print(i,2*m+n) break
181398528 21 201326592 27 229582512 19 254803968 25
ЛИТЕРАТУРА
1. Поляков, К.Ю. ЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2021 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2021 по информатике, материалы для подготовки к ЕГЭ URL: http://kpolyakov.spb.ru)
Раздел II. Экономика и предпринимательство
О. В. Грищенко, М. В. Атепалихина ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА FOODTECH
Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты
(арабская пословица)
Аннотация. В статье рассмотрены причины и факторы, определяющие развитие рынка foodtech, выявлены основные направления развития рынка foodtech. Приведена сравнительная характеристика развития этого сегмента бизнеса по обозначенным направлениям в России и за рубежом.
Ключевые слова: технологии еды, инвестиции, продовольственная безопасность, альтернативные источники сырья, агроинновации, «умная цепь поставок», персонализированное питание.
O.V. Grishchenko, M.V. Atepalihina FOODTECH MARKET DEVELOPMENT TRENDS
Abstract. The article examines the reasons and factors that determine the development of the foodtech market, identifies the main directions of the foodtech market development. A comparative characteristic of the development of this business segment in the designated areas in Russia and abroad is given.
Key words: food technology, investment, food security, alternative sources of raw materials, agroinnovation, smart supply chain, personalized nutrition.
С современном, быстроизменяющемся мире IT-технологии проникают во все стороны жизни человека, не обошли они и рынок продуктов питания. Уже достаточно привычным и понятным становится термин foodtech (food technology) - технологии еды. Это понятие включает в себя производство, приготовление и доставку еды с использованием IT-решений. Во всем мире данный сегмент бизнеса активно развивается, а мировой рынок foodtech-стартапов стал одним из самых быстрорастущих. В России такой бизнес также неуклонно растет. Поэтому рассмотрение трендов развития этого бизнеса представляется актуальным.
Цель исследования - выявить место сегмента foodtech на рынке продуктов питания и тенденции его развития России.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
- выявлены основные направления развития рынка foodtech;
- проведена сравнительная характеристика развития данного рынка по выявленным направлениям в России и за рубежом.
О перспективности развития направления foodtech на рынке продуктов питания свидетельствует объем инвестиций в эту сферу. По данным J'son & Partners Consulting, в 2018 г. он оценивался в 191 млрд. долл., а в 2025 г. его объем может составить 390 млрд. долл. Венчурный фонд Fuel for Growth оценивает рост мировых инвестиций в эту сферу бизнеса в 2020 г. по сравнению с 2019г на 60,57% [4].
У нас в стране под foodtech часто подразумевают онлайн-сервисы доставки еды из магазинов и ресторанов. Действительно, на этот сегмент приходится более 60 % объема инвестиций в мировой foodtech. В России они также занимают основную долю. В нашей стране в сфере онлайн-доставки конкурируют Yandex и Mail.Ru Group, которой принадлежат сервисы DeliveryClub, Zakazaka и Instamart.
Однако понятие foodtech гораздо шире - это интеграция цифровых технологий во всю пищевую цепочку: от фермерских хозяйств и пищевых производств до упаковки, хранения, приготовления и утилизации еды.
Причинами такого стремительного развития данного направления бизнеса являются не столько и не только желание человечества приобретать новый опыт в потреблении пищи, сколько продовольственная безопасность как отдельных стран, так и регионов.
В 2015 г. Организацией Объединенных Наций была принята резолюция «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». В ней были обозначены семнадцать глобальных целей устойчивого развития мира, одной из которых признана ликвидация голода на планете, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания, а также содействие устойчивому развитию сельского хозяйства [6].
Среди основных факторов, оказывающих влияние на продовольственную безопасность мира, можно выделить:
- быстрый рост населения планеты;
- развитие мирового транспорта и мировой торговли;
-географические условия размещения населения;
-высокая степень урбанизации;
- экологическая обстановка;
-экономическая отсталость развивающихся стран;
- политическое положение в мире;
- динамика производства продовольствия;
- высокая степень урбанизации;
-нехватка ресурсов (технических, финансовых, земельных);
- сокращение пахотных земель планеты;
- ограничение урожайности.
В нашей стране рынок foodtech только зарождается. По оценкам экспертов Россия в настоящее время значительно отстает от ведущих стран мира как в инновационных разработках в данном сегменте бизнеса, так и по внедрению мировых инновационных технологий. В ближайшие годы «следует ожидать роста количества сервисов по доставке еды или наборов для приготовления, но вряд ли в России появятся технологичные лидеры, которые изобретут новые пищевые продукты» [1].
Однако на государственном уровне понимают значимость этого направления для экономики страны, в том числе для обеспечения продовольственной безопасности страны. В настоящее время Агентством стратегических инициатив формируется Дорожная карта «Фуднет» Национальной технологической инициативы (НТИ), которая станет основой государственной политики по стимулированию роста этого сегмента бизнеса [5].
