Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ КИТАЙСКОГО ПОДХОДА К ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ТРАНСФОРМАЦИЯ КИТАЙСКОГО ПОДХОДА К ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
154
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / "МЯГКАЯ СИЛА" / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кокорева Александра Игоревна

В статье исследуются меры по реализации механизмов публичной дипломатии КНР в период пандемии COVID-19. Автор рассматривает китайский подход к концепции «мягкой силы», актуальные механизмы публичной дипломатии КНР и анализирует трансформацию мер по осуществлению публичной дипломатии в период пандемии. В данной статье определена роль публичной дипломатии в гуманитарной составляющей внешней политики КНР в период пандемии COVID-19 и выявлены ограничения в реализации механизмов публичной дипломатии. По результатам проделанной работы сделан вывод о том, какое влияние пандемия оказала на китайский подход к имплементации публичной дипломатии и оказалась ли успешной реализация данного механизма по преодолению внешнеполитического кризиса, вызванного пандемией COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMING THE CHINEASE APPROACH TO PUBLIC DIPLOMACY AMID THE COVID-19 PANDEMIC

The article examines the implementation measures of the China’s public diplomacy mechanisms during the COVID-19 pandemic. The author addresses the Chinese approach to the concept of “soft power”, the current mechanisms of public diplomacy in the PRC and analyzes the transformation of measures to implement public diplomacy during a pandemic. This article de nes the role of public diplomacy in the humanitarian component of the PRC’s foreign policy during the COVID-19 pandemic and identi es limitations in the implementation of public diplomacy mechanisms. Based on the results, the authors conclude if the pandemic had an impact on the Chinese approach to public diplomacy, and whether the implementation of this mechanism was successful in overcoming the foreign policy crisis caused by the COVID-19 pandemic.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ КИТАЙСКОГО ПОДХОДА К ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

ТРАНСФОРМАЦИЯ КИТАЙСКОГО ПОДХОДА К ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация

В статье исследуются меры по реализации механизмов публичной дипломатии КНР в период пандемии COVID-19. Автор рассматривает китайский подход к концепции «мягкой силы», актуальные механизмы публичной дипломатии КНР и анализирует трансформацию мер по осуществлению публичной дипломатии в период пандемии. В данной статье определена роль публичной дипломатии в гуманитарной составляющей внешней политики КНР в период пандемии COVID-19 и выявлены ограничения в реализации механизмов публичной дипломатии. По результатам проделанной работы сделан вывод о том, какое влияние пандемия оказала на китайский подход к имплементации публичной дипломатии и оказалась ли успешной реализация данного механизма по преодолению внешнеполитического кризиса, вызванного пандемией COVID-19.

Ключевые слова: Китай, публичная дипломатия, пандемия, COVID-19, «мягкая сила», внешняя политика.

Автор

Александра Игоревна Кокорева

Бакалавр, выпускница факультета политики и международных отношений Сибирского института управления — филиала РАНХиГС при Президенте России (Новосибирск, Россия)

В конце 2019 года страны вступили на порог новой эпохи, где кризис, вызванный нетрадиционной угрозой вируса ОДУЮ-19, диктует новые правила реализации не только внутренней, но и внешней политики. Большинство стран мира продемонстрировали слабый ответ на глобальный вызов, а внешнеполитические курсы государств были вынуждены изменить свой вектор развития. В период кризиса взаимодействие с зарубежными сообществами обретает наибольшую актуальность и более острую необходимость, чем когда-либо, так как от таких факторов, как информирование, взаимная поддержка, оказание помощи и передача опыта, напрямую зависят успешное преодоление последствий вируса и прекращение распространения заболевания в мире. Лидеры стран

были вынуждены действовать в условиях нового непредвиденного кризиса, таким образом, механизм публичной дипломатии в рамках внешнеполитического взаимодействия становится все более актуальным.

Публичная дипломатия как оформленное теоретическое направление реализации внешней политики и дипломатии изначально появилась в США и ведет свою историю с середины ХХ в. В ее задачи входило представление позитивного образа государства вовне [1. — С. 2]. Новая публичная дипломатия основана на концепции «мягкой силы», понимаемой как формирование привлекательности в глазах зарубежных сообществ [1. — С. 16].

