Научная статья на тему 'Трансформация подходов к осознанию сущности производственной программы'

Трансформация подходов к осознанию сущности производственной программы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
400
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФИНИЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОДУКЦИЯ / DEFINITION / PRODUCTION PROGRAM / MANAGEMENT / PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асканова Оксана Владимировна

В данной статье рассмотрены различные подходы к толкованию сущности производственной программы, а также их трансформация под воздействием изменения роли и назначения производственной программы в рыночных условиях. Кроме того, предложена авторская трактовка исследуемого понятия, отражающая место производственной программы в системе управления предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF APPROACHES TO AWARENESS OF ESSENCE OF PRODUCTION PROGRAM

In this article different approaches to the interpretation of the essence of production program, as well as their transformation under the influence of the change in the role and the purpose of production program in the market conditions are investigated. In addition, the author/s interpretation of the investigated concept, reflecting the place of production program in the system of enterprise management is given.

Текст научной работы на тему «Трансформация подходов к осознанию сущности производственной программы»

УДК 338.8

Асканова Оксана Владимировна

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Рубцовского индустриального института (филиала) Алтайского государственного университета им. И.И. Ползунова» тел.: (903) 991-20-40

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К ОСОЗНАНИЮ СУЩНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Askanova Oxana Vladimirovna

Candidate of Economics, associate professor of the chair of finance and credit, Rubtsovsk Industrial Institute (affiliate) of Altai State University tel.: (903) 991-20-40

TRANSFORMATION OF APPROACHES TO AWARENESS OF ESSENCE OF PRODUCTION PROGRAM

Аннотация:

В данной статье рассмотрены различные подходы к толкованию сущности производственной программы, а также их трансформация под воздействием изменения роли и назначения производственной программы в рыночных условиях. Кроме того, предложена авторская трактовка исследуемого понятия, отражающая место производственной программы в системе управления предприятием.

Ключевые слова:

дефиниция, производственная программа, управление, продукция.

The summary:

In this article different approaches to the interpretation of the essence of production program, as well as their transformation under the influence of the change in the role and the purpose of production program in the market conditions are investigated. In addition, the author/s interpretation of the investigated concept, reflecting the place of production program in the system of enterprise management is given.

Keywords:

definition, production program, management, products.

Развитие рыночных отношений в экономике России характеризуется усложнением технологических процессов, расширением номенклатуры и ассортимента продукции, нестабильностью и неопределенностью спроса, необходимостью экономии ресурсов. В этих условиях огромное значение на уровне субъектов хозяйствования приобретают задачи рациональной разработки и эффективной реализации производственной программы. При этом, поскольку главную часть формирования решения любой проблемы составляет исследование понятий, выявление их содержания, роли и места среди других категорий, считаем необходимым остановиться на рассмотрении сущности понятия «производственная программа».

Отметим, что буквально, в переводе с греческого термин «программа» («programma») означает «распоряжение, объявление». В отношении экономических явлений этот термин используется в разнообразных значениях: иногда он отождествляется с такими понятиями, как «план, задание», а иногда с «порядком действий».

Вместе с тем в отдельных исследованиях сделаны попытки выявления различий в толковании терминов «программа» и «план». В частности, в работе [1] при рассмотрении этих различий отмечено, что существует иерархия планов, начиная с крупномасштабного, стратегического плана, ниже которого располагается «портфель» (portfolio), программа, проект или даже «подпроект» (subproject). В.И. Беляев в работе, [2] развивая исследование содержательного наполнения терминов «план» и «программа», вносит определенную ясность в их понимание. Развернутый и упорядоченный во времени перечень работ, мероприятий, направленных на достижение намеченной в стратегическом плане цели, по мнению данного ученого, представляет собой программу (или план в частном его понимании). Таким образом, автор приходит к выводу, что различия между понятиями «план» и «программа», безусловно, существуют и определяются, в известной степени, уровнем глобальной цели: более общей цели соответствует стратегический план, конкретная цель требует для ее достижения программы, или частного плана (плана конкретных действий) [3, с. 153].

Терминологическая неоднозначность трактовки понятия «программа», ее отождествление с понятием «план» обусловили, на наш взгляд, наличие разных подходов к определению сущности производственной программы. В современной экономической литературе существует множество разнообразных дефиниций производственной программы, анализ которых позволил нам убедиться, что при определении сущности данной категории каждый исследователь использует свою систему понятий. Данное обстоятельство, по нашему мнению, объяснимо невозможностью какой-либо одной дефиницией обеспечить исчерпывающей трактовки всех

употреблений термина «производственная программа» в связи с его многогранностью, что и обуславливает их многообразие.

