Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ЦЕРКВИ И РЕЛИГИИ В 1953-1964 гг.'

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ЦЕРКВИ И РЕЛИГИИ В 1953-1964 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
441
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / Советское государство / Постановление ЦК КПСС / религия / государственно-церковная политика / Russian Orthodox Church / Soviet state / Resolution of the Central Committee of CPSU / religion / state and church policy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дорош Андрей Анатольевич

В статье освещено основанное на материалах правовых актов ЦК КПСС содержание неоднократных разнонаправленных изменений политики Советского государства в отношении Церкви и религии в 1953-1964 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE ORIENTATION OF POLICY OF THE SOVIET STATE FOR CHURCH AND RELIGION IN 1953-1964

In article it is covered, based on materials of legal acts of the Central Committee of CPSU, the content of numerous multidirectional changes of policy of the Soviet state for Сhurch and religion in 1953-1964.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ЦЕРКВИ И РЕЛИГИИ В 1953-1964 гг.»

УДК 359:947.08 ББК 68.53 (2) 5-1

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ЦЕРКВИ И РЕЛИГИИ В 1953-1964 гг.

Дорош Андрей Анатольевич,

кандидат исторических наук,

учитель истории МБОУ «Хохольский лицей»

(р.п.г.т. Хохольский, Воронежская область)

Аннотация. В статье освещено основанное на материалах правовых актов ЦК КПСС содержание неоднократных разнонаправленных изменений политики Советского государства в отношении Церкви и религии в 1953-1964 гг.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Советское государство, Постановление ЦК КПСС, религия, государственно-церковная политика.

TRANSFORMATION OF THE ORIENTATION OF POLICY OF THE SOVIET STATE FOR CHURCH AND RELIGION IN 1953-1964

Dorosh A.A.,

candidate of historical sciences, history teacher MBOU «Khokhol Lyceum» (r.p.g.t. Khokholsky, Voronezh region)

Abstract. In article it is covered, based on materials of legal acts of the Central Committee of CPSU, the content of numerous multidirectional changes of policy of the Soviet state for ^urch and religion in 1953-1964.

Key words: Russian Orthodox Church, Soviet state, Resolution of the Central Committee of CPSU, religion, state and church policy.

Во второй половине 1940-х - первой четверти 1950-х гг. Русская Православная Церковь наконец-то смогла «вздохнуть» с некоторым облегчением: «новый государственно-церковный курс», ассоциировавшийся целиком и полностью с И.В. Сталиным, носил, по отношению к ней, явно благожелательный и совсем не репрессивный или запретительный характер.

Период относительного благоденствия РПЦ, находящейся под прямым покровительством И.В. Сталина, продолжался вплоть до последних лет

его жизни. После 5 марта 1953 г ситуация в корне изменилась: необходимо было срочно определять дальнейшее место и роль Церкви и религии в социалистическом государстве. Однако сделать это стало весьма непростой задачей: как верно подметила О.В. Грашевская, дело дошло до «противоборства сторонников «воинствующего атеизма» (Н.С. Хрущев, М.А. Суслов, П.Н. Поспелов, Е.А. Фурцева) и сторонников модели «сосуществования», выработанной во второй половине 1940-х годов (К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков,

В.М. Молотов)» [см.: 1, с. 73]. «Первая сторона» настояла на том, чтобы «покровительственное» отношение Советского государства к РПЦ было объявлено «отступлением от ленинских норм» и рецидивом «сталинского наследия». «Вторая сторона» парировала: наступление на Церковь чревато полной потерей контроля над ней и утратой возможности манипулирования ей в будущем.

Однако в сложившихся условиях государство по-прежнему старалось не вмешиваться во внутренние дела Церкви.

Сложившееся так называемое «равновесие» было буквально «взорвано» событиями июля 1954 г. Подоплекой к ним послужило предпринятое еще в начале 1950-х гг. высшей государственной (партийной) властью усиление антицерковной-антирелигиозной пропаганды. Следует особо отметить, что «в марте 1954 г. заведующие отделами пропаганды и науки ЦК КПСС представили Н.С. Хрущеву (тогдашнему фактическому главе Советского государства - Авт.) совместную докладную записку «О крупных недостатках в естественнонаучной, антирелигиозной пропаганде», в которой «сообщалось о быстром росте Церкви ... и развале атеистической работы» [см.: 3, с. 49].

