Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЯ К КОНЕЧНОСТИ БЫТИЯ-В-МИРЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЦИФРОВЫХ ВЫЗОВОВ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЯ К КОНЕЧНОСТИ БЫТИЯ-В-МИРЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЦИФРОВЫХ ВЫЗОВОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
146
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕРТЬ / СТРАХ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / БЫТИЕ-В-МИРЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПОМИНОВЕНИЕ / ПАМЯТЬ / "ВИРТУАЛЬНЫЕ КЛАДБИЩА" / DEATH / FEAR / DIGITALIZATION / BEING-IN-THE-WORLD / SOCIAL NETWORKS / COMMEMORATION / MEMORY / "VIRTUAL CEMETERIES"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шинкова А.И.

Автор исследует трансформацию отношений конечности бытия-в-мире под влиянием цифровых вызовов. Цифровизация повседневности не только неизбежно меняет отношение к собственной смерти, но и трансформирует переживание смерти других. Делается вывод о том, что для современных подписчиков сообществ, посвященных публикациям смертей, сама смерть начинает восприниматься как нечто привычное, похожее на игру событие, страх в отношении смерти притупляется. Вместе с тем, принимая неотвратимость смерти, человек получает шанс начать жить подлинной жизнью в реальном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE ATTITUDE TO THE FINITENESS OF BEING-IN-THE-WORLD UNDER THE INFLUENCE OF DIGITAL CHALLENGES

The author researches the transformation of relations of finiteness of be-ing-in-the-world under the influence of digital challenges. The digitalization of everyday life changes the attitude to one's own death permanently, and also transforms the experience of the death of others. For modern subscribers of on-line communities dedicated to publishing deaths, death begins to be perceived as something familiar, like a game event, and fear is blunted. At the same time, a person, who accepted the inevitability of death, gets a chance to start living a real life in the real world.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЯ К КОНЕЧНОСТИ БЫТИЯ-В-МИРЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЦИФРОВЫХ ВЫЗОВОВ»

УДК 130.2

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЯ К КОНЕЧНОСТИ БЫТИЯ-В-МИРЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЦИФРОВЫХ ВЫЗОВОВ

А.И. Шинкова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Автор исследует трансформацию отношений конечности бытия-в-мире под влиянием цифровых вызовов. Цифровизация повседневности не только неизбежно меняет отношение к собственной смерти, но и трансформирует переживание смерти других. Делается вывод о том, что для современных подписчиков сообществ, посвященных публикациям смертей, сама смерть начинает восприниматься как нечто привычное, похожее на игру событие, страх в отношении смерти притупляется. Вместе с тем, принимая неотвратимость смерти, человек получает шанс начать жить подлинной жизнью в реальном мире.

Ключевые слова: смерть, страх, цифровизация, бытие-в-мире, социальные сети, поминовение, память, «виртуальные кладбища».

Под влиянием цифровизации трансформируются фундаментальные структуры, организующие бытийный опыт человека (эк-зистенциалы расположенности и временности бытия, «найденно-сти», «решимости быть» и т.д.), налицо кризис его экзистенции и идентичности, и, как следствие, радикально меняется отношение к конечности его бытия-в-мире. В связи с этим возрастает интерес к данной проблематике.

Что же стоит за этими изменениями? Что в этих условиях происходит с восприятием смерти? Почему это происходит? Попробуем ответить на поставленные вопросы на основе анализа содержания релевантного исследуемой проблематике ресурса социальной сети Вконтакте (https://vk.com/rip_pages)1.

© Шинкова А.И., 2020

1 Для анализа были использованы данные за июль 2015 - март 2020 гг. из публикаций в сообществе, самого сообщества, его подписчиков и аккаунтов умерших. Используемая для анализа информация создавалась пользователями 131

Отношение к смерти. На реальную смерть в условиях культуры постмодерна наложено табу, она заменяется игрой на тему смерти, симулякром смерти.Вместе с тем, урбанизация, глобализация и цифровизация изменили не только повседневную жизнь людей, но и их представления о конечности бытия. Это было также продиктовано тем, что вслед за разрушительными войнами XX в., унесшими жизни десятков миллионов людей, появлением оружия массового уничтожения, смерть стала повседневностью, человеческая жизнь существенно обесценилась. Конечно, процесс изменения отношения к смерти не столь очевиден, так как идет достаточно медленно. Но сегодня активность подписчиков социальных сетей демонстрирует наличие постоянного интереса к теме смерти2, а это значит, что смерть зримо присутствует в нашей жизни.

