Научная статья на тему 'Трансформация похоронного обряда семейских Забайкалья (на примере С. Бичура)'

Трансформация похоронного обряда семейских Забайкалья (на примере С. Бичура) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
602
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙСКИЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ / СТАРООБРЯДЦЫ / ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД / ТРАНСФОРМАЦИЯ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПОКОЙНИК / TRANSBAIKAL FAMILY MEMBERS / OLD BELIEVERS / FUNERAL CEREMONY / TRANSFORMATION / CULTURAL HERITAGE / DECEDENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Афанасьева Юлия Юрьевна

В данной статье представлен и описан процесс трансформации похоронного обряда семейских Забайкалья на протяжении ХХ начала ХХI вв. в селе Бичура. Автор на примере одного села показывает этапы изменения обряда и причины его породившие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF TRANSBAIKALIAN FAMILY MEMBERS FUNERAL CEREMONY (BASED ON BICHURA VILLAGE)

This article tells about the process of funeral ceremony transformation of Transbaikal family members during the 20-21 century in Bichura village. Based on the research of one village the author shows the stages of the ritual changes and its reasons.

Текст научной работы на тему «Трансформация похоронного обряда семейских Забайкалья (на примере С. Бичура)»

YAK 39(571.5)

ББК 63.529(253.57)-534

ТРАНСФОРМАНИЯ ПОХОРОННОГО ОБРЯДА СЕМЕЙСКИХ ЗАБАЙКАЛЬЯ (НА ПРИМЕРЕ С. БИЧУРА)

TRANSFORMATION OF TRANSBAIKALIAN FAMILY MEMBERS FUNERAL CEREMONY (BASED ON BICHURA VILLAGE)

В данной статье представлен и описан процесс трансформации похоронного обряда семейских Забайкалья на протяжении ХХ - начала XXI вв. в селе Бичура. Автор на примере одного села показывает этапы изменения обряда и причины его породившие.

This article tells about the process of funeral ceremony transformation of Transbaikal family members during the 20-21 century in Bichura village. Based on the research of one village the author shows the stages of the ritual changes and its reasons.

Ключевые слова: семейские Забайкалья, старообрядцы, похоронный обряд, трансформация, культурное наследие, покойник.

Key words: Transbaikal family members, the old believers, the funeral ceremony, transformation, cultural heritage, decedent.

Похоронный обряд и процесс его трансформации у русского населения Сибири традиционно привлекал внимание многих ученых. Изучением похоронных и поминальных практик старообрядческих групп Сибири занимались такие исследователи, как Е.Ф. Фурсова, И.А. Ковригина, Т.И. Матвеева, Т.Д. Гостищева и др. [3, 4, 5, 8].

При большом сходстве погребальных традиций старообрядчества до настоящего времени актуальны их локальные варианты, многие из которых не описаны. Нет оценки трансформации погребальных и поминальных практик. В этой связи особый интерес представляет собой похоронный обряд семейских - староверов Забайкалья, группы русского старообрядческого населения, проживающего в Республике Бурятия и Красночикойском р-не Забайкальского края России. Формирование этой этноконфессиональной группы было связано с исходом старообрядцев с территории Ветки и Староду-бья (ныне Гомельский район Белоруссии). Там, после раскола православной церкви в результате исхода противников реформ патриарха Никона на протяжении XVII-ХУШ вв. сформировался один из русских анклавов, ориентированных на древнеправославную традицию.

В середине XVIII в. по указу императрицы Екатерины II старообрядцев из западных пограничных районов Российской империи начали высылать в Забайкалье. Общее число отправленных на восток старообрядцев, по некоторым данным, превышало 15 тыс. чел. В ходе организованного государством переселения к выходцам из северо-западных областей России присоединились старообрядцы из центральных и южных ее районов. Формировавшаяся на востоке этноконфессиональная группа семейских (переселившихся семьями) имела сложный состав, что определяло вариативный характер ее культуры.

Одним из мест поселения семейских в Забайкалье стало с. Бичура, которое упоминается в архивах как крупное поселение с 1723 г. Ныне это одно из крупнейших сел Бурятии с площадью 53 250 кв. км и населением 13 071 чел.

