Научная статья на тему 'Трансформация педагогики в контексте развития цифрового общества'

Трансформация педагогики в контексте развития цифрового общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / педагогика / цифровизация / дистанционное обучение / интерактивные методы / education / pedagogy / digitalization / distance learning / interactive methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрей Васильевич Шульженко, Александр Александрович Простяков, Наталья Валерьевна Гришина

Рассматривается непосредственно процесс разработки специализированной системы, связанной с созданием ряда исследовательских экспериментов и практических действий в рамках содержания концепции цифровых категорий гуманитарных наук. Систематическая интеграция всевозможных категорий технологий, как информационного, так и непосредственно коммуникационного характера, в содержание современной отечественной образовательной деятельности является в первую очередь ключевым фактором и одновременно предметом анализа динамического развития методологических форм образования. Приведено детальное изучение специализированных категорий педагогических подходов, направленных на рассмотрение решений для последующего повышения эффективности в области осуществления качественной подготовки специалистов сферы гуманитарных наук на базе развития уже имеющейся комбинированной образовательной среды. В содержании образование представлено непосредственно как инструмент, позволяющий гражданам получать доступ к ключевым электронным ресурсам – это приоритетный национальный интерес Российской Федерации в содержании систематического развития именно информационной сферы общества. Отмечается, что важным условием формирования личности в профессиональной сфере является проведение последовательной и взвешенной государственной политики в сферах информации, образования и науки, основой реализации которой должны стать экологическая информация и образование, соответствующее новым вызовы и угрозы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The transformation of pedagogy in the context of the development of a digital society

In the presented scientific article in the field of identifying existing problems and systematic formation of the development of modern pedagogy, first of all, the process of developing a specialized system related to the creation of a number of research experiments and practical actions within the framework of the content of the concept of digital categories of the humanities was considered directly. Systematic integration of various categories of technologies, both informational and directly communicative in the content of modern domestic educational activities is primarily a key factor and at the same time the subject of analysis of the dynamic development of methodological forms of education. A detailed study of specialized categories of pedagogical approaches aimed at considering solutions for further improving efficiency in the field of high-quality training of specialists in the humanities on the basis of the development of the already existing combined educational environment is presented. The content presents education directly as a tool that allows citizens to access key electronic resources – this is the priority national interest of the Russian Federation in the content of the systematic development of the information sphere of society. It is noted that an important condition for the formation of a person in the professional sphere is the conduct of a consistent and balanced state policy in the fields of information, education and science, the basis for the implementation of which should be environmental information and education corresponding to new challenges and threats.

Текст научной работы на тему «Трансформация педагогики в контексте развития цифрового общества»

Научная статья УДК 37.013; ББК 74.0

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-181-186 EDN: https://elibrary.ru/YWHMZX NIION: 2018-0077-4/23-413 MOSURED: 77/27-024-2023-04-612

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Трансформация педагогики в контексте развития цифрового общества

Андрей Васильевич Шульженко1, Александр Александрович Простяков2,

Наталья Валерьевна Гришина3

'Московское среднее специальное училище олимпийского резерва№ 1, Москва, Россия, shulgenko.78@mail.ru

2 Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия, prostyakov.alexander@yandex.ru

3 Мытищинский филиал Московского государственного технического университета им. Н. э. Баумана, Мытищи,

Россия, 530003@inbox.ru

Аннотация. Рассматривается непосредственно процесс разработки специализированной системы, связанной с созданием ряда исследовательских экспериментов и практических действий в рамках содержания концепции цифровых категорий гуманитарных наук. Систематическая интеграция всевозможных категорий технологий, как информационного, так и непосредственно коммуникационного характера, в содержание современной отечественной образовательной деятельности является в первую очередь ключевым фактором и одновременно предметом анализа динамического развития методологических форм образования. Приведено детальное изучение специализированных категорий педагогических подходов, направленных на рассмотрение решений для последующего повышения эффективности в области осуществления качественной подготовки специалистов сферы гуманитарных наук на базе развития уже имеющейся комбинированной образовательной среды. В содержании образование представлено непосредственно как инструмент, позволяющий гражданам получать доступ к ключевым электронным ресурсам - это приоритетный национальный интерес Российской Федерации в содержании систематического развития именно информационной сферы общества. Отмечается, что важным условием формирования личности в профессиональной сфере является проведение последовательной и взвешенной государственной политики в сферах информации, образования и науки, основой реализации которой должны стать экологическая информация и образование, соответствующее новым вызовы и угрозы.

