Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ЧАСТИ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ КОНКУРСОВ СУБСИДИЙ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ЧАСТИ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ КОНКУРСОВ СУБСИДИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СУБСИДИИ / ТЕХНОЛОГИИ / КОНКУРС / НИОКР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Торик Наталья Юрьевна

В работе изучается вопрос о ключевых тенденциях трансформации подходов к реализации государственной научно-технической политики России в части поддержки инновационной деятельности промышленных предприятий на основе эмпирического кейса конкурсов субсидий. Методология исследования выстроена на базе сочетания диахронного и синхронного анализа. Хронологические рамки исследования соответствуют периоду 2013-2022 гг. Установлено, что в рамках обозначенного временного отрезка государственная научно-техническая политика России в аспекте поддержки инновационной деятельности промышленных компаний корректировалась в преимущественно в тренде расширения доступа к конкурсу субсидий и повышения их размера. Одновременно наметились тенденции к стимулированию участников конкурсных процедур к участию в процессе импортозамещения и увеличению номенклатуры допустимых направлений расходования средств. В то же время стратегические приоритеты выбора направлений субсидирования остались нечеткими. Как следствие, большое значение сохраняют субъективный фактор в виде структуры состава комиссий, определяющих перечень приоритетных направлений, и индикаторы эффективности реализации проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Торик Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF APPROACHES TO THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL RESEARCH AND DEVELOPMENT POLICY OF RUSSIA PARTICULARLY CONCERNING SUPPORT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES INNOVATIVE ACTIVITY ON THE EXAMPLE OF SUBSIDY COMPETITIONS

The paper examines the issue of key trends in the transformation of approaches to the implementation of national research and development policy of Russia particularly concerning support of industrial enterprises innovative activity on the basis of the empirical case study of subsidy competitions. The research methodology is based on a combination of time-transgressive and synchronic analysis. The chronological framework of the study corresponds to the period 2013-2022. It is established that within the specified time interval the national research and development policy of Russia in the aspect of supporting the innovative activities of industrial companies was adjusted mainly in the trend of expanding access to the subsidy competition and increasing their size. At the same time, there are tendencies to stimulate participants in competitive procedures to participate in the import substitution process and to increase the range of permissible areas of expenditure. Simultaneously, the strategic priorities for the selection of subsidy areas remained unclear. As a consequence, the subjective factor in the form of the structure of the commissions that determine the list of priorities, and indicators of the effectiveness of project implementation remain of great importance.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ЧАСТИ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ КОНКУРСОВ СУБСИДИЙ»

Общество: политика, экономика, право. 2022. № 12. С. 52-56. Society: Politics, Economics, Law. 2022. No. 12. P. 52-56.

Научная статья УДК 323.213

https://doi.org/10.24158/pep.2022.12.8

Трансформация подходов к реализации государственной научно-технической политики России в части поддержки инновационной деятельности промышленных предприятий на примере конкурсов субсидий

Наталья Юрьевна Торик

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, toriknatalia@gmail.com

Аннотация. В работе изучается вопрос о ключевых тенденциях трансформации подходов к реализации государственной научно-технической политики России в части поддержки инновационной деятельности промышленных предприятий на основе эмпирического кейса конкурсов субсидий. Методология исследования выстроена на базе сочетания диахронного и синхронного анализа. Хронологические рамки исследования соответствуют периоду 2013-2022 гг. Установлено, что в рамках обозначенного временного отрезка государственная научно-техническая политика России в аспекте поддержки инновационной деятельности промышленных компаний корректировалась в преимущественно в тренде расширения доступа к конкурсу субсидий и повышения их размера. Одновременно наметились тенденции к стимулированию участников конкурсных процедур к участию в процессе импортозамещения и увеличению номенклатуры допустимых направлений расходования средств. В то же время стратегические приоритеты выбора направлений субсидирования остались нечеткими. Как следствие, большое значение сохраняют субъективный фактор в виде структуры состава комиссий, определяющих перечень приоритетных направлений, и индикаторы эффективности реализации проектов.

