Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПАЛЛАДИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ИНДИИ XVIII-XIX ВЕКОВ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПАЛЛАДИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ИНДИИ XVIII-XIX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / АРХИТЕКТУРА / ПАЛЛАДИАНСТВО / ЭВОЛЮЦИЯ / АРХИТЕКТОР / ВЛИЯНИЕ / ТРАДИЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цветкова Полина Олеговна

В статье изучается опыт эволюции палладианской архитектурной традиции XVIII-XIX веков в условиях колониальной политики Великобритании в Индии. Внимание уделено особенностям трансформации стиля и его региональным проявлениям, специфике строительных материалов и влиянию особенностей климатических условий. Описываются малоизвестные в отечественном научном обороте постройки палладианцев индийской ветви архитектурного направления, специфика биографий архитекторов и опыт создания проектов в колониальных условиях. Поднимается вопрос о профессиональном образовании зодчих и влиянии на создание проектов творческого наследия самого А. Палладио и его европейских последователей в XVII-XVIII веках. На приведенных примерах проводится анализ архитектурных особенностей построек и стилистические аналогии. Затронута тема значения архитектурного образа как политического символа, фактически сформированного именно в Индии целенаправленными действиями правительства колонии. Освещается вопрос принципиального влияния государственного заказа на архитектуру и сложение образа. Подробно излагается история проникновения стиля в архитектуру Индии на примере несохранившихся проектов и существующих зданий. Выявляются связь и аналогии с проектами А. Палладио и его последователей в других европейских странах. Статья направлена на расширение ракурса восприятия архитектурного движение палладианства и обогащение картины истории развития архитектуры классицизма и неоклассицизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE PALLADIAN TRADITION IN THE ARCHITECTURE OF INDIA IN THE 18TH-19TH CENTURIES

The article examines the experience of the evolution of the Palladian architectural tradition of the 18th-19th centuries under the conditions of the British colonial policy in India. Attention is paid to the peculiarities of the transformation of style and its regional manifestations, the specifics of building materials and the influence of climatic conditions. The constructions of the Palladians of the Indian branch of the architectural direction, the specifics of the biographies of architects and the experience of creating the projects in colonial conditions given and described are little known in the domestic scientific circulation. The question is raised about the professional education of architects and the influence on the creation of projects of the creative heritage of A. Palladio himself and his European followers in the 17th-18th centuries. On the given examples, the analysis of the architectural features of buildings and stylistic analogies is carried out. The theme of the significance of the architectural image as a political symbol, which was actually formed in India by the purposeful actions of the government of the colony, is touched upon. The question of the fundamental influence of the state order on architecture and the composition of the image is consecrated. The history of the penetration of style into the architecture of India is described in detail, using the example of not preserved projects and existing buildings. The connection and analogies with the projects of A. Palladio and his followers in other European countries are revealed. The article is aimed at expanding the perspective of perception of the architectural movement of Palladianism and strive to enrich the picture of the history of the development of architecture of classicism and neoclassicism.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПАЛЛАДИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ИНДИИ XVIII-XIX ВЕКОВ»

УДК 72.034(540)6

Doi: 10.31773/2078-1768-2023-62-189-193

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПАЛЛАДИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ИНДИИ XVIII-XIX ВЕКОВ

Цветкова Полина Олеговна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры «История и теория декоративного искусства и дизайна», Российский государственный художественно-промышленный университет имени C. Г. Строганова (г. Москва, РФ). E-mail: tsvetkovap@gmail.com, ORCID 0000-00021924-0712