Ю.Ю. АФАНАСЬЕВА

Yu.Yu. AFANASYEVA

Известно, что в 1768 г. в с. Бичура прибыло 26 семей старообрядцев -72 чел. Село строилось и было известно тем, что старообрядческих церквей в нем было больше, чем в любом другом населенном пункте Забайкалья. В каждом краю и на каждой улице был свой храм или молельный дом. Жители села славились «истовостью» в сохранении старой веры.

Сегодня с. Бичура -центр Бичурского района с развитой социокультурной инфраструктурой. Старообрядцы по-прежнему определяют его этноконфессиональное ядро, однако их традиции переживают процесс трансформации в соответствии с законами времени.

Будучи приверженцами старой веры, старообрядцы Забайкалья - се-мейские - достаточно долго сохраняли традиционный похоронный обряд. Даже в 1960-1970 гг. практически каждые похороны сопровождались уставщиком и предполагали отпевание. Только ярких деятелей и членов партии не отпевали, но в остальных ключевых моментах изменений и различий не существовало.

Согласно обычаям, после смерти покойника обмывали. Если умирал мужчина, то мыли его мужчины, если женщина соответственно - женщины. Делалось это «пока покойник еще теплый, и его согнуть можно». Мыли в покойника в доме, в тазу или ванне, в которой ставили стул, на него садили покойника и мыли.

После этого его обряжали в «смерётную» одежду (заранее им приготовленную) и клали на скамейку. Данные о составе «смерётного» комплекса разнятся, но, судя по всему, изначально он включал только рубаху, платок, саван и венчик, отсутствовала обувь. После 1940-х гг. стали готовить костюм - сарафан, рубаху, пояс, головной убор, запан.

Шили погребальную одежду заранее, швы делали вперед, по направлению от себя. Носить такую одежду было нельзя, а если уж случалось надевать, то затем следовало ее стирать в проточной воде. По словам М.Г. Павловой (1931 г.р.): «В одеже то стали хоронить когда война прошла. Вот в костюм стали рядить. А у меня вот платье приготовлено. А старинные то люди они же Бога боялись».

Еще одним объяснением различных представлений о «смерётной» одежде может быть тот факт, что в с. Бичура изначально существовало несколько старообрядческих согласий, каждое из которых придерживалось своих представлений о правилах проведения обрядов, в том числе и похоронных.

После того как покойника обряжали и клали на скамейку, начинали «по нему читать», для этого приглашали уставщика или знающих старух. Когда в службе доходили до слов «положити во гроб», в этот момент покойного и перемещали домовину - прежде выдолбленную из лиственницы, задолго до смерти, засыпанную зерном и хранимую под навесом.

Традиционным для семейских было «карауление» покойника. Никто из информаторов объяснить не смог, для чего это делалось. Но все три ночи, что покойник находился в доме, один из родственников находился возле гроба. Оставлять покойника одного не допускалось. В доме завешивали все зеркала, а с появлением телевизоров стали завешивать и их.

Когда в доме появлялся покойник, хозяева открывали большие ворота в ограду, закрывали их только с заходом солнца. Возле столбов ставили по елке или лиственнице. По такому признаку было понятно, что в доме прощаются с близким. Три дня проститься с покойным шли все желающие, считалось: чем больше придет народу - тем больше грехов с покойного снимется. Приходящие приносили своеобразные дары - крупы, сахар, масло, мясо и пр.

За день до похорон один из родственников усопшего обходил соседей и приглашал на похороны и поминки. На третий день устраивали сами похороны. Обычно в полдень покойника выносили из дома, ставили гроб на стулья в ограде, где и происходило последнее прощание. Затем гроб несли на кладбище, если несли хоронить девушку, то носилки застилали атласом; особо почитаемого человека несли на полотенцах (это было тяжело, т.к. кладбище на-

ходилось на значительном расстоянии). По пути участники шествия бросали на дорогу ветки ели или лиственницы.

На кладбище возле заранее выкопанной могилы еще раз прощались с усопшим и закапывали гроб. Изначально на старообрядческие могилы ставили деревянный восьмиконечный крест, на котором крепили небольшую медную икону. Ограду ставили не всегда. И крест, и ограду не обновляли.

Под влиянием «мирской» культуры на могилах семейских стали появляться сначала фотографии (нередко в традиционных костюмах), а затем и памятники. Членов одной семьи старались хоронить рядом; нередко, когда умирал один из супругов, то оградку на его могилу делали сразу на двоих, чтобы, когда придет время, рядом с ним могли похоронить второго.

