Научная статья на тему 'Трансформация медиарынка Швейцарии: основные тенденции'

Трансформация медиарынка Швейцарии: основные тенденции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
205
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация медиарынка Швейцарии: основные тенденции»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 6

Т.е. Якова

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИАРЫНКА

ШВЕЙЦАРИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Медиарынок Швейцарии — один из самых насыщенных в мире. На 7,5 миллионов жителей издается 201 газета (периодичность издания — минимум 1 раз в неделю): 143 газеты на немецком языке, 47 — на французском, 9 — на итальянском и 2 — на ретороманском1. Общий тираж швейцарских газет составляет 3,7 млн экземпляров. Если рассматривать тенденции развития швейцарской прессы за несколько десятилетий, например, со времен Второй мировой войны, то становится очевидным, что сегодня ассортимент печатных изданий гораздо беднее, чем в 40-е годы XX столетия: тогда издавалось около 400 газет — это почти в 2 раза больше, чем сегодня. Но зато общий тираж увеличился почти вдвое (в то время он составлял около 2 миллионов экземпляров). Таким образом, сокращение количества изданий уравновешивается за счет повышения тиражей и увеличения читателей. Правда, за последнее десятилетие и количество газет и общий тираж несколько сократились, но это связано с кризисом на рынке печатных СМИ Швей-

Количество ежедневных и еженедельных изданий (1998—2007 гг.)2

Год Количество изданий Общий тираж (экз.)

1998 234 4 228 532

1999 233 4 226 998

2000 232 4 214 337

2001 224 4 105 564

2002 224 4 158 024

2003 216 3 918 066

2004 210 3 837 648

2005 206 3 734 805

2006 205 3 702 795

2007 201 3 799 125

1 Titelstatistik des Verbandes Schweizer Presse: www.schweizerpresse.ch.

2 Mach Basic 2008: www.wemf.ch.

царии в начале века, последствия которого, по наблюдениям экспертов, швейцарская пресса уже преодолела в основном за счет бурного развития воскресных и бесплатных изданий.

Сегодня швейцарский рынок газет и журналов характеризуют четыре наиболее явные тенденции: концентрация прессы в крупнейших издательских домах, увеличение количества воскресных газет, рост популярности бесплатных газет информационно-рекламного характера и стремительное развитие и растушее влияние интернета.

Наиболее популярные газеты прочно удерживают свои позиции в течение нескольких лет. В немецкоязычной Швейцарии это: "20 минут" ("20 Minuten"), "Блик" ("Blick") и 'Тагес-анцайгер" ("Tages-Anzeiger"); во франкоязычной Швейцарии: "^тэ^' ("Le Matin"), "24 ор" ("24 Heures") и "Трибюн де Же-нев" ("Tribune de Geneve"), в италоязычном регионе Tеcин: "Корьере дель ^чино" ("Corriere del Ticino"), "Режионе T^ чино" ("Regione Ticino") и "Джорнале дель пополо" ("Giornale del Popolo"). Самые большие тиражи — у бесплатных газет, среди которых лидируют "20 минут" (на немецком и французском языках) и "^атэн бло".

Тиражи ежедневных и еженедельных газет3:

Название Tиpaж (экз.)

20 минут (на немецком языке) 435 460

Зонтагс-блик 265 478

Блик 240 066

Тагес-анцайгер 216 411

Бернер цайтунг/Бунд 213 544

Матэн диманш 210 177

20 минут (на французском языке) 210 108

Мительланд цайтунг 207 531

Зонтагсцайтунг 202 222

Матэн бло 183 011

Нойе Цюрхер цайунг 143 875

Нойе Люцернер цайтунг 130 213

Зюдостшвайц 126 613

НЦЦ ам зонтаг 122 072

Цюрхер ландцайтунг 106 726

3 Taм же.

Для швейцарского рынка печатных периодических изданий в последнее время характерно жесткое соперничество в связи с сенсационными слияниями и поглощениями. Свидетельство тому два недавних события. Одна из крупнейших швейцарских медиагрупп "Тамедиа" ("Tamedia") приобрела бернскую часть другого крупного концерна "Эспейс Медиа" ("Espace Media"). Таким образом, "Taмедиа" стала наиболее крупной медиа-монополией на швейцарском рынке, имеющей бюджет, равный приблизительно миллиарду франков.