В ответ Центральный Комитет КПСС сработал очень оперативно, и уже 7 июля 1954 г. вышло в свет его постановление «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения».

Опубликование постановления ЦК КПСС от 7 июля 1954 г. буквально сразу же повлекло за собой «шлейф последствий»: РПЦ восприняла данный акт как сигнал к очередному витку гонений и репрессий против нее, местные партийные и советские органы - как возможность применения ограничительных административных мер к своим «идеологически чуждым противникам», верующие - как «зеленый свет» всевозможным ограничениям и дискриминации их прав, неверующие - как «свободу действий» (вплоть до хулиганства) в отношении Церкви. Вполне ожидаемым результатом стало поступление большого количества жалоб в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР и другие государственно-партийные инстанции.

В сложившейся ситуации пришлось разворачивать государственно-церковную политику

«на 180 градусов», избрав в качестве ключевой установки не «усиление», а «ослабление». Итак, 10 ноября 1954 г. вышло в свет постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» [8]. Какие положения можно выделить в этом важном документе ЦК КПСС?

Во-первых, было публично признано об отсутствии систематической научно-атеистической пропаганды, идейной борьбы с религией.

Во-вторых, главными «виновниками» «ошибок» были обозначены отдельные центральные и местные газеты, некоторые лекторы и докладчики.

В-третьих, было подтверждено наличие случаев административного вмешательства в деятельность религиозных объединений и групп.

В-четвертых, был констатирован факт самоустранения многих партийных организаций от повседневного руководства делом научно-атеистической пропаганды.

Далее, в качестве средств по выправлению ситуации были определены: решительное устранение ошибок, исключение оскорблений и административного вмешательства, налаживание глубокой, терпеливой, умело поставленной научно-атеистической пропаганды, освобождение верующих от религиозных заблуждений, ведение идейной борьбы с религиозной (антинаучной) идеологией, акцент на глубину и систематичность вышеназванной пропаганды и др.

Можно признать, что в течение 19531954 гг. государство (в лице нового лидера Союза ССР Н.С. Хрущева) все еще определялось в своем отношении к Церкви: продолжать и дальше политику благоприятствования к ней или же проповедовать режим ухудшения ее положения внутри страны.

В течение 1955 - первой половины 1958 гг. постепенное усиление позиций РПЦ вызывало все большее и большее беспокойство Центрального Комитета КПСС, который постепенно убеждался во мнении: необходимо постепенно, наращивая темпы, ограничивать деятельность Церкви и ее влияние на советских людей.

Во второй половине 1958 г. высшим партийным руководством Союза ССР было принято окончательное решение перейти к осу-

ществлению «новой», гораздо более жесткой по сравнению с послевоенным «сталинским» периодом, государственно-церковной политики, главной идеологической составляющей которой стало секретное постановление ЦК КПСС от 4 октября 1958 г. «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды», по сути обязывавшее партийные и государственные органы, комсомольские и общественные организации развернуть наступление на «религиозные пережитки» советских людей, а также осуществить ряд административных мер, направленных на ограничение прав Церкви и религиозных организаций [см.: 7, с. 402; 6, с. 106; 1, с. 77]. Следующим шагом стало полномасштабное «давление» на материальное благосостояние и курс на постепенное разрушение материальной базы Русской Православной Церкви.

Таким образом, следует констатировать, что в конце 1950-х - начале 1960-х гг. государство посредством подключения «идеологической машины» и постепенного наращивания ее мощи начало активно оказывать давление на Церковь. Знаковым событием явился выход редакционной статьи газеты «Правда» от 21 августа 1959 г. № 233 (14992) «Против религиозных предрассудков», в которой было недвусмысленно заявлено: «Свое отношение к религии наша партия определила, исходя из того, что религия враждебна интересам трудящихся масс...» [2, с. 95]. Кроме того, было указано, что ослабление идеологической борьбы с религией стало возможно «лишь при попустительстве со стороны организаций, призванных следить за строгим соблюдением советского законодательства о религиозных культах» [2, с. 98-99]. Тема «вины» за провал антирелигиозной пропаганды в прошлые годы получила развитие в постановлении ЦК КПСС от 9 января 1960 г. «О задачах партийной пропаганды в современных условиях» [5, с. 81].

