Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ МИРОВОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА'

ТРАНСФОРМАЦИЯ МИРОВОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СИСТЕМА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПИЩЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашмарина Т.И., Чутчева Ю.В., Бирюкова Т.В., Ягудаева Н.А.

В статье рассматриваются системные перемены мирового продовольственного рынка, как с производством продуктов питания, так и с их потреблением. Произведен анализ трансформации мирового продовольственного рынка в историческом аспекте и обозначен вектор дальнейшего преобразования. Обозначены причины невыполнения основной задачи мирового продовольственного рынка. Выделены предпосылки развития мирового продовольственного кризиса. Указаны факторы трансформации мирового продовольственного рынка: 4-я промышленная революция, новые пищевые технологии, ориентир на здоровое питание потребителей. Мировая пищевая промышленность активно развивает индустрию FoodNet («Фуднет») и FoodTech («Фудтех», пищевые технологии). Трансформация мирового рынка продовольствия предоставляет России возможность стать одним из ключевых игроков на международной аграрной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE WORLD FOOD MARKET

The article examines the systemic changes in the world food market, both with the production of food and with their consumption. The analysis of the transformation of the world food market in the historical aspect is made and the vector of further transformation is indicated. The reasons for non-fulfillment of the main task of the world food market are outlined. The prerequisites for the development of the world food crisis are highlighted. The factors of transformation of the world food market are indicated: the 4th industrial revolution, new food technologies, a focus on healthy nutrition of consumers. The global food industry is actively developing the FoodNet and FoodTech (food technologies) industries. The transformation of the global food market provides Russia with the opportunity to become one of the key players in the international agricultural arena.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ МИРОВОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА»

EDN: WNCIZX

Т.И. Ашмарина - к.э.н., доцент кафедры Экономика, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия, ashmarina@rgau-msha.ru,

T.I. Ashmarina - candidate of economics, associate professor of the department economy, Russian state agrarian university - Moscow Timiryazev agricultural academy, Moscow, Russia;

Ю.В. Чутчева - д.э.н., профессор, зав. кафедрой Экономики, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия, yuv.chutcheva@rgau-msha.ru,

Yu.V. Chutcheva - doctor of economics, professor, head. department of economics, Russian state agrarian university - Moscow Timiryazev agricultural academy, Moscow, Russia;

Т.В. Бирюкова - к.э.н., доцент организации производства и маркетинга кафедры Экономика, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия, tbiryukova@rgau-msha.ru,

T.V. Biryukova - candidate of economics, associate professor of the department production and marketing organization, Russian state agrarian university - Moscow Timiryazev agricultural academy, Moscow, Russia;

Н.А. Ягудаева - к.э.н., ст. преподаватель, доцент кафедры Экономика, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия, n.yagudaeva@rgau-msha.ru,

N.A. Yagudaeva - candidate of economics, senior lecturer, associate professor of the department of economics, Russian state agrarian university - Moscow Timiryazev agricultural academy, Moscow, Russia.

ТРАНСФОРМАЦИЯ МИРОВОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА TRANSFORMATION OF THE WORLD FOOD MARKET

Аннотация. В статье рассматриваются системные перемены мирового продовольственного рынка, как с производством продуктов питания, так и с их потреблением. Произведен анализ трансформации мирового продовольственного рынка в историческом аспекте и обозначен вектор дальнейшего преобразования. Обозначены причины невыполнения основной задачи мирового продовольственного рынка. Выделены предпосылки развития мирового продовольственного кризиса. Указаны факторы трансформации мирового продовольственного рынка: 4-я промышленная революция, новые пищевые технологии, ориентир на здоровое питание потребителей. Мировая пищевая промышленность активно развивает индустрию FoodNet («Фуднет») и FoodTech («Фудтех», пищевые технологии). Трансформация мирового рынка продовольствия предоставляет России возможность стать одним из ключевых игроков на международной аграрной арене.

Abstract. The article examines the systemic changes in the world food market, both with the production of food and with their consumption. The analysis of the transformation of the world food market in the historical aspect is made and the vector of further transformation is indicated. The reasons for non-fulfillment of the main task of the world food market are outlined. The prerequisites for the development of the world food crisis are highlighted. The factors of transformation of the world food market are indicated: the 4th industrial revolution, new food technologies, a focus on healthy nutrition of consumers. The global food industry is actively developing the FoodNet and FoodTech (food technologies) industries. The transformation of the global food market provides Russia with the opportunity to become one of the key players in the international agricultural arena.

