Научная статья на тему 'Трансформация потенциала мировых спортивных состязаний в механизм экономического развития территорий'

Трансформация потенциала мировых спортивных состязаний в механизм экономического развития территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ЭКОКУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Е.В.

Рассматривается проблема избыточности для города гостиничных и спортивных сооружений после проведения крупных спортивных состязаний. Доказывается необходимость комплексной разработки туристско-рекреационного потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация потенциала мировых спортивных состязаний в механизм экономического развития территорий»

с учетом ментальных ограничений в 2002 году Нобелевская премия по экономике была вручена психологу Дэниэлю Канеману).

Также субъекты экономических отношений не только не всегда умны, но и не всегда честны. На этом факте основана концепция оппортунистического поведения американского экономиста Оливера Уильямсона. Отсюда вытекает целый класс новых микроэкономических моделей неполной и асимметричной информации.

Таким образом, можно убедиться, что основной постулат «идеального рынка» - рациональное поведение его участников - отсутствует. Однако все вышесказанное вовсе не говорит, что никакой равновесной точки нет и быть не может, и теория Нэша - это всего лишь теория. Равновесие может быть. Только достигается оно по-другому. Например, в условиях олигополии, фирмам, производящим один и тот же продукт, проще договориться об устанавливаемой цене и так далее.

Обобщая все вышесказанной, отметим, что институциональные теории во многом изменили направление экономической мысли, включая в анализ имеющие значительный вес в экономике неэкономические факторы.

Список литературы:

1. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. - СПб.: Лениздат, 1996.

2. Силин В.В., Улицкая Н.М. Институциональная экономика. - М.: ГОУ «Мартит», 2012.

3. Simon H. A Behavioral Model of Rational Choice // Quarterly Journal of Economics. - 1955. - Vol. 69. - P. 99-118.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА МИРОВЫХ СПОРТИВНЫХ СОСТЯЗАНИЙ В МЕХАНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

© Андреева Е.В.*

Высшая школа бизнеса Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону

Рассматривается проблема избыточности для города гостиничных и спортивных сооружений после проведения крупных спортивных состязаний. Доказывается необходимость комплексной разработки турист-ско-рекреационного потенциала региона.

Ключевые слова гостиничный бизнес, региональный туризм, этнокультурный туризм, экокультурный туризм, деловой туризм.

* Студент. Научный руководитель: Сенченко И.Н., к.ф.н., ВШБ ЮФУ.

Ростов-на-Дону входит в число городов, в которых будет проводиться чемпионат мира по футболу 2018 года. На создание инфраструктуры мун-диаля предполагается израсходовать 85,4 млрд. рублей [1]. Кроме строительства стадиона на 45 тыс. мест необходимо создание транспортной инфраструктуры, позволяющей беспрепятственно доставлять болельщиков к местам проживания, спортивно--культурным объектам, а также обеспечить приезжих комфортабельным жильем. Так, согласно требованиям ФИФА город, принимающий чемпионат мира по футболу, должен предложить болельщикам 9-10 гостиниц уровня 4-5 «звёзд» на 1010 номеров и 37-38 отелей и хос-телов на 6750 номеров уровня 2-4 «звезды». Чтобы отвечать подобным высоким требованиям, к 2018 году в Ростове запланировано построить восемь отелей: «пять звезд» на 902 номера, «четыре звезды» на 250 номеров, «три звезды» на 389 номеров. К ним добавятся отели и хостелы, представляющие более демократический рыночный сегмент.