Ключевые слова: государственная научно-техническая политика, инновационная политика, инновационная деятельность, промышленные предприятия, субсидии, технологии, конкурс, НИОКР

Для цитирования: Торик Н.Ю. Трансформация подходов к реализации государственной научно-технической политики России в части поддержки инновационной деятельности промышленных предприятий на примере конкурсов субсидий // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 12. С. 52-56. https://doi.org/10.24158/pep.2022.12.8.

Original article

Transformation of Approaches to the Implementation of the National Research and Development Policy of Russia Particularly Concerning Support of Industrial Enterprises Innovative Activity on the Example of Subsidy Competitions

Natalia Yu. Torik

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, toriknatalia@gmail.com

Abstract. The paper examines the issue of key trends in the transformation of approaches to the implementation of national research and development policy of Russia particularly concerning support of industrial enterprises innovative activity on the basis of the empirical case study of subsidy competitions. The research methodology is based on a combination of time-transgressive and synchronic analysis. The chronological framework of the study corresponds to the period 2013-2022. It is established that within the specified time interval the national research and development policy of Russia in the aspect of supporting the innovative activities of industrial companies was adjusted mainly in the trend of expanding access to the subsidy competition and increasing their size. At the same time, there are tendencies to stimulate participants in competitive procedures to participate in the import substitution process and to increase the range of permissible areas of expenditure. Simultaneously, the strategic priorities for the selection of subsidy areas remained unclear. As a consequence, the subjective factor in the form of the structure of the commissions that determine the list of priorities, and indicators of the effectiveness of project implementation remain of great importance.

Keywords: national research and development policy, innovation policy, innovation activities, industrial enterprises, subsidies, technology, competition, R&D

For citation: Torik, N.Yu. (2022) Transformation of Approaches to the Implementation of the National Research and Development Policy of Russia Particularly Concerning Support of Industrial Enterprises Innovative Activity on the Example of Subsidy Competitions. Society: Politics, Economics, Law. (12), 52-56. Available from: doi: 10.24158/pep.2022.12.8 (In Russian).

© Торик Н.Ю., 2022

Введение государствами коллективного Запада новых пакетов санкций весной-летом 2022 г. повысило важность задачи преодоления технологического отставания РФ от основных геополитических конкурентов. Однако ее оперативное решение представляется невозможным без соответствующей коррекции государственной научно-технической политики в части поддержки инновационной деятельности промышленных предприятий. В данном случае необходимо отметить, что развитие инновационной деятельности российских компаний существенным образом зависит от фактора государственного участия. Размер ставки по кредитам, требования банков к обеспечению займа и показателям устойчивости организации, наличие санкционных ограничений - все это способствует тому, что зарегистрированные в РФ фирмы не могут на равных конкурировать с зарубежными акторами без помощи со стороны государства.

Соответствующие изменения, в свою очередь, возможны лишь на основе ретроспективного анализа политики государства в данной области. Однако степень научной разработанности заявленной темы характеризует наличие значимых пробелов. В последние годы она исследовалась преимущественно в рамках изучения смежных тем или в контексте более широкой проблематики, а также с опорой на кейсы конкретных регионов (Гончарова, 2017; Кох, Дегтерева, 2020; Фадеев, 2017; Шабыкова, Григорьева, 2016; Dubovitski е! а1., 2021). При этом в научный оборот до сих пор не был введен материал, связанный с актуализацией постановления Правительства РФ № 1649, в том числе в рамках внесенных в марте 2022 г. поправок1.

Целью данного исследования выступает выявление ключевых тенденций трансформации подходов к реализации государственной научно-технической политики России в части поддержки инновационной деятельности промышленных предприятий на основе эмпирического кейса конкурсов субсидий. Методология работы выстроена на базе комбинации диахронного и синхронного анализа.

