Научная статья на тему 'Трансформация национального образа России в системе межкультурной коммуникации'

Трансформация национального образа России в системе межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
671
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ РОССИИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / IMAGE / NATIONAL IDENTITY / NATIONAL IMAGE OF RUSSIA / SOCIO-CULTURAL COMMUNICATION / NATIONAL IDEA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антонюк Екатерина Юрьевна, Трунёв Сергей Игоревич

Концептуализируется понятие «национальный образ». Определяются сущность и содержание образа России в исторической, культурно-философской и географической парадигмах. Выявляется система дискурсивных практик социально-культурных отношений, составляющая основу формирования национального образа страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of the Russian National Image in the System of the Cross-Cultural Communication

The concept of the national image is conceptualized. The essence and the content of the Russian national image in the historical, cultural and philosophical, and geographical paradigms are defined. The discursive practices system of the socio-cultural relations, making a basis of the country national image formation comes to light.

Текст научной работы на тему «Трансформация национального образа России в системе межкультурной коммуникации»

E.Yu. Antonyuk, S.I. Trunev

Transformation of the Russian

National Image

in the System

of the Cross-Cultural

Communication

The concept of the national image is conceptualized. The essence and the content of the Russian national image in the historical, cultural and philosophical, and geographical paradigms are defined. The discursive practices system of the socio-cultural relations, making a basis of the country national image formation comes to light.

Key words and word-combinations: image, national identity, national idea, national image of Russia, socio-cultural communication.

Концептуализируется понятие «национальный образ». Определяются сущность и содержание образа России в исторической, культурно-философской и географической парадигмах. Выявляется система дискурсивных практик социально-культурных отношений, составляющая основу формирования национального образа страны.

Ключевые слова и словосочетания: имидж, национальная идентичность, национальный образ России, социально-культурные коммуникации.

УДК 323.11:327(470+571) ББК 66.3(0)5+66.2(2Рос)

Е.Ю. Антонюк, С.И. Трунёв

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА РОССИИ В СИСТЕМЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

I I ациональный образ есть определенная знаковая и текстовая система, основное предназначение которой заключается в выражении национально-цивилизационной и социально-культурной коммуникационной идентичности. Национальный образ нашей страны в настоящее время находится в активной стадии формирования, что связано как с глобальными цивилизационными процессами, в том числе с явлением глобализации, так и с социально-культурными, политическими, правовыми, экономическими трансформациями, происходящими в российском обществе, и с изменением вектора восприятия населением России самих себя с последующей сменой менталитета. Понятие национального образа является весьма дискуссионным и пока не получило достаточно четкой дефиниции в работах философов и культурологов. В то же время активно разрабатывают вопросы исследования национального образа России в дискурсе социально-культурных отношений философы, культурологи, психологи, историки, этнологи, экономисты, географы, политологи и представители ряда других наук. Этим объясняется тот факт, что отсутствует четкая дефиниция термина, а также не выделены до сих пор конкретные признаки, позволяющие описать национальный образ той или иной страны в определенном и унифицированном формате.

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 6 3

Одним из признанных теоретиков, разрабатывающих концепцию национального образа, является Г.Д. Гачев, в философско-культурологических работах которого определяются природа, основное содержание, признаки, тенденции эволюционирования национального образа мира, в частности России. В трудах Я.З. Чеснова понятие, сущность и разновидности национального образа страны определяются с позиций современной этнологии. Целый пласт научных работ образуют труды ведущих отечественных специалистов, прежде всего политологов, социологов и имиджеологов, рассматривающие не образ страны, а имидж, уточняющие взаимосвязь между этими понятиями (Э.А. Галумов, Г.Г. Почеп-цов, Э.Я. Баталов и др.). Отдельные культурологические аспекты понятия национального образа раскрывают О.Д. Волкогонова, Н.Н. Рубцов, М.Ю. Лотман, А.П. Гуревич, А.П. Садохин, Т.Г. Стефаненко, С.Г. Тер-Минасова (активно развивающая также и лингвистический подход к пониманию национального образа) и другие. Весьма велик вклад Э.А. Галумова в проблематику исследования национального образа России. Цикл его работ (2000-2005) направлен на создание оригинальной концепции национального образа, в основе которой лежат следующие вопросы: а) теоретическое осмысление понятия «национальный образ»; б) проблема типологизации национальных образов; в) определение роли национальных образов в позиционировании стран и национальных культур; г) прикладные аспекты позиционирования национального образа России в международной системе.

