ФИЛОЛОГИЯ
ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИАСИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ:
К ВОПРОСУ АБЕРРАЦИИ ФУНКЦИЙ СМИ
© 2008 г. О.Н. Савинова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 28.01.2008
Процессы аберрации функций СМИ во многом определяются полисубъектностью информационной деятельности. В условиях рыночных отношений в систему традиционных функций прессы активно вторгаются маркетинговые функции. Востребованность «внерыночных» сегментов информации требует рассмотрения вопроса о государственной поддержке имеющихся и создании новых изданий и передач, отвечающих духовным и нравственным потребностям общества.
Ключевые слова: информационная деятельность,
В терминологическом аппарате теоретического курса журналистики важное место занимают вопросы о функциях средств массовой информации. В литературе встречаются различные точки зрения по проблеме функций СМИ, и дискуссия по данной тематике продолжается.
Как подчеркивает проф. Е.П. Прохоров, функции журналистики характеризуют совокупность её обязанностей и выполненных ею задач, способ жизнедеятельности в обществе [1, с. 44]. И функции эти разнообразны. «Говорят,
- продолжает исследователь, - о роли журналистики в познании окружающего, выработке человечеством ценностных ориентаций, социализации личности, просвещении и воспитании, распространении культуры, отмечают её регулятивное и контрольное участие в управлении общественными процессами... указывают на гедонистическое значение журналистики, участие её в психической регуляции, компенсаторной, тонизирующей деятельности» [1, с. 45-46]. Другой исследователь, С.Г. Корконосенко, подчеркивая многокачественность прессы как общественного явления, выделяет следующие социальные роли журналистики: производственно-экономическую, информационно-коммуникативную, регулирующую и духовно-идеологическую [2, с. 163].
В соответствии с классификацией И.Ю. Глинской информация в социальной системе выполняет коммуникативную, отражательную и управленческую функции [3, с. 175]. Как справедливо заметил известный ученый, проф.
СМИ, сегменты информации.
В.М. Горохов, «журналистская деятельность существует в многообразии видовых модификаций» [4, с. 9].
Среди многообразных мнений и подходов, представленных в научной литературе, зафиксируем общепринятую классификацию функций СМИ:
1) информационная;
2) коммуникативная;
3) ценностно-ориентационная (в некоторых интерпретациях - идеологическая);
4) культурно-образовательная;
5) организаторская;
6) релаксации.
Указанные функции, при всех особенностях авторских классификаций, являются ключевыми для понимания социальной роли журналистики. Ключевыми, но, как показывает анализ тенденций функционирования современных СМИ, не застывшими раз и навсегда конструкциями.
Реальные процессы, происходящие в современной прессе, дают новый опыт, требующий теоретического осмысления. Являясь социальным институтом общества, переживающего на современном этапе развития период трансформации, пресса не только фиксирует эти процессы, но и сама переживает определенные изменения. Трансформация медиасистемы за последние двадцать лет существенным образом затронула такие ключевые позиции, как учредительство издания (вытеснение государственной монополии на издание СМИ, появление огромного количества частных изданий), типологиче-
ские характеристики (утрата такого понятия, как «центральное издание»; трансформация статуса некоторых изданий из официальных в оппозиционные и т.д.), снятие цензуры и др.
Трансформация медиасистемы выразилась и в процессе аберрации (отклонение от нормы) функций средств массовой информации.
Одна из ключевых функций СМИ - информационная - в современных условиях превращения информации в товар явно испытывает процесс аберрации. В самом деле, внимание читателей, зрителей и слушателей фокусируется на информации о скандалах и чрезвычайных происшествиях, криминальных историях, жизни «звезд», различного рода загадочных явлениях, курьезах и т.д.
Как-то незаметно быстро в прессе произошла подмена главных персонажей: «героев труда» сменили «герои потребления» и антисоциальные персонажи; негативная информация во много раз превышает объем информации о позитивных процессах.
В погоне за прибылью пресса начинает конструировать оторванные от жизни идеалы и ценности, снижается качество информационной функции: она уже не отражает всей полноты картины мира.
Заметим, что данное замечание не затрагивает региональную прессу, в первую очередь региональные государственные СМИ, где, в отличие от центральных, осуществляется регулярное информирование о положении дел в отраслях экономики, социальной сфере, о жизни села, о деятельности предприятий. К сожалению, позитивная информации из регионов фактически не находит отражение в федеральных СМИ. Аналитики считают, что поток негативной информации, захлестнувшей СМИ, формирует у людей недоверие к институтам государственной власти, приводит к моральному и психическому опустошению.
Процесс аберрации затронул и такую основополагающую функцию СМИ, как ценностноориентационную. Это связано с тем, что одной из наиболее важных проблем функционирования СМИ является преобладание критерия все той же рыночной рентабельности над критериями художественно-эстетическими и культурно-просветительскими. Высокий рейтинг программ и телепередач является определяющим условием их существования в сетке современного телевидения, функционирующего в жесткой рыночной среде. По сути дела, критерий массового охвата аудитории становится ведущим принципом функционирования современных СМИ, и особенно телевидения, сущест-
вующего на основе самоокупаемости и коммерческой выгоды. На смену эпохе Гуттенберга пришла эпоха глобального телевидения, которое в погоне за коммерческой выгодой зачастую предоставляет информацию, наносящую вред духовному и эстетическому развитию детей и молодежи.