Хронологические рамки исследования соответствуют периоду с 2013 г. по настоящее время. Выбор данного временного отрезка обусловлен тем, что именно в его рамках наблюдается обострение отношений России с государствами Запада, повлекшее за собой блокировку для РФ доступа к европейскому и североамериканскому рынкам технологий.

В декабре 2013 г. Правительством РФ было принято постановление № 1312, утвердившее правила получения российскими юридическими лицами субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности в ключе реализации ими комплексных инвестиционных проектов2. 15 апреля 2014 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"» (с изменениями и дополнениями)3.

В соответствии с данными нормативно-правовыми актами, субсидии начали распределяться на конкурсной основе. Для участия в конкурсе на получение субсидии к организациям предъявлялся комплекс требований, в целом четко определявший облик структур, которые государство желало бы видеть в качестве получателя субсидий, и соответствующих инновационных проектов. Власти проявили заинтересованность в выделении субсидий малым и средним предприятиям, обладающим подтвержденной финансовой устойчивостью, сложившимся штатом сотрудников из числа исследователей и высококвалифицированных специалистов в области производства, и не имеющим аффилиации с офшорными юрисдикциями и иностранными компаниями. При этом от участия в конкурсе отсекались структуры, пытавшиеся замкнуть на себе сразу несколько потоков поддержки из бюджета. Власти также проявили заинтересованность в поддержке проектов со сроком реализации свыше 2 лет (репрезентация которых на рынке невелика). Речь шла о выделении сумм в размере до 2 млрд р. Таким образом, конкурс субсидий был ориентирован на поддержку проектов. Для сравнения, стоимость создания завода по глубокой переработке зерна или хранению и переработке свинины можно оценить на рассматриваемый период в 30-50 млрд р. Относительно

1 Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 12 дек. 2019 г. № 1649. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2 Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 30 дек. 2013 г. № 1312 : утратило силу. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3 Об утверждении государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 328. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

небольшой размер субсидий был обусловлен тем, что их предусматривалось расходовать именно на нужды НИОКР в течение первых 2 лет реализации проекта1.

Программа субсидий предусматривала возможность расходования полученной помощи по следующим направлениям:

- разработка проектно-сметной документации;

- оплата приобретения либо долгосрочной аренды земли для создания новых промышленных мощностей;

- возведение производственных зданий и сооружений;

- подготовка лабораторных и исследовательских комплексов;

- приобретение оборудования, закупка комплектующих, сырья и материалов к нему;

- покупка, изготовление и доставка оборудования либо оплата строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

- создание стендов, макетов и опытных образцов;

- проведение испытаний опытных образцов;

- оплата накладных расходов (за исключением представительских), труда сотрудников, включая отчисления в социальные фонды, работ или услуг сторонних организаций;

- проведение испытаний2.

Соответственно, субсидии позволялось расходовать именно на наиболее ресурсоемкие направления реализации НИОКР. Одновременно стоит отметить отсутствие в данном перечне возможности использовать привлеченные средства в целях материального стимулирования персонала. Следовательно, власти изначально заняли отрицательную позицию относительно возможности интенсификации НИОКР за счет привлечения дополнительных или более подготовленных кадров при помощи средств субсидии. Это закрепило тенденцию к привлечению к конкурсу организаций, уже имеющих должным образом оплачиваемый штат сотрудников.

После завершения каждого конкурса в процедуру вносились изменения на основе результатов проверок, обобщения итогов и данных наблюдения за реализацией проектов.