Анализ работ перечисленных авторов позволяет увидеть наметившиеся и развивающиеся направления исследования национального образа России в контексте этнической интерпретации и социально-культурных отношений. Одно из наиболее значимых направлений - определение природы, теоретической сущности и содержания феномена национального образа России с прослеживанием его формирования и развития на протяжении всего периода становления российской национальной культуры и государственности.

Другое, не менее представительное направление - определение национального образа России через категорию имиджа с последующей взаимоувязкой данных понятий, а также разработкой стратегий позиционирования, имиджи-рования и брендирования России, ее этнической и культурной картин на международной арене. Близкими к данному направлению представляются попытки ученых рассмотреть национальный образ России в качестве производного от национальной культуры и национальных интересов, объединенных в рамках национальной идеи как определенного программного ориентира, курса развития государства, совершенствования его национальной политики. Сюда же можно отнести и попытки разработки концепции национального образа применительно к России с приоритетным социально-культурным наполнением указанного феномена и последующим его позиционированием как во внутренней среде, так и вовне.

Следующее направление предполагает использование категории «национальный образ России» в качестве своеобразного инструмента для формирования внутри- и внешнеполитических ориентиров развития страны, что подчеркивает политический характер национального образа, делает указанное понятие прикладным по своей направленности и применимости. К данному направле-

6 4 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

нию примыкает ряд работ историков и географов, позволяющих проанализировать историю и способы построения национального образа современной России, рассмотреть национальный образ страны в географо-культурном контексте, выявить и обозначить роль географических факторов в формировании и эволюционировании национального образа страны. Замыкает совокупность социально-политически ангажированных подходов понимание национального образа России как системы этнических стереотипов, имеющих не только современный инновационный, но и эволюционно-исторический характер, связанный с длительным их формированием, вызреванием под воздействием как внешних, так и внутренних факторов.

Выделяются и более узкие (в теоретическом и практическом отношении) подходы. Так, в трудах ряда специалистов национальный образ России трактуется и затем соответствующим образом описывается как знаково-символичес-кая система, что позволяет говорить о приоритетности в его основе не материальной, а духовной культуры. Некоторыми специалистами национальный образ России понимается через решение метафизического вопроса о месте и предназначении России в истории человечества посредством попытки выявить выражения национального лица России среди других национальных ликов, а также провести необходимые сопоставления в рамках компаративного анализа национальных образов разных стран с целью выделения некоторого модельного образа.

Собственно вопрос влияния на образ России разного рода коммуникативных процессов объединяет совокупность следующих направлений. Сложнейшими аспектами для исследования, развиваемыми лишь единичными авторами, являются вопросы национально-культурной идентичности России в лингвистической и коммуникационной парадигмах. Существуют некоторые прикладные исследования, связанные, к примеру, с транслированием национального образа России при помощи туризма, то есть организованных поездок российских туристов в зарубежные страны. Группа специалистов осуществляет научные исследования, связанные с выявлением и определением степени влияния внешних факторов на развитие и совершенствование национального образа России. При этом рассматриваются чаще всего основные тенденции, оказавшие воздействие на национальный имидж России в последние годы (китаизация, американизация, диснеезация, компьютеризация и т.д.).

Технология формирования и последующего позиционирования национального образа России и ее регионов в прикладном аспекте развивается в трудах некоторых отечественных и зарубежных исследователей. Данный подход предполагает системное теоретико-методологическое исследование национального образа страны с точки зрения различных наук, что позволяет выработать единую концепцию имиджа России, претворить ее в жизнь. Наконец, в последнее десятилетие активизировались исследования, связанные с решением проблемы восприятия иностранцев россиянами, что также следует рассматривать в качестве одного из направлений исследования национального имиджа России, а также своеобразного шага для упрочения связей между различными культурами и народами, достижения взаимопонимания.