Социальные сети стали той средой, где ситуация радикально изменилась. В Вконтакте продолжают существовать страницы умерших или создаются специальные паблики на тематику смерти. Кроме того, люди получают возможность искать в социальных сетях участников трагедий и погибших в результате происшествий: публикация в СМИ о любом умершем человеке привлекает на его страницу тех, кто мог никогда не слышать о покойном и не заходить на его страницу прежде.

Табуированная ранее тема смерти сменяется искренним интересом к ней. Люди не только готовы теперь обсуждать произошедшее с ними лично, но и поддержать тех, кто переживает горе утраты. Почему же их так интересует смерть?

На самом деле этот интерес - явление не новое. Еще у славян существовал обряд «приручения» смерти. Период за неделю до весеннего равноденствия и вплоть до следующего полнолуния считался особым временем, когда граница меж мирами мёртвых и

вне раздела редактирования страницы, относится к разделу «Другая информация о пользователях» и не содержит персональных данных.

Подписчиками данного сообщества являются более 430 тыс. чел., также есть неопределенное количество людей, которые не являются подписчиками сообщества, но читают его записи и взаимодействуют с ними. Ежедневно в среднем публикуется 17 записей о гибели людей, совершается более 400 тысяч просмотров этих записей, ставится более 400 лайков и пишется более 700 комментариев.

живых стиралась, и в праздновании принимали участие все: и те, и другие. Смерть как бы соседствует с Жизнью. Например, Мас-ленница, которая всегда заканчивается ритуальным сожжением соломенного чучела. Люди «смирялись» с неизбежностью смерти, ежегодно её «прогоняя» и встречаясь с ней спустя год. По древним представлениям, смерть, как и всё живое, была смертна, а потому её должно похоронить так же, как мёртвого [1, с. 192].

С онтологической точки зрения смерть неуловима, её нельзя пережить как личный опыт. Еще античный философ Эпикур убеждал: «Не бойся смерти: пока ты жив — её нет, когда она придёт, тебя не будет». Но она присутствует в реальной жизни в виде ухода других.

Именно философы стали задаваться вопросами существования, смысла бытия и собственно жизни. На протяжении всей истории философии проблема отношения к смерти носила «сквозной характер» и решалась не однозначно. Одни считали смерть -это зло, а другие, наоборот, - благо3. Существовали различные модели практического отношения к смерти (к умирающему больному, к смертной казни и т.д.), они так или иначе были связаны с философским дискурсом соответствующей эпохи.

Например, Хайдеггер воспринимал смерть, как опыт, который "вытряхивает", "вырывает" человека из повседневного модуса существования в состояние сознавания бытия. Поэтому, по Хайдеггеру, для того чтобы вернуть себя себе, человек должен попасть в ситуацию, несущую угрозу его существованию. Здесь, в страхе, перед ним раскрывается истинная основа мира или «ми-ровость мира»: ничто. Постоянное осознание своего бытия, ответственности за него, принимая смерть как высшую ценность и смысл жизни - это и есть подлинный модус вот-бытия «сущего, который умирает самым сущностным образом». Итак, согласно Хайдеггеру бытие-к-смерти предполагает активность, ясность ума, внимательность духа (у Левинаса, напротив, человек на пороге смерти затопляется страданием, его горизонт возможностей свёртывается, он скован и пассивен). «Dasein» живет, лишь умирая, и только умирая, по-настоящему живет (или бытийствует).