Структура старообрядческого кладбища была описана И.А. Ковригиной: «Старообрядческое кладбище, как правило, было огорожено (для защиты от пасущихся животных и упрощения определения границ погоста) и имело в своем центре большой деревянный крест. Вокруг креста могилы были чаще всего сгруппированы по родственному признаку. Получалось своеобразное отражение деревни: если ее центром традиционно была церковь или молельный дом, то на кладбище их аналогом являлся большой крест. И так же, как деревня состояла из больших семей-кланов, кладбище состояло из групп могил родственников. Сохраняя в основе своей родственный принцип захоронения, некрополь, тем не менее, изменился. Родовые гнезда стали гораздо меньше (до двух-трех захоронений), а количество единичных могил увеличилось»[4, с. 239].

Инвентарь, используемый старообрядцами для похорон, являлся общественным: его забирали с кладбища для похорон и после них на кладбище же и оставляли.

После самих похорон начинается второй этап - поминальный стол, или «поминки». По А. ван Геннепу, похоронный обряд универсально имел две стадии - отделение покойного от общности живых людей и включение его в общность умерших предков. Первый этап включает в себя обряды обмывания тела, одевания, положения в гроб, прощания, вынос тела и проч. [2, с. 132150]. Традиции старообрядцев Забайкалья являются тому подтверждением.

На поминках за первые столы садили молившихся уставщиков или старух, и, пока не прочитают молитвы и не начнут есть уставщики, никто не начинал трапезу. В первую очередь за столы садились мужчины, затем женщины с детьми. Во время поминальной трапезы близкие родственники покойного несколько раз проходили вдоль стола, призывая поминать усопшего: «Помяните нашего отца, Христа ради» или «Кушайте поминайте, нашего отца...» - это называлось «угощать гостей».

На поминки приходило большое количество народу. Самыми же дорогими гостями были дети: считалось, что они лучшие поминальщики, т.к. не осудят усопшего и родственников, а просто поедят и помянут. Эта традиция не была универсальной. Е.Ф. Фурсова, описывая поминки у старообрядцев Северной Барабы и Васюганья, отмечала, что в этих краях «если хоронили пожилых людей, то не приглашались и не участвовали в трапезе дети или подростки, если хоронили детей, то малолетним друзьям умершего собирали отдельный стол. Аналогичным образом на поминки молодого парня или девушки приглашались его сверстники. <...> Нет, пятилетнего вперёд не посадят, а молодёжь, она обычно не идёт за стол поминать. <...> Дети не поминали за столом никогда. Детям поменьше выносили в деревнях родственники умерших конфеты, блинчики, постряпушечки и всё. Это вот в моей деревне, где я жила, так было. У нас детей за стол не садили. А другое дело, когда кто-то из детей умирал, маленькие дети. Там для детей накрывался отдельный стол. А со взрослыми никогда не садились» [8, с. 290].

Во время поминок особое внимание уделялось составу и порядку смены блюд. Все блюда готовили самостоятельно - распределяли по родне и соседям: «покупную-то еду на стол не ставили, сами старались все делать,

а то грех». Отказываться от просьбы помочь на похоронах и поминках было не принято. Обычно заведовала и кухней, и ходом поминок одна из старших женщин. Оставшуюся после поминок еду раздавали по родственникам, соседям и просто нищим, себе практически ничего не оставляли - считалось грехом.

Обязательными на поминках были квас, щи, два вида каши, кутья, пирог с рыбой, домашняя лапша, два вида хлеба - калач и «сгибень» или «сди-бень», оладьи, пирожки с черемухой, хворост. Если поминки выпадали на пост, вся еда подавалась постная. На окончание поминок подавали кисель, его называли «выгоняльник».

Если по очередности и составу поминального стола есть некоторые разночтения, то тот факт, что на поминальном столе полностью отсутствовало спиртное, указывают все без исключения семейские. В среде семейских поминки старались сделать на славу - это единственное, что еще могли живые сделать для усопшего, веря, что хорошие поминки могут избавить его от каких-либо грехов. Существует такая приговорка: «Покойник у ворот не стоит, но свое все равно возьмет».