Ключевые слова: мировая продовольственная система, трансформация, цифровизация, пищевые технологии.

Keywords: world food system, transformation, digitalization, food technologies.

Ведение. На мировом рынке продовольствия наблюдается глубинная трансформация, связанная как с производством продуктов питания, так и с их потреблением. Сельскохозяйственная продукция становится одним из ключевых структурных факторов мировой экономики и политики. Повестка в области устойчивого развития до 2030 года (принята в 2015 году), согласно отчету ООН 2022 года о достижении второй цели - ликвидация голода, стоит под вопросом. Мир и мировое сообщество все более отдаляются от своей цели по ликвидации голода, а кризис продовольственных рынков все больше усугубляется. На мировом продовольственном рынке накопились предпосылки для возникновения глобального кризиса в области продовольственной безопасности и доступа к продуктам питания для многих стран: Азии, Африки, Латинской Америки, а также и для европейских стран (промышленно развитых). Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) предупредила, что мир рискует столкнуться с кризисом доступа к продовольствию к концу 2022 года. Одни исследователи данной проблемы утверждают, кризис - реальный факт, и возник он задолго до последних геополитических событий, другие заявляют о том, что проблема не в сокращении предложения сельскохозяйственной продукции, а в усилении геополитического вмешательства в продовольственный рынок. Все это предопределяет актуальность исследования данной темы.

Цель исследования - анализ новых тенденций в трансформации мирового продовольственного рынка и определение перспектив дальнейших изменений.

Теоретической основой исследования явились труды философов, биологов, экономистов по проблемам взаимоотношений общества и природы, прежде всего по поводу изъятия живых ресурсов планеты для продовольственных нужд, а также методы функционального и системного анализа.

Результаты исследования. За последние 30 лет произошли структурные сдвиги на мировом рынке продовольствия, приводящие к его серьезной трансформации. Структура мирового рынка продовольствия подверглась серьезным изменениям как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Более востребованными на мировом рынке стали белковая пища животного происхождения, а также фрукты и овощи. Продовольственный рынок в последние полвека прошел несколько трансформаций:

- 1940-1970-х годов - зеленая революция, резкое удешевление сельскохозяйственной продукции;

- 1980-2010 годов - развитие генной инженерии (создание растений и животных с заданными свойствами);

- с 2010 года - FoodNet (Фуднет) - новый высокотехнологичный рынок производства и потребления продуктов питания начиная от селекции и агрохимии и заканчивая доставкой готовой продукции покупателю. Направление - умное (точное) сельское хозяйство, новые источники сырья - производство пищевого и кормового белка на основе альтернативных источников сырья, включая биомассу насекомых, водорослей и др., генетически сконструированная еда, искусственные продукты, изготовленные без ферм и прочее [6].

Основная функция мирового продовольственного рынка (обеспечение в полной мере платежеспособной потребности населения в продуктах питания) не выполняется. В ООН признали, что мир уже столкнулся с сильнейшим продовольственным кризисом за последние 75 лет. Всемирная продовольственная программа ООН в 2020-м была удостоена Нобелевской премии мира «за усилия по оказанию продовольственной помощи в районах конфликтов и предотвращению использования продовольствия в качестве оружия войны и конфликта» [5].

Предпосылки продовольственного кризиса:

- начиная с кризиса 2008 года любые проблемы решались путем печатного станка и вели к геополитическому кризису со всеми вытекающими последствиями, так с февраля 2020 года по конец 2021 года, денежная масса в США выросла на 38,6 %;

- 2020 год - рост цен на продукты питания, зафиксированный во всем мире (пандемия коронавируса). Причины: разрыв логистических цепочек, возросшие риски, повышение цен поставщиками, стремящимися компенсировать потери из-за колоссального падения продаж в точках общественного питания;

- 2021 год - начало энергетического кризиса, ограничивает производство удобрений в Европе, что привело к повсеместному сокращению посевных площадей, приостановке теплиц и др.;

- 2022год - специальная военная операция на Украине;

- санкции Запада против России (затрагивают транспортировку и финансовое обеспечение поставок продовольствия);

- усиление протекционизма по всему миру на фоне резкого роста спроса и снижающегося предложения продовольствия.

Сейчас наблюдается серьезная трансформация мирового рынка продовольствия. В основе данной трансформации

лежит нестабильность мирового рынка продуктов питания, вызванная рядом факторов [3,4,9] (рисунок 1).

