Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ТАНТРЫ В СОВРЕМЕННОМ НЕОТАНТРИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ)'

ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ТАНТРЫ В СОВРЕМЕННОМ НЕОТАНТРИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тантра / неотантра / йога / Ошо / нью-эйдж / практика / трансформация человека / сексуальность / Tantra / Neotantra / Yoga / Osho / New Age / practice / transformation of man / sexuality

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пахомов Сергей Владимирович

В статье осмысляются трансформации, которые претерпела классическая тантра на Западе и в России в XX–XXI вв. Основой для образа тантры в западном воображении стала модель «недвойственного» шиваито-шактистского тантризма. Первую серьезную интерпретацию и экзегетику тантры представил Дж. Вудрофф (1865–1936). Параллельно с ним в США действовал первый популяризатор новой тантры — П. Бернард (1875–1955), уделявший большое внимание темам любви, телесности и сексуальности. Но почва для неотантры сформировалась позже, основой ее стали нью-эйдж и «сексуальная революция». Первым неотантристом следует считать индийского гуру Ошо Раджниша (1931– 1990). В проповедях Ошо классическая тантра соединилась с дзэн-буддизмом, даосизмом, западной психотерапией, учениями Гурджиева и Кришнамурти. Ошо учил своих учеников спонтанности, естественности, тотальности, бунту против «рабства ума». Многие популярные в России неотантрические учителя являются учениками Ошо. Началом распространения тантры в России можно считать приезд американца Свами Вирато Нострадамуса (1938–2013) в 1992 г. Среди известных отечественных неотантрических учителей следует назвать Л. Тетерникова, А. Лапина, П. Острикова, С. Слюсарева, А. Шелякова, А. Любарского, С. Князева и др. В статье разбираются взгляды отечественных неотантристов на природу человека, их рефлексия над тантрой, отношение к йоге, религии, женщине, сексуальности. В целом эти взгляды находятся в зависимости от Ошо и его учеников. Между неотантрой и классической тантрой есть некоторые черты сходства (синкретизм, практичность, интерес к понятию энергии и проч.), хотя следует всегда учитывать контекст этих черт. Различий между ними больше. Для неотантры характерны отказ от религиозности; снижение значения наставничества; отказ от важных для классической тантры понятий (мокша, карма, сансара и др.) или же их переработка; подчеркивание важности сексуальности; отсутствие священных текстов и священного языка; психологизированность. Неотантра постепенно становится все более органичной частью вестернизованного глобального мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reflects on the transformations that classical Tantra has undergone in the West and in Russia in the 20th — 21st centuries. The basis for the image of Tantra in the Western imagination was the model of “non-dual” Saiva-Sakta Tantrism. The first serious interpretation and exegesis of Tantra was provided by J. Woodroffe (1865— 1936). In parallel with him, the first populariser of the new Tantra, P. Bernard (1875— 1955), worked in the United States. He paid great attention to the themes of love, body and sexuality. But the soil for Neotantra was formed later, and the New Age and “sexual revolution” became its main ingredients. The first Neotantrist should be considered the Indian guru Osho Rajneesh (1931-1990). In Osho’s sermons, classical tantra was combined with Zen Buddhism, Taoism, Western psychotherapy, the teachings of Gurdjieff and Krishnamurti. Osho taught his students spontaneity, naturalness, totality, rebellion against the “slavery of the mind”. Many Neotantric teachers popular in Russia are students of Osho. The arrival of Swami Virato Nostradamus (1938-2013) in 1992 may be regarded as the beginning of the spread of Tantra in Russia. Among the well-known domestic Neotantric teachers are L. Teternikov, A. Lapin, P. Ostrikov, S. Slyusarev, A. Shelyakov, A. Lyubarsky, S. Knyazev, and others. The article analyses the views of Russian Neotantrists on human nature, their reflection on Tantra, attitude to yoga, religion, women, sexuality. In general, these views are dependent on Osho and his followers. There are some similarities between Neotantra and classical Tantra (e.g., syncretism, practicality, interest in the concept of energy, etc.), although the context of these traits should always be considered as there are a number of differences between them. In Neotantra we see rejection of religiosity; declining value of mentoring; rejection of concepts important for classical Tantra (moksha, karma, samsara, etc.) or their remaking; emphasising the importance of sexuality; absence of sacred texts and sacred language; psychologisation. Neotantra is gradually becoming an increasingly organic part of the Westernised global world.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ТАНТРЫ В СОВРЕМЕННОМ НЕОТАНТРИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ)»

Вестник ПСТГУ

Серия I: Богословие. Философия.

Религиоведение.

2023. Вып. 110. С. 81-102

БО!: 10.15382Миг12023110.81-102

Пахомов Сергей Владимирович, канд. филос. наук, доцент, Институт философии человека РГПУ им. А. И. Герцена Россия, г. Санкт-Петербург sarpa68@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-5263-2526

Трансформация классической тантры

В СОВРЕМЕННОМ НЕОТАНТРИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ

(на примере России)* С. В. Пахомов

Аннотация: В статье осмысляются трансформации, которые претерпела классическая тантра на Западе и в России в ХХ—ХХ1 вв. Основой для образа тантры в западном воображении стала модель «недвойственного» шиваито-шактистского тантризма. Первую серьезную интерпретацию и экзегетику тантры представил Дж. Вудрофф (1865—1936). Параллельно с ним в США действовал первый популяризатор новой тантры — П. Бернард (1875—1955), уделявший большое внимание темам любви, телесности и сексуальности. Но почва для неотантры сформировалась позже, основой ее стали нью-эйдж и «сексуальная революция». Первым неотантристом следует считать индийского гуру Ошо Раджниша (1931— 1990). В проповедях Ошо классическая тантра соединилась с дзэн-буддизмом, даосизмом, западной психотерапией, учениями Гурджиева и Кришнамурти. Ошо учил своих учеников спонтанности, естественности, тотальности, бунту против «рабства ума». Многие популярные в России неотантрические учителя являются учениками Ошо. Началом распространения тантры в России можно считать приезд американца Свами Вирато Нострадамуса (1938-2013) в 1992 г. Среди известных отечественных неотантрических учителей следует назвать Л. Тетерникова, А. Лапина, П. Острикова, С. Слюсарева, А. Шелякова, А. Любарского, С. Князева и др. В статье разбираются взгляды отечественных неотантристов на природу человека, их рефлексия над тантрой, отношение к йоге, религии, женщине, сексуальности. В целом эти взгляды находятся в зависимости от Ошо и его учеников. Между неотантрой и классической тантрой есть некоторые черты сходства (синкретизм, практичность, интерес к понятию энергии и проч.), хотя следует всегда учитывать контекст этих черт. Различий между ними больше. Для неотантры характерны отказ от религиозности; снижение значения наставничества; отказ от важных для классической тантры понятий (мокша, карма, сансара и др.) или же их переработка; подчеркивание важности сексуальности; отсутствие священных текстов и священного языка; психологи-зированность. Неотантра постепенно становится все более органичной частью вестернизованного глобального мира.

Ключевые слова: тантра, неотантра, йога, Ошо, нью-эйдж, практика, трансформация человека, сексуальность.

© Пахомов С. В., 2023.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01093, https://rscf.ru/project/23-28-01093/.

Введение

В последние три десятилетия в многочисленных российских центрах, студиях и школах йоги стали появляться люди, которые практикуют то, что они называют тантрой или неотантрой. Тренинги этой «тантры», характеризующиеся прежде всего работой в парах, пользуются неизменным спросом среди участников, имеют коммерческий успех и уже породили своеобразную субкультуру. Чем же отличается «новая тантра» от традиционного аналога, носящего то же имя? Этот вопрос формирует цель, движение к которой представляет собой содержание настоящей работы. К данному вопросу мы вернемся в завершающих частях нашей статьи. Вехами на пути станут краткое рассмотрение того, что собой представляет классическая версия тантры, анализ изменений отношения к тантре в XX в. и изучение того, как эти трансформации выразились в российском неотантрическом изводе. Уместно отметить, что, несмотря на большую популярность в современном обществе, неотантра все еще очень слабо исследована в мировой науке1, поэтому настоящая статья вносит свой посильный вклад в дело ее изучения.

