Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СТАДИИ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СТАДИИ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВЫЙ ОРГАН / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Татьяна Юрьевна

Статья посвящена рассмотрению вопроса досудебного урегулирования налоговых споров в современных условиях цифрового преобразования в налоговой системе. Проведена аналогия между подачей налогоплательщиком письменных возражений и досудебным урегулированием налогового спора, без личного присутствия последнего в налоговом органе при урегулировании конфликта. Рассмотрена целесообразность введения на официальном сайте налогового органа онлайн-связи с налогоплательщиками при вынужденных условиях дистанционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF TAX RELATIONS AT THE STAGE OF PRE-TRIAL SETTLEMENT OF TAX DISPUTES IN THE CONTEXT OF MODERN DIGITALIZATION

The article is devoted to the consideration of the issue of pre-trial settlement of tax disputes in the modern conditions of digital transformation in the tax system. An analogy is drawn between the filing of written objections by a taxpayer and the pretrial settlement of a tax dispute without the latter’s personal presence in the tax authority during the settlement of the conflict. The feasibility of introducing online communication with taxpayers on the official website of the tax authority at the forced conditions of remote work is considered.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СТАДИИ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СТАДИИ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Лебедева Татьяна Юрьевна

магистрант,

ФГБОУ ВО Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: pechenka_369@mail.ru

'Аннотация.' СтатьЯ ' по'св'Ящёна' 'рассмотрению ' вопроса ' досудебного 'урегулирования ' наЛоГовЫх ' споров ' в современных ' условиях цифрового преобразования в налоговой системе. Проведена аналогия между подачей налогоплательщиком письменных возражений и досудебным урегулированием налогового спора, без личного присутствия последнего в налоговом органе при урегулировании конфликта. Рассмотрена целесообразность введения на официальном сайте налогового органа онлайн-связи с налогоплательщиками при вынужденных условиях дистанционной работы.

Ключевые слова: досудебное урегулирование налоговых споров; конфликтная ситуация; налогообложение; налоговый орган; налогоплательщики; цифровизация; преобразования на законодательном уровне.

JEL codes: H22

Для цитирования: Лебедева , Т.Ю. Трансформация налоговых отношений на стадии досудебного урегулирования налоговых споров в условиях современной цифровизации / Т.Ю. Лебедева . - DOI 10.52957/22213260_2021_8_105. -Текст : электронный // Теоретическая экономика. - 2021 - №8. - С.105-109. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 31.08.2021)

DOI: 10.52957/22213260_2021_8_105

Актуальность темы «цифровой эволюции» возросла как никогда в современном мире. Это неизбежно коснулось и сферы налогообложения.

Хотелось бы отметить, что именно в этот непростой для всего мира период - пандемии COVID-19 - повлек для мира глобальные изменения, которые сказались не только отрицательно, но и в какой-то степени положительно для налоговой системы.

В данной статье речь пойдет о таком актуальном направлении в налогообложении как процедура досудебного урегулирования налоговых споров в современном цифровом формате.

Казалось бы, еще относительно не так давно - 24.09.2012г., когда состоялось интернет-интервью с начальником Управления по работе с налогоплательщиками Федеральной налоговой службы Матвеевой Т.В., только сообщалось о запуске в 2012 году сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», доработки сервиса в части совершенствования обратной связи. Также был затронут вопрос о многочисленных жалобах налогоплательщиков на некорректное поведение инспекторов и о важности сокращения личного контакта налогоплательщика и инспектора, об их электронном взаимодействии, о чем не раз заявлял нынешний премьер-министр и руководитель ФНС России в том периоде М.В. Мишустин. [1]

За последнее время Федеральная налоговая служба претерпела всесторонние изменения и сейчас это один из самых развитых, успешных, крупнейших и передовых IT в государственном

секторе не только в России, но и во всем мире.

Цифровизация налоговой системы обязывает налогоплательщиков неукоснительно выполнять все предписания налоговой структуры, несмотря на то, что в связи с активным продвижением цифровых технологий в налоговом администрировании, появилось ряд проблем, таких как: налоговая ответственность за нарушение сроков предоставления отчетности в электронном виде в результате технических сбоев, налоговая ответственность за нарушение способов и формата предоставления отчетности [2] и пр.

Так, крайне важно сейчас, в нынешних сложившихся условиях, в связи с пандемией и в период временного перехода на дистанционную, удаленную работу, избегать публичных, массовых и личных встреч двух сторон налогового процесса: налогоплательщиков и налогового органа.

Защитить, а возможно урегулировать и отстоять свою позицию налогоплательщики могут путем подачи жалоб (апелляционных жалоб) на ненормативный правовой акт налогового органа, находясь в режиме онлайн в любом удобном для налогоплательщика месте, будь то дом, работа, возможно медицинское учреждение, прочее местоположение.