Основная задача Дорожной карты - систематизация российских бизнес-проектов, ориентированных на перспективные рынки foodtech и agrotech, а также мер регулирования по созданию условий быстрого роста и расширения проектов в этой области.
В Дорожной карте выделены основные сегменты будущих агропищевых рынков:
- альтернативные источники сырья для пищевой и кормовой отрасли;
- «умное сельское хозяйство» (включая цифровые и роботизированные сервисы и технологии);
- биологизированное производство;
- «умная цепь поставок»;
- персонализированное питание.
Проведем сравнительную характеристику развития данного бизнеса по этим сегментам в России и за рубежом.
Для анализа воспользуемся данными исследования, проведенного ГК «ЭФКО» совместно с Московской биржей и J'son&Partners Consulting [7].
Проблема поиска альтернативных источников сырья для пищевой и кормовой отрасли непосредственно связана с ростом населения Земли и соответственно потребности в белках, изменениями климата, истощением водных и земельных ресурсов, резистентностью людей к антибиотикам, а также ростом социальной ответственности человечества.
Организацией Объединенных Наций поставлена задача к 2030 г. свести голод на планете к нулевым показателям. В настоящее время эта проблема не решена как в мире, так и у нас в стране В 2019 г., по данным ООН, мире голодало 8,9 % населения (около 690 млн. чел.), из них 135 млн. чел. страдали от голода, в основном из-за антропогенных конфликтов, изменения климата и экономического спада. Пандемия COVID-19 может удвоить это число, что поставит под угрозу еще 130 миллионов человек, страдающих от голода. [3].
По данным исследования Росстата на конец 2018г. в России средний уровень бедности оценивался в 12,6% или 18,4 млн. человек, при этом 22,9 % граждан в возрасте до 18 лет (детей) проживало за чертой прожиточного минимума [2].
Динамичное развитие в области разработки альтернативных источников сырья для пищевой и кормовой отрасли поможет человечеству справиться с этой проблемой.
В табл.1 приведены данные о развитии мирового рынка foodtech. в области новых источников питания [7].
По данным исследования доля аналогов мяса, в том числе, созданного на основе растительного белка в лабораторных условиях, к 2025 году может составить 10% мирового рынка мяса. О рыбы, разработанной на основе растительного сырья и с
использованием клеточных технологий будет достигать более 300 млн. долл.
Таблица 1.
Объем мирового рынка FoodTech, млн. долл.
Направление 2018 г. 2025 г. Темп изменения, %
Новые источники белка и инновационные 340 5 971 50,5
продукты питания, в том числе:
- клеточное мясо - 200 -
- рыба из растительного сырья 12 330 60,5
- мясо из растительного сырья 160 4 000 58,4
- альтернативные молочные продукты из расти- 20 350 50,5
тельного сырья
- яйца из растительного сырья 5 75 42,7
- протеин из насекомых 144 1136 37,5
IoT в сельском хозяйстве 18 651 48 700 14,7
Сельскохозяйственные технологии 32 890 67 010 10,7
Smart Packaging (интеллектуальная и активная упаковка в сегменте FooD&Beverage) 123 700 163 500 4,1
Итого по выделенным направлениям 190 892 310 695 7,2
По данным исследования доля аналогов мяса, в том числе, созданного на основе растительного белка в лабораторных условиях, к 2025 году может составить 10% мирового рынка мяса. Объем рынка альтернативной рыбы, разработанной на основе растительного сырья и с использованием клеточных технологий будет достигать более 300 млн. долл.
Интересным направлением мирового рынка Аоо&есЬ является рост сегмента протеина из насекомых, который прогнозируется к 2023 году почти в 1,2 млрд. долл. В настоящее время более 60% всего рынка белка из насекомых приходится на сельскохозяйственный сектор как добавка в корма для животных. Однако в обозримом будущем планируется добавлять протеин насекомых в продукты для людей.
В сегменте новых источников белка в России отчасти сформировался только рынок протеина из насекомых. Но на данный момент существующие немногочисленные проекты специализируются на переработке отходов животноводства и выпуске на основе биомассы насекомых кормов для животных. То есть об употреблении насекомых в пищу человеком речи пока не идет.
Следующее направление, обозначенное в Дорожной карте рынка «Фуднет» - «Умное сельское хозяйство», базирующееся на интернете вещей (1оТ)
В мире общий экономический эффект от внедрения интернета вещей (1оТ) в сельское хозяйство оценивается в76 млрд. долл. В России прогнозный экономический эффект от внедрения 1оТ также составляет существенную величину и может дать 5,6 % прироста ВВП РФ или более 4,8 трлн руб. в годовом выражении относительно показателей 2016 г. По оценкам специалистов резервами роста являются:
- повышение урожайности зерновых - в 3 раза;
- рост механизации и использования удобрений;
- освоение пустующих сельхозугодий;
- сокращение потерь в процессе посадки, выращивания, ухода за культурами, сбора урожая, хранения и транспортировки.