Этому концерну принадлежат: одна из крупнейших ежедневных швейцарских газет "Taгес-анцайгер", бесплатная газета "20 минут", еженедельник "Зонтагс-цайтунг" ("Sonntags-Zeitung"), женский журнал "Анабель" ("Annabelle"), экономическое издание "Финанц унд виртшафт" ("Finanz und Wirtschaft"), а теперь также "Бернер цайтунг" ("Berner Zeitung") и "Бунд" ("Bund") (оба издания — бернская часть группы "Эспейс Медиа") и несколько радио- и телестанций.

По прогнозам экспертов, "Taгес-анцайгер" и обе бернские ежедневные газеты будут все более схожи по своей направленности, что ставит под вопрос независимость "Бернер цайтунг" и дальнейшее существование "Бунд", которая является газетой с богатыми традициями и многолетней историей. До недавнего времени острая конкуренция двух бернских газет стимулировала их развитие и способствовала росту их популярности на ограниченном рынке одного региона. Поглощение обоих изданий крупным издательским домом может привести к закрытию одного из них (скорее "Бунд") и снижению интереса читателей к другому.

Начатое еще в декабре 2006 г. слияние немецкой медиа-группы "Аксель Шпрингер ферлаг" ("Axel Springer Verlag") и цюрихской "Жан Фрей" ("Jean Frey"; ей принадлежит экономический журнал "Биланц" ("Bilanz"), многотиражный путеводитель "Беобахтер" ("Beobachter") и др.) успешно завершилось в 2007 г.

"Швейцария — маленькая страна, но несмотря на это ее медиарынок очень интересен", — заявил в прошлом году президент совета директоров "Шпрингер" Матиас Дёфнер4. Немецкая медиагруппа уже купила швейцарские издания "Хан-дельсцайтунг" ("Handelszeitung"), "Шток" ("Stock", биржевой орган) и телевизионную программу "ТВ дижитал" ("TV Digital"). Сегодня в Швейцарии издания "Акселя Шпрингера" являются наиболее крупными производителями экономических публика-

4 Revue Suisse. October. 2007. N 5.

ций и платных телевизионных программ. В средней части ме-диасектора уже происходит объединение "Шпрингера" и швейцарского концерна "Ринье".

Во франкоязычной части Швейцарии французская медиа-группа "Эрсан" ("Hersant"), которая выпускает "Фигаро" ("Le Figaro"), следует точно такой же стратегии.

Годовой оборот капитала крупнейших медиаконцернов Швейцарии (в миллионах швейцарских франков)5

Название 2006 2007

Ринье АГ 1337,5 1458,4

Эдипресс публикасьон СА 886,9 814,6

Тамедиа АГ 657,9 772,0

НЦЦ группе 505,1 551,0

Базлер медиенгруппе 280,0 283,0

Эспейс медиа гроуп 250,0 255,0

АЦ медиен группе 199,8 203,0

ЛЦ медиен холдинг 138,5 149,0

Зюдостшвайц медиенгруппе 124,0 135,7

Еще одна тенденция в развитии швейцарского медиа-рынка — регионализация СМИ: крупные монополии покупают большие или меньшие доли местных издательств в кантонах и регионах. Так, "Нойе Цюрхер цайтунг" ("Neue Zuercher Zeitung"), группа "НЦЦ" ("NZZ") приобрела пакеты акций локальных изданий "Цюрхер унтерлендер" ("Zuercher Unterla-ender"), "Цюрхер оберлендер" ("Zuercher Oberlaender") и "Цю-ризее-цайтунг" ("Zurichsee-Zeitung"). Подобным образом поступила "Тагес-анцайгер" (группа "Тамедиа") с региональными изданиями "Винтертурер ландботэ" ("Winterthurer Landbote") и "Тургауэр цайтунг" ("Thurgauer Zeitung"). Хотя одновременно эти небольшие локальные газеты являются частью объединения газет "Нордостшвайц" ("Die Nordostschweiz"), вследствие чего обложка "Винтертурер ландботэ" принадлежит региональным ежедневным газетам. Благодаря этому сотрудничеству обе газеты могут усилить свои позиции на северо-востоке Швейцарии. Кроме этих изданий концерн "Тамедиа" проявляет внимание и к другим региональными газетам, которые из-

5 Media Trend Journal 5/2008. "Top Medien-Unternehmen Schweiz": www.schwei-zerpresse.ch.

даются в разных кантонах, но переговоры об их взаимодействии пока не завершены.

