Научная статья на тему 'Перспективные направления сотрудничества России с зарубежьем в агропромышленном секторе'

Перспективные направления сотрудничества России с зарубежьем в агропромышленном секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / САНКЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / АГРАРНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михалева У. Н.

В статье рассматриваются проблемы, перспективы и направления выстраивания долговременных связей, взаимодействия и сотрудничества РФ с зарубежными странами в условиях санкций и контрсанкций, селективного протекционизма и импортозамещения, при решении национальных задач развития экономики и аграрной сферы. Также анализируются возможности формирования росиийских рынков, обеспечения внутренних запасов, экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья в страны ЕАЭС, СНГ, АТЭС, ШОС и БРИКС, в зависимости от государственной политики в отношении АПК, гарантированных мер поддержки аграрной отрасли, стимулирования инновационной активности сельского хозяйства и АПК, имиджа и репутации страны на мировом уровне, темпов и глубины структурных, институциональных, рыночных, инновационных и информационных трансформаций и преобразований, финансово-инвестиционной, предпринимательской и диверсификационной насыщенности бизнеса, компромиссных приемов и дипломатических методов при реализации интересов государства. Рассматриваются в перспективе новые рынки для экспорта производимой селькохозяйственной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михалева У. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления сотрудничества России с зарубежьем в агропромышленном секторе»

Перспективные направления сотрудничества России с зарубежьем в агропромышленном секторе

Михалева Ульяна Николаевна

старший преподаватель, кафедра «Экономика», Донской государственный технический университет, [email protected]

В статье рассматриваются проблемы, перспективы и направления выстраивания долговременных связей, взаимодействия и сотрудничества РФ с зарубежными странами в условиях санкций и контрсанкций, селективного протекционизма и им-портозамещения, при решении национальных задач развития экономики и аграрной сферы. Также анализируются возможности формирования росиийских рынков, обеспечения внутренних запасов, экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья в страны ЕАЭС, СНГ, АТЭС, ШОС и БРИКС, в зависимости от государственной политики в отношении АПК, гарантированных мер поддержки аграрной отрасли, стимулирования инновационной активности сельского хозяйства и АПК, имиджа и репутации страны на мировом уровне, темпов и глубины структурных, институциональных, рыночных, инновационных и информационных трансформаций и преобразований, финансово-инвестиционной, предпринимательской и диверсификационной насыщенности бизнеса, компромиссных приемов и дипломатических методов при реализации интересов государства. Рассматриваются в перспективе новые рынки для экспорта производимой селькохозяйственной продукции.

Ключевые слова: сотрудничество, экономические отношения, санкции, импортозамещение, аграрная сфера.

о

о

см

со

О!

^

I-О ш т х

<

т о х

X

В условиях нестабильного отношения с западными странами, информационных и санкционных войн, а также эколого-климатических рисков, для Российской Федерации важно определить вектор развития и форсировать динамику позитивных изменений с целью сохранения национальной безопасности, нивелирования рисков разрушения и сбоя экономики, усиления репутации на мировом рынке, повышения уровня и качества жизни населения. Реальная линия эволюционного механизма взаимодействия аграрного сектора России и мирового продовольственного рынка оформилась в виде спирали, изменяющейся от раннего, незрелого рыночного механизма к централизованно-государственному, а затем опять к развивающемуся рыночному движению.

Современная специфика мирового развития аграрной сферы проявляется в неравномерности размещения ресурсов, сокращении площадей плодородных земель и перепроизводстве продуктов питания в развитых странах; усилении концентрации и появлении крупных олигополий; в динамичном изменении технологий производства продукции, наращивании производства на основе ГМО, возрастающем спросе на качественные, ценные продукты питания; росте цен на продовольствие; сокращении доли занятых и места аграрного сектора в мировом ВВП; нестабильностью обеспеченности продуктами питания при изменение структуры потребления сельскохозяйственной продукции в мировом хозяйстве [1, 4]. В отношении глобального решения продовольственных проблем при взаимодействии государств, в сугубо гуманитарные, технологические и социально-экономические задачи вмешиваются политические, амбиционные рычаги, вызовы и риски, ведущие к созданию таможенных и торговых барьеров; сдерживанию здоровой конкуренции и обострению субъективных подходов в понимании роли своей страны в мировой политике. В условиях финансовых и политических кризисов, санкций и контрсанкций, при разобщенности производственной деятельности и экономического взаимодействия в государствах СНГ и ЕАЭС, при слабой конкурентоспособности отечественных товаров и незащищенности внутреннего рынка, долгое время сохранялось доминирование импортной продукции из ЕС, США, Китая, стран Юго-Восточной Азии и Турции, явно прослежива-

