Научная статья на тему 'THE ROLE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE MANAGEMENT OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS-HUMANITARIANS AT THE TRAINING OF MATHEMATICS'

THE ROLE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE MANAGEMENT OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS-HUMANITARIANS AT THE TRAINING OF MATHEMATICS Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPUTER TECHNOLOGY / УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ / MANAGING OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ / СТУДЕНТЫ-ДОКУМЕНТОВЕДЫ / EDUCATION OF STUDENTS OF HUMANITARIAN / STUDENT OF DOCUMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Ирина Владимировна, Должикова Анна Витальевна

Рассмотрены современные компьютерные технологии и их роль в управлениисамостоятельной работой студентов гуманитарного направления подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение» при изучении математики. Затронут вопрос о необходимости использования компьютерных технологий и для формирования профессиональных компетенций, указанных в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение». Параллельно описано значение каждой предлагаемой технологии в будущей профессиональной деятельности студентов-документоведов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Ирина Владимировна, Должикова Анна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «THE ROLE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE MANAGEMENT OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS-HUMANITARIANS AT THE TRAINING OF MATHEMATICS»

УДК 378.147.091.31-021.464:51(086)

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Гончарова Ирина Владимировна, кандидат педагог. наук, доцент Должикова Анна Витальевна,

магистрант e-mail: Dolzhikova23@mail.ru ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк

Goncharova Irina, candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Dolzhikova Anna, magistrant

Donetsk National University, Donetsk

Рассмотрены современные компьютерные технологии и их роль в управлении самостоятельной работой студентов гуманитарного направления подготовки 46.03.02 «Документове-дение и архивоведение» при изучении математики. Затронут вопрос о необходимости использования компьютерных технологий и для формирования профессиональных компетенций, указанных в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение». Параллельно описано значение каждой предлагаемой технологии в будущей профессиональной деятельности студентов-документоведов.

Ключевые слова: компьютерные технологии, управление самостоятельной работой студентов, обучение математике студентов-гуманитариев, студенты-документоведы.

$.......£

з*.....&

Постановка проблемы. В условиях постоянного развития общества и глобальной обновляемости знаний возникает потребность в достижении нового уровня профессионального образования. Важным является конкурентоспособность на рынке труда выпускников высших учебных заведений. Тенденции развития общества требуют от специалистов не только владеть технологическими знаниями и умениями, профессиональными навыками, но и уметь адаптироваться в переменной информационной и технологической среде.

ствования и улучшения их эффективности. Не обошли данные новшества и сферу образования.

На сегодняшний день одним из основных критериев конкурентоспособности на рынке труда является владение компьютерными технологиями. Информационные технологии проникли в разные отрасли и дали возможность совершен-

С внедрением в высшее профессиональное образование современных гадже-тов появилась необходимость иной формы представления знаний, пересмотр методов, форм и средств обучения. В связи с тем, что весомую часть обучения студентов составляет самостоятельная работа, разработка способов использования информационных технологий при организации и управлении этой формы обучения является актуальной проблемой на сегодняшний день.

Эта проблема нашла свое отражение и в контексте изучения математики студентами-гуманитариями, в качестве основополагающего принципа обучения которой,

на первый план выдвигается принцип приоритета развивающей функции в обучении. Иными словами, обучение математике ориентировано не столько на собственно математическое образование, в узком смысле слова, сколько на образование с помощью математики. В соответствии с этим принципом главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки как таковой, а общеинтеллектуальное развитие - формирование у студентов в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе и динамичной его адаптации к этому обществу [5].

Одним из гуманитарных направлений подготовки студентов классических университетов является 46.03.02 «Документо-ведение и архивоведение». Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по этому направлению подготовки [4] среди профессиональных компетенций немалую часть занимают компетенции, связанные с использованием информационных технологий. Среди них:

- владение основами информационно-аналитической деятельности и способностью применять их в профессиональной сфере;

- способность анализировать ситуацию на рынке информационных продуктов и услуг, давать экспертную оценку современным системам электронного документооборота и ведения электронного архива;

- владением навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в документационном обеспечении управления и архивном деле.

В связи с этим появляется необходимость использования компьютерных технологий в процессе управления самостоятельной работой студентами-документо-ведами не только для повышения эффективности восприятия изучаемого материала, но и для формирования профессиональных компетенций.