Рассматривая процесс формирования национального образа России в контексте социально-культурных отношений, необходимо подчеркнуть, что он свя-

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 6 5

зывается прежде всего с развитием так называемой русской национальной идеи. Зарождение русской идеи относится к началу XIX в., что сопряжено в первую очередь с победой России в Отечественной войне, последующим вовлечением ее в гущу европейских политических отношений. История формирования и эволюционирования русской идеи убеждает нас в том, что для русских национальная самоидентификация практически никогда не была основной ее составляющей, приоритет же всегда оставался за государственной идентичностью. В совокупности составляющих русской национальной идентификации особо выделяются следующие:

- территориальная, подчеркивающая величину российских просторов («родная земля», «мать сыра земля», «Родина-мать», «широка страна моя родная», «просторы российские...» и т.д.);

- природная, показывающая несметность и величину российских природных богатств («страна озер», «страна рек», «страна лесов», «нефтегазовая столица мира», «всемирная кладовая» и т.д.);

- этноязыковая, демонстрирующая специфику и неповторимость русского языка («родина Даля», «великий и могучий русский язык», «язык Пушкина и Лермонтова», «языковое разнообразие», «страна сотен народов и культур» и т.д.);

- культурная, наглядно демонстрирующая вклад страны в мировую культуру («русская культура», «космическая держава», «страна Пушкина, Достоевского», «родина Чайковского» и т.д.);

- историческая, показывающая важность некоторых исторических событий, происходивших в России, для мировой истории и цивилизации («народ-защитник», «страна-освободитель», «подвиг Сусанина» и т.д.);

- обывательская, раскрывающая сущность национального образа страны через обыденные и повседневные представления о ней, чаще всего иностранцев («по улицам городов России ходят медведи», «россияне в валенках греются на печах», «русские едят черную икру ложками», «русские - самые расточительные» и т.д.).

В формировании и развитии национального образа России в разные периоды играли роль различные варианты национальной идеи. Так, И.В. Борисенко пишет, что в период после принятия христианства большое значение имел факт распространения христианской веры. Русь становилась христианским государством, то есть культурно близким к другим государствам христианского мира. В период княжеских междоусобиц, феодальной раздробленности неоспоримую роль в образовании Великорусского государства сыграла идея «Москва -Третий Рим». На сплочение различных социальных и этнических групп в Российской империи заметно повлияла концепция «Православие. Самодержавие. Народность». Представления о Москве как о центре, которому предначертано историей человечества совершить мировую революцию, сыграли значимую роль в период образования Советского Союза. Идеалы братства и дружбы советских народов, а также идея интернационального долга помогали в советские годы объединять народы. Таким образом, «в истории развития отечественного общества можно выделить три идеи в плане создания единого государства, консолидации различных этнических и социальных групп: этнический (формирования рос-

6 6 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

сийской нации), религиозный и политический факторы (объединение всех народов и земель под эгидой определенной государственной идеологии)...» [1, с. 7].

В настоящее время Россия снова сталкивается с проблемой идентификации. Определенный путь ее решения видит Э.А. Баграмов в утверждении понятия «многонациональный народ России», который ученый определяет как «исторически складывающаяся на обширных территориальных пространствах Российской Федерации общность людей разных языков, культур и конфессий; она выражает в современных условиях процесс государственного единения народов России, сохраняющих наряду с некоторыми общими признаками свою национальную самобытность» [2, с. 201]. Это означает, что национальный образ постсоветской России «созревает» в недрах национального самосознания и находит свое выражение в различных вербальных и невербальных формах (произведениях литературы, живописи, фольклоре, политических текстах и т.д.). При этом национальный образ России призван стать выражением национальной идеи объединения представителей этнических групп и диаспор, политических и конфессиональных групп.