Еще пример регионального сотрудничества: ассоциация газет "Миттельланд" ("Mittelland"), самое крупное ее издание — "Ааргауер цайтунг" ("Aargauer Zeitung"), купила обложку в "Базельландшафтлихер цайтунг" ("Basellandschaftlicher Zeitung") и предоставляет этому изданию ссуды, таким образом продвигаясь в ретороманском регионе.

В прошлом году закрыты два известных издания — информационный журнал "Фэктс" ("Facts") и экономическая газета "Кэш" ("Cash"). После двенадцати лет существования и множества понесенных убытков, в июне 2007 г. концерн "Тамедиа" остановил издание "Фэктс". В последнее время концепция журнала часто менялась, что диктовалось интересами маркетинга и ситуацией на медиарынке. Попытки повысить рейтинг издания за счет сенсационных материалов, броских заголовков и красочных объявлений не принесли положительных результатов.

Закрытие газеты "Кэш" было неожиданным: за 18 лет своего существования она достигла тиража в 70 000 экземпляров и была рентабельным изданием. Но в последнее время количество проданных экземпляров в киосках резко сократилось. Критические материалы газеты в отношении государственной экономической политики привели к тому, что некоторые крупные банки отказались от рекламы в этом издании, в результате чего "Кэш" оказалась убыточной для своего издателя концерна "Ринье".

Для швейцарского рынка печатных СМИ в последние годы характерна острая конкуренция платных и бесплатных изданий. За несколько лет значительно выросли рекламные доходы бесплатных газет: по приблизительным подсчетам сегодня они составляют более 120 миллионов франков. Тридцать процентов населения уже читают ежедневные газеты, раздаваемые бесплатно. Основные их читатели — это молодежь и люди, имеющие низкий уровень доходов.

Федеральный институт статистики6 провел исследование структуры прессы Швейцарии за последнее десятилетие. Результаты исследования показали, что появление бесплатных изданий внесло значительные изменения в медиаландшафт Швейцарии. Тиражи бесплатных изданий с 2000 по 2007 г. увеличились многократно, и теперь они составляют четверть всего объема ежедневной прессы Швейцарии. По мнению экспертов,

6 Office federal de la statistique (OFS).

бесплатная пресса способствует расширению читательской аудитории ежедневной информационной печати. Она имеет особый успех у швейцарцев 15—29 лет. Эта возрастная группа хуже других представлена среди читателей платных ежедневных газет. В самом начале выхода на швейцарский рынок бесплатных изданий (2000—2001 гг.) эту категорию газет читали 17% населения от 15 до 29 лет, а в 2007 г. эта цифра увеличилась почти до 50%.

Количество платных газет, выпускаемых в Швейцарии, в последние годы уменьшается, но зато появляются все новые бесплатные издания. Реклама, которая составляет основную статью дохода бесплатных изданий, стала еще более значительным фактором влияния на прессу.

На рынке бесплатной ежедневной прессы лидирует утренняя газета "20 минут" ("20 Minuten" на немецком языке), тираж которой составляет 435 000 экземпляров. Это самое успешное издание концерна "Тамедиа", его оборот составляет 100 млн франков, а чистая прибыль — 40 млн франков.

Не удивительно, что и другие конкуренты были привлечены такими доходами: медиаконцерн "Ринье" начал издавать бесплатную вечернюю газету "Хойте" ("Heute") и бесплатную экономическую газету "Кэш дэйли" ("Cash daily"). Во французской Швейцарии остро конкурируют между собой "20 минут" и "Матэн бло" ("Le Matin Bleu") группы "Эдипресс" ("Edipresse").

В сентябре 2007 г. на рынке бесплатной прессы появилась еще одна газета: "цх" (".ch", на немецком языке) с тиражом 425 000 экземпляров7, большая часть которого будет распространяться в Цюрихе, Берне, Базеле, Люцерне, Сант-Галлене и их пригородах. Ее издателем стал известный журналист Саша Вигдоровиц. Газета стремительно пытается отвоевать позиции у других изданий, используя новые методы в системе распространения: ее можно найти в специальных коробках, которые установлены у входов в жилые дома или в обычных почтовых ящиках; курьеры развозят газету рано утром (раньше других служб распространения, еще до семи часов утра).