Следующим важнейшим событием стал выход в свет секретного постановления ЦК КПСС от 13 января 1960 г. «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах», ознаменовавшего собой курс на окончательное изменение сложившейся правовой базы прежних государственно-церковных отношений.

Практические результаты реализации вышеназванного постановления проявились фактически сразу же: 1961 год ознаменовал собой активное начало (с новыми возможностями) разрушения государством Русской Православной Церкви как изнутри: духовенство «было полностью устранено от экономического и финансового управления приходами, и лишь нанималось по соглашению (точнее, договору - Авт.) как «служители культа» для «удовлетворения религиозных нужд»; епархиальные органы управления приходской жизнью были упразднены..., теперь «безбожные» власти не только проводили «регистрацию» (священнослужителей - Авт.) и «исполнительных органов», но также взяли и полный контроль над экономикой и финансами приходов, назначая старост и казначеев.» [4, с. 225], происходила реальная передача власти из рук духовных лиц в руки «мирян» (зачастую - неверующих или полных атеистов), так и снаружи: закрывались действующие и не открывались новые церкви, искусственно сокращалось количество верующих, насильственно ликвидировались так называемые «святые места».

Сформулируем промежуточный вывод: исследованный нами временной период можно с полной уверенностью именовать «зако-нодательно-антицерковно-антирелигиозным»: достаточно лишь перечислить постановления ЦК КПСС: от 7 июля и 10 ноября 1954 г., от 4 октября 1958 г., от 9 января и 13 января 1960 г. и многие другие акты. Начиная с 1958 г., государственное давление на церковную жизнедеятельность шло нарастающими темпами. Разделяем точку зрения И.И. Масловой, согласно которой основными его направлениями были: «резкое сокращение количества приходов и монастырей; подрыв материально-финансовой базы Церкви; ликвидация духовных учебных заведений; изменение Положения об управлении Церковью, жесткий контроль над кадровой политикой Патриархии; давление на различные категории верующих, вплоть до полного запрещения некоторым из них (например, несовершеннолетним - Авт.) посещать храмы» [3, с. 72].

В заключение подведем общие итоги в отношении церковно-религиозной политики Советского государства в период 1953-1964 годов.

- 29 ■

Самое главное, что хотелось бы выделить, - ей были присущи: вектор направленности -от «большого плюса» к «большому минусу», сущностный характер - от «мягко-либерального» «нового государственно-церковного курса» И.В. Сталина (1943-1953 гг.) до «жестко-авторитарной» «новой государственно-церковной политики» Н.С. Хрущева (1958-1964 гг.).

На основании вышеизложенного сделаем вывод:

1953-1954 гг. можно констатировать как период определения вектора дальнейшей политики государства в отношении Церкви и религии;

на протяжении 1955-1959 гг. наблюдалось способствование государством усилению позиций Церкви и последовавшее вслед за этим принятие «новой государственно-церковной политики», означавшей возврат к ограничительно-запретительным мерам в отношении РПЦ;

период 1960-1964 гг. характеризовался значительным ужесточением антицерковной и антирелигиозной политики государства.

Литература:

1. Грашевская, О.В. Политика Советского государства в отношении Русской Православной Церкви в 1940-

1980-х гг.: центр и местные власти: на материалах Мурманской области: дис. ... канд. ист. наук / О.В. Грашевская. - Мурманск, 2005. - 198 с.

2. Коммунистическая партия и Советское правительство о религии и церкви: сборник. - М.: Госполитиздат, 1961. - 112 с.

3. Маслова, И. И. Эволюция вероисповедной политики Советского государства и деятельности Русской Православной Церкви: 1953-1991 гг.: дис. ... д-ра ист. наук / И.И. Маслова. - М., 2005. - 545 с.

4. Мосс, В. Православная Церковь на перепутье (19171999) / Пер. с англ., ред. перевода Т.А. Сенина. -СПб: Издательство «АЛЕТЕЙЯ», 2001. - 415 с.

5. О религии и церкви: сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. - М.: Политиздат, 1981. - 176 с.

6. Федотов, А.А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России): дис. ... д-ра ист. наук / А.А. Федотов. - Иваново, 2009. - 465 с.

7. Чумаченко, Т.А. Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР. 1943-1965 гг.: дис. ... д-ра ист. наук / Т.А. Чумаченко. - М., 2011. - 535 с.

8. Режим доступа: http://istrorijarossii.narod.ru/oreligii. htm (дата обращения - 20.06.2018).

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.