Научная статья на тему 'Трансформация конъюнктуры рынка при совершенствовании управления инновационным процессом'

Трансформация конъюнктуры рынка при совершенствовании управления инновационным процессом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ТОВАРНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЦЕНА / ДОХОД / ТОВАР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СУБГАРМОНИЧЕСКИЙ КАСКАД / MARKET INNOVATION / COMMERCIAL PRODUCTS / PRICE / INCOME / COMMODITY / COMPETITIVENESS / SUBHARMONIC CASCADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданов С. В., Черных В. О., Фролов Дмитрий Анатольевич

В статье рассматриваются проблемы управления производством в условиях хаоса. Представлена модель управления инновационным процессом на основе закономерностей его бифуркационного развития. Делается вывод о том, что управляя условиями бифуркационного развития инновационного процесса, можно обеспечить трансформацию внешней среды предприятия для обеспечения условий стабильного функционирования предприятия и промышленного комплекса в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богданов С. В., Черных В. О., Фролов Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE STATE OF AFFAIRS OF MARKET AT PERFECTION OF INNOVATIVE PROCESS CONTROL

The article deals with the problem of production control in the chaos. The model of management of the innovation process based on the laws of its development of a bifurcation. It is concluded that the driving conditions of the bifurcation of the innovation process, it is possible to transform the enterprise environment to provide conditions for stable operation of the business and industry as a whole.

Текст научной работы на тему «Трансформация конъюнктуры рынка при совершенствовании управления инновационным процессом»

Трансформация конъюнктуры рынка при совершенствовании управления инновационным процессом

С.В. Богданов

профессор кафедры экономики и управления в промышленности, заведующий лабораторией трансфера новых учебно-научных технологий государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет управления», доктор технических наук (г. Москва) В.О. Черных

начальник отдела технических средств обучения государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет управления» (г. Москва)

Д.А. Фролов

начальник отдела технических средств обучения Высшей школы бизнеса государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет управления», аспирант кафедры экономики и управления в промышленности Государственного университета управления (г. Москва)

Дмитрий Анатольевич Фролов, Dmitry.a.frolov@gmail.com

При анализе реально существующих промышленных объектов довольно часто допускают, что процесс развития производственных, социально-экономических и других диссипативных систем подчиняется законам нелинейной динамики. Согласно этим представлениям изменение во времени состояния таких систем может быть описано конечномерным числом решений, формирующих так называемый аттрактор [1-3]. Потенциал диссипативной производственной системы (Ц), имеющей социально-экономическую природу, характеризуется материальной (им) и нематериальной (Ц) составляющими, что значительно усложняет изучение динамики развития системы в целом и затрудняет теоретический анализ их функционирования. Формально динамика системы в канале аттракции (то есть устойчивого развития) может быть описана уравнением:

ах дрм + ин)

1Г —«х— ) ■

где Х - показатель, характеризующий конкурентоспособность системы;

ф) - функция случайных возмущений;

I - время.

Таким образом, интеллектуальная и информационная составляющие наряду с материальным ресурсом являются важными компонентами обеспечения развития инновационного процесса. Стохастический характер возмущений, оказывающих влияние на конкурентоспособность производственной системы в условиях ее инновационного развития, может существенно влиять на конечные результаты работы системы в целом. Кроме того, управление инновационной деятельностью в производственной системе, например, холдинга сопряжено с рядом трудностей, которые обусловлены спецификой функционирования структурных подразделений, входящих в него, а определенное возможное единство и особенности различных способов производства и производственных отношений на предприятиях холдинга обусловливают уникальность процесса инновационного развития.

