■ ■ ■ Трансформация политических установок и ценностных ориентаций студенческой молодежи Санкт-Петербурга
Сафонова А.С., Обухова Ю.О., Танова А.Г.
Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург (СПбПУ), Российская федерация.
Аннотация. Настоящая статья посвящена проблеме трансформации ценностей и политических установок современной студенческой молодежи. Опираясь на результаты эмпирического исследования, авторы приходят к выводу о том, что современная российская студенческая молодежь в целом интересуется политикой, хотя и не считает себя политически активной. В ходе исследования также обнаруживается различный уровень доверия к информации в традиционных и новых медиа: во втором случае он значительно выше. Авторы обращают внимание на изменения политической культуры молодежи под влиянием новой структуры общественно-политической коммуникации и называют ее «виртуальный гражданско-политический активизм».
В ходе исследования анализируются наиболее явные с точки зрения студентов социально-политические проблемы, среди которых доминируют проблемы коррупции и недостатка независимых СМИ. Также удалось выявить, что ведущими ценностями современных студентов являются свобода слова и возможность открытого волеизъявления. На основе ответов респондентов делается вывод о том, что, понимая широкий спектр проблем современного российского общества, молодые люди демонстрируют установку на эволюционный путь их решения и конвенциональные формы политической активности, в числе которых отмечается возможность подачи петиций и участие в голосовании.
Рассматривается проблема патриотизма и понимание студентами данного феномена. В частности, выявляется, что, хотя более половины студентов относят себя к патриотам, имеет место отрицательная динамика по сравнению со схожим исследованием 2010 года. Авторы определяют, что именно замена традиционных институтов социализации - новыми, актуализирует вопросы становления системы национальной самоидентификации, особое место в которой должен занимать образовательный процесс, направленный на формирование политической грамотности и компетентности.
Ключевые слова: ценности, политические ценности, политические установки, молодежь, патриотизм, СМИ, политическая культура
Для цитирования: Сафонова А.С., Обухова Ю.О., Танова А.Г. Трансформация политических установок и ценностных ориентаций студенческой молодежи Санкт-Петербурга // Коммуникология. 2019. Том 7. №3. С. 94-104. DOI 10.21453 / 2311-3065-2019-7-3-94-104.
Сведения об авторах: Сафонова Анна Сергеевна, канд. политических наук, доцент кафедры «Реклама и связи с общественностью СПбПУ; Обухова Юлия Олеговна, канд. социологических наук, доцент кафедры «Реклама и связи с общественностью» , СПбПУ; Танова Анна Гераклитовна, канд. социологических наук, доцент кафедры «Реклама и
связи с общественностью» СПбПУ. Адрес: 195251, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29. E-mails: [email protected], [email protected], [email protected].
Статья поступила в редакцию: 29.06.2019. Принята к печати: 09.08.2019.
Молодежная аудитория (и в первую очередь студенчество как социальная группа) выступает наиболее интересным субъектом и объектом в теориях политических конфликтов и кризисов, политического развития и модернизации. Участие молодежи в политической жизни - одна из важнейших социальных характеристик современного общества, во многом способная определить траекторию его развития на ближайшие годы. Сегодня вовлеченность молодого поколения в политическое взаимодействие соседствует с политическим абсентеизмом. Практика показывает возможность быстрого перехода от пассивного восприятия политики и индивидуального участия в партийных и молодежных политических организациях, обсуждения политических процессов и институтов в социальных сетях к активным действиям. Это связано с тем, что состав молодежной группы постоянно обновляется, в нее входят все новые и новые повзрослевшие участники, со своими политическими установками и, самое главное, ценностями, которые, в свою очередь определяют дальнейшее отношение молодежи к тем или иным политическим событиям. В связи с этим, для понимания взглядов, ценностей и установок молодежи необходим постоянный их мониторинг, и безусловно, хотя данная тема разрабатывается современными исследователями, смена состава молодежи, изменение социально-политической ситуации и т.д. требуют периодического обновления и актуализации имеющегося знания [Виноградов; Пфетцер].
