УДК 372.851
ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ И КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Евсеева Елена Геннадиевна,
доктор педагогических наук, доцент e-mail: [email protected] Должикова Анна Витальевна,
аспирант, e-mail: [email protected] ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР
Evseeva Elena,
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
Dolzhikova Anna, Postgraduate Student, Donetsk National University, Donetsk
Потребность общества в подготовке квалифицированных специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности обуславливает необходимость повышения качества профессионального образования. В связи с этим в статье предложены пути развития методических систем обучения предмету «Алгебра и начала математического анализа» в средней школе и дисциплине «Математика» для направления подготовки «Доку-ментоведение и архивоведение» в классическом университете, обеспечивающие высокий уровень их преемственности.
Ключевые слова: обучение математике в средней школе, обучение математике в классическом университете, преемственность обучения математике, профессионально-ориентированное обучение математике
.....&
Постановка проблемы. В связи с современными тенденциями развития общества повышаются требования к профессиональной подготовке специалистов всех сфер деятельности. Растет конкуренция на рынке труда, востребованными становятся специалисты, способные самостоятельно совершенствовать профессиональные навыки и умения. Вследствие этого актуальность приобретает обеспечение высокого качества профессионального образования.
В педагогике высшей школы «профессиональное образование» рассматривается как овладение определенным уровнем профессиональных знаний и навыков деятельности, связанной с выбранной профессией и специальностью. Базируется оно на общем и среднем образовании и обеспечивает подготовку работников высшей и средней квалификации. Одним из способов повышения качества профессионального образования является обеспечение преемственности
обучения при переходе с одного уровня образования на другой.
Проблема обеспечения преемственности различных уровней образования стала предметом исследований таких ученых как Г.Н. Александов, Л.М. Анциферова, В.В. Ахметжанова, С.М. Год-ник, Г.В. Дорофеев, Н.Р. Жарова, Р.М. Зайниев, О.В. Кожевникова,
Ю.М. Колягин, И.Е. Малова, Е.Н. Ов-чаренко, С.В. Плотникова, А.А. Попов, Е.И. Скафа, А.П. Сманцер, Г.Т. Сол-датова, О.А. Шуватова и др.
В настоящее время актуализировалась проблема обеспечения преемственности профессионально-ориентированного обучения математике в системе «средняя школа - классический университет», для решения которой необходимо, рассматривая в единстве методические системы обучения математике в средней школе и классическом университете, внести коррективы во все их компоненты для обеспечения преемственности профессионально-ориентированного обучения математике.
Анализ актуальных исследований. На современном этапе развития дидактики математики достаточно подробно рассмотрена проблема обеспечения преемственности математического образования.
Е.И. Скафа, А.Н. Романяк, Н.А Бабен-ко, основываясь на изучении психолого-педагогических, философских, методических основ понятия преемственности в обучении, определили преемственность в обучении математике между начальным и основным уровнями общего образования как связь между ступенями развития и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при переходе из одной ступени обучения к другой [15]. При этом авторы подчеркивают, что необходимо понимание процесса преемственности, как с позиции преподавания, так и с позиции деятельности учащихся.
Р.М. Зайниев разработал концепцию преемственности профессионально-ориентированного содержания математи-
ческого образования в системе «школа-колледж-вуз инженерно-технического профиля» на основе теории фундирования и наглядного моделирования [9]; Е.Н. Ов-чаренко разработала методику поэтапного осуществления преемственности обучения в вузе, представленную на примере изучения физики и допускающую экстраполяцию на другие естественно-математические учебные курсы [13]; Л.М. Анциферовой была обоснована методика выявления уровней преемственного развития математических способностей старшеклассников и студентов начальных курсов (технических и экономических специальностей), что способствует повышению уровня математической подготовки обучаемых за счет актуализации ком-петентностных ориентиров сопряженного единства педагогических условий, целей и задач [3]. Но, несмотря на разнообразие работ по проблеме преемственности обучения, в них не затронут аспект преемственности профессионально-ориентированного обучения математике в системе «средняя школа - классический университет».
Проблема преемственности обучения на различных уровнях образования является актуальной и для стран Европейского союза (ЕС). В июле 2018 года началась работа ET 2020 Working Groups - рабочих групп, которые были призваны помочь государствам, членам ЕС, в решении ключевых проблем, с которыми сталкиваются их системы образования и профессиональной подготовки, а также общих приоритетов, согласованных на европейском уровне. Группы были организованы по следующим темам: образование и уход за детьми в раннем возрасте; школы; профессионально-техническое образование и подготовка; высшее образование; обучение взрослых; общие ценности и инклюзивное образование; цифровое образование: обучение, преподавание и оценка.
По результатам работы группы, занимающейся вопросами школьного образования (ET 2020 Working Groups on Schools) опубликован отчет «European
ideas for better learning: the governance of school education systems» [17]. Одной из тематических областей разработки политики, которая рассматривается в отчете, является преемственность в развитии учащихся.
Многие принципы, разработанные рабочей группой ET 2020 Working Groups on Schools, так или иначе, направлены на помощь в самоопределении учащихся не только в школьном образовании, но и будущей профессиональной занятостью.
Рассматривая системы образования стран ЕС, стоит обратить внимание на то, что профессиональное самоопределение детей происходит уже в школе. Так, в Германии образовательные учреждения среднего образования подразделяется на 4 типа: гимназия, реальная школа, основная школа и объединенная школа. Обучение в двух типах школ (реальной и основной) ориентировано на выбор будущей профессии и все предметы здесь с профильным уклоном.
Таким образом, в политике стран ЕС просматриваются принципы, направленные на обеспечение преемственности обучения на различных уровнях образования, в частности, в аспекте обеспечения преемственности профессионально-ориентированного обучения на различных уровнях образования.
Цель статьи состоит в развитии методических систем обучения математике в средней школе и классическом университете для обеспечения высокого уровня их преемственности.
Изложение основного материала. Остановимся подробнее на формулировке понятия преемственности профессионально-ориентированного обучения математике.
Р.М. Зайниев сформулировал понятие преемственность в профессионально-ориентированном математическом образовании, под которым он понимает общепедагогический принцип, требующий по отношению к изучению математических и естественнонаучных дисциплин постоянного обеспечения неразрывной связи
между отдельными сторонами, этапами и ступенями обучения и внутри них в направлении профессионального развития; расширения и углубления математической культуры и математических компетенций, приобретенных на предыдущих этапах обучения; преобразования отдельных представлений, определений и понятий в стройную систему математических, общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с содержанием, формами и методами обучения при качественном повышении уровня математической культуры и математической компетентности обучающихся [9].
В свою очередь А.А. Попов, анализируя проблему обеспечения преемственности профессионально-ориентированного образования в системе «школа-вуз», отмечает, что имеют место объективные причины, которые нарушают преемственность содержания, состоящие в том, что содержание и процесс подготовки в школе ориентируют субъектов образовательного процесса на воспроизводство знаний в отличие от вузовской системы, которая с первых курсов требует от студентов владения навыками анализа, умения пользоваться понятийным аппаратом для изучения смежных дисциплин. Также автор указывает на то, что обеспечение преемственности профессионально-ориентированного образования в школе и вузе возможно через создание организационных, дидактических и методических механизмов [14].
В.А. Байдак обосновал, что преемственность обучения основам наук обеспечивается посредством преемственных связей, осуществление которых включает в себя разделение этих связей на внутри-предметные связи и межпредметные связи [4]. Первые определяются связями процесса обучения каждой учебной дисциплине в отдельности, а вторые определяются связями между процессами обучения двум и более учебным дисциплинам.
Широко используется классификация преемственных связей на уровне знаний и видов деятельности. При определении этих связей на уровне знаний исходят из
того, что компонентами каждой науки являются язык, теория и прикладная часть. Связи на уровне видов деятельности определяются рецептивными, репродуктивными и продуктивными видами деятельности [4].
На основе, проведенного анализа, нами было определено понятие «Преемственность профессионально-ориентированного обучения математике в системе «средняя школа - классический университет» как общепедагогический принцип, который требует постоянного обеспечения неразрывных преемственных связей между средней школой и классическим университетом на уровне знаний и способ действий в направлении формирования и углубления математической и профессиональной культуры, а также формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.
Создание организационных, дидактических и методических механизмов обеспечения преемственности обучения математике достигается путем установления преемственных связей между соответствующими методическими системами обучения математике, включающими в себя, по мнению многих ученых, цели, содержание, методы, формы и средства обучения [16].
Для наиболее эффективного обеспечения преемственности при обучении математике в системе «средняя школа -классический университет» необходимо, чтобы методическая система обучения математике в средней школе удовлетворяла таким требованиям:
1) формирование у обучающихся мотивации к получению новых и совершенствованию уже имеющихся знаний и умений по математике, как способа формирования самого начального уровня профессиональных компетенций;
2) формирование у обучающихся начального уровня профессиональных действий;
3) формирование у обучающихся способов и методов самостоятельного изучения математики;
4) формирование необходимой базы знаний и умений по математике для перехода на следующую ступень образования (высшее образование);
5) формирование личности, способной идти в ногу со временем в рамках развития информационных технологий;
6) формирование у обучающихся способности объективно оценивать результаты своей деятельности [8].
Для обеспечения преемственности обучения математике в системе «средняя школа - классический университет» необходимо преобразовать каждый элемент методической системы. Рассматривая обучение математике в единстве школьного обучения и обучения в высшем учебном заведении, будем осуществлять развитие каждого элемента для обеих методической систем. Проведем сквозные «линии», пронизывающие обучение математике на обоих уровнях. Для этого представим в виде сравнительной таблицы преобразования традиционных методических систем обучения математике в средней школе и классическом университете, чтобы наглядно продемонстрировать весь спектр изменений.
Рассмотрим развитие отдельных элементов методических систем обучения математике на примере учебного предмета «Алгебра и начала математического анализа» в средней школе и дисциплины «Математика» для направления подготовки «Документоведение и архивоведение» в классическом университете.
В первую очередь, остановимся на целях обучения учебному предмету «Алгебра и начала математического анализа». Отметим, что в отличие от целей обучения в высшей школе в средней школе цели обучения способствуют формированию не только предметных результатов, но и личностных, и метапредметных. К сожалению, целей, способствующих формированию профессиональных результатов обучения недостаточно. Именно такими целями мы и хотим дополнить цели обучения учебного предмета «Алгебра и начала математического анализа»
в средней школе. Рассмотрим в таблице 1 традиционные цели обучения учебного предмета «Алгебра и начала математического анализа» в средней школе и, предлагаемые нами, дополнения целей. Цели обучения в высшей школе способствуют формированию предметных результатов, а также профессиональных результатов, практически отсутствуют метапредмет-ные и личностные результаты. Соответственно дополним цели обучения дисциплине «Математика» для направления
подготовки Документоведение и архивоведение именно такими целями в табл. 1.
Следующим компонентом любой методической системы является содержание обучения. Представим в табл. 2 дополнение нами этого компонента при обучении учебному предмету «Алгебра и начала математического анализа» в средней школе и дисциплине «Математика» для направления подготовки «Документове-дение и архивоведение в классическом университете».
Таблица 1 - Таблица дополнения целей обучения учебному предмету «Алгебра и начала
математического анализа» в средней школе и дисциплины «Математика» для направления подготовки «Документоведение и архивоведение» в классическом университете_
Компоненты методических систем Содержание компонентов методических систем
Традиционные цели обучения учебного предмета «Алгебра и начала математического анализа» в средней школе - формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики; - овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для получения образования в областях, требующих углубленной математической подготовки; - развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности; - воспитание культуры личности средствами математики, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей [2]
Дополнение целей обучения учебного предмета «Алгебра и начала математического анализа» в средней школе - формирование личности, которая понимает необходимость приобретения новых знаний и умений для формирования профессиональных компетенций по выбранному направлению на начальном уровне; - овладение обучающимися базой знаний и умений необходимой для изучения дисциплин по выбранному направлению в высшем учебном заведении для незатруднительного перехода на высшую ступень образования; - формирование умений использования современных информационных технологий для решения математических задач; - формирование личности, способной к саморазвитию, а также к объективной оценке результатов своей деятельности
Традиционные цели обучения дисциплине «Математика» в классическом университете - дать студентам базовые знания по теории множеств, математической логике, теории пределов, дифференциальному и интегральному исчислению, теории вероятностей и математической статистике; - сформировать навыки и умения решения прикладных задач в будущей профессиональной деятельности; - дать представление об общих методах математики применительно к профилирующим дисциплинам специальности
Дополнение целей обучения дисциплине «Математика» в классическом университете - развитие мыслительных операций - аналогия, классификация, анализ, синтез, обобщение; - интеграция профессиональной и гуманитарной подготовки; - формирование умения вычленения и решения математических задач в других дисциплинах; - формирование личности способной к совершенствованию своих знаний и навыков в профессиональной деятельности; - формирование умения применения информационных технологий для выполнения профессиональных задач
Таблица 2 - Таблица дополнения содержания обучения учебному предмету «Алгебра и начала математического анализа» в средней школе и дисциплины «Математика» для направления подготовки Документоведение и архивоведение в классическом университете^
Компоненты методических систем Содержание компонентов методических систем
Традиционное содержание обучения учебному предмету «Алгебра и начала математического анализа» в средней школе Знать: основные сведения (определения, символы, свойства, законы, формулы, алгоритмы и др.) по темам «Действительные числа», «Степенная функция», «Показательная функция», «Логарифмическая функция», «Тригонометрические формулы», «Тригонометрические уравнения», «Тригонометрические функции», «Производная и ее геометрический смысл», «Применение производной к исследованию функций», «Интеграл», «Комбинаторика», «Элементы теории вероятностей и математической статистики». Уметь: - выполнять вычисления с действительными и комплексными числами: - решать различные типы уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств; -решать текстовые задачи различными способами (арифметический и т.д.); - выполнять тождественные преобразования выражений; - исследовать функции с помощью производной и строить их графики; - вычислять площади фигур и объёмы тел с помощью определённого интеграла; - проводить вычисление статистических характеристик, выполнять приближённые вычисления; - решать комбинаторные задачи [2]
Дополнение содержания обучения учебному предмету «Алгебра и начала математического анализа» Уметь: - решать практико-ориентированные задачи; - решать профессионально-ориентированные задачи
Традиционное содержание обучения дисциплине «Математика» в классическом университете Знать: - основные понятия, термины, формулировки и определения в дисциплине; - основы теории множеств и алгебры высказываний, правила дифференцирования и интегрирования функций; - методы вероятностного анализа случайных явлений и процессов, основные положения теории вероятностей и математической статистики; - основные статистические характеристики случайных величин, способы их описания и особенности применения при решении типовых задач по специальности. Уметь: - распознавать основные комбинаторные объекты (размещения, перестановки, сочетания); - рассчитывать количество выборок заданного типа в заданных условиях; - применять формулу классического определения вероятности для вычисления вероятностей случайных событий; - вычислять условную вероятность события; - применять формулы для вычисления вероятности произведения событий, суммы событий, полной вероятности, формулу Байеса и Бернулли; - рассчитывать числовые характеристики и строить графики функций распределения случайных величин; - строить графические диаграммы выборочной совокупности; - находить числовые характеристики (объем, моду, медиану и др.) выборочной совокупности; - вычислять частоты статистического распределения выборки; - находить точечные и интервальные оценки параметров распределения; -выдвигать статистические гипотезы; - применять методику проверки статистических гипотез
Дополнение содержания обучения дисциплине «Математика» в классическом университете - решать профессионально-ориентированные задачи; - применять математический аппарат при выполнении различного рода заданий профессиональной деятельности; - использовать, полученные по дисциплине знания и умения в других дисциплинах
Еще одним компонентом методической системы являются методы обучения математике. Основными методами обучения учебному предмету «Алгебра и начала математического анализа» в средней школе являются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, в редких случаях используют исследовательский, эвристический или частично-поисковый методы, метод проблемного изложения. Мы предлагаем в качестве основных методов обучения использовать метод проблемного изложения и эвристический или частично-поисковый метод. В классическом университете обучение дисциплине «Математика» для студентов направления подготовки Документоведение и архивоведение также осуществляется с использованием объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов. Мы же предлагаем использовать в большей мере метод проблемного изложения и исследовательский метод.
Четвертым компонентом методической системы являются организационные формы обучения. Как правило, при обучении в средней школе используется классно-урочная форма организации обучения. Мы предлагаем дополнить формы обучения предмету «Алгебра и начала математического анализа» творческими видами самостоятельной работы учащихся, ориентированной на их будущие профессии. Это такие виды учебной работы как проектная деятельность, деловые игры, конференции и др. Аналогичные формы обучения мы предлагаем использовать и при обучении дисциплине «Математика» студентов направления подготовки «Документоведение и архивоведение».
Последним компонентом любой методической системы являются средства обучения. Традиционно при обучении учебному предмету «Алгебра и начала математического анализа» в средней школе используют учебник, в редких случаях рабочую тетрадь к учебнику. На сегодняшний день обучение в Донецкой
Народной Республике осуществляется по учебнику [1]. Мы предлагаем дополнить средства обучения образовательным сайтом «Математика в профессиональной деятельности» [12].
Образовательный сайт «Математика в профессиональной деятельности» содержит материалы, позволяющие школьнику узнать интересные факты о той или иной профессии, и самое главное - профессионально-ориентированные задачи, демонстрирующие применение математики в различных сферах профессиональной деятельности [7].
Для организации профессионально-ориентированного обучения математике в средней школе необходимо методическое пособие, которое должно включать в себя, в первую очередь, диагностику профессиональных склонностей учащихся, затем систему профессионально-ориентированных задач по каждой теме курса, разработки внеклассных мероприятий, имеющих профессиональную направленность, оценочные средства, позволяющие определить уровень сфор-мированности умения решать профессионально-ориентированные задачи. Это методическое пособие также должно являться дополнением к средствам обучения учебному предмету «Алгебра и начала математического анализа» [8].
Аналогично средней школе в классическом университете при обучении математике в качестве средств обучения в первую очередь используют учебники и учебные пособия. Для направления подготовки Документоведение и архивоведение в качестве рекомендованной литературы в рабочей программе дисциплины «Математика» указаны учебные пособия [10,11].
Мы предлагаем дополнить средства обучения дисциплине «Математика» для направления подготовки Документоведе-ние и архивоведение образовательным сайтом «Математика в профессиональной деятельности» [12], а также профессионально-ориентированным электронным
учебником «Изучаем курс «Математика» самостоятельно» [5].
При работе с таким электронным учебником студенты, будущие докумен-товеды, изучая содержание конкретных тем курса «Математика», смогут увидеть практическое применение изучаемого материала в конкретной профессии. Слайды электронного учебника имитируют реальные занятия с тьютором в он-лайн-режиме с использованием программы Skype. Электронный учебник снабжен множеством гиперссылок, переходя по которым, он может работать как внутри учебника (изучать мультимедийные лекции-визуализации к темам, проверять себя с помощью компьютерных тестов), так и выходить за его пределы: открывать необходимые программы вне учебника, (например, MS Excel для выполнения лабораторных работ), а также переходить на различные рекомендуемые интернет ресурсы (для этого на персональном компьютере обязательно необходимо иметь подключение к сети Интернет) [6].
Выводы. Таким образом, внесенные нами дополнения в методические системы обучения учебного предмета «Алгебра и начала математического анализа» в средней школе и дисциплины «Математика» для студентов направления подготовки «Документоведение и архивоведение» позволят обеспечить высокий уровень их преемственности в аспекте профессионально-ориентированного обучения. Что в свою очередь позволит осуществлять более качественную подготовку специалистов.
1. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразо-ват. учреждений: базовый уровень / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др. - 19-е изд. - Москва : Просвещение, 2016. -464 с.
2. Алгебра и начала математического анализа: 10-11 кл.: базовый, профильный уровни : примерная основная программа среднего общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Скафа Е.И., Федченко Л.Я., Поли-
щук И.В. - 3-е изд., дораб. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк : Истоки, 2018. -40 с.
3. Анциферова Л.М. Преемственность как фактор развития математических способностей старшеклассников в системе «школа-вуз» : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.М. Анциферова. - Оренбург, 2014. - 24 с.
4. Байдак В.А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная дисциплина : монография / В.А. Байдак. - 2-е изд., стереотип. - Москва : ФЛИНТА, 2011. - 264 с.
5. Гончарова И.В. Изучаем курс «Математика» самостоятельно для студентов-документоведов [Электронный ресурс] : профессионально-ориентированный электронный учебник / И.В. Гончарова, А.В. Должикова. -Донецк, [2018]. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
6. Гончарова И.В. Профессионально-ориентированный электронный учебник как средство управления самостоятельной работой студентов-документоведов при изучении математики / И.В. Гончарова, А.В. Должико-ва // Информатизация образования - 2018 : труды Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 11-12 сентября 2018 г.). - Ч. 2. -Москва : Изд-во СГУ, 2018. - С. 82-89.
7. Должикова А.В. Средства обеспечения преемственности профессионально-ориентированного обучения математике в системе «средняя школа - классический университет» / А.В. Должикова, Е.Г. Евсеева // Теоретико-методологические аспекты преподавания математики в современных условиях: материалы III Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (Луганск, 1-7 июня, 2020 г.). -Луганск : Книта, 2020. - С. 43-49.
8. Должикова А.В. Трансформация методической системы обучения математике в старших классах для обеспечения преемственности в системе «Средняя школа -ВУЗ» /А.В. Должикова //Эвристика и дидактика математики: материалы VIII Междунар. науч.-метод. дистанц. конф.-конкурса молодых ученых, аспирантов и студентов. -Донецк: Изд-во ДонНУ, 2019. - С. 22-24.
9. Зайниев Р.М. Преемственность профессионально-ориентированного содержания математического образования в системе «школа-колледж-вуз» : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.08 / Р.М. Зайниев. - Ярославль, 2012. - 42 с.
10. Кремер Н.Ш. Высшая математика для экономистов: учебник для вузов / Н.Ш. Кремер [и др.]; под редакцией Н.Ш. Кремера. - 2-е изд. перераб. и доп. -Москва : ЮНИТИ, 2010. - 479 с.
11. Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник для вузов /Н.Ш. Кремер ; Всерос. заоч. фин.-экон. ин-т. - Москва : ЮНИТИ, 2007. - 547 с.
12. Математика в профессиональной деятельности: образовательный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sites.google.com/view/mathinprofession. -Заглавие с экрана. - Дата обращения: 25.03.2020.
13. Овчаренко Е.Н. Преемственность обучения в системе среднего общего и высшего профессионального образования на основе инновационных дидактических технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.Н. Овчаренко. - Краснодар, 2011. - 25 с.
14. Попов А.А. Организационно-педагогические условия профессионально-ориентированного образования в системе «школа-вуз» : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А.А. Попов. - Самара, 2017. -193 с.
15. Скафа Е.И. Методологические основы преемственности в обучении начальной и основной школы / Е.И. Скафа, А.Н. Романяк, Н.А. Бабенко // Дидактика математики : проблемы и исследования : Междунар. сборн. науч. работ. - Донецк, 2019. - Вып. 49. -С. 28-35.
16. Скафа Е.И. Понятие методической системы обучения и его развитие / Е.И. Скафа // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : Материалы IV Междунар. науч. конф. (Донецк, 31 октября 2019 г.). - Том 6: Педагогические науки. Часть 2 / под общей ред. проф. С.В. Беспаловой. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2019. - С. 61-64.
17. European ideas for better learning: the governance of school education systems // The final report and thematic outputs of the ET2020 Working Groups Schools (2016-2018). - Available from: https://www.schooleducationgateway.eu /downloads/Governance/2018-wgs6-Full-Final-Output.pdf. - Заглавие с экрана. - Дата обращения: 06.03.2020.
Abstract. Evseeva E., Dolzhikova A. TRANSFORMATION OF MATHEMATICS TEACHING METHOD^AL SYSTEMS AT SECONDARY SCHOOL AND CLASSICAL UNIVERSITY IN ORDER TO ENSURE THEIR CONTINUITY. The need of society for the training of qualified professionals with a high level of professional competence makes it necessary to improve the quality of vocational education. In this regard, additions to the methodological systems of teaching the subject "'Algebra and the beginning of mathematical analysis" in high school and the discipline "Mathematics"for the direction of preparation Document science and archival science at a classical university, ensuring a high level of their continuity were proposed in this article. The additions will ensure a high level of continuity in the aspect of vocational training. Thus, it will allow for better training of specialists.
Keywords: mathematics education in high school, mathematics education in classical university, continuity of mathematics education, vocational-oriented mathematics education
Статья поступила в редакцию 04.04.2020 г.