3 Сократ определял смерть как тайну: может быть, она есть переход в небытие, а может быть, если душа бессмертна, смерть - это вовсе не зло, а благо. 133

Для наших современников (подписчиков сообществ, посвященных смерти) важным оказывается сам человек, его жизнь и существование на фоне размышлений о смерти. Общий посыл комментариев - жить каждым мгновением, не тратить время на бессмысленное, ценить то, что имеешь. Читая записи о смерти, подписчики, в первую очередь, задумываются о жизни, кого-то это мотивирует становиться лучше.

Но, листая ленту с новостями, в том числе и про смерть, и постоянно просматривая записи «как про меня», с картинками, цитатами или мемами в похожих друг на друга пабликах (сообществах), человек живёт не своей жизнью, а жизнью тех тысяч и миллионов людей, для которых этот контент и создавался, а значит, и умирает «по образцу». Наблюдается процесс унификации, как бы усреднения человека, его «нормализация» или стереоти-пизация. Пользователи социальных сетей образуют нечто обобщённое — человека «вообще», определённого типажа, усреднённого типа, на который создатели постов (записей, публикаций в социальных сетях) и ориентируются как на целевую аудиторию. «Бытие-с-(другими)», умирание «по образцу» обезличивает человека.

Молодежь общается на тему смерти, главным образом, в социальных сетях. Для старшего поколения смерть связана с приватной сферой, с переживаниями умирания. И разговоры о смерти, как правило, ограничиваются абстрактными категориями. У молодых все выглядит иначе.

Трансформируется само отношение к смерти. Она как таковая уже не пугает, как раньше. Постоянная демонстрация ее в медиа-пространстве упрощает ее восприятие, она становится естественным, обыденным явлением. Начинается всё с малого - с компьютерных игр или игр на телефонах. Персонажи или выживают, делая правильный выбор, успевая своевременно среагировать на опасность, или умирают, при этом истрачивая лишь одну из «жизней». Смерть превращается в игру: благодаря эффектам гей-мификации человек без внутреннего содрогания может всерьез планировать свои похороны, письма любимым и друзьями, записывать посмертные статусы и т.д. Смерть превращается в процесс конструирования окружающей нас сетевой реальности — все еще

искусственной, но уже как будто и более «настоящей», учитывая опыт совместного бытия человека и машины.

С одной стороны, детей как бы с детства «приучают» к мысли, что смерть неизбежна. И она в своей цифровой версии, обретает упорядоченность и достоинство. В танатосенситивной4 цифровой среде смерть возникает как сообщение-событие в программировании. Смерть - это ситуация, происходящая с объектами системы и провоцирующая их переход из одних состояний в другие, она превращается в зримый и проектируемый опыт. Будучи спланированным публичным актом, смерть может стать весьма красивым жестом, способом предъявить миру самые сокровенные мысли и переживания.

С другой стороны, под влиянием таких игр в дальнейшем формируется представление, что любой поступок обратим, а любые слова можно вернуть назад, что становится причиной многих проблем в повседневной жизни, так как нарушается представление о необратимости происходящих в жизни процессов. Из-за ложного убеждения, что каждое решение можно изменить в любой момент, грань между жизнью и смертью стирается. За этими играми, правда, люди часто забывают, что жить с достоинством еще можно, а вот умереть - точно нельзя.

Опыт смерти других. Наши современники не боятся слушать о смерти других, отчуждаясь от этого феномена.

Хайдеггер считал что, человек, отказываясь видеть смерть в своей повседневной жизни, загораживался от неё самой жизнью, рутинными заботами [2, с. 254]. Современный активный пользователь социальных сетей отгораживается от неё, постоянно листая и просматривая из любопытства, от нечего делать «чьи-то смерти», «чьи-то жизни», они становятся лишь «одними из», очередными, не имеющими особой ценности. В свободное время он заходит в группы, посвященные смерти, и листает записи. Они мелькают достаточно быстро, пока не появится какой-нибудь «интересный» случай, который привлечет внимание. Тогда он

4 Танатосенситивность - феномен более универсальный. Это следствие пополнения цифрового пространства новыми виртуальными субъектами, возникающими за счет смерти как события, что случается с живыми людьми только в офлайн среде, но запускающего цепочку событий уже в среде цифровой. 135

внимательно изучает представленную об этом конкретном человеке информацию, переходит в его профиль, делает собственные выводы, делится ими с другими подписчиками, общается через комментарии с родственниками и знакомыми умершего, выражает скорбь или иные собственные ощущения/эмоции, вплоть до издевательских.