Каждый конкретный пример участия молодежи в политике имеет свою специфику: возрастную, культурно-историческую, социальную, религиозную, наличие и восприятие политического кризиса, молодежной политики, легитимности, развитости институтов гражданского общества и государства. В этой связи особенности изучения ценностей, уровня доверия к существующим государственным институтам, возможности политической и социальной мобильности, учет социального положения студенчества и молодежи представляют как научный, так и практический интерес.
Цель настоящего исследования - выяснить ценности и поведенческие установки студентов СПбПУ Петра Великого. Нашей задачей было проанализировать то, какие ценности свойственны современной студенческой молодежи (на примере студентов СПбПУ), а также выявить их установки и определить отношение к событиям и явлениям общественно-политической жизни современной России.
Гипотезы исследования:
1. Гипотеза о наличии в современной молодежной среде тренда на повышения уровня политической культуры и политической социализации посредством приобщения к миру политики через информационно-коммуникационные технологии.
2. Гипотеза о повышении потребности молодежных аудиторий в участии в политике и оказании влияния на процесс политической модернизации в стране.
3. Гипотеза об осведомленности молодежи о ключевых проблемах российского государства.
Эмпирическим объектом исследования являлись студенты СПбПУ Петра Великого с 1 по 4 курс бакалавриата очной формы обучения.
Сроки проведения исследования - с 06 мая по 17 июня 2017 года.
Метод исследования - очное раздаточное анкетирование.
Выборка исследования - 1500 студентов. Выборка случайная, репрезентативная, так как в ней представлены все институты СПбПУ Петра Великого. Генеральная совокупность составляет 15 000 человек. Ошибка выборки - 2,4%
Социально-демографические характеристики опрошенных студентов: 49% юношей и 39% девушек.
Исследование проводилось на базе Центра социологических исследований при кафедре «Реклама и связи с общественностью» СПбПУ.
Результаты исследования
Политическая активность молодежи и новые медиа
Молодежь таких крупных городов как Санкт-Петербург активно стремится к политическому и гражданскому участию, однако зачастую сталкивается с трудностями поиска эффективных и реально-действующих институтов политического самовыражения. Это, с вою очередь, обуславливает рост форм и способов виртуальной политической активности. В связи с этим важно понимать не только соотношение и взаимозависимость онлайн и офлайн участия, но и текущее отношение молодежи к традиционным и конвенциональным формам политического выражения, отношение к виртуальной среде как к действенной форме участия или же как к суррогату политической активности. Следует отметить, что политические ценности - это важная компонента поведения людей в целом, причем не только в социальной и политической, но и, как показывают результаты исследований, например, в бизнес-среде [Valle, Kacmar, Zivnuska].
Проведенное авторами исследование показало, что в целом политикой интересуются больше половины студентов (53%), не интересуются - 29%, 18% респондентов затруднились с ответом. Политически активными себя считает четверть от интересующихся политическими вопросами - 13% опрошенных. Большинство (67%) не склонно проявлять политическую активность, затруднились с ответом 18%. Данный факт подтверждает гипотезу о том, что в реальности политически активных индивидов всегда меньше тех, кто только интересуется вопросами общественно-политической жизни [Vecchione].
При этом, студенческой молодежи СПбПУ нельзя отказать в активности социальной, поскольку значительная ее часть принимает участие в активностях неполитического характера, в частности в благотворительных, патриотических и экологических мероприятиях.
На сегодняшний день важно знать основные источники, из которых современные студенты получают информацию о событиях общественно-политической жизни. Для критически мыслящей части населения становится все более очевидным, что многие традиционные СМИ активно демонстрируют искаженную политическую повестку, что только укрепляет восприятие политики как прототипа чего-то безнравственного и нелегитимного. В поисках объективного и релевантного содержания современная молодежь предпочитает обращаться к контенту «по запросу» в интернете. Тем более, что актуальная новостная повестка зачастую касается интересов самой молодежи, т.к. связана с нарастающими тенденциями ограничения свободы слова в сетевом пространстве и внедрения инструментов контроля интернета со стороны государства [Струков].