Анализ актуальных исследований. В век развития информационных технологий сложилась ситуация, когда устоявшиеся способы и формы проектирования и осуществления самостоятельной работы студентов (СРС) требуют осмысления,

коррекции и новых педагогических решений. В связи с этим активно идет процесс внедрения компьютерных технологий.

Анализ научной литературы показал, что эффективность использования информационных технологий при организации СРС является высокой. С точки зрения информатизации самостоятельной работы в психолого-педагогической и методической литературе рассматриваются вопросы:

активизации самостоятельной работы с помощью информационных технологий (С.А.Дочкин, Е.Л.Медянкина и др.);

применения в самостоятельной работе компьютерных сред (Ю.М.Насонова, Е.Н.Пряхина, Т.И.Яшина и др.);

эффективности использования информационных технологий при организации самостоятельной работы (М.Ю.Бу-харкина, И.В.Гиркин, И.Г.Захарова, Г.В.Лаврентьев, Н.Б.Лаврентьева, В.Б.Моисеев, Ю.В.Морозова, П.И.Образцов, О.Н.Прохорова, АВ.Соловов, Н.Б.Стре-калова и др.).

Использование информационных технологий при обучении математике студентов-гуманитариев рассматривают в диссертационных исследованиях: И.П.Ме-динцева (методика обучения математике с использованием электронного учебника); О.Б.Голубев, В.А.Тестов (учебные сетевые проекты в обучении математике как средство развития познавательной активности); И.Дж.Гайвазова (педагогические основы взаимодействия преподавателей и студентов гуманитарных факультетов с информационными технологиями); Ням Нгок Тан (развитие познавательной самостоятельности студентов-гуманитариев в обучении математике средствами наглядного моделирования) и др.

Большинство из вышеперечисленных исследований на сегодняшний день являются устаревшими, в них недостаточно раскрывается вопрос использования компьютерных технологий при управлении самостоятельной работой студентов-гуманитариев по математике. Не уделено должное внимание аспекту профессиональной направленности. Это обуславливает актуальность нашего исследования.

Целью статьи является рассмотрение роли тех современных компьютерных технологий, применение которых в процессе управления СРС гуманитарного

направления подготовки 46.03.02 «Доку-ментоведение и архивоведение» при изучении математики, содействует более эффективному усвоению материала.

Изложение основного материала. В ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» на факультете математики и информационных технологий с 2015 года кафедра «Информационные системы управления» осуществляет подготовку студентов по направлению «Документо-ведение и архивоведение» (квалификация - бакалавр). Для этого направления подготовки на первом году обучения введена учебная дисциплина «Математика», целью которой является воспитание у студентов математической культуры, необходимой для освоения специального математического аппарата и современных компьютерных технологий, используемых в профессиональной деятельности.

Согласно рабочей программе [12] на изучение математики выделяется 90 ч: 16 ч лекций, 32ч практических занятий и 42 ч СРС.

В вузах выделяют две общепринятых формы СРС: аудиторная и внеаудиторная [9]. Аудиторная СРС проводится под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию. Внеаудиторная СРС выполняется самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории.

При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство этих двух форм для достижения наиболее эффективного освоения учебного материала [9].

С целью проектирования профессионально-ориентированного содержания курса «Математика» для студентов направления подготовки 46.03.02 «Доку-ментоведение и архивоведение» мы проанализировали рабочие программы по математике различных российских вузов, в частности Уральского института экономики, управления и права; Нижегородского государственного технического университета; Московского финансово-юридического университета. Анализ показал, что общими для большинства вузов являются темы «Элементы теории множеств», «Элементы математической логики», «Элементы комбинаторики», «Элементы теории вероятностей», «Элементы мате-

матической статистики», «Элементы дифференциального и интегрального исчисления». Поскольку эти темы профессионально-значимые, обучение математике студентов направления подготовки «До-кументоведение и архивоведение» должно быть профессионально направленным.

Практически для каждой указанной выше темы можно указать будущую профессиональную деятельность документо-ведов, в которой она востребована. Например, тема «Элементы математической статистики» является необходимой для профессиональной деятельности делопроизводителя и инспектора по кадрам. На наш взгляд, благодаря такому подбору содержания курса «Математики» для студентов направления подготовки «Доку-ментоведение и архивоведение» можно обеспечить преемственность между высшим профессиональным образованием и будущей профессиональной деятельностью [3].

В связи с особенностями восприятия студентами-гуманитариями математики, а также с необходимостью освоения компьютерных технологий для их будущей профессиональной деятельности, предлагаем использовать конкретные компьютерные технологии для управления СРС.

