Л. Л. Калинкин. Трансформация языковой личности в конструировании киберпространства
УДК 316.776.2
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ личности В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ КИБЕРПРОСТРАНСТВА
А. А. Калинкин
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]
В данной статье представлены характеристики языковой личности в процессе конструирования социальной реальности киберпространства. Особое внимание уделяется феноменам «текстоцентричность» и «дискурсивная практика», показано, как речевые стили и жанры, развивающиеся в процессе виртуальной коммуникации, конструируют социальную реальность киберпро-странства.
Ключевые слова: киберпространство, языковая личность, идентичность, текстоцентричность, конструирование социальной реальности.
Transformation of Language Personality in the Process of Constructing Social Reality in Cyberspace
A. A. Kalinkin
This article presents characteristics of linguistic personality in the process of construction of social reality in cyberspace. Special attention is paid to such phenomena as «textcentricity» and «discourse practice», shown how linguistic styles and genres which are created in the process of virtual communication, construct social reality of cyberspace.
Key words: cyberspace, linguistic personality, identity, textcentricity, construction of virtual reality.
DOI: 10.18500/1818-9601 -2016-16-4-425-427
Электронная коммуникация принципиально изменила парадигму общения в современном обществе. Несмотря на то, что информация, выводимая на экран монитора, представляет привычный нам печатный текст, принципы общения в виртуальном пространстве оказывают заметное влияние как на структуру речи собеседников, так и на всю суть интерсубъективной интеракции. Обезличенность самих текстов может размывать идентичность собеседников, усложняя не только идентификацию собеседника, но и самоидентификацию, что в перспективе ведёт к кризису идентичности.
Необходимость в осознании своей идентичности относится к базовым потребностям индивида, испытавшего опыт социализации. Осознавая свою идентичность, индивид отвечает на вопрос «кто я?». В свою очередь, киберпространство рассматривается не просто как очередной коммуникационный канал, а как особая среда, наделённая категориями бытийности, а идентификация в этой
среде включает личностный, социальный и языковый компоненты. Специфика коммуникации через киберпространство побуждает и даже вынуждает индивида примерять маски, выполнять разнообразные социальные роли, менять речевые и поведенческие стратегии. Вследствие этого индивиды вынуждены многократно конструировать свою виртуальную идентичность в социальной реальности киберпространства.
Необходимо выделить роль языка в процессе конструирования социальной реальности, когда язык выполняет экспрессивную и когнитивную функции, осуществляя абстракцию и типизацию в рамках интерсубъективного взаимодействия, в ходе которого и порождаются столь важные для социальной жизни конструкции. Таким образом, язык представляет собой универсальный механизм и среду конструирования социальной реальности1.
Понимание стереотипных, коллективных и познавательных конструкций позволяет индивиду посредством социальной интеракции генерировать ложные идентичности, самовыражаясь через различные социальные роли, порой чуждые ему в реальности. Качество подобной коммуникации напрямую зависит от владения человеком речевыми навыками, следовательно, изучение идентичности неразрывно связанно с понятием «языковая личность» - чем более развита языковая личность, тем сложнее и многограннее её идентичность. Понятие «личность» лучше всего характеризует субъекта конструирования социальной реальности, так как оно позволяет концентрироваться на конкретном индивиде, в то же время не забывая про совокупность социальных отношений, в ко -торых он участвует. Языковая личность - носитель того или иного языка, обладающий навыком использования выразительных средств данного языка при выражении своего взгляда на окружа-юшую реальность и посредством этого достигающий конкретных целей2.
Язык является всеобщим культурным достоянием, владение родным языком обусловлено принадлежостью к своей языковой среде3. Полный анализ языковой личности включает:
- характеристику уровня её организации;
- воспроизведение языковой модели мира на основе созданных индивидом текстов;
- выявление ценностей, установок и мотивов поведения, выражающихся через содержание текстов, а также в отношении к текстам, произведённым другими.
