Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ВУЗОВСКИХ МЕДИА'

ТРАНСФОРМАЦИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ВУЗОВСКИХ МЕДИА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКИЕ СМИ / КОРПОРАТИВНЫЕ СМИ / ВУЗОВСКАЯ МЕДИАСФЕРА / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Даутова Резида Вагизовна, Наговицина Татьяна Анатольевна, Гайнуллина Лилиана Файберговна

Последние два десятилетия мы наблюдаем трансформацию российской вузовской медиасреды. Рассматриваемый поэтапный процесс обусловлен многими факторами, среди которых определяющую роль играют глобализация информационного и образовательного пространства, развитие инфокоммуникационных и цифровых технологий. Авторы статьи исследуют проблему трансформации вузовских медиа, выделяя этапы становления вузовских СМИ, прежде всего, на примере газеты «Ленинец» - «Казанский университет» и телевидения КФУ «УниверТВ. Подчеркивается важность учета региональных социокультурных условий в формировании вузовской медиасферы, а также осмысление дальнейшего развития вузовских СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF CORPORATE UNIVERSITY MEDIA

Over the past two decades, we have seen a transformation of the Russian university media environment. The phased process under consideration is due to many factors, among which the globalization of the information and educational space, the development of information, communication and digital technologies play a decisive role. The authors of the article explore the problem of the transformation of university media, highlighting the stages of the formation of university media, primarily on the example of the newspaper «Leninets» - «Kazan University» and television KFU «Univer TV. The importance of taking into account regional socio-cultural conditions in the formation of the university media sphere, as well as understanding the further development of university media is emphasized.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ВУЗОВСКИХ МЕДИА»

УДК 070

DOI 10.23672/SEM.2023.12.93.001

ТРАНСФОРМАЦИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ВУЗОВСКИХ МЕДИА

••••••

TRANSFORMATION OF CORPORATE UNIVERSITY MEDIA

Даутова Резида Вагизовна

доктор исторических наук, профессор кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций, Казанский федеральный университет RVDautova@kpfu.ru

Rezida V. Dautova

Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of TV Production and Digital Communications, Kazan Federal University RVDautova@kpfu. ru

Наговицина Татьяна Анатольевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций, Казанский федеральный университет nagovitsinatatyana@mail.ru

Tatyana A. Nagovitsina

Candidate of Philological Sciences, Assistant Professor of the Department of TV Production and Digital Communications, Kazan Federal University nagovitsinatatyana@mail.ru

Гайнуллина Лилиана Файберговна

кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии, Казанский государственный архитектурно-строительный университет lianagai@ya.ru

Liliana F. Gaynullina

Candidate of Philosophical Sciences, assistantProfessor Department of History and Philosophy, Kazan State University of Architecture and Engineering lianagai@ya.ru

Аннотация.

Ключевые слова:

Annotation.

Последние два десятилетия мы наблюдаем трансформацию российской вузовской медиасреды. Рассматриваемый поэтапный процесс обусловлен многими факторами, среди которых определяющую роль играют глобализация информационного и образовательного пространства, развитие инфокоммуникационных и цифровых технологий. Авторы статьи исследуют проблему трансформации вузовских медиа, выделяя этапы становления вузовских СМИ, прежде всего, на примере газеты «Ленинец» - «Казанский университет» и телевидения КФУ «Уни-верТВ. Подчеркивается важность учета региональных социокультурных условий в формировании вузовской медиасферы, а также осмысление дальнейшего развития вузовских СМИ.

вузовские СМИ, корпоративные СМИ, вузовская медиасфера, университетское телевидение, медиапространство.

Over the past two decades, we have seen a transformation of the Russian university media environment. The phased process under consideration is due to many factors, among which the globalization of the information and educational space, the development of information, communication and digital technologies play a decisive role. The authors of the article explore the problem of the transformation of university media, highlighting the stages of the formation of university media, primarily on the example of the newspaper «Leninets» - «Kazan University» and television KFU «Univer TV. The importance of taking into account regional socio-cultural conditions in the formation of the university media sphere, as well as understanding the further development of university media is emphasized.

Keywords: university media, corporate media, university media sphere, university television, media space.