Наиболее эффективное управление самостоятельной работой студентов-документоведов при изучении математики, на наш взгляд, можно осуществлять с помощью таких компьютерных технологий (табл. 1):

1) специализированные математические пакеты (Advanced Grapher, GRAN 1 и пр.);

2) MS Excel;

3) тестовые оболочки (My Test XPro, тестовые оболочки Power Point);

4) профессионально-ориентированный электронный учебник;

5) онлайн-университеты;

6) социальные сети.

Опишем роль указанных компьютерных технологии в процессе управления СРС направления подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение» при изучении математики, в процессе как аудиторной самостоятельной работы, так и во внеаудиторной самостоятельной работы.

Специализированные математические пакеты (Advanced Grapher,

GRAN1). По функциональным возможностям эти программы схожи, поэтому рассмотрим роль специализированных математических пакетов в управлении СРС при обучении математике на примере программы Advanced Grapher.

Advanced Grapher - мощная и простая в использовании программа для построения графиков и их анализа. Программа

позволяет минимизировать громоздкие расчеты при решении задач и максимально визуализировать материал для лучшего восприятия информации, что является важным фактором для освоения материала студентами-гуманитариями. С ее помощью студент сможет самостоятельно проверить правильность решения задачи.

Таблица 1 - Использование компьютерных технологий в процессе управления самостоятельной работой студентов-документаведов

по математике

Компьютерные технологии (использование в ауд. СРС / во внеаудит. СРС)

Тема курса «Математика» для студентов направления подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение» Спец. мат. пакеты: Adv.Graph. и GRAN 1 о -А Ш Тестовые оболочки Проф.-оринт. электр. учебник Онлайн-университеты Социальные сети

Элементы теории множеств + + +

+ + + + +

Элементы математической логики + +

+ + + +

Элементы комбинаторики + + +

+ + + + +

Элементы теории вероятностей + +

+ + + +

Элементы математической статистики + +

+ + + +

Элементы дифференциального и интегрального исчисления + + +

+ + + + +

Например, при решении задач на нахождение площади криволинейной трапеции, преподаватель может предложить студентам пошаговую инструкцию с использованием программы Advanced Grapher.

Задача:

Найти площадь фигуры, ограниченной линиями у = Х~ — 2, у = 2х +1.

Инструкция к решению задачи с использованием программы Advanced Grapher:

1). Постройте графики функций у = х2 - 2, у = 2х +1

2). Проверьте правильность построения графиков функций с помощью программы Advanced Grapher (рис. 1).

3). Найдите границы интегрирования

определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции (определите точки пересечения графиков).

4). Проверьте правильность найденных точек c помощью программы Advanced Grapher, используя вкладку «Вычисления» (рис. 2).

5) Найдите площадь криволинейной трапеции, используя определенный интеграл и найденные ранее границы интегрирования. Убедитесь в правильности вычислений с помощью программы Advanced Grapher, обращаясь к вкладке «Вычисления» (рис. 3).

Во внеаудиторной самостоятельной работе студент может использовать данный алгоритм, проверяя правильность выполнения задачи на каждом этапе, а может проверить только ответ. При решении бо-

лее сложных задач студент, освоивший навык нахождения определенных интегралов, сможет использовать программу Advanced Grapher в качестве минимизации времени при расчетах интеграла.

На наш взгляд, использование подобных специализированных математических пакетов имеет место и в будущей профессиональной деятельности документоведов, в частности в деятельности менеджера по труду. Например, использование программы Advanced Grapher будет уместно при решении задач на производительность труда.

Выпускники направления подготовки

«Документоведение и архивоведение» в своей будущей профессиональной деятельности в сфере информационно-документационного обеспечения управления, как правило, сталкиваются с обработкой больших массивов информации средствами компьютерных технологий. Одной из таких программ является Microsoft Excel - программа, позволяющая выполнять математические, финансовые и статистические вычисления, оформлять отчеты, построенные на базе таблиц, выводить числовую информацию в виде графиков и диаграмм.