Ключевые слова: образование, педагогика, цифровизация, дистанционное обучение, интерактивные методы

Для цитирования: Шульженко А. В., Простяков А. А., Гришина Н. В. Трансформация педагогики в контексте развития цифрового общества//Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. №4. С. 181-186. https://doi. org/10.24412/2658-638X-2023-4-181-186. EDN: YWHMZX.

Original article

The transformation ofpedagogy in the context of the development of a digital society

Andrey V. Shulzhenko1, Alexander A. Prostyakov2, Natalya V. Grishina3

1 Moscow Secondary Special School of the Olympic Reserve No. 1, Moscow, Russia, shulgenko.78@mail.ru

2 North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia, prostyakov.alexander@yandex.ru

3 Mytishchi branch ofMoscow State Technical University named after N.E. Bauman, Mytishchi, Russia

530003@inbox.ru

Abstract. In the presented scientific article in the field of identifying existing problems and systematic formation of the development of modern pedagogy, first of all, the process of developing a specialized system related to the creation of a number of research experiments and practical actions within the framework of the content of the concept of digital categories of the humanities was considered directly. Systematic integration of various categories of technologies, both informational and directly communicative in the content of modern domestic educational activities is primarily a key

© Шульженко А. В., Простяков А. А., Гришина H. В., 2023

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

factor and at the same time the subject of analysis of the dynamic development of methodological forms of education. A detailed study of specialized categories of pedagogical approaches aimed at considering solutions for further improving efficiency in the field of high-quality training of specialists in the humanities on the basis of the development of the already existing combined educational environment is presented. The content presents education directly as a tool that allows citizens to access key electronic resources - this is the priority national interest of the Russian Federation in the content of the systematic development of the information sphere of society. It is noted that an important condition for the formation of a person in the professional sphere is the conduct of a consistent and balanced state policy in the fields of information, education and science, the basis for the implementation of which should be environmental information and education corresponding to new challenges and threats.

Keywords: education, pedagogy, digitalization, distance learning, interactive methods

For citation: Shulzhenko A. V, Prostyakov A. A., Grishina N. V. The transformation of pedagogy in the context of the development of a digital society // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(4):181-186. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638X-2023-4-181-186. EDN: YWHMZX.

Большинство современных педагогов уже много лет ощущают, что современный мир является относительно стабильным, он вполне отчетливо поддается развитию и совершенствованию. Это связано с особенностями их рода деятельности: в целом, можно освоить профессию педагога в определенном учебном заведении, а далее уже систематически повышать свою квалификацию, ознакамливаясь с новыми методами и формами осуществления педагогической деятельности [2]. Кроме того, можно заниматься и изучением своей дисциплины, продолжать образование и обмениваться методическим опытом со сверстниками. Общество менялось медленно, и у людей было время понять и принять эти изменения. Сейчас мы живем в мире, который был описан как неустойчивый (изменчивый), неопределенный (неопределенный), сложный (комплексный) и неоднозначный - мир УиСА. Будущее, интегрирующее новые технологии и стандарты, появляется сейчас очень быстро, не всегда современные специалисты успевают к нему довольно хорошо подготовиться и адаптироваться. Немаловажную роль в формировании последующей адаптация к новым формам жизни выполняет и непосредственно образование: оно демонстрирует в своем содержании, как нужно жить в современных реалиях, как следует искать место работы в ходе появления постоянных модернизаций и изменений. Соответственно, задачей учителей в данном случае является формирование новых методов обучения, чтобы адаптация учеников проходила в ускоренном режиме и с высоким качеством. Но с реализацией данного положения возникает ряд затруднений [5].