Поминальные столы делали на 3, 9, 40 день после смерти, а также на полгода и год. Затем поминали в кругу семьи в специально отведенные в календаре дни - родительские, а также ежегодно на дату смерти пекли блины.

К настоящему времени в с. Бичура в структуре похорон произошли достаточно серьезные изменения. Они имеют универсальный для большинства российских регионов характер. Этот процесс описан А.Д. Соколовой в статье «Похороны без покойника: трансформации традиционного похоронного обряда». Исследователь приходит к выводу, что с развитием похоронной инфраструктуры, а также с системой официального утверждения факта смерти погребальный обряд «отчуждается» [6, с. 187]. Современный обряд похорон в значительной степени унифицирован, особенно в крупных населенных пунктах. Тенденция унификации характерна для современного с. Бичура, где в настоящее время происходит утрата традиций и очень быстрое «обмирщение» традиционной погребальной культуры старообрядцев.

В среде старообрядцев, как и других жителей с. Бичура, после установления факта смерти тело отправляют в морг, где в обязательном порядке производится вскрытие (избежать его можно только по заявлению родственников усопшего). Уже в морге тело омывают и покойника обряжают в приготовленную одежду. Родственники могут забрать тело только в привезенный гроб. Гробы в с. Бичура уже не долбят, а покупают в магазине «Ритуальные услуги».

Обычно тело забирают на второй день после смерти. Покойника привозят в его родной дом, ставят гроб на табуреты, ногами к выходу. В доме перед иконой ставится стакан с рисом и зажженной свечкой. После того как покойника заносят в дом, открывают большие ворота. До настоящего момента сохранилось представление о том, что покойник перед смертью должен хотя бы ночь провести в родном доме. В это время приходят все желающие попрощаться с усопшим. Однако вместо продуктов в настоящее время приносят деньги. Семейские не записывают, кто принес деньги.

В день похорон, перед выносом тела в дом собираются все, кто желает проводить покойника в последний путь. Даже если человек не собирается пойти на кладбище, он должен обязательно подойти к дому усопшего и сделать несколько шагов в процессии. Раньше не пойти на похороны считалось грехом, в настоящее время это не осуждается.

Вынос тела происходит обычно в полдень. Сначала гроб выносят во двор, где происходит очередное прощание, а затем уже из ограды. После выноса тела в доме обязательно моют пол.

Носилки для гроба берут так же, как и раньше, на кладбище. Гроб проносят на руках небольшое расстояние, затем его ставят на машину и везут до кладбища. Для провожающих заказывают автобус. Чем более уважаемый человек, тем дольше гроб несут на руках.

На кладбище последний раз прощаются с покойным, но перед этим проводят небольшую церемонию, которой обычно руководит один из старших мужчин. Подобная практика утверждалась в Забайкалье, как и по всей стране, с 1960-х гг. благодаря деятельности комиссий по новым обрядам, созданным при органах власти на местах, в том числе при сельсоветах. Ими были выпущены Рекомендации по проведению обряда «Похороны» [7, с. 316-329].

Но при всех изменениях регламента погребального обряда стоит отметить тот важный факт, что в среде старообрядцев Забайкалья до сих пор бытует такой практика плача. Очевидно, до 1960-х гг. причетная традиция была очень сильна, имела массовый характер. Причитать умели в каждой семье. Отсутствие плакальщиц среди близких считалось позором. Существенным фактором в сохранении причетной традиции стала межпоколенная преемственность. С детства человек слышал причитания и подсознательно воспринимал их, постигал стиль и смыслы [5, с. 189].

Причитают на могилах старообрядцев и в наши дни. После похорон все возвращаются в дом покойного за поминальные столы. До недавнего времени поминки проходили в доме усопшего, но в современном с. Бичура эта традиция отмирает. С появлением кафе-столовой, а также возможности арендовать помещение поминки стали устраивать вне дома. Причем их подготовка поставлена на финансовую основу. Если еще десять лет назад за помощь в поминках не платили денег, то теперь есть определенный перечень «платных услуг»: выкопать могилу, поставить памятник и оградку и пр.