Последние два десятилетия мы наблюдаем трансформацию российской вузовской медиасреды. Рассматриваемый поэтапный процесс обусловлен многими факторами, среди которых определяющую роль играют глобализация информационного и образовательного пространства, развитие инфокоммуникационных и цифровых технологий. Интерес к данной теме особенно возрос к 2000-м гг., когда обозначился вектор к сворачиванию традиционных форм. Вузовскую прессу в качестве корпоративного СМИ рассматривают Р.П. Баканов, Н.В. Кодола, В.А. Глазкова, И.П. Ромашова, Н.Г. Витковская, отмечая при этом, что перед такой прессой стоят не только задачи продвижения бренда образовательного заведения, но и цели, связанные с образованием, воспитанием, просвещением аудитории, раскрытием её творческих способностей.

Работы С.А. Говердовской-Привезенцевой, Р.В. Даутовой [1], Т.Е. Самотойловой, Е.П. Семи-шовой, Т.И. Сидоровой посвящены феномену университетского телевидения и его особой миссии. Роль и место вузовских масс-медиа в системе СМИ, в целом, состояние медиасреды ведущих отечественных вузов находятся в центре внимания исследователей Н. Муравьевой, Т.И. Сидоровой, Ю.В. Чемякина, А.В. Прохорова [2], которые приходят к выводу о том, что общие процессы трансформации, которые переживает система СМИ в рыночных условиях, затронули и вузовскую медиасреду.

Среди ученых, занимающихся вопросами корпоративных коммуникаций, можно выделить И.Ю. Бочарову, Т.Н. Персикову, Ф.И. Широкова, Д.А. Мурзина, Т.А. Наговицину [3], В.А. Волкоморова, Л.С. Агафонова и др.

На тему вузовской прессы в контексте корпоративной культуры защищены кандидатские и докторские диссертации - О.В. Шефер, Д.А. Алексеева, А.В. Прохоров [2].

Однако стоит отметить, что в исследованиях недостаточно внимания уделяется региональному аспекту развития вузовских медиа. Между тем, исторические и культурные традиции, сложившиеся в регионе, безусловно, оказывают определяющее влияние на вузовскую ме-диасреду. На наш взгляд, такой подход с привлечением конкретных материалов по вузовским СМИ значительно обогатил бы историографию данного вопроса.

Вузовские СМИ принято относить к корпоративным, так как их учредителем выступает администрация вуза, они базируются на территории этого вуза, продвигают бренд данного образовательного заведения и обслуживают информационные запросы, прежде всего, вузовского сообщества - студентов, преподавателей и сотрудников. Однако если проанализировать темы, которые освещаются такими СМИ, то мы увидим, что тематика публикаций гораздо шире, чем вузовская жизнь. Следовательно, вузовские медиа адресованы не только внутренней аудитории, но и внешней, что является объективным следствием усилий СМИ по выживанию в рыночных условиях.

Термин «корпоративные СМИ» произошел от английского «corporate publishing». Существует целый ряд синонимов данного термина - официальный печатный орган, фирменная газета, фирменное периодическое издание и т.д. Кроме того, нет единого определения среди исследователей. Так, по мнению Д.А. Мурзина, корпоративное издание - это «инструмент публичной артикуляции и лоббирования интересов отрасли и корпорации, как одного из представителей отрасли» [4]. А.Ю. Горчева, исследуя корпоративные издания, приравнивает их к СМИ и делает акцент на их влиянии на сотрудников организации [5]. Многими учеными выделяются мотиваци-онная и информационная функции в деятельности подобных изданий.

В истории развития вузовских СМИ правомерно выделить три этапа:

1 этап - 1928-1970 гг.: возникновение и развитие вузовских периодических газет, а также факультетской стенной печати;

2 этап - 1970-1996 гг.: активное развитие печатных СМИ иорганизация в вузах радио- и телевещания, упадок стенных газет;

3 этап - c 1996 г. по настоящее время: постепенная трансформация вузовской медиаси-стемы, как в содержательном плане, так и в технологическом, развитие электронных форматов.

В настоящее время в вузах сформировалась разнородная медиасистема - это печатная пресса, электронные сайты, радиостанции и телестудии, что значительно расширило возможности и в информировании, и в мотивации аудитории. Вузы сами определяют для себя подходящую медиамодель, исходя из финансовых ресурсов и своих приоритетных задач на данном этапе развития.