Каждый педагог должен понимать, что он занимается формированием нового поколения, которые впоследствии будут осуществлять трудовую деятельность - так образовано абсолютно все устройство человеческого мира. Это означает, что неизбежен философский пересмотр имеющихся положений педагогических наук в соответствии с современной эпохой - эрой информатизации, когда наблюдается наличие значительного, так называемого «цифрового разрыва», существующего ме^ду разными поколениями. Вследствие этого требуются обращения к истокам, к основам педагогики, воспитания и обучения.

М. К. Петров (1923-1987), даже в гуманитарных кругах десятилетия назад, когда размышлял о причинах

182 РЕйДООО1СДЬ

возникновения и развития наукоемкой европейской науки и образования, уделял особое внимание понятиям, которые, вероятно, не потеряют своего значения. Они не были им изобретены, а тщательно продуманы, и, как часто бывает в гуманитарных науках, результаты его интеллектуальных усилий постепенно находят свое воплощение в теоретических инструментах.

Понятие представляет собой в первую очередь определенную фрагментацию имеющихся массивов знаний, выделяя при этом самые значимые, ключевые положения для современного типа общества. Крайне важно в данном случае выбрать главные методы и принципы формирования процесса фрагментирования, т. е., каким образом будет реализовываться процесс отбора значимых положений из всего имеющегося содержания. Не стоит забывать и о термине «трансмутация». Оно показывает, каким образом менялось и развивалось общество - это важный фрагмент при формировании качественной системы образования.

Тем вот более, в европейской истории, начиная с греков, был прорыв, который время от времени стихал, но оживлялся снова и опять. На остатках мифа о разрушении появилась наука, для начала в главном в первую очередь как определенные теоретические соотношения, образующиеся в основном ме^ду различными членами общества изначально в форме примитивных, однотипных философских мыслей и рассуждений, абстрагированных от ежедневной жизни, позднее подкрепленных эмпирическими причем даже экспериментальными вторжениями в действительность - как естественную, так и социальную, меж людьми - причем даже внутри людей. Но это вторжение все еще получает движение теоретическими догадками. Теория становится новым (постмифическим) методом упаковки и преображенья, даже трансформации (а все потому что не заходит в миф) познания и всей культуры, которая следует за ним.

Теория сделала знания компактными и обширными - чрезвычайно обобщенными и потому, мобильными и приспособляемыми, в том числе и для практических требований. Абстрактная теория могла быть превращена в самую общую практико-прикладную форму, а реализация ее преподавания и одновременно интерпретации осуществлялось в довольно немногочисленных категориях специализированных социальных институтах, которые обозначаются как университеты, методика

SCIENCES

преподавания в которых подразделялась не только на свои религиозные, но и на все страны мира, в том числе и экономические, и политические разногласия.

И неизбежным способом адаптации к этому ограничению личности является соответствующее расщепление знаний, памяти, культурного наследия (а не искусственного интеллекта). И это в первую очередь педагогическая задача. Педагогическая единица является продуктом этого индивидуального размерного расщепления.

Культуры держатся на них, а не на чем-то другом. Она проходит - через них - сама. И она также трансформируется в определенную культуру через людей, через их деятельность, в том числе творческую. Согласно довольно развернутому мнению знаменитого ученого-исследователя М. К. Петрова, третьим ключевым компонентом в понятийном аппарате педагогов является именно социокод, который интегрируется в содержании культуры определенного типа [3]. Непосредственно от конкретного сформировавшегося со-циокода зависит то, как система познания фрагмен-тируется и усваивается индивидами. Именно поэтому разные классы людей по-разному относятся к всевозможным достояниям, наследиям культуры. Приведенный термин определяет содержание фрагментации не только определенных сфер научных знаний, но и различных специализированных категорий деятельности.

Представленный вид концептуального посыла относится к системе развития, обогащения культуры, расширяя предмет ее исследования, в том числе и непосредственно содержание.

Так, например, в последние годы проводятся массовые забеги среди преподавателей, они вполне обоснованны, так как концентрируются

на формировании среди данных специалистов новых знаний и умений. Однако следует подчеркнуть, что в данном случае уровень развития сильно ограничивается ментальной вместимостью педагогов, соответственно, ряд представителей профессии не поддерживают систематическое проведение подобных мероприятий [14].