Итак, национальный образ страны (или, как его называют многие авторы, имидж страны) - системное и собирательное понятие, коллективная национальная ценность любого государства, имеющая международное значение. Именно он является неким мерилом, показателем, определяющим статус страны, степень сформированности нации, культуры, иных сфер жизни и деятельности общества. Любой национальный образ - продукт коллективного восприятия, массового политического сознания, властных действий, проистекающий в своей природе из национальной идеи, представленной, в свою очередь, совокупностью национальных интересов государства как во внутренней, так и во внешней среде. По мнению Э.А. Галумова, национальный образ страны следует рассматривать через призму ее национальных интересов, которые сегодня состоят в следующем: обеспечении территориальной целостности и независимости Российского государства; построении рыночной экономики, основанной на товарном производстве, с перспективой широкого выхода отечественных товаров на мировой рынок; всемерной демократизации общественной жизни и утверждении подлинного народовластия; создании условий для свободного развития и проявления индивидуальности каждой личности, реализации ее духовного потенциала; активизации интеграционных процессов со странами -членами СНГ; упрочении на международной арене мира и безопасности; усилении миротворческой роли России [3].

В свою очередь, на динамизм национального интереса (а соответственно, и на национальный образ России) оказывают существенное влияние общемировые цивилизационные тенденции, главными из которых являются:

- возрастающее влияние на политическую жизнь отдельных государств представителей национальной и мировой криминальной среды, изменяющей в своих интересах механизмы государственно-политического целеполагания, и появление в связи с этим благоденствующих «криминальных» государств, анклавов и территорий;

- образование параллельной виртуальной экономики, то есть экономики, базирующейся не на природных ресурсах и эффективном производстве, а на

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 6 7

технологиях, дающих возможность получения прямой прибыли исключительно благодаря самому процессу управления, не подкрепленному мировыми финансовыми потоками;

- девальвация гуманистической составляющей международной политики, усугубляющая разобщенность «богатого» и «бедного» миров и, как следствие, ужесточение проводимой государствами «политики национальных интересов любой ценой»;

- бесконтрольное развитие «сетевого общества», приводящего к размыванию суверенности государств и ставящего под вопрос саму их необходимость.

Территориальная ограниченность государств оборачивается неуправляемостью основных товарных, финансовых и миграционных потоков и крушением суперэтносов. В то же время благодаря почти необратимым изменениям векторов ценностной ориентации населения от развития к потребительству происходит не только деградация уровня массового образования и воспитания, но и заметное ухудшение цивилизационного генофонда [4, с. 52].

Следует акцентировать внимание на том, что национальный образ России можно воспринимать как извне (глазами иностранцев), так и изнутри. Например, образ России для самих россиян увязывается с тремя основными факторами: с насущными потребностями, которые являются превалирующими в настоящее время; с попытками быть в тренде основной национальной идеи; с восприятием своей страны как особого мира с собственными характеристиками, неповторимой культурой, традициями, сложившейся системой социальных отношений (причем воспринимается это часто и с негативным оттенком). В последнее время, в связи с событиями на Украине, восприятие России как особого мира, противостоящего всему остальному миру, заметно усилилось.

Особым средством формирования национального образа России в дискурсе межнациональных социально-культурных отношений является туризм, так как при взаимодействии представителей разных стран, разных культур происходит не только передача культурного опыта, имеющая позитивный характер, но и многие негативные процессы, степень которых варьирует от настороженного отношения к иностранцам до полного их неприятия с элементами так называемого культурного шока, что часто выражается даже в агрессии по отношению к приезжим отдыхающим.

В данной ситуации турист является основным носителем элементов национальной культуры той или иной страны. Это обстоятельство привело и к культурно-туристской стереотипизации, свидетельством которой стали утверждения о том, что немцы скупы, японцы требовательны, англичане чопорны, американцы высокомерны, русские расточительны и невежественны и т.д. Таким образом, туриста можно рассматривать и в качестве объекта, и в качестве субъекта межкультурной коммуникации, то есть своего рода транслятора национального и культурного опыта России. Если к этому добавить еще и тот факт, что за рубеж выезжают в среднем в год около 15 млн туристов, то можно предположить, какой вклад в формирование национального образа России они вносят.