Сообщение о смерти в онлайн подчас становятся своеобразным «спусковым крючком» сетевого растормаживания, порождая флейминг и RIP-троллинг, речевую агрессию на месте практик траура. Некоторые подписчики (и не только) выступают в роли агрессоров, привлекая к себе внимание через негативные комментарии на страницах умерших («как я рад, что ты умер», «эй, ты умер что ли? не велика потеря»), кто-то ищет поддержки и самоутверждения через комментарии «Press F» и шутки про смерть («земля пуховиком», «счастья - здоровья умершему»), кто-то, наоборот, привлекает к себе внимание через ложь о знакомстве и родстве с умершим.

В какой-то мере все выше перечисленное - это выражение страха перед смертью, ибо читая, по какой причине умер кто-либо, он неосознанно ставит себя на его место, «переживает его смерть» как свою собственную. «Пролистывая» фото умерших и читая о них информацию, он каждый раз как бы переживает чужую смерть как свою, примеряет её на себя, оценивает, «проигрывает», как бы это могло произойти с ним или не могло. Смерть других, в какой-то мере становится его собственной смертью, вызывая тревогу, порождает экзистенциональный страх перед неизвестным и неопределённым, который может приводить к фрустрации, вызываемой ожиданием небытия. Но, с другой стороны, учит жить с этим страхом, спасаться от него. Он, конечно, понимает, что когда-нибудь умрет, но в то же время старается убежать от мысли о собственной смерти. А к смерти других он относится совершенно иначе. Благодаря им он учится жить с этим экзистен-циональным страхом, переживая его на примерах других, пытается защититься от него, привыкает к мысли о конечности бытия.

Практики поминовения и памяти подверглись трансформации, т.е. digital-модификации в виртуальном мире. Смерть — событие одновременно приватное и публичное. В цифровую эпоху факт ухода из жизни может стать поводом для обсуждения почти для

каждого. Сегодня на смену уединенного ухода из жизни, сопровождаемого вниманием ограниченного количества людей, приходит «убытие» под пристальным наблюдением самой широкой аудитории социальных сетей. Социальные сети могут позволять проявлять коллективные виды скорби иначе, чем традиционные виды медиа. Так называемые поминки, проводимые пользователями социальных сетей, потенциально теряют статус приватности. Они становясь объектом интереса любого любознательного пользователя сети. В отличие от их ограниченной во времени и пространстве оффлайн-версии, поминки становятся сейчас перманентным ритуалом, который разыгрывается каждый раз, когда пользователь соцсети или блога решает отметить умершего в своем посте.

Именно социальные сети сегодня служат местом для выражения горевания и чувства утраты, поклонения, памяти, нахождения в сети после смерти человека, коммуникации в тематическом сообществе и т.д. Любой может воспользоваться функцией общения с умершим родственником. Сети становятся частью взаимодействия между живыми и мертвыми. Страницы являются специфическими медиа: они одновременно позволяют общаться как с умершим, так и с живыми - «людьми вокруг». Но личная память и. коллективная скорбь обычно были разъединены. Из-за изменений общественных норм и развития технологий в социальных сетях подобное разделение выглядит все менее нечетко.

Так как большая часть страниц «открыта», люди имеют возможность оставлять комментарии непосредственно на них. Это способ «общаться» с умершим «напрямую» или с их родственниками, достигая собственных целей. «Стена» аккаунта отождествляется с человеком, поэтому ее комментирование выше: 60 % комментариев оставляется там и 40 % - под фотографиями акка-унта. Наибольшее распространение получило информирование о смерти владельца страницы на ней самой (дата смерти, причина, дата и время похорон, кто получил доступ к странице). В 95 % случаев близкие/родственники заходили в аккаунты умерших от их лица, отвечая на комментарии кого-либо, читая переписки, просматривая фото, решая «поминальные» вопросы. Собственно на самих страницах (в 34 % случаев) есть скорбные записи от близких им людей. В большинстве случаев (72 %) эта скорбь не 137

разовая, близкие им люди регулярно «навещают» страницу, оставляя на ней свои переживания, мысли, воспоминания, связанные с умершим человеком, сохраняя с ним связь и посмертно.