1оТ позволяет внедрять решения точного земледелия, представляющего собой систему управления продуктивностью посевов, основанную на использовании комплекса спутников
продукции. Для нашей страны повышение производительности труда в сельском хозяйстве крайне актуально. В настоящее время в России наблюдается отставание по этому показателю по сравнению с Германией три раза, с США - более чем 20 раз. Такой разрыв объясняется крайне низким уровнем механизации и использования удобрений, а также большой долей крестьянско-фермерских и малых фермерских хозяйств (99% в совокупности), которые не обладают финансовыми возможностями для внедрения агроинноваций.
По данным исследований недостаток информации для принятия решений в сельском хозяйстве приводит к тому, что в процессе посадки, выращивания, ухода за культурами теряется до 40% урожая. Во время сбора урожая, хранения и транспортировки теряется еще 40%. При этом, как выявили ученые, кроме погоды, 2/3 факторов потерь сегодня можно контролировать с помощью автоматизированных систем управления. В настоящее время в России начинают активно развиваться системы автоматизации тепличных хозяйств и городских вертикальных ферм с использованием 1оТ-датчиков ^агт, «Сити Фермер», Greenbar).
Мировой рынок сельскохозяйственных биотехнологии, по прогнозам, к 2025 году достигнет 67 млрд. долл. Активно будет развиваться сегмент редактирования генома. Ключевым драйвером этого рынка будет растущий спрос на технологии, способствующие повышению урожайности. При этом более 50% прогнозируемого роста мирового рынка сельскохозяйственных
55
биотехнологии обеспечит США, в том числе и благодаря своей одобрительной законодательной политике в области генной инженерии. [7].
До настоящего времени исследования и разработки, проводимые в России в области генетических технологий не позволяли достичь больших объемов востребованных рынком результатов, поэтому необходимая для различных отраслей продукция импортировалась: доля российского импорта по ряду аминокислот, используемых в производстве кормов для сельскохозяйственных животных, достигала 100%, ферментов -70-80%. В условиях программы импортозамещения в стране были запущены крупные производства лизина, планируется производство метионина. В настоящее время продолжает импортироваться валин и триптофан, но активные исследования по микробиологическому синтезу этих незаменимых аминокислот в ряде НИИ страны позволят наладить их отечественное производство.
В России сформированы заделы по большинству генетических технологий, в том числе, в области генетического редактирования. Исследованиями в области генной инженерии занимаются в ряде университетов и научно-исследовательских организациях страны. Здесь созданы биоресурсные коллекции, российские компании также развивают собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские программы в этой области. По экспертным оценкам, в 2018 году генетические исследования проводили коллективы 80 научных и 40 образовательных организаций высшего образования РФ. Примерный объем бюджетных средств, выделенных на финансирование указанного направления, составил более 22 млрд. рублей. В 45 научных и образовательных организациях находятся 80 биоресурсных коллекций генетического материала. Положительным моментом является принятая в России программа по развитию биотехнологий на период 2019-2027 г.г., на реализацию, которой планируется направить 127 млрд. рублей. [1]
Однако, как отмечают исследователи, доля России в общем объеме мирового рынка генетических технологии очень мала. Ключевым барьером в развитии российского рынка сельскохозяйственных биотехнологии является принятый еще в 2016 году закон о запрете ГМО. По оценкам экспертов, этот закон может навсегда зафиксировать отставание России в области Ag Biotechnology.
Прогнозные оценки показывают, что в России существует потенциал кратного роста объемов потребления и увеличения производства основных продуктов питания. В настоящее время в структуре потребления населения страны преобладают дешевые и низкокачественные продукты питания. Потребление мясной, молочной продукции, овощей и фруктов находится ниже медицинских норм, и в 2-3 раза ниже, чем в США и Германии. Разница в потреблении продуктов соответствует разнице в доходах и доле затрат на продукты питания семьи. Доходы в России в 6 -8 раз ниже, чем в США (при сопоставимом уровне цен на продукты), а доля расходов на продукты составляет 50% в России и 11% в США от расходов домохозяйств.
