Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ СВОБОДА'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ СВОБОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
свобода / права / обязанности / реализация свободы / реализация права / конституция.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минеев Ю. В.

На основе источников зарубежного, российского и международного права в статье проведен краткий исторический экскурс развития представлений о свободе. Делается вывод об отличии содержания понятий свобода и право. Под свободой предлагается понимать ни чем не ограничиваемую возможность, в то время как право влечет за собой выполнение обязанностей. На основе предложенного критерия выделены свободы, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ СВОБОДА»

G^ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-2-138-141 NIION: 2018-0076-2/22-447 MOSURED: 77/27-023-2022-2-646

МИНЕЕВ Юрий Вячеславович,

старший преподаватель кафедры профессональной подготовки Восточно-Сибирского института МВД России, е-mail: mail@law-books.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ СВОБОДА

Аннотация. На основе источников зарубежного, российского и международного права в статье проведен краткий исторический экскурс развития представлений о свободе. Делается вывод об отличии содержания понятий свобода и право. Под свободой предлагается понимать ни чем не ограничиваемую возможность, в то время как право влечет за собой выполнение обязанностей. На основе предложенного критерия выделены свободы, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: свобода, права, обязанности, реализация свободы, реализация права, конституция.

MINEEV Yriy Vyacheslavovich,

Senior lecturer training departments East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs

of the Russian Federation

TRANSFORMATION OF THE CONCEPT OF FREEDOM

Annotation. Based on sources of foreign, Russian and international law, the article provides a brief historical excursion into the development of ideas about freedom. The conclusion is made about the difference between the content of the concepts of freedom and law. Freedom is proposed to be understood as an unlimited opportunity, while law entails the performance of duties. On the basis of the proposed criterion, the freedoms enshrined in the Constitution of the Russian Federation are allocated

Key words: freedom, rights, duties, realization of freedom, realization of law, constitution.

Конституцией Российской Федерации (ст. 2) высшей ценностью провозглашен человек, его права и свободы, а на государство возлагается обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы. Права и свободы человека и гражданина перечислены во второй главе и как там указано (ст. 18) «Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» [1].

Приходиться заметить, что разделение понятий «свобода» и «право» на законодательном уровне отсутствует. Имеются лишь попытки развести данные понятия. Большинство юристов признает, что права и свободы - понятия если не идентичные, то очень близкие, обладающие лишь незначительными отличиями. Эти отличия сводятся к тому, что право предполагает наличие возможностей и механизма их реализации, а свобода - только отсутствие ограничений [2]. При этом возможность реализации права должно обеспечить

государство. Таким образом, свобода обеспечивает автономность личности и должна предоставлять более широкий простор для деятельности в целом и принятия решений в частности. Однако, несмотря на единичные попытки разделить понятия свобода и право, нет ни четких определений, ни самостоятельного перечня свобод или прав.

Между тем во всех европейских языках слова и «свобода» и «право» употребляются в различных ситуациях. Для европейских государств средневековья традиционна рецепция римского права. Во времена Древнего Рима, где для физического лица устанавливались: статус свободы (status libertatis), разделявший лиц на свободных и рабов; статус гражданства (status civitatis) лица по отношению к римской государственности (граждане Рима, латины, перегрины); семейный статус (status familiae), устанавливающий положение домовладыки и подвластного лица [3].

Важнейшим было деление на свободных и рабов, при этом только свободные люди были

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

субъектами права. Рабы были объектом права, следовательно, правами не обладали. Таким образом, именно статус свободы являлся основой правосубъектности. Именно в римском понимании складывается представление о правах, как способе реализации свободы, гаранте свободы и независимости гражданина.

Опираясь на эту историческую аналогию, следует сделать простой и важный вывод - свобода важнее, значимее права, поэтому имеет смысл продолжить поиск различия данных понятий.

Даже поверхностный анализ гражданских прав древних римлян указывает, что реализация права всегда происходит по каким либо правилам, то есть вынуждает гражданина возложить на себя ряд соответствующих обязанностей. Так право на участие в политической жизни общины было неотъемлемой обязанностью римского гражданина. Гражданская и военная служба тоже не только право, но и обязанность. Право на заключение сделок порождает обязанность соблюдать договоренности и т.д.

Современное понимание свободы отличается от античных представлений. Если в греческой и римской традиции под свободой, прежде всего, понимается свобода от деспотии, то в современном понимании чаще всего идет речь о гражданских, политических, экономических свободах, о свободе личности. Обнаруживается переход от единственного числа (свобода) к множественному (свободы). Понятие свобода приобретает все более широкий смысл, а слово «свобода» употребляется в разных контекстах, например: личная свобода, свобода и независимость и т.д.

Проследим эту трансформацию на примере ряда национальных конституций и важнейших правовых актах международного права.

Как известно в Великобритании кодифицированной конституции нет. Издаваемые в различные исторические периоды правовые акты часто касаются ограничения прав монарха. Один из древнейших актов - Хартия Генриха I Английского (1100 г.) [4]. Этим документом король сам ограничивает свой абсолютизм. Хартия возвращает часть прав, отнятых у них при правлении короля Эдуарда (говориться в тексте), церкви и дворянам, то есть вольному, свободному сословию. О самих свободах не говориться ни слова. В Биле о правах (1689 г.), подписанным Вильгельмом Оранским [5], также отменяются несправедливые ограничения прав в отношении духовенства и дворянства, существовавшие при короле Иакове II. Осуждаются гонения в отношении протестантов. Речь вновь идет о свободном сословии, но по сравнению с Хартией, в Биле большое количество установлений посвящено парламентским свобо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

дам, ограничивающим абсолютизм королевской власти.

Значительным прорывом в формулировании прав представителей не только свободных сословий, но и зависимых людей, явилась Конституция Франции, провозгласившая 24 июня 1793 года Декларацию прав человека и гражданина [6]. Там указывается, что естественными и неотъемлемыми правами человека являются равенство, свобода, безопасность, собственность. В статье 6 Декларации дается определение понятию свобода. «Свобода есть присущая человеку возможность делать все, что не причиняет ущерба правам другого; ее основу составляет природа, а ее правило - справедливость; обеспечение свободы есть закон». Там же определяется, что «Нравственную границу свободы составляет» разработанное в веках «золотое правило»: «Не причиняй другому того, что нежелательно тебе самому от других». Провозглашаются: свобода мысли и слова. К законам выдвигается требование охраны свободы от угнетения со стороны правящих. Ранее, в статье 4 Декларации прав человека и гражданина, принятой депутатами Генеральных штатов 24 августа 1789 года [7], дается признак, позволяющий отличить право от свободы. Там говориться, что «...осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».

В Конституции Соединенных Штатов Америки, принятой 17 сентября 1787 года [8], делается попытка провозгласить свободу передвижения. Указывается, что «Не могут быть пожалованы Соединенными Штатами какие-либо дворянские титулы», таким образом, отменяется сословность, но при этом еще остается рабство. Поправками к Конституции, принятыми в разное время законодательно обеспечиваются такие свободы, как: неприкосновенность жилища (поправка III ратифицирована 15.12.1791); запрещение рабства и подневольной работы (поправка XIII ратифицирована 6.12.1865).

В этот исторический период в результате реформ Петра I в Российской Империи личная свобода дворян была значительно ограничена. Дворяне были обязаны «против воли своей» нести военную или другую службу. Лишь в «Манифесте о даровании вольности Российскому дворянству» (18.02.1762) [9] Петр III объявляет о некоторой свободе выбора, но обязательная служба при этом не отменяется. Всего через сто лет 19 февраля 19861 года Император Александр II подписывает высочайший манифест, устанавливающий порядок отмены крепостного права. Одновре-

менно высочайше утверждается «Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» [10], где указывается, что таковые приобретают «..полные права свободных сельских обывателей», в том числе избирательные.

С отменой рабства, крепостничества и иных форм зависимости одних от других понятие свода трактуется шире. Так как нет легального (основанного на законе) деления на свободных и несвободных все люди становятся субъектами права. Происходит переход от понятия свобода к понятию свободы. Все люди обладают правами и свободами.

