Научная статья на тему 'Эволюция образа страны в философско-культурологической парадигме'

Эволюция образа страны в философско-культурологической парадигме Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
278
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ СТРАНЫ / ЭВОЛЮЦИЯ / ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / COUNTRY IMAGE / EVOLUTION / PHILOSOPHICAL AND CULTUROLOGICAL PARADIGM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антонюк Екатерина Юрьевна

Рассматриваются эволюционные аспекты развития концепта «образ страны» с точки зрения философской и культурологической наук. Анализируются основные характеристики образа страны. С позиции авторского подхода раскрываются особенности эволюции образа России в философско-культурологической парадигме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evolution of a Country Image in the Philosophical and Culturological Pardigm

The evolutionary aspects of the concept development “the country image” is considered from the point of view of philosophy and cultural studies. The basic characteristics of the country image are analyzed. The author’s approach, revealing the peculiarities of the evolution of the Russia’s image in the philosophical and culturological paradigm is given in the article.

Текст научной работы на тему «Эволюция образа страны в философско-культурологической парадигме»

E.Yu. Antonyuk The Evolution of a Country Image in the Philosophical and Culturological Pardigm

The evolutionary aspects of the concept development “the country image” is considered from the point of view of philosophy and cultural studies. The basic characteristics of the country image are analyzed. The author's approach, revealing the peculiarities of the evolution of the Russia's image in the philosophical and culturological paradigm is given in the article.

Key words and word-combinations: country image, evolution, philosophical and culturological paradigm.

Рассматриваются эволюционные аспекты развития концепта «образ страны» с точки зрения философской и культурологической наук. Анализируются основные характеристики образа страны. С позиции авторского подхода раскрываются особенности эволюции образа России в философско-культурологической парадигме.

Ключевые слова и словосочетания: образ страны, эволюция, философско-культурологическая парадигма.

УДК 1:316 ББК 60.00

Е.Ю. Антонюк

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА СТРАНЫ В ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ

^Образ страны - динамичный феномен, появляющийся с момента возникновения государства и эволюционирующий весь период исторического освоения и заселения территории. В условиях глобализации, конвергенции культур, национальной ассимиляции и метисации образы начинают переплетаться друг с другом, вступать в сложные взаимодействия, что часто приводит к утрате самобытности народов. В статье рассматриваются и интерпретируются эволюционные аспекты развития концепта «образ страны» с точки зрения философской и культурологической науки.

По мнению Д.Н. Замятина, «...образ страны или региона - это достаточно устойчивые, стратифицированные и динамичные представления, которые соотносятся с какими-либо политико-, историко- или культурно-географическими территориями. Образ маркирует район, отсутствие образа - признак его слабой выраженности, неустойчивости или недостаточного уровня его ментальной освоенности индивидом. Известно, что обычно существует некий стержневой образ, который разветвляется, и на него нанизываются вторичные и “поддерживающие” образы. Стержневой образ страны или региона вписывается в более широкую систему образов. Некоторые из них зарождаются в виде тесно взаимосвязанных пучков. Они имеют разный генезис и различный жизненный цикл.» [1, с. 57-66].

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 121

Особенности динамики образа страны определяются двумя главными факторами. Первый - экзогенный фактор, воздействующий на перемещения и детальную траекторию образа конкретной страны в рамках более широкой образногеографической системы. Такого рода перемещения связаны зачастую со специфической «войной образов», в которой автохтонные образы инкорпорируются, порой достаточно мучительно и с рядом сложных трансформаций, в расширяющиеся, «пришлые» образно-географические системы. Второй - эндогенный фактор, влияние которого обусловлено в первую очередь степенью устойчивости местных образных представлений и одновременно их способностью гибко трансформироваться в условиях своего рода внешней «образной агрессии».

Образ страны устойчив и в то же время динамичен в своем эволюционировании. Под воздействием эндогенных и экзогенных факторов происходит развитие образа страны по двум сценариям.