В промышленности используются десятки тысяч взаимодействующих технологических процессов и выпускается многообразная товарная продукция. В этом участвуют миллионы рабочих, служащих, посредников, дилеров и других специалистов, деятельность

которых согласована, а иногда имеет и случайный характер. Вместе с этим динамично изменяющиеся условия функционирования множества предприятий, трансформирующиеся производственно-хозяйственные связи между производителями и заказчиками, постоянное расширение номенклатуры продукции, позиционирующейся на национальных и мировом рынках, порой создают весьма хаотическую картину на макроуровне в целом. Инновационная деятельность в таком секторе бизнеса трудно прогнозируема. Однако использование известных модельных представлений о развитии неравновесных динамических систем [1-5] и применение разработанных математических методов описания и моделирования бифуркационных процессов, протекающих в экономических системах, позволяют определенным образом наметить ориентиры в инновационном развитии конкретных направлений повышения экономической эффективности реально действующих предприятий. Общая схема управления инновационным процессом в жизненном цикле «маркетинг - ресурс - информация - инвестиции - инновация - реализация - доход -

реинвестиции» в единой структуре бизнеса представлена на рисунке 1.

Изучение закономерностей эволюции диссипативных динамических систем, к которым можно отнести и многие производственные комплексы, показало, что на первый взгляд природа хаоса исключает возможность управления ими. В действительности же все наоборот: неустойчивость траекторий хаотических систем делает их чрезвычайно чувствительными к управлению. Известно [6], что если требуется перевести систему из одного состояния в другое (переместить траекторию из одной точки фазового пространства в другую), то результат может быть получен в течение заданного времени путем одного или серии малозаметных, незначительных возмущений параметров системы. Каждое из них лишь слегка изменит траекторию, но через некоторое время накопление и экспоненциальное усиление малых возмущений приведут к существенной коррекции движения системы. При этом траектория останется на том же месте или может перейти на другой хаотический аттрактор, который представляет собой замкнутую кривую или точку на

Материальные, нематериальные, информационные средства

Новые

идеи/

со

О

о

о.

>

о

ш

о.

ш

■X'

ш

ш

ч

ш

о.

с

о

<

о.

ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА

Собственные средства

Знания

Объекты интеллектуальной и производственной собственности

Финансы

Кадры

Основные фонды

=го < о

о

X

< со ш О ^ со

О ш 0-< 1=

'

Средства инвесторов

Ресурсы для продолжения поиска идей

Базовый маркетинг - анализ общих потребностей рынка с целью выявления направлений развития.

Маркетинг - полный комплекс мероприятий с целью выявление качественных и количественных характеристик конкретного продукта, определенного на этапе базового маркетинга и необходимых рынку.

Рис. 1. Циклическая схема управления инновационным процессом

фазовой плоскости. Таким образом, системы с хаосом демонстрируют одновременно и хорошую управляемость, и удивительную пластичность. Чутко реагируя на внешние воздействия, они сохраняют тип движения.

По-видимому, подобной пластичностью и управляемостью могут обладать и многие производственные системы, эффективно функционирующие в изменчивой финансовой среде. В этом может быть залог их сохранности и успешной дальнейшей эволюции. Эволюционное поведение таких хаотических систем не может быть предсказано на большие интервалы времени. По мере удаления от начальных условий положение траектории становится все более и более неопределенным. С точки зрения теории информации это означает, что система сама порождает информацию, причем скорость этого процесса тем выше, чем больше степень хаотичности, а на самом аттракторе происходит процесс производства информации о возможных конечных состояниях системы в отличие от временной потери информации при движении системы к аттрактору. Кроме того, согласно теории хаотической синхронизации чем интенсивнее система генерирует информацию, тем труднее синхронизировать и активно управлять производственной системой, переводя ее в нужное состояние. Из теории хаотической синхронизации известно, что согласованную работу отдельных частей сложной системы можно обеспечить одним из ее элементов, называемым пейсмейкером (ритмоводителем), который функционально или организационно связан со всеми компонентами системы односторонним образом. Он как бы «руководит» движением объектов системы, задавая определенный ритм. В бизнесе реальным пейсмейкером является управляющая компания (дирекция, совет директоров, генеральный директор и т. д.), причем если отдельные подсистемы и подразделения не связаны друг с другом, а только с пейсмейкером, то получается известный случай предельно централизованной системы, эволюция которой также может быть описана уравнениями нелинейной динамики.