Фактор пандемии стал катализатором многих изменений во внешней политике и появления ряда тенденций,

таких как отход от глобальных институтов и обращение к двустороннему международному подходу. Более того, эти факторы обозначили переход публичной дипломатии в сторону здравоохранения и других ее смежных областей в ответ на глобальный кризис. Привычные механизмы публичной дипломатии сместили акцент на транслирование странами своего видения ситуации с COVID-19, реализацию гуманитарных мер и демонстрацию успеха борьбы с вирусом в качестве ресурсов «мягкой силы». В условиях глобального кризиса обозначился процесс трансформации механизма публичной дипломатии с целью реализации внешнеполитических вызовов, связанных с пандемией COVID-19. Это обусловливает актуализацию механизма публичной дипломатии, ее смежного направления «дипломатии здравоохранения» и новых, не существовавших ранее обозначений, таких как «коронавирусная дипломатия», «дипломатия масок» и «дипломатия вакцин», которые не имеют устоявшейся позиции в научном дискурсе.

В 2019 году мир столкнулся с вирусом COVID-19, который впервые был обнаружен в городе Ухань, Китай [2]. Несмотря на шаги по преодолению распространения вируса внутри страны, Китай подвергся серьезной критике за неправильное управление вспышкой. Данная критика обусловлена закрытостью информации, несвоевременной осведомленностью международного сообщества об опасности самого вируса и сокрытием информации, которая могла бы ограничить распространение заболевания и искоренить его на ранних стадиях. Эти обвинения достигли критической отметки, когда экс-президент США Д. Трамп открыто обвинил Китай в вспышке вируса.

Таким образом, пандемия COVID-19 выступила как угроза развитию экономики Китая, его репутации в глазах международного сообщества и подорвала стремление страны к статусу

сверхдержавы. Пандемия привлекла внимание мирового сообщества к наименее развитой инфраструктуре государства, а вирус рассматривался как возможный фактор дестабилизации китайского режима [3. — С. 248]. Кроме того, Китай — самый крупный экспортер товаров за рубеж, и вспышка оказала серьезное влияние на торгово-экономические отношения с партнерами КНР. Примечательно, что ситуация развернулась на фоне эскалации торговой войны с США и введения многочисленных санкций. Наконец, Китай почувствовал острую необходимость в ответе на резкую критику и растущие претензии зарубежных правительств и мировых СМИ.

Вышеупомянутые факторы подготовили почву для имплементации инструмента публичной дипломатии. Китай развернул крупномасштабную кампанию, направленную как на иностранные правительства и сообщества, так и на китайских граждан. Перед китайским правительством стояла задача продемонстрировать, насколько эффективно Китай справляется с подобными угрозами, и укрепить свои позиции международного лидера.

Исследователь Д. Рой характеризует действия Китая как переход «от защиты к нападению» и отмечает ряд факторов, которые способствовали данной стратегии [4]. В первую очередь, хотя США и Европа были заранее предупреждены о вспышке и в их распоряжении было достаточно времени на мобилизацию, их результаты борьбы с вирусом оказались значительно хуже. Так, власти КНР смогли противопоставить слабость Запада и силу Китая. Кроме того, пандемия открыла перед Китаем новые колоссальные возможности в области поставок медицинского оборудования. Следовательно, Китай предоставил глобальные общественные блага, когда развитый Запад во главе с США не смог этого сделать.

После возникновения вспышки перед Китаем стояла важная задача — защитить собственную позицию и продемонстрировать всему миру собственное видение ситуации с COVID-19. Данная стратегия заключалась в трансформации нарратива о COVID-19 по нескольким направлениям:

1. Демонстрация правильной реакции на COVID-19. Власти Китая опровергли все обвинения. Официальные лица утверждали, что информация о вирусе была передана своевременно. «Китайское правительство действовало открыто, прозрачно и с высоким чувством ответственности», — неоднократно заявлял представитель МИД КНР Г. Шуан [5].

2. Противодействие стигматизации. В марте 2020 года Д. Трамп назвал COVID-19 «китайским вирусом» [6]. Ассоциируя вирус непосредственно с КНР, Трамп и другие официальные лица США спровоцировали всплеск расизма и ксенофобии по отношению не только к китайцам по всему миру, но и другим гражданам азиатского происхождения.

3. Споры об источнике происхождения вируса. Благодаря США, Китай оказался в эпицентре критики мирового сообщества, что стало основной причиной необходимости восстановления имиджа. Одним из направлений стратегии Китая выступает информационная кампания, где источник COVID-19 не определен, хотя происхождение вируса никогда не оспаривалось. Агентство новостей Xinhua, Global Times, China Daily, People's Daily и China Global Television, а также другие местные СМИ опубликовали отчеты и статьи, в которых ставится под сомнение происхождение вируса в Китае и отмечается его возникновение в США [7; 8; 9; 10; 11].

Ряд мер публичной дипломатии был введен сразу после вспышки. К примеру, строительство временных больниц транслировалось в Интернете, что демонстрировало, насколько эффективно Китай способен справляться с подобными вызовами [12]. Отмечается,

что страна показала впечатляющую способность адаптации своих внешнеполитических инструментов в новых условиях. Китаю удалось внедрить меры публичной дипломатии, транслируя свою позицию через различные международные СМИ с учетом мнения иностранных аналитиков и организаций, которые разделяют позицию китайского правительства. Китайская дипломатия имела большое преимущество в виде доступа к относительно открытым западным СМИ с целью распространения нарратива Пекина. Китайские официальные лица за рубежом использовали многочисленные возможности для транслирования позиции своего правительства с помощью телеинтервью и публикаций передовых статей в иностранных газетах [4. — С. 3].

В марте 2020 года была инициирована масштабная кампания гуманитарной помощи Китая. Поддержка включала отправку товаров первой необходимости, ^З и медицинского персонала. По данным МИД КНР, помощь направляли по четырем основным каналам: межправительственная помощь, сотрудничество в области технологий здравоохранения, помощь на субнациональном уровне, предоставляемая местными органами власти, и неправительственная помощь со стороны китайских компаний и неправительственных организаций. Хуа Чунинг заявила о поставках защитных масок в 120 стран мира [13. — С. 9].

Отмечается, что многочисленные выражения благодарности и положительная реакция выступают в качестве источников китайской «мягкой силы». Здесь ярким примером выступает заявление президента Сербии А. Ву-чича: «Европейской солидарности не существует, и я верю только в помощь Китая» [14]. Примечательна поставка гуманитарной помощи в Италию на общем фоне бездействия и отсутствия поддержки со стороны Евросоюза. Именно Китай доставил 30 тонн меди-

каментов в Рим, что всерьез повлияло на потепление отношений между двумя странами. Отмечается, что реакцию министра иностранных дел Италии Л. Ди Майо можно рассматривать как «триумф публичной дипломатии Китая» [15]. Как указывается в отчете EEAS, позитивное восприятие Китая итальянскими гражданами выросло с 10% до 52% [16].

Тем не менее, несмотря на активные дипломатические усилия Китая в области публичной дипломатии, страна столкнулась с рядом ограничений, вызванными как внешними, так и внутренними факторами. Необходимо отметить непропорциональную реализацию стратегии «мягкой силы». Внешнеполитическая деятельность КНР базируется на комбинации как жестких рычагов давления, так и «мяг-косиловых». Отсутствие правильных пропорций между «мягкой» и «жесткой» силами в случае КНР не привело к желаемым результатам. Китай получил одобрение благодаря быстрому и эффективному сдерживанию внутренней вспышки, а также благодарности за гуманитарную поддержку, но другие стратегические шаги помешали получить положительные результаты и существенно изменить видение Китая в глазах мировой общественности.

В первую очередь, это оказание давления на иностранные правительства. Жесткие методы Китая, такие как манипуляции мнением зарубежных сообществ и чрезмерное давление, свели на нет положительные результаты в рамках публичной дипломатии. Ранее отмечалось, что китайские официальные лица за рубежом использовали многочисленные возможности для транслирования позиции своего правительства с помощью зарубежных СМИ, но в большинстве случаев это осуществлялось под давлением китайской стороны. Как отмечает исследователь Д. Рой, общественность активно осуждала действия Китая и его давление в отношении ВОЗ с целью согласования

заявлений организации с внешнеполитической повесткой страны [17]. Отмечаются попытки оказания давления на Новую Зеландию, Германию и ЕС в целом [18; 19]. Другой элемент «жесткой силы» КНР во время пандемии — это экономическое принуждение, которое было отмечено в случае с Пакистаном, США, Австралией и т.д. Послы Китая в Индонезии и на Филиппинах открыто предупредили, что запрет на поездки в Китай во время пандемии может привести к экономическому возмездию [20; 21].

Примечателен сомнительный характер гуманитарной помощи. Хотя Китай получил в свой адрес много благодарности, реакция на эти пожертвования в ряде случаев характеризовалась разочарованием из-за неисправности оборудования [22].

Наконец, проблеме дезинформации было уделено особенно пристальное внимание в период пандемии. Отмечается, что Китай активизировал усилия по распространению дезинформации в Twitter, создав десятки тысяч фейко-вых аккаунтов, в которых обсуждались первоначальные меры Китая по борьбе с вирусом. В «Твиттере» заявили, что было обнаружено и удалено около 24 тыс. аккаунтов, которые «принимали активное участие» в скоординированных усилиях по распространению дезинформации [23].

Таким образом, КНР была развернута крупномасштабная стратегия, в основе которой лежала имплементация механизма публичной дипломатии, «мягкой силы» и гуманитарного сотрудничества. Китай приложил колоссальные дипломатические усилия для восстановления своего внешнеполитического имиджа, преодоления новых угроз и активизации сотрудничества в условиях пандемии. Тем не менее, столкнувшись с рядом ограничений, публичная дипломатия Китая не привела к желаемым результатам. По словам Р. Верма, несмотря на транслирование своей внешнеполитической повестки,

китайский нарратив не получил широкого распространения в большей части мира [3. — С. 250]. Исследователь отмечает, что в ключевых регионах оказать значительное влияние не удалось. К. Лекен и Э. Ван резюмируют: «Продолжающаяся кампания Китая по восстановлению своего международного имиджа при дискредитации ЕС

возобновила дебаты о самой природе публичной дипломатии КНР, и действия страны имели скорее негативные, чем положительные последствия» [18]. Следовательно, меры публичной дипломатии КНР во время пандемии способствовали снижению глобального престижа Китая на международной арене.

Литература

1. Публичная дипломатия: Теория и практика: Научное издание / Под ред. М.М. Лебедевой. — М.: Аспект Пресс, 2017. — C. 272.

2. Rolling updates on coronavirus disease [Электронный ресурс] // World Health Organization. — URL: https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/events-as-they-happen (дата обращения: 01.04.2021).

3. VermaR. China's diplomacy and changing the COVID-19 narrative / R. Verma // International Journal: Global Policy Analysis. — 2020. — № 75 (2). — P. 248-258.

4. Roy D. China's Pandemic Diplomacy / D. Roy // Asia Pacific Issues. — 2020. — № 1 (144). — P. 1-8.

5. Foreign Ministry Spokesperson Geng Shuang's Regular Press Conference on January 23, 2020 [Электронный ресурс] // Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. — URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/2511_665403/ t1759985.shtml (дата обращения: 15.12.2021).

6. Donald Trump's 'Chinese virus': the politics of naming in pandemic [Электронный ресурс] // The Conversation. — URL: https://theconversation.com/donald-trumps-chinese-virus-the-politics-of-naming-136796 (дата обращения: 15.12.2021).

7. Studies find COVID-19 infections worldwide earlier than previously identified [Электронный ресурс] // Xinhuanet. — URL: http://www.xinhuanet.com/english/2020-12/02/c_139558688. htm (дата обращения: 15.12.2021).