Считается, что подобные мероприятия позволяют создать городскую среду качественно нового уровня и открывают широкие возможности для ускоренного социально-экономического развития региона. Экономика свободного времени, экономика досуга и рекреации становится важнейшим производственным сектором. Но «экономическое чудо» не возникает само по себе, не является автоматической функцией инвестиций в спортивные объекты и гостиничную структуру. К сожалению, мировой опыт свидетельствует, что значительные инвестиции в проведение крупнейших мировых состязаний могут порождать социально-экономические проблемы для принимающих территорий. Прежде всего, велика вероятность огромных убытков от пустующих объектов по окончании спортивных состязаний. После проведения Олимпийских Игр организаторы и собственники олимпийских объектов часто становились банкротами. После летней Олимпиады 2004 года в Афинах, многие спортивные объекты были закрыты, поскольку их содержание обходилось слишком дорого и не окупалось в процессе дальнейшей эксплуатации. Такая перспектива может ожидать и Ростовский стадион на 45 тыс. мест. Состязания местного уровня не привлекут столько болельщиков или посетителей концертно-зрелищных мероприятий. Затраты на содержание стадиона непосильным бременем лягут на городской и областной бюджеты. Перспектива увеличения количества отелей беспокоит представителей гостиничного бизнеса: неизбежно возрастет интенсивность конкуренции на рынке гостиничных услуг и возможность банкротств с эффектом мультипликации социально-экономических проблем. В этом плане показателен опыт Атланты. Для проведения Олимпиады 1996 года в Атланте многие сооружения возводились как временные и были разобраны по окончании Игр. Таким образом была достигнута не только минимизация экономических расходов на строительство, но и решена проблема простоя спортивных сооружений. В какой то степени на этот принцип ориентируется проект де-

монтажа 11 тыс. мест будущего Ростовского стадиона по окончании чемпионата. Но, несмотря на столь заманчивое «ноу-хау» олимпийского строительства, Атланта не избежала комплекса социально-экономических проблем и городской катастрофы. Форсированные темпы экономического роста -это не только увеличение материальных объектов, но и создание рабочих мест, что привлекает в город дополнительное население, не только временное (как волонтеры), усиливает миграционные потоки. Всего за несколько лет Атланта значительно увеличилась в размерах. Но демонтаж объектов после Олимпиады и сокращение деловой активности не привело к обратному оттоку населения, оно осело в большом городе, пополнив ряды безработных, маргиналов и криминалитета.

Чтобы избежать нарастания социально-экономических проблем и создать условия для социально-экономического развития территории, необходимо отказаться от надежд на стихийное урегулирование, продумать проекты трансформации и использования объектов после мундиаля и уже сейчас представить их потенциальным инвесторам. Что касается инвестиций в транспортную инфраструктуру, то Ростов давно испытывает нужду в ее реформировании, и, возможно, к 2018 году город получит современную транспортную развязку. Проблемой может стать избыточность гостиничных и спортивных сооружений. По мнению вице-президента компании Don-Plaza А. Демишина, прогнозируемая заполняемость отелей после 2018 г. составит 65-70 %. Чтобы добиться окупаемости потребуется примерно 100-150 крупных событий с участием не менее тысячи человек.

Как показывает мировой опыт, наиболее эффективным является развитие регионального туризма. 31 мая 2014 года была принята «Стратегия развития туризма в России», в которой туризм рассматривается в качестве важнейшей отрасли государственной экономики, которая удовлетворяет потребности людей в отдыхе и приносит доход в бюджет туристических регионов. Среди субъектов ЮФО Донской край занимает второе место по ряду показателей: количество турфирм, рост числа мест в гостиницах, рост объема платных услуг. Но предложение качественного регионального туристического продукта имеет определенные ограничения: климатические, при-родно-географические, традиции рекреационной культуры. Так, большинство людей в мире, как показывают опросы и исследования, предпочитают проводить длительный отдых на морском побережье, а не в степной, лесостепной зоне. Отдых выходного дня многие предпочитают проводить дома, отсыпаясь после трудовой недели. Но культурные традиции можно развивать, а в отсутствии моря можно искать другие формы туристической и досугово-развлека-тельной активности. Разработка программы развития регионального туризма, программы эксплуатации гостиничных и спортивных объектов должна опираться на комплексную оценку туристско-рекреационного потенциала региона, учитывать базовые экономические параметры региона.