Так, распределение ответов на вопрос: «Из каких источников Вы получаете информацию о событиях политической, экономической, социальной, культурной жизни России?» показало, что основными источниками информации является сеть интернет, а именно, социальные сети (58%), электронные СМИ (51%) и электронные новостные порталы (38%). Далее следуют традиционные СМИ - на четвертом месте стоит телевидение (37%), потом идут блоги (26%) и с большим отрывом - радио (10%) и печатная пресса (9%).
Ответы студентов на вопрос: «Какие каналы коммуникации Вы считаете наиболее эффективными для взаимодействия общества и власти?» отражает, какие источники информации они считают наиболее эффективными. Так, почти половина опрошенных (49%) считает таковыми социальные сети и блоги, затем идут традиционные СМИ (телевидение, радио, печатная пресса) (37%) и обратная связь на сайтах властных структур различного уровня (президента, правительства, Государственной Думы, губернатора и др.) (36%).
В ситуации роста популярности новых медиа, в том числе социальных сетей, радикально меняется не только структура общественной коммуникации, но и формируется новый «виртуальный» тип гражданско-политического «активизма», поэтому мы можем говорить о процессах трансформации политической культуры молодежи под влиянием сетевого пространства. Как отмечает В.В. Колпаков, для формирования политической субъектности молодежи необходимо предоставить ей возможность почувствовать значимость и ценность личного участия в политическом процессе в наиболее востребованном формате - через виртуальное пространство посредством информационно-коммуникационных технологий [Колпаков].
Однако пока мы наблюдаем то, что политические акторы оказываются неготовыми использовать ресурсы интернета в целях привлечения молодых людей к диалогу, расширения спектра гражданско-патриотического контента. Мы полагаем, что выборным лицам и гражданским активистам следует активнее использовать интерактивные возможности интернет-среды для привлечения сторонников, проведения политических дебатов, он-лайн конференций, вебинаров. Все это может способствовать интеграции общественно-политического дискурса в повседневную жизнь молодежи.
Понимание и пути решения социально-политических проблем
Большое значение для нашего исследования имеют установки студентов по отношению к различным аспектам социально-политической жизни страны, а также к актуальным социально-политическим проблемам.
Одним из таких аспектов является отношение молодежи к коррупции. Не одобряет и не участвует в коррупционном взаимодействии 68% опрошенных. 16%, согласно данным опроса, имели недобровольный опыт участия и не одобряют данную практику. Лишь 5% участников опроса разделяют инструментальный подход к коррупции. В то же самое время, 8% опрошенных ответили, что проблема коррупции им безразлична. Таким образом, в совокупности, как минимум, 29% респондентов могут выступать как вынужденная или добровольная аудитория коррупционных практик.
Если же говорить о проблемах, волнующих студентов с точки зрения общественно-политического развития России, то в их перечень попал очень широкий спектр разнообразных проблем, начиная с политически нейтральной экологической проблематики (которую в качестве проблемы, мешающей развитию, отметили 36% опрошенных), и продолжая такими проблемами, как низкое качество судебной системы и неравенство людей перед законом (отметили 63% процента опрошенных), незаинтересованность бюрократии в радикальных переменах (50% опрошенных), закрытость и неподотчестность власти (42% опрошенных). которую можно трактовать и как закрытость для рекрутирования в политическую элиту и как проблему оторванности власти от общества, и, в первую очередь, от молодежи.
Следует заметить, что такие проблемы как коррупция, неэффективность судебной системы, неравенство людей и неэффективность бюрократии, не выполняющей своей прямой социальной функции по обслуживанию нужд населения и работающей на благо властной элиты, современными исследователями-экономистами, такими как Д. Асемоглу и Д. Робинсон с их теорией инклюзивных и экстрактивных институтов, обозначается как важнейшие факторы экономического благополучия и социального процветания государства.
В частности, одним из прямых следствий подобных проблем авторы считают Арабскую весну, активными участником которой стала молодежь [Асетод1и, Robinson: 17-19, 23-28]. Таким образом, тот факт, что значительное число молодежи рассматривает такие важные аспекты социально-политической жизни как проблемные, может служить маркером того, что решение данных вопросов является одним из приоритетных.