8. COVID-19 likely in US before Wuhan [Электронный ресурс] // Global Times. — URL: https:// www.globaltimes.cn/content/1208776.shtml (дата обращения: 15.12.2021).

9. Blaming China will not solve the problems of the US [Электронный ресурс] // China Daily. — URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202008/17/WS5f39bf24a3108348172609ef.html (дата обращения: 15.12.2021).

10. US army might have brought epidemic to China [Электронный ресурс] // People's Daily. — URL: http://en.people.cn/n3/2020/0313/c90000-9668143.html (дата обращения: 15.12.2021).

11. Chinese official: World needs to know when coronavirus started in U.S. [Электронный ресурс] // CGTN. — URL: https://news.cgtn.com/news/2020-04-29/Chinese-official-World-needs-to-know-when-coronavirus-started-in-U-SQ5icZe5DeE/index.html (дата обращения: 15.12.2021).

12. Live from Wuhan: millions tune in to watch China build coronavirus hospitals [Электронный ресурс] // South China Morning Post. — URL: https://www.scmp.com/news/china/society/ article/3047943/live-wuhan-millions-tune-watch-china-build-coronavirus-hospitals (дата обращения: 15.12.2021).

13. Kobierecka A. Coronavirus diplomacy: Chinese medical assistance and its diplomatic implications / A. Kobierecka, M. Kobierecki // International Politics. — 2021. — № 58 (3). — P. 1-18.

14. Serbian President: "The only country that can help us is China" [Электронный ресурс] // Twitter. — URL: https://twitter.com/RushDoshi/status/123964506 (дата обращения: 15.12.2021).

15. Chinese Doctors and Supplies Arrive in Italy [Электронный ресурс] // The Wall Street Journal. — URL: https://www.wsj.com/articles/chinese-doctors-and-supplies-arrive-in-italy11584564673?mod=article_inline (дата обращения: 15.12.2021).

16. EEAS Special report: Narratives and disinformation around the covid-19 [Электронный ресурс] // Europe versus disinformation. — URL: https://euvsdisinfo.eu/eeas-special-report-update-2-22-april/ (дата обращения: 15.12.2021).

17. Senior WHO adviser dodges question on Taiwan [Электронный ресурс] // The Guardian. — URL: https://www.theguardian.com/world/2020/mar/30/senior-who-adviser-appears-to-dodge-question-on-taiwans-covid-19-response (дата обращения: 15.12.2021).

18. The Cost of Europe Bowing to China's Disinformation and Pressure [Электронный ресурс] // Carnegie Europe. — URL: https://carnegieeurope.eu/strategiceurope/81663 (дата обращения: 15.12.2021).

19. Pressured by China, E.U. Softens Report on Covid-19 Disinformation [Электронный ресурс] // The New York Times. — URL: https://www.nytimes.com/2020/04/24/world/europe/disinfor-mation-china-eu-coronavirus.html (дата обращения: 17.12.2021).

20. Pakistan Resumes Flights with China [Электронный ресурс] // Foreign Policy. — URL: https://foreignpolicy.com/2020/02/04/pakistan-flights-china-wuhan-coronavirus-imran-khan-diplomacy-belt-road/ (дата обращения: 15.12.2021).

21. China punishes Australia for promoting an inquiry into Covid-19 [Электронный ресурс] // The Economist. — URL: https://www.economist.com/asia/2020/05/21/china-punishes-australia-for-promoting-an-inquiry-into-covid-19 (дата обращения: 15.12.2021).

22. China Delays Mask Exports After Quality Complaints [Электронный ресурс] // The New York Times. — URL: https://www.nytimes.com/2020/04/11/business/china-mask-exports-coronavirus.html (дата обращения: 15.12.2021).

23. Twitter Removes Chinese Disinformation Campaign [Электронный ресурс] // The New York Times. — URL: https://www.nytimes.com/2020/06/11/technology/twitter-chinese-misinformation.html (дата обращения: 17.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.