Классическая тантра

Классическая тантра, или тантризм, — масштабный феномен в истории религиозно-философских традиций Индии. Слово «тантра» имеет множество значений, но прежде всего оно обозначает жанр мистико-религиозной литературы, развивавшейся на Индостане (а также в регионах, испытывавших влияние Индии) примерно с начала второй пол. I тыс. Эту литературу можно несколько упрощенно поделить на две группы: в одну входят буддийские тантры, в другую — индуистские (небольшим количеством джайнских тантр в данном случае можно пренебречь). В свою очередь, индуистские тантры (вместе с многочисленными комментариями) тоже различны — есть вишнуитские, шиваитские и шактист-ские сочинения, в которых главный предмет их интереса — высшая, предельная реальность — показана в ракурсе соответствующей индуистской конфессии. Поклонники этих текстов верят, что те произошли из божественного первоисточника, т. е. являются литературой откровения. В данной статье мы оставим без внимания буддийские и вишнуитские тантры, равно как и дуалистический агамический шиваизм вместе с выросшей из него шайва-сиддхантой, и обрисуем в общих чертах так называемый недвойственный шиваито-шактистский тантризм, в сердцевине которого находится школа кула. Оправданием такого ограничения служит тот факт, что именно эту версию тантризма, — конечно,

1 Среди весьма немногочисленных работ, которые касаются данной темы, можно назвать: Jain A. R. Selling Yoga. From Counterculture to Pop Culture. Oxford, etc., 2015; Kripal J. Esalen. America and the Religion of No Religion. Chicago; L., 2007; Strube J. Global Tantra. Religion, Science, and Nationalism in Colonial Modernity. N. Y., 2022; Urban H. Tantra. Sex, Secrecy, Politics, and Power in the Study of Religion. Delhi, 2012. Стоит также отметить, что некоторые западные авторы (такие как Г. Фейерштейн или Д. Уайт), излишне увлеченные эмическим подходом, если и упоминают неотантризм, то нехотя и в намеренно пейоративном ключе, противопоставляя его «более благородному» классическому тантризму индийского Средневековья.

в весьма вольных трактовках — и считают «подлинной тантрой» современные неотантристы2.

Чему же учат произведения недвойственной тантры? В основе мира пребывает абсолютное начало бытия — высший первопринцип, материальная и действующая первопричина всего. Хотя оно превосходит половые различия, все-таки его часто описывают как сочетание двух аспектов — «мужского» и «женского», или Шивы и Шакти. Они нераздельно связаны друг с другом, не существуют порознь, совмещаются как «сознание» (Шива) и «сила» (Шакти). Они всегда пребывают в блаженном соединении (самарасья) и представляют собой архетип для любого единства или тождества в многообразии мира. При этом Шакти, по сути, находится в главном фокусе интересов тантристов. Без нее, как уверяет расхожая тантрическая поговорка, «Шива не может даже пошевелиться», или, по другой версии, использующей игру слов, без Шакти «Шива есть шава (труп)». С помощью Шакти Шива творит, поддерживает и разрушает миры, проливает благодать (шактипата) на последователей через харизматичных гуру, связывает и развязывает духовные и материальные узы. В отличие от предшествующей многовековой традиции индийского аскетизма, недвойственный тантризм не одобряет жестких аскетических подвигов, а также радикальное неприятие телесности, чувственности и женственности, не считая их помехами на духовном пути. Поскольку мир является воплощением Шакти, он, по определению, не может быть негативным. Женщина в тантре не выглядит как источник соблазна, ведущего к духовному падению, но становится равноправным партнером в тантрических практиках, а также объектом культа, будучи воплощением высшей космической энергии. Подобный взгляд на мир меняет и отношение адепта к сансарической действительности: сансара, конечно, не отрицается, но отношение к ней заметно смягчается. Причиной плачевного положения человека в мире тантра, как и нетантрические традиции, считает духовное неведение, или авидью, при этом последняя понимается как отсутствие устойчивого монистического видения. Соответственно, субъект-объектное различение и оказывается здесь основным источником омрачений и страданий. Избавление от такого различения — цель традиционных тантрических практик — йогических и ритуальных. Эти практики порой (далеко не всегда!) носят трансгрессивный характер, особенно в случае школ так называемого «пути левой руки», дозволяющих употребление «нечистых», с точки зрения ортодоксов, веществ (мясо, вино, рыба) и применение ритуального секса, что неизменно порождало (и порождает до сих пор) оттенок скандальности в пуританских кругах индийского общества. Не вдаваясь в детали, отметим, что отношения с господствующей в Индии ведийско-брахманистской парадигмой у тантризма непростые. Критикуя эту парадигму за ригидность, неумение справляться с вызовами времени3, тантризм все же не мог

2 О значении недуалистического мировоззрения для современной йоги и тантры см.: Jain A. R. Op. cit.

3 Как сообщает «Маханирвана-тантра» (II. 15), «в сатья-[югу] ведийские мантры были эффективны, но [сейчас], в кали-[югу], они словно мертвецы, они бесплодны, подобно змее с вырванным жалом» (Mahanirvana Tantra. With the comm. of Hariharananda BharatI / A. Avalon, ed. Delhi, 1989).

полностью обойтись без ведийской образности, символики, мировоззренческих положений и системы ценностей. В идеале тантрический адепт должен обрести обещанные высшим божеством плоды бхукти (наслаждения) и мукти (освобождения), причем все это он получает не в посмертном состоянии, попадая в более высокие измерения бытия, а уже в земной жизни становясь «освобожденным при жизни» дживанмуктой. Такой практикующий отныне твердо убежден в том, что он «есть Шива».

Трансформации тантры в XX в.

Таковы в самых общих чертах (неизбежно упрощенные в силу ограниченности объема статьи) традиционные тантрические постулаты. Западный мир познакомился с ними на заре XX столетия благодаря активной популяризаторской деятельности пионера тантрологических исследований Джона Вудроффа (1865—1936), публиковавшегося также под псевдонимом «Артур Авалон»4. Этот английский юрист, адвокат Высшего суда Калькутты, глубоко вникший в индийские духовные традиции, организовал серию "Tantric Texts", издал и перевел в ней множество различных тантрических первоисточников. Но Вудрофф не просто представил западному читателю сведения об одной из важных религиозных традиций Южной Азии: он произвел обработку тантрической мысли, согласовав ее с духовным мейнстримом Индии, восходящим ко временам вед и упанишад, так что «неведичность» тантры в его интерпретации оказалась заметно сглажена: «Шактистские поклонники... утверждают, что их тантры содержат самую суть веды», — уверял он5. Кроме того, Вудрофф выступил и одним из первых защитников тантрических учений, которые дотоле подвергались критике со стороны западных ученых и христианских миссионеров за «безнравственность». Словом, он стал первым серьезным интерпретатором классической тантры для западного читателя, в значительной степени повлиявшим на понимание тантры в западном обществе6.

Для понимания того, что произошло с классической тантрой в современную эпоху, следует учесть два ключевых фактора, которые проявились на Западе, в основном в США, в 1960— 1970-е гг. Один из них — это феномен крупного эклектического направления «новой религиозности», или нью-эйдж (New Age). Нью-эйдж сформировал в некоторых кругах западного общества атмосферу ожидания новой, «духовной» эпохи, которая должна преобразить всю планету благодаря мощным энергиям, идущим из глубин космоса. Часто эта эпоха называется «эпохой Водолея», которая своим отказом от догматизма, идейной гибкостью, толерантностью противопоставляется «устаревшей» «эпохе Рыб», связанной с доминированием христианства и помещением всех остальных верований в разряд лжеучений. Как пишет В. Ханеграафф, «типичным для нью-эйджа в узком смысле (sensu stricto) слова является абсолютное главенство ожидания новой

4 По всей видимости, под «лейблом» «Артур Авалон» скрывалась целая творческая группа, куда входил, например, бенгальский пандит Атал Бехари Гхош (1864—1936), который переводил для Вудроффа санскритские тексты (см.: Strube J. Op. cit.).

5 Woodroffe J. Sakti and Sakta. Essays and Addresses. Madras, 2010. Р. 5.

6 См.: Strube J. Op. cit. P. 5.

эпохи Водолея»7. Органичная часть нью-эйджа — так называемое «движение за развитие человеческого потенциала» (Human Potential Movement), которое сфокусировано на психотелесной трансформации людей, «раскрытии» их «внутреннего потенциала» и «расширении сознания»8. Огромную роль в формировании этого движения сыграл такой «духовно-исследовательский» институт, как Эса-лен9. В рамках движения за развитие человеческого потенциала начали действовать всевозможные тренинги «личностного роста», которые в каком-то смысле стали прообразом последующих неотантрических семинаров и ретритов. Другой фактор — «сексуальная революция», которая обратила большее, чем раньше, внимание на сексуальную сферу и заставила увереннее, громче говорить о важности секса в жизни человека, в том числе и применительно к его религиозным воззрениям. Сочетание движения «раскрытия потенциала» и изменившееся отношение к сексу создало питательную среду, на которой, в свою очередь, пышным цветом расцвела современная вестернизованная тантра, или неотантра10.