При этом важно обратить внимание на наличие значимой лакуны в законодательстве, регулирующем поддержку инновационной деятельности государством. В рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» отсутствует как четкое определение, так и перечень приоритетных направлений гражданской промышленности. Их подменяет описание результирующих свойств данных направлений (повышение энергоэффективности и ресурсосбережения, импортозамещение, создание экономически эффективных и экологически безопасных производств и т. д.). Как следствие, в качестве приоритетных направлений гражданской промышленности рассматриваются отрасли, ориентированные на внутренний рынок, обслуживание интересов российской индустрии и наполнение потребительского сектора. К их числу относятся автомобильная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, робототехника, производство композитов и т. д.3

Характеризуя динамику развития конкурсов, в первую очередь следует отметить синхронное увеличение как числа технологических направлений, так и максимального размера субсидий. Так, в августе 2016 г. Минпромторг открыл конкурс для 10 технологических направлений, для которых совокупный максимальный размер субсидий составлял 362,8 млн р. Средний максимальный размер субсидии для одного направления достиг 33 млн р. В 2018 г. совокупный максимальный размер фонда субсидий равнялся 11 млрд р., в среднем максимальный размер субсидии в рамках одного направления составлял 74,5 млн р., общее количество направлений конкурса возросло до 1484. Соответственно, мы фиксируем тенденцию к отраслевой диверсификации и увеличению объемов финансирования конкурса.

1 Субсидирование части затрат на НИОКР (ПП РФ № 1312) [Электронный ресурс] // Фонд развития промышленности Хабаровского края. URL: http://frp27.ru/meryi-podderzhki/subsidirovanie-chasti-zatrat-na-niokr-pp-rf-1312 (дата обращения: 16.12.2022).

2 Субсидия на возмещение затрат на НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках комплексных инвестпроектов [Электронный ресурс] // Центр трансфера и коммерциализации технологий. 2019. 25 янв. URL: http://ctt.vscc.ac.ru/activity/view?id=4063 (дата обращения: 16.12.2022).

3 Об утверждении государственной программы РФ ...

4 Об организации работы в Министерстве промышленности и торговли РФ по проведению конкурсного отбора на право получения субсидий из федерального бюджета российскими организациями на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов [Электронный ресурс] : Приказ Минпромторга России от 8 авг. 2016 г. № 2776 : в ред. от 20 окт. 2018 г. // Налоговый кодекс РФ : официальный сайт. URL: https://nkrfkod.ru/za-konodatelstvo/prikaz-minpromtorga-rossii-ot-08082016-n-2776 (дата обращения: 16.12.2022) ; Об организации работы в Министерстве промышленности и торговли РФ. и о внесении изменений в приказ Минпромторга России от 8 авг. 2016 г. № 2776 [Электронный ресурс] : Приказ Минпромторга России от 20 окт. 2018 г. № 4171 // Кодификация.РФ. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minpromtorga-Rossii-ot-20.10.2018-N-4171 (дата обращения: 16.12.2022).

К концу 2010-х гг. наметились новые тренды развития политики государства в плане поддержки инновационной активности. Приоритетное значение было придано проектам, связанным с импортозамещением. Также проявилась тенденция к расширению перечня допустимых форм расходов и в целом смягчению требований к получателям субсидий. Значимые изменения в нормативно-правовой базе регулирования конкурсных процедур произвели в декабре 2019 г.

Правительство приняло постановление № 1649, утвердившее новые правила предоставления субсидий. Были существенным образом скорректированы условия расходования полученных средств. Во-первых, не менее 50 % закупок оборудования, комплектующих и сырья в стоимостном выражении должны приходиться на изделия отечественного производства. Во-вторых, были установлены лимиты расходования средств на конкретные нужды. В частности, аренда зданий, сооружений и оборудования не может оплачиваться в размере более 50 % от общего размера субсидии. Также появились новые допустимые формы расходов: на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, производство опытной партии продукции и ее тестирование, покупку изделий сравнения и т. д. Помимо того, в обновленных правилах была закреплена приоритетность продукции, производство которой в РФ ограничено или отсутствует. Максимальный срок предоставления субсидий был установлен в пределах трех календарных лет. В то же время были смягчены требования к наличию у организации-конкурсанта определенного имущества: его отсутствие можно компенсировать предоставлением независимой гарантии обеспечения исполнения обязательств на сумму размера запрашиваемой субсидии1.

