Научная статья на тему 'Трансформация как способ развития экономической системы в переходный период: философско-исторический аспект'

Трансформация как способ развития экономической системы в переходный период: философско-исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лхасаранова Долгорма Ринчиновна

The author analyses methodological aspects of the research into the transformation of the Russian economic system in the process of transition from state-planned to market-based economy in the context of the global postindustrial revolution. The article provides a review of the main approaches to the description and interpretation of the economic systems development. The author brings to light the need to combine universalist and civilization approach in the transitional economy of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation as a method to develop an economic system in the transitional period: philosophical/historical perspective

The author analyses methodological aspects of the research into the transformation of the Russian economic system in the process of transition from state-planned to market-based economy in the context of the global postindustrial revolution. The article provides a review of the main approaches to the description and interpretation of the economic systems development. The author brings to light the need to combine universalist and civilization approach in the transitional economy of Russia.

Текст научной работы на тему «Трансформация как способ развития экономической системы в переходный период: философско-исторический аспект»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Д. Р. ЛХАСАРАНОВА'

Долгорма Ринчиновна ЛХАСАРАНОВА — аспирантка кафедры общей экономической теории СПбГУЭФ.

Закончила СПбГУЭФ в 2004 г, , Автор 4 публикаций.

' Область научной специализации — трансформация хозяйственной системы, аграрные кризисы.

Ъ Ъ

ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД: ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ"

Современная экономическая теория в последние годы все больше внимания уделяет разработке теории трансформаций. Трансформации, под которыми понимается преобразование экономических систем, происходили в экономике практически любой страны. Экономическая история человечества — это история последовательной смены как систем экономических отношений во всем их институциональном оформлении, так и присущих каждой из них механизмов хозяйствования. На стыке смены систем национальная экономика оказывается переходной. С абстрактно-логической стороны переходная экономика — это особое состояние в движении экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. В этот период завершается история одной системы и развертывается история другой.

Суть современного переходного периода в России состоит в преобразовании социалистической плановой экономики в капиталистическую рыночную. Поскольку такой переход осуществляется в мировой истории впервые, нужно отметить, что данный процесс по своему содержанию уникален. При этом локальный переход крынку, осуществляемый в постсоциалистических странах, происходит в условиях, когда развитые страны вступают в эпоху постиндустриального информационного общества. Следствием соединения двух трансформаций — во-первых, характерного для развитых стран перехода к постиндустриальной стадии развития и, во-вторых, специфического ныне лишь для некоторых государств преобразования госсоциалистического строя в рыночно-демократический — является неизбежное отягощение и растягивание смутного, переходного времени на много более длительный период, нежели можно ожидать в обществах, где дело сводится, главным образом, к постиндустриальным переменам.

Для системного осмысления рассматриваемого процесса необходимо обратиться к основным историко-философским подходам, которые помогут взглянуть на проблему через призму дилеммы общего и особенного, а также применять при ее анализе принцип диалектического единства логического и исторического подходов. Без использования принципа диалектического единства логического и исторического подходов невозможно объяснить, почему столь мощная экономическая система, как СССР, так быстро распалась, и на прежних ее составляющих продолжается стагнация. Почему России никак не удается обрести стабильность, став по-настоящему современным обществом и государством? В чем состоят особенности и скрытые противоречия переходного процесса? В чем причины того, что российской цивилизации никак не удается найти необходимую для успешного развития в современных условиях меру соединения традиций и новаций, сохранения прежних

© Д. Р. Лхасаранова, 2007

Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора Л. С. Тарасевича.

ценностей и восприятия новых, уважения к прошлому и ориентации на будущее? Без ответа на эти вопросы невозможно вскрыть внутренние закономерности переходного процесса и осветить не желаемые, а реальные перспективы социально-экономического развития России.

В самом общем плане существующие в философской литературе многообразные способы описания и интерпретации развития экономических систем можно свести к двум основным подходам к историческому процессу: универсалистскому и на основе теории цивилизаций.

Для универсалистского подхода характерно постулирование более или менее единого, общего для всех стран, цивилизаций и регионов магистрального (в пределе — «единственно верного») пути. Данный подход, фундаментальное философское обоснование которого представлено в работах Г. Гегеля, получил свое развитие в экономической мысли в концепции способа производства и общественно-экономических формаций К. Маркса и ее кажущихся антиподов — различного рода либеральных концепций политического и экономического развития, включая теорию «стадий роста» У. Ростоу, теории индустриального общества Дж. Гэлбрейта и Р.Арона, а затем и в теории постиндустриального (информационного, постэкономического) общества Д. Белла, О. Тоф-флера, Ф. Фу куя мы. В настоящее время, в условиях глобализации и тенденции к формированию метакономики (единого мирового экономического пространства), универсалистский подход является методологической основой экономического анализа большинства современных исследовательских экономических программ.

Здесь необходимо отметить, что в основе философии истории исходно центрировалась европейская (западная) точка зрения, европейское видение будущего. Соответственно народы и культуры, находящиеся вне европейского центра, обрекались на периферийный статус, они представлялись как находящиеся на разной степени удаленности от задаваемой центром модели (которая может пониматься как мера их «отставания»).