Продовольственный кризис

■природно-климатические изменения (засушливое и аномально жаркое лего)

•введение антироссийских санкций

■просчет в денежно-кредитной политике СШАиЕС

■энфгегический кризис и др.

4-я промышленная революция

■робот повысят эффективность при одновременном снижении потребностей в рабочей силе во всей продовольственной системе ■развитие ~ Г-! С- будет способствовать нифровизании ферм ■ финтех" изменит возможное™ аграрного сектора ■технология РНК будет применена на фермах для сохранения почв

■ферментация дастэнергию следующему поколению альтернативных белковых продуктов

■клеточный белок обеспечит потребителей по всему миру безопасной и экологически чистой шшей

■внедрение решении по удалению пищевых отходов будет признано положительной деловой практикой, атакжеважныминсгрументомдля обеспечения продовольствием

Ориентир на здоровое питание потребителей

■снижения национальных стандартов здравоохранения ■удовлетворение рас тущего интерес а потребителей к более здоровому питанию

■разработкапродуктов питания с высоким содержанием питательных веществ, функциональных и персонализированных продуктов питания ■продовольствие станет центральным элементом усилии по профилактике хронических заболеваний иулучшению показателей здоровья ■персонализация продовольственных брецдов

Рисунок 1 - Предпосылки трансформации мирового продовольственного рынка

Предпосылки продовольственного кризиса. началась с финансовых и экономических ошибок США, что привело к росту цен на продовольствие. В активные действия в продвижении зеленной и климатической повестки (завышение возможностей альтернативных видов энергетики), ускорила кризисные явления в энергетической отрасли (дезорганизация энергетических систем Европы, США, отчасти Китая) и привело к скачку цен на газ и соответственно привело удорожанию минеральных удобрений. Без российских и белорусских удобрений европейское индустриальное сельское хозяйство хорошо урожая не получит [7].

4-я промышленная революция позволила внедрить в аграрный сектор «сквозные» технологии (Big Data, искусственный интеллект и др.) и предоставила возможность дистанционно управлять техникой и собирать данные о полях и фермах, а роботизация позволила уменьшить использование человеческого ресурса. Цифровым инновациям отводится основная роль, поскольку, являясь сквозными, они могут быть использованы во всех отраслях по производству и распределению продуктов питания. Цифровизация продовольственных систем позволяет обеспечить улучшение производства, качества питания, состояния окружающей среды и качества жизни [8].

Рынок продуктов питания самый крупный в мире, а цифровые технологии позволяют объединит в одну цепочку все производственные процессы: от момента выращивания, производства, приготовления до способа доставки и потребления, и утилизации [1]. В данном направлении активно развивается индустрия FoodNet («Фуднет») - рынок производства и потребления продуктов питания. FoodNet тесно интегрируется с IT-индустрией - FoodTech («Фудтех», пищевые технологии) (рисунок 2).

«Фуднет» - новая парадигма производства продуктов

питания «Фудтех» -внедрение IT-технолопш во всю цепочку питания: производство продуктов - перевозка -упаковка - доставка - готовка

Интеграция

Рисунок 2 - Взаимосвязь FoodNet и FoodTech

FoodNet является самым передовым и высокоэффективным сегментом продовольственного рынка, тесно интегрируется с другими hi-tech рынками, и прежде всего с IT-индустрией - FoodTech. Факторы активного развития FoodTech на мировом рынке:

- изменение потребительских привычек (здоровый образ жизни);

- развитие биотехнологий;

- ESG-фактор (социальная и экологическая ответственность потребителей^ производителей);

- нехватка качественного белка;

- ограниченность пригодных для сельского хозяйства земель,

- поиск здоровых альтернатив для планеты, решение экологических проблем;

- решается доступность продовольствия.

Главный драйвер развития «Фудтеха» - доступность технологических решений. Уровень развития технологий - от генной инженерии и биохимии до робототехники и нейронных сетей - сделал повседневной практикой то, что еще 20 лет назад было дорогим лабораторным опытом.

Для стимулирования рынка FoodTech в Росси разработана Дорожная карта «Фуднет», которая определяет успех бизнеса в сельском хозяйстве и пищевой промышленности на ближайшие 15 лет. Задача «Фуднет» - создать в России экосистему для рынка продовольствия и персонализированного питания, обеспеченного интеллектуализацией, автоматизацией и роботизацией технологических процессов на всем протяжении жизненного цикла продуктов [6].