Многочисленные опросы, проводимые СМИ, а также в Интернете, позволяют сформировать традиционный образ российского туриста, который экстраполи-

6 8 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

руется на национальный образ России в индивидуальном и массовом сознании иностранцев, запечатлевается в нем. Так, типового российского туриста можно охарактеризовать следующими эпитетами: «склонен к алкогольным возлияниям и неадекватному поведению»; «любитель "халявы"», «бесцеремонен и невежественен», «крайне расточителен и показушен», «требователен на уровне конфликтности», «не готов к сотрудничеству и компромиссу», «склонен к бравадам», «не владеет иностранным языком и современными способами и средствами коммуникаций», «имеет скверный характер». Среди позитивных эпитетов можно назвать только достаточный уровень образованности, дружелюбное отношение к представителям других наций.

Многие исследователи считают, что появление стереотипа о русском туристе за границей как о «дикаре и хулигане» относится еще к временам перестройки, и он с тех пор был растиражирован в печатных и интернет-изданиях. К таким стереотипам относятся пьянство, скандальность и некультурное поведение. Часто встречаются такие высказывания в отношении русских отдыхающих (к которым иногда также относят украинцев и белорусов): «они не знают, что такое вежливость», «все русские - легкодоступны». К этому добавляется мнение о российских туристах как о «неотесанных нуворишах, которые крадут коврики из гостиничных номеров, жгут костры у бассейнов и, что самое ужасное, учат своих детей воровать вареные яйца со шведского стола в ресторане» [5].

Таким образом, налицо проблема формирования позитивного национального образа России. Для решения указанной проблемы В.В. Аксючиц предлагает отталкиваться от разрабатываемой им концепции духовно-культурного оздоровления русской нации, которая должна включать несколько направлений. Одно из них - изменение духовного и нравственного состояния общества, подразумевающее в себя культивирование чувства любви к своей большой и малой Родине, национальную гордость, гражданскую ответственность, так как без ощущения национальной принадлежности, без чувства патриотизма человек ущербен. В числе основных мер улучшения духовного и нравственного состояния общества также ценности семьи и здорового образа жизни, чувство ценности жизни и ответственного отношения к жизненному предназначению, свободы чести, достоинства, творческой инициативы личности, духовные приоритеты в развитии личности и т.д.

За этим следует сохранение и воссоздание исторических традиций. Так, страной и ее гражданами до сего дня не востребован огромный исторический и культурный ресурс тысячелетней цивилизации. Восстановление общенациональной самоидентификации возможно только на основе базовых ценностей и жизненно важных традиций русской культуры, в связи с чем необходима целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов в воссоздании российских духовных, религиозных, нравственных, общественных, государственных, семейных традиций.

Требуется также сохранение и воссоздание культурного достояния. Культура должна существовать и финансироваться не по остаточному принципу, ибо культурные достижения являются смыслом и оправданием существования цивилизации, в связи с чем необходимо повышать статус культурного наследия и

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 6 9

культурного творчества, так как восстановление традиционной духовности и культуры возвращает народ к национальным архетипам - пробуждает великие таланты великого народа и присущую ему историческую активность.

Восстановление общенационального единства также является одним из приоритетных направлений. Оно включает в себя преодоление разобщения власти и общества, интеллигенции и власти, элиты и общества, преодоление идейного антагонизма и корпоративных конфликтов в элите и в среде интеллигенции культивированием общенациональных целей и объединяющих идеалов; преодоление денационализации одних и маргинализации других групп интеллигенции вовлечением в осуществление общенациональных программ; преодоление тенденций сепаратизма и национализма путем осознания исторического предназначения российской нации, органично объединяющего народы.

С данным пунктом коррелирует гуманитарный аспект преодоления угрозы демографической катастрофы: пробуждение в народе воли к жизни и к борьбе за самосохранение; повышение социального и нравственного статуса семьи, материнства и детства. Необходимо на государственном уровне признать бедственное состояние России в демографическом плане и проводить в жизнь грамотную и эффективную демографическую политику, включающую поддержку не только «рублем», но и конкретными действиями социального характера.