В статье изучается опыт эволюции палладианской архитектурной традиции XVIII-XIX веков в условиях колониальной политики Великобритании в Индии. Внимание уделено особенностям трансформации стиля и его региональным проявлениям, специфике строительных материалов и влиянию особенностей климатических условий. Описываются малоизвестные в отечественном научном обороте постройки палладианцев индийской ветви архитектурного направления, специфика биографий архитекторов и опыт создания проектов в колониальных условиях. Поднимается вопрос о профессиональном образовании зодчих и влиянии на создание проектов творческого наследия самого А. Пал-ладио и его европейских последователей в XVII-XVIII веках. На приведенных примерах проводится анализ архитектурных особенностей построек и стилистические аналогии. Затронута тема значения архитектурного образа как политического символа, фактически сформированного именно в Индии целенаправленными действиями правительства колонии. Освещается вопрос принципиального влияния государственного заказа на архитектуру и сложение образа. Подробно излагается история проникновения стиля в архитектуру Индии на примере несохранившихся проектов и существующих зданий. Выявляются связь и аналогии с проектами А. Палладио и его последователей в других европейских странах. Статья направлена на расширение ракурса восприятия архитектурного движение палладианства и обогащение картины истории развития архитектуры классицизма и неоклассицизма.

Ключевые слова: Индия, архитектура, палладианство, эволюция, архитектор, влияние, традиция, политическая архитектура.

TRANSFORMATION OF THE PALLADIAN TRADITION IN THE ARCHITECTURE OF INDIA IN THE 18-19TH CENTURIES

Tsvetkova Polina Olegovna, PhD in Art History, Associate Professor of Department of History and Theory of Decorative Art and Design, Stroganov Russian State University of Design and Applied Arts (Moscow, Russian Federation). E-mail: tsvetkovap@gmail.com, ORCID 0000-0002-1924-0712

The article examines the experience of the evolution of the Palladian architectural tradition of the 18th-19th centuries under the conditions of the British colonial policy in India. Attention is paid to the peculiarities of the transformation of style and its regional manifestations, the specifics of building materials and the influence of climatic conditions. The constructions of the Palladians of the Indian branch of the architectural direction, the specifics of the biographies of architects and the experience of creating the projects in colonial conditions given and described are little known in the domestic scientific circulation. The question is raised about the professional education of architects and the influence on the creation of projects of the creative heritage of A. Palladio himself and his European followers in the 17th-18th centuries. On the given examples, the analysis of the architectural features of buildings and stylistic analogies is carried out. The theme of the significance of the architectural image as a political symbol, which was actually formed in India by the purposeful actions of the government of the colony, is touched upon. The question of the fundamental influence of the state order on

architecture and the composition of the image is consecrated. The history of the penetration of style into the architecture of India is described in detail, using the example of not preserved projects and existing buildings. The connection and analogies with the projects of A. Palladio and his followers in other European countries are revealed. The article is aimed at expanding the perspective of perception of the architectural movement of Palladianism and strive to enrich the picture of the history of the development of architecture of classicism and neoclassicism.

Keywords: India, architecture, Palladianism, evolution, architect, influence, tradition, political architecture.

Палладианство, зародившееся в Италии, представляет собой архитектурный стиль, который широко распространился по всему миру. Со временем палладианство стало новым символом политического статуса страны, определенной приметой социокультурной принадлежности. В Индии стиль стал применяться английскими колонизаторами на рубеже ХУШ-Х1Х веков [3]. Великобритания, в отличие от других европейских стран, явилась катализатором распространения палладианства как в Европе, так и во всем мире вследствие своей обширной колониальной политики. Основными исследователями трансформации стиля на индийском субконтиненте так же были английские ученые. Всеобъемлющая работа, посвященная индийским палладианцам, -это неопубликованная магистерская диссертация Д. Смит-Парр «Паладианство в Индии» (1984) [11], но, несмотря на ее название, она касается только палладианства в Калькутте. Обширная статья П. М. Гуерриери «Миграция архитектуры: наследие А. Палладио из Калькутты в Нью-Дели» (2021) [6], вопреки названию, только в общих чертах касается палладианства Калькутты и Дели, концентрируясь на типологии офицерских домов второй половины XIX века в Индии в неопалла-дианском стиле. В других трудах палладианство анализируется как особый стиль, относящийся только к одному конкретному зданию или частному проявлению. Так, например, в книге маркиза Г. М. Керзона из Кедлстона «Британское правительство в Индии: история вице-королей и правительственных домов» (1925) [4] внимание сосредоточено только на резиденции губернатора колонии в Калькутте.