Рисунок 1 - Фрагмент проверки построения графиков функций с помощью программы Advanced Grapher

Определенный интеграл

£3

Параметры

Между: Y(k]= 2н+1

и У(к)= к ""2-2 J Интегрирование по aöc. значению (площадь) Минимум X -1

Максимум X 3

Количество шагов 200

Итог 10.6666667

Добавить график | Считать

Отмена

. 5исунок 2 - Фрагмент проверки правильности найденных точек c помощью программы

Advanced Grapher

При организации самостоятельной работы в аудитории преподаватель может

Рисунок 3 - Фрагмент проверки правильности вычисления площади криволинейной трапеции c помощью программы Advanced Grapher

предложить студентам работу с данной программой при выполнении лаборатор-

ных работ [1]. Для студентов направления подготовки «Документоведение и архивоведение» А.В.Должиковой разработаны лабораторные работы по всем темам курса «Математика», которые могут быть использованы при аудиторной самостоятельной работе для закрепления навыков и умений по изучаемым темам. Во внеаудиторной самостоятельной работе преподаватель может предложить в качестве домашнего задания задачи, аналогичные заданиям лабораторной работы для отработки решения задач по теме.

Тестовые оболочки. Важным элементом управления самостоятельной работой студентов является проверка усвоения знаний. Это можно осуществлять с помощью тестовых оболочек - программ для создания и проведения компьютерных тестов, одной из которых является My Test XPro - система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование тестовых оболочек в процессе управления СРС направления

Так в лабораторной работе по теме «Элементы комбинаторики» предлагается решить ряд задач, используя возможности программы Microsoft Excel. Для их решения описаны все функции программы, необходимые при вычислении комбинаторных выборок. Например, на рис. 4 показан фрагмент решения задачи «Войсковое подразделение состоит из 5 офицеров, 8 сержантов и 20 рядовых. Сколькими способами можно выделить отряд из 2 офицеров, 4 сержантов и 8 рядовых?» с помощью программы Microsoft Excel (рис.4).

подготовки «Документоведение и архивоведение», на наш взгляд, уместно при изучении всех указанных тем курса «Математика» (см. табл.1) как для работы в аудитории, так и во внеаудиторной самостоятельной работе для:

- актуализации знаний и умений студентов перед изучением новой темы;

- самопроверки знаний и умений студентов по изучаемой теме;

- контроля знаний и умений студентов по изученной теме;

- осознания профессиональной

Ц|Ц Ч' - Книга1 - Microsoft Excel с

I Главная Вставка Разметка страницы Формулы Данные Рецензирование Вид ABBYY Fine Reader 11 ейa Q

1

И £3 I gl £3

ß

Е Автосумма т

^ Логические т

- Недавно использовались" ¡^ Текстовые т т

Вставить л, __

функцию [Д! Финансовые т [ЭЛата и время т Щ-

_Библиотека функций_I

Определенные Зависимости Вычисление имена ' формул • '

f. =ЧИСЛКОМБ(В4;2)

К -

Задача 1

Офицеры Сержанты Рядовые

20

Решение

Количество способов для выбора 2 офицеров Количество сгособов для выбора 4 сержантов Количество сгособов для выбора 8 рядовых

Количество сгособов выделить отряд

70

125370

8В179000

* ► м Лист! Лисг2 ПисгЗ "О

111

►Ш

ifliffl 1005b©-(>

"S)

Рисунок 4 - Фрагмент выполнения задания лабораторной работы по теме «Элементы комбинаторики»

направленности изучаемой темы (студентам предлагается в рамках самостоятельной работы творческое задание: создание с помощью тестовых оболочек профессионально-ориентированных опросников. Это позволит показать важность использования подобных компьютерных технологий для будущей профессиональной деятельности, что в свою очередь является важным фактором для повышения мотивации студентов-гуманитариев при изучении математики).

Профессионально-ориентированный электронный учебник - электронный учебник, ориентирующий изучение математики на приобретаемую студентами профессию и возможные сферы ее реального использования в будущей профессиональной деятельности [2]. При работе с таким учебником студенты-докумен-товеды, изучая математическое содержание конкретных тем курса «Математика», смогут увидеть практическое применение предлагаемого материала в конкретной профессии. Опираясь на особенности восприятия студентов-гуманитариев, материал электронного учебника строится на основе профессионально-ориентированной мультипликационной сюжетной линии, что, в свою очередь, способствует более успешному изучению математики [2].

Например, при разработке темы «Элементы комбинаторики» мы использовали в основе сюжета одну из профессий, актуальных для выпускников-доку-ментоведов, профессию библиотекаря.

Профессионально-ориентированный электронный учебник по разработанным темам содержит теоретический материал, примеры решения типовых задач по теме с коррекцией, тест для самопроверки знаний по усвоенной теме.