Формально первенство в деле внедрения тантры на Западе принадлежит американцу Пьеру Бернарду (1875—1955), жившему задолго до нью-эйджа11. Ранние годы его известны плохо; Дж. Крайпл утверждает, что еще в возрасте 13 лет он повстречал в Небраске загадочного «сиро-индийца» Сильвеса Хама-ти, который оказался тантрическим йогином12. Этот человек оказал большое влияние на формирование взглядов будущего «отца американской тантры». В 1906 г. Бернард создал в Сан-Франциско так называемый Тантрический орден (Tantrik Order), который сопровождался выпуском печатного издания — "International Journal of Tantrik Order". С 1910 г. Бернард начал активную деятельность в северо-восточной части страны, создал сеть «тантрических клиник» в различных городах, включая Нью-Йорк. Деятельность Бернарда, прозванного «Всемогущий Ом», предсказуемо носила скандальный характер и обсуждалась в прессе. Бернард учил тому, что «любовь, манифестация сексуального инстинкта, есть оживляющий дух мира»13. В противовес тогдашней общественной морали он утверждал, что «секс есть духовная дисциплина, средство пережить божественное в физическом теле <...> выражение нашего союза с божественным»14. Бернард чрезвычайно высоко оценивал человеческое тело, воспринимая его как «величайший, величественнейший, тончайший храм во вселенной, чудо из чудес», который противостоит внешним «каменным церквям»15. Задолго до Ошо

7 Hanegraaff W. New Age Religion and Western Culture. Esotericism in the Mirror of Secular Thought. Leiden; N. Y.; Koln, 1996. P. 97.

8 Ibid. P. 48-50.

9 О влиянии Эсалена см., напр.: Goldman M. The American Soul Rush. Esalen and the Rise of Spiritual Privilege. N. Y.; L., 2012.

10 Стоит также упомянуть в данной связи о влиянии на развитие современной йоги и тантры формирующегося в XX в. «общества потребления» ^м.: Jain A. R. Op. cit. P. 104).

11 Ю. Штрубе полагает, что истоки «глобальной тантры» следует отнести к 1880-м гг., когда группа бенгальских интеллектуалов начала высказываться на тему тантры на страницах индийских теософских изданий ^м.: Strube J. Op. cit. P. 6-7).

12 См.: Kripal J. Op. cit. Р. 236.

13 Urban H. Op. cit. P. 212.

14 Ibid. P. 213, 214.

15 Ibid.

он вместе со своей супругой Бланш де Врис критиковал западный подход к человеческой сексуальности, обращал внимание на многочисленные психологические, соматические и социальные проблемы американцев, которые не могут выразить свой «любовный потенциал» из-за общественного диктата «ханжей». Ожесточенная критика в адрес Бернарда привела в конце концов к завершению его тантрической активности в 1920-е гг. Хотя многие положения Бернарда характерны для современного неотантрического дискурса, серьезного влияния на довоенное американское общество они не имели.

Первым же неотантристом в собственном смысле этого слова, вероятно, следует считать знаменитого и эпатажного индийского гуру Бхагвана Раджни-ша, или Ошо (1931-1990). К слову, подражая Ошо, впоследствии многие неотантрические наставники стали стараться сделать эпатаж частью собственного имиджа. В проповедях Ошо тантра, причем как индуистская, так и буддийская, соединилась с дзэн-буддизмом, даосизмом, западной психотерапией, учениями Гурджиева и Кришнамурти. Неоиндуистский наставник свободно тасовал разные компоненты этих учений, многое добавляя от себя и называя все это «тантрой». Без всяких преувеличений можно утверждать, что именно так понятая тантра является сердцевиной его учения. Ошо очень часто обращается к этой теме в своих наставлениях. Тантра в его интерпретации отрывается от конкретных традиций и текстов и превращается в пространство свободы: «Тантра — это свобода. Свобода от всех конструкций ума, всех игр ума, всех структур, свобода от другого. <...> Тантра — это освобождение»16. Будучи свободой, тантра «отбрасывает напрочь всякую дисциплину. <...> Тантра — это бунт»17, бунт против стереотипов, рабства, привычек, привязанностей. Правда, в другом месте тантра у него оказывается тем, что ничему не противоречит, принимает все, целиком и полностью: «Тантра — большая подхалимка, она говорит "да" всему. Ничего подобного слову "нет" в ее словарном запасе не существует, в Тантре нет отрицания»18. Но такое «утверждение» не является антиподом отрицания, это скорее символ всецелостности, всеединства. «Когда отсутствует "нет", как можно бороться, быть в состоянии войны? Вы просто плывете, сливаетесь и растворяетесь. Вы стали единым. Границ больше не существует»19. Человек «принимает» все не потому, что он беспомощный, и у него нет иного выхода, а потому, что он «глубоко удовлетворен» бытием; в таком принятии есть своя красота20. Тантра тотальна в своем принятии, она ничего не расщепляет, не раздваивает, она абсолютно недвойственна. Она выходит за пределы интеллекта, отказываясь от всех «игр» рационального мышления.

В отличие от йоги, которая требует усилий, тантра вне усилий, «ведь если вы прикладываете усилия, то эго укрепляется»21. При этом йога подготавливает к тантре: «.где заканчивается йога, начинается Тантра»22. Тантра призыва-

16 Ошо. Видение тантры. Беседы по Царской Песне Сарахи. М., 1996. С. 9.

17 Там же. С. 9, 10.

18 Ошо. Тантра — высшее понимание. СПб., 2020. С. 108.

19 Там же.

20 См.: Там же. С. 111.

21 Там же. С. 26.

22 Там же.

ет к трансформации, к «капитуляции», это путь любви, «ведь любить — значит сдаться»23. В то время как йога предполагает постепенное развитие, в тантре нет постепенности, пробуждение наступает мгновенно. «Тантра предлагает просветление здесь и сейчас: это не требует ни времени, ни отсрочки»24. Просветление означает осознание собственного совершенства: «Не нужно пытаться достичь совершенства — нужно реализовывать то, что уже есть»25.

Тантра спонтанна и естественна, это радость самой жизни, которая реализует себя в любых формах. «Тантра хочет, чтобы вы были живыми — такими же живыми, как деревья, реки, солнце и луна. Это право, данное вам от рождения»26. Тантра есть энергия, и в первую очередь энергия сексуальная, которую на Западе испокон веков задавливали и преследовали. Между тем «Тантра говорит: существование — это оргазм, вечный оргазм и экстаз»27.

Раджнишевская тантра избегает рамок философии, религии и эзотерики. Она не для избранных, она для всех. «Тантра не верит в слова, теории или доктрины. Она хочет смотреть на жизнь, не привлекая философию, теорию или теологию»28. Религия в его понимании жестка и догматична, опутывая человека сетью разных предписаний, в то время как тантра ничему не противостоит и прорывается сквозь любые правила и ограничения. Подобное отношение к религии прекрасно вписывается в контекст секуляризации, активно развивающейся во всем мире. Поэтому, если и можно в рамках дискурса Раджниша говорить о какой-либо религии применительно к тантре, то это, прежде всего, «религия тела». Прославление тела Раджнишем напоминает восторги Бернарда: «Тантра учит благоговению перед телом, любви, уважению к телу, благодарности к телу. Тело великолепно. Тело является одним из величайших таинств»29.

Микст под названием «тантра», созданный Ошо, оказался чрезвычайно востребованным в кругах участников Human Potential Movement. Благодаря деятельности Ошо, особенно после того, как в американском штате Орегон в 1980-е гг. усилиями его учеников было создано целое поселение, — городок Раджнишпу-рам, — стали формироваться неотантрические курсы, практики и целые школы. Многие популярные неотантрические западные учителя, такие, например, как Марго Ананд (род. 1944), Аниша Диллон (род. 1949), Сперса Крайс (род. 1963), Радха Камилла Лульо, а также пары Амарга и Свабаво, Хома и Мукто и др., являются учениками Ошо и активными распространителями его идей.

Неотантра в России: концептуальные основы

К этим же ученикам Ошо относится и американец Свами Вирато Нострадамус (1938—2013), или Джозеф Баканскас, еще один эпатажный гуру, который имеет особое значение для нашей страны. Летом 1992 г. он приехал в Россию с

23 Ошо. Тантра — высшее понимание. С. 149.

24 Там же. С. 131.

25 Там же.

26 Ошо. Видение тантры. С. 11.

27 Там же. С. 262.

28 Ошо. Тантра — высшее понимание. С. 107.

29 Ошо. Видение тантры. С. 199, 200.

лекциями и «тантрическими» тренингами, которые возбудили большой интерес в кругах любителей самосовершенствования.