лась зависимость в обеспечении сырьем, продуктами питания и технологиями [5].

Американские и европейские санкции против России были восприняты и оценены экспертами, учеными и обществом неоднозначно, начиная с оптимистичных пояснений, что санкции никак не касаются народа и государства, а направлены только против определенных персон, до стрессо-образующих опасений неминуемой изоляции государства в окружении недружественных стран. В ответ на западные ограничения Россия в августе 2014 г. запретила ввоз в страну продовольственных товаров из государств, присоединившихся к санкциям. Постепенное сокращение импорта по базовым продуктам привело к тому, что отечественные производители продовольствия избавились от зарубежных конкурентов на российском рынке и получили относительно весомые возможности для наращивания и продажи товаров на собственном рынке. Усиленная государственная поддержка аграрного сектора способствовала росту производства продуктов питания, замещению импорта продовольствия собственным производством, укреплению продовольственной независимости России. Однако не по всем продуктам были компенсированы изъятия, не произошло активного наращивания качества и высокой удовлетворенности покупателей поставками [17].

Эксперты АКРА считают, что расширение антироссийских санкции приведет к сокращению на 2,5% ВВП России, при укреплении доллара в среднем до 80-83 рублей. Введенные контрмеры стали причиной повышения цен на потребительском рынке и снижения доходов населения. В 2018 г., по расчетам специалистов АКРА, запрет на ввоз ряда продовольственных товаров, из присоединившихся к санкциям стран, снизил реальные доходы населения в РФ на 2-3 п.п. [24].

Ограничительные меры 2014 г., введенные странами ЕС и США в отношении России, сказались весьма негативно на состоянии продовольственной сферы обеих сторон. Глобализацион-ные процессы в мировой экономике усиливают взаимозависимость стран друг от друга, при этом меры ограничительного характера для экономической сферы России и ее ответные действия в отношении стран-членов ЕС и США демонстрируют экономический дисбаланс и фрустрацион-ные трансформации глобализации и интернационализации мирового хозяйства, являются наглядными кризисными моделями и касаются всех участников «санкционных» войн [20].

Статистические данные позволяют утверждать, что в структуре экспорта России в 2018 году основная доля поставок продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (коды ТН ВЭД 01-24) достигла 5,53% от всего объема экспорта России, а в 2017 году она составляла 4,80%. Достаточно высокий прирост получен по

злакам, рост достиг 2 930 млн долл. США. Экспорт российского зерна вырос на 32,9%, причем отмечено увеличение экспорта пшеницы на 48%. Экспорт сельхозсырья и продовольствия из России в 2018 году составил 24 884,9 млн USD, что на 20,2% или на 4 182,4 млн USD больше, чем в 2017 году. В 2017-2018 гг. ввоз сельхозсырья и продовольствия в РФ имел тенденцию не только к восстановлению, но и к увеличению, и в 2018 году составил 29 631,5 млн USD, что на 2,4% или на 700,6 млн USD больше, чем в 2017 году [25].