Разработанный нами профессионально-ориентированный электронный учебник может быть использован для:

- самостоятельного изучения студентами теоретического материала;

- отработки навыков и умений при решении задач по теме;

- контроля знаний и умений студен-

тов по теме;

- самопроверки студентами уровня усвоения материала по теме;

- осознания профессиональной направленности изучаемой темы.

Онлайн-университеты привлекательны тем, что на таких порталах пользователю доступны для просмотра, чтения и изучения лекции, семинары и просто учебные материалы различных учебных организаций, как отечественных, так и зарубежных. Использование коллекций он-лайн-университетов помогает решить ряд проблем: внедрять в практику преподавания современные материалы; делать разнообразной и интересной самостоятельную работу; повышать мотивацию к изучению предмета [6].

Обучение в онлайн-университетах могут проходить, как зарегистрированные пользователи, так и пользователи, вошедшие в качестве гостя. Предлагаются курсы, как платные, так и бесплатные. В рамках платных курсов студент может воспользоваться услугами тьютора.

Для управления самостоятельной работой студентов-документоведов при изучении математики возможно использование таких онлайн-университетов, как «Интуит» [7] и «Универсариум» [8]. Данные университеты являются русскоязычными и содержат большую коллекцию материалов, заданий, практических работ по указанным выше темам (см. табл. 1), курса «Математика» направления подготовки «Документоведение и архивоведение».

Для студентов-документоведов будет полезным материалы онлайн-универси-тета «ИНТУИТ» [7] в рамках курса «Введение в математику. Практикум: Информация». В одной из самостоятельных работ курса предлагается ознакомиться с достижениями и применениями гуманитарных и социально-экономических наук в математике. На сайте предложена тематика рефератов с рекомендованной литературой. Подбор тем способствует мотивации изучения рассматриваемых в курсе тем и поможет сориентироваться в даль-

нейшей профессиональной деятельности. Так, онлайн-университет «ИНТУИТ» кроме учебных содержит много профессионально-ориентированных курсов. Для будущих документоведов есть курс «Работа в современном офисе», лекции «Управление качеством», «Экспертные методы принятия решений», посвященные некоторым аспектам ведения документации.

Практически по каждой теме курса «Математика» онлайн-университет «ИН-ТУИТ» содержит курсы, изучение, которых можно использовать в качестве дополнения к основному материалу, изучаемому во время аудиторных занятий. При прохождении таких курсов студенты, прошедшие регистрацию на сайте, получат сертификат (это можно использовать в качестве подтверждения освоения курса в рамках СРС).

Ещё одной достаточно новой компьютерной технологией, влияющей в большей степени на мотивацию изучения дисциплины, являются социальные сети, в частности социальная сеть ВКонтакте.

Для управления самостоятельной работой студентов-документоведов при изучении математики предлагаем использовать социальные сети в качестве:

-мотивации изучения дисциплины; дополнительного материала при изучении тем курса;

-творческих заданий;

обратной связи со студентами. Примером использования социальных сетей при обучении математике являются тематические сообщества. В рамках нашего исследования специально для студентов-гуманитариев нами были разработаны сообщества «Математика - это интересно!» [10] и «История математики и информатики» [11].

Например, при изучении темы «Элементы теории вероятностей» преподавателем может быть организованная внеаудиторная СРС, связанная с работой в сообществе «Математика - это интересно!». Студенты могут в качестве дополнительного материала изучить предлагаемые ви-

деоролики по теме, просмотреть изучаемый материал, представленный в виде наглядных таблиц и опорных схем. А читая новости другого сообщества «История математики и информатики», узнать интересные факты из жизни математиков, внесших вклад в изучаемый раздел науки «Теория вероятностей», в частности о Д.Бернулли.

В качестве творческого задания студентам может быть предложено задание по поиску и материала для публикации собственных постов в предлагаемые сообщества. Предлагаемый студентами материал может иметь, как занимательный характер, так и профессионально ориентированный (поиск профессионально ориентированных задач; интересный материал, имеющий преломление к будущим профессиям).

Социальные сети могут служить обратной связью при управлении преподавателем СРС. Создавая диалоги с группами студентов, преподаватель может поддерживать связь со студентами, выступая в качестве тьютера и направляя студентов на верный путь усвоения материала, корректируя их действия.