Приезд Свами Вирато стал своеобразной точкой отсчета неотантрического движения в России. По всей стране начали открываться клубы и школы, специализировавшиеся на новой версии тантры; одними из первых стали школы Льва Тетерникова и Андрея Лапина. Кроме этих, наиболее известных проводников в мир неотантры, можно упомянуть и других лидеров российского неотантризма, начавших свою деятельность несколько десятилетий назад и продолжающих ее по сей день, таких как Андрей Фомичев, Петр Остриков, Алексей Шеляков, Андрей Любарский, Сергей Слюсарев, Сергей Князев, Андрей Кожарский, Родион Самир, Светлана Богомазова и многие другие. Эти и иные преподаватели имеют дипломы психологов, сексологов, психотерапевтов, располагают множеством сертификатов, они пишут книги, ведут соцсети, активно взаимодействуют со СМИ. И, разумеется, проводят тренинги30.

Безусловно, отсутствует какое-то единое учение, какая-либо единая совокупность практик, которые разделяют все без исключения российские неотантрические наставники, да это и невозможно: все эти учителя и коучи достаточно разные. Тем не менее можно с известными оговорками представить совокупность взглядов, которых они придерживаются. Эти взгляды довольно аморфны, пластичны, подвергаются постоянным преобразованиям и редко выстраиваются в законченную систему. Главный момент, который сразу же стоит отметить: на российскую неотантру оказали громадное влияние пришедшие с Запада учителя, которые, в свою очередь, выросли из движения Ошо Раджниша. Влияние оказывает и сам Раджниш, поскольку его работы издают в России огромными тиражами. В сущности, то, о чем пишут и размышляют российские неотантристы, часто, если не всегда, продолжает линию проповедей Раджниша, да и стилистика бывает очень схожей. До сих пор приезд западных неотантрических учителей (в последние лет десять, кстати, к ним присоединились и наставники из Индии, также испытавшие влияние Ошо) — важное событие для российских практикующих, широко рекламируемое в их кругах, и в портфолио любого российского гуру-неотантриста обязательно отыщется посещение тренинга или семинара, которым руководил старший западный коллега.

В фокусе внимания российской неотантры находится человек, возможностям которого уделяется повышенное внимание. Человек — отметим к слову, что под «человеком» в неотантре прежде всего подразумевается человек современный, живущий в крупном городе, мегаполисе, — по своей природе наделен большой внутренней энергией, абсолютно свободен, совершенен; как пишет основатель московской школы «Рациональной йоги» Лев Тетерников (1941—2012), «основное положение Тантры — ты сейчас, в данный момент, совершенен, как Бог, со-

30 Подсчитать точное количество российских последователей неотантры (или, лучше сказать, участников неотантрических семинаров) на текущий момент не представляется возможным. Насколько нам известно, ни одна более-менее крупная компания, проводящая соцопросы (такие как ВЦИОМ или ФОМ), еще не опрашивала население России по поводу тантры. Но наши личные наблюдения и мониторинг неотантрических соцсетей показывают, что можно говорить (очень приблизительно) о нескольких десятках тысяч уникальных посетителей неотантрических семинаров в год по всей стране.

вершенна, как Богиня!»31 Человек склонен к счастью и радости «здесь и сейчас», оптимизму, позитивному мышлению, однако этот его спектр возможностей по каким-то причинам не реализуется. Жизнь современного человека протекает в условиях перманентного стресса, нехватки времени, многозадачности, психологического и общественного давления. Отсюда различные заболевания, одиночество, отчужденность, нервные срывы, нарушения закона, проблемы в общении с противоположным полом, эскапизм и прочие неприятные следствия. Неотантра претендует на решение данных проблем или по крайней мере на их смягчение. Она призывает человека к раскрытию своей свободы, радости, счастья, подчеркивает ценность любых манифестаций жизни, выступает против давления и ограничений. Неотантрический путь — это путь человека к самому себе. Так, крымский сексолог и психолог Андрей Любарский призывает: «...будьте преданным собственной внутренней реальности, делитесь ею с партнером, то есть в первую очередь не изменяйте себе. <...> И тантра как групповая практика усиливает эффект духовной практики — человек быстрее встречает себя»32.

Стоит добавить, что идеальный «неотантрический человек» — это не столько homo sapiens, сколько «человек витальный», исполненный жизненных сил и не стесняющийся в их проявлении, в том числе публично. Еще Ошо, как упоминалось выше, неодобрительно отзывался о деятельности ума, который искажает «естественность» человека. Разум не востребован на неотантрических тренингах. Как признаётся московский неотантрический мастер Сергей Князев, «очень часто на тренингах я слышу запрос: "Хочу отключить голову", — и это именно то, чем живет и оперирует современный человек большую часть своего времени. Он постоянно в голове, он живет умом, и контакт с телом потерян напрочь»33. При этом в неотантре много говорится об «осознанности», которая якобы должна прорвать паутину рациональности, эту темницу, созданную разумом.

Как же понимают российские неотантристы саму тантру, которая должна помочь человеку обрести самого себя? Вопрос «что такое тантра?» поднимается с завидной регулярностью и является по сути основополагающим в этих кругах. Сами неотантрические наставники прекрасно понимают, что они проповедуют качественно другую форму тантры, чем в средневековой Индии, хотя и называют ее по-разному — не только собственно «тантрой», но и «неотантрой» или «современной тантрой», при этом все же полагают, что в каком-то смысле воспроизводят саму суть древней традиции. Они приводят множество определений тантры, которые варьируются от почти научных дефиниций до поэтических трактовок. Одним из первых размышлял на тему тантры в постперестроечной России Лев Тетерников. В книге «Тантра: искусство любить», вышедшей еще в 2000 г. и потом неоднократно переиздававшейся, он поясняет, что «Тантра — инструмент, расширяющий поле сознания для достижения сверхсознания, для постижения

31 Тетерников Л. И. Тантра: искусство любить. М., 2009. URL: https://coollib.com/b/554340-lev-ivanovich-teternikov-tantra-iskusstvo-lyubit/read/ (дата обращения: 04.08.2023).

32 Как неотантра меняет жизнь человека и открывает путь к высшему Я // Академия социальных технологий. 02.05.2023. URL: https://ast-academy.ru/blog/kak_neotantra_menaet_zizn_ celoveka/ (дата обращения: 01.08.2023).

33 Князев С. Тантра пробуждения. 2014. С. 10—11. URL: https://www.rutantra.ru/ uploads/2014/Tantra-Probuzhdenie_Sergey_Knyazev.pdf/ (дата обращения: 03.08.2023).

фундаментальных основ бытия»34. Автор отмечает объединительный характер тантры, которая органично «сопрягает материальное с идеальным, телесное с духовным, рациональное с иррациональным, мужское с женским, Инь с Ян»35. Как и Ошо, он говорит о необходимости полностью освободиться от чувства эго, о наличии осознанности, о тотальном приятии тантры: «Тантра приемлет все. Это единство всего»36.

Андрей Любарский определяет неотантру как «тантру западного человека без религиозного подтекста» и называет ее «мощнейшим средством трансформации жизни, которое способно сломать блокирующие установки и открыть путь к истинному Я, внутренней Вселенной»37. Это современное направление отбросило ритуалистику и мистицизм, соединило «знания Запада и Востока», сохранив при этом «силы для развития человека и сексуальности, достижения оргазмической растворенности во Вселенной»38. Превосходя оппозиции типа «хорошее — плохое» (а по сути, отказываясь их различать), тантра развивает «уровень расслабленности». Общественная мораль — не то, о чем следует беспокоиться, зато «представляют значение две вещи: сохранение осознанности и направление энергии к высшим целям, высшему Я»39. Тогда расслабленная, лишенная напряжения и насилия жизнь «автоматически становится сакральной, осмысленной из глубинного, а не иллюзорного Я»40. Различение двух уровней Я в дискурсе А. Любарского говорит о том, что в его интерпретации тантра, кажется, апеллирует к онтологии адвайта-веданты.

Еще один неотантрический наставник, Алексей Соколовский, размышляя о неотантре, акцентирует внимание, как и Л. Тетерников, на «расширении сознания», пришедшем, по его мнению, на смену «идеалу Духовного Освобождения ("Мокша", "Мукти"), о котором толковала древняя Йога. "Освобождение" было переосмыслено, и вместо освобождения от кармы и цепи перерождений, ближайшая цель теперь — освобождение от комплексов и одежды: для "расширения сознания"»41, причем под этим «расширением» подразумевается «ббльшая полнота восприятия и жизни». Соколовский несколько насмешливо проходится по «древним линиям передачи Учения» и антуражу классической тантры и ставит в современной тантре на первое место не теорию, а «голую, чистую практику»42, которая оказывается как бы «сухим остатком», самой ценной выжимкой из всего богатого набора психопрактических и ритуальных средств традиционной Индии.

Петр Остриков, неотантрический гуру из Новосибирска, в одной своей ранней статье о тантре рассматривает ее как «науку», которая имеет широ-

34 Тетерников Л. И. Указ. соч.

35 Там же.

36 Там же.

37 Как неотантра меняет жизнь человека...

38 Там же.

39 Там же.

40 Там же.

41 Соколовский А. 21 шаг к тантрическому сексу // Ridero. URL: https://ridero.ru/books/21_ shag_k_tantricheskomu_seksu/freeText/#tocForcedId5/ (дата обращения: 03.08.2023).

42 См.: Там же.

кий спектр применения. Это и «развитие осознания», и «внутренние преобразования человеческого тела и сознания», и «сексуальное постижение себя и мира», и «интеграция мужского и женского», и «выход за пределы человеческой ограниченности»43. Но прежде всего это трансформация44. В другой своей работе, «Тантра. Ступени пути» (2015), он пишет о тантре как о некоем принципе, соединяющем мужское и женское, а значит, она представляет собой «путь к целостности». Тантра тотальна, включает в себя всё: «Суть Тантры в соединении небесного и земного. Когда развитие и расширение не однобоко, а включает в себя и светлое, и темное тоже»45.

Подобно индийскому родоначальнику современной тантры, российские неотантристы также отказываются считать ее религиозным направлением. Судя по всему, религия в их глазах является чем-то догматичным, косным, связанным с обилием ненужных обрядов и гнетом предписаний, а также слепой верой. Намеренно примитивизируя понятие религиозного, превращая его в карикатуру, они стараются максимально возвысить тантру, представить ее как нечто живое, динамичное, пластичное, игривое. Но, как это ни парадоксально, неотантрические наставники не в состоянии избавиться от религиозной метафорики и регулярно используют слова, производные от слова «Бог». Например, П. Остриков утверждает, что «Тантра не является религией. Поэтому она не призывает верить в спасителя или отказаться от земных удовольствий. Тантра — это технология преобразования грубой силы человеческих страстей и инстинктов в высшие душевные энергии»46, но при перечислении этих «душевных энергий» наряду с «безусловной любовью» и «творческой силой» он упоминает также «божественную мудрость»47: выброшенное за ненадобностью понятие религии неожиданно возвращается в новой, но изрядно обмирщенной форме. А. Любарский тоже заявляет, что «тантра признает природу человека и путь, по которому он двигается, Божественным»48.

Часто упоминает термин «религия» и Лев Тетерников. В тантре, отмечает он, есть два направления — «Тантра правой руки» и «Тантра левой руки». Религия, оказывается, — это удел «праворукого» направления, в отличие от него «Тантра левой руки — для сильных и смелых, для тех, кто имеет взрывной, ге-

43 Самопозиционирование неотантры в качестве науки, разумеется, не является только лишь ее прерогативой. В этом она была далеко не одинока. Различные восточные учения «новой волны», стремясь добиться лучшего взаимопонимания с западными системами мысли и учености, представляли себя как «науку». Это часто случалось в необуддизме XIX—XX вв., например у Соэна Сяку (1859-1919). См. об этом: McMahan D. L. The Making of Buddhist Modernism. Oxford; N. Y., etc., 2008. P. 63 ff.

44 См.: Остриков П. Что такое тантра? 03.04.2006. URL: http://www.tantrist.ru/tantra.html/ (дата обращения: 03.08.2023).

45 Остриков П. В. Тантра. Семь ступеней Пути // Самопознание.ру. Среда для эволюции. 09.12.2015. URL: https://samopoznanie.ru/articles/tantra_sem_stupeney_puti/?show_video=51339/ (дата обращения: 01.08.2023).

46 Остриков П. Тантра — не религия! // Тантра. Секс. Любовь. Духовность. URL: https:// tantrist.ru/тантра-не-религия/ (дата обращения: 01.08.2023).

47 Там же.

48 Как неотантра меняет жизнь человека...

роический темперамент»49. Подобная тантра — это не религия и не мораль. Но такое разделение на «правое» и «левое», по мнению лидера российских неотантристов, было не всегда. Оказывается, это «арии, светлокожие завоеватели, пришедшие с севера, принесли своих богов и свою религию. Дравидская Тантра стала грязной, неправильной, левой»50. В другом месте это различие на «правое и левое» заменяется на различие между тантрой и тантризмом. Тантризм — это «почти религия». При этом Тетерников совершает удивительный прыжок в хронологии, утверждая, что «"правый переворот" в тантризме связывают с именем философа и ученого Шри Шанкары, жившего уже в конце первого тысячелетия нашей эры. Шанкара и его последователи пытались примирить учение Тантры с ортодоксальной арийской ведической традицией»51. Тем самым древние арии, пришедшие в Индию, по его же словам, «около четырех тысяч лет назад», сливаются в его творческом воображении с философом, жившим почти через три тысячи лет. В результате становится не очень понятно, когда именно первозданная «дравидская» тантра была «искажена» привнесенными новациями и стала «религиозной». Тем не менее, неодобрительно относясь к религии, Тетерников использует метафору божественности, в частности применительно к внутренней природе человека, а также прямо заявляет, что «Тантра — это путь к Богу через любовь, восторг, самоотдачу, радость, самореализацию и развитие до божества своей внутренней сути»52. Итак, хотя «подлинная» тантра в подаче Тетерникова и не религиозна по сути, она все же «божественна».

Кроме того, избегая либо третируя понятие религии, неотантристы, помимо использования религиозной же метафорики, обращаются к понятиям «Высшее начало», «высшее Я», «духовность» и т. д. Подобные понятия неизбежны в неотантрическом лексиконе, поскольку неотантра в целом позиционирует себя как «практика духовного роста». А раз так, то этот «рост» подразумевает не столько все более крепнущую связь и согласованность с общественными стандартами, сколько выход на уровни бытия, которые превышают грубоматериальные пределы. Как пишет А. Соколовский, «практики Нео-Тантры в конечном итоге делаются не для удовольствия (своего или другого человека), а для Себя истинного, для пробуждения Духа»53. Подобное размежевание «религиозного» и «божественного» в принципе характерно для многих неоиндуистских движений, к которым можно отнести и неотантру Раджниша Ошо.

Намного раньше, чем с тантрой, российская общественность познакомилась с йогой. Поэтому многие практикующие задаются закономерным вопросом, в чем же разница между двумя этими путями? По мнению Л. Тетерникова (он снова следует здесь Раджнишу), «Йога — это путь воина, путь силы, самообладания и труда. Тантра — путь любви, самопожертвования, самоотдачи, растворения эго. <...> Йога борется с желанием. Тантра использует энергию желания <...> Йога часто имеет дело с физическим телом, Тантра — с тонким внутренним

49 Тетерников Л. И. Указ. соч.

50 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51 Там же.

52 Там же.

53 Соколовский А. Указ. соч.

энергетическим телом. Йога — наука. Тантра — искусство»54. В то время, как «Йога часто увеличивает чувство эго, а не уменьшает его»55, тантра через внутреннее раскрепощение человека способствует растворению его эго и «внеум-ственному» восприятию реальности.

Сергей Князев критерием отличия йоги от тантры делает сам процесс духовного развития: «Йога, в отличие от тантры, — процесс более длительный по времени. Она дает духовный рост, контакт со своим телом и энергетикой постепенно, очень плавно, медленно. Человек знакомится с собой, повышается осознанность в жизни: как он живет, что чувствует, на что обращает внимание. В тантре все эти процессы тоже присутствуют. Но происходят очень быстро и интенсивно. За трехдневный тренинг по тантре люди иногда получают столько же, сколько, например, за год психотерапии»56. Тем не менее, несмотря на проводимые различия, а также на тот факт, что в ценностном отношении практика тантры ставится выше йоги, чаще всего в российской неотантре практики йоги и тантры успешно совмещаются друг с другом. Достаточно вспомнить само название школы Тетерникова — Рациональная йога, которое сочетает и то, и другое.