Первый сценарий подразумевает взращивание и последующее инкорпорирование образа той или иной страны в более развитый образ, который впоследствии его поглощающий, ассимилирующий. Этим объясняется возникновение в мире цивилизационных регионов, а также мировых культур - испанской, греческой, латиноамериканской, славянской, австрало-индонезийской и т.д.

Второй сценарий предполагает формирование и развитие образа страны, обладающего максимальной степенью автономности и аутентичности. При этом следует отметить, что такого рода страны и культуры в настоящее время встречаются крайне редко и без соответствующей ассимиляции репрезентируются в качестве полиобраза или исчезают совсем (например, культура майя, ацтеков и т.д.).

В.В. Лапкин и В.И. Пантин утверждают: « Образ страны - и Россия здесь не исключение - есть результат своеобразного сплава традиции и социокультурных перемен, обусловленных изменением ее внутреннего и внешнего положения. Трансформация этого образа во времени обусловлена рядом факторов -динамикой исторических обстоятельств, переменами в культуре и в системе доминирующих ценностей, а также сдвигами в глобальной политической ситуации и в соотношении сил на международной арене...» [2, с. 7]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что образ страны формируется преимущественно эволюционно, поступательно.

И.Ю. Киселев указывает на то, что при анализе эволюционной парадигмы образов стран следует учитывать четыре наиболее важные их характеристики [3].

Во-первых, хотя образ страны представляет собой результат познавательной деятельности субъектом самого себя и других участников международных отношений, характеристики образа соответствуют основным показателям объективной реальности. Они всегда соотнесены с субъектом - государствами как участниками международных отношений, которые характеризуются определенным географическим положением, политическим режимом, особенностями экономической системы, демографическими показателями и другими «объективными» параметрами. Образ страны опосредует и преломляет через себя внешние воздействия, в функциональном плане предшествуя поведению иностранных субъектов.

Во-вторых, характеристики образа страны являются достаточно устойчивы-

1 2 2 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

ми, позволяя выделить паттерны построения образа определенного государства конкретными личностями, социальными группами, населением страны в целом. Вместе с тем возможности политических лидеров и отдельных социальных групп конструировать ситуативные образы государства позволяют отразить изменчивый характер их представлений, а значит и их действий в различных социальных ситуациях.

В-третьих, важное свойство образа страны связано с тем, что хотя по своей природе он является субъективным, тем не менее организация образа основана на интерсубъективных структурах, состоящих из общего понимания реальности, ожиданий и социального знания. Это позволяет отразить специфику поведения, связанную, с одной стороны, с действиями суверенного государства, а с другой стороны - с его включенностью в социальное пространство межкуль-турных и внешнеполитических отношений.

В-четвертых, когнитивно-содержательные и эмоционально-оценочные составляющие образа страны обычно отражают ситуацию в сфере как внешней политики и межкультурных отношений, так и внутренней политики, а также национальнокультурных отношений в границах государства и даже отдельных его регионов.

Чтобы составить мнение об основных возможностях применения философско-культурологического подхода к анализу эволюционирования образа страны на конкретном примере, проследим эволюцию образа новой России за все 22 года существования страны и выделим четыре соответствующих исторических периода.

1. Период потрясений (1991-1994). После распада СССР в 1991 г. новая Россия вступила на путь самоопределения и формирования государственной политики по созданию нового образа страны. Данный образ почти во всем соответствовал ожиданиям Запада, что было следствием либеральной политики М.С. Горбачева. Начало 1990-х годов ознаменовалось возобновлением отношений со многими капиталистическими странами мира, формированием меж-культурных контактов, что выразилось в бурном всплеске международных туристских обменов.

К середине 1990-х годов в сознании иностранцев сложился образ России как стремительно беднеющей страны с низким уровнем и качеством жизни населения, разрушающимися предприятиями, высоким уровнем коррупции, разгулом криминала. Стремительно снижался и общий образовательно-научный и культурный потенциал, сокращались затраты на финансирование социальной сферы - здравоохранения, образования и науки и т.д. Внутренние системные проблемы, внешнеполитические долги и прочие негативные факторы не оставляли государственным властям времени и возможности для проведения в жизнь грамотной и эффективной политики по формированию позитивного образа страны на мировой арене.

2. Период формирования имиджевой политики (1995-1999). К середине 1990-х годов государство и общество сделали первые шаги к осознанию проблемы формирования образа государства. Прямым следствием негативного образа России на международной арене стали ее инвестиционная непривлекательность и низкая конкурентоспособность товаров. Именно в связи с этим были предприняты первые, пока достаточно разрозненные, попытки позитивизации

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 12 3

образа страны, в частности предпринимателями. Указанный период можно справедливо назвать предпринимательским, так как именно в это время происходит формирование в России нового сообщества - предпринимательского, заинтересованного в развитии международной торговли, а следовательно и в позитивизации образа страны.

Наиболее активную деятельность по формированию имиджа страны осуществляло Министерство иностранных дел РФ, полномочий и возможностей которого явно не хватало для получения положительных результатов. Как и в предыдущем, в предпринимательском периоде проведения имиджевой политики государственные власти были заняты внутренними проблемами - демографическим спадом, кризисом в социальной, экономической, экологической и иных сферах.

Активизация международных туристских обменов, связанная со снятием «железного занавеса», информатизация общественных отношений, компьютеризация населения, первые шаги по формированию предпринимательского сектора, цивилизованного рынка товаров и услуг - все это способствовало расширению межкультурных связей как внутри России, так и во внешней политике и появлению новых, заимствованных из опыта зарубежных стран феноменов -«китаезация» экономики, рыночная экономика, западный стиль жизни, система быстрого питания и т.д. Примером состоявшейся «открытости» России стало бурное развитие сети ресторанов «МакДональдс» по всей стране именно во второй половине 1990-х годов.

3. Период путинских реформ (2000-2008). Приход к власти В.В. Путина ознаменовался достаточно резким изменением внешнеэкономической и внутренней политики государства. Высокие цены на нефть и газ в указанный срок создали благоприятную рыночную конъюнктуру и стимулировали развитие экономики страны, рост ВВП и благосостояния граждан. России удалось также погасить большую часть своего внешнего долга. Экономический рост привел к укреплению позиций России на международной арене. Все это сказалось и на образе страны, ее имидже за рубежом.

Крайне важным шагом в направлении позитивизации внутреннего и внешнего образа страны стало принятие значимых государственных документов -Доктрины национальной безопасности России, Концепции внешней политики России, Стратегии социально-экономического развития России, Концепции обеспечения экономической безопасности России и ряда других документов. Так, в Концепции внешней политики России впервые была сформулирована задача информационного сопровождения внешнеполитической деятельности и информационной безопасности. Это стало знаком того, что важность проблемы имиджа России за рубежом и необходимость серьезной работы по его формированию были осознаны на государственном уровне.

Таким образом, в 2000-2008 гг. проблема позитивного образа страны приобрела государственный и даже межгосударственный характер; стали предприниматься попытки целенаправленной деятельности в этой сфере. Но проблема еще далека от разрешения, так как частично принятые меры не смогли радикальным образом изменить восприятие России за рубежом. Более значимой

1 24 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

представляется постоянная и систематическая работа МИД РФ, в том числе с привлечением новых возможностей и инструментов - культурной дипломатии и Интернета.

4. Период активизации и абсолютизации имиджформирующей деятельности (2009-2012). Период начинается с утверждения новой Концепции внешней политики России, расширяющей спектр имиджевых мероприятий. Одним из основных средств реализации стратегической цели по формированию позитивного образа России за рубежом названа публичная дипломатия. В соответствии с определенными в Концепции задачами и приоритетами произошла и корректировка практической деятельности, в частности активизация механизмов публичной и общественной дипломатии. Так, созданы неправительственный Фонд содействия развитию общественной дипломатии, государственный Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, а также некоммерческое партнерство «Российский совет по международным делам».

Активную деятельность по формированию позитивного образа России проводит и МИД: осуществление правозащитной работы; поддержка соотечественников за рубежом; охрана национального языка и содействие популяризации национальной культуры, науки, образования, а также противодействие попыткам пересмотра истории; проведение симпозиумов, семинаров, выставок, конференций; поощрение развития русской культуры за рубежом; инициация обсуждений актуальных вопросов в рамках международных организаций и т.д. Все эти меры способствуют процессу позитивизации образа нашей страны.

Определены также и пути совершенствования деятельности по позитивиза-ции образа России на ближайшие годы:

- формирование государственной имиджевой политики - как внутриполитической, так и внешнеполитической;

- активизация имиджформирующей деятельности не только на базе МИД РФ, но и на основе иных институциональных структур;

- расширение использования средств массовых коммуникаций, в том числе и Интернета с обязательным контролем распространяемого контента, соблюдением основных правил его составления;

- разработка системы контроля и критериев оценки эффективности проводимых мероприятий и имиджевой политики в целом;

- формирование не только образа страны в целом, но и образа ее регионов (реализация регионального подхода к формированию имиджа);

- осуществление основных мероприятий по формированию имиджевой политики в стране не только федеральными и региональными властями, но и населением, которое следует использовать в полной мере в качестве своеобразного провайдера наиболее значимых имиджевых компонентов;

- разрешение системных проблем государства во всех его сферах как необходимое условие для проведения в жизнь грамотной и эффективной политики по формированию позитивного образа страны на мировой арене.

Итак, вопросы эволюционирования образа страны, его пространственной и временной динамики весьма слабо концептуализированы в отечественной и зарубежной научной литературе. В наибольшей степени в трудах ученых иссле-

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 12 5

О.А. Попова

дованы те аспекты определения концепта «образ страны», а также его эволюционного развития, которые имеют непосредственный выход в политическую теорию и практику, а также в основные социологические практики. Особый сегмент исследований связан с географическим пониманием образа страны, что приводит к формированию концепта «геокультурный образ страны» и рассмотрению основных направлений его развития.

Библиографический список

1. Замятин Д.Н. Моделирование географических образов. Смоленск, 1999.

2. Лапкин В.В. Динамика образа России и циклы реформ-контрреформ // Интеллектуальная Россия. 2007. .№ 1. С. 7.

3. Киселев ИЮ. Проблема образа государства в международных отношениях в рамках конструктивистской парадигмы // Политэкс. 2007. .№ 1. ЦКЬ: http://www.politex.info/content/view/367/30/

l.A. Popova

Love as a Way of Existence of the Value Consciousness

Love as a part of value consciousness of a person is investigated, and it is emphasized that love gives a person opportunities of selfdiscovery and self-determination of his or her true nature. The special attention is given to the consideration of love as a value reply in the conception of D. fon Gildebrand.

Key words and word-combinatbns: love as a value, personality being, value consciousness.

Исследуется любовь как часть ценностного сознания человека. Подчеркивается, что любовь дает личности возможность самораскрытия, самоутверждения своей подлинной сущности. Особое внимание уделяется рассмотрению любви как ценностного ответа в концепции Д. фон Гильдебранда.

Ключевые слова и словосочетания: любовь как ценность, бытие личности, ценностное сознание.

УДК 1 ББК 87.5

О.А. Попова

ЛЮБОВЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ

1\Л ногие мыслители как в прошлом, так и в настоящем отмечают, что понимание любви не исчерпывается лишь определением ее как эмоции или чувства - кроме этого, она может быть решением проблемы человеческого существования. Ведь истинная любовь -это прорыв из временного в вечность, переход в то состояние, где нет ни смерти, ни апатии, ни уныния, а есть чистая актуальность, постоянное напряжение духа, подлинное творчество. Любовь конституирует человека как личность и является особым способом существования ценностного сознания.

Любовь - активная сила и в развитии человеческой личности, поскольку имеет и нравственно-духовную составляющую. При

1 2 6 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.