Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ БЕЗ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД'

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ БЕЗ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
свобода / право / законодательство / конституция / freedom / right / legislation / constitution

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарасенко Василий Анатольевич

Разделение понятий «свобода» и «право» на законодательном уровне отсутствует. Имеются лишь попытки развести данные понятия. Большинство юристов признают, что права и свободы – понятия если не идентичные, то очень близкие, обладающие лишь незначительными отличиями. Эти отличия сводятся к тому, что право предполагает наличие возможностей и механизма их реализации, а свобода – только отсутствие ограничений. Свобода обеспечивает автономность личности и должна предоставлять более широкий простор для деятельности в целом и принятия решений, в частности. Однако, несмотря на единичные попытки разделить понятия «свобода» и «право», нет ни четких определений, ни самостоятельного перечня свобод или прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGIME OF COUNTER-TERRORIST OPERATION WITHOUT DECLARATION OF AN EMERGENCY AND LIMITATION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS

There is no separation of the concepts of “freedom” and “right” at the legislative level. There are only attempts to separate these concepts. Most lawyers recognize that rights and freedoms are, if not identical, then very close concepts, with only minor differences. These differences boil down to the fact that law presupposes the presence of opportunities and a mechanism for their implementation, and freedom only the absence of restrictions. Freedom ensures the autonomy of the individual and should provide a wider scope for activity in general and decision-making in particular. However, despite individual attempts to separate the concepts of “freedom” and “law”, there are neither clear definitions, nor an independent list of freedoms or rights.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ БЕЗ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД»

ТАРАСЕНКО Василий Анатольевич,

начальник кафедры профессиональной подготовки Восточно-Сибирского института МВД России,

e-mail: [email protected]

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ БЕЗ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД

Аннотация. Разделение понятий «свобода» и «право» на законодательном уровне отсутствует. Имеются лишь попытки развести данные понятия. Большинство юристов признают, что права и свободы - понятия если не идентичные, то очень близкие, обладающие лишь незначительными отличиями. Эти отличия сводятся к тому, что право предполагает наличие возможностей и механизма их реализации, а свобода - только отсутствие ограничений. Свобода обеспечивает автономность личности и должна предоставлять более широкий простор для деятельности в целом и принятия решений, в частности. Однако, несмотря на единичные попытки разделить понятия «свобода» и «право», нет ни четких определений, ни самостоятельного перечня свобод или прав.

Ключевые слова: свобода, право, законодательство, конституция.

TARASENKO Vasily Anatolyevich,

Head of the Department of Professional Training, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

LEGAL REGIME OF COUNTER-TERRORIST OPERATION WITHOUT DECLARATION OF AN EMERGENCY AND LIMITATION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS

DOI 10.24411/2076-1503-2021 -10106 УДК: 355.4

Annotation. There is no separation of the concepts of "freedom" and "right" at the legislative level. There are only attempts to separate these concepts. Most lawyers recognize that rights and freedoms are, if not identical, then very close concepts, with only minor differences. These differences boil down to the fact that law presupposes the presence of opportunities and a mechanism for their implementation, and freedom - only the absence of restrictions. Freedom ensures the autonomy of the individual and should provide a wider scope for activity in general and decision-making in particular. However, despite individual attempts to separate the concepts of "freedom" and "law", there are neither clear definitions, nor an independent list of freedoms or rights.

Key words: freedom, right, legislation, constitution.

Конституцией Российской Федерации высшей ценностью провозглашен человек, его права и свободы, а на государство возлагается обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы.

Права и свободы человека и гражданина перечислены во второй главе, и, как там указано (ст. 18): «Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» [1].

Приходится заметить, что разделение понятий «свобода» и «право» на законодательном уровне отсутствует. Имеются лишь попытки развести данные понятия. Большинство юристов признают, что права и свободы - понятия если не идентичные, то очень близкие, обладающие лишь

незначительными отличиями. Эти отличия сводятся к тому, что право предполагает наличие возможностей и механизма их реализации, а свобода - только отсутствие ограничений [2]. При этом возможность реализации права должно обеспечить государство. Таким образом, свобода обеспечивает автономность личности и должна предоставлять более широкий простор для деятельности в целом и принятия решений в частности. Однако, несмотря на единичные попытки разделить понятия свобода и право, нет ни четких определений, ни самостоятельного перечня свобод или прав.

Между тем, во всех европейских языках слова и «свобода» и «право» употребляются в различных ситуациях. Для европейских государств средневековья традиционна рецепция

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

римского права. Во времена Древнего Рима для физического лица устанавливались: статус свободы (status libertatis), разделявший лиц на свободных и рабов; статус гражданства (status civitatis) лица по отношению к римской государственности (граждане Рима, латины, перегрины); семейный статус (status familiae), устанавливающий положение домовладыки и подвластного лица [3].

Важнейшим было деление на свободных и рабов, при этом только свободные люди были субъектами права. Рабы были объектом права, следовательно, правами не обладали. Таким образом, именно статус свободы являлся основой правосубъектности. Именно в римском понимании складывается представление о правах как способе реализации свободы, гаранте свободы и независимости гражданина.

Опираясь на эту историческую аналогию, следует сделать простой и важный вывод: свобода важнее, значимее права, поэтому имеет смысл продолжить поиск различия данных понятий.

Даже поверхностный анализ гражданских прав древних римлян указывает, что реализация права всегда происходит по каким-либо правилам, т.е. вынуждает гражданина возложить на себя ряд соответствующих обязанностей. Так, право на участие в политической жизни общины было неотъемлемой обязанностью римского гражданина. Гражданская и военная служба - тоже не только право, но и обязанность. Право на заключение сделок порождает обязанность соблюдать договоренности и т.д.

Современное понимание свободы отличается от античных представлений. Если в греческой и римской традиции под свободой, прежде всего, понимается свобода от деспотии, то в современном понимании чаще всего идет речь о гражданских, политических, экономических свободах, о свободе личности. Обнаруживается переход от единственного числа (свобода) к множественному (свободы). Понятие свобода приобретает все более широкий смысл, а слово «свобода» употребляется в разных контекстах, например: личная свобода, свобода и независимость и т.д.

Проследим эту трансформацию на примере ряда национальных конституций и важнейших правовых актах международного права.

Как известно, в Великобритании кодифицированной конституции нет. Издаваемые в различные исторические периоды правовые акты часто касаются ограничения прав монарха. Один из древнейших актов - Хартия Генриха I Английского (1100 г.) [4]. Этим документом король сам ограничивает свой абсолютизм. Хартия возвращает часть прав, отнятых у них при правлении короля

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

Эдуарда (говорится в тексте), церкви и дворянам, т.е. вольному, свободному сословию. О самих свободах не сказано ни слова. В Билле о правах (1689 г.), подписанным Вильгельмом Оранским [5], также отменяются несправедливые ограничения прав в отношении духовенства и дворянства, существовавшие при короле Иакове II. Осуждаются гонения в отношении протестантов. Речь вновь идет о свободном сословии, но, по сравнению с Хартией, в Билле большое количество установлений посвящено парламентским свободам, ограничивающим абсолютизм королевской власти.

Значительным прорывом в формулировании прав представителей не только свободных сословий, но и зависимых людей, явилась Конституция Франции, провозгласившая 24 июня 1793 г. Декларацию прав человека и гражданина [6]. Там указывается, что естественными и неотъемлемыми правами человека являются равенство, свобода, безопасность, собственность. В ст. 6 Декларации дается определение понятию свобода. «Свобода есть присущая человеку возможность делать все, что не причиняет ущерба правам другого; ее основу составляет природа, а ее правило - справедливость; обеспечение свободы есть закон». Там же определяется, что «нравственную границу свободы составляет» разработанное в веках «золотое правило»: «не причиняй другому того, что нежелательно тебе самому от других». Провозглашаются свобода мысли и слова. К законам выдвигается требование охраны свободы от угнетения со стороны правящих. Ранее, в ст. 4 Декларации прав человека и гражданина, принятой депутатами Генеральных штатов 24 августа 1789 г. [7], дается признак, позволяющий отличить право от свободы: «осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».

В Конституции США, принятой 17 сентября 1787 г. [8], делается попытка провозгласить свободу передвижения. Указывается, что «не могут быть пожалованы Соединенными Штатами какие-либо дворянские титулы», таким образом, отменяется сословность, но при этом еще остается рабство. Поправками к Конституции, принятыми в разное время, законодательно обеспечиваются такие свободы, как неприкосновенность жилища (поправка III ратифицирована 15.12.1791); запрещение рабства и подневольной работы (поправка XIII ратифицирована 6.12.1865).

В этот исторический период в результате реформ Петра I в Российской Империи личная свобода дворян была значительно ограничена.

Дворяне были обязаны «против воли своей» нести военную или другую службу. Лишь в Манифесте о даровании вольности российскому дворянству (18.02.1762) [9] Петр III объявляет о некоторой свободе выбора, но обязательная служба при этом не отменяется. Всего через сто лет, 19 февраля 1861 г., Император Александр II подписывает Высочайший манифест, устанавливающий порядок отмены крепостного права. Одновременно высочайше утверждается «Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» [10], где указывается, что таковые приобретают «полные права свободных сельских обывателей», в т.ч. избирательные.

С отменой рабства, крепостничества и иных форм зависимости одних от других понятие свода трактуется шире. Так как нет легального (основанного на законе) деления на свободных и несвободных, все люди становятся субъектами права. Происходит переход от понятия свобода к понятию свободы. Все люди обладают правами и свободами.

К числу современных международных актов, закрепляющих свободы человека, являются: «Хартия прав человека. Всеобщая декларация прав человека» [11], принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и «Хартия Европейского Союза об основных правах», торжественно провозглашенная 7 декабря 2000 г. Европейским парламентом Советом и Комиссией [11]. Несмотря на то что Европейская хартия содержит главу под названием «Свободы», содержание понятия свобода не раскрывается. Во Всеобщей декларации также определение свободы не дается, но в преамбуле указывается, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы...». Фактически это является указанием на то, что права необходимы человеку для обеспечения его свободы / свобод. Поэтому примем посылку о приоритете свободы над правом.

Необходимо заметить, что употребление в тексте современных законов слов «право» / «права и «свобода» / «свободы» не связано с тем смыслом, который формулируемая норма имеет, является ли она правом или свободой, а связано со сложившейся языковой и культурной традицией. Поэтому, далее по тексту, для удобства понятия свобода и право, употребляемые в рассматриваем контексте, будут выделены курсивом, а слова «свобода» и «право» останутся без выделения.

Важнейшая ценность - человек и его жизнь. Следовательно, право на жизнь является свободой. Свободный римский гражданин не мог не быть членом общины. С другой стороны, свобода

одного человека ограничиваются свободой другого. Как в античные времена, так и в средние века жизнь человека принадлежала не только ему самому, но и общине. Вне общины выживание было фактически невозможным. Самым суровым наказанием являлся остракизм. Невыполнение своих обязанностей членом общины, противопоставление себя другим, влекло за собой изгнание, т.е. обозначало неминуемую гибель.

Современное развитие технологий и общественных отношений делает индивида более самостоятельным, независимым от других. Даже полное противопоставление себя обществу, не только не выполнение обязанностей, а даже грубое попрание прав и свобод других людей в соответствии с современным европейским законодательством не позволяет лишить преступника жизни (ч. 2 ст. 2 Европейской хартии). Следовательно, жизнь в современном мире является свободой, т.к. жить можно вне общества, что не порождает обязанностей.

Итак, отличительной особенностью свободы по сравнению с правом является отсутствие необходимости выполнения обязанностей при ее реализации. Реализация права неминуемо влечет за собой необходимость выполнения обязанностей, обеспечивающих его реализацию. Например: реализация права на образование вынуждает человека учиться, осваивая академическую программу. Желание получить медицинское обеспечение обязывает пациента соблюдать предписанный ему больничный режим.

Исходя из рассмотренного критерия, становится возможным разделить перечисленные в главе второй Конституции РФ нормы на свободы и права.

Анализ норм по указанному критерию приводит к выводу, что политические, экономические, социальные и культурные права и свободы являются только правами, а большинство личных прав - свободами.

Итак, предложен критерий отличия свободы от права. Суть этого критерия заключается в том, что реализация права неминуемо влечет за собой необходимость выполнения обязанностей. Без выполнения этих обязанностей осуществление права становиться невозможным. Реализация свободы необходимость выполнения новых обязанностей не порождает.

Проведенный с помощью указанного критерия анализ позволяет говорить, что в действующей Конституции РФ перечислены 15 свобод.

В соответствии со ст. 56 Конституции РФ «в условиях чрезвычайного поведения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя... могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием преОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

делов и срока их действий». Чрезвычайное положение - это особый правовой режим, в рамках которого могут устанавливаться меры и временные ограничения конституционных прав и свобод. При этом ст. 11 Федерального конституционного закона «О чрезвычайной положении» [12] определяются основные меры и временные ограничения, а ст. 12 этого же Закона - дополнительные, которые могут применяться при введении чрезвычайного положения в связи с совершением террористического акта.

С другой стороны, ст. 11 Федерального закона «О противодействии терроризму» [13] может вводиться правовой режим контртеррористической операции, в рамках которого также допускается применение временных мер и дополнительных ограничений.

Указанные перечни близки по содержанию, при этом полностью совпадают пять из них. Уже это несложное сравнение указывает на принципиальное отличие применяемых мер и ограничений. Вводимые меры не затрагивают конституционных прав и свобод граждан. В рамках исследования представляют интерес именно ограничения.

Кроме того, очевидно, что ограничения, применяемые в рамках только правового режима контртеррористической операции, уже, чем те, которые могут быть введены в рамках особого правового режима чрезвычайного положения, продиктованного необходимостью пресечения террористических актов. Поэтому в дальнейшем будут рассмотрены только ограничения конституционных прав и свобод, вводимые в рамках правового режима контртеррористической операции, без объявления особого правового режима чрезвычайного положения (без учета трех уже изложенных выше).

Таким образом, при введении правового режима контртеррористической операции без объявления чрезвычайного положения может быть введено 10 видов ограничений, которые касаются четырех конституционных свобод и трех прав.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации.

[2] Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева. - М.: ООО «Новая правовая культура», 2009.

[3] URL: https://lawbook.online/

[4] Памятники истории Англии X - XIII вв.: Русский и латинский тексты Великой Хартии вольностей и других документов / пер. и введение Д.М. Петрушевского. - М.: Соцэкгиз, 1937. - № III.

[5] Законодательство Английской революции 1640 - 1660 гг.: сб. I сост. Н.П. Дмитревский. - M. -Л., 1946.

[6] Документы истории Великой французской революции I отв. ред. А.В. Адо. - M.: Изд-во Mоск. ун-та, 1990. - Т. 1.

[7] Французская Республика: Конституция и законодательные акты: сб. - M., 1989.

[8] Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство I под ред. О.А. Жидкова; пер. В.И. Лафитского. - M.: Прогресс, Универс, 1993.

[9] Федеральный портал История.РФ. URL: http:IIhistrf.ruI

[10] Российское законодательство X - XX вв.: в 9 т. - M.: Юрид. лит., 1989. - Т. 7. Документы крестьянской реформы I отв. ред. О.И. Чистяков.

[11] Законодательная база Российской Федерации. URL: https:IIzakonbase.ruIcontentIbaseI

[12] Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении».

[13] Федеральный закон «О противодействии терроризму».

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii.

[2] Kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii I pod obshch. red. L.V. Lazareva. - M.: OOO «Novaya pravovaya kul'tura», 2009.

[3] URL: https:IIlawbook.onlineI

[4] Pamyatniki istorii Anglii X - XIII vv.: Russkij i latinskij teksty Velikoj Hartii vol'nostej i drugih doku-mentov I per. i vvedenie D.M. Petrushevskogo. - M.: Socekgiz, 1937. - № III.

[5] Zakonodatel'stvo Anglijskoj revolyucii 1640

- 1660 gg.: sb. I sost. N.P. Dmitrevskij. - M. - L., 1946.

[6] Dokumenty istorii Velikoj francuzskoj revolyucii I otv. red. A.V. Ado. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1990.

- T. 1.

[7] Francuzskaya Respublika: Konstituciya i zakonodatel'nye akty: sb. - M., 1989.

[8] Soedinennye Shtaty Ameriki: Konstituciya i zakonodatel'stvo I pod red. O.A. Zhidkova; per. V.I. Lafitskogo. - M.: Progress, Univers, 1993.

[9] Federal'nyj portal Istoriya.RF. URL: http:II histrf.ruI

[10] Rossijskoe zakonodatel'stvo X - XX vv.: v 9 t. - M.: Yurid. lit., 1989. - T. 7. Dokumenty krest'yan-skoj reformy I otv. red. O.I. Chistyakov.

[11] Zakonodatel'naya baza Rossijskoj Federacii. URL: https:IIzakonbase.ruIcontentIbaseI

[12] Federal'nyj konstitucionnyj zakon «O chrezvychajnom polozhenii».

[13] Federal'nyj zakon «O protivodejstvii terror-izmu».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.