Характерный признак нью-эйджа — так называемое позитивное мышле-ние57. Оккультная идея, что «мысль материальна», что мы создаем пространство вокруг себя прежде всего посредством мыслеформ, крепко угнездилась в нью-эйджевском менталитете в целом. Если всегда мыслить позитивно, избегать негативных мыслей и чувств, то пространство вокруг тебя тоже станет позитивным, считают нью-эйджеры. Поэтому практикующие неотантру — жизнерадостные, оптимистично настроенные люди, живущие «наполненно» «здесь и сейчас», «чувствующие жизнь», «влюбленные в бытие». Готовность видеть вокруг себя только хорошее, наслаждаться окружающим миром каждое мгновение делает представителей неотантры приверженцами своеобразной гедонистической философии. А. Любарский утверждает: «Тантрики живут в раю на Земле — такие люди нашли себя, собственный путь и наслаждаются этим»58. Фотографии и видео с тренингов, как правило, демонстрируют улыбающихся, довольных людей, которые «отключают голову» и «раскрываются миру». Отзывы от таких тренингов и семинаров полны восторгов. Жизнь, прославление которой является несомненной стратегией неотантры, воспринимается исключительно в позитивном ключе. Негативные ее стороны затушевываются или не замечаются. Примечательно, что проблема смерти, конечного удела человека редко поднимается в неотантре — последняя не склонна делать акцент на этом, будучи крайне далека от экзистенциального взгляда на страдания существования. В. Ханеграафф замечает: «Сторонники нью-эйджа часто описывают в качестве базового, нередуци-руемого опыта не страдание или смерть, а чудеса и тайну вселенной. <...> Нью-

54 Тетерников Л. И. Указ. соч.

55 Там же.

56 Князев С. Отличие тантры от йоги // Рутантра. Новое качество жизни. URL: https:// www.rutantra.ru/stats/otlichie-tantry-ot-i-ogi/ (дата обращения: 04.08.2023).

57 Ср., например, описание идеологии позитивного мышления в: HanegraaffW. Op. cit. P. 238.

58 Как неотантра меняет жизнь человека...

эйджевские авторы редко или никогда не представляют переживание человеком смерти как некую экзистенциальную проблему, которая требует ответа»59.

Практика неотантры, по уверениям ее инструкторов, «помогает вытряхнуть из себя мусор — разблокировать ментальные и физические блоки, зажимы, проработать комплексы, эмоциональные травмы, деструктивные установки <...> взрывает личную тюрьму, состоящую из спазмов, спастических локусов, эмоциональных подавленностей и нейронных ограничений, освобождая ресурс для расширения сознания» (А. Любарский)60; позволяет глубже понять самого себя61; «увеличивает количество жизненной энергии и омолаживает человека»62; «приносит все большую наполненность и удовольствие <...> оставляет все меньше места переживаниям брошенности, бессмысленности и одиночества»63; «это способ очистить свой ум от старого опыта и позволить себе получить новые переживания и ощущения от привычных действий»64. Таким образом, неотантра претендует на звание современной панацеи от всех бед.

В качестве красноречивого примера многочисленных анонсов, завлекающих клиентов на тантрические практики, упомянем тренинг «Тантра — Квантовый Скачок» Сергея и Светланы Князевых, описанный на их сайте «Моя тантра»65 и прошедший 11—13 августа 2023 г.:

• раскрыть свою сексуальность,

• почувствовать свое сердце как никогда раньше,

• найти свой путь в жизни и предназначение,

• научиться управлять своей силой,

• почувствовать свой вкус жизни,

• уметь пользоваться энергиями чакр в своих повседневных делах,

• научиться чувствовать внутренний мир другого человека без потери своего,

• уметь растворяться друг в друге и сохранять себя как личность,

• быть открытым миру и при этом чувствовать себя безопасно и устойчиво66.

Подобный набор приобретаемых умений предлагается едва ли не на каждом

тантрическом мероприятии.

Практика неотантры предполагает парные или групповые занятия, в чем состоит одна из ее ярких характеристик. В этих практиках разнополые партнеры учатся «чувствовать» друг друга и самих себя, повышая через такую чувствительность качество собственной жизни. Сергей Слюсарев видит ценность в парных

59 HanegraaffW. Op. cit. P. 256-257.

60 Там же.

61 См.: Остриков П. В. Тантра. Семь ступеней Пути.

62 Фомичев А. Амрита // ИсПарение. URL: https://skoptsov.ru/2/amrita.shtml/ (дата обращения: 05.08.2023).

63 Слюсарев С. Одиночество в практике // Моя тантра. URL: https://moyatantra.ru/odi-nochestvo-v-praktike/ (дата обращения: 01.08.2023).

64 Князев С. Указ. соч. С. 11.

65 URL: https://www.rutantra.ru/ks/

66 Ср. с базовыми установками деятелей Human Potential: «Ключевая цель движения за развитие человеческого потенциала — помочь людям вступить в контакт с самими собой, т. е. с теми частями своей личности, которые были отчуждены и подавлены. Идеал — вернуть человека к его изначальной целостности и интеграции и тем самым позволить ему жить полнокровной, насыщенной жизнью» (HanegraaffW. Op. cit. P. 48-49).

упражнениях потому, что «мужчины и женщины — отличный инструмент для такого постижения. отражают и "искру божью", и обыденность. <...> Тантра... следует именно за "искрой" и духом, подбирая упражнения, в которых мы можем "вспыхивать", влюбляться и возвышаться вновь и вновь <...>. Гармония обыденного и священного восстанавливается»67. Наличие партнера позволяет человеку лучше понять самого себя, раскрыть то, что, казалось, было надежно спрятано где-то в глубине души. По словам С. Князева, «партнер становится зеркалом, и только благодаря ему можно увидеть собственное отражение, узнать себя с другой стороны <...> партнер становится мощным трамплином в практике, позволяющим взять новые высоты»68.

Вслед за Ошо российские неотантристы часто рассуждают и о связи «духовности» и «сексуальности», дающей основание, по их мнению, для перехода в некое трансцендентное состояние. Так, по мнению Л. Тетерникова, «любовь и занятия любовью позволяют перейти от ощущения индивидуального "Я" к ощущению универсального "Мы". Через глубинное единение со своим любимым человек может восстановить утраченную гармонию и духовное единение с природой, с самим собой, со Вселенной, с Абсолютом, с тем высшим началом в нас, которое утрачено или находится в подавленном состоянии»69. Несмотря на расхожий стереотип в массовом сознании о том, что неотантра — это увеличение и углубление сексуальных удовольствий, реальная ситуация выглядит сложнее. Хотя в самом деле тема сексуальности неотантрическими коучами поднимается постоянно, является одной из ключевых, все же не к сексу сводится, на их взгляд, вся гамма ощущений и эмоций: на первое место ставится любовь, чувствительность и желание. Секс же — это скорее часть более широкого целого, этой «влюбленности в жизнь», о которой часто проповедует неотантра. А. Любарский образно сравнивает секс с «транспортом к Богу». «Оргазм как катарсис открывает путь в запределье — оргазмическую Вселенную, которая дарит независимость и неуязвимость»70, в том числе независимость от самого же секса. Этот автор полагает, что «тантра поднимает человека над влечением и страстью, а значит, помогает обрести трансцендентную сексуальность и погрузиться в нее. Кроме того, это путь к безусловной любви, не обусловленной и виртуальной, когда человек пытается переделать партнера до идеальной картинки, а тем драгоценным состоянием, когда ты, влюбленный в бытие, наполняешься Вселенной и делишься этим чувством с партнером»71.

В свою очередь, подчеркивание парности в практике и ценности сексуальности повышает в неотантре и значение женщины. Уже классические тантрические тексты возвышали и прославляли земную женщину, что смотрелось достаточно революционно в условиях патриархальной средневековой индийской культуры. «Гендерный разворот» конца XX — начала XXI в., когда женщина стала все уве-

67 Слюсарев С. Что такое тантра // Моя тантра. URL: https://moyatantra.ru/chto-takoe-tantra/ (дата обращения: 05.08.2023).

68 Князев С. Указ. соч. С. 14.

69 Тетерников Л. И. Указ. соч.

70 Как неотантра меняет жизнь человека...

71 Там же.

реннее теснить мужчину в тех областях, которые прежде были его прерогативой, представил иной ракурс на существо женской природы в условиях секулярного урбанизированного общества. Так, Л. Тетерников утверждает, что «женщина — это выдающееся творение природы»72, что женщина совершеннее мужчины, да и вообще, оказывается, «тантра — это культ женщины»73. У женщины больше сексуальной энергии, больше духовных качеств; более того, Тетерников даже заявляет, что современная наука «на генном уровне подтверждает положение Тантры о превосходстве женского начала»74. Важно отметить, что женщина в неотантре не утрачивает свою субъектность: она равноправный партнер в практике, помощница в саморазвитии. В очередной раз используя религиозную метафорику, Лев Тетерников подытоживает значимость женского начала: «Для тантрика женщина — не предмет вожделения и наслаждения, а воплощение Богини, сама Богиня, Абсолютная женщина, Космическая мать»75.