В большинстве европейских дискурсов исторический процесс осмысливается как последовательное и закономерное (и в этом смысле закрытое в самом себе) развертывание сущностно предопределенных ступеней, стадий, периодов и т. д. Философия истории есть при этом история Логоса, история слова и мысли, история саморефлексии культуры. Рассмотренная как история идей, она может быть протранслирована за пределы центра, где идеи могут быть в той или иной степени (в меру отдаленности и экзотичности той или иной культуры) восприняты и усвоены. Собственно, история идей вне центра при такой трактовке есть так или иначе версия идей центра, воспринятых исходя из местных обстоятельств. Последние не презентируют подлежащий рефлексии опыт, а представляют собой лишь условия восприятия и усвоения идеи. То есть речь идет, в конечном итоге, о проекции универсалистской (за которой скрывается чужая перспектива) идеи на конкретную действительность воспринимающего сознания.

Снять дихотомию «центр — периферия» можно, обратившись к собственным обстоятельствам, путем ограничения универсалистских притязаний центра и продуцирования идей, исходящих из собственных социальных и культурных исторических обстоятельств, т. е. из собственной реальности. Речь в этом случае идет фактически о конституировании себя как «центра», способного продуцировать собственные дискурсы и идеи. Способность идентифицировать себя, определить смысл и предназначение своей истории и культуры снимает потребность в каких-либо гарантиях извне (из центра). Гарантией становятся собственные основания в функции «центра».

Ученые-экономисты, ведущие свои плодотворные исследования в русле теории цивилизаций, считают, что философия истории принципиально не может быть представлена как универсалистский дискурс. Исторические события всегда связаны с контекстом, конкретными обстоятельствами, испытывают «давление» прошлого и настоящего опыта. Соответственно и осмысление исторических событий всегда дается в определенной культурной традиции. Философские истины историчны, и каждая из этих истин зависит от человека, выразившего ее, а он, в свою очередь, зависит от определенного общества, конкретной исторической эпохи.

Основы теории цивилизаций были заложены в философских трудах О. Шпенглера, создавшего теорию локальных цивилизаций, Л. Гумилева, исследовавшего процессы этногенеза, и А. Дж. Тойнби, который попытался увеличить масштаб исследований до уровня мировых. Описать экономические цивилизации во всем их технологическом и культурном многообразии взялись Ф. Броде ль, а также французская школа «Анналов», которые скрупулезно исследовали эволюцию национальных хозяйственных систем. Продолжая данные исследования, И. Валлерстайн выдвинул концепцию мир-экономик, локализованных в пространстве и времени, из которых и складывается мировая экономика в целом. Развиваясь и конкурируя между собой, мир-экономики как бы втягиваются в орбиту наиболее мощной из них, становясь периферией или полупериферией последней, которая, в свою очередь, начинает играть роль центра мир-экономики планетарного масштаба. Такой подход, следуя в русле набирающей силу эволюционной парадигмы, пытается совместить универсалистский подход с цивилизационным.

Следует заметить, что циеилизационный подход, несмотря на всю критику работ О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби и на утверждения об их «старомодности», вопреки широко распространенным представлениям о том, что глобализация якобы устраняет различия между цивилизациями, — по-прежнему актуален. Достаточно вспомнить концепцию «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона, которая вызвала столько споров и которая по своему содержанию является не чем иным, как применением основных положений концепции Тойнби к сфере современных международных отношений и мировой политики (даже выражение «столкновение цивили-

заций» совпадает с названием одной из статей Тойнби). Хантингтон убедительно показал, почему цивилизации и отношения между ними в современной мировой политике выходят на первый план: «Во-первых, различия между цивилизациями... наиболее существенны... Люди разных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством... Эти различия складывались столетиями. Они не исчезнут в обозримом будущем» . И даже процессы глобализации и связанной с ним модернизации рассматриваются им как фактор углубления различий между цивилизациями: «Во-вторых, мир становится более тесным... Это ведет к росту цивилизационного самосознания, к углублению понимания различий между цивилизациями и общности в рамках цивилизации»2.

Ф. Бродель, характеризуя значение изучения цивилизаций для истории, писал следующее: «При изучении истории мы, может быть, в еще большей степени, чем при изучении социальных отношений, сталкиваемся с существенным разнообразием мира. Каждый из нас знает, что всякое общество, всякая социальная группа в близком или отдаленном прошлом были прочно включены в цивилизацию, а точнее, в ряд цивилизаций, наложенных друг на друга, связанных друг с другом и зачастую весьма отличных друг от друга. Каждая из этих цивилизаций и их ансамбль в целом входят в огромный поток истории, имеющий большую длительность, и этот поток является для каждого общества источником присущей ему внутренней логики, равно как и многочисленных противоречий»3.

Игнорирование многими западными и российскими учеными работ Шпенглера и Тойнби, как и игнорирование последующих работ, связанных с цивилизационным подходом, наводит на мысль, что трезