Научная статья на тему 'Трансформация миграционных процессов в России в условиях пандемии: административно-правовой и экономический аспекты'

Трансформация миграционных процессов в России в условиях пандемии: административно-правовой и экономический аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
371
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
миграционные процессы / нелегальная миграция / трудовая деятельность иностранных граждан / административные правонарушения в сфере миграции / новая коронавирусная инфекция COVID-19 / коронакризис / migration processes / illegal migration / labor activity of foreign citizens / administrative offenses in the field of migration / COVID-19 / Coronacrisis

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Олеся Владимировна, Литвиненко Александр Николаевич

Коронакризис-2020, стремительно набирающий обороты, способствовал обострению миграционных проблем, урегулирование которых невозможно было бы представить без вмешательства государства и введение дополнительных социально ориентированных мер, направленных стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки в стране и за ее пределами. В настоящем исследовании авторы рассматривают трансформацию миграционных процессов в контексте двух направлений: административно-правовом и экономическом. Административно-правовая трансформация миграционных процессов напрямую связана с их нормативно-правовым обеспечением, направленным на урегулирование правового положения внешних мигрантов в России, а также реализацией органами исполнительной власти административной функции по недопущению случаев нарушения норм миграционного законодательства. В свою очередь, экономическая трансформация миграционных процессов в период коронакризиса-2020 обусловлена нестабильной ситуацией на российском рынке труда, сопровождающейся устойчивым снижением спроса на труд, ухудшением экономического положения хозяйствующих субъектов, что, в свою очередь, приводит к дисбалансу трудовых ресурсов и росту безработицы в отдельных секторах экономики. В данной статье также поднимается проблема влияния ограничительных мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции на современную миграционную ситуацию в России. В рамках проведенного исследования авторами оценена степень правовой и трудовой легализации внешних трудовых мигрантов в связи с введением временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации из-за угрозы дальнейшего распространения коронавирусной инфекции. Проведен сравнительный анализ некоторых показателей миграционной ситуации в России, в том числе определено количество незаконных мигрантов с неурегулированным трудовым статусом, находящихся в России в период коронакризиса. В настоящей статье определены и рассчитаны показатели по основным видам административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, а также дана оценка эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению нарушений норм действующего административного законодательства в сфере миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петрова Олеся Владимировна, Литвиненко Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of migration processes in Russia in the context of a pandemic: administrative, legal and economic aspects

The Coronacrisis-2020, which is rapidly gaining momentum, contributed to the aggravation of migration problems, the settlement of which could not be imagined without the intervention of the state and the introduction of additional socially oriented measures aimed at stabilizing the sanitary and epidemiological situation in the country and abroad. In this study, the authors consider the transformation of migration processes in the context of two directions: administrative and legal and economic. The administrative and legal transformation of migration processes is directly related to their regulatory and legal support aimed at regulating the legal situation of external migrants in Russia, as well as the implementation by executive authorities of the administrative function to prevent cases of violations of the norms of migration legislation. In turn, the economic transformation of migration processes during the Coronacrisis-2020 is due to the unstable situation on the Russian labor market, accompanied by a steady decline in demand for labor, a deterioration in the economic situation of economic entities, which, in turn, leads to an imbalance of labor resources and an increase in unemployment in certain sectors of the economy. This article also raises the problem of the impact of restrictive measures to prevent the spread of the coronavirus infection on the current migration situation in Russia. Within the framework of the study, the authors assessed the degree of legal and labor legalization of external labor migrants in connection with the introduction of temporary measures to regulate the legal status of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation due to the threat of further spread of COVID-19. A comparative analysis of some indicators of the migration situation in Russia is carried out, including the number of illegal migrants with an unregulated labor status residing in Russia during the Coronacrisis. This article defines and calculates indicators for the main types of administrative offenses in the field of ensuring the regime of stay of foreign citizens and stateless persons, and also assesses the effectiveness of law enforcement agencies in identifying violations of the norms of the current administrative legislation in the field of migration.

Текст научной работы на тему «Трансформация миграционных процессов в России в условиях пандемии: административно-правовой и экономический аспекты»

Теоретические основы экономики и управления Theoretical bases of economics and management

Научная статья УДК 325.1

DOI: https://doi.org/10.18721/JE.14502

ТРАНСФОРМАЦИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

О.В. Петрова 13 , А.Н. Литвиненко

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация

и [email protected]

Аннотация. Коронакризис-2020, стремительно набирающий обороты, способствовал обострению миграционных проблем, урегулирование которых невозможно было бы представить без вмешательства государства и введение дополнительных социально ориентированных мер, направленных стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки в стране и за ее пределами. В настоящем исследовании авторы рассматривают трансформацию миграционных процессов в контексте двух направлений: административно-правовом и экономическом. Административно-правовая трансформация миграционных процессов напрямую связана с их нормативно-правовым обеспечением, направленным на урегулирование правового положения внешних мигрантов в России, а также реализацией органами исполнительной власти административной функции по недопущению случаев нарушения норм миграционного законодательства. В свою очередь, экономическая трансформация миграционных процессов в период коронакризиса-2020 обусловлена нестабильной ситуацией на российском рынке труда, сопровождающейся устойчивым снижением спроса на труд, ухудшением экономического положения хозяйствующих субъектов, что, в свою очередь, приводит к дисбалансу трудовых ресурсов и росту безработицы в отдельных секторах экономики. В данной статье также поднимается проблема влияния ограничительных мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции на современную миграционную ситуацию в России. В рамках проведенного исследования авторами оценена степень правовой и трудовой легализации внешних трудовых мигрантов в связи с введением временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации из-за угрозы дальнейшего распространения коронавирусной инфекции. Проведен сравнительный анализ некоторых показателей миграционной ситуации в России, в том числе определено количество незаконных мигрантов с неурегулированным трудовым статусом, находящихся в России в период коронакризиса. В настоящей статье определены и рассчитаны показатели по основным видам административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, а также дана оценка эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению нарушений норм действующего административного законодательства в сфере миграции.

Ключевые слова: миграционные процессы, нелегальная миграция, трудовая деятельность иностранных граждан, административные правонарушения в сфере миграции, новая коронави-русная инфекция COVID-19, коронакризис

Для цитирования: Петрова О.В., Литвиненко А.Н. Трансформация миграционных процессов в России в условиях пандемии: административно-правовой и экономический аспекты // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2021. Т. 14, № 5. С. 24—35. DOI: https:// doi.org/10.18721/JE.14502

Это статья открытого доступа, распространяемая по лицензии CC BY-NC 4.0 (https://crea-tivecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

© Петрова О.В., Литвиненко А.Н., 2021. Издатель: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Research article

DOI: https://doi.org/10.18721/JE.14502

TRANSFORMATION OF MIGRATION PROCESSES IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC: ADMINISTRATIVE, LEGAL AND ECONOMIC ASPECTS

O.V. Petrova n , A.N. Litvinenko

Saint-Petersburg University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,

St. Petersburg, Russian Federation

H [email protected]

Abstract. The Coronacrisis-2020, which is rapidly gaining momentum, contributed to the aggravation of migration problems, the settlement of which could not be imagined without the intervention of the state and the introduction of additional socially oriented measures aimed at stabilizing the sanitary and epidemiological situation in the country and abroad. In this study, the authors consider the transformation of migration processes in the context of two directions: administrative and legal and economic. The administrative and legal transformation of migration processes is directly related to their regulatory and legal support aimed at regulating the legal situation of external migrants in Russia, as well as the implementation by executive authorities of the administrative function to prevent cases of violations of the norms of migration legislation. In turn, the economic transformation of migration processes during the Coronacrisis-2020 is due to the unstable situation on the Russian labor market, accompanied by a steady decline in demand for labor, a deterioration in the economic situation of economic entities, which, in turn, leads to an imbalance of labor resources and an increase in unemployment in certain sectors of the economy. This article also raises the problem of the impact of restrictive measures to prevent the spread of the coronavirus infection on the current migration situation in Russia. Within the framework of the study, the authors assessed the degree of legal and labor legalization of external labor migrants in connection with the introduction of temporary measures to regulate the legal status of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation due to the threat of further spread of COVID-19. A comparative analysis of some indicators of the migration situation in Russia is carried out, including the number of illegal migrants with an unregulated labor status residing in Russia during the Coronacrisis. This article defines and calculates indicators for the main types of administrative offenses in the field of ensuring the regime of stay of foreign citizens and stateless persons, and also assesses the effectiveness of law enforcement agencies in identifying violations of the norms of the current administrative legislation in the field of migration.

Keywords: migration processes, illegal migration, labor activity of foreign citizens, administrative offenses in the field of migration, COVID-19, Coronacrisis

Citation: O.V. Petrova, A.N. Litvinenko, Transformation of migration processes in Russia in the context of a pandemic: administrative, legal and economic aspects, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 14 (5) (2021) 24-35. DOI: https://doi.org/10.18721/JE.14502

This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license (https://creativecommons.org/li-censes/by-nc/4.0/)

Введение

Регулирование миграционных процессов в условиях нестабильной и обострившейся в последнее время санитарно-эпидемиологической обстановки в России и в мире является важной задачей обеспечения национальных экономических интересов государства и общества. В основе регулирования миграционных процессов лежит разработанная государством миграционная политика, от эффективности которой зависит всестороннее и полноценное развитие страны, а также совершенствование механизмов обеспечения национальной экономической безопасности в области противодействия незаконной миграции. Миграционная политика предполагает дости-

© O.V. Petrova, A.N. Litvinenko, 2021. Published by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

жение основной цели, которая заключается в создании сбалансированной по различным направлениям развития страны миграционной ситуации, которая смогла бы обеспечить национальную безопасность страны, защитить российский рынок труда от воздействия неблагоприятных факторов и рисков, а также создать условия, необходимые для поддержания межнационального мира1.

В условиях современных реалий, на которые накладывает отпечаток «нездоровая» ситуация, обусловленная пандемией коронавируса, можно констатировать, что в поступательную реализацию обозначенной выше цели новой миграционной политики вмешалась и внесла свои коррективы стремительно развивающаяся неблагоприятная обстановка в сфере здравоохранения и санитарного благополучия граждан.

Актуальность исследования, в первую очередь, подтверждается нерешенностью вопросов государственного регулирования миграционных процессов в свете новых изменений, необходимостью выработки и принятия комплекса профилактических мер, направленных на недопущение развития негативного сценария в области положения и трудовой деятельности внешних мигрантов вследствие возникшего кризиса миграционной трансграничной мобильности в России и в мире.

Следует отметить, что проблема влияния пандемии COVID-19 на положения мигрантов в российском и мировом пространстве заинтересовала большое количество исследователей данного направления. Актуальные вопросы миграционной политики в новой реальности, а также наиболее эффективные способы выхода из коронакризиса-2020 описаны В.А. Волох, Н.А. Ворониной, В.А. Суворовой [1].

Основной пласт вопросов, связанных с оценкой ситуации, в которой оказались мигранты, находящиеся в России, в период введения серьезных санитарно-эпидемиологических ограничений был затронут в исследованиях М.Б. Денисенко и В.И. Мукомеля [2]. Сравнительный анализ и последующий синтез негативных последствий пандемии COVID-19 в призме занятости и положения трудовых мигрантов был представлен в научных исследованиях А.Д. Брагина, З.К. Вазирова, И.Н. Молодиковой, С.В. Рязанцева, А.В. Смирнова, М.Н. Храмовой [3, 4, 5].

Особенности правового положения иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации в период пандемии, подробно раскрываются в исследованиях Ю.Р. Колдиной, И.В. Фадеевой [6, 7]. Общие вопросы, касающиеся изменений в области миграционной ситуации в России в разгар пандемии и ее влияния на правовой и трудовой статусы мигрантов затронуты в исследовании А.Н. Дьяченко, Д.А. Маминой, Н.В. Мкртчян, И.В. Печкурова, А.В. Титовой, Ю.Ф. Флоринской [8, 9, 10].

О кризисе миграционной мобильности, росте безработицы и ухудшении условий труда мигрантов, а также необходимости принятия оперативных государственных мер, направленных на противодействие негативному сценарию развития ситуации на российском рынке труда с участием трудовых мигрантов упоминается в статье А.Д. Брагина, Г.Н. Очировой, Н.С. Рязанцева, С.В. Рязанцева [11, 12, 13].

Объектом исследования выступают миграционные процессы в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Предметом исследования выступают административно-правовая и экономическая трансформация миграционных процессов в России в условиях коронакризиса-2020.

Цель исследования

Настоящее исследование, в первую очередь, направлено на выделении основополагающих факторов влияния ограничительных правительственных мер на современную миграционную ситуацию в России, характеризующуюся в достаточной степени резким снижением миграционной мобильности различных категорий иностранных граждан в период эпидемиологического кризиса.

1 Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.11.2018. № 45. Ст. 6917.

По результатам проведенного исследования будет дана оценка степени правовой и трудовой легализации внешних трудовых мигрантов в связи с введением временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — ИГ и ЛБГ) в Российской Федерации из-за угрозы дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования были поставлены следующие основные задачи:

— выявить особенности нормативно-правового регулирования миграционных процессов в рамках проводимой ограничительной политики по недопущению дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции в России;

— раскрыть ключевые факторы, лежащие в основе трансформации правового и трудового статусов внешних мигрантов на территории России;

— оценить влияние кризиса миграционной мобильности и действующих ограничений на трансграничные перемещения в период пандемии на трудовую деятельность иностранных мигрантов и российский рынок труда в целом;

— проанализировать некоторые статистические показатели миграционной ситуации в Российской Федерации с целью определения уровня миграционной активности в период корона-кризиса;

— провести сравнительный анализ количества административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в докризисный и постковидный периоды;

— дать оценку основным показателям деятельности правоохранительных органов по обеспечению соблюдения административного законодательства в сфере миграции.

Материалы и методы исследования

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов, специалистов в области миграционных процессов и экономической безопасности, материалы международных и всероссийских научно-практических конференций.

В данном исследовании применялись методы сравнительного и формально-логического анализа, обобщение, а также метод статистической обработки данных и дескриптивный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Сложившаяся, несомненно, сложная обстановка в период пандемии и повсеместно введенного режима самоизоляции оставила свой отпечаток на все сферы жизнедеятельности общества, не исключением стала и миграционная сфера, которая является наиболее уязвимой и зависимой от внешнеполитических и социально-экономических факторов, оказывающих влияние на интенсивность и направленность миграционных потоков [14, 15].

Миграционная активность во многом зависит от обеспечения беспрепятственного доступа на территорию принимающих стран. Вследствие закрытия границ и приостановления на неопределенный срок международного сообщения между странами, миграционная ситуация в России претерпела кардинальные изменения. В первую очередь, эти изменений коснулись наиболее уязвимую категорию населения — внешних трудовых мигрантов, которые составляют наибольший процент от общего количества всех мигрантов, осуществляющих трансграничные перемещения.

В целях стабилизации возникшей ситуации и недопущения развития неблагоприятного миграционного сценария на законодательном уровне возникла необходимость принятия срочных оперативных мер по урегулированию правового положения находящихся на территории нашей страны трудовых мигрантов, оказавшихся в безвыходном положении вследствие пандемии.

Во избежание резкого роста числа мигрантов с неурегулированных правовым и трудовым статусами была автоматически осуществлена пролонгация сроков действия миграционных документов, которая, во-первых, способствовала легализации большинства находящихся в территории России мигрантов с просроченными документами на руках, во-вторых — позволила минимизировать межличностные контакты в условиях введенного режима самоизоляции.

Отметим, что Указ Президента РФ от 18.04.2020 № 274 в буквальном смысле «заморозил» течение сроков пребывания (проживания) ИГ и ЛБГ в Российской Федерации, включая сроки, на которые эта категория лиц поставлена на учет по месту пребывания или зарегистрирована по месту жительства2.

Недавно введенные Указом Президента РФ от 15.06.2021 № 364 изменения напрямую затронули категорию иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 года и не имеющих по состоянию на 16 июня 2021 года законных оснований для нахождения в стране. Для данной категории внешних мигрантов предоставляется возможность обратиться с заявлением в компетентные органы и оперативно урегулировать свой правовой и трудовой статусы в РФ или же беспрепятственно выехать за пределы РФ в те страны, с которыми открыто международное сообщение3. Данную меру многие авторы справедливо сравнивают с миграционной амнистией, основной целью которой является минимизация количества незаконных внешних мигрантов не зависимо от цели их первоначального въезда в Россию.

Своевременно принятые на законодательном уровне со стороны государства меры стали гарантом легального статуса иностранных граждан, которые пересекли границу РФ законным способом, но из-за введения ограничивающих перемещение мер не смогли продлить документы для законного нахождения и введения трудовой деятельности на территории России.

В свою очередь, на фоне кризиса миграционной мобильности, возникшего по причине ограничения трансграничных перемещений и закрытия государственных границ многих стран наибольшую остроту приобрела проблема, напрямую связанная с трудовой деятельностью иностранных мигрантов на территории России. Для частичного решения данного вопроса законодатель предусмотрел временное (в течение 3 месяцев) приостановление течения сроков действия разрешительных документов для осуществления мигрантами законной трудовой деятельности с последующей возможностью их пролонгации. Такие виды документов, как разрешения на работу, патенты для безвизовых иностранцев, разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, заканчивающиеся после 15 июня 2020 года необходимо переоформлять или продлевать в соответствие с требованиями действующего законодательства в сфере миграции. В свою очередь, отметим, что в обязанность мигранта по-прежнему входит перечисление в доход бюджета авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) по оформленным патентам для безвизовых мигрантов, а также НДФЛ по разрешениям на работу для визовых иностранных граждан.

Говоря о трудовой деятельности мигрантов и особенностях ее законодательного регулирования в части унификации процедур оформления разрешительных документов, нельзя не отметить, что в период осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки в стране ряд хозяйствующих субъектов вынуждены были приостановить или вовсе прекратить свою деятельность, что существенным образом отразилось на российской экономике и повлекло за собой ухудшение материального положения и благосостояния граждан [16, 17].

Сложившаяся ситуация в большей степени затронула наиболее уязвимую категорию населения, в результате чего значительное количество внешних трудовых мигрантов остались без

2 Указ Президента РФ от 18.04.2020 № 274 (ред. от 02.01.2021) «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирус-ной инфекции (COVГО-19)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 20.04.2020. № 16. Ст. 2572.

3 Указ Президента РФ от 15.06.2021 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Режим доступа: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/400795679/#review

работы и средств к существованию, что во многом обусловлено резким сокращением рабочих мест, особенно в тех отраслях, в которых трудятся мигранты [18, 19].

В условиях роста безработицы в стране при одновременно действующих ограничениях на трансграничные перемещения мигрантов выезд из страны стал попросту невозможен или существенно ограничен, что спровоцировало ухудшение финансового положения трудовых мигрантов, которые вынуждены были соглашаться на любой заработок, включая неформальный [20].

В результате анализа некоторых статистических показателей миграционной ситуации и миграционной активности в Российской Федерации можно сказать, что миграционная ситуация в России в период пандемии и режима изоляции претерпела определенные изменения, на основе которых можно сделать следующие выводы (табл. 1):

1) в 2020 году почти наполовину снизилось количество поставленных на миграционный учет иностранных граждан в сравнении с аналогичным показателем прошлого года (далее — АППГ), что объясняется кризисом миграционной активности вследствие ограничений, наложенных на трансграничные перемещения, и введения самоизоляционных режимов;

2) в 2020 году почти на 57 % уменьшилось количество внешних трудовых мигрантов, въехавших на территорию Российской Федерации с целью «работа», что обусловлено закрытием международного сообщения между странами-поставщиками трудовых мигрантов. На снижение данного статистического показателя до критической отметки повлияли и экономические факторы, заключающиеся в снижении спроса на трудовые ресурсы, что, в свою очередь, повлияло на рост безработицы в стране;

3) наблюдается постепенное снижение количества оформленных мигрантами разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности: количество оформленных патентов снизилось на 36 %; разрешений на работу для визовой категории мигрантов — на 50,6 %;

4) количество незаконных мигрантов с неурегулированным трудовым статусом на территории страны в период коронакризиса уменьшилось более чем на 60 %, что обусловлена оперативностью принятия мер по легализации мигрантов, пролонгацией сроков действия их миграционных документов, а также ограниченной пропускной способностью миграционного потока в Россию [21].

Положительная динамика, показывающая устойчивое снижение количества незаконных трудовых мигрантов в стране в период введенных ограничительных режимов, не в полной мере смогла нивелировать административные правонарушения в сфере экономики в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.

В данном исследовании оценена динамика статистических показателей, раскрывающих два основных типа административных правонарушений, допущенных со стороны работодателей в отношении иностранной категории работников. Первый тип административных правонарушений непосредственно связан с незаконным привлечением к трудовой деятельности иностранных работников. Второй тип правонарушений заключается в несоблюдении установленных ограничений на осуществление отдельных видов трудовой деятельности иностранной категории работников.

По результатам анализа показателей, представленных на рис. 1 и рис. 2, приходим к выводу, что в 2020 году значительно снизилось количество административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания ИГ и ЛБГ. Так, в 2020 году (по сравнению с 2018 годом) темп прироста числа дел об административных правонарушениях по ст. 18.15 КоАП РФ составляет (— 12,8 %), по ст. 18.17 КоАП РФ — (— 53,6 %), что свидетельствует о снижении количества фактов незаконного привлечения к трудовой деятельности иностранных работников, а также о соблюдении ограничений, возникающих вследствие привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории РФ.

Таблица 1. Динамика некоторых показателей миграционной ситуации в Российской Федерации за 2019—2020 гг.4 Table 1. Dynamics of some indicators of the migration situation in the Russian Federation for 2019-2020

Некоторые показатели миграционной ситуации в России 2019 г., чел. 2020 г., чел. Темп прироста, %

Поставлено на миграционный учет ИГ и ЛБГ, чел. 19 518 304 9 802 448 - 49,78

Количество мигрантов, въехавших в РФ с целью «работа» (внешние трудовые мигранты), чел. 5 478 249 2 358 827 - 56,94

Количество оформленных патентов мигрантам из стран с безвизовым режимом въезда, шт. 1 767 254 1 132 593 - 35,91

Количество оформленных разрешений на работу мигрантам из стран с визовым режимом въезда, шт. 126 879 62 686 - 50,6

Количество уведомлений о заключении с иностранными гражданами официальных трудовых и гражданско-правовых договоров, шт. 1 900 349 1 330 650 - 29,99

Количество незаконных мигрантов с неурегулированным трудовым статусом, чел. 3 114 428 1 182 571 - 62,03

Наряду с этим отметим, что в 2020 году по сравнению с 2018 годом темп прироста числа лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ, составляет (— 26,2 %), по ст. 18.17 КоАП РФ — (— 58,6 %). С одной стороны, снижение данного показателя напрямую связано с уменьшение количества возбужденных дел об административных правонарушениях по рассматриваемым статьям КоАП РФ, с другой стороны — является индикатором, позволяющим визуализировать появление новых способов уклонения лиц от ответственности за совершенные административные правонарушения. Заметим, что уровень данного показателя во многом зависит от эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению нарушений норм действующего административного законодательства в сфере миграции.

Рис. 1. Динамика отдельных статистических показателей незаконного привлечения

к трудовой деятельности ИГ и ЛБГ (ст. 18.15 КоАП РФ)5 Fig. 1. Dynamics of individual statistical indicators of illegal employment of foreign citizens and stateless persons (Article 18.15 of the Administrative Code of the Russian Federation)

4 Источник: (ГУВМ МВД России 2019-2020).

5 Источник: (ГИАЦ МВД России 2018-2020).

Рис. 2. Динамика отдельных статистических показателей по ст. 18.17 КоАП РФ6 Fig. 2. Dynamics of individual statistical indicators according to Article 18.17 of the Administrative Code of the Russian Federation

Таблица 2. Динамика количества наложенных и взысканных штрафов по ст. 18.15 и 18.17 КоАП РФ за 2018-2020 гг.7 Table 2. Dynamics of the number of fines imposed and collected under Articles 18.15 and 18.17 of the Administrative Code of the Russian Federation for 2018-2020

Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г.

ст. 18.15 КоАП РФ ст. 18.17 КоАП РФ ст. 18.15 КоАП РФ ст. 18.17 КоАП РФ ст. 18.15 КоАП РФ ст. 18.17 КоАП РФ

Наложено административных штрафов, ед. 57 342 14 408 68 332 14 280 42 931 6 688

Сумма наложенных штрафов, тыс. руб. 1 090 268 35 400 1 278715 33 486 848 082 17 538

Сумма взысканных штрафов, тыс. руб. 608 628 25 101 727 680 26 690 546 803 13 077

% взыскиваемости начисленных штрафов 55,8 % 70,9 % 56,9 % 79,7% 64,5% 74,6%

В свою очередь, эффективность деятельности правоохранительных органов зависит не только от количества выявленных нарушений административного законодательства и лиц их совершивших, но и от качества исполнения административного законодательства, которое напрямую связано с реализацией административных наказаний за то или иное правонарушение. В связи с этим нами проанализированы статистические показатели наложенных и взысканных штрафов по ст. 18.15 и ст. 18.17 КоАП РФ, представленные в табл. 2.

На основе анализа динамики наложенных и взысканных административных штрафов, можно сделать вывод о снижении в 2020 году количества и суммы наложенных и взысканных штрафов по причине уменьшения количества дел об административных правонарушениях и лиц, привлеченных к административной ответственности. Также несмотря на снижение количества взысканных штрафов повысился процент их взыскиваемости за счет уменьшения наложенных штрафов по

6 Источник: (ГИАЦ МВД России 2018-2020).

7 Источник: (ГИАЦ МВД России 2018-2020).

делам об административных правонарушениях. В связи с этим можно говорить об экстенсивном сценарии повышения в 2020 году качества исполнения административного законодательства за счет устойчивого снижения количества возбужденных и рассмотренных административных дел, по которым принято процессуальное решение.

Заключение

Анализ некоторых статистических показателей миграционной активности в Российской Федерации показал, что в условиях действия ограничительных мер миграционная ситуация в России в период пандемии-2020 и действия режима изоляции претерпела определенные изменения, среди которых можно выделить следующие:

1) в 2020 году существенно снизилось количество поставленных на миграционный учет иностранных граждан в сравнении с показателем прошлого года, что обусловлено общим снижением миграционной активности в мире;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) значительно уменьшилось количество внешних трудовых мигрантов, въехавших на территорию Российской Федерации с целью «работа», что обусловлено закрытием международного сообщения между странами-поставщиками трудовых мигрантов;

3) наблюдается постепенное снижение количества оформленных мигрантами разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности, которое связано, в первую очередь, со снижением общей численности миграционного потока в Россию, а также принятием на государственном уровне мер по продлению действия определенной категории документов, необходимых для сохранения мигрантами легального статуса пребывания в стране;

4) в период коронакризиса можно констатировать постепенное снижение количества незаконных мигрантов с неурегулированным трудовым статусом на территории России, что напрямую связано с повсеместной реализацией на государственном уровне принципов либеральной миграционной политики, обусловленной потребностями рынка труда и экономическими интересами.

5) значительно уменьшилось количество административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания ИГ и ЛБГ на фоне временно введенных послаблений, касающихся применения мер административного наказания и привлечения к административной ответственности за нарушение требований миграционного законодательства;

6) снизились количество и сумма наложенных и взысканных штрафов по причине уменьшения количества дел об административных правонарушениях и лиц, привлеченных к административной ответственности.

Таким образом, коронакризис внес существенные коррективы и повлиял на ход миграционных процессов, которые в достаточно степени чувствительны к политическим и социально-экономическим изменениям в обществе. При ухудшении эпидемиологической обстановки в России и в мире будет происходить дальнейшая трансформация миграционных процессов, в контексте которой особую значимость представляет оценка последствий влияния в долгосрочном плане пандемии на характер трудовой трансграничной миграции.

Направления дальнейших исследований

Заслуживает внимание необходимость дальнейшего исследования трансформации миграционных процессов через призму кризиса миграционной мобильности вследствие пандемии. Важным направлением исследования также выступает оценка последствий влияния ограничительных мер на миграционную ситуацию в российском и международном сообществах. Перспективы дальнейшего исследования миграционных процессов зависят от своевременной выработки и применения мер, направленных на минимизацию негативных последствий влияния ограничивающих факторов на наращивание миграционного трансграничного оборота.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Воронина Н.А., Суворова В.А., Волох В.А. Миграционная политика в новой реальности: выход из пандемии // Власть. 2020. № 4. С. 26—32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsionL naya-poHtika-v-novoy-realnosti-vyhod-iz-pandemii (дата обращения: 31.05.2021).

2. Денисенко М.Б., Мукомель В.И. Трудовая миграция в России в период коронавирусной пандемии // Демографическое обозрение. 2020. № 3. С. 84—107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ trudovaya-migratsiya-v-rossii-v-period-koronavirusnoy-pandemii (дата обращения: 21.06.2021).

3. Рязанцев С.В., Молодикова И.Н., Брагин А.Д. Влияние пандемии COVID-19 на положение мигрантов на рынках труда стран СНГ // Балтийский регион. 2020. Т. 12. № 4. С. 10—38. DOI: 10.5922/2079-8555-2020-3-2

4. Рязанцев С.В., Вазиров З.К., Храмова М.Н., Смирнов А.В. Влияние пандемии Covid-19 на положение трудовых мигрантов из Центральной Азии в России // Центральная Азия и Кавказ. 2020. Т. 23. № 3. С. 64-76.

5. Рязанцев С.В. Предпосылки возникновения и социально-демографические последствия пандемий / С.В. Рязанцев, А.В. Смирнов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2021. - Т. 29. - № 3. - С. 389-397. - DOI: 10.32687/0869-866X-2021-29-3-389-397

6. Колдина Ю.Р. Правовое положение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации в свете пандемии (Covid-19) // Вопросы российской юстиции. 2020. № 9. С. 711-725.

7. Фадеева И.В. Государственное управление трудовой миграцией в период пандемии // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2020. № 2. С. 61-63.

8. Дьяченко А.Н., Печкуров И.В., Мамина Д.А. Миграционная ситуация в России в период пандемии Covid-19 (на примере трудовой миграции) // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2020. Т. 13. № 5. С. 65-73.

9. Титова А.В. Влияние пандемии и условия ЧС (приближенной к ЧС) на миграционные процессы и баланс трудовых ресурсов в Российской Федерации // Постсоветские исследования. 2020. Т. 3. № 4. С. 342-348.

10. Ryazantsev, S.V. The effect of COVID-19 on labour migration in the CIS / S.V. Ryazantsev, I.N. Molodikova, A.D. Bragin // Baltic Region. 2020. Vol. 12. № 4. Pp. 10-38. DOI: 10.5922/2079-85552020-4-2

11. Рязанцев С.В., Брагин А.Д., Рязанцев Н.С. Положение трудовых мигрантов в регионах мира: вызовы пандемии COVID-19 и реакция правительств // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2020. № 3. С. 7-21. DOI: 10.26653/2076-4650-2020-3-01

12. Рязанцев С.В., Очирова Г.Н. Методы борьбы с незаконной иммиграцией (опыт США, Евросоюза и России) // Полис. Политические исследования. 2021. № 2. С. 46-63. DOI: 10.17976/ jpps/2021.02.04

13. Ryazantsev S.V. The impact of labour migration on the sustainable development of Central Asia / S.V Ryazantsev, G.N. Ochirova // Ponte. 2019. Vol. 75. № 7-1. pp. 86-99. DOI: 10.21506/j.ponte. 2019.7.9

14. Леденева В.Ю., Безвербная Н.А. Формирование образа мигранта в СМИ и социальных сетях на фоне эпидемии COVID-19 (по результатам контент-анализа интернет-изданий) // Научное обозрение. Сер. 1. Экономика и право. 2020. № 3. С. 95-105. DOI: 10.26653/2076- 4650-2020-3-08

15. Lialina A. Labor market security in the light of external labor migration: New theoretical findings // Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2019. № 6 (3). pp. 1205-1225. http://jssidoi.org/jesi/article/ download/280. DOI: 10.9770/jesi.2019.6.3(11)

16. Флоринская Ю.Ф. Трудовая миграция в РФ на этапе закрытия границ // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2020. № 7 (109). С. 14-19. URL: https://www.iep.ru/files/RePEc/gai/monreo/monreo-2020-7-1011.pdf (дата обращения: 15.07.2021).

17. Mkrtchyan N.V., Florinskaya Yu.F. Labor migration in Russia: International and internal aspects // Zhournal Novoi Ekonomicheskoi Associacii. 2018. № 1 (37). pp. 186-193. DOI: 10.31737/2221-22642018-37-1-9

18. Зубаревич Н. Региональные риски нового кризиса для занятости и бюджетов регионов // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2020. № 7 (109). С. 3—13. URL: https://www.iep.ru/files/RePEc/gai/monreo/ monreo-2020-71011.pdf (дата обращения: 27.07.2021).

19. Гимпельсон В., Капелюшников Р. Карантинная экономика и рынок труда. ЭКОНС. 02.06.2020. URL: https://econs.online/articles/ekonomika/karantinnaya-ekonomika-i-rynoktruda/ (дата обращения: 05.06.2021).

20. Варшавер Е., Иванова Н., Рочева А. Положение мигрантов в России во время пандемии коронавируса (COVID-19): результаты опроса. Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Июль, 2020 г., РАНХиГС, Москва. URL: http://mer-center.rU/_ld/1/169_06-07-2020-vars.pdf (дата обращения: 30.07.2021).

21. Петрова О.В. Комплексная методика оценки количества незаконных трудовых мигрантов в России и методика оценки потерь бюджетов от нелегальной трудовой деятельности иммигрантов иностранного происхождения // Технико-технологические проблемы сервиса. 2019. № 3 (49). С. 62-66.

REFERENCES

1. N.A. Voronina, V.A. Suvorova, V.A. Volokh, Migration policy in a new reality: way out of the pandemic // Power. 2020. № 4. pp. 26—32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsionnaya-politi-ka-v-novoy-realnosti-vyhod-iz-pandemii (date of access: 05/31/2021).

2. M.B. Denisenko, V.I. Mukomel, Labor migration in Russia during the coronavirus pandemic // Demographic Review. 2020. №. 3. pp. 84—107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-migratsi-ya-v-rossii-v-period-koronavirusnoy-pandemii (date accessed: 21.06.2021).

3. S.V. Ryazantsev, I.N. Molodikova, A.D. Bragin, The impact of the COVID-19 pandemic on the situation of migrants in the labor markets of the CIS countries // Baltic region. 2020. T. 12. № 4. pp. 10—38. DOI: 10.5922 / 2079-8555-2020-3-2

4. S.V. Ryazantsev, Z.K. Vazirov, M.N. Khramova, A.V. Smirnov, Impact of the Covid-19 pandemic on the situation of labor migrants from Central Asia in Russia // Central Asia and the Caucasus. 2020. Vol. 23. № 3. pp. 64-76.