Классическая тантра и неотантра: сходства и различия

Безусловно, использование термина «тантра» применительно к специфическим современным практикам появилось не на пустом месте. Какое-то сходство, пусть часто и отдаленное, между классической недвойственной тантрой и современной неотантрой возможно проследить. В частности, к чертам такого сходства можно отнести следующие:

— синкретизм, в случае неотантры доходящий до эклектизма;

— скрытый или явный протест против тех или иных господствующих

религиозно-общественных норм, порой проявляющийся в форме эпатажа;

— практичность, стремление к трансформации сознания человека;

— повышенный интерес к понятию энергии (шакти), которая формирует более тонкий уровень, чем совокупность грубых физических компонентов;

— значимость парных психофизических практик;

— значимость женщины.

Исследователь истоков «глобальной тантры» Ю. Штрубе, осмысляя современные трактовки тантры, замечает, что они «коренятся в аспектах исторических тантрических традиций, таких как женственность, сексуальность и йога»76.

Разумеется, наличие сходств не должно отрицать необходимость рассматривать их в соответствующем контексте; внешнее сходство явлений вполне может сочетаться с внутренним различием их контекстов. Возьмем, например, идею возвышения женщины: для традиционной тантры женщина буквально понималась как воплощение Богини, поэтому она и достойна поклонения, тогда как в неотантре сравнение женщины с Богиней (см. выше цитата из Тетерникова) — это скорее красивая поэтичная метафора, в которую не особо верят, а важность женщины базируется на уважении к ней как к самоценной, независимой личности.

72 Тетерников Л. И. Указ. соч.

73 Там же.

74 Там же.

75 Там же.

76 Strube J. Op. cit. Р. 2.

Различий же между традиционной и современной тантрой гораздо больше. Как нам представляется, основа таких различий, которые перечислены ниже, состоит в следующем. В то время как классическая индийская тантра теснейшим образом связана с национальной религиозной культурой, насквозь пропитана ею, неотантра оторвалась от индийской почвы, перестала ориентироваться на религию и превратилась в космополитичный прозападный «продукт», вольготно ощущающий себя в обстановке секуляризации. Неслучайно даже родоначальник неотантры Ошо Раджниш, будучи индийцем, из-за своих воззрений стал маргиналом, а потом и изгоем (правда, не навсегда) в собственной стране. Он как бы символизировал самим собой отторжение вестернизованных учений от традиционных истоков.

Рассмотрение нижеследующих различий подводит итог нашим размышлениям о специфике современного неотантризма.

1. Феномен неотантры — детище секулярной эпохи. Последователи этого направления решительно отказываются от подозрений в религиозности. Неотантристы уверяют, что не поклоняются никаким богам, а если и есть какое-то поклонение, то это в лучшем случае «поклонение» «божественности» самого человека или прославление его телесности.

2. В неотантре изменяется отношение к роли наставничества в практике. Традиционная тантра опирается на классическую индийскую модель передачи знания от учителя к ученику по линии преемственности (парампара). Школа ранжирует учеников по уровню приобщения к знанию. Получив посвящение, практикуя и набираясь опыта, вчерашний неофит постепенно сам вырастает в опытного гуру и становится очередным звеном в цепи традиции. При этом гуру является непререкаемым авторитетом и культовым объектом; йогическое единение с гуру есть тактический маневр, облегчающий обретение ключевой цели садханы — единства с высшим божеством. В неотантре же учителя выступают, прежде всего, как временные коучи, инструкторы, которые передают какие-то навыки своим ученикам-клиентам по заранее обговоренному тарифу. Соответственно, обесценивается и инициация, чрезвычайно важный для классической тантры инструмент передачи духовной силы (шактипата) от учителя к ученику; на неотантрических семинарах для нее попросту не находится места. Устойчивая, длительная кармическая связь между гуру и учеником в классической тантре заменяется в неотантре на спорадическую, кроме того, у одного ученика (клиента) может быть много разных наставников (инструкторов). Наконец, в то время как классическая тантра исходит из духовного уровня и психического состояния ученика и не допускает его до тех практик, для которых он еще не «созрел», тантрический семинар принимает всех без разбора, как опытных практикующих, так и новичков, которые никак не ранжируются во время занятия. Эзотерич-ность традиционной тантры, таким образом, контрастирует с демократизмом неотантры, допуск на тренинги которой, как правило, ограничен разве что платежеспособностью клиента.

3. В неотантре происходит переформатирование понятий, имевших важное значение для традиционной тантры. Например, отходят на задний план или же подвергаются «творческой» переделке такие понятия, как «мокша», «авидья»,

«карма», «сансара» и многие другие. Мокша, как мы уже видели, заменяется «расширением сознания», а сансара становится просто символом непростой жизни современного человека. Вместо связки «бхукти — мукти», типичной для классического тантризма, здесь мы встречаем только бхукти: тема наслаждений невероятно расцветает, наделяется множеством разновидностей, хотя одна из характерных для «старого» бхукти разновидностей все-таки в неотантре отсутствует — это тема сверхъестественных способностей, сиддхи. Неотантра игнорирует ее.

4. В отличие от классической тантры, в объеме практик которой секс занимает сравнительно скромное место, неотантра очень сильно подчеркивает ценность сексуальности, а энергия-шакти трактуется, прежде всего, как сексуальная энергия. Далеко неслучайно, что неотантру понимают в обществе как пресловутый «тантрический секс». Американский исследователь йоги и тантры Г. Фейер-штейн предупреждает: «Неотантризм привлекает многих людей потому, что он обещает сексуальное возбуждение или удовлетворение, при этом прикрывая чисто генитальные импульсы или невротические эмоциональные потребности аурой духовности»77.

5. Отмежевание от религиозности в неотантре повлекло за собой и отказ от ритуалов и всего того, что с ними связано (за исключением чисто декоративных функций) — мандал, янтр, мантр, всевозможных изображений, жертвенных приборов и т. д. Условно «йогическая» сторона неотантры решительно вытеснила ритуалистическую, которая имела большое значение в традиционном тантризме.

6. Последователи классической тантры, как отмечалось выше, с исключительным почтением относятся к текстам, в которых описываются их практики, сакрализуют их. Тексты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение, от учителя к ученику, переписываются, неоднократно комментируются. Поскольку в подавляющем большинстве подобные тексты написаны на санскрите, это также предполагает наличие той или иной степени учености, как минимум хорошее знакомство с так называемой большой культурой, для которой санскрит — это основополагающий священный язык. Учителя неотантры не знают санскрит и редко его применяют78, используя повседневные языки. Значение текста в неотантре минимизировано, он в принципе лишен сакральности, и если вообще присутствует на тренинге или семинаре, то сведен скорее к функции инструкции. Священных текстов в неотантре нет. Главным текстом выступает, как правило, устное наставление коуча. Даже если и происходит обращение к первоисточникам, неотантра позволяет себе заметно отступать от смысла оригинала и насыщать его своими трактовками, порой достаточно вольными, что мы видим, к примеру, в случае Ошо, когда он «комментировал» средневековую «Виджнянабхайрава-тантру»79.

77 Feuerstein G. Tantra. The Path of Ecstasy. L.; Boston, 1998. P. 271.

78 А если и применяют, то с большим количеством ошибок — см. неоднократно цитировавшуюся в статье книгу Льва Тетерникова.

79 См.: Ошо. Вигьяна Бхайрава Тантра. Книга тайн: в 5 т. М., 1993.

7. Неотантра, в отличие от классической, очень психологизирована. Большое внимание уделяется внутреннему миру индивида, его личным потребностям и их решению, снижению напряженности и зажатости, увеличению раскованности, открытости, чувствительности. В данном случае неотантра действует, по сути, как психотерапевтическая практика, которая, в отличие от обычной психотерапии, более активно вовлекает субъекта в процессы «самопреображения».

Заключение

Разумеется, нельзя утверждать, что развитие «западной тантры» происходит в России стремительно и гладко, не встречая никаких препятствий. У нее немало противников и критиков. В целом их можно разделить на три разряда. Первый из них включает сторонников консервативных взглядов, которые далеко не в восторге от «раскрепощенных» тантрических практик и периодически высказываются о деятельности тантристов в критическом ключе, упрекая их за аморальность. Впрочем, в России никогда не было таких напряженных отношений между «традиционалистами» и неотантристами, как в штате Орегон времен Раджниш-пурама80, прежде всего потому, что масштаб деятельности неотантрических российских гуру все-таки еще не так велик, к тому же последние дальновидно стараются если уж не полностью скрывать, то хотя бы не слишком афишировать свои тренинги и семинары. Второй разряд составляют многочисленные российские любители Индии, Тибета, буддизма, индуизма и т. д., которые тоже тяготеют к традиционности, но уже не российской, а восточной. Из этого контингента постоянно идет критика неотантризма за поверхностность, коммерциализирован-ность и отрыв от исконных корней. Наконец, третий разряд — это внутренняя среда неотантристов: порой одни неотантрические группы критикуют другие по тем или иным причинам. Например, скандальную «тантрическую» деятельницу Юлию Варру критиковали из другой неотантрической школы, «Рациональной йоги», за то, что та использует термин «тантра» для обозначения обычных секс-вечеринок81.

