ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 35-36.
УДК 001.14.141 М.Г. Федотова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ОЗНАЧИВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Рассмотрены способы преодоления аномии транзитивного общества и закрепления нового ценностно-нормативного консенсуса при помощи линейной, бифуркационной и полифуркационной моделей означивания социальной информации. В качестве наименее травматичного способа преодоления аномии транзитивного общества обоснован переход от бифуркационной модели к линейной на базе консенсуса.
Ключевые слова: трансформация общества, аномия, означивание, линейная модель, бифуркационная модель, полифуркационная модель.
В эпоху социальных трансформаций вместе с изменениями социальных институтов радикальные перемены переживает также жизненный мир индивида, происходит конструирование новой социальной реальности. От того, каким «видится» новое общество, каким способом означивается информация о нем, зависит итог общественных перемен. Как возможно преодоление аномии, сопровождающей институциональные перемены?
Существует три типа моделей означивания социальной информации: линейный, бифуркационный и полифуркационный. Основанием для выделения этих типов является протекание процесса означивания как линейного, нелинейного и хаотического процесса. Линейный тип означивания демонстрирует совпадение кодов коммуникатора и коммуниканта. Бифуркационный тип моделей означивания социальной информации предполагает наличие бинарных оппозиций, являющихся для коммуниканта альтернативными. Полифуркационный тип моделей означивания предполагает наличие множества различных кодов [1].
Полифуркационная модель означивания социальной информации соответствует начальному этапу процесса преобразования общественной системы, началу транзитивности. Как общественная система, так и вслед за ней языковая система входит в Ь8-режим. Для общественной системы это означает, например, исчезновение социальных институтов, девальвацию национальной валюты и др. Социальный хаос приводит, в свою очередь, к релятивизму ценностей, неопределенности представлений о перспективах развития общества. Все это в дальнейшем порождает целый спектр вариантов означивания проекта нового общества.
Действие бифуркационной модели разворачивается на фоне адаптации общества к аномии (Р. К. Мертон), травме (П. Штомпка). Мертон выделяет пять типов адаптации: подчинение, инновация (обновление), ри-туализм, ретретизм и мятеж (бунт) [2, с. 304]. Каждому из типов соответствует собственный вариант реализации модели означивания социальной информации. Поскольку бифуркационная модель предполагает два варианта означивания «проекта» нового общества, постольку ей соответствуют инновация и мятеж, предполагающие переосмысление в режиме диалога либо целей транзита, либо институционализированных средств их достижения, либо и того, и другого. Подчинению, ритуализму и ретретизму в силу либо абсолютного принятия (подчинение), либо абсолютного отказа от формулировки новых целей (ритуализм) или отказа от поиска новых целей и средств их достижения (ретретизм) соответствует линейная модель означивания социальной информации.
© М.Г. Федотова, 2013
Зб
М. Г. Федотова
Инновация, «через которую конфликт и переживания, связанные с неудачей в достижении цели, устраняются путем отказа от институциональных средств и сохранения стремления к достижению успеха» [2, с. 306], предполагает выработку такого «проекта» нового общества, который бы сохранял цель предшествовавшего этапа развития, но средства ее достижения должны быть принципиально иные. Например, «социализм с человеческим лицом» означает при сохранении социалистической ориентации Чехословакии в 1968 г. институционализацию демократических методов управления.
«Мятеж имеет место в случае, когда освобождение от господствующих стандартов, являющееся результатом неудачи или ограниченности перспектив, ведет к попытке ввести “новый социальный порядок”» [2, с. 306]. Например, реализация проекта «светского государства» в традиционно мусульманских странах (Турция, Египет).
Институционализация новых целей и средств их достижения в транзитивном обществе требует их принятия не просто как директивно заданных социальными субъектами (прежде всего властью), а в качестве включенных в повседневную жизнь индивида. Это можно осуществить лишь через интенсивную и многостороннюю коммуникацию социальных субъектов между собой. Институционализация процедур рационального диалога должна привести к созданию «неограниченного коммуникативного сообщества» (К.-О. Апель). Этот вариант реализации бифуркационной модели является идеальным. В силу сложности соблюдения всех необходимых условий: наличия активной общественности, необходимости построения целерационального диалога и формализованных процедур его проведения, а также длительности перехода от аномии к новым ценностным ориентациям, переход от бифуркационной модели к линейной может быть осуществлен не в режиме диалога, а путем навязывания определенного варианта означивания «проекта» нового общества.
Пассивным типам адаптации - подчинению, ритуализму и ретретизму - соответствует линейная модель означивания социальной информации [3, с. 15]. Адаптация по типу «подчинение» наиболее типична для общества, находящегося в состоянии динамической стабилизации. В этот период сохраняется консенсус, достигнутый на предыдущих этапах общественного развития, реализуется линейная модель означивания социальной информации.
Два типа адаптации, более типичные для транзитивного общества (ритуализм, ретретизм), в которых общественность пассивна, предполагают различные варианты ухода общественности от создания «проекта» нового общества в ритуальную коммуникацию, предпочтение формальных способов взаимодействия. В сфере коммуникации это означает нарушение диалога власти и общественности. Зачастую при внутреннем протесте происходит внешнее принятие текущего положения дел и действий (или бездействия) власти. Таким образом, в ходе приспособления общества к аномии по типу «ритуализм» и «ретретизм» происходит искусственное сведение бифуркационной модели означивания к линейной.
Итак, пассивным типам адаптации к аномии (подчинение, ритуализм и ретре-тизм) соответствует линейная модель означивания социальной информации. Эта модель реализуется по традиции (привычке) при адаптации по типу «подчинение»; в связи с представляющейся недостижимой конечной целью при адаптации по типу «ритуализм»; в связи с «бегством от действительности» при адаптации по типу «ретре-тизм».
ЛИТЕРАТУРА
[1] Федотова М. Г. Модели означивания социальной информации в транзитивном обществе. Омск, 2012.
[2] Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966.
[3] Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социс. 2001. № 1.