Такое доступное для любого налогоплательщика удобство, как досудебное урегулирование налогового спора в цифровом «бесконтактном» формате, позволяет оформить жалобу (апелляционную жалобу) путем подачи ее через цифровое устройство (компьютер, планшет, в некоторых случаях достаточно и телефона), с использованием доступа в сеть Интернет и с помощью канала передачи информации: телекоммуникационных каналов связи, либо через личный кабинет налогоплательщика. Так, возможно сформировать и направить в налоговый орган жалобу (апелляционную жалобу), не подавая ее лично, либо через уполномоченного представителя и не посещая государственное учреждение - налоговый орган.

Для формирования жалобы (апелляционной жалобы), с использованием информационного ресурса Интернет, необходимо зайти на официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, выбрать одноименное поле или воспользоваться поисковиком и ввести фразу «Досудебное урегулирование налоговых споров».

Официальный сайт налоговой службы содержит все важные для формирования и дальнейшего отслеживания жалобы (апелляционной жалобы) сервисы, начиная от образца создания жалобы (апелляционной жалобы), со ссылкой но нормы законодательства, и заканчивая отслеживанием информации о поданной налогоплательщиком жалобе (апелляционной жалобе) с помощью сервиса «Узнать о жалобе», где предоставлена возможность организациям и физическим лицам получать информацию о ходе и результатах рассмотрения обращений (жалоб, заявлений, предложений [3]).

Необходимо выбрать нужный для налогоплательщика пункт и, придерживаясь всех установленных налоговым законодательством норм и правил, соблюдая положения ст. 139.2 НК РФ [4], а именно: форму и содержание жалобы (апелляционной жалобы) сформулировать свое «несогласие» с налоговым органом, с подробным описанием каждого пункта жалобы и указанием соответствующих норм законодательства.

Благодаря продвинутому и постоянно обновляющемуся сайту Федеральной налоговой службы - www.nalog.ru, где можно ознакомиться со всеми актуальными изменениями в налоговом законодательстве, а также с различными Письмами государственных структур, затрагивающих вопросы налогообложения, во вкладке Документы, содержащей следующие доступные для пользователя вставки: Налоговый кодекс Российской Федерации; нормативные правовые акты, изданные и разработанные ФНС России; Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов; Иные документы.

В случае формирования жалобы (апелляционной жалобы), не прибегая к иным источникам информации, налогоплательщики имеют возможность ознакомиться и изучить все необходимые нормы законодательства, а также «Решения по жалобам», «Письма ФНС России, направленные в

адрес территориальных налоговых органов» [5, 6] и иные документы.

Следует отметить, что сам ФНС России призывает нас, налогоплательщиков, пользоваться онлайн-сервисами сайта, так как любое физическое или юридическое лицо может ознакомиться с позицией ФНС России по тем или иным вопросам, а также приблизительно спрогнозировать возможные риски и перспективность оспаривания решений [7].

Развитие инновационных цифровых технологий, переход на иной, более «высокий» и комфортный уровень взаимодействия участников налогового процесса, казалось бы, усовершенствует сферу досудебного урегулирования налоговых споров, однако, при всем этом «цифровом удобстве» Налоговым Кодексом Российской Федерации не предусмотрено рассмотрение жалобы в присутствии налогоплательщика, либо его уполномоченного представителя.

Управление Федеральной налоговой службы (УФНС) в исключительных случаях может пригласить на «беседу» подателя жалобы - в случае отмены решения Инспекции из-за процедурных нарушений. Здесь присутствие налогоплательщика необходимо [8].

В нынешней ситуации, в связи с пандемией, личный визит налогоплательщика в УФНС практически невозможен. И вновь заявитель может прибегнуть к помощи цифровой онлайн-связи с налоговой службой, сформировав и направив жалобу через официальный сайт налогового органа.

Однако, несмотря на такое цифровое удобство, возникают некоторые сложности, как например добавление дополнительных документов к жалобе (апелляционной жалобе), не представленных налоговому органу ранее и, соответственно, объективно не рассмотренных. Прикрепить большой объем документов является трудоемкой процедурой, более того, объем прикрепленных документов не может превышать 5,5 мегабайт.

Хотелось бы отметить, что на законодательном уровне закрепить такое право налогоплательщика, как прийти лично в налоговый орган и огласить свою позицию, в отношении нарушенных прав и законных интересов, являлось бы справедливым по отношению к подателям жалобы на действия (бездействия) должностных лиц и ненормативных актов налоговых органов, так как обжалование решений налогового органа можно избежать еще на стадии подачи письменных возражений.

Пунктом 6 и 6.2 статьи 101 и пунктом 5 статьи 101.4 НК РФ [4] предусмотрено направление налогоплательщиком возражений, оформленных в письменном формате, которые предоставляются в налоговый орган в случае несогласия с изложенным в акте налоговой проверки проверяющими, в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, либо в дополнении к акту налоговой проверки.