В данной статье осуществлена попытка провести обзорный анализ всех значимых для истории развития и трансформации палладианства в Индии памятников второй половины XVIII -первой половины XIX века. Первыми архитек-

турными прецедентами в классическом стиле на территории Индии можно считать ряд зданий в Калькутте, в частности Форт Уильям (1758-1781)1, дом Совета (1764)2 и Представительство Ост-Индской компании (Дом писателей) (1777)3 архитектора Т. Лайон (1726-1793)4. В 1780-е годы в Калькутте был возведен кафедральный собор Святого Иоанна (1784-1787) по проекту военного инженера Д. Агга (1751-1815), по архитектуре продолжавший решения церкви Сан Мартин ин зе Филдс (1722-1726) Д. Гиббса в Лондоне5. В этих зданиях была сформулирована доктрина новой колониальной власти, на индийскую почву пришли формы ордерной архитектуры как олицетворение английской цивилизационной модели [10, р. 161-162]. Непосредственно палладианство как стиль и понятие в Индию первым «привез»

1 Первый английский колониальный форт в Индии, долго оставался основным административным и политическим центром колониального присутствия. Архитектура форта инспирирована проектами фортификационных сооружений венецианских архитекторов XVI века - М. Санмикеле и А. Палладио.

2 Снесен в 1799 году при изменении городской планировки Калькутты.

3 Здание, выстроенное для письмоводителей Ост-Индской компании, получило название Дом писателей. Здание было реконструировано дважды: в 1821 и в 1870 годах, поэтому на сегодняшний день главный фасад эклектичен.

4 Английский военный инженер, архитектор-самоучка, опирался на доступные труды по ордерной архитектуре, в частности на перевод «Четырех книг об архитектуре» А. Палладио.

5 Хотя фасад постройки, как и в церкви Сент Мери

ин зе Филдс Д. Гиббса, несет на себе отпечаток смешения стилей и чаще определяется исследователями как неоклассический, интерьер церкви совершенно пал-ладианский. Коринфские колонны гигантского ордера

буквально повторяют ордерные построения Иль Реден-торе А. Палладио.

лорд Р. Уэлсли (1760-1842), генерал-губернатор колонии (1798-1805) [1, р. 54]. Именно он стал проводить особую строительную политику, символически демонстрирующую в архитектуре манифест британского владычества.

В конце XVIII века колониальная политика, основанная только на силе и давлении, приносит все меньше результатов, поэтому было принято решение о создании нового «политического лица» власти Великобритании в регионе. Демонстрировать его правительство собиралось не столько местному населению, сколько территориальным противникам - французам, португальцам и гол-ланцам [8, р. 56-57]. Возникает проект колоссального здания в палладианском стиле - Дома правительства (1799-1803), архитектор Ч. Уайетт (1758-1819)6. Автор проекта являлся племянником модного английского зодчего Д. Уайетта и был хорошо знаком с примерами палладианских построек Англии.