Кроме того, открытость системы еще и важна для обеспечения мирного характера социального протеста, поскольку как показывают результаты последних двух волн Обследования мировых ценностей, сильное государственное регулирование духовной сферы может привести к более агрессивным протестам, как, например, в странах с государственным регулированием религии, где вообще меньше вероятность участия в именно в мирном социальном протесте [Arikan, Bloom].
Также студентами был отмечен негативный эффект недостатка независимых от власти СМИ (48% опрошенных). Если сравнивать данное исследование со схожим исследованием студенческой молодежи, например, 2012 года, то мы видим отличия в ценностных ориентациях молодых людей - они сдвинулись в сторону требования большей прозрачности власти и свободы слова, в то время как в 2012 году 65% респондентов полагало, что для обеспечения справедливости и законности необходима «твердая рука», «даже если придется ограничить некоторые права и свободы во имя интересов всего общества» [Виноградов, Чекмарева].
Сегодня же, судя по ответам респондентов, вектор сместился к требованию большей свободы и открытости. В связи с этим, возникает серьезная проблема: недоверие к СМИ (в первую очередь национальным) в связи с утратой ими формальной независимости от государства ведет как к поиску «неподконтрольных национальному государству» СМИ, обращению к иностранным масс-медиа и информационным ресурсам, и самостоятельному поиску, созданию и распространению новостного контента. При этом, вопрос достоверности информации может подменяться вопросом альтернативности информации, поступившей через официальные каналы. В условиях информационных войн и конкуренции за модели образов жизни это может привести, в том числе, и к потере коммуникации официальных СМИ с населением в будущем. Таким образом, проблема доверия к СМИ также может быть вынесена в качестве одной из наиболее приоритетных.
Впрочем, судя по всему, российская молодежь в решении острых социальных проблем видит, в первую очередь, законные пути их решения. Так, при ответе на вопрос о необходимости реформ (за их необходимость вступили 70% опрошенных) и путях проведения реформ - за эволюционный путь выступили 44% опрошенных, при этом только 26% считают возможным проведение радикальной перестройки всей системы в целом. С учетом сложности вопроса и склонности молодежи к категоричным высказываниям, можно считать, что общие установки все-таки направлены на взаимодействие с властью в рамках закона.
Политическая грамотность как предиктор формирования патриотизма
Следующий блок вопросов был направлен на понимание содержания понятия патриотизма. Национальная идентичность как важный предиктор патриотизма не заложена в человеке на генетическом уровне. Это сложное социальное, культурное, политическое и психологическое явление, которое конструируется и модифицируется посредством дискурсов, действий и взаимодействий государственных структур, институтов гражданского общества и рядовых членов национальной общины.
В связи с трансформацией ценностных ориентаций современной молодежи происходят попытки переосмысления данного феномена. В частности, как отмечают Л. И. Щербакова и В.И. Филоненко, «нельзя не учитывать тот факт, что центром влияния на патриотическое воспитание молодежи являются не те тра-
диционные институты социализации - семья и образования, - как было ранее, а средства массовой информации в их новом содержательном наполнении, особенно социальные сети и интернет-среда [Щербакова: 114]. Тем не менее, несмотря на многочисленные трудности, связанные с социально-экономическими кризисными явлениями и периодами политической нестабильности, национальная идентификация занимает центральное место в системе самоопределения российской молодежи.
На вопрос, «Считаете ли вы себя патриотом?» утвердительно ответили 61% студентов, отрицательно - 12%, 24% затруднились с ответом. Данные результаты демонстрируют отрицательную динамику в сравнении с результатами схожего исследования, проведенного в 2010 году [Сафонова: 21]. Тогда на аналогично сформулированный вопрос утвердительно ответило 73% респондентов, отрицательно - 20%, затруднились с ответом - 7% респондентов.
Таким образом, мы можем наблюдать возрастание количества «неопределившихся» студентов и уменьшение количества патриотов на 12%. Несмотря на всплеск «реактивного» патриотизма, обусловленного попытками создания имиджа России на международной арене и поиске образа внешнего врага средствами традиционных СМИ, значительно ослабляется влияние традиционных институтов социализации - семьи, системы образования, референтных групп. Конкуренцию им составляют новые медиа, консолидирующие в своем поле широкие слои современной молодежи. Данный фактор наряду с продолжающимися процессами разрушения системы гражданско-патриотического воспитания, нарушения процессов преемственности социокультурных ценностей, ростом индивидуализма и независимости ведут к вымыванию предикторов формирования гражданственности и патриотизма.