Следующий пункт - гуманитарный аспект экологической безопасности: воспитание бережливого отношения к национальному природному достоянию как родной среде обитания; мобилизация общественного мнения для противостояния гибельным тенденциям потребительской цивилизации, разрушительным действиям властных и хозяйственных структур. Каждый гражданин должен быть ориентирован на сохранение своего большого дома - природы страны и планеты, для чего важно восстановить традиционное русское жизнеощущение, в котором природа - не отчужденная холодная натура, предназначенная для потребления, а живая и родственная сущность.

Важная роль принадлежит формированию стратегического ресурса общества. Мобилизация активной части граждан на осуществление жизненно важных национальных проектов создает возможность воспитания новой национальной элиты, а это, в свою очередь, требует разработки программы формирования нового поколения России - свободного и ответственного, динамичного и духовного, глобально мыслящего и патриотически ориентированного. При этом особое внимание следует уделить не только отдельной личности, но и формированию в стране благоприятного предпринимательского климата.

Разработка и проведение в жизнь национальной идеи не менее значимы. Новая и вместе с тем основанная на российских традициях национальная идеология формирует национальный образ России и задает историческую миссию российской цивилизации; объясняет обществу, куда ведет его российская власть; придает смысл существованию России и жизни ее граждан; является духовной основой национального единения; пробуждает национальную энергию как основной мобилизующий ресурс для плодотворных преобразований.

7 0 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

Завершает список необходимость разработки идеологии русского прорыва, или идеологии мирового лидерства. Требуется определить место России в современном мире и возможности ее эффективного выживания, которые не сводятся к тому, что общество должно восстановить что-то из утерянного либо кого-то догнать и перегнать или войти куда-то (в «Европейский дом», в современную цивилизацию...). «Отвечая на исторические вызовы нового века, необходимо мобилизовать национальные энергии в направлениях возможного прорыва и создания цивилизации опережения, цивилизации глобального равновесия, так как духовные, культурные, интеллектуальные, научные ресурсы российского общества позволяют не только создавать новейшие технологии, но и формировать новые цивилизационные установки, новые парадигмы мироустройства» [6].

Итак, национальный образ России в дискурсе культурологических исследований и социально-культурных отношений можно определить как совокупность акцентуаций национальной идеи государства как во вне, так и во внутренней среде, позволяющих судить о степени сформированности национальной культуры, менталитета, государственности, национального характера и иных качеств, характеризующих национальную идентичность и выраженных в виде системы национальных интересов государства (как внешне-, так и внутриполитических).

Современный национальный образ России - плод его исторического развития, акцентуируемый при помощи большого количества носителей русской национальной культуры, одним из наиболее мощных из которых является туризм. Исторический процесс формирования и эволюционирования национального образа страны от Древней Руси к советской и современной России наложил несомненный отпечаток на восприятие иностранцами российской действительности, в частности российской культуры и ее носителей. Следствием этого стало системное и преимущественно негативное восприятие национального образа нашей страны, культивируемое большинством зарубежных и даже рядом отечественных СМИ.

Библиографический список

1. Борисенко И.В. Национальный образ России: философско-культурологический анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2008.

2. Баграмов Э.А. Многонациональный народ России // Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты: энцикл. слов. М., 2001.

3. Галумов Э.А. Стратегия формирования образа России в аспекте национальных интересов // Обозреватель - Observer. 2003. № 4.

4. Владимиров А.И. О национальной государственной идее России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. 2000. № 3.

5. Таранова Ю.В. Туристский имидж страны // Имидж государства и региона: современный подход: новые идеи в теории и практике коммуникации: сб. науч. трудов. Вып. 3. СПб., 2009. URL: http://www.posprikaz.ru/2013/02/pochemu-russkix-turistov-ne-lyubyat-za-granicej/.

6. Аксючиц В.В. Национальный образ России // Интернет-журнал Сретенского монастыря. 2002. № 2.

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 7 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.