Исследование существующих подходов к определению сущности производственной программы позволило нам установить, что ее очень часто рассматривают как план в частном понимании. Так, в «Большом экономическом словаре» [4] производственная программа отождествляется с планом выпуска (изготовления) продукции (по видам и объемам) в предстоящие периоды. Следует отметить, что именно определение необходимого объема выпуска продукции признается основным назначением производственной программы, что просматривается во всех толкованиях данного термина. В некоторых работах «производственная программа» используется в качестве синонима понятия «номенклатура», а в некоторых ее связывают с понятием ассортимента. Е. Дихтль и X. Хершген [5] отмечают, что совокупность всех продуктов предпринимателя называется программой. Л.А. Давыдова и В.К. Фальцман, основываясь на немецкой теории Betriebswirtschaftslehre [5], высказывают мнение, что производственная программа предприятия определяет по группам однородной продукции (позициям ассортимента) объем ее производства в натуральном и стоимостном выражении за определенный период времени (месяц, квартал, год). Во многих исследованиях предлагаются более расширенные определения, подчеркивающие необходимость соответствия продукции и другим требованиям, например, качеству, срокам поставки.

Таким образом, в большинстве работ производственная программа трактуется как комплексный план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска товаров и услуг. Существуют также подходы к определению производственной программы, отражающие связь между объемом продукции и производственными возможностями предприятия (прежде всего, в отношении используемых основных и оборотных средств и персонала). При этом производственная программа как плановое задание на выпуск продукции рассматривается входом в процесс производства продукции. Также входами в этот процесс выступают производственная мощность предприятия и ресурсы, необходимые для производства продукции. Выходом из процесса производства продукции являются затраты и фактический объем выпуска продукции.

Однако, на наш взгляд, приведенные определения производственной программы вне зависимости от широты предлагаемых требований (объем, сроки, номенклатура, ассортимент, качество, производственные возможности) являются устаревшими, не соответствующими реалиям рыночной экономики, и весьма узкими, не вполне раскрывающими ее современное значение и содержание. Данное утверждение может быть аргументировано следующими положениями, обобщающими недостатки, свойственные представленным дефинициям производственной программы:

- игнорирование активного воздействия на производственную программу факторов внешней среды и рыночных условий хозяйствования;

- рассмотрение производственной программы изолированно, без учета ее места в системе управления предприятием в качестве важнейшего элемента стратегии и тактики.

Основная причина распространенности отмеченного выше первого недостатка в трактовке сущности производственной программы в отечественной экономической литературе, на наш взгляд, очевидна и состоит в централизованном планировании, долгое время господствовавшем в нашей стране, и оторванности производителя от конечного потребителя, а значит, и от хода естественного развития потребности.

Действительно, проведенный теоретический анализ позволил установить, что подобные подходы к определению производственной программы и пониманию ее сущности восходят ко времени доминирования административно-командной экономики, когда рыночные отношения отсутствовали, а производство осуществлялось монополией в масштабах всей страны по жестко установленным адресным заданиям. В этих условиях процесс формирования производственной программы был детерминирован. Каждое министерство определяло подчиненному предприятию направления, пропорции, темпы развития и объемы производства и требовало строгой отчетности о выполнении заданных директив. Ключевым показателем эффективности производственной программы при этом выступал валовой объем выпуска, а основу формирования объемов государственных заказов составляла количественная эквивалента, которая на деле не подкреплялась реальным размером потребления, а опиралась на теоретические расчеты нормы потребления. Естественно, что эти заказы создавали ориентир для производственной программы предприятий, который если и был пригоден, то главным образом, для ее обоснования в текущем периоде. Для формирования производственной программы на перспективу его было явно недостаточно, так как в течение последующих лет могли появиться новые потребители. Кроме того, и у имеющихся потребителей изменялись потребности в номенклатуре продукции. Это в большей

степени проявлялось на рынке промышленной продукции, где потребность и нужда постоянно вступали в противоречие. Рынок продовольственных товаров по этой же причине постоянно отставал и в своем производстве, и в действительно поступательном развитии.

