ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 6
Т.С. Якова, старший преподаватель кафедры зарубежной журналистики
и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
ПРЕССА ШВЕЙЦАРИИ В УСЛОВИЯХ
МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Мировой экономический кризис существенно изменил медиарынок Швейцарии. В большей степени финансовые проблемы коснулись медиапредприятий в сфере печатных СМИ. Снижение доходов от рекламы привело к падению тиражей газет и журналов, сокращению штатов редакций и закрытию ряда изданий. Крупные медиаконцерны вынуждены объединять редакции и сокращать расходы на производство. В результате слияний и поглощений заметно трансформировался медиаландшафт страны.
Ключевые слова: мировой экономический кризис, медиарынок Швейцарии, швейцарские медиагруппы, "Тамедиа", "Эдипрессе группе", "Тагес-анцайгер", "Бунд".
Global economical crisis has changed media market of Switzerland significantly. Financial problems influenced printed media segment in more extent. Commercial advertising revenue reduction resulted in decreasing of newspapers and magazines circulation, personnel cut and shut down of a number of editions. Large media corporate groups had to combine editing staff and reduce operating costs. Media environment of the country has transformed greatly as a consequence of merges & acquisitions.
Key words: global economical crisis, media market of Switzerland, swiss media groups, "Tamedia", "Edipresse Group", "Tages-Anzeiger", "Bund".
Мировой экономический кризис существенно изменил медиа-рынок Швейцарии. Снижение доходов от рекламы, повлекшее неизбежные финансовые трудности для многих редакций, привело к падению тиражей газет и журналов, сокращению штатов и закрытию некоторых изданий. В лучшем положении по сравнению с печатными СМИ оказалась швейцарская радиотелекомпания SRG, значительную часть доходов которой составляет абонентская плата. Финансовое положение этой крупнейшей в Швейцарии медиа-компании1 в течение последнего года остается довольно устойчивым: сохранены рабочие места, разветвленная сеть зарубежных коррпунктов и объемы вещания. Небольшие частные радио- и телекомпании в большей степени ощущают последствия кризиса, так как их зависимость от рекламного рынка значительно выше, чем у SRG. Но в целом финансовые трудности электронных СМИ оказались менее масштабными и существенно не изменили медиа-ландшафт страны.
1 SRG занимает 2-е место в Швейцарии среди медиаконцернов после Publi-group.
Объемы рекламы в СМИ уменьшились прежде всего из-за финансовых проблем крупных рекламодателей (банков, торговых организаций, предприятий в сфере недвижимости и др.). Многие рекламодатели перешли в Интернет-издания, где цены на размещение материалов гораздо ниже. В Интернет-пространство переместились и многие печатные СМИ. Если раньше для большинства газет и журналов были возможны печатная и электронная версии, то с наступлением кризиса некоторые издания стали выходить только в Интернете. Например, издание медиаконцерна "Ринье" (Ringier) экономическая газета "Кэш" (Cash) прекратила свой печатный выпуск, но активно развивает электронную версию.
Региональные швейцарские газеты (аудитория которых — население одного или нескольких кантонов), стремясь сократить расходы на производство, объединяются с себе подобными изданиями. Пример тому — слияние "Санкт-Галлен тагесблатт" (Sankt-Gallen Tagesblatt) и "Нойе люцернер цайтунг" (Neue Luezerner Zeitung)2. Некоторые газеты закрыли субботние и воскресные приложения (например, "Базлер цайтунг" (Basler Zeitung) еще в феврале 2009 г. прекратила выход своего субботнего приложения).
Два крупнейших медиаконцерна Швейцарии "Эдипресс групп" (Edipresse Group) и "Тамедиа" (Tamedia) вынуждены были уволить десятки журналистов и сотрудников редакций. Руководство этих медиагрупп заявило о своих намерениях еще весной. А в июне об увольнениях заявила и "Нойе цюрхер цайтунг" (Neue Zürcher Zeitung — NZZ). В официальном заявлении было отмечено, что сокращение не коснется редакционного состава издания. Финансовые трудности "НЦЦ" были связаны со значительным (на 30%) сокращением объемов рекламы в первом квартале 2009 г. Убытки интернет-версии составили 3 миллиона швейцарских франков.
В другой ежедневной немецкоязычной газете "Тагес-анцайгер" (Tages-Anzeiger), принадлежащей концерну "Тамедиа", были уволены 80 сотрудников (более 20%). Сократили свои штаты и другие известные издания: "Бунд" (Bund), "Базлер цайтунг" (Basler Zeitung), "Бернер цайтунг" (Berner Zeitung) и др. Более 500 сотрудников, занятых в медиаиндустрии, потеряли рабочие места с октября 2008 г. по июль 2009 г.3 Во многих редакциях сократились размеры заработной платы или сотрудники были переведены на неполный рабочий день4.
2 Обе принадлежат концерну "НЦЦ-Группе" (NZZ-Gruppe).
3 Для медиаотрасли Швейцарии с населением 7,5 млн человек такие увольнения стали серьезной проблемой. По прогнозам экспертов, в ближайшее время количество безработных в сфере СМИ увеличится.
4 В Швейцарии распространена система неполной рабочей недели: сотрудники могут работать на 0,3 ставки, 0,25 или даже на 0,15. Такая система занятости дает возможность получить работу большему количеству людей.
В мае по экономическим причинам закрылась бесплатная немецкоязычная газета ".ЦХ" (.CH). Газета издавалась тиражом более 430 тыс. экземпляров и распространялась в 5 кантонах (Санкт-Галлен, Цюрих, Берн, Базель, Люцерн). Издание успешно конкурировало с другой популярной бесплатной газетой "20 минут" (20 Minuten). Преимуществом ".ЦХ" было то, что она доставлялась в почтовые ящики читателей, а "20 минут" распространялась на железнодорожных станциях и в общественном транспорте. Но в октябре 2008 г. от доставки в почтовые ящики пришлось отказаться из-за финансовых проблем, и в итоге издание не выдержало конкуренции, и 69 ее сотрудников остались без работы.
В октябре 2009 г. руководство издательского объединения "Эди-пресс групп" (Edipresse Group), занимающего лидирующие позиции на медиарынке во франкоязычной части Швейцарии, заявило о планах по сокращению 100 сотрудников (всего в "Эдипресс" работают более 1120 человек). К концу сентября группа потеряла 25% рекламы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Убытки в первом полугодии 2009 г. составили 3,2 млн швейцарских франков5.
Самым крупным слиянием в сфере медиаиндустрии Швейцарии за период кризиса стало соглашение между крупными медиа-концернами "Тамедиа" и "Эдипресс групп", в результате которого "Тамедиа"6 уже получила 49,9% акций "Эдипресс"7, а к 2011 г. добавит еще 0,2%, необходимые для контрольного пакета. Сумма сделки составила 226 млн швейцарских франков (153 млн евро). Несмотря на превышение допустимых законодательством норм концентрации, правительственная антимонопольная комиссия не протестовала против сделки, учитывая сложную ситуацию в экономике и опасность прихода иностранных предприятий на швейцарский медиарынок.
Первым же шагом "Тамедиа" после заключения сделки было объединение бесплатных газет "20 минут" (20 Minutes) и "Матэн бле" (Le Matin bleu), принадлежавшей прежде "Эдипресс", и временное прекращение выхода последней. Портал "рersoenlich.com" отметил, что в процессе этого слияния уволены 20 сотрудников. Обновленное издание "20 минут" изменилось графически и содержательно, а также начались его региональные выпуски во
5 Edipresse resists the economic crisis: losses limited to CHF 3.2 million / http://www. edipresse.com/en/presse/communiques_de_presse/2009/
6"Тамедиа" владеет двумя из трех крупнейших швейцарских немецкоязычных газет "Тагес-анцайгер" и "Бернер цайтунг".
7 "Эдипресс" владеет тремя крупнейшими франкоязычными швейцарскими газетами "Матэн" (Le Matin), "24 ор" (24 heures), "Трибюн де женев" (Tribune de Geneve).
франкоязычных кантонах. 20 ноября оба издания газеты (немецкоязычное (20 Minuten) и франкоязычное (20 minutes)) вышли в новом оформлении. По данным "Тамедиа", газету читают около 1,5 млн читателей8.
В официальном заявлении руководства "Эдипресс" в связи со сделкой отмечено: "Серьезные изменения СМИ продолжаются и усиливаются по причине экономического кризиса"9. Кроме того, в заявлении говорилось и о том, что в одиночку "Эдипресс групп" кризис не переживет, и поэтому переходит под контроль немецкоязычной издательской группы "Тамедиа"10. Объединение улучшит экономическую базу обеих медиагрупп, так как по предварительным подсчетам поможет сэкономить 30 млн швейцарских франков11. Негативным же последствием этого объединения станет неизбежное сокращение сотрудников, усиление концентрации СМИ, снижение конкуренции между изданиями и, соответственно, снижение уровня качественной журналистики.