Благодаря наличию у людей определенных границ, относящихся к содержанию ментальной вместимости, и одновременному развитию системы искусственного интеллекта, все чаще в системе образования начали интегрироваться определенные информационные технологии.

В сложившейся ситуации рекомендуется систематически контролировать развитие системы образования - это позволит лучше адаптироваться под новые тенденции в функционировании общества. Сейчас наблюдается ряд глобальных изменений в обществе и уже становится очевидным то, что многие люди ведут себя подобно классическим консерваторам, формируя непринятие новых стандартов жизни и, соответственно, технологий. Кроме того, следует упомянуть и том, что роль учителей даже в современной системе образования не отходит на второй, задний план. Их функция все равно остается до-

минирующей, соответственно, деятельность педагогов также должна быть направлена на систематическое развитие, чтобы успешно принимать все внедряющиеся в обществе изменения и новшества [11].

Содержание прошлого столетия наглядным образом продемонстрировало то, каким образом проходит так называемая технологическая революция. Ее влияние отразилось не только на технической сфере жизни общества, но и на социальной и гуманитарной.

Продолжая формирование развития идеи М. Ма-клюэна, связанной с тем, что всевозможные категории информационно-коммуникационных процессуальных действий определяют уровень расширения окружающей системы человека. Соответственно, в данном аспекте всем преподавателям рекомендуется понять систему и интеграцию в процесс обучения специализированных видов практик, связанных с подготовкой людей для последующего их комфортного взаимодействия с информационной архитектурой общества в целом. Ключевой характеристикой новых категорий образования заключается в их открытости, в развитии у учеников социальных и научно-технических видов качеств.

Ключевыми, приоритетными видами направлений системы гуманитарного знания является в первую очередь систематическое расширение и последующая интеграция в содержание процесса обучения всевозможных эффективных информационно-коммуникационных технологий, как в качестве отдельного научного инструмента, так и непосредственно в роли определенного вида социокультурного объекта общества, для которого требуется реализовывать ряд аналитических процедур. В ряде содержаний качественных исследовательских работ выделяются следующие направления для реализации комбинации содержания гуманитарных наук с имеющимися компонентами цифровой, информационной среды:

1) осуществление переноса содержания гуманитарных наук в цифровую систему;

2) осуществление формирования целевых программ в области обучения, направленных на создание среди преподавателей-гуманитариев специалистов в области прикладной информатики;

3) увеличение исследовательских работ, направленных на поиск эффективных методов совмещения гуманитарных наук с современными прикладными видами информационныхтехнологий [10].

Вариативность, возникающая среди содержания системы научного познания при интеграции определенных технологических моделей, имеется довольно широкая. Так, например, даже относительно примитивная автоматизация лингвистического анализа различных текстовых материалов обладает различными способами реализации. Аналогичным образом можно охарактеризовать создание цифровых изображений, моделирование, построение цифровых типов библиотек, а также методы реализации цифровых категорий медиа.

В данной части следует отметить, что содержание гуманитарной науки не должно быть приложением к определенной информационно-технологической архи-

СКИЕ НАУКИ 183

тектуре, данная система должна занимать ключевую, доминирующую роль, иначе образовательный процесс будет неполноценным, он не будет соответствовать основным его целям и требованиям [9].

Отчетливо заметная тенденция информатизации процессов в контексте развития образовательных процессов позволила сформировать самое актуальное направления для проведения исследования в области изучения педагогических наук.

На текущий временной период интеграция ключевых, качественных категорий информационных технологий является приоритетным направлением развития системы образования в целом, так как именно на их основе базируется построение новых и модернизация существующих методических систем в сфере реализации преподавания.

Развитие процесса интеграции новых информационных технологий в сложный и многоэлементный процесс образования людей основывается на следующих ключевых целях:

- комплексное объединение всех значимых компонентов реализации процесса обучения;

- осуществление построения новых, более комплексных и рациональных с точки зрения используемых ресурсов методов образовательного процесса;

- постепенная модернизация уже имеющихся форм и методов в области организации непосредственно учебно-воспитательного вида процесса, деятельности человека.