Переход к рыночной экономике обусловил пересмотр отношения ко всей системе управления хозяйствующими субъектами, в том числе к роли, месту и назначению производственной программы. Возникла реальная необходимость самостоятельного формирования производственной программы на перспективу. В связи с этим на первое место вышли задачи одновременного учета множества параметров внешней и внутренней среды, которые зачастую являются вероятностными; выявления факторов, влияющих на потребность народного хозяйства в продукции; прогнозирования направлений совершенствования качества выпускаемых и освоения новых изделий; изучения и определения динамики потребности по годам и на перспективу. Кроме того, произошла трансформация целей производственно-хозяйственной деятельности предприятий: задачи обязательного выполнения министерских директив и постоянного наращивания объемов выпуска продукции были вытеснены задачами обеспечения рыночной устойчивости, конкурентоспособности, безубыточности, платежеспособности, инвестиционной привлекательности. При этом производственная программа стала рассматриваться как один из важнейших факторов достижения этих целей [7]. Другими словами, реалии экономики переключили понятие результативности производственной программы с чисто технологических характеристик загрузки оборудования по времени и мощности на сводную экономическую результативность, в которой обеспечивающая и операционная производственная подсистемы стали действительно единой системой, взаимодополняющей и преумножающей общий результат.

Естественно, что указанные изменения роли и назначения производственной программы не могли не сказаться на отношении к толкованию ее сущности. Так, на сегодняшний день существуют более полные развернутые определения, развивающие теоретические аспекты производственной программы, в которых учитывается ее тесная связь с внешней средой. Например, в работе Г.Х. Азнабаевой [8] производственная программа рассматривается как «основополагающий документ об основных направлениях производственной деятельности предприятия, содержащий в себе систему плановых заданий по выпуску продукции определенного объема, установленной номенклатуры и ассортимента, соответствующего качества, учитывающих спрос на данную продукцию и реальные производственные возможности предприятия удовлетворения этого спроса».

В зарубежной экономической литературе при рассмотрении производственной программы доминирует маркетинговый подход, в соответствии с которым она трактуется как элемент маркетинговой стратегии. Так, в частности, по мнению Е. Дихтль и X. Хершген [4], работа с производственной программой является одной из составных частей маркетинга. Однако, как известно, маркетинговая стратегия - это лишь одна из функциональных стратегий, получаемых в результате декомпозиции стратегии бизнеса (бизнес-стратегии). Поэтому мы полагаем, что определение производственной программы только как части маркетинговой стратегии не вполне оправданно, даже несмотря на то, что именно маркетинговая стратегия играет ключевую роль, которая определяется тезисом «маркетинг сегодня — это не функция, а способ делать бизнес».

Обобщая изложенное выше, отметим, что, на наш взгляд, существующие на сегодняшний день дефиниции производственной программы не всегда отражают ее экономическое содержание, обусловленное взаимодействием внутренних и внешних факторов. Кроме того, изъян видится нам и в том, что при трактовке сущности производственной программы не определяется ее место в системе управления предприятием (либо определяется в рамках одной функциональной стратегии без увязки с другими), не учитывают взаимообусловленность входящего в систему стратегического управления объекта, относящегося к сфере тактических и оперативных решений. Все это позволяет констатировать, что, несмотря на достаточное внимание отечественных и зарубежных исследователей к проблемам, связанным с управлением производственной программой, полной исчерпывающей трактовки этого термина в современной экономической литературе не представлено.

Учитывая вышеизложенное, нами предлагается определение производственной программы, охватывающее отмеченные выше нюансы. Под производственной программой автор понимает упорядоченный во времени перечень тактических и оперативных заданий, направленных на достижение конкретных целей по объему выпуска, номенклатуре, ассортименту и качеству продукции, учитывающих внутренние и внешние ограничения предприятия и обеспечивающих реализацию его функциональных стратегий.

На наш взгляд, представленное определение в полной мере отражает сущность, роль и значение производственной программы на современном этапе, ее причинно-следственные связи и место в системе управления предприятием, что достигается, по нашему мнению, следующими составляющими определение условиями:

- наличие различий между понятиями «план» и «программа». Рассмотрение производственной программы как перечня заданий, направленных на достижение конкретных целей, обеспечивающих реализацию стратегий предприятия, позволяет, по нашему мнению, отразить данные различия;

- ориентация во времени. Трактовка производственной программы как упорядоченных во времени заданий отражает ее ориентацию на необходимость соблюдения сроков производства продукции в соответствии со сроками поставки потребителям;