В сложившейся ситуации актуализируется роль и значение системы высшего образования, которое выступает сферой производства духовной культуры, погружает обучающихся в широкий спектр общественных проблем. Обретая значительную степень самостоятельности и ответственности, студенческая молодежь оказывается наиболее способной включиться в широкий перечень гражданских инициатив: в волонтерскую деятельность, участие в работе военно-патриотических объединений, дискуссионных клубов. Как отмечают исследователи, фактором развития толерантности и патриотизма в немалой степени выступают процессы активизации международного сотрудничества [Ягафарова].
В современных условиях глобализации и развития новых информационных технологий, важным становится компетентностный подход, как ключевой фактор воспитания политической грамотности. Политическая компетентность представляется нам результатом политической социализации, в ходе которой субъект обретает необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков в области политики и общественной жизни. Данный факт позволяет ему не только осознанно участвовать в общественно - политических (в т.ч. электоральных) процессах, но и брать на себя ответственность за соответствующие решения и поступки.
Этап обучения в высшей школе как уровень политической социализации выступает одним из важных составляющих механизма формирования политико-правовой культуры молодого гражданина. В это время личность приобретает новые политические знания через процесс освоения обществоведческих гуманитарных дисциплин. Постепенно у молодого человека проявляется потребность сопоставлять знания, полученные на занятиях, из учебников, лекций, СМИ, с реальными событиями в стране и за рубежом [Меркулов: 85].
Особую важность в этой связи представляет вопрос о том, какой предмет из социогуманитарного цикла студенты СПбПУ Петра Великого считают наиболее полезным для повышения уровня своей политической грамотности.
Сама необходимость опроса и его результаты показали правильность наличия предметов социогуманитарного цикла в системе подготовки бакалавров и специалистов в техническом вузе. Вопрос о наличии знаний в условиях развития информационного общества и кризиса системы международных отношений, сложностей связанных с вопросами путей политической модернизацией и развития РФ предопределили внимание студентов к данному вопросу и обеспечили представление об их интересах к этому разделу знаний.
Особое значение студенты придают политологии (41%) и современным международным отношениям и геополитике (33%). Социология и политическая история вызывает интерес у 25% опрошенных. В целом, можно сказать о важности преподавания данных дисциплин в высшей школе. Например, на кафедре «Реклама и связи с общественностью» СПбПУ планируется ввести мультидисципли-нарный предмет «Социология международных отношений», отвечающий, как минимум, интересам 58% учащихся. В связи с возрастающим значением вопросов внутренней и внешней политики для молодежных аудиторий, наличие таких курсов увеличивает конкурентоспособность вуза, лояльность целевых аудиторий, и позволяет эффективно решать вопросы политической социализации.
Выводы
Результаты проведенного исследования подтвердили все три гипотезы: о наличии тренда на изменение политической культуры посредством новых медиа, о потребности молодежи оказывать влияние на политический процесс, о понимании ключевых проблем государства.
Политическое восприятие и представление о ключевых ценностях современного общества среди молодежных аудиторий РФ находится в процессе трансформации. Среди актуальных политических ценностей молодежи можно назвать свободу слова и возможность открытого волеизъявления. Студенты демонстрируют явную ориентацию на открытость и прозрачность власти. Следует также отметить ориентацию на эволюционистских путь социальных и политических реформ, а также то, что молодежь отдает предпочтение мирным формам урегулирования. При этом, хотя большая часть молодежи все-таки видит в качестве важных политических ценностей честность и отсутствие коррупции,
вызывает обеспокоенность достаточно большое, с нашей точки зрения, количество молодежи, которая не выказывает резко негативного отношения к коррупционным практикам в своих установках.