В рамках пространственно-географического формата российский экспорт продовольствия все больше смещается в сторону стран Азии, Ближнего Востока и Африки. В 2017 году самым крупным покупателем российского продовольствия и сельскохозяйственного сырья стал Египет, на долю которого пришлось 9% ото всех поставок продуктов [21]. В 2018 году товарооборот России с Египтом составил 7 663, 6 млн. долл. США, увеличившись на 14,01%. Стоимостная величина экспорта из России на египетский рынок достигла 7 137,2 млн долларов, увеличившись на рекордные 14,8% к 2017 году. Египет активно закупает российскую пшеницу, масло, табак, бобовые и алкоголь. На втором месте по удельному весу закупок находится Турция, закупающая продовольствия на $1,78 млрд. Известно, что российское зерно перерабатывают в муку и реализуют в другие страны. Турция закупает семена, растительное масло и сахар. Уровень поставок в Турцию в 2017 году вырос всего лишь на 7% в виду ограничительных пошлин на российские товары. Пошлины на ввоз пшеницы и кукурузы составили 130%, на ввоз риса - 45%, подсолнечного масла -36%. Кроме того, действовали и другие ограничения, которые позже были сняты. В 2018 году значительно увеличился экспорт рыбы и ракообразных, моллюсков и прочих видов водных беспозвоночных на 27%, выросли поставки злаков на 48,98 %, однако сокращены поставки овощей и некоторых съедобных корнеклубнеплодов (код ТН ВЭД 07) на 137 млн. долл. США [17].

Экспорт продукции из России в Китай в 2018 году составил 56 065,5 млн. долл. США, увеличившись на 44,05% по сравнению с 2017 годом. Китай активно покупает российскую рыбу, выловленную на Дальнем Востоке (это ключевая экспортная статья), рост составил 37%, поставки злаков выросли в 3,4 раза, популярностью пользуются соевое масло и продукция мукомольно-крупяной промышленности, сахар, отдельные виды готовой продукции из мяса, овощей. Такой же ассортимент продукции поступает в Южную Корею, на которую приходится 7% от всех российских поставок продовольствия. Доля Беларуси и Казахстана в совокупности составляет 12%, страны импортируют сахар, масло, табак, алкоголь и готовую пищевую продукцию.

х

X

о

го А с.

X

го m

о

ю 8

М О

to

да

о

см

00 О!

о ш т

X

<

т О X X

Выстраивание долгосрочных отношений сотрудничества в современных сложных условиях должно идти на основе соблюдения интересов и безопасности страны. При построении международных отношений и организации поставок на экспорт важно иметь запасы на уровне своего государства, обеспечить внутренний рынок продовольствия и решить задачи поддержки отечественных производителей на основе конкретных целей и адекватной классификации мер поддержки, распределяемой по четырем категориям: «желтой», «голубой», «зеленой» корзины и «критерию минимума» [5]. Опираясь на базовые условия и периоды для расчета исходных уровней поддержки и стоимости валовой продукции сельского хозяйства, в системе государственной корректировки требуется обоснованный выбор валюты и продолжительность имплементационного периода для измерения объема продаж, инвестирования и совокупной меры поддержки (СМП).

Премьер-министр России Медведев Д.А. указывает, что на реализацию государственной программы для АПК в 2018 году выделено 250 млрд рублей, что позволило увеличить количество прибыльных предприятий [15]. В финансовой сфере появилась возможность кредитования по льготной ставке - до 5%, что актуально для расширенного воспроизводства и обновления основных фондов в крупных агрохолдингах, средних и малых предприятиях. В 2018 году 15% владельцев и представителей КФХ и малого бизнеса в аграрной сфере обратились за льготным краткосрочным кредитованием. Даже в условиях засухи и заморозков был получен урожай зерновых, составивший более 113 млн. тонн, получен высокий урожай тепличных овощей, увеличилось количество заложенных садов, больше стали производить мяса и мясопродуктов. Для развития аграрной сферы предусмотрено льготное кредитование, доля которого в направлении поддержки экспорта к 2020 году превысит 50% [25]. В суммарном выражении 27,2млрд. руб. более чем в три раза превысят компенсацию капитальных затрат (4,3 млрд руб.) и компенсацию части затрат на транспортировку продукции (4 млрд руб.) [1]. При формировании системы внешних взаимоотношений важно решить проблему качества экспортной продукции, которое еще уступает традиционным экспортерам: Италии, Франции, Нидерландам, Бельгии, Швейцарии. В этой связи должны расти инвестиции на создание национального бренда и продвижение продукции АПК на внешние рынки, для чего Министерством сельского хозяйства запланировано использовать 274 млн руб. в 2019-м и 335 млн. руб. в 2020 годах. При этом эксперты считают, что требуется более 500 млн руб. [1,26]. Сохраняется надежда аграриев на то, что в 2019 году объем средств из федерального бюджета на реализацию госпрограммы АПК составит 302,2

млрд. руб. В новой версии общий бюджет программы вырос почти в четыре раза — с 2,2 трлн. рублей до 8,2 трлн. рублей [1].