Потребительские тенденции вносят изменения в продовольственные рынки. Бизнесу необходимо как можно быстрее меняться и приспосабливаться к новым привычкам и предпочтениям покупателей, чтобы не потерять свои позиции на рынке. Предпосылки смены потребительских ориентиров питании:

- предпочтение продукции местного производства, из-за глобального сбоя поставок;

- выбор продукции с низким углеродным следом (следование «зеленой» повестке);

- формирования сегмента «сельских горожан». Все больше людей предпочитают удаленную работу и жизнь за городом и развитие приусадебного хозяйства;

- смещения потребления в сторону более дешевых продуктов (влияние инфляции):

- предпочтение экологической продукции (повышение ответственности к здоровому образу жизни).

Учитывая все факторы трансформации продовольственного рынка, крупные компании с отработанными бизнес-процессами перестраивают свою работу на новый лад и соответственно развивают новые продовольственные бренды (рисунок 3).

sïùiÉg^ Nestle - Швейцарская компания объем продаж - более 93 миллиардов долларов

•ANON" Danon - Французская компания Первое место в сегменте полезного инновационного питания

5ЩР Unilever - международная компания продуктов питания и товаров повседневного спроса

Kellogg' s - производитель сухих завтраков и продуктов питания

Sritish Food Associated British Foods - бизнес в сегментах - бакалея, сахар, сельское хозяйство, ингредиенты и розничная торговля

mgm Mars- американская компания по производитель кондитерских изделий

DEDCirV Pepsico - американская корпорация, основная деятельность производство продуктов питания

Х91ЭЙИ0/Л Mondelez International - международная американская продовольственная многонациональная компания, работающая в секторах печенья и шоколада

Рисунок 3 - Мировые компании по производству продуктов питания

Наибольшая доля всего объема акций данных корпораций (рисунок 3) принадлежит инвестиционным компании -Vanguard и BlackRock, которые владеют глобальной IT-индустрией (активная реклама продовольственных брендов).

В 2014 г. был принят закон об учреждении «Фонда исследований в области продовольствия и сельского хозяйства» (Foundation for Food and Agriculture Research Act - FFAR) и создана некоммерческая организация для расширения научных и технологических исследований, инноваций и партнёрских отношений, имеющих решающее значение для развития сельскохозяйственной экономики Америки. В 2019 г. FFAR объявила о создании консорциума Précision Indoor Plants (PIP) - государственно-частного партнёрства. Главная задача консорциума - массированное финансирование в «новое будущее продуктов питания» - городские вертикальные закрытые хозяйства, которые должны вытеснить и уничтожить сельское хозяйство в его нынешнем виде. Мировой рынок вертикальных ферм в 2020 г. оценивался в 5,5 млрд долл., а в 2026-м достигнет 19,86 млрд.

В консорциум PIP входят сельхозпроизводители и селекционеры (компании, занимающиеся генетической модификацией растений). Результаты данных исследований должны воплотится в 2024 году - ввод в эксплуатацию крупнейших в мире биореакторов для производства искусственного мяса (более 13 тыс. тонн искусственной курицы и говядины в год). В настоящее время в мире существует около 170 компаний, работающих над созданием искусственного мяса. Согласно аналитическим расчетам российской пищевой компании «Эфко», объем рынка искусственного мяса в 2025 году составит $ 6780 млн (рисунок 4).

Мясо m растительною еыоья ■ Протеин № насекомых ■ Мшючка из рас ппс.зыгог о сырья I Рыйя из раст|пельного сырья I Клеточное мясо I 0

Рисунок 4 - Прогноз объема рынка искусственного мяса в 2025 году

Человечество приучают к диете из насекомых. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН давно назвала употребление в пищу насекомых важным инструментом решения проблемы продовольственной безопасности в борьбе с изменением климата. ФАО прогнозирует рост рынка съедобных насекомых до $1,2 млрд к 2023 году (рисунок 5).

Рисунок 5 - Прогноз рынка продуктов из биомассы насекомых на 2023 год

Наибольшая прибавка ожидается не за счет Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) (где употребление в пищу насекомых является привычным делом), а как раз за счет Европы и Латинской Америки. На традиционных потребителей -страны АТР, будет приходиться менее половины емкости рынка - $ 477 млн. Рынок продуктов из биомассы насекомых до 2025 года будет расти в среднем на 37,5 %. Благодаря цифровым решения продукты и услуги подстраиваются под запросы конкретного человека. На рынке FoodNet это называется «персонализированным питанием». Прогнозируют, что будущее за персонализированным питанием, которое является одной из стратегических задач перспективного рынка «Фуднет».