К числу современных международных актов, закрепляющих свободы человека являются: «Хартия прав человека. Всеобщая декларация прав человека» [11], принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, и «Хартия Европейского Союза об основных правах», торжественно провозглашенная 7 декабря 2000 года Европейским парламентом Советом и Комиссией [там же]. Несмотря на то, что Европейская Хартия содержит главу под названием «Свободы», содержание понятия свобода не раскрывается. Во Всеобщей Декларации также определение свободы не дается, но в преамбуле указывается, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы...». Фактически это является указанием на то, что права необходимы человеку для обеспечения его свободы/ свобод. Поэтому примем посылку о приоритете свободы над правом.

Необходимо заметить, что употребление в тексте современных законов слов «право»/«права и «свобода»/«свободы» не связано с тем смыслом который формулируемая норма имеет, является ли она правом или свободой, а связано со сложившейся языковой и культурной традицией. Поэтому, далее по тексту, для удобства понятия свобода и право употребляемые в рассматриваем контексте будут выделены курсивом, а слова «свобода» и «право» останутся без выделения.

Важнейшей ценностью является человек и его жизнь. Следовательно, право на жизнь является свободой. Свободный римский гражданин не мог не быть членом общины. С другой стороны, свобода одного человека ограничиваются свободой другого. Как в античные времена, так и в средние века жизнь человека принадлежала не только ему самому, но и общине. Вне общины выживание было фактически невозможным. Самым суровым наказанием являлся остракизм. Невыполнение своих обязанностей членом общины, противопоставление себя другим, влекло за собой изгнание, то есть обозначало неминуемую гибель.

Современное развитие технологий и общественных отношений делает индивида более самостоятельным, независимым от других. Даже полное противопоставление себя обществу, не только не выполнение обязанностей, а даже грубое попрание прав и свобод других людей в соответствии с современным европейским законодательством не позволяет лишить преступника жизни (ч. 2 ст. 2 Европейской Хартии). Следовательно, жизнь в современном мире является свободой, так как жить можно вне общества, что не порождает обязанностей.

Итак, отличительной особенностью свободы по сравнению с правом является отсутствие необходимости выполнения обязанностей при ее реализации. Реализация права неминуемо влечет за собой необходимость выполнения обязанностей, обеспечивающих его реализацию. Например: реализация права на образование вынуждает человека учиться, осваивая академическую программу. Желание получить медицинское обеспечение обязывает пациента соблюдать предписанный ему больничный режим.

Исходя из рассмотренного критерия, становиться возможным разделить, перечисленные в главе второй Конституции Российской Федерации, нормы на свободы и права.

Анализ норм по указанному критерию приводит к выводу, что политические, экономические, социальные и культурные права и свободы являются только правами, а большинство личных прав являются свободами. Для ясности необходимо перечислить все конституционные права и свободы, относящиеся к личным, указывая свобода это или право:

- право на жизнь (ст. 20) - свобода;

- недопустимость посягательства на достоинство личности (ст. 21) - свобода;

- право на свободу (ст. 22) - свобода, здесь рассматривается как критерий деления людей на свободных и несвободных;

- личная неприкосновенность (ст. 22) - свобода;

- право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23) - свобода;

- право на личную и семейную тайну (ст. 23) - свобода;

- право на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23) - свобода;

- право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23) - свобода;

- право на неприкосновенность жилища (ст. 25) - свобода;

- право на определение и указание своей национальной принадлежности (ст. 26) - свобода;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

- право на выбор языка общения, воспитания, преподавания и творчества (ст. 26) - свобода;

- свобода передвижения (ч.1 ст. 27) - свобода;

- право на выбор места жительства (ч. 1 ст. 27) - свобода;

- право выезжать и возвращаться в страну (ч.2 ст.27) - является правом, так как налагает, на лицо, желающее его реализовать, накладываются обязанности, например: по соблюдению пограничного режима;

- свобода совести (ст. 28) - свобода;