Вывод. Рассмотренные компьютерные технологии позволяют не только добиться эффективной организации самостоятельной работы студентов направление 46.03.02 «Документоведение и архивоведение», повысить мотивацию и познавательный интерес при изучении математики, но и показать необходимость овладения компьютером для решения профессионально-ориентированных задач. Это в свою очередь является большой ценностью для будущего конкурентоспособного работника, так как умение владеть компьютером в рамках профессиональной деятельности является одним из основных требований, которые диктует современное общество.

1. Гончарова И.В. Использование компьютера при выполнении лабораторных работ по математике для формирования профессиональных компетенций студентов направления подготовки «документоведение и архивоведе-

ние» / И.В.Гончарова, АВДолжикова // Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса: Материалы междунар. научной конф. студ. и молодых ученых (Донецк, 17-20 октября 2017 г.). - Том 6: Психолого-педагогические науки / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. -Донецк: Изд-во ДонНУ, 2017. - С. 227-228.

2. Гончарова И.В. Организация самостоятельной работъ студентов-гуманитариев при изучении математики с помощью профессионально-ориентированного электронного учебника / И.В.Гончарова, АВДолжикова // Дидактика математики: проблемы и исследования: междунар. сб. научных работ /редкол. : ЕИ.Скафа (научн. ред.) и др.; Донецкий нац. унт. - Донецк, 2015. - Вып. 42. - С. 34-37.

3. Гончарова И.В. Преемственность обучения математике в системе среднего и высшего профессионального образования на примере направления подготовки «документо-ведение и архивоведение» / И.В.Гончарова, АВДолжикова // Математика и современность: материалы междунар. научно-практ. конф. студентов и молодых ученых. - Луганск:, 2017. - С. 35-38.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 46.03.02 «Документо-ведение и архивоведение (квалификация «Академический бакалавр», «Прикладной бака-лаер»): [Электронный рес\'рс]. - Режим до-

ступа: http://mondnr. ru/dokumenty/standarty-vpo/bakalavriat/send/14-bakalavriat/72-gos-46-03-02-dokumentovedenie-i-arkhivovedenie. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения 20.02.2017 г.)

5. Грес П.В. Математика для гуманитариев: учеб. пособие. - М.: Университетская книга, Логос, 2007. -160 с.

6. Иванцов Е.А. Интернет-технологии в организации и управлении самостоятельной работой студентов / Е.А.Иванцов, Г.И.Шевченко // Кант. - 2016. - №1(18). - С. 69 - 73.

7. Онлайн университет «ИНТУТИТ» [Электронный ресурс]. - http://www.intuit.ru. -(дата обращения: 15.10.2017).

8. Онлайн университет «Универсариум» [Электронный ресурс]. - https://universarium.-org. - (дата обращения: 15.10.2017).

9. Рыбакова Н.Н. Роль самостоятельной работы студентов в современном профессиональном образовании / Н.Н.Рыбакова // Вестник СибАДИ, 2011. - №19. - С. 89 - 96.

10. История математики и информатики [Электронный ресурс]. - https://vk.com/histmath.-(дата обращения: 15.09.2017).

11. «Математика - это интересно! [Электронный ресурс]. - https://vk.com/math_-it easy. - (дата обращения: 15.09.2017.)

12. Цыбулько В.А. Рабочая программа по дисциплине «Математика» для студентов очной и заочной формы обучения направления подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение» / В.А.Цыбулько. - Донецк, 2016. -10 с.

Abstract. Goncharova I., Dolzhikova A. THE ROLE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE MANAGEMENT OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS-HUMANITARIANS AT THE TRAINING OF MATHEMATICS. The modern computer technologies and their role in managing of independent work of students in the humanitarian field of training are considered 46.03.02 «Scientific discipline of documentation and archiving» in the study of mathematics. The issue of the necessity to use computer technologies to form professional competencies specified in the State Standard of higher professional education was discussed by field of study 46.03.02 «Scientific discipline of documentation and archiving». Among such technologies for managing of independent work of students in mathematics are followed: specialized mathematical packages (Advanced Grapher, GRAN 1), Microsoft Excel, test shells (My Test XPro, test shells Power Point), professional-oriented electronic textbook, online universities, social networks. Authors' developments on the introduction of these technologies affecting the mastery of their future professional activities are introduced in the process of study mathematics to students of documentation.

Key words: computer technology, managing of independent work of students, education of students of humanitarian, student of documentation.

Статья представлена профессором Е.И. Скафой.

Поступила в редакцию 12.11.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.