С нашей точки зрения, существует три базовых направления развития потенциала регионального туризма на Дону. Во-первых, это деловой туризм. Исторически Ростов всегда был центром торговли юга России. В 2014 г. Ростовская область признана регионом, весьма комфортным для ведения бизнеса. В настоящее время цели основных потребителей гостиничного продукта - деловая поездка. Но если власти смогут предложить рынку качественную инфраструктуру для делового туризма, адекватную логистику, новые инвестиционные проекты, то наш город сможет утвердиться в статусе сильного экономического лидера и стать привлекательным именно для деловых людей. На декабрь 2014 года планируется ввод в эксплуатацию международного конгресс-центра Hyatt Regency Rostov Don-Plaza. В инфраструктуру комплекса войдут 190 номеров, 43 личных и коммерческих апартамента, конгрессно-банкетные площади, рестораны, фитнесс- и spa-центр, 25-метровый бассейн, офисные помещения, наземные и подземные парковки, торговая галерея. Вице-президент компании Don-Plaza Андрей Деми-шин говорит о возможности привлечь в регион «большой поток туристов и компаний, готовых рассматривать Hyatt не только как гостиницу, но и как площадку для профессиональной организации мероприятий регионального и международного уровня. Сейчас многие крупные игроки сферы бизнеса выражают заинтересованность в проведении и освещении на территории Hyatt различных программ и событий» [2]. Гостиничный комплекс Sheraton под управлением Starwood Hotels & Resorts Worldwide Inc. тоже ориентирует собственную инфраструктуру на путешествия с деловыми целями: в состав комплекса войдут отель Sheraton категории 5 звезд на 307 номеров и бизнес-центр класса А.

Второе направление связано с медицинской рекреацией. Известный факт, подтвержденный множеством исследований: жизнь в большом городе вызывает стресс, психические расстройства, болезни и риски ранней смерти. Поездка раз в год или реже, даже на самый лучший мировой курорт принесет намного меньше пользы, чем более частый отдых от большого города, построенный на контрастах деструктивным факторам урбанизации. Поэтому крайне важно при реализации концепции развития зоны рекреации (Левобережье) сохранить и использовать лес как природную зону рекреации. Также вписываются в эту концепцию комфортабельные турбазы с охотой и рыбалкой.

Третье направление развития регионального туризма предполагает освоение уникального этно-культурного и эко-культурного ресурсного потенциала донского края: казачий быт и традиции, уникальный степной ландшафт. Губернатор Ростовской области Василий Голубев предложил сформировать «туристический пакет» под названием «Казачья подкова». В хуторе Кру-жилинский на территории Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова воссоздан традиционный казачий двор с хозяйственными постройками

и созданы все условия для того, чтобы по-настоящему почувствовать себя казаком. Раздорский этнографический музей-заповедник предлагает гостям разнообразные этнографические программы, праздники и народные гуляния, отражающие специфику донского казачества: «Раздорское Рождество» и «Святки в Раздорах», «Рождество на Дону» и «Рождественские колядки». «Государственный природный заповедник «Ростовский» предлагает пройтись по тропам экомаршрутов в охранной зоне заповедника, полюбоваться и подышать воздухом цветущей степи, понаблюдать за табунами диких лошадей в долине Маныча. Станицы Старочеркасская, Вешенская традиционно являются центрами притяжения любителей этнографического туризма. Сдерживающими развитие данных направлений туризма являются недостатки информационной и координационной политики в области. Даже руководители туристических фирм слабо представляют, что может быть интересного в степи. Очевидно, что уникальный ресурсный потенциал не получил еще достойного оформление в качестве туристического продукта. Но именно этот продукт, достойно представленный, может стать привлекательным, а значит востребованным.

Список литературы:

1. http://www.expertsouth.ru/novosti/na-mundial-v-rostove-potratjat-85-4-mlrd.html.

2. http://rostov.rbc.ru/rostov_topnews/01/09/2014/946262.shtml.

ИНСТРУМЕНТЫ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ

© Ашихмина Е.А.*

Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

Один из требуемых критериев успешного становления экономики считается продвижение внятного механизма валютной политики. Это дает возможность Центральному банку оказывать влияние на деловую активность, осуществлять контроль деятельности коммерческих банков, налаживать стабильность денежного обращения.

Ключевые слова долларизация, валютная политика, Россия, экономика, инфляция.

Накануне кризиса российский банк производил попытки сдержать укрепление национальной валюты и этим активизировать за счет наиболее низких издержек российских производителей в денежном обороте. Это не может носить имя полноценной политики фиксированного курса валюты,

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.