© Калинкин Л. Л., 2016
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 4
Анализ языковой личности предполагает, прежде всего, учёт её когнитивных характеристик. Однако эти характеристики не представлены на всех уровнях владения языком, что позволяет говорить о поэтапности их формирования:
- нулевой уровень владения речью, не позволяющий проявить индивидуальность при использовании семантических конструкций;
- первый уровень, характеризующийся наличием рудиментарной иерархии смыслов и ценностей в личностной картине мира, формирующейся в процессе социализации посредством погружения в языковую среду;
- второй уровень, отражающий цели развития языковой личности и мотивы её поведения через анализ порождаемых ею текстов4.
Несмотря на то, что понятие «текст» может означать любую информацию вне зависимости от канала, через который она транслируется, будь то звуковое, визуальное или текстовое сообщение, все типы которых представлены в киберпространстве, они характеризуются ди-станционностью и опосредованностью, т. е. коммуникация возможна только с использованием вспомогательных средств, таких как компьютер.
Феномен идентичности включает компонент «дискурсивной практики», подразумевающий устоявшийся сценарий выражения смыслов в конкретном коммуникативном пространстве. Не следует путать это понятие с термином «коммуникативная стратегия», который сводится к выбору языковых средств и речевых действий. Дискурсивная практика, в свою очередь, представляет собой результат наиболее стандартного выбора тех или иных коммуникативных стратегий. В контексте виртуальной коммуникации идентичность рассматривается как продукт дискурсивных практик, поскольку дискурсивные практики коммуникантов, по сути, конструируют их идентичности.
Заслуживает внимания упоминание понятия «текстоцентричность» в Интернете, в рамках которой текст рассматривается как форма жизни, так как именно текст и создавший его индивид, вследствие анонимной и опосредованной парадигмы общения в виртуальной реальности, становятся одним целым, поскольку в подобной реальности ничего не может существовать кроме текста. Дело в том, что ограниченность сенсорного восприятия в киберпространстве и невозможность прямого контакта между коммуникантами вызывает отождествление социальных акторов киберпространства, в первую очередь, с созданными ими текстами5.
Специфика виртуального общения не ограничивается только текстоцентричностью. Необходимость привлекать внимание других коммуникантов, передавать сообщения, как устные, так и письменные, очень сжато и компактно оказывает большое влияние на динамику развития языка. Разные сферы общения требуют применения разных языковых систем. В случае
киберпространства речь идёт о языковой системе, обслуживающей интерсубъективную, виртуальную коммуникацию, уникальную на всех уровнях языка.
Специфика лексического уровня киберпро-странства характеризуется:
- большим количеством слов, заимствованных из английского языка (это характерно не только для русского языка);
- присутствием мощных тенденций к словообразованию и созданию неологизмов, используемых и вне виртуальной реальности;
- возникновением новых речевых жанров (чат, электронная почта, форум);
- отсутствием чётких грамматических и орфографических норм - специфическим искажением грамматики и орфографии;
- использованием в письменной речи вкраплениями элементов разговорных тенденций, таких как «аканье», часто в ироническом контексте.
В свою очередь, подобная языковая специфика отражается на восприятии личностью многих параметров как виртуальной, так и реальной действительности.
Например, реальность бытия подразумевает чёткие пространственно-временные координаты, «здесь» и «сейчас», посредством которых индивид познаёт окружающую действительность. Виртуальность же потенциальна, так как её конструкты существуют не «здесь» и «сейчас», а «где-то» и «когда-то». Потенциальная сущность киберпространства создаёт разрыв между бытием коммуниканта и дискурсивным фоном, например, возможна пролонгация интервала, необходимого для получения обратного ответа на то или иное действие в Сети6.
Это вызвано несколькими причинами:
- повсеместным проникновением Интернета, вызывающего ликвидацию барьеров пространственных границ и расстояний, что меняет восприятие пространства и дистанций, разделяющих коммуникантов;
- возможностью осуществления одновременной, поливекторной коммуникации, из-за чего происходит делокализация конкретных индивидов;
- изменением темпорального аспекта коммуникации, когда восприятие «сейчас» уже не означает текущего момента времени, а расширяется, включая в себя момент начала времени действия и момент его окончания.
