Л. Л. Калинкин. Трансформация подходов к исследованию феномена социальной коммуникации,.
УДК 301
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
А. А. Калинкин
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]
Изучение социальной коммуникации является актуальной темой в свете глобализации и текущих тенденций развития коммуникационных технологий. В статье представлена специфика социальной коммуникации во временном аспекте, выделены тенденции ее развития, являющиеся общими для всех периодов человеческой истории. Дополнено имеющиеся определение новой виртуальной среды - киберпространства, представляющее собой новый этап эволюции социальной коммуникации. Ключевые слова: социальная коммуникация, дискурс, эволюция, коммуникационные каналы, Киберпространство, Интернет.
Transformation of Approaches to the Research of the Social Communication Phenomenon
А. A. Kalinkin
Contemporary trends of globalization and progress in communication technologies make studies of social communication a very important topic. This article strives to shed some light onto specifics of social communication in the temporal aspect, and highlights tendencies in its development, common for all periods of human history. This article also amends definition of a new virtual medium - Cyberspace, which represents a new stage in evolution of social communication. Key words: social communication, discourse, evolution, communication channels, Cyberspace, Internet.
DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-1 -47-49
Социальная коммуникация - сфера социологической науки, исследующая процессы передачи и механизмы распределения информации в социуме. Она представляет собой комплексный и полиаспектный процесс обмена социальными смыслами в социальном пространстве и времени. Эти смыслы по-разному представлены в различные периоды социокультурной эволюции и обладают разными формами презентации1.
Существующие методологические подходы изучения данного феномена позволяют рассмотреть это многогранное и сложное явление в различных контекстах.
В частности, С. В. Бориснев считает, что коммуникация - это процесс, детерминированный социумом и являющийся средством передачи социальных смыслов, как в интерсубъективном, так и глобальном взаимодействии, с использованием многообразия всех средств социальной интеракции2.
М. С. Андрианов утверждает, что коммуникация - это всего лишь изучение смысловых моментов общественной интеракции3.
Для Н. Лумана, коммуникация - это исторически-конкретное явление, присущее исключительно социальным системам, при котором наблюдается перераспределение информации, а не просто передача семантических смыслов от одной психической системы к другим4.
С учетом многообразия взглядов на такой феномен, как коммуникация, выделены основные характеристики и виды взаимодействий в социуме. Социальная коммуникация представляет собой:
- обмен знаниями, идейными и эмоциональными смыслами с помощью различных средств коммуникации;
- процесс, объединяющий различные уровни социума в одно комплексное явление ;
- механизм управления, позволяющий транслировать волю одного человека или группы людей на представителей социума.
Виды социальной коммуникации обычно представлены следующими ракурсами:
- количеством коммуникантов - интерсубъективная, групповая, массовая;
- типом передаваемых сведений - формальная, неформальная;
- коммуникационным каналом - вербальная, невербальная.
Коммуникационный канал - это по-настоящему существующий или воображаемый путь контакта, посредством которого происходит распределение информации между коммуникантами. Присутствие контакта обязательно для осуществления коммуникационной активности в любом ее формате. Канал коммуникации дает субъектам интеракции возможность передавать и получать информацию, т. е. символы, естественные и искусственные языки, шифры, физические средства хранения данных, электронные технологии.
Необходимо отметить один важный фактор - каналы коммуникации дают возможность социальным смыслам распространяться в материальном пространстве и времени. Активность, порождаемая коммуникантами, представляет собой циркуляцию информации в общественном пространстве, и следствием этой активности выступает направленное распространение смыслов или хаотичное изменение настроений и тенденций в обществе. Следовательно, для реализации коммуникационной активности требуются ма-
© Калинкин Л. Л., 2017
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 1
териально-технические системы, роль которых играют коммуникационные каналы.
Процесс формирования цивилизации - от варваров каменного века до постиндустриального общества - характеризуется неумолимой количественной и качественной аугментацией коммуникационных каналов вследствие образования искусственных коммуникационных каналов, возникающих в процессе антропогенеза и расширяющих возможности естественных каналов.
Естественные коммуникационные каналы утилизируют физиологические особенности Homo Sapiens, посредством которых возможен обмен информацией в реальном времени, - тело и органы речи. Они образуют невербальный и вербальный каналы5.
Применение тех или иных искусственных коммуникационных каналов детерминировано степенью развития культуры, а также спецификой каждого конкретного социума - особенностями и средствами записи, хранения и распространения информации.
Опираясь на культурный инвентарь в виде используемых каналов, можно выделить три основных типа социальной коммуникации:
- устная, характеризующаяся преобладанием естественных невербальных и вербальных каналов, которыми человек наделен с рождения;
- документная, использующая различные символьные носители информации, в круг которых входят наскальные рисунки и письмо;
- электронная, использующая последние достижения цивилизации, позволяющая передавать информацию любого рода в реальном времени по всей планете.
Эти три типа посредством различных ком -бинаций создают смешанные каналы коммуникации, возникающие при внедрении разнообразных инноваций в устном и письменном общении.
Эволюция способов осуществления социальной коммуникации, обусловленная развитием цивилизации, детерминирована не волей случая, а неадекватностью существующих коммуникационных каналов постоянно меняющимся социокультурным характеристикам человеческой жизнедеятельности. Постоянные изменения социокультурного ареала затрудняют реализацию коммуникационных потребностей как индивидов, так и социума. Снижение нагрузки на существующие каналы возможно посредством бифуркации6. Бифуркация - это изменение в обычном режиме работы той или иной системы. Применительно к коммуникации можно сказать что это раздвоение коммуникационного канала при достижении критического состояния системы7.