- право на выбор религии (ст. 28) - свободой не является, так как если вероисповедание пропагандирует религиозное превосходство может быть запрещено (ч. 2 ст. 29 Конституции РФ), поэтому это право;

- право на замену военной службы альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59) - право;

- свобода мысли (ст. 29) - свобода;

- свобода слова (ст. 29) - является правом по той же причине, что и право на выбор религии;

- право на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь, процессуальные гарантии (ст. 46-54) - право, причем очень подробно регламентированное;

- право на защиту прав и свобод, способами, не запрещенными законом (ст. 45) - естественно право, так как ограничивается законом, следовательно, налагает обязанности;

- право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (ч. 4 ст. 29) - право, причем ограничения установлены в этой же норме, а также требованием к соблюдению личной и семейной тайны, тайны переписки и т.д.

Итак, предложен критерий отличия свободы от права. Суть этого критерия заключается в том, что реализация права неминуемо влечет за собой необходимость выполнения обязанностей. Без выполнения этих обязанностей осуществление права становиться невозможным. Реализация свободы необходимость выполнения новых обязанностей не порождает.

Проведенный, с помощью указанного критерия анализ, позволяет говорить, что в действующей Конституции Российской Федерации перечислены пятнадцать свобод. Само понятие свобода претерпело трансформацию от «отсутствия зависимости от кого-либо» до «наличия возможности совершения деяния не обязывающего к чему-либо».

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации.

[2] Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - ООО «Новая правовая культура», 2009 г.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

[3] Электронный ресурс https://lawbook. online/.

[4] Памятники истории Англии X - XIII вв. : Русский и латинский тексты Великой Хартии вольностей и других документов / Пер. и введение Д. М. Петрушевского. - М.: Соцэкгиз, 1937. - № III.

[5] Сборник «Законодательство Английской революции 1640-1660 гг.», Сост.: Н. П. Дмитревский (М. - Л., 1946).

[6] Документы истории Великой французской революции. Т.1. Отв.ред. А.В. Адо. М.: Издательство Московского университета, 1990.

[7] Сборник «Французская Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1989.

[8] Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство. Под ред. О.А. Жидкова. Перевод В.И.Лафитского. М.: Прогресс, Универс, 1993.

[9] Федеральный портал История.РФ. Электронный ресурс http://histrf.ru/

[10] Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.7. Документы крестьянской реформы. Отв. ред. О.И. Чистяков. М., Юридическая литература, 1989.

[11] Законодательная база Российской Федерации. Электронный ресурс https://zakonbase.ru/ content/base/

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii.

[2] Kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii (pod obshch. red. L.V. Lazareva). - OOO «Novaya pravovaya kul'tura», 2009 g.

[3] Elektronnyj resurs https://lawbook.online/.

[4] Pamyatniki istorii Anglii X - XIII vv. : Russkij i latinskij teksty Velikoj Hartii vol'nostej i drugih doku-mentov / Per. i vvedenie D. M. Petrushevskogo. - M.: Socekgiz, 1937. - № III.

[5] Sbornik «Zakonodatel'stvo Anglijskoj revoly-ucii 1640-1660 gg.», Sost.: N. P. Dmitrevskij (M. - L., 1946).

[6] Dokumenty istorii Velikoj francuzskoj revolyucii. T.1. Otv.red. A.V. Ado. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1990.

[7] Sbornik «Francuzskaya Respublika: Kon-stituciya i zakonodatel'nye akty. M., 1989.

[8] Soedinennye SHtaty Ameriki: Konstituciya i zakonodatel'stvo. Pod red. O.A. ZHidkova. Perevod V.I.Lafitskogo. M.: Progress, Univers, 1993.

[9] Federal'nyj portal Istoriya.RF. Elektronnyj resurs http://histrf.ru/

[10] Rossijskoe zakonodatel'stvo X-XX vv.: v 9 t. T.7. Dokumenty krest'yanskoj reformy. Otv. red. O.I. CHistyakov. M., YUridicheskaya literatura, 1989.

[11] Zakonodatel'naya baza Rossijskoj Federacii. Elektronnyj resurs https://zakonbase.ru/content/ base/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.