В целом можно заключить, что за исследуемый период государственная научно-технической политика России в части поддержки инновационной деятельности промышленных предприятий корректировалась в преимущественно в аспектах расширения доступа к конкурсу субсидий и повышения их размера. Одновременно наметились тенденции к стимулированию участников конкурсных процедур к работе в рамках процесса импортозамещения и увеличению номенклатуры допустимых направлений расходования средств.

В то же время стоит отметить, что стратегические приоритеты выбора направлений субсидирования остались нечеткими. В связи с этим значимость сохраняет субъективный фактор в виде структуры состава комиссий, определяющих перечень приоритетных направлений и индикаторы эффективности реализации проектов.

Список источников:

Гончарова Л.Н. Инновационная политика Белгородской области как важная составляющая роста конкурентоспособности в региональной политике // Стратегия устойчивого развития регионов России : сб. материалов XXXVII Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск, 2017. С. 36-40.

Кох Ю.П., Дегтерева В.А. Территории с особым правовым режимом ведения экономической деятельности как инструмент региональной инновационной политики // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2020. Т. 13, № 2. С. 79-90. https://doi.org/10.18721/JE.13207. (На англ. яз.)

Фадеев А.С. Влияние инновационной и промышленной политики на развитие отраслей машиностроительного комплекса // International Forum on Contemporary Global Challenges of Interdisciplinary Academic Research and Innovation : Conf. Proc. / под ред. Н. Красновой, Ю. Канаевой. Бостон, США, 2017. С. 5-39.

Шабыкова Н.Э., Григорьева А.А. Инновационная политика промышленных предприятий региона // Актуальные проблемы современной экономики : сб. науч. тр. Сер.: Экономические науки. Вып. 23 / отв. ред. Е.Л. Дугина. Улан-Удэ, 2016. С. 383-389.

Dubovitski A.A., Klimentova E.A., Rogov M.A. Regional features of innovative development and differentiation of directions of innovation policy of Russia // Journal of Process Management and New Technologies. 2021. Vol. 9, no. 3-4. P. 121-132. https://doi.org/10.5937/jouproman2103121D.

References:

Dubovitski, A.A., Klimentova, E.A. & Rogov, M.A. (2021) Regional features of innovative development and differentiation of directions of innovation policy of Russia. Journal of Process Management and New Technologies. 9 (3-4), 121-132. Available from: doi: 10.5937/jouproman2103121D.

Fadeev, A.S. (2017) The impact of innovation and industrial policy for the development of industries of machine-building complex. In: Krasnova, N. & Kanaeva, Yu. (eds.) International Forum on Contemporary Global Challenges of Interdisciplinary Academic Research and Innovation: Conference proceedings. Boston, USA, Professional science, Smashwords, Inc., 5-39. (In Russian)

Goncharova, L.N. (2017) Innovation Policy of Belgorod Region as an Important Component of Competitiveness Growth in Regional Policy. In: Chernov, S.S. (ed.) Strategy for Sustainable Development of Russian Regions: Proceedings of the XXXVII All-Russian Scientific and Practical Conference. Novosibirsk, CRNS, 36-40. (In Russian)

Koch, Yu.P. & Degtereva, V.A. (2020) Territories with a special legal regime of economic activity as an instrument of regional innovative policy. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 13 (2), 79-90. Available from: doi:1018721/JE.13207.

Shabykova, N.E. & Grigorieva, A.A. (2016) Innovative Policy of Industrial Enterprises of the Region. In: Dugina, E.L. (ed.) Actual Problems of Modern Economics: Collection of Scientific Works. Series "Economic Sciences". Iss. 23. Ulan-Ude, ESGUTU, 383-389. (In Russian)

1 Об утверждении Правил предоставления субсидий ... Постановление Правительства РФ от 12 дек. 2019 г. № 1649.

Информация об авторе Н.Ю. Торик - Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, директор ООО «Програнт», Москва, Россия.

Information about the author N.Yu. Torik - Financial University under the Government of the Russian Federation, Director of LLC "Progrant", Moscow, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.11.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 12.12.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.