По поводу оценки этих изменений семейские с. Бичура разделились на два фронта: молодые люди и те, кто рожден после 1960-х гг., ничего не имеют против поминок вне дома, объясняя это удобством и отсутствием хлопот с приготовлением пищи; люди, родившиеся в довоенный период, выступают категорически против данного нововведения. Пожилые считают, что недопустимо: «Поминать человека где и пляшуть, и поють... как собаку что ли... ни иконочки нету перекреститься...Стали мы как свинни, поминать надо старших с уважением.».

Достаточно серьезные изменения претерпело и поминальное меню. Сейчас на столы сразу ставят два вида салатов, фрукты, конфеты, рыбные и мясные тарелки. Из меню исчезли щи, вместо них появилась тушеная капуста с мясом, котлеты. Начинается стол с капусты, затем подают котлеты, затем рисовую кашу, после нее гречневую. Последним подают компот, которого раньше также не было. Все печеные изделия заказывают в пекарне, хотя их и там изготавливают по традиционным рецептам. В настоящее время не соблюдают постное меню - в любой календарный период подается скоромная пища.

Стоит отметить и тот факт, что на похоронах и поминках почти нет детей. Современные родители не водят детей на похороны и поминки, боясь «повредить психику».

Изменения касаются всех составляющих погребального ритуала. Но до сих пор среди старшего поколения семейских бытует мнение, что для покойника нужно постараться, что помочь ему можно только поминками и молитвами. Некоторые старики напрямую ставят наличие социальных проблем в обществе (пьянство, наркоманию, вражду в семьях, убийства и пр.) с отходом от социальных норм старообрядчества: «Вот раньше-то браво жили, хоть и бедно да весело и браво. А нынче вон все богато живут, да и веселья нету. А все потому, что от Бога отошли, забыли его. Весь порядок и закон Божий не соблюдаем. А жить-то по-старинному надо, старики то все соблюдали, и жили браво и долго».

Важным в самосохранении этноконфессиональной группы семейских становится факт, что вырастают поколения, которые уже не знают обряда похорон и не участвуют в нем. Этот факт ставит под угрозу не только передачу традиционных знаний и веры, но и воспроизводства активных практик взаимопомощи и, в конечном итоге, родственных, общинных связей. Эти связи будут трансформироваться вслед за дальнейшей трансформацией похоронной обрядности среди жителей с. Бичура.

Литература

1. Аболина, Л.А. Особенности традиционной культуры семейских Забайкалья [Электронный ресурс] / Л.А. Аболина, Р.Ю. Федоров // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2015. - № 2 (29). - С. 159-166.

2. Геннеп, А. ван. Обряды перехода: систематическое изучение обрядов [Текст] / А. ван Геннеп. - М. : Восточная литература, 2002. - 198 с.

3. Гостищева, Т.Д. Похоронно-поминальная причеть старообрядцев-«поляков» Восточного Казахстана [Электронный ресурс] / Т.Д. Гостищева // Антропологический форум № 18 online. - Режим доступа: http://anthropologie. kunstkamera.ru/flles/pdf/018online/gostischeva_links.pdf (дата обращения: 06.09.2017).

4. Ковригина, И.А. Погост как феномен культуры старообрядцев Забайкалья [Текст] / И.А.Ковригина // Вестник ИрГТУ. - 2014. - № 3 (86). - С. 238-242.

5. Матвеева, Т.И. Причеть в похоронном обряде старообрядцев Забайкалья [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т.И. Матвеева. - Улан-Удэ, 2001. - 203 с.

6. Соколова, А.Д. Похороны без покойника: трансформации традиционного похоронного обряда [Текст] / А.Д. Соколова // Антропологический форум. -2011. - № 15. - С. 187-202.

7. Социалистическая обрядность [Текст] : учеб.-метод, и справ.-информ. пособие / М.Д. Довбуш (и др.). - Киев : Вища шк., 1985. - 343 с.

8. Фурсова, Е.Ф. Похоронно-поминальная обрядность старообрядцев-переселенцев из Белоруссии как этнографический источник (по материалам XX - начала XXI века) [Текст] / Е.Ф. Фурсова // Вестник Новосиб. гос. ун-та. - Серия: История, филология. - 2014. - Т. 13. - Вып. 5: Археология и этнография. - С. 284-296.

Рис. 1. Кресты на старообрядческой могиле, с. Бичура (фото автора, 2017 г.)

Рис. 2. Женщина в саване, 1950-е гг.

Рис. 3. Вынос тела покойного, 1970-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.