Основываясь на представленных пунктах, можно еще раз подтвердить мнение экспертов о том, что именно возрастающая степень информатизации сложной и многоструктурной системы образования, во многом повлияла на возрастание потребности в создании абсолютно новых методологических систем в содержании педагогических наук, чтобы впоследствии обладать навыками управления векторами информационных процессов в сфере обучения людей. Вследствие развитие данного направления, сформировалась абсолютно новая методологическая система в образовании, именуемая как «цифровая педагогика».

Выдающимся ученым М. А. Чошановым определены и представлены следующие ключевые составляющие категории цифровой педагогики: электронная категория дидактики для обучающихся; формирование определенной архитектуры реализуемых педагогических процессов [15].

Осуществление процесса реализации представленной категории образовательного процесса, который включает в себя интеграцию цифровых технологий, основывается в первую очередь на структуре определенных методологических принципов, среди которых Д. С. Дмитриев выделяют в основном следующие:

- наглядность и емкость в образовательном процессе, его структурная логичность;

- эффективное, рациональное распределение учебного материала на весь срок длительности обучения;

- создание материалов с высоким уровнем интерактивности для большего вовлечения в процесс обучающихся;

- формирование качественной демонстрации материалов;

- обеспечение высокого уровня адаптивности и перестроения разных программ обучения к имеющимся особенностям и потребностям обучающихся [6, с. 95-97].

Структурное наполнение, архитектура цифровой педагогики прежде всего основывается на таких принципах, как интерактивность и прогрессивность. Здесь поддерживается совместные виды деятельности учеников, а также интеграция новых, более эффективных стандартов и технологий непосредственно в образовательный процесс [8].

На основе функционирования средств цифровой педагогики могут решаться задачи учебно-методического характера и организационно-творческого характера:

- рост способов коммуникации для передачи материалов учебного характера;

- формирование у обучающихся качественных когнитивных процессов для наилучшей адаптации в обществе;

- персонализация процесса обучения, развитие его гибкости и интерактивности, рост доступности для людей различных социальных категорий;

- создание спектра условий для развития в первую очередь творческой категории самореализации личности, а также для ее саморазвития в целом.

Ряд последних мировых событий лишь ускорил переход образовательной системы на твердые, надежные дистанционные информационные процессы, что отразилось и непосредственно на его качестве, люди стали чаще пользоваться образовательными услугами, особенно с возможностью реализации обучения в дистанционном формате [6, с. 32-35].

Но в то же самое время в последние годы возникли определенные трудности, связанные с осуществлением перехода образовательного процесса в дистанционный формат обучения. Многие ученики испытывали трудности с коммуникациями с преподавателями, что в свою очередь отразилось на степени качества усвоения ими определенных видов учебных материалов [4].

Дистанционное обучение, в частности, его качество, зависит еще и от степени мотивации обучающихся. Зачастую оно снижается именно из-за того, что ученики не желают получать знания, соответственно, качество усвоения ими материалов в данном случае значительно ухудшается [7].

Так, например, в результате произошедших в 2020 году событий, многим отечественным вузам тяжело было перенастраивать собственную работу под дистанционный режим, а именно: 10 % образовательных учреждений не имели даже базовых инструментов для реализации данного типа обучения, соответственно, о высоком качестве реализованного образовательного процесса и речи идти не может [1].

В 2020 году в основном обучение реализовывалось за счет демонстрации видеолекций, которые стали непосредственно ключевым инструментов его осуществления. Реализация обучения за счет данного метода обладает следующим рядом преимуществ:

- материал может демонстрироваться с высоким уровнем вовлечения и наглядности, которое может формировать возникновению у обучающихся особый энтузиазм;

- акцент в содержании лекций делается исключительно на значимые детали, компоненты научных знаний;

- появляется большая свобода в планировании собственного распорядка дня, деятельность учащихся становится более рациональной и оптимизированной;

- новые материалы осваивать становится гораздо проще за счет увеличения степени концентрации их содержания исключительно на основные положения;

- увеличивается мобильность учащихся, так как они могут проходить обучение в абсолютно любые точки мира, используя какое-либо устройство, например, ноутбук или планшет [13].