В данном случае налогоплательщик также не лишен права прийти лично в Инспекцию налоговой службы на рассмотрение материалов налоговой проверки и отстоять свою позицию, подкрепив свои доводы документальными доказательствами.

Податели жалоб на действия (бездействия) должностных лиц и ненормативных актов налоговых органов не обладают аналогичными преимуществами.

Безусловно, подача письменных возражений и подача жалоб в налоговый орган - это по сути разные процедуры, но цель подачи их налогоплательщиками одна - это отстаивание и доказывание своих доводов.

Введение новшеств вызвало у налогоплательщиков больше доверия к налоговой службе, так как такой цифровой формат, который введен в налоговой онлайн-системе в настоящий момент, не позволит разобраться налогоплательщикам со спорным вопросом через онлайн «переписку» так, как это было бы достигнуто при личной встрече путем дискуссий, обсуждений, доказывании. Такое рассмотрение налогового конфликта чем-то схоже по форме на процесс судебного заседания.

Более того, на сегодняшний день является крайне актуальным введение на официальном сайте налогового органа онлайн встреч с налогоплательщиками по рассмотрению поданных ими жалоб, урегулирование спорных ситуаций в онлайн режиме.

Резюмируя выводы о цифровом развитии досудебного урегулирования налоговых споров следует сказать, что вся система налогообложения подразумевает четкую, конструктивную и слаженную работу, в соответствии с запросами и ожиданиями налогоплательщиков. Это неразрывный процесс, который начинается от этапов налогового контроля, проходя все стадии, и заканчивая урегулированием конфликтных ситуаций налогового органа и налогоплательщиков.

Особенно важно сейчас, в условиях пандемии, двум сторонам налоговых правоотношений, решать спорные ситуации в процессе досудебного урегулирования налогового спора, устранять конфликтные ситуации и не доводить дело до судебных разбирательств, способствуя улучшению налогового климата в стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интернет-интервью. Актуальные проблемы электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками) [Электронный ресурс] (24.09.2012) URL: http://www./ garant.ru/ interview/421540/ (дата обращения: 16.12.2020) Доступ из справочной правовой системы ИА «ГАРАНТ».

2. Конференция «Налогообложение в условиях цифровой реальности: вызовы налогового администрирования и решения для бизнеса» [Электронный ресурс] // pravovest-audit.ru URL: https:// pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/sozdanie-nalogovoy-opredelennosti-v-neopredelennom-mire-obsudili-v-torgovo-promyshlennoy-palate-rf/ (дата обращения: 03.12.2020)

3. Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс] // nalog.ru: URL: https://www.nalog.ru/ rn77/apply_fts/pretrial/ (дата обращения: 01.12.2020)

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2020) СПС «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.11.2020)

5. Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс] //nalog.ru: 2018. 09 марта URL:http:// https://www.nalog.ru/rn77/apply_fts/pretrial/7261420// (дата обращения: 01.12.2020)

6. Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс] // nalog.ru: 2018. 21 сентября

URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/7829444/ (дата обращения: 01.12.2020)

7. Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс] // nalog.ru: 2018. 06 марта

URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/9653808/ (дата обращения: 01.12.2020)

8. Споры с налоговой — без досудебного урегулирования не обойтись [Электронный ресурс] (14 августа 2013) URL: https://www.garant.ru/article/488809/ (дата обращения: 03.12.2020) Доступ из справ.-правовой системы ИА «ГАРАНТ».

TRANSFORMATION OF TAX RELATIONS AT THE STAGE OF PRE-TRIAL SETTLEMENT OF TAX DISPUTES IN THE CONTEXT OF MODERN DIGITALIZATION

Lebedeva Tatyana Yuryevna

student,

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, E-mail: pechenka_369@mail.ru

Annotation. The article is devoted to the consideration of the issue of pre-trial settlement of tax disputes in the modern conditions of digital transformation in the tax system. An analogy is drawn between the filing of written objections by a taxpayer and the pretrial settlement of a tax dispute without the latter's personal presence in the tax authority during the settlement of the conflict. The feasibility of introducing online communication with taxpayers on the official website of the tax authority at the forced conditions of remote work is considered.

Keywords: pre-trial settlement of tax disputes; Conflict situation; Taxation Tax authority; Taxpayers Digitalization transformation at the legislative level.

JEL codes: H22

For citation: Lebedeva, T. Y. Transformation of tax relations at the stage of pre-trial settlement of tax disputes in the conditions of modern digitalization / T. Y. Lebedeva . - DOI 10.52957/22213260_2021_8_105. - Text : electronic // Theoretical economy. 2021-No. 8. - PP. 105-109. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Publication date: 31.08.2021)

DOI: 10.52957/22213260_2021_8_105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.