Изложенные представления об управлении динамическими системами целесоо-

бразно использовать для активизации инновационной деятельности на предприятиях, поскольку процесс внедрения инноваций в производство может быть представлен в виде модели со своеобразными неравновесными переходами в бизнес-среде, в которой существуют флуктуации интенсивностей технико-экономических показателей и управляющих параметров, характеризующих конкретную деятельность предприятия. Рассматривая возможность инновационного развития производственной системы по бифуркационному механизму и используя в качестве управляющих параметров экономические показатели производства (например цену и доход), переменную состояния производственной системы, которая характеризует ее конкурентоспособность, графически можно представить плоскостями и линиями (см. рис. 2).

Рис. 2. Трехмерное изображение влияния управляющих параметров на бифуркацию стационарных решений уравнения

дх з _

— = -х + их + Ц по оценке зависимости дт

конкурентоспособности от дохода и цены

Управление инновационной деятельностью на предприятии может быть осуществлено по режимам, соответствующим устойчивому развитию бифуркационного эволюционного процесса, в противном случае эволюция неосуществима, что иллюстрируется соответствующим отклонением показателя конкурентоспособности (X) от стационарного значения (рис. 2). В качестве показателей конкурентоспособности (X) можно использовать производственные издержки, прибыль, рентабельность, доход и другие экономические показатели эффективности производства, а также контролируемую долю рынка продукции, способность производителя обеспечить покупателя уникальным качественным товаром с большей ценностью, особыми потребительскими свойствами или лучшим послепродажным обслуживанием. Наряду с перечисленными показателями целесообразно использовать финансовые, бухгалтерские и социально-экономические по-

казатели, оцениваемые количественно и экспертным методом [7]. Для наглядной прогнозной оценки показателей конкурентоспособности предлагается рассматривать и конфигурационные профили конкурентных полей, отражающих финансовую деятельность предприятия в бизнес-среде, а также функции эффективности чистых и смешанных стратегий развития его производственно-хозяйственной деятельности [8]. Все эти показатели, по которым можно оценить конкурентоспособность инновационной деятельности, изменяются в процессе циклического развития системы. Формальное математическое описание закономерностей такого бифуркационного изменения иллюстрируется вариантом, называемым «субгармонический каскад». Он представляет собой каскад бифуркаций, каждая из которых сопровождается удвоением периода изменения управляющего параметра (у), связанного с субгармонической неустойчивостью (рис. 3) [2].

Рис. 3. Асимптотические итерации отображения /(х) при ^е[0,5; 1], субгармонический

каскад

Указанные на рисунке 3 асимптотические итерации представлены для непрерывной функции /(х) = 4ух (1 - х), х е [0; 1], при

0 < у < 1 (где у - управляющий параметр). Эта функция описывает отображение первого возвращения хк + 1 = 4ухк (1 - хк) = /(хк), которое каждой точке хк из единичного интервала ставит в соответствие другую точку хк + 1 единичного интервала, называемую итерацией точки хк. Из приведенных данных

следует, что первые бифуркации с удвоением числа точек аттрактора проявляются четко и соответствуют значениям у1 = 0,75; у2 « 0,86; у3 « 0,87; у4 - м « 0,89..., а далее бифуркации практически неразличимы, что воспринимается как состояние хаоса системы. В связи с этим можно сделать вывод о том, что инновационный процесс характеризуется устойчивым состоянием производственной системы, для которой значение

управляющего параметра отличается от предыдущего базового значения на величину около 25 процентов. Если в качестве управляющего параметра выбран доход (см. рис. 2), то его увеличение на 25 процентов характеризует некоторую эффективную экономическую устойчивость инновационного преобразования производственной системы. Это благоприятно отражается на повышении конкурентоспособности производства в целом (на рисунке 2 точки для показателя хз перемещаются на плоскости а'Ь'о' в направлении увеличения по линии о' - а ' и траекториям, параллельным линии а' - Ь'). Сопоставление приведенных данных с характеристиками венчурных проектов [5] указывает на то, что инновационные преобразования, как правило, являются рисковыми и их финансовую поддержку целесообразно осуществлять посредством механизма венчурного финансирования [9].