В советский период практически каждый вуз имел многотиражку, редакция которой была своего рода интеллектуальным центром, притягивающим творческую молодежь и представителей профессорско-преподавательского состава. Редакционные коллективы вузов Советского Союза общались друг с другом, регулярно проводились всесоюзные конкурсы вузовских многотиражек, имеющие цель не только выявить сильнейшие издания, но и консолидировать профессионалов, занимающихся отражением вузовской жизни и вопросов высшего образования.

Ярким примером сложного пути вузовской многотиражки является история газеты Казанского университета. Старейшая вузовская газета страны ведет начало с первой в России провинциальной газеты «Казанские известия». Издание возникло в 1811 г. и в этом же году было передано в распоряжение специального издательского комитета Казанского университета. Однако по-настоящему вузовской газета стала 22 октября 1928 г., когда в свет вышел ее первый номер под названием «На вузовской стройке». С 1929 г. газета стала называться «Ленинец», а в 1992-м г. ее переименовали в «Казанский университет».

На примере многотиражки «Ленинец»-«Казанский университет» мы можем сделать вывод о том, что вузовские корпоративные газеты к началу XXI века уже сформировались как тип издания и использовались различными подразделениями вуза для решения целого спектра образовательных и общественных задач. К ним можно отнести проблемы политической жизни, правовой культуры, нравственности и этики, и конечно же, воспитательной работе. На страницах «Ленинца» в разные годы освещались и процессы реформирования высшего образования, и про-тестные общественные движения 1990-х гг., и авангардные направления молодежного творчества.

Результативность деятельности вузовских газет зависит от степени профессионализма журналистов, работающих в данном издании. В «Ленинце» всегда работали журналисты-профессионалы, а также печатались материалы внештатных авторов, более того на базе «Ленинца» велись занятия по журналистскому мастерству со студентами разных специальностей по линии Факультета общественных профессий. На протяжении многих лет «Ленинец» курировал проведение конкурса стенной печати всех факультетов.,

Уже в 2000-е гг. редакция газеты Казанского университета предпринимает определенные шаги по переформатированию издания: в 2008 г. к юбилейным мероприятиям университета выходит 24-полосный журнал «Казанский университет» формата А4, впоследствии этот формат использовали и в подготовке всех праздничных выпусков. В это же время газету можно было прочитать и в электронной версии, причем, она была полнее, чем «бумажная». Интересным экспериментом стал специальный выпуск для абитуриентов «Шпаргалка» (2010 г.) - своего рода, путеводитель по университету. В это же время в университете активно развивается параллельная структура - Пресс-служба, сотрудники которой размещают на университетском портале информацию о важных событиях вуза. Возникла ситуация дублирования контента. Но официальной причиной закрытия старейшей газеты Казанского университета стал недостаток финансовых средств.

В середине 1980-х гг. в университете начинается радиовещание, а чуть позже - телевещание, а также создается учебное телевидение. Были сформированы студенческие редакции на 6 факультетах и редакция Научной библиотеки им. Н. Лобачевского КГУ. Телевизионное вещание осуществлялось в прямом эфире 4-5 дней в неделю по 15-20 минут по внутриуниверситет-ской кабельной сети. К сожалению, и в этом случае финансовая проблема стала причиной того, что постепенный износ оборудования сделал невозможными радио- и телетрансляции.

Потребовалось почти 20 лет, прежде чем телевидение в Казанском университете возродится. Это случилось в 2011 году: 17 января вышел в эфир первый выпуск новостей университетского телеканала. Круглосуточное вещание началось 01 сентября 2012 г., кабельное вещание - 16 октября 2016 г. В настоящее время студенческий телеканал UNIVER ^ можно смотреть в кабельных сетях, в эфирно-цифровом пакете DVB-T, в приложениях для SmartTV и мобильных устройств, а также - на телевизорах в зданиях университета.