По мнению Президента РФ Путина В.В., санк-ционное давление мешает нашей экономике, однако оно не критично и в определенной мере подталкивает к активному развитию собственных технологий. В 2018 году на активизацию импорто-замещения в России было затрачено 600 млрд руб., в перспективе государство продолжит поддерживать процессы импортозамещения и будет наращивать усилия в данном направлении [2]. Санкции в отношении России способствовали развитию собственного производства, модернизации сферы сельского хозяйства, обновлению перерабатывающей и пищевой отрасли. Усиление кампании по импортозамещению запрещенных к ввозу продуктов и товаров и ограничительные меры содействовали развитию торговых отношений РФ с азиатскими, африканскими и латиноамериканскими странами. Однако надо отметить, что селективный протекционизм и импорто-замещение имеют ограничения по времени, а также негативные последствия при длительном применении, так как снижается уровень и напряженность конкуренции, качество продукции, растут цены на продовольственные товары. В условиях импортозамещения остро проявились проблемы качества молочной продукции, кодирования, выявления фальсификата и контрафакта, включение импортного некачественного пальмового масла в составе производимых изделий .

Медленно формируется ассортимент и заполняется рынок твердых сыров, по-прежнему от 7 до 10% продающегося картофеля приходится на импорт [20]. Стоит открытым вопрос доставки, складирования, хранения и обеспечения производительных мощностей по переработке сельхозпродукции. Поэтому в стратегической перспективе для сельского хозяйства России важен переход от импортозамещения к экспортной ориентированности производства на основе инновационного развития и цифровой трансформации всех форм бизнеса [3].

Актуальным становится производство экологически чистой, органичной продукции и сырья, полученного из охотничьих ресурсов, аквакультуры, лесных растений. Ставятся задачи четкого выбора, оценки и определения мест сбора, которые не подвергались воздействию вредных веществ. Органичность сырья растительного и животного происхождения связывают с получением от здоровых животных и растений, без применения химических препаратов, химических удобрений, стимуляторов роста при откорме животных, без гормональных препаратов и генно-модифицированных (генно-инженерных, трансгенных) организмов. Продукция не должна подвергаться обработке с использованием ионизи-

рующего излучения, то есть в целом отвечать гигиеническим требованиям и нормативам качества, произведенных традиционным сельским хозяйством [13]. Данные Министерства РФ определяют объем отечественного рынка органической продукции в рамках 160 млн. евро, однако к 2025 году ожидается рост рынка до 5 млрд. евро [26].

Чтобы и дальше эффективно развивать АПК, государству стоит осуществлять инвестиции в компании, фирмы или организации, занимающиеся повышением плодородия земель, проявляющие инновационную активность, совершенствующих технологии и процессы. Это в свою очередь, ведет к развитию отрасли сельскохозяйственного машиностроения, способствует динамичному росту производства. Повышение производительности труда и качества продукции может повысить конкурентоспособность отрасли на мировом рынке, что также повлечет за собой развитие экспортного потенциала страны и расширит позиционирование и спрос на отечественные товары в международном масштабе [14]. Особого внимания на уровне страны и регионов требует оценка условий хозяйствования и проведение стимулирующих и поощрительных мер для работников аграрной сферы [15]. Острыми остаются вопросы увеличения заработной платы, развития инфраструктуры, повышение образования, занятости и качества труда. Правительству Российской Федерации при разработке национальной программы в сфере развития международной кооперации и экспорта Президент рекомендует к 2024 году довести долю экспорта несырьевых товаров (работ, услуг) до 20% ВВП, увеличить объёмы экспорта продукции агропромышленного комплекса до 45 млрд. долл. в год [2].

