, ношение которого во время работы было обязательным. Было введено своеобразное техническое освидетельствование экипажей, лошадей и сбруи, которое проводилось городской управой. Если были замечены неисправности, то извозчиков не допускали к работе. С целью общественного контроля со стороны населения за качеством выполняемых услуг, каждому, занимающемуся извозом, выдавалась специальная книжка. В ней содержались сведения о номере выданного управой ярлыка, ценах и правилах извозного промысла, а так же -чистые страницы для записи пассажирами жалоб на извозчика. После таких записей, извозчик обязан был в тот же день предъявить книгу с жалобой полиции_. Однако такой относительно организованный извозный промысел отсутствовал в большинстве уездных городов Курского края.
Важнейшим техническим нововведением в городах Российской империи являлся трамвай. Губернский Курск был одним из первых русских городов, где появился трамвай, так как город располагался на высоких холмах, что затрудняло использование конки. Трамвайное движение начиналось и продолжалось летом с 7 утра до 11 вечера, а в зимнее время - с 8 утра до 9 вечера. Проезд в один конец (от Херсонских до Московских ворот по одноименным улицам) обходился 8 копеек, учащиеся платили 5 копеек27. График движения включал три трамвая в час при скорости движения не более 14 верст в час. Кроме пассажиров, трамвай перевозил особыми вагонами и по другой цене грузы_.
Еще одно важное и полезное изобретение прочно вошедшее в обиход горожан -это телефон. Зарождение курской электросвязи относится к концу XIX в. Первые телефоны появились в городе в 1891 г. - у губернатора, генерал-майора Фон-Валя и в редакции газеты «Курские губернские ведомости». Емкость первой станции составляла всего лишь 20 номеров. Но уже через пять лет количество телефонных абонентов четырехкратно возросло. Вскоре телефонные станции были построены и в уездных городах Курской губернии - Рыльске, Льгове и Судже. К 1908 году телефонная связь существовала в 9 уездах губернии. Курском Льговском, Белгородском, Старооскольском, Корочанском, Суджан-ском, Грайворонском, Рыльском Фатежском. Она связала правительственные учреждения, волостные правления, квартиры земских служащих и крупных землевладельцев. Существовало телефонное сообщение и между самими уездами: Рыльском и Льговом, Рыльском и Суджей, Льговом и Дьяконово.
Возникла необходимость в устройстве единой телефонной связи между этими городами. Так появилась телефонная сеть28. За 5 лет число абонентов и абонированных телефонов в губернском городе составило соответственно 88 и 101, телефонных линий -около 48 верст. Телефонные аппараты были очень примитивны и пользование ими доставляло много хлопот владельцам. Так в телефонном справочнике за 1912 год сказано, что для вызова телефонной станции "необходимо повернуть правой рукой от себя 2-3 ра-
24 Там же. ЛЛ. 82, 163, 174.
25 Там же. Л. 256.
26 ГАКО. Ф. 54. Оп. 1. Д. 298. Л. 2.
27 ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1913. Л. 357.
28 Курская область на пути к информационному обществу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.connect.ru/article.asp?id=7334
110
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
за рукоятку на правой стороне аппарата. Во время звонка ручной (слуховой) телефон должен оставаться на рычаге. Затем не ожидая ответного звонка, снять слуховой телефон и ждать вопрос: "Что угодно?" На этот вопрос надо сообщить о том, с кем вы хотите переговорить и ждать ответа: "Готово". После этого требовалось повесить слуховой телефон обратно на рычаг, сделав 2-3 оборота рукояткой,и вновь снять слуховой телефон. И только после всех этих действий можно было начинать разговор29. Таким образом, телефон постепенно становился неотъемлемым элементом повседневной коммуникации состоятельных горожан.
С другой стороны, нельзя не признать, что городское хозяйство, по крайней мере, губернского города благодаря внедрению технических изобретений в начале ХХ в. сделало шаг вперед. В области водоснабжения в 1899 г. в Курске были установлены выгодные для потребителей условия отпуска воды. На окраинах губернского города были обустроены 6 артезианских самобьющих колодцев, дающих населению чистую питьевую воду. В деле освещения в 1904 г., по настоянию думы выработали совместно с концессионером «Анонимным обществом по эксплуатации освещения» соглашение, по которому электрическое освещение стало дешевле керосинового. Согласно договору, анонимное общество отчисляло ежегодно в пользу города 3% с валового дохода предприятия30. Таким образом, развитие капиталистических отношений на территории Курской губернии в конце XIX - начале ХХ вв. выдвинуло на первый план такую проблему, как создание принципиально новой системы коммуникаций. Но отсутствие необходимых инвестиций тормозило инициативу органов городского самоуправления. Рост территории и городского населения потребовал обратить внимание на расширение уже имеющихся и введение в эксплуатацию новых водопроводов и электростанций. И хотя были достигнуты незначительные успехи, но в условиях ограниченного финансирования и эти факты можно признать успешными. Одним из самых сложных и болезненных вопросов являлось поддержание чистоты на городских улицах и другие вопросы в области благоустройства. Активно проводилось замощение улиц, особенно в губернском городе. Благоустройство городов губернии напрямую зависело от состояния бюджетов. Вместе с тем, требовалось сотрудничество населения и городских властей, так как штрафные санкции не всегда носили успешный характер. Внедрение технических изобретений на территории Курской губернии во второй половине Х1Х - начале ХХ вв. определяло формирование новой городской среды и изменение условий жизни населения.
THE TRANSFORMATION OF THE EVERYDAY LIFE OF A PROVINCIAL RUSSIAN CITIES UNDER THE INFLUENCE OF TECHNOLOGICAL INNOVATION IN THE SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURIES IN KURSK PROVINCE
The article is devoted to the everyday life of the city of Kursk province during the second half of XIX - early XX centuries. On the basis of a wide range of sources highlights the problem of changing everyday life of the population under the influence of technological innovation. Changing the living conditions of citizens took place thanks to the introduction of technological inventions, such as electricity, water supply, tram, phone, etc. The introduction of new standards habitat requirements change improvement to form a new urban environment. Technical innovation becomes a symbol of urban life, but were available only to wealthy citizens.
Key word: urban environment, everyday life, municipal improvements, technical invention, provincial towns.
M.A. SERGIENKO
Belgorod National Research University
e-mail: [email protected]
29 Конорев Э.В. История курского телефона / / Краеведческие чтения. Вып. Ш.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old-kursk.ru/book/kraeved/kr90-1.html
3° ГАКО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4. Л. 51.