При инновационном преобразовании производственной системы выпускается товарная продукция нового или уже известного потребительского качества. Ее рыночная цена, как правило, отличается от цены на аналогичную продукцию, имеющуюся на рынке. Насыщение рынка товарной продукцией, произведенной по инновационному варианту, также может быть подчинено закономерностям субгармонического каскада, поскольку в условиях максимальной рыночной конкуренции потребители, ориентируясь на цену, могут покупать товар вне зависимости от технологии его производства. Анализ рыночной ситуации сбыта товарной продукции инновационного варианта (товар X) и обычного (товар У) исполнения в предположении, что эти товары взаимозаменяемые и ожидаемый объем очередной продажи зависит от предъявленного к продаже спроса и объема предыдущей продажи товара, выполняется на основе уравнений [10]:

Х+1 = £ J1 4; J1 = * Х„;

(1)

(2)

у2 = р й0 - из, (3)

где Хп + 1 - ожидаемый объем очередной продажи товара X;

Хп - объем предыдущей продажи товара X;

^ - объем товара X, предъявляемый к продаже;

J2 - объем спроса на товар X;

^3 - часть товара У, которым удовлетворен спрос на товар X;

й0 - доход покупателя;

£, V, р - промежуточные коэффициенты пропорциональности.

Следует отметить, что условия конкуренции, записанные уравнением (3), указывают, какая часть спроса на продукцию инновационного варианта удовлетворяется продажей продукции обычного исполнения. Величина J3 пропорциональна цене товара X. Чем выше эта цена, тем больше будет куплено товара У при одинаковых требованиях к качеству продукции товаров У и X. Значение J3 также пропорционально числу случайных пересечений товаров X и У на рынке, и у покупателя есть одинаковая возможность приобрести эти товары (например, если товары одновременно находятся на складе продавца в нужном покупателю количестве). В работах [11, 12] показано, что процесс торговли продавца может быть описан точечным отображением по уравнению:

Хп+1 = Х> ^ - в Ц Х У,) (4)

где Цх - цена товара X;

Уп - объем предыдущей продажи товара

У;

а, в - коэффициенты пропорциональности.

При решении этой задачи установлено, что отображение (4) имеет стационарное решение в виде неподвижной точки * *

X = (аС0 -1) / ЩХУ . Из теории точечных отображений известно, что определение варианта устойчивости участника рынка методом возмущения стационарного состояния X* при постоянном значении У* и при условии устойчивости неподвижной точки записывают как:

< 1,

где F - правая часть отображения (4).

( дF >

1X ; * X

Рис. 4. Прямой и обратный каскады, характеризующие трансформацию видов рынка

товарной продукции

После замены переменных это отображение можно преобразовать в уравнение (5) субгармонического каскада (см. рис. 4):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ + 1 = V Ч1 - ^ (5)

7 V МЦХУ*

где = Хп-—-------новая переменная;

ай0

1п+1 = Хп+1^-*---новая переменная;

у - новый коэффициент - управляющий параметр (у = а 00/4).

Обратный каскад - своего рода нечеткое отражение прямого каскада (см. рис. 3) относительно вертикали, соответствующей значению параметра /„. По оси абсцисс взята неравномерная шкала 5№ (4у - 4у(№ -гиперболический тангенс). Выбор такой шкалы обусловлен исключительно удобством построения графика.