Для активного практического внедрения цифровых технологий и платформенных решений в АПК Минсельхоз РФ реализует рассчитанный на 2019-2024 гг. ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство», объединяющий в пилотный проект 35 регионов с целью увеличить вдвое производительность труда на предприятиях к 2024 году. Для эффективного учета и использования земель планируется проведение инвентаризации в рамках системы «Эффективный гектар», организуется запуск интеллектуальной системы «СМАРТ-контракт» для заключения контрактов с представителями малого, среднего и крупного бизнеса, получателями субсидий. Обосновываются инвестиции на масштабное внедрение отечественных комплексных цифровых агрорешений «Умная ферма», «Умное поле», «Умное стадо», «Умная теплица», «Умная переработка», «Умный склад», «Умный агроофис». Эксперты отмечают, что для дальнейшего развития отечественного сельхозмашиностроения и сельского хозяйства в целом необходимо увеличить объемы субсидий

производителям до 15 млрд. рублей ежегодно [27].

Какие же рынки могут быть наиболее перспективными для освоения Россией? Одним из первых в плане экспорта продовольствия из России является Китай, куда поставки в 2018 году выросли на 42% до $2,5 млрд. Эксперты отмечают реальную возможность увеличить поставки готовой сельхозпродукции и сырья в КНР до $3-4 млрд в течение 3-4 лет. Китай остается самым большим и самым интересным рынком для всех производителей и поставщиков, при этом достаточно непростым по уровню рентабельности и взаимодействию. Китайцы прекрасно понимают притягательность и емкость своего рынка, устремленности Европы, США и Азии к его освоению, что создает дополнительную конкуренцию с кросс-культурными условиями, и ограничения при заключении договоров и контактов, также требует учета динамики роста доходов, популярности здорового питания и экологически чистой продукции, западноориентированных продуктов по составу и качеству в потреблении населением [16, 18].

Весьма перспективными с позиции экспортирования продовольствия являются отношения со Вьетнамом, который становится ключевым контрагентом в Юго-Восточной Азии, опережая Китай, Индонезию и Филиппины, с прогнозируемым на три ближайших года динамичным ростом экономики более 7%. Высокая импортно-экспортная активность страны позволяет развиваться в новых стратегических форматах, начиная с Транстихоокеанского партнерства (ТТП). Развивая соглашение о свободной торговле, товарооборот России и Вьетнама вырос до $6,1 млрд долларов за 2018 год, а на 2019-2020 годы поставлена цель достичь в $10 млрд. [16]. Отмена ввозных пошлин повлияла на увеличение поставок зерна и мяса.

Интересно складываются отношения России с Бразилией, товарооборот с которой в 1 квартале 2019 года составил 896 млн долл. США, уменьшившись на 17 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Высокими темпами растут спрос и, соответственно, продажи рыбы, ракообразных и водных беспозвоночных, увеличилась в 1,5 раза потребность в продукции мукомольно-крупяной промышленности; импорт солода, крахмалов, пшеничной клейковины выросли в 1,8 раза.

В условиях обострения гуманитарного кризиса в Венесуэле, с увеличением потока беженцев, прибывающих в Колумбию, Перу и Бразилию возрастает потребность и в продуктах питания. При формировании оптимального взаимодействия в аграрной сфере и поставках продовольствия на уровне Правительства Колумбии выстраиваются взвешенные и прагматичные отношения с Россией и Европой, которые могут привести к увеличению экспорта на 20% [17].

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю 8

М О

а>

о

CN

00 OI

О Ш

m х

<

m о х

X

Таким образом, как бы ни менялся политический климат и конкурентные позиции страны, аграрная сфера и продукты питания остаются востребованными в мировой экономике, на международном и внутреннем рынках. Выстраивание долговременных связей и обоснование направлений сотрудничества РФ с зарубежными странами зависит от государственной политики, имиджа и репутации страны, активности бизнеса, поиска инвестиций, компромиссных приемов и дипломатических методов при реализации интересов государства, гарантированных мер поддержки аграрной отрасли, стимулирования инновационной активности сельского хозяйства и АПК.