На самой странице после гибели владельца, можно отметить различные формы их «жизни» - на некоторых стали публиковаться, например, записи о благотворительной помощи людям с заболеваниями схожими с теми, которые привели к смерти владельца.

Смерть материальна: забирая человека, она оставляет его следы, которые для живых превращаются в почти сакральные «за-линкованные5 объекты» (linking objects), хранилища напоминаний об ушедшем. Наследники аккаунтов умерших сталкиваются с проблемой наследования цифровых следов в виде защищенных биометрическими сканерами устройств, забытыми паролями от игровых и библиотечных аккаунтов, счетов и т.д. Возникает вполне естественный для социальной сети феномен: продолжение «жизни» аккаунтов мертвых, появление электронных мемориалов. Сегодня «виртуальное кладбище»6 всегда под рукой (подручное).

Онлайн-пространство становится таким же значимым местом памяти, каким являются традиционные кладбища. И в нем возникают «виртуальные кладбища». «Человек не может жить без кладбища», с этим не поспоришь [3, с. 51]. Раньше могилы, курганы предков располагались бок о бок с усадьбами живых. В основе погребального ритуала лежал страх не перед смертью, а страх перед мертвыми; он-то и поддерживал строгость соблюдения и поразительную устойчивость данного ритуала в течение многих веков.

Сегодня с помощью существующих графических, голосовых, жестовых или материальных (осязательных) интерфейсов в цифровой среде создаются репрезентации, имитации (чат-боты). За пределами сети они выступают иконическим знаком вещей, связанных с покойным.

5 Отправить/оставить линк (Линк в переводе с английского - ссылка) на файл или страничку в интернете.

Сайты массового упоминания умерших (погибших) людей в качестве новой платформы для выражения горевания и чувства утраты.

Отношение к бессмертию. Интерес к цифровой смерти (или, скорее, ее невозможности) возрастает благодаря онлайн-практикам припоминания, прощания, наследования и квазибессмертия. Первобытный человек приравнивал смерть к жизни, она была для него лишь границей, после которой начиналась новая жизнь в новом мире. Раз после смерти жизнь будет продолжена где-то в другом месте, то для человека перестает существовать ужас смерти. Развитие цифровых технологий привело к формированию иллюзии «жизни» после смерти. Цифровой след делает человека бессмертным в цифровом пространстве. Его благие (и не очень) дела впечатываются в историю мировой паутины, как наскальные рисунки в стены пещер. Вычистить себя из интернета невозможно. Как невозможно себя в него не впустить. Собственно физическая смерть зачастую не становится в новых цифровых реалиях условием смерти социальной. Умершие люди (или их аватары, аккаунты) продолжают выполнять действия, проявлять себя какой-то публикационной активностью и иными формами вовлеченного взаимодействия с другими во многом благодаря именно цифровым сервисам. Пользователи наблюдают возрастание акторных возможностей «мертвых» двойников, цифровых останков. Мемориальные аккаунты применяются даже для рекламы товаров и услуг. Бывают случаи, когда страница умершего человека не только не выпадает из информационной среды, но становится более популярной, чем при жизни (такая тенденция существовала и в старых медиа, обычные люди обретают известность — не при жизни, а именно после своей смерти). Только в Facebook сейчас порядка 50 млн. аккаунтов «мертвых душ» [4]. Всего через несколько лет в социальных сетях страничек умерших людей будет больше, чем живых, так как «виртуальное тело» может существовать в интернет-пространстве бесконечно, не имея за собой реального объекта, обладающего телесностью. Происходит «деконструкция» всякого центра человеческой идентификации в этих новых условиях цифрового мира. Если древние египтяне пытались для достижения бессмертия сохранить тело, то современное человечество пытается сохранить «душу», перенести её на материальный носитель, представить её в цифре - создать такого цифрового двойника - и «цифровая душа» сможет жить вечно. Это личный «аватар» в мире онлайн, ко-139