Из приведенных данных следует, что управляющий параметр, регулирующий рыночные отношения партнеров, прямо пропорционален величине дохода участников рынка и влияет на устойчивость бизнеса. Для у > 0,75 стационарное состояние рынка теряет асимптотическую устойчивость. При

0,75 < у < 0,862 рыночная система переходит в иное устойчивое состояние - аттрактор - «предельный цикл» с двумя витками. Дальнейшее увеличение у приводит к новой потере устойчивости, а череда устойчивых

состояний системы возникает через удвоение предыдущего интервала значений у до критического значения у„ = 0,892496... (точка накопления), после чего так называемый прямой цикл заканчивается. В этой точке поведение контрагентов на рынке становится хаотичным и может быть представлено как кризисное. В интервале у,ю < у < 1 состояние хаоса начинает преобразовываться в качественно новое упорядоченное состояние, которое характеризуется «шумовыми предельными циклами» (периодические аттракторы) обратного цикла. Состояние неупорядоченности существует внутри цикла, но структура упорядоченности качественно меняется и образуется ее новый вид.

Экономический смысл такой своеобразной интервальной упорядоченности, по-видимому, может быть объяснен формированием нового рынка с более жесткой фиксацией потребительского качества товарной продукции. Простая замена одного вида товара на другой становится практически невозможной и, помимо экономических факторов, на новом рынке четко регламентируются такие показатели, как номенклатура, назначение, эксплуатационные свойства, сервисное обслуживание изделия, экологические показатели производства и прочие. Рынок четко ориентирован на реализацию товарной продукции конкретного потребительского качества в соответствии с требованиями покупателей.

Однако возможна и обратная ситуация. Когда товарный рынок имеет сформированную номенклатуру и при этом положительную динамику, его трансформация или перевод в другое качественное состояние нежелательна. В этом случае понимание и идентификация факторов, способных повлиять на рынок, также очень важна.

В качестве примера можно рассмотреть мировой рынок черной металлопродукции. На развитие мирового стального рынка оказывают влияние производственные, экономические, экологические, социальные факторы, инвестиционный климат и прочее. Динамика изменения показателей этого рынка за последнее десятилетие отмечена непрерывным ростом, несмотря на кризисные явления в мировой экономике. Для того чтобы качественно изменить показатели, характеризующие рыночную ситуацию в стальном секторе, необходимо учитывать значительное одновременное воздействие многих факторов, отражающих специфику развития современного мирового бизнеса в целом. Региональные рынки, являющиеся элементами мирового рынка, подвергаются более динамичным изменениям: на них меняется количество и качество игроков, изменяются требования к потребительским свойствам металлопродукции и появляются новые товары и услуги для покупателей, входящих на эти рынки.

Каждый из этих рынков обладает определенным набором характеристик, которые влияют на траекторию устойчивого развития рынков. Одной из таких характеристик является показатель концентрации. Концентрация продавцов отражает относительную величину и количество фирм, действующих на рынке. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке чем меньше они отличаются друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации. Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга.

При анализе региональных рынков нецелесообразно проводить расчеты в разрезе отдельных компаний металлопроизводите-

лей, так как достоверность данных об этих компаниях может быть недопустимо низкой. Гораздо более удобными при анализе региональных рынков могут быть расчеты в разрезе отдельных государств, входящих в тот или иной региональный рынок. Достоверность данных о странах и государствах обеспечивают соответствующие министерства и ведомства государств.

Другим показателем, характеризующим региональный рынок, может служить его емкость. Нужно понимать, что нехватка или избыток металлопродукции на отдельно взятом рынке может негативно отразиться на его устойчивости. Тем не менее, используя статистические методы, можно с вероятностью в 90 процентов предсказать емкость рынка в среднесрочной перспективе.