Для достижения хотя бы минимально достаточного уровня потребления основных сельхозпродуктов в России (мяса, молока, фруктов, овощей) в текущей ситуации необходимо существенное снижение розничных цен на эти продукты без ухудшения их качества. Одним из механизмов снижения себестоимости и конечных цен на продукты питания является внедрение «умных цепей поставок» - блокчейн, основанных на гибких облачных технологиях и предоставляющих участникам сети открытые, гибкие и надежные способы обмениваться информацией обо всей производственной и сбытовой цепочке. В этих условиях «связанными» оказываются не только процессы внутри сельскохозяйственного производственного цикла, но и поставщики сырья, сбытовые, логистические, транспортные звенья. Такая организация поставок дает возможность перестраивать сложившиеся взаимоотношения и даже исключать из цепочки добавленной стоимости промежуточные звенья, расположенные на пути к потребителю. Сквозная автоматизация представляет собой более высокий уровень цифровой интеграции, который затрагивает сложнейшие организационные изменения в бизнесе.
Мировой рынок персонализированного питания развит достаточно хорошо и к 2025 г. его объем может достигнуть 11,5 млрд. долл. У нас в стране этот рынок развивается в основном на
уровне сервисов по доставке готовых наборов питания, основанных на персонализированных предпочтениях (Elementaree, Яндекс. Шеф, Ужин дома, Easy Meal, Шефмаркет, Just Food).
В настоящее время мировыми трендами в области персонализированного питания являются интеграция сервисов персонализированного питания в систему здравоохранения и развитие сервисов персонализированного питания для очень узких групп потребителей, а также развитие интегрированных платформенных решении.
По мнению ВОЗ, здоровый рацион помогает избежать проблемы неполноценного питания во всех его формах, а также предотвратить ряд неинфекционных заболеваний, включая сахарный диабет, болезни сердца, инсульт и онкологию. По прогнозам ученых, если продолжат существовать актуальные модели потребления продовольствия, к 2030 г. уровень обусловленных рационом питания ежегодных затрат в сфере здравоохранения, связанных со смертностью и неинфекционными заболеваниями, достигнет 1,3 трлн долл. С другой стороны, прогнозируется, что переход на здоровое питание позволит снизить издержки на охрану здоровья на 97%, и это позволит высвободить значительные средства, которые сегодня можно было бы инвестировать в снижение стоимости питательных пищевых продуктов, которая в настоящее время оказывают существенное влияние на выбор тех или иных его принципов питания. Состав рациона питания и методы производства соответствующих продуктов не только влияют на здоровье человека, но также оказывают заметное воздействие на состояние окружающей среды и изменение климата. Продовольственная система, на основе которой выстроены актуальные модели потребления продовольствия, служит источником 21-37% общего объема выбросов парниковых газов (ПГ) антропогенного происхождения, то есть обусловленных деятельностью человека, что позволяет отнести ее к числу основных факторов изменения климата, не говоря уже о других последствиях для окружающей среды. [1].
Таким образом, объем мирового рынка foodtech оцениваемый примерно в 3,5 трлн долл. США к 2035 г. и включающий умное, технологичное и высокопродуктивное сельское хозяйство, персонализированное питание, органические продукты, биотехнологии, умные цепи поставок, роботизацию - это не только основные тренды качественного развития современного мирового рынка продуктов, но важнейшее направление, определяющее продовольственную безопасность страны. Чтобы Россия не оказалась в стороне от мировых процессов существует реальная необходимость в создании условий для создания соответствующей инфраструктуры и нормативно-правовой базы, подготовке кадров, трансфера технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исследование российского и мирового рынка foodtech: ключевые тренды, ограничения и перспективы. - URL: https://json.tv/ict_telecom_analytics_view/issledovanie-rossiyskogo-i-mirovogo-rynka-foodtech-klyuchevye-trendy-ogranicheniya-i-perspektivy-20200527010059. (дата обращения 20.04.2021).
2. Каждый пятый ребенок в России оказался за чертой бедности - Сайт РБК. - URL: https://www.rbc.ru/economics/04/08/2020/5f27c9789a794792daa29177. (дата обращения 20.04.2021).
3. Краткий обзор. Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире - 2020. Преобразование продовольственных систем для обеспечения финансовой доступности здорового питания. Рим, ФАО. [Электронный ресурс]. - URL: https://doi.org/10.4060/ca9699ru (Дата обращения 12.04.2021).
4. Мутовин, А. Все такое вкусное: за что инвесторы любят FoodTech. - URL: https://www.forbes.ru/billionaire-school/422025-vse-takoe-vkusnoe-za-chto-investory-lyubyat-foodtech (дата обращения 12.04.2021.).
5. Национальная технологическая инициатива - URL: https://nti2035.ru/documents/Normative_road_maps/ (дата обращения 27.02.2021).
6. Official website of the United Nations. Retrieved from. - URL: http://www.un.org/ru/index.html. (дата обращения 12.04.2021.)
7. РБК. Тренды- URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/5ecc1f5f9a794753a9b2778e. (дата обращения 12.04.2021.)
А.Ю.Жидкова, М.Э.Будкова КОРОНАВИРУС - ВЫЗОВ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ МИРА