Концерн "Тамедиа" предпринимает активные действия в борьбе с новыми конкурентами на рынке бесплатной прессы: значительно увеличился тираж газеты "20 минут". По прогнозам экспертов, бесплатные газеты существенно сузят рынок платных изданий, многие из которых могут не выдержать конкуренции.

7 Источник: www.20minutes.ch

В декабре 2007 г. в немецкоязычной части Швейцарии появилась еще одна бесплатная газета — "Ньюс" ("News"). Она издается объединением трех ежедневных газет: "Базлер цайтунг" ("Basler Zeitung"), "Бернер цайтунг" и "Тагес-анцайгер". Начальный тираж издания — 334 000 экземпляров. Газета будет издаваться в четырех регионах немецкоязычной части Швейцарии: "Ньюс Базлер цайтунг" ("News Basler Zeitung", 42 000 экземпляров), "Ньюс Бернер цайтунг" ("News Berner Zeitung", 60 000), "Ньюс тагес-анцайгер" ("News Tages-Anzeiger", 100 000 экземпляров для Цюриха и пригородов) и "Ньюс миттельланд" ("News Mittelland", 132 000).8 Новое издание будет распространяться на улице в специальных ящиках для газет. Около 1500 таких ящиков установлены на вокзалах, на остановках общественного транспорта, на центральных улицах городов и в торговых центрах.

Швейцарские воскресные газеты появились на рубеже 70-х гг. ХХ вв. Первопроходцем стала "Зонтагс-блик" ("Sonntags-Blick"), основанная еще в 1969 г. В восьмидесятые годы воскресные выпуски газет, налаженные различными региональными изданиями, быстро исчезли, поскольку в 1987 г. на рынок пришла группа "Тамедиа" со своей воскресной газетой "Зонтагс-цайтунг" ("Sonntags-Zeitung"). Через 10 лет после начала своего существования газета стала самым прибыльным изданием для этой медиагруппы.

Сегодня воскресные выпуски есть у многих ежедневных газет: "Нойе Цюрхер цайтунг" издает "НЦЦ ам зонтаг" ("NZZ am Sonntag"); "Зюдостшвайц" ("Suedostschweiz") публикует свой седьмой номер в неделю по воскресеньям; "Миттельланд цайтунг" ("Mittelland Zeitung") также издает воскресный выпуск с сентября 2007 г.; "Базлер цайтунг" по субботам выпускает дополнительный номер на выходные дни. Расходы на издания многократно окупаются за счет прибыли от рекламы.

В италоязычном регионе Тесин по выходным дням издаются бесплатные газеты "Иль кафэ" ("Il caffè") и "Иль мати-но" ("Il mattino").

Воскресные издания, как правило, не содержат много новостной информации. В основном они публикуют новости о спортивных событиях, мероприятиях общественных организаций и дорожных происшествиях, а главным материалом номера становится событие сенсационного характера. Большую часть газетной площади в воскресных газетах занимает ин-

8 Источник: www.pressromande.ch

формация об услугах и развлечениях, так как и редакция и рекламодатели заинтересованы в том, чтобы читатели пользовались газетами выходного дня в два раза дольше, чем газетами, выходящими в будние дни.

Несмотря на бурное развитие интернета и цифровых технологий, швейцарцы остаются активными читателями прессы: 90,3% людей в возрасте от 14 лет и старше читают хотя бы одну газету более или менее регулярно. Около 93% получают информацию хотя бы из одного журнала. Такие результаты предоставила Организация по исследованиям в области СМИ ЯБРМ в последнем опубликованном отчете за 2007 г.9 Такие данные получены за счет большой доли людей старшего возраста среди жителей Швейцарии. Молодые швейцарцы в качестве источника информации предпочитают интернет и мобильные телефоны. Большинство учащихся школ и студенты используют интернет-источники в учебных и образовательных целях, для обмена мнениями (блоги, комьюнити), для получения информации об услугах и развлечениях и т.д. Старшее поколение более консервативно, все еще предпочитает газеты и журналы. Благодаря людям старшего возраста Швейцария остается одной из самых читающих прессу стран мира.

Поступила в редакцию 06.09.2008

9 Источник:www.wemf.ch

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.