Еще раз следует подчеркнуть, что систематический рост цифровизации в области образования имеет как положительные стороны, так и отрицательные, сформировав, например, высокую степень обезличивания процесса обучения.

В данном случае личность в рассматриваемой информационной среде является определенным объектом, единицей, которая теряет ряд отличительных характеристик обучающегося, а это, соответственно, приводит к возникновению понижения уровня мотивации учеников в процесс получения новых знаний, а также последующее снижение результатов данного реализованного образовательного процесса [3]. Массовые онлайн-кур-сы, вроде как, увеличивают доступность образования, однако, если посмотреть с другой стороны, то они приводят к унификации образовательного контента, лишая классические учебные заведения способности развивать с обучающимися определенные научные теории, снижая тем вот самым возможность происхождения новых знаний и подходов [12].

Поэтому с целью регулярного формирования цифровых технологий нужно принимать во внимание огромное количество причин разного уровня, а формирование цифровых технологий обязано стать целенаправленным результатом взаимодействия системы образования на различных уровнях. Трансформация педагогики в контексте развития цифрового общества сопровождается двойственной педагогической действительностью, которая характеризуется наряду с классическими педагогическими приемами и методами применением цифровых технологий в образовательной деятельности педагога.

Библиографический список

1. Алешковский, И. А. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности / [И. А. Алешковский и др.] // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 32.

2. Баранников, А. В. Цифровая педагогика: орга-низационно-деятельностные аспекты взаимодействия учителя и учащихся в цифровой действительности / А. В. Баранников // Интерактивное образование. 2020. №3-4. С. 11-26.

3. Бондарев, М. Г. Реализация исследовательских студенческих проектов в условиях дистанционного обучения / М. Г. Бондарев, Л. А. Дикая // Педагогика. 2021. Т. 85. № 7. С. 68-80.

4. Брызгалина, Е. В. Цифровые трансформации педагогики: опыт повышения квалификации / Е. В. Брызгалина, Д. А. Алексеева, Э. Д. Дряева // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 161-167.

5. Василенко, К. А. Стеганография и педагогика: слабые и сильные стороны в печатных и цифровых учебных материалах / К. А. Василенко, Д. О. Курганов // Молодежь. Наука. Инновации. 2020. Т. 2. С. 162-164.

6. Грязнова, Е. В. Образование в информационной культуре человека: проблемы и перспективы : монография / Е. В. Грязнова, В. А. Глуздов. Н. Новгород : Ми-нинскийун-т, 2018. 136 с.

7. Грязнова, Е. В. Инновация: проблема трактовки сущности понятия в педагогике / [Е. В. Грязнова и др.] // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 1. № 7 (33). С. 160-164.

8. Дмитриев, Д. С. Формирование готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Д. С. Дмитриев. Самара, 2017. С. 23.

9. Ивашкина, Т. А. Исследование проблемных аспектов развития современной цифровой педагогики / Т. А. Ивашкина // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 145-147.

10. Крюкова, О. С. Традиционная и «Цифровая» педагогика в современном образовательном пространстве / О. С. Крюкова // Россия: тенденции и перспекти-выразвития. 2018. № 13-1. С. 176-179.

11. Петрищев, И. О. Обучение на основе средств цифровой педагогики как фактор повышения качества образовательных услуг и модернизации образования / И. О. Петрищев // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2021. № 1 (110). С. 183-190.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Повышение качества предоставления образовательных услуг в условиях дистанционного формата обучения / [Е. А. Челнокова и др.] // Вестник педагогических наук. 2021. № 7. С. 198-202.

13. Попова, А. В. Цифровая педагогика: к вопросу об изменении роли авторов педагогического процесса / А. В. Попова // Проблемы современного образования. 2021.№3. С. 81-93.

14. Салманова, Д. А. Проблемы адаптации студентов к учебной деятельности при дистанционном обучении / Д. А. Салманова, М. К. Билалов, Р. Д. Гаджиев // Вопросы педагогики. 2021. № 7. С. 265-271.

15. Чошанов, М. А. Дидактика цифровой эпохи: от преподавания к инженерии учения / М. А. Чошанов // Информатика и образование. 2018. № 9 (298). Ч. 1. С. 53-62.