В основе композиции всего ансамбля лежит принцип виллы А. Палладио, очень узнаваемый в прочтении главной части и подчиненных крыльев (баркесс). Главный фасад здания с портиком и решение полукруглого портика садового фасада создают отсылку к проектам английских палладианцев «второго поколения» [7, р. 39]. За основу структуры ансамбля взят пример усадьбы Кедлстон-холл в Дербишире (1759-1763) архитекторов Д. Пэйна и Р. Адама, что становится очевидным при взгляде на план постройки7. Определенными прототипами создания ансамбля в творчестве А. Палладио можно считать виллу Бадоэр, а в творчестве его ученика В. Скамоцци -виллу Мочениго. Палладианский характер архитектурного решения главного государственного здания Калькутты, вероятно, был продиктован устойчивой традицией восприятия палладианства как главного английского стиля ХУШ века, характеризующего и представляющего политическую

6 Военный инженер, мастер-строитель, племянник английского архитектора-палладианца Д. Уайетта. Среди наиболее знаменитых проектов Д. Уайетта, ставших образцами позднего английского палладианства, -замок Кул в Шотландии (1789-1798), Додингтон-холл (1798-1816), интерьеры Хевенингхам-холла (17811784).

7 В Кедлстон-холле два крыла, а в Доме правительства их четыре, таким образом можно говорить о разном масштабе построек.

и культурную мощь империи8. Однако некоторые архитектурные решения фасада, в частности, использование больших затененных лоджий-галерей со стороны паркового фасада, три основных этажа (в Кедлстон-холле два этажа), укрупненные интерколумнии и увеличенная высота потолков (для лучшей вентиляции) демонстрируют стремление приспособить строгий классицизм к региональным особенностям климата. В материалах исследований палладианского стиля Индии можно встретить критические высказывания относительно пропорциональных изменений ордерных решений Дома правительства, обвинения в отступлении от строгих правил классицизма и пал-ладианства, с чем отчасти можно согласиться [5, р. 27-28]. Однако общий характер ансамбля, несомненно, демонстрирует уверенное следование палладианской традиции9. Вслед за Домом правительства в Калькутте были построены несколько ключевых зданий в палладианском стиле10. Кроме этого, сохранился ряд примеров типовых проектов деревянных домов для английских офицеров (1805-1830) в Бомбее, Калькутте, Мадрасе, цитирующих решения фасада Дома правительства (главный портик) и развивающих в меньшем масштабе различные приемы палладианского сти-ля11. Существует несколько примеров построек резиденций местных представителей губернатора в разных частях Индии, продолжающих идеи

8 В данном случае палладианство как стиль, в том числе, было выбрано в пику стилю французской колониальной архитектуры, которая в основном развивалась в формах позднего рококо или неоклассицизма.

9 Интересным является уточнение авторства изначального проекта Кедлстон-холла, столь сильно повлиявшего на архитектуру индийского палладианства. Хотя на рубеже ХУШ-Х1Х веков эта постройка была преимущественно известна как проект Р. Адама (после его публикации под своим именем полного проекта Кедлстон-холла в «Британском Витрувии» в 1767 году), на самом деле первоначальный проект был выполнен зодчим Д. Пейном, который смог опубликовать свои проекты в трактате «Планы, фасады и разрезы домов дворянина и джентльмена» только в 1783 году.

10 Архитектор Ч. Уайетт пользовался именно примером более строгого, палладианского плана и фасадов Д. Пейна, что доказано множеством исследователей.

11 На всех планах типовых домов семей англий-

ских офицеров встречаются «молекулярные» структу-

ры заданных объемов помещений А. Палладио.

палладианской виллы, но с размахом, близким Дому правительства [9, р. 107]. Так, во дворце наместника Бенгалии в Муршидабаде (1804-1826) по проекту итальянского архитектора Э. Тиретты (1756-1810)12 продолжается развитие структуры палладианского загородного дома (центральный блок и баркессы) [2, р. 278], на фасаде чередуются портик и лоджии, используется гигантский ордер. Вся постройка имеет монументальный, имперский характер, в декоративных решениях ощущается усиление влияние неоклассицизма. Подобным примером можно считать и резиденцию Констанция Ла-Мартиньер (1795-1802)13 по проекту генерала инженерных войск К. Мартина (1735-1800). Огромный ансамбль, в основе которого лежит контурная схема плана виллы Бадоэр А. Палладио, снова подчеркивает имперское значение ордерной архитектуры в Индии. Определенное влияние архитектурного решения Дома правительства можно отметить и в главной городской ратуше Бомбея (1820-1833) по проекту военного инженера Т. Коупера (1781-1825). Хотя во многих аспектах архитектура этого здания уже отмечена отпечатком неоклассики, но общее решение комплекса, крупный ритм фасадного построения продолжают палладианскую традицию.