Выводы. Трансформация мирового продовольственного рынка происходит на наших глазах. Активно развивается переход к инновационным продуктам питания, которые стимулируют новые тенденции: демографическая перестройка населения планеты, формирование нового потребительского спроса с учетом изменений климата, значительные достижения в области биологии, химии и физики производства продуктов питания. Мировой продовольственный рынок поделен между крупными транснациональными корпорациями, которые финансируют в проекты - «новое будущее продуктов питания».

Трансформация мирового рынка продовольствия предоставляет России возможность стать одним из ключевых игроков на международной аграрной арене. Россия способна не только обеспечить себя продовольствием, но и внести серьезный вклад в мировую продовольственную безопасность, активно работая на международных рынках продуктов продовольствия.

Источники:

1. Бесшапошный, М. Н. Теория отраслевых рынков: Практикум / М. Н. Бесшапошный, Е. В. Энкина. - Москва: ФГБНУ «Росинформа-гротех», 2017. - 130 с.

2. Бирюкова, Т. В. Органическая продукция: основные перспективы развития потребительских предпочтений /Т. В. Бирюкова. -Текст: непосредственный // Образование и право. - 2020. - № 4. - С. 409-412.

3. Ибрагимов, Э. У. О. Оценка потребительской активности покупки органической продукции / Э. У. О. Ибрагимов. - Текст: непосредственный // Экономика сельского хозяйства России. - 2020. - N° 7. - С. 67-70.

4. Нефедова О. С. Органическое сельское хозяйство новый взгляд на развитие аграрной экономики России//Наука без границ. -2016. -№ 4 (4). -С. 5-9.

5. Официальный сайт Всемирная продовольственная программа ООН [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wfp.org/.

6. Официальный сайт Фуднет. [Электронный ресурс] - URL:https://nti2035.ru/markets/foodnet?ysclid=lbp661 s07v640665425.

7. Ревенко, Л.С. Глобальная продовольственная проблема: новые вызовы для мира и России / Л.С. Ревенко,О.И. Солдатенкова, Н.С. Ревенко // Экономика. Налоги. Право. - 2022. - Т. 15. - № 4. - С. 54-65.

8. Цифровые трансформации в аграрном секторе экономики /Ашмарина Т.И., Водянников В.Т., Гладыш Ю.М., Голубев А.В., Залтан Е.И., Кирица А.А., Яшина Е.А. и др. - М.: Общество с ограниченной ответственностью "Сам Полиграфист", 2021. - 340 с.

9. Ягудаева Н.А. Перспективы развития органической продукции птицеводства / Н.А. Ягудаева / В сборнике доклады ТСХА. 2021. - 340 с.

EDN: WSLPSY

С.И. Берлин - д.э.н., профессор, директор Института экономики, управления и бизнеса, заведующий кафедрой экономической безопасности, Кубанский государственный технологический университет, председатель Общественного совета при министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, Краснодар, Россия, sergueiberlin@mail.ru,

S.I. Berlin - doctor of economics, professor, director of the institute of economics, management and business, head of department of economic security, Kuban state technological university, Deputy Director for Research, chairman of the Public Council under the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory, Krasnodar, Russia;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.С. Козырь - к.э.н., доцент кафедры компьютерных технологий и информационной безопасности Института компьютерных систем и информационной безопасности, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия,

N.S. Kozyr - candidate of economic sciences, associate professor of the department of computer technology and information security of the institute of computer systems and information security, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia.

ПРОБЛЕМЫ ДЕТАЛИЗАЦИИ СТАТИСТИКИ ОТРАСЛЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ PROBLEMS OF DETAILING INDUSTRY STATISTICS AND PROSPECTS FOR ENSURING THE ECONOMIC AND INFORMATION SECURITY OF TOURISM IN THE KRASNODAR TERRITORY

Аннотация. В статье исследуются проблемы статистической идентификации отраслей туризма и источников данных в Краснодарском крае на примере детского туризма. Особое внимание уделено исследованию проблем детализации статистики налоговых поступлений и оценке влияния туризма на стратегическое развитие региона. Разработаны меры по межотраслевому внутрирегиональному взаимодействию с целью достижения целей перспектив развития туризма в Краснодарском крае. Источником информации являются аналитические доклады Министерства туризма, курортов и олимпийского наследия Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.