Тем не менее у развивающейся и на Западе, и в России неотантры нет препятствий другого рода — препятствий для включения в себя новых практик и идей: они черпаются отовсюду, порождая порой удивительные сочетания. Всеядное творческое воображение неотантрических коучей не знает пределов. Получили известность, например, такие явления, как «египетская тантра», «афро-тантра», «шаманская тантра»; повсеместно распространяются «тантрический массаж», «йони-массаж» и «лингам-массаж»; развиваются «тантрический танец», «тантрические пульсации», тантра-фитнес, «тантрическое» связывание тела веревками (шибари), «тантрическая регата», «тантрическая баня» и т. д. Желающие углубить свое понимание бытия и самих себя уединяются на тантрических ретритах. Растет и индустрия неотантрических товаров — предметов одеж-

80 См. среди прочего об этом шестисерийный документальный фильм Netflix «Дикая, дикая страна» режиссеров Ч. и М. Вэй (2018).

81 См.: Комарова Е. Между мистикой и развратом // Сайт Лотоса. 14.10.2006. URL: http:// ezotera.ariom.ru/2006/10/14/tantra.html/ (дата обращения: 16.11.2023).

ды, парфюмерии, мебели.82 Тантру пытаются задействовать и в бизнесе (книга К. Бордуноса «Бизнес-тантра»), применить для обогащения («тантра денежного потока» Игоря Мерлина), а публицист Юрий Сарычев, обыгрывая понятие тантры как непрерывности, старается показать «непрерывность» русской цивилизации в эссе «Тантра русского мира» (2009)83. Создается впечатление, что в окружающем мире вообще нет таких явлений, которые не могли бы быть приняты или обыграны современной тантрой. Эта ее «ненасытность» новизной вполне естественно укладывается в образ неотантры, созданный Ошо, с ее стремлением к всеохватности и тотальности, к слиянию с жизнью во всех ее проявлениях. Думается, что ближайшие десятилетия продемонстрируют еще множество видов неотантрического самовыражения.

Таким образом, неотантра представляет собой чрезвычайно многоликий, причудливый, сложный и развивающийся феномен. Оттолкнувшись в начале XX в. от своего классического индийского прототипа, она продолжает отходить от него все дальше и дальше, трансформируясь в живом отклике на запросы наших современников, и постепенно становится все более устойчивой частью ве-стернизованного глобального мира.

Список литературы

Ошо. Вигьяна Бхайрава Тантра. Книга тайн: в 5 т. М.: Либрис, 1993.

Ошо. Видение тантры. Беседы по Царской Песне Сарахи. М.: Нирвана, 1996.

Ошо. Тантра — высшее понимание. СПб.: Весь, 2020.

Feuerstein G. Tantra. The Path of Ecstasy. L.; Boston: Shambhala, 1998.

Goldman M. The American Soul Rush. Esalen and the Rise of Spiritual Privilege. N. Y.; L.: New

York University Press, 2012. Hanegraaff W. New Age Religion and Western Culture. Esotericism in the Mirror of Secular

Thought. Leiden; N. Y.; Koln: E. J. Brill, 1996. Jain A. R. Selling Yoga. From Counterculture to Pop Culture. Oxford, etc.: Oxford University Press, 2015.

Kripal J. Esalen. America and the Religion of No Religion. Chicago; L.: The University of Chicago Press, 2007.

Mahanirvana Tantra. With the comm. of Hariharananda BharatI / A. Avalon, ed. Delhi: Motilal Banarsidass, 1989.

McMahan D. L. The Making of Buddhist Modernism. Oxford; N. Y., etc.: Oxford University Press, 2008.

Strube J. Global Tantra. Religion, Science, and Nationalism in Colonial Modernity. N. Y.:

Oxford University Press, 2022. Urban H. Tantra. Sex, Secrecy, Politics, and Power in the Study of Religion. Delhi: Motilal

Banarsidass Publishers, 2012. Woodroffe J. Sakti and Sakta. Essays and Addresses. Madras: Ganesh & Company, 2010.

82 Например продажа футболок с надписью "Tantric Sex" в Курске. URL: https://kursk.vse-footbolki.ru/search/?search=неотантра/ (дата обращения: 11.08.2023).

83 Сарычев Ю. Тантра русского мира // Проза.ру. URL: https://proza.ru/2009/11/10/704 (дата обращения: 16.11.2023).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie.

2023. Vol. 110. P. 81-102

DOI: 10.15382/sturI2023110.81-102

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Candidate of Sciences in Philosophy,

Institute of Philosophy of Man

Associate Professor

Herzen University,

Sergey Pakhomov,

St. Petersburg, Russia sarpa68@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-5263-2526

The Transformation of Classical Tantra in the Modern Neotantric Movement (on the example of Russia)*

S. Pakhomov

Abstract: The article reflects on the transformations that classical Tantra has undergone in the West and in Russia in the 20th — 21st centuries. The basis for the image of Tantra in the Western imagination was the model of "non-dual" Saiva-Sakta Tantrism. The first serious interpretation and exegesis of Tantra was provided by J. Woodroffe (18651936). In parallel with him, the first populariser of the new Tantra, P. Bernard (18751955), worked in the United States. He paid great attention to the themes of love, body and sexuality. But the soil for Neotantra was formed later, and the New Age and "sexual revolution" became its main ingredients. The first Neotantrist should be considered the Indian guru Osho Rajneesh (1931-1990). In Osho's sermons, classical tantra was combined with Zen Buddhism, Taoism, Western psychotherapy, the teachings of Gurdjieff and Krishnamurti. Osho taught his students spontaneity, naturalness, totality, rebellion against the "slavery of the mind". Many Neotantric teachers popular in Russia are students of Osho. The arrival of Swami Virato Nostradamus (1938-2013) in 1992 may be regarded as the beginning of the spread of Tantra in Russia. Among the well-known domestic Neotantric teachers are L. Teternikov, A. Lapin, P. Ostrikov, S. Slyusarev, A. Shelyakov, A. Lyubarsky, S. Knyazev, and others. The article analyses the views of Russian Neotantrists on human nature, their reflection on Tantra, attitude to yoga, religion, women, sexuality. In general, these views are dependent on Osho and his followers. There are some similarities between Neotantra and classical Tantra (e.g., syncretism, practicality, interest in the concept of energy, etc.), although the context of these traits should always be considered as there are a number of differences between them. In Neotantra we see rejection of religiosity; declining value of mentoring; rejection of concepts important for classical Tantra (moksha, karma, samsara, etc.) or their remaking; emphasising the importance of sexuality; absence of sacred texts and sacred language; psychologisation. Neotantra is gradually becoming an increasingly organic part of the Westernised global world.

Keywords: Tantra, Neotantra, Yoga, Osho, New Age, practice, transformation of man, sexuality.

* The study has been funded by the Russian Science Foundation, project no. 23-28-01093, https:// rscf.ru/project/23-28-01093/.

References

Feuerstein G. (1998) Tantra. The Path of Ecstasy. London; Boston.

Goldman M. (2012) The American Soul Rush. Esalen and the Rise of Spiritual Privilege. New York; London.

HanegraaffW. (1996) New Age Religion and Western Culture. Esotericism in the Mirror of Secular

Thought. Leiden; New York; Koln. Jain A. R. (2015) Selling Yoga. From Counterculture to Pop Culture. Oxford. Kripal J. (2007) Esalen. America and the Religion of No Religion. Chicago; London. McMahan D. L. (2008) The Making of Buddhist Modernism. Oxford. Osho (1993) Vigyan Bhairav Tantra. The Book of Secrets. Moscow (Russian translation). Osho (1996) Tantra Vision. Discourses on the Royal Song of Saraha. Moscow (Russian translation).

Osho (2020) Tantra — the Supreme Understanding. St. Petersburg (Russian translation). Strube J. (2022) Global Tantra. Religion, Science, and Nationalism in Colonial Modernity. New York.

Urban H. (2012) Tantra. Sex, Secrecy, Politics, and Power in the Study of Religion. Delhi. Woodroffe J. (2010) Sakti and Sakta. Essays and Addresses. Madras.

Статья поступила в редакцию 12.08.2023 The article was submitted 12.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.