Мониторинг средств массовой информации, проводимый различными научными центрами, в частности Институтом антропологии и этнографии РАН, фиксирует такие тенденции, как «язык вражды», тиражирование в СМИ низких стандартов культуры, нагнетание ксенофобии. На фоне уже набивших оскомину выражений типа «лица кавказской национальности», «их религия - война» и т.п. редким и чистым родником кажется публицистика 70-х годов прошлого столетия. Вот, к примеру, такие строки на кавказскую тему: «Когда мы читаем страницу за страницей романы Фазу Алиевой, перед нами возникает Дагестан во всем неповторимом своеобразии его природы, быта и обычаев горцев. Мы видим суровые неприступные вершины, цветущие долины, аулы с их кривыми каменными улицами и саклями. Видим почтенных седых стариков-аксакалов, неторопливо беседующих на годекане; видим стройных горских девушек с загорелыми лицами, идущих плавной походкой... Многое является нашему мысленному взору: и созревающие в аульских садах яблоки, и огромные вековые сосны в горном поднебесье, и чистые прозрачные источники, и зеленые склоны, поросшие высокой травой.
И видим праздники аульчан: весны, первой бо-
1
розды, родников, укрощение молодого коня» .
Подобные тексты сегодня, скорее всего, исключение из правил, и потому не случайно одним из принципиальных решений заседания Государственного Совета при Президенте РФ, состоявшегося в декабре 2006 года, было решение о поддержке Программы по русскому языку как языку межнационального общения и духовного сближения народов.
Возвращаясь к проблеме аберрации некоторых функций СМИ, отметим явную гипертрофи-рованность функции релаксации. Различного рода развлекательные передачи, ток-шоу явно перебирают по времени в сравнении с аналитическими и образовательными программами, агрессивная поп-культура вытесняет базовые жизненные ценности, национальные приоритеты.
Процессы аберрации функций СМИ являются предметом внимания не только для исследователей, но и для законодателей. На состоявшихся в комитете по культуре Государственной Думы парламентских слушаниях, в частности,
отмечалось, что «граждане выражают озабоченность нередкими телевизионными сюжетами с прохладным отношением ко всему российскому, просят восстановить в СМИ авторитет старшего поколения, ценности семьи».
Упреки в адрес журналистов справедливы, но отчасти. Являясь живым организмом, пресса, как в зеркале, отражает процессы, происходящие в обществе.
В современных условиях возникла непривычная полисубъектность информационной деятельности: так, наряду со СМИ в этом процессе активно участвуют различного рода информационные агентства, Интернет, PR-структуры и т.п. В систему функций, свойственных СМИ, все активнее вторгаются маркетинговые функции. Это становится неизбежным в условиях рыночных отношений. Газеты, ТВ, радио вступают в конкурентные отношения под влиянием развивающихся мощных информационных потоков и перестают быть монополистами в сфере информации.
Аберрация функции СМИ отражает глубинные противоречия в развитии современной медиасистемы: с одной стороны, пресса за счет рекламы становится мощным источником прибыли, с другой стороны, в системе массовой информации есть «внерыночные» секторы -пресса для детей, молодежи, издания, пропагандирующие традиции, культуру, семейные ценности. Очевидно, что необходимо сохранить издания, которые бы отражали всю гамму духовных и нравственных потребностей человека. Речь может идти, естественно, не о насильственном программировании тех или иных передач, публикаций соответствующей тематики, а о создании альтернативных изданий и каналов, которые бы отвечали задаче социальной миссии прессы.
В современных условиях глобализации противоречивые процессы наблюдаются и в развитии этноконфессиональной журналистики. Транснациональные информационные системы через спутниковое вещание существенным образом влияют на медиапространство государств и национальных республик. Как реакция на
глобализацию, в прессе идут активные процессы самоидентификации и национального ренессанса (расширение изданий, выходящих на родном языке, возрождение традиций, культуры и обычаев народов).
Процесс аберрации выразился и в таком аспекте, как обеднение жанров в современных изданиях: практически из журналистики ушли такие жанры, как памфлет, очерк, фельетон. Литературно-публицистический арсенал оказался за бортом современных изданий, в которых сегодня наиболее значительное место занимают информационные жанры.
Процессы аберрации функции СМИ требуют корреляции дисфункциональных элементов медиасистемы - в первую очередь, речь идет о формировании четкой концепции государственной информационной политики, изменении вектора развития СМИ от коммерциализации к социожурналистике; необходимо проведение постоянных конкурсов среди журналистов, поддержка программ подготовки творческих кадров.
Решению указанных задач будут способствовать и практические шаги по выполнению рекомендаций парламентских слушаний в Государственной Думе, а именно: разработка Федеральной целевой программы развития национальных языков, литератур и культур народов РФ, создание постоянно действующей системы социальной диагностики влияния СМИ на аудиторию.
Примечания
1. Цит. по: Фазу Алиева. Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 1994. С. 15-16.
Список литературы
1. 1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Изд-во «РИП-холдинг», 1998. 310 с.
2. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект-Пресс, 2001. 287 с.
3. Глинская И.Ю. Средства массовой коммуникации и их воздействие на массовое сознание // Массовые информационные процессы в современной России. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 175-192.
4. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М.: Высш. шк., 1989. 119 с.
TRANSFORMATION OF THE MEDIA SYSTEM IN MODERN LIFE:
ON ABERRATION OF MEDIA FUNCTIONS
O.N. Savinova
Aberration processes of the mass media function are greatly determined by the fact that information activities have many subjects. In a market economy, the system of traditional functions of the press is heavily affected by marketing functions. The demand for «non-market» segments of information requires state support for available editions and programmes and also creating new ones that would respond to spiritual and moral needs of society. Trends towards globalization affect the contemporary information process.