Еще одним важным фактором, оказывающим влияние на региональные рынки, может служить демографическое положение в конкретном регионе. Так как металл, в частности сплавы железа, является основным конструкционным материалом, можно с уверенностью утверждать, что увеличение численности населения регионов влечет за собой увеличение потребления металлопродукции. Влиять на демографические факторы не под силу отдельному субъекту экономических отношений, в то время как на концентрацию и объемную составляющую рынка можно воздействовать весьма эффективно.

Таким образом, управляя условиями бифуркационного развития инновационного процесса при неопределенности спроса на товарную продукцию заданного потребительского качества, можно обеспечить трансформацию товарного рынка и изменить его конъюнктуру в соответствии с требованиями покупателей и возможностями удовлетворения производителями продукции соответствующего рыночного спроса при стабильном позиционировании на товарном рынке контрагентов - участников рынка.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Николис Г., При гожи н И. Познание сложного. Введение / пер. с англ. М. : Мир, 1990.

2. Берже П., Помо И., Видаль К. Порядок в хаосе. О детерминистском подходе к турбулентности / пер. с франц. М. : Мир, 1991.

3. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам / пер. с англ. М. : Мир, 1991.

4. Богданов С. В., Черных В. О. Феноменологические аспекты создания конкурентоспособных объектов интеллектуальной собственности в металлургии // Электрометаллургия. 2009. № 5.

5. Богданов С. В. [и др.] Аксиоматический подход к оценке эффективности реализации венчурных металлургических проектов // Электрометаллургия. 2009. № 11.

6. Фракталы и теория бифуркаций : [сайт]. и^: http://fractbifur.narod.ru/html/in-dex4.html

7. Корабельник О. В. Сравнительные оценки конкурентоспособности металлургического предприятия // Металлург. 2007. № 9.

8. Богданов С. В. [и др.] Управление конкурентоспособностью металлургического холдинга // Электрометаллургия. 2007. № 7.

9. Богданов С. В., Корнилаев С. М. Оценка возможности реализации венчурных проектов в металлургическом бизнесе // Вестник университета (ГУУ). 2009. № 10.

10. Шаповалов В. И. Нелинейная модель экономического кризиса в рыночной экономике / Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD’2009) : материалы Третьей международной конференции (5-7 октября 2009 года, Москва). М. : Институт проблем управления Российской академии наук им. В.А. Трапезникова, 2009. Т. 1.

11. Шаповалов В. И. О фундаментальных закономерностях управления тенденциями // Проблемы управления. 2005. № 2.

12. Шаповалов В. И. Основы теории упорядочения и самоорганизации. М. : ИСПО-Сервис, 2005.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Государственная лицензия и аккредитация до марта 2013 года 109542, Москва, Рязанский проспект, д. 99www.guu.ru, inf@guu.ru

Направления подготовки

бакалавров

бизнес-информатика, менеджмент, торговое дело,экономика

государственное и муниципальное управление, социология, управление персоналом инноватика, прикладная математика, прикладная информатика, прикладная математика и магистров

государственное и муниципальное управление государственный аудит менеджмент туризм

Формы обучения: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная

Студентам очной формы обучения предоставляется отсрочка от армии

Международные институты, факультеты и программы

(платное обучение)

Институт международного бизнеса (совместная российско-британская программа бакалавриата) (495) 377-69-57, (499) 784-67-41

российско-голландский факультет маркетинга (495) 371-17-50

Институт туризма и развития рынка (международная учебная программа «Гостиничный и туристический бизнес») (495) 371-74-11

совместно с университетом Пассау (Германия) российско-немецкая программа двойного диплома бакалавра (495) 371-74-95, 724-09-68

Учебный центр довузовского образования «АЗЪ»

(подготовка к сдаче ЕГЭ по математике, русскому языку, обществознанию, географии,

информатике, истории)

(495) 371-82-55; (495) 589-13-59, www.az.guu.ru,azcentr@gmail.com

информатика

реклама и связи с общественностью,

юриспруденция

экология и природопользование

документоведение и архивоведение

туризм

управление персоналом финансы и кредит экономика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.