Bibliographic list

1. Aleshkovsky, I. A. Russian university students about distance learning: assessment and opportunities /

!СКИЕ НАУКИ 185

[I. A. Aleshkovsky et al.] // Higher education in Russia. 2020. T. 29. No. 10. P. 32.

2. Barannikov, A. V Digital pedagogy: organizational and activity aspects of interaction between teacher and students in digital reality / A. V. Barannikov // Interactive education. 2020. No. 3-4. P. 11-26.

3. Bondarev, M. G. Implementation of student research projects in the conditions of distance learning/M. G. Bondarev, L. A. Dikaya//Pedagogy. 2021. T. 85. No. 7. P. 68-80.

4. Bryzgalina, E. V. Digital transformations of pedagogy: experience in advanced training / E. V. Bryzgalina, D. A. Alekseeva, E. D. Dryaeva // Higher education in Russia. 2021. T. 30. No. 5. P. 161-167.

5. Vasilenko, K. A. Steganography and pedagogy: weak and strong sides in printed and digital educational materials /K. A. Vasilenko, D. O. Kurganov//Youth. The science. Innovation. 2020. Vol. 2. P. 162-164.

6. Gryaznova, E. V Education in human information culture: problems and prospects : monograph / E. V Gryaznova, V A. Gluzdov. N. Novgorod: Minin University, 2018. 136 p.

7. Gryaznova, E. V Innovation: the problem of interpreting the essence of the concept in pedagogy /[E. V Gryaznova et al.] II Innovative economics: prospects for development and improvement. 2018. T. 1. No. 7 (33). P. 160-164.

8. Dmitriev, D. S. Formation of university teacher readiness to the use of e-learning tools in professional activities : dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.08 /D. S. Dmitriev. Samara, 2017.P.23.

9. Ivashkina, T. A. Study of problematic aspects of the development of modern digital pedagogy / T. A. Ivashkina II World of science, culture, education. 2021. No. 2 (87). P. 145-147.

10. Kryukova, O. S. Traditional and «Digital» pedagogy in the modern educational space / O. S. Kryukova II Russia: trends and development prospects. 2018. No. 13-1. P. 176-179.

11. Petrishchev, I. O. Education based on digital pedagogy as a factor in improving the quality of educational services and modernization of education /1. O. Petrishchev II Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after A.I. Yakovleva. 2021. No. 1 (110). P. 183-190.

12. Improving the quality of educational services in a distance learning format / [E. A. Chelnokova et al.] II Bulletin of Pedagogical Sciences. 2021. No. 7. P. 198-202.

13. Popova, A. V. Digital pedagogy: on the issue of changing the role of authors of the pedagogical process / A. V. Popova II Problems of modern education. 2021. No. 3. P. 81-93.

14. Salmanova, D. A. Problems of adaptation of students to educational activities during distance learning / D. A. Salmanova, M. K. Bilalov, R. D. Gadzhiev II Questions of pedagogy. 2021. No. 7. P. 265-271.

15. Choshanov, M. A. Didactics of the digital era: from teaching to engineering studies/ M. A. Choshanov II Computer Science and education. 2018. No. 9 (298). Part 1. P. 53-62.

Информация об авторах

А. В. Шульженко - кандидат педагогических наук;

А. А. Простяков - доцент кафедры физической культуры, факультета физической культуры и спорта СевероКавказского федерального университета, кандидат педагогических наук, доцент;

Н. В. Гришина - старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта Мытищинского филиала МГТУ имени Н. э. Баумана.

Information about the authors

A. V. Shulzhenko - Candidate of Pedagogical Sciences;

A. A. Prostyakov - Associate Professor of the Department of Physical Culture, Faculty of Physical Culture and Sports of the North Caucasus Federal University, Candidate ofPedagogical Sciences, Associate Professor;

N. V. Grishina - senior lecturer at the Department of Physical Culture and Sports of the Mytishchi branch of the Bauman Moscow State Technical University.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.06.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.

The article was submitted 17.06.2023; approved afterreviewing 12.12.2023; acceptedforpublication25.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.