Литература

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 года №717.

2. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года

3. Альбатыров И.Ш. Международное сотрудничество в аграрной сфере : Дис. ... канд. экон. Наук : 08.00.14 СПб., 2005. 181 с.

4. Вартанова М.Л. Механизм взаимодействия и взаимозависимость приоритетов продовольственного обеспечения и стратегий развития агропромышленного комплекса // РППЭ. 2016. №9 (71).

5. Воронин Б.А., Чупина И.П., Воронина Я.В. Инновационное развитие российского аграрного сектора в условиях финансово-экономической нестабильности // Аграрный вестник Урала.2018. № 05 (172). С.

6. Медведев Д.А. Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития // Вопросы экономики. 2018. № 10. С. 5—28.

7. Зиньковская В.Ю. Совершенствование механизмов обеспечения продовольственной безопасности в условиях кризиса / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Спб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017.-118 с.

8. Кандакова Г.В., Чиркова М.Б., МалицкаЯ В.Б. Развитие международного научно-технического сотрудничества в аграрной сфере России: проблемы и перспективы // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2016. № 4 (51). С. 187-196.

9. Ковалев В. Агропродовольственный сектор экономики России в условиях функционирования Евразийского союза // АПК: экономика, управление. 2019. №5. С.80-83

10.Мазлоев В. , Хайруллина О. Импортозаме-щение и экспорт мяса: проблемы экономической

доступности - за и против // АПК: экономика, управление. 2019. №6. С. 44-55.

11.Маслов И. Особенности развития внешней торговли агропродовольственными товарами в Российской Федерации и Республике Беларусь // АПК: экономика, управление.2019 . №1. С. 88-92.

12.Прокопьев А.В., Чернышова Т.Н. Стратегия импортозамещения в сельском хозяйстве // Oeconomia et Jus. 2017. №1. С.18-23.

13.Ревенко Л.С. Региональные экономические аспекты международного сотрудничества в сфере продовольственной безопасности // Экономика. Налоги. Право. 2016. №4. С. 59-65.

14.Стратегия развития аграрной сферы экономики: проблемы и пути решения. Монография / под ред. Алтухова А.И.-Краснодар: ООО «Просвещение — Юг», 2017. 203 с.

15.Федотова Г.В., Дубинина Е.Д. Риски реализации стратегии импортозамещения в российском агропромышленном комплексе // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. №3 (285). С.28-38.

16.Шеламова Н., Черкасова О. Проблемы и перспективы развития торговли сельскохозяйственной продукцией между Россией и Китаем // АПК: экономика, управление.2019. №1. С.76-88.

17.Хоменко Я.В. , Мизевич Р.С. Государственный механизм управления продовольственной безопасностью // Вестник института экономических исследований. 2017.№ 1. С. 24-34.

18. Правительство России. Материалы к заседанию Правительства 20 июня 2019 года. URL: http://government.ru/news/37096/

19.Агроинвестор. В 2019 году изменятся меры господдержки АПК. URL: https://www.agroinvestor.ru/investments/news/30599 -v-2019-godu-izmenyatsya-mery-gospodderzhki-apk/

20. Германо-Российский аграрно-политический диалог. Планы и перспективы развития АПК Российской Федерации на 2019 год. URL:https://agrardialog.ru/files/prints/plani_i_perspek tivi_razvitiya_apk_rossiyskoy_federatsii_na_2019_go d.pdf

Promising areas of cooperation between Russia and foreign

countries in the agricultural sector Mikhaleva U.N.