Финансовые проблемы стали причиной структурных изменений внутри крупных медиакорпораций. Руководство "Тамедиа" приняло решение объединить редакции двух крупных ежедневных газет "Тагес-анцайгер" и "Бунд". По словам президента "Тамедиа" Петро Супино, причиной реорганизации стало серьезное падение доходов от рекламы и необходимость перераспределения средств внутри корпорации12. В результате слияния отделов политики, экономики, культуры и спорта творческий коллектив сокращен почти на четверть (уволено 79 редакторов). А осенью вышли обновленные издания: 29 сентября — "Тагес-анцайгер", 15 октября — "Бунд". Эксперты считают, что изменения коснулись в основном дизайна обеих газет.
Кроме того, "Тагес-анцайгер" значительно сократила сеть зарубежных корреспондентов13, что вызвало протест творческого коллектива. В июле на страницах газеты было опубликовано открытое письмо журналистов руководству редакции, в котором говорилось об опасности снижения качества журналистики в целом, а также качества зарубежной информации в связи с сокращением штата зарубежных собкорров. Письмо подписали 85 сотрудников газеты, но ответа от редколлегии не последовало, и решение осталось в силе.
8 http://www.tamedia.ch/сhronik /2009/
9 Edipresse plans 100 layoffs to cut costs http://www.swisster.ch/en/news/news_flash/ edipresse-plans-100-layoffs-to-cut-costs_183-2505907
10 В заявлении указана дата действия первой части соглашения — 2011 год. Дальнейшие шаги не прописаны.
11 Der neue Mediengigant http://www.persoenlich.com/news/show_news.cfm?newsid= 80861
12 http://www.tamedia.ch/chronik/2009/
13 Собкорр "Тагес-анцайгер" в Москве также отозван.
По мнению аналитиков, все эти изменения позволят "Тамедиа" увеличить прибыль на 15—20%. Стремление повысить доходы ме-диагруппы основано лишь на их относительном снижении по сравнению с предыдущим периодом: в 2008 г., когда последствия кризиса уже стали ощутимыми, прибыль составила 105 млн франков, что на 30% меньше, чем в 2007 г. Это настолько озаботило владельцев медиаконцерна, что в течение года предпринимались попытки реорганизации медиапредприятия как бизнеса, направленные лишь на получение прибыли. В то же время не было предложено ни одной программы или проекта, связанного с повышением качества содержания или профессионального мастерства.
Журналисты некоторых изданий (в том числе "Нойе цюрхер цайтунг" и "Тагес-анцайгер") при поддержке швейцарского журналистского профсоюза "Комедиа" проводили акции протеста против сокращения штатов, против снижения качества журналистских материалов, против роста концентрации СМИ в ущерб плюрализму мнений. Единственным положительным результатом этих акций было увеличение размера денежных компенсаций уволенным сотрудникам.
Анализ швейцарского медиарынка позволяет сделать вывод о том, что необходимость перемен назрела давно, а мировой экономический кризис лишь ускорил процессы. Традиционные швейцарские газеты страдают в первую очередь из-за снижения интереса читателей. Это обусловлено тем, что швейцарцы не хотят платить за информацию, которую можно найти в Интернете или бесплатных изданиях. И электронные версии газет не в состоянии конкурировать с такими гигантами как Google, Facebook и Youtube. Чтобы привлечь внимание читателей нужны новые формы, новые подходы, новые решения, поиском которых и заняты руководители крупных медиапредприятий. Структурные же изменения на швейцарском медиарынке связаны прежде всего с новым пониманием медиа как бизнеса, а не "четвертой власти" или "инструмента демократии"14. В любом случае, результаты перемен зависят от читателей, от того, насколько интересны станут читателям новые медиапродукты. До сих пор Швейцария остается одной из самых читающих стран мира. Более 90% населения старше 14 лет читают газеты регулярно15.
Поступила в редакцию 26.10.2009
14 Global newspaper crisis: Swiss edition/ http://www.savethenyt.org/global-newspaper-crisis-swiss-edition/
15 WEMF —Report. 10.03.2009/http://www.wemf.ch/