- соответствие количественным и качественным требованиям. Фиксация в определении производственной программы конкретных целей отражает ее основное назначение, состоящее в обеспечении необходимых объемов выпуска, номенклатуры, ассортимента, качества продукции. Через производственную программу реализуется основная задача функционирования любого предприятия, которая состоит в производстве продукции;

- зависимость от факторов внешней и внутренней среды. Определение производственной программы как заданий, учитывающих внутренние и внешние ограничения предприятия, отражает не только ее связь с производственными возможностями, но и зависимость от состояния рынка, уровня его насыщенности, степени удовлетворения потребностей, специфики конкуренции и др. рыночных факторов. При этом назначение производственной программы состоит в обеспечении пропорциональности в использовании внутренних возможностей и удовлетворении реальных рыночных интересов;

- ориентация на результат. Трактовка производственной программы как заданий, обеспечивающих реализацию функциональных стратегий предприятия, позволяет, на наш взгляд, рассматривать в качестве ее результативности достижение целевых установок более высокого уровня;

- взаимообусловленность заданий производственной программы, которые, с одной стороны, входят в систему стратегического управления, а с другой, относятся к сфере тактических и оперативных решений. Определение производственной программы как конкретных тактических и оперативных действий, обеспечивающих реализацию функциональных стратегий, дает возможность уяснить ее место в системе управления предприятием в качестве важнейшего элемента стратегии и тактики. Суть производственной программы при этом состоит в том, чтобы провести долгосрочные стратегические решения в количественные показатели программы, обеспечивающие постоянную координацию производственной деятельности. Поэтому тактические и оперативные задания, как бы тщательно они ни были разработаны, без стратегии эффекта не дадут. Здесь проявляется так называемый синергетический эффект, суть которого в том, что эффективные производственные решения лежат на «стыке» различных уровней управления.

В предлагаемом определении производственной программы не конкретизируется, реализацию какой функциональной стратегии она призвана обеспечивать. Данное обстоятельство обусловлено тем, что, на наш взгляд, производственная программа не может рассматриваться как часть какой-то одной функциональной стратегии, в силу того, что цели отдельных функциональных составляющих бизнес-стратегии предприятия тесным образом взаимосвязаны и направлены на достижение общей стратегической цели.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Ньюэлл М.В. Управление проектами для профессионалов. Руководство по подготовке к сдаче сертификатного экзамена. М., 2006.

2. Беляев В.И. Маркетинговые исследования: сбор данных и производство знаний: учебник. Барнаул, 2010.

3. Там же.

4. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азриляна. М., 1997.

5. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. М., 1996.

6. Давыдова Л.А., Фальцман В.К. Экономика и управление предприятием. Основы немецкой теории Ве1гіеЬз\\ІіІ8СІіа1Ї8ІеІ'іге, адаптированной для применения в России: учеб. пособие. М., 2005.

7. Жлудов В.В. Оптимизация производственной программы металлургического предприятия: автореф. дис. ... канд. эк. наук. Екатеринбург, 2002.

8. Азнабаева Г.Х. Оперативное управление производственной программой на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности: автореф. дис. ... канд. эк. наук. Ижевск, 2008.

9. Дихтль Е., Хершген Х. Указ. соч.

1. N'yuell M.V. Upravlenie proektami dlya profession-alov. Rukovodstvo po podgotovke k sdache sertif-ikatnogo ekzamena. M., 2006.

2. Belyaev V.I. Marketingovye issledovaniya: sbor dannyh i proizvodstvo znaniy: textbook. Barnaul, 2010.

3. Ibid.

4. Bol'shoy ekonomicheskiy slovar' / ed. by A.N. Azri-lyan. M., 1997.

5. Dihtl' E., Hershgen H. Prakticheskiy marketing. M., 1996.

6. Davydova L.A., Fal'tsman V.K. Ekonomika i upravlenie predpriyatiem. Osnovy nemetskoy teorii Be-triebswirtschaftslehre, adaptirovannoy dlya prime-neniya v Rossii: textbook. M., 2005.

7. Zhludov V.V. Optimizatsiya proizvodstvennoy pro-grammy metallurgicheskogo predpriyatiya: avtoref. dis. ... kand. ek. nauk. Ekaterinburg, 2002.

8. Aznabaeva G.H. Operativnoe upravlenie proizvodstvennoy programmoy na predpriyatiyah tsellyulozno-bumazhnoy promyshlennosti: avtoref. dis. ... kand. ek. nauk. Izhevsk, 2008.

9. Dihtl' E., Hershgen H. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.