торого человек создает при жизни. Прежние антропологические инстанции (душа, дух, сознание, личность), претендующие на роль центра человеческой идентификации, редуцируются, что ведет к прекращению существования человека и начале его «веще-ствования». У «вещи» в цифре по сравнению с «человеком» есть онтологическое преимущество: она может морально устаревать, но не умирать. Так почему бы не согласиться с тем, что качественное присутствие в «цифре» может выглядеть как последовательное использование компьютерных программ, позволяющих быть цифровым вместо того, чтобы быть мертвым? Что, если обновленная за счет норм танатосенситивности система позволит пользователям не просто временно обретать качество виртуального объекта (в формате профиля), а выстраивать прижизненную модель человеческого поведения с учетом построения претендующих на вечность виртуальных двойников? То есть того, что разработчики называют digital afterlife - с поправкой на то, что в сети нет ни «настоящей» смерти, ни «настоящей» жизни [5, с. 17].

У человека как вида сущего, который умирает самым сущностным образом, вдруг появилась возможность «жизни» даже после смерти через аккаунты в социальных сетях. Фактически же, не мы, а цифра уже существует вместо нас, а наше существование ещё нужно доказывать. Получается, что важнейшим потенциалом этой новой цифровой среды обитания выступает обретение человеком нового субъектного статуса цифровой вещи. Создавая ак-каунты в социальных сетях, почтовых агентах, мы уже делаем первые шаги в этом направлении. Пройти через отчуждение самой принадлежности к живым путем овеществления себя в виде аккаунта уже означает в каком-то смысле презреть бренность.

Смерть, к которой фактически приговорен человек законами эволюции, переживается каждым сугубо индивидуально. Неизбежность смерти постоянно напоминает о необходимости спешить жить. Ведь человеку не дано писать черновик жизни: времени хватит лишь на то, чтобы жить со всей полнотой, активно созидая совершенство, творя добро, порядок, красоту.

Таким образом, сегодня благодаря созданию киберпростран-ства и виртуальной реальности, меняется отношение индивида к конечности собственного существования, приходит осознание,

что принимая неотвратимость смерти, человек начинает жить подлинной жизнью в реальном мире.

Библиографический список

1. Базанов В.Г. Герой побеждает смерть // Базанов В.Г. Поэзия русского Севера. Петрозаводск: Карелия, 1981. С. 186-195.

2. ХайдеггерМ. Бытие и время. М.: Академ. проект, 2015. 460 с.

3. Люббе Г. В ногу со временем: сокращенное пребывание в настоящем. 2-е изд. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2019. 456 с.

4. Что делают соцсети с аккаунтами умерших людей / Яндекс -Дзен. 2018. 05 ноя. URL: https://zen.yandex.ru/media/tonkostiru/ chto-delaiut-socseti-s-akkauntami-umershih-liudei-5be0377c6ff97800aa528968 (дата обращения: 07.10.2020).

5. Мороз О. Смертельная чувствительность // Археология русской смерти: death studies journal. 2018. № 6. С. 6-30.

TRANSFORMATION OF THE ATTITUDE TO THE FINITENESS OF BEING-IN-THE-WORLD UNDER THE INFLUENCE OF DIGITAL CHALLENGES

A.I. Shinkova

Perm State University

The author researches the transformation of relations of finiteness of be-ing-in-the-world under the influence of digital challenges. The digitalization of everyday life changes the attitude to one's own death permanently, and also transforms the experience of the death of others. For modern subscribers of on-line communities dedicated to publishing deaths, death begins to be perceived as something familiar, like a game event, and fear is blunted. At the same time, a person, who accepted the inevitability of death, gets a chance to start living a real life in the real world.

Keywords: death, fear, digitalization, being-in-the-world, social networks, commemoration, memory, "virtual cemeteries".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.