В первой четверти XIX века начинает активно развиваться один из центров колониальной администрации - Дели [12]. Самой ранней постройкой, в которой можно отметить продолжение утверждения палладианской традиции, является собор Святого Иакова (1820-1824) по проекту военного инженера Д. Скинера (1778-1841). Самым вероятным прототипом появления проекта исследователи считают проект собора Святого Павла в Лондоне К. Рена. Безусловно, что постройки несопоставимы по размерам и масштабу, но некоторую аналогию провести действительно представляется возможным. В середине XIX века некоторая часть зданий в Дели сохраняла палладианские черты, однако постепенно палла-

дианство было вытеснено эклектичным «индо-сарацинским»14 стилем.

Суммируя впечатление о трансформации палладианской традиции в Индии, хочется отметить, что именно в архитектуре колоний открываются новые аспекты явления. При том что большинство приведенных проектов созданы не профессиональными архитекторами, а военными инженерами, офицерами английского колониального корпуса, что естественно отразилось на уровне интерпретации палладианских идей и наложило на проекты политическую окраску. Становится отчетливо ясно, что палладианство, возможно, не столько стиль, сколько особая философия подхода к проектированию, система, позволяющая непрофессиональным архитекторам применить принципы классической ордерной традиции в собственных проектах. Здания возводят очень быстро, демонстрируя решительность и нерушимость британской колониальной власти. С задачей политической репрезентативности построек связан и очень крупный размер ансамблей. При этом как строительный материал применяют кирпич, фасады оштукатуривают и красят. Темпы строительства, отсутствие достаточного числа профессиональных мастеров и архитекторов, специфические материалы и климатические условия приводят к нарушению пропорций ордера, изменению соотношения масштаба разных частей сооружения. Одновременно с этим именно в Индии палладианство как архитектурная доктрина продвигалась губернаторами наиболее последовательно среди всех английских колоний. Можно наблюдать попытки прямого переноса образа английской усадебной архитектуры первой половины XVIII века в индийские штаты. Если в Европе неоклассицизм фактически стал причиной завершения палладианского стиля15, то в Индии, где палладианство появилось только во второй половине XVIII века, неоклассицизм

12 Архитектор из Венеции, не сохранилось точных данных о его образовании и роде занятий до приезда в Индию в 1780-х годах. При английской администрации он занимал должность архитектора и выполнял различные общественные и дипломатические поручения.

13 Палладианский характер имеет план комплекса и решение фасадов первого этажа, позже центральная часть была надстроена в индо-сарацинском стиле.

14 Стиль является вариацией смеси исторических мотивов - решений Возрождения, колониальных традиций, архитектуры Великих Моголов и индусских архитектурных традиций.

15 Формально опиравшийся на археологические знания о Греции и Риме, он нивелировал значение достижений ретрансляции античного наследия архитекторами Возрождения с их авторской адаптацией.

практически слит воедино с палладианской традицией. На примере Индии можно в целом говорить о новом звучании палладианского стиля как архитектурного элемента британской имперской доктрины. Если в самой Англии палладианство ХУП-ХУШ веков было стилем гуманистической

трансформации общества, символом демократизации, выражало настроение периода сентиментализма, то в колониях оно обрело политизированную окраску. С этим связан колоссальный масштаб построек и их специфическая изолированность от масштаба окружающей архитектуры.

Литература

1. Bhattacharya S. Unseen enemy: the english, disease, and medicine in colonial Bengal, 1617-1847. - Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2014. - 360 p.