В связи с ростом уровня гражданской журналистики и доверия молодежи к информации в интернете, традиционным СМИ следует обратить внимание на качество и формат производимого политического контента. Назрела явная необходимость активизации усилий по трансляции высококачественных новостей в целях становления политического плюрализма в медиа. Отсутствие в интернете механизмов редакционной фильтрации позволяет социальным медиа также скрывать или утаивать альтернативную информацию. Таким образом, в условиях отсутствия у молодежи достаточных навыков критического мышления и восприятия информации, социальные медиа становятся территорией реактивного распространения предвзятых и антисистемных новостей, что, в свою очередь, нивелирует положительные стороны электронной демократии [КИпдег, Svensson].
Достаточный уровень образования и широкие возможности доступа к информации посредством информационно-коммуникационных технологий, с одной стороны, позволяет говорить о возросшем интересе к политике со стороны студентов, но этот интерес, согласно исследованию, пока имеет характер скорее интереса, а не участия.
С другой стороны, студенческая аудитория активно реагирует на ключевые проблемы современного российского общества и воспринимает их как важные для своего будущего, что говорит о развитии политической культуры и повышении ее значимости для молодежи. Эффективная реализация молодежной политики и политической коммуникации с молодежью в этой связи заключается в создании открытой и свободной коммуникационной среды для политической социализации молодежи в конструктивном ключе с целью вовлечения молодежи и студенчества в процессы политического развития РФ. Большое значение в осуществлении политической социализации молодежи и формировании их политических ценностей также имеет, судя по всему, выбор правильных коммуникативных каналов, предпочитаемых молодежью.
Источники
Виноградов В.Д., Чекмарева В.А. (2012). Политические ценности в восприятии студенческой молодежи // Вестник СПбГУ. Сер. 12. Вып. 4. С. 161-166.
Колпаков В.В. (2017). Влияние интернет-технологий на формирование политической культуры российской молодежи // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. №. 4. С.122-132.
Меркулов П.А. (2016). Государственная политика в сфере политической грамотности и политического воспитания российской молодежи // Власть. №. 4. С. 83-87.
Пфетцер С.А. (2013). Система политических ценностей молодежи Кемеровской области // Гуманитарные научные исследования, № 10 [эл. журнал]: http://human.snauka.ru/2013/10/4081.
Сафонова А.С. (2011). Формирование патриотизма в молодежной среде // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. № 3 (131). С. 20-23.
Струков К.В. (2016). Контрольная деятельность Российского государства за информационными отношениями в сети Интернет // Журнал российского права. №. 7 (235). С. 104-110.
Щербакова Л. и др. (2019). Деятельный патриотизм как фактор творческого развития российской молодежи в условиях изменяющейся социальной реальности: противоречия формирования // Власть. №. 1. C. 112-119.
Ягафарова Г. А. и др. (2015). Толерантность и межкультурная коммуникация как факторы развития патриотизма в студенческой среде // Современные проблемы науки и образования. № 5. С. 583-583.
Aoemoglu D., Robinson J.A. (2012). Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty. New-York: Crown Publishers.
Arikan G., Bloom P. (2015). Religion and Political Protest: A Cross-Country Analysis // Comparative political studies. Vol.: 52. Issue: 2. P.: 246-276.
Klinger U., Svensson J. (2015). The emergence of network media logic in political communication: A theoretical approach // New media & society. Vol. 17. No. 8. P. 1241-1257.
Valle M., Kacmar K.M., Zivnuska S. (2019). Understanding the Effects of Political Environments on Unethical Behavior in Organizations // Journal of Business Ethics. Vol. 156. Issue 1. P. 173-188.
Vecchione M. et al. (2015). Personal values and political activism: A cross-national study // British Journal of Psychology. Vol. 106. No.1. P. 84-106.
■ ■ ■ Transformation of Political Attitudes and Value Orientations of St. Petersburg Students
Safonova A.S., Obukhova I.O., Tanova A.G.
St. Petersburg Polytechnic University, Saint-Petersburg, Russia.
Abstract. This article is devoted to the problem of transforming the values and political attitudes of modern students. Based on the results of empirical research, the authors come to the conclusion that contemporary Russian student youth are generally interested in politics, although they do not consider themselves politically active. The study also reveals a different level of trust in information in traditional and new media: in the second case, it is much higher. The authors draw attention to changes in the political culture of young people under the influence of the new structure of socio-political communication and call it "virtual civil-political activism".