Трансформация вузовских корпоративных медиа под влиянием глобализации информационного пространства и интенсивного развития телекоммуникаций расширяет возможности взаимодействия не только с внутренней аудиторией вуза, но и внешней. «Универ ТВ» использует для телевещания и телепроизводства современные 1Т технологии, позволяющие выдавать в эфир трансляцию в формате FullHD. Данные технологии также позволяют телеканалу иМУЕРБМОТР! (второе название телеканала КФУ) в прямом эфире, ежедневно, транслировать студенческие новости, массовые студенческие гала-концерты, научные конференции и семинары, не только происходящие в университете, но и внекорпоративные мероприятия, связанные

со студенчеством и вузовским сообществом Татарстана и России. Кроме того, под эгидой UNIVERSMOTRI вещает круглосуточно студенческое интернет-радио UFM.

Как видим, современные условия развития университетского телевиденияспособствуют его позиционированию в информационном пространстве не только как корпоративного СМИ, но и внекорпортивного - оно становится полноправным участником глобального медиапроцесса. В связи с этим, идет активное обсуждение разработки стратегии создания межвузовского телевидения. Суть проекта заключается в том, чтобы с помощью телевидения целенаправленно продвигать российские университеты на глобальном медийном уровне. Специалисты оценивают как весомый аргумент в конкурентной борьбе с другими вузами мирового уровня такие важные моменты, как собственное профессиональное видеопроизводство и возможность размещения ви-деоконтентана своих телеканалах и в глобальных массмедиа. Значительным шагом в этом направлении стало, например, создание Международной Ассоциации студенческого телевидения (МАСТ). В2015 году в Санкт-Петербурге организована Всероссийская ассоциация студенческих медиацентров (АСМ). Основная цель ассоциации - создание Всероссийского студенческого медиапортала [6]. На сегодняшний день в АСМ входят 57 российских университетов.

Таким образом, анализ научной литературы по проблемам развития корпоративных вузовских СМИ, а также изучение современной практики на примере формирования медиасреды Казанского университета позволяют нам сделать следующие выводы:

- Деятельность вузовских СМИ - как печатных, так и электронных - является актуальной научной предметной областью, привлекающей многих ученых. Необходимы комплексные исследования трансформации вузовской медиасреды и факторов, влияющих на данный процесс. Для обозначения медийного измерения университета предлагается даже ввести новый термин - «ме-диауниверсум» [2];

- Особенно важен региональный аспект, который позволяет определить исторические и культурные закономерности развития вузовских СМИ;

- И, наконец, требует серьезного осмысления тот факт, что дальнейшее развитие вузовских СМИ связано не только с корпоративными задачами, но и с продвижением бренда вуза на глобальном медиапространстве, что выводит данные СМИ из статуса корпоративных.

Литература:

1. Даутова Р.В. Телевидение Татарстана: от прошлого к настоящему. Казань : ЗАО «Новое знание». 2010. 280 с.

2. Прохоров А.В. Уровневая модель медиауниверсума современного университета : дис. ... докт. филол. наук. Воронеж, 2022. 407 с.

3. Наговицина Т.А. Типологические особенности современной специализированной корпоративной прессы / Т.А. Наговицина; Под ред. Е.С. Дорощук // Медиакоммуникации и журналистика. Сб. научных статей. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2015. С. 104-113.

4. Мурзин Д.А. Феномен корпоративной прессы. М. : Издательский дом «Хроникер», 2005. С. 105.

5. Горчева А.Ю. Корпоративная журналистика. М. : Вест-Консалтинг, 2008. С. 56.

6. Всероссийский студенческий медиапортал. URL : http://xn--80aakdqubuilw.xn--p1ai/index/in dex (дата обращения 28.02.2023).

Literature:

1. Dautova R.V. Television of Tatarstan: from the past to the present. Kazan : CJSC «New Knowledge». 2010. 280 p.

2. Prokhorov A.V. Level model of the media universe of a modern university : dis. ... doctor of philology. Voronezh, 2022. 407 p.

3. Nagovitsina T.A. Typological features of modern specialized corporate press / T.A. Nagovitsina; Ed. E.S. Doroshchuk // Media communications and journalism: Sat. scientific articles. Kazan : Kazan Publishing House. un-ta, 2015. P.104-113.

4. Murzin D.A. The phenomenon of the corporate press. M. : Publishing House «Chronicler», 2005. P. 105.

5. Gorcheva A.Yu. Corporate journalism. M. : West-Consulting, 2008. P. 56.

6. All-Russian student media portal. URL : http://xn--80aakdqubuilw.xn--p1ai/index/index (date of the application 28.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.