2. Chopra P. South and South-East Asia // Architecture and Urbanism in the British Empire. - Oxford, 2016. -P. 278-317.

3. Colonialism as a civilizing mission: cultural ideology in British India. - London: Wimbledon Publishing Company, 2004. - 362 p.

4. Curzon G. M. British government in India: the story of the Viceroys and Government House: in 2 vol. - London: Cassel, 1925.

5. Davies P. Splendours of the Raj: British architecture in India, 1660-1947. - London: Penguin Books, 1987. - 272 p.

6. Guerrieri P. M. Migrating architectures: Palladio's legacy from Calcutta to New Delhi [Электронный ресурс] // City, Territory and Architecture. - 2021. - Vol. 8, article no. 6. - URL: https://www.researchgate.net/pub-lication/352066971_Migrating_architectures_Palladio's_legacy_from_Calcutta_to_New_Delhi (дата обращения: 02.10.2022).

7. Metcalf T. R. Architecture and the representation of empire: India, 1860-1910 // Representations. - 1984. - No. 6. -P. 37-65.

8. Morris J., Winchester S. Stones of empire: the buildings of the Raj. - Oxford: Oxford University Press, 2005. - 234 p.

9. Nilsson S. А. European architecture in India, 1750-1850. - London, 1968. - 215 р.

10. Rao N. Projections of empire: India and the imagined metropolis // Asian Affairs. - 2010. - Vol. 41, no. 2. -P. 161-177.

11. Smith-Parr G. Palladianism in India. Lord Wellesley's patronage of Charles Wyatt at Calcutta: his plan for the College of Fort William in Bengal and for a new Country Residence at Barrackpre. - London, 1984.

12. Volwahsen A. Imperial Delhi: The British Capital of the Indian Empire. - Munich; New York: Prestel, 2002. - 303 p.

References

1. Bhattacharya S. Unseen enemy: the english, disease, and medicine in colonial Bengal, 1617-1847. Newcastle upon Tyne, Cambridge Scholars Publishing, 2014. 360 p. (In Engl.).

2. Chopra P. South and South-East Asia. Architecture and Urbanism in the British Empire. Oxford, 2016, pp. 278-317. (In Engl.).

3. Colonialism as a civilizing mission: cultural ideology in British India. London, Wimbledon Publishing Company, 2004. 362 p. (In Engl.).

4. Curzon G.M. British government in India: the story of the Viceroys and Government House. In 2 vol. London, Cassel, 1925. (In Engl.).

5. Davies P. Splendours of the Raj: British architecture in India, 1660-1947. London, Penguin Books, 1987. 272 p.

6. Guerrieri P.M. Migrating architectures: Palladio's legacy from Calcutta to New Delhi. City, Territory and Architecture, 2021, vol. 8, article no. 6. (In Engl.). Available at: https://www.researchgate.net/publication/352066971_Migrat-ing_architectures_Palladio's_legacy_from_Calcutta_to_New_Delhi (acessed 02.10.2022).

7. Metcalf T.R. Architecture and the representation of empire: India, 1860-1910. Representations, 1984, no. 6, pp. 37-65. (In Engl.).

8. Morris J., Winchester S. Stones of empire: the buildings of the Raj. Oxford, Oxford University Press, 2005. 234 p. (In Engl.).

9. Nilsson S.A. European architecture in India, 1750-1850. London, 1968. 215 p.

10. Rao N. Projections of empire: India and the imagined metropolis. Asian Affairs, 2010, vol. 41, no. 2, pp. 161-177. (In Engl.).

11. Smith-Parr G. Palladianism in India. Lord Wellesley's patronage of Charles Wyatt at Calcutta: his plan for the College of Fort William in Bengal and for a new Country Residence at Barrackpre. London, 1984. (In Engl.).

12. Volwahsen A. Imperial Delhi: The British Capital of the Indian Empire. Munich, New York, Prestel, 2002. 303 p. (In Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.