Важно отметить, что конструкты приходящего и уходящего времени начинают преобладать в виртуальной реальности языковой личности, вытесняя восприятие реального времени. Это происходит отчасти потому, что информационный поток идёт не только из одного часового пояса, а сообщения, которые приходят без задержек, тем не менее, могут быть и не прочитаны в момент их получения. По этой же причине про-
426
Научный отдел
С. С. Шматова. Эволюция представлений о здоровье в классических социологических теориях
исходит переход на асинхронную систему отсчёта, когда вместо привычных «добрый день», или «добрый вечер» приветствие звучит как «доброго времени суток»7.
Таким образом, виртуальный контекст окружающей действительности меняет устоявшиеся характеристики языковой идентичности и роль языковой личности в непрерывном процессе конструирования социальной реальности. Создаваемые языковой личностью тексты как продукты её жизнедеятельности приобретают новые характеристики относительно базовых концептов существования индивида - времени и пространства, что позволяет коммуникантам исполнять разные социальные роли с целью более успешной социализации и интеграции в социальную реальность.
Примечания
1 См.: Паниткова Э. Ю. Язык и речь - два уровня конструирования социальной реальности языковой личностью // Язык. Культура. Коммуникация : материалы и
тезисы Междунар. науч. конф. / под ред. Г. С. Трофимовой. Ижевск : УдГУ, 2009. С. 75-80. См.: Иванцова Е. В. О термине «языковая личность» : истоки, проблемы, перспективы использования // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 4 (12). С. 24-32. См.: Вайсгербер Й. Л. Родной язык и формирование духа : пер. с нем. 2-е изд., испр. и доп. М. : Едиториал УРСС, 2004.
См.: КарауловЮ. Н. Русский язык и языковая личность. М. : Изд-во ЛКИ, 2010.
См.: Могилевич Б. Р. Текст и социальная коммуникация // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2012. Т. 12, вып. 2. С. 58-62. См.: Исаева И. П. Виртуальная языковая личность : процессы детемпорализации // В мире науки и искусства : вопросы филологии, искусствоведения и культурологии : сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск : Изд-во СибАК, 2011. С. 102-105. См.: Закамулина М. Н. Темпоральность во французском и татарском языках : слово, высказывание, текст. Казань : Татар. кн. изд-во, 2000.
Образец для цитирования:
Калинкин А. А. Трансформация языковой личности в процессе конструирования социальной реальности киберпростран-ства // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 425-427. Б01: 10.18500/18189601-2016-16-4-425-427.
2
3
4
5
6
7
УДК 316. 2
ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ В КЛАССИЧЕСКИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ
С. С. Шматова
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу трансформации социальных представлений о категории «здоровья» на протяжении исторического развития общества. Используя концепцию западного социологического натурализма, социал-дарвинизма, российской орга-нистической школы, показана взаимосвязь биологической природы человека и социального здоровья общества. Проведено социологическое осмысление ценности здоровья в повседневных практиках на основе структурно-функционального анализа, понимающей социологии, феноменологической социологии, постмодернизма, виталистической социологии и др. Ключевые слова: социология, категория «здоровье», социологические парадигмы.
Evolution of Ideas about Health in Classical Sociological Theory
S. S. Shmatova
This article analyzes the transformation of the social representations of the category «health» over the historical development of society.
Using the concept of Western sociological naturalism, social Darwinism, Russian organisticheskoy school shows the relationship of the biological nature of human and social health of society. A sociological understanding of the value of health in everyday practices on the basis of structural-functional analysis, understanding sociology, phenomenological sociology, postmodernism, vitalist sociology and others.
Key words: sociology, the category of «health», sociological paradigms.
DOI: 10.18500/1818-9601 -2016-16-4-427-431
Здоровье - это вопрос, издавна волнующий человечество. Тему здоровья рассматривало огромное количество исследователей, поднимающих общечеловеческие вопросы, - от древнегреческих философов до наших современников. Однако только в 1946 г. Всемирной организации здоровья был осуществлен комплексный подход к понятию «здоровье». По определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия. Рассмотрим, как эволюционировало социальное представление о категории «здоровье».
© Шматова С. С., 2016