The study analyzes the most obvious sociopolitical problems from the point of view of students, among which the problems of corruption and the lack of independent media dominate. It was also possible to reveal that the leading values of modern students are freedom of speech and the possibility of open will. On the basis of the respondents' answers, it is concluded that, understanding the wide range of problems of modern Russian society, young people demonstrate an orientation towards the evolutionary way of solving them and conventional forms of political activity, including the possibility of petitions and voting.
The problem of patriotism and students' understanding of this phenomenon is considered. In particular, it is revealed that, although more than half of the students identify themselves as patriots, there is a negative trend compared with a similar study of 2010. The authors define that it is the replacement of traditional institutions of socialization with new ones that actualizes the issues of the formation of the system of national self-identification, a special
place in which should be occupied by the educational process aimed at developing political literacy and competence.
Keywords: values, political values, political attitudes, patriotism, media, youth, political culture
For citation: Safonova A.S., Obukhova I.O., Tanova A.G. Transformation of Political Attitudes and Value Orientations of St. Petersburg Students. Communicology (Russia). 2019. Vol. 7. No.3. P. 94-104. DOI 10.21453/2311-3065-2019-7-3-94-104.
Inf. about the authors: Safonova Anna Sergeevna, Cand. Sc. (Polit.), associate prof. at the department of advertising and public relations, St. Petersburg Polytechnic University; Obukhova luliia Olegovna, Cand. Sc. (Soc.), associate prof. at the department of advertising and public relations, St. Petersburg Polytechnic University; Tanova Anna Geraklitovna, Cand. Sc. (Soc.), associate prof. at the department of advertising and public relations, St. Petersburg Polytechnic University. Address: 195251, Russia, Saint-Petersburg, Polytechnicheskaya st., 29. E-mails: [email protected], [email protected], [email protected].
Received: 29.06.2019. Accepted: 09.08.2019.
References
Acemoglu D., Robinson J.A. (2012). Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty. New-York: Crown Publishers.
Arikan G., Bloom P. (2015). Religion and Political Protest: A Cross-Country Analysis // Comparative political studies. Vol. 52. Issue: 2. P.: 246-276.
Klinger U., Svensson J. (2015). The emergence of network media logic in political communication: a theoretical approach. New media & society. Vol.17. No.8. P. 1241-1257.
Kolpakov V.V. (2017). Influence of Internet technologies on the formation of the political culture of Russian youth. Locus: people, society, cultures, meanings. No. 4. P.122-132 (In Rus.).
Merkulov P. A. (2016). State policy in the field of political literacy and political education of Russian youth. Power. No. 4. P. 83-87 (In Rus.).
Pfetzer S.A. (2013). The system of political values of the youth of the Kemerovo region. Humanitarian research [el.source]: http://human.snauka.ru/2013/10/4081 (verified: 05/10/2019) (In Rus.).
Safonova A.S. (2011). Formation of patriotism in the youth environment. Scientific and technical statements SPbGPU. Humanities and social sciences. No. 3 (131). P. 20-23 (In Rus.).
Shcherbakova L. et al. (2019). Active patriotism as a factor in the creative development of Russian youth in a changing social reality: the contradictions of formation. Power. No.1. P. 112-119 (In Rus.).
Strukov K.V. (2016). The control activity of the Russian state for information relations on the Internet. Journal of Russian law. No. 7 (235). P. 104-110 (In Rus.).
Valle M., Kacmar K.M., Zivnuska S. (2019). Understanding the Effects of Political Environments on Unethical Behavior in Organizations. Journal of Business Ethics. Vol. 156. Issue 1. P. 173-188.
Vecchione M. et al. (2015). Personal values and political activism: A cross-national study. British Journal of Psychology. Vol. 106. No.1. P. 84-106.
Vinogradov V.D., Chekmareva V.A. (2012). Political values in the perception of student youth. Bulletin of St. Petersburg State University. Ser. 12. Vol. 4. P. 161-166 (In Rus.).
Yagafarova G.A. et al. (2015). Tolerance and intercultural communication as factors for the development of patriotism in the student environment. Modern problems of science and education. No. 5. P. 583-583 (In Rus.).