5. S.V. Ryazantsev, Prerequisites for the emergence and socio-demographic consequences of pandemics / S.V Ryazantsev, A.V. Smirnov // Problems of social hygiene, healthcare and the history of medicine. 2021. Vol. 29. No. 3. pp. 389-397. DOI: 10.32687/0869-866X-2021-29-3-389-397

6. Yu.R. Koldina, Legal status of foreign citizens working in the Russian Federation in the light of the pandemic (Covid-19) // Questions of Russian justice. 2020. № 9. pp. 711-725.

7. I.V. Fadeeva, State management of labor migration during a pandemic // Actual problems of administrative law and process. 2020. No. 2. pp. 61-63.

8. A.N. Dyachenko, I.V. Pechkurov, D.A. Mamina, Migration situation in Russia during the Covid-19 pandemic (on the example of labor migration) // Bulletin of the South Russian State Technical University (NPI). Series: Socio-economic sciences. 2020.Vol. 13. № 5. pp. 65-73.

9. A.V. Titova, The impact of a pandemic and emergency conditions (close to emergency situations) on migration processes and the balance of labor resources in the Russian Federation // Post-Soviet Studies. 2020. Vol. 3. No. 4. pp. 342-348.

10. S.V. Ryazantsev, The effect of COVID-19 on labour migration in the CIS / S.V. Ryazantsev, I.N. Molodikova, A.D. Bragin // Baltic Region. 2020. Vol. 12. No. 4. pp. 10-38. DOI 10.5922/2079-85552020-4-2.

11. S.V. Ryazantsev, A.D. Bragin, N.S. Ryazantsev, The Situation of Labor Migrants in Regions of the World: Challenges of the COVID-19 Pandemic and the Response of Governments // Scientific Review. Series 1. Economics and Law. 2020. No. 3. pp. 7-21. DOI: 10.26653 / 2076-4650-2020-3-01

12. S.V. Ryazantsev, G.N. Ochirova, Methods of combating illegal immigration (experience of the USA, European Union and Russia) // Polis. Political Studies. 2021. No. 2. pp. 46-63. DOI: 10.17976/ jpps/2021.02.04

13. S.V. Ryazantsev, The impact of labour migration on the sustainable development of Central Asia / S.V Ryazantsev, G.N. Ochirova // Ponte. 2019. Vol. 75. No. 7-1. pp. 86-99. DOI: 10.21506/j.pon-te.2019.7.9

14. V.Yu. Ledeneva, N.A. Bezverbnaya, Formation of the image of a migrant in the media and social networks against the backdrop of the COVID-19 epidemic (based on the results of content analysis of online publications) // Scientific Review. Ser. 1. Economics and Law. 2020. No. 3. pp. 95-105. DOI: 10.26653/2076-4650-2020-3-08

15. A. Lialina, Labor market security in the light of external labor migration: New theoretical findings // Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2019. No. 6 (3). pp. 1205-1225. http://jssidoi.org/jesi/ article/download/280. DOI: 10.9770/jesi.2019.6.3(11)

16. Yu.F. Florinskaya, Labor migration in the Russian Federation at the stage of border closure // Monitoring the economic situation in Russia: trends and challenges of socio-economic development. 2020. No. 7 (109). pp. 14-19. URL: https://www.iep.ru/files/RePEc/gai/monreo/monreo-2020-7-1011.pdf (date accessed: 15.07.2021).

17. N.V. Mkrtchyan, Yu.F. Florinskaya, Labor migration in Russia: International and internal aspects // Zhournal Novoi Ekonomicheskoi Associacii. 2018. No. 1 (37). pp. 186-193. DOI: 10.31737/2221-22642018-37-1-9

18. N. Zubarevich, Regional risks of a new crisis for employment and regional budgets // Monitoring the economic situation in Russia: trends and challenges of socio-economic development. 2020. No. 7 (109). pp. 3-13. URL: https://www.iep.ru/files/RePEc/gai/monreo/monreo-2020-71011.pdf (date accessed: 27.07.2021).

19. V. Gimpelson, R. Kapelyushnikov, Quarantine economy and labor market. ECONS. 02.06.2020. URL: https://econs.online/articles/ekonomika/karantinnaya-ekonomika-i-rynoktruda/ (date of access: 05.06.2021).

20. E. Virshaver, N. Ivanova, A. Rocheva, The situation of migrants in Russia during the coronavirus (COVID-19) pandemic: survey results. Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. July, 2020, RANEPA, Moscow. URL: http://mer-center.ru/_ld/1/169_06-07-2020-vars.pdf (date accessed: 30.07.2021).

21. O.V. Petrova, A comprehensive method for assessing the number of illegal labor migrants in Russia and a method for assessing budget losses from illegal labor activities of immigrants of foreign origin // Technical and technological problems of service. 2019. No. 3 (49). pp. 62-66.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / THE AUTHORS

ПЕТРОВА Олеся Владимировна

E-mail: [email protected] PETROVA Olesya V.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4547-6822

ЛИТВИНЕНКО Александр Николаевич

E-mail: [email protected] LITVINENKO Aleksandr N.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3269-6634

Статья поступила в редакцию 09.08.2021; одобрена после рецензирования 26.09.2021; принята к публикации 11.10.2021.

The article was submitted 09.08.2021; approved after reviewing 26.09.2021; accepted for publication 11.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.