Прогресс социальной коммуникации детерминирован эволюцией культуры, возникновением и падением цивилизаций.
Культурное развитие человечества обычно описывается как пять временных периодов, в
которых обязательно выделены составляющие коммуникации:
1) пракультура (1 500 000-40 000 лет назад) - эпоха антропосоциогенеза, эпоха выделения Homo Sapiens как отдельного вида;
2) археокультура (40 000 - III тыс. лет до н. э.) - каменный век, эпоха возникновения духовной культуры, представленной магией, культами, мифами, наскальными рисунками и музыкой;
3) палеокультура (III тыс. лет до н. э. - XV в. н. э.) - этап развития античной культуры и последовавшего за нею Средневековья;
4) неокультура - период Высокого Возрождения и Реформации, после чего настали эпоха Просвещения (XVII-XVIII вв.) и эпоха индустриализации (XIX в.);
5) постнеокультура (с последней четверти XX в. по наст. время) - современность, характеризуемая заменой линейных текстов гипертекстами, Интернетом и киберпространством8.
Следует указать на то, что понятия «Интернет» и «киберпространство» не являются тождественными: Интернет является технологией, физическим каналом коммуникации, в то время как киберпространство - это восприятие человеком совокупности социальных смыслов, доступ к которым ему открыт посредством Интернета.
Киберпространство - абстракция, часто применяемая в философских и информационных науках, подразумевает виртуальную реальность, находящуюся в различных устройствах (серверные и персональные ЭВМ, смартфоны и другие мобильные устройства) и вычислительно-коммуникационных физических сетях, которые они образуют9.
А. Е. Войскунский считает, что метафора «киберпространство» предпологает существование виртуальной реальности, порождаемой в сознании индивидов и являющейся местом скопления информации в виде гипертекстов как вербального материала с добавлением фотографий, видео- и аудиофрагментов. Следовательно, киберпространство является социотехнической структурой, компонентами которой выступают люди и создаваемые ими блоки информации -вербальные сообщения разной степени истинности, тексты, изображения10.
В связи с этим особого внимания заслуживает концепция М. Маклюэна, согласно которой прогресс человечества опосредован уровнем развития средств социальной коммуникации, т. е. коммуникационными каналами. По его мнению, история Homo Sapiens опосредована превалирующими инструментами коммуникации и разделена на четыре периода, которые соответствуют культурным периодам, описанным выше:
- эпоха археокультуры характеризуется появлением такого коммуникационного канала, как членораздельная речь, воспринимаемая слухом;
48
Научный отдел
Л. Л. Калинкин. Трансформация подходов к исследованию феномена социальной коммуникации-
- эпоха палеокультуры создала новый ком -муникационный канал - письменные тексты;
- эпоха неокультуры использует книгопечатание и индивидуальное чтение как основной канал коммуникации;
- современная эпоха постнеокультуры характеризуется появлением электронных средств передачи социокультурных смыслов, давая возможность обществу использовать принципиально новый канал коммуникации11.
Таким образом, все этапы эволюции культуры коррелируют с эволюцией средств социальной коммуникации. Более того, эти два феномена находятся в постоянном процессе взаимовлияния и взаимодействия, что представляет собой основную причину и условие прогресса цивилизации.
Примечания
1 См.: Могилевич Б. Р. Эволюция социологического осмысления процессов социальной коммуникации // Вестн. Сарат. госагроун-та им. Н. И. Вавилова. 2007. № 5. С. 99.
2 См.: Бориснев С. В. Социология коммуникации : учеб. пособие для вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 14.
3 См.: Андрианов М. С. Невербальная коммуникация : психология и право. М. : Ин-т общегуманитарных исследований, 2007. С. 10.
4 См.: Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии. М. : Прогресс-Традиция, 2009. С. 113-114.
5 См.: Столяр А. Д. Происхождение первобытного искусства. М. : Искусство, 1985. С. 298.
6 См.: ГрязноваЕ. В. Виртуально-информационная реальность в системе «Человек - Универсум». Н. Новгород : ННГУ, 2006. С. 255.
7 См.: Лебедев С. А. Философия науки : Словарь основных терминов. М. : Академический Проект, 2004. С. 320. (Серия «Gaudeamus»)
8 См.: Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие. СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002. С. 117.
9 См.: Strate L. The varieties of cyberspace : Problems in definition and delimitation // Western Journal of Communication. 1999. 63 (3). P. 382.
10 См.: Войскунский А. Е. Метафоры Интернета // Вопр. философии. 2001. № 11. С. 64-79.
11 См.: МаклюэнМ. Галактика Гутенберга : Становление человека печатающего. М. : Академический Проект, 2005. С. 103.
Образец для цитирования:
Калинкин А. А. Трансформация подходов к исследованию феномена социальной коммуникации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 47-49. DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-1-47-49.
Cite this article as:
Kalinkin А. A. Transformation of Approaches to the Research of the Social Communication Phenomenon. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2017, vol. 17, iss. 1, рр. 47-49 (in Russian). DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-1-47-49.
Социология
49