Don State Technical University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article considers problems, prospects and directions of building long-term ties, interaction and cooperation of the Russian Federation with foreign countries in the context of sanctions and counter-sanctions, selective protectionism and import substitution, in solving national problems of economic development and agrarian sphere. The possibilities of formation of Rosi markets, provision of domestic reserves, export of food and agricultural raw materials to the EAEU countries are also analyzed, CIS, APEC, SCO and BRICS, depending on government policy on agribusiness, Guaranteed measures to support the agricultural industry, stimulate innovative activity of agriculture and agro-industrial complex, The image and reputation of the country at the world level, the pace and depth of structural, Institutional, market, innovative and information transformations and transformations, financial

and investment, business and diversification saturation of business, compromise techniques and diplomatic methods in the realization of the interests of the State. New markets for export of produced agricultural products are considered in the future.

Keywords: cooperation, economic relations, sanctions, import substitution, agricultural sphere.

References

1. The state program for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets for 2013-2020. Approved by Decree of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 No. 717.

2. Decree of the President of the Russian Federation "On national

goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024" of May 7, 2018

3. Albatyrov I.Sh. International cooperation in the agricultural sector: Dis. ... cand. econ. Science: 08.00.14 St. Petersburg, 2005.181 s.

4. Vartanova M.L. The mechanism of interaction and the interdependence of food supply priorities and development strategies of the agro-industrial complex // RPPE. 2016. No9 (71).

5. Voronin B.A., Chupina I.P., Voronina Y.V. Innovative development of the Russian agricultural sector in the context of financial and economic instability // Agrarian Bulletin of the Urals. 2018. No. 05 (172). WITH.

6. Medvedev D.A. Russia-2024: Strategy for socio-economic development // Issues of Economics. 2018. No. 10. P. 5-28.

7. Zinkovskaya V.Yu. Improving the mechanisms for ensuring food

security in a crisis / The dissertation for the degree of candidate of economic sciences St. Petersburg: Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, 2017.-118 p.

8. Kandakova G.V., Chirkova M.B., Malitskaya, I.B. The development of international scientific and technical cooperation in the agricultural sector of Russia: problems and prospects // Bulletin of the Voronezh State Agrarian University. 2016. No. 4 (51). C. 187-196.

9. Kovalev V. Agro-food sector of the Russian economy in the functioning of the Eurasian Union // AIC: economics, management. 2019. №5. C.80-83

10. Mazloev V., Khayrullina O. Import substitution and export of meat: problems of economic affordability - pros and cons // AIC: Economics, Management. 2019. №6. S. 44-55.

11. Maslov I. Features of the development of foreign trade in agri-food products in the Russian Federation and the Republic of Belarus // AIC: Economics, Management. 2019. No. 1. S. 8892.

12. Prokopyev A.V., Chernyshova T.N. Import substitution strategy in agriculture // Oeconomia et Jus. 2017. No1. S.18-23.

13. Revenko L.S. Regional economic aspects of international cooperation in the field of food security // Economics. Taxes. Right. 2016. No4. S. 59-65.

14. The development strategy of the agricultural sector of the economy: problems and solutions. Monograph / ed. Altukhova A.I.-Krasnodar: Education - South LLC, 2017.203 p.

15. Fedotova G.V., Dubinina E.D. Risks of the implementation of the import substitution strategy in the Russian agro-industrial complex // Financial analytics: problems and solutions. 2016. No3 (285). S.28-38.

16. Shelamova N., Cherkasova O. Problems and prospects for the development of agricultural trade between Russia and China // AIC: Economics, Management. 2019. No. 1. S.76-88.

17. Khomenko Ya.V. Misevich R.S. State Food Safety Management Mechanism // Bulletin of the Institute of Economic Research. 2017.No 1. S. 24-34.

18. The government of Russia. Materials for the Government meeting on June 20, 2019. URL: http://government.ru/news/37096/

19. Agroinvestor. In 2019, measures of state support for the agro-industrial complex will change. URL: https://www.agroinvestor.ru/investments/news/30599-v-2019-godu-izmenyatsya-mery-gospodderzhki-apk/

20. German-Russian agrarian and political dialogue. Plans and prospects for the development of the agricultural sector of the Russian Federation for 2019. URL: https: //agrardialog.ru/files/prints/plani_i_perspektivi_razvitiya_apk_r ossiyskoy_federatsii_na_2019_god.pdf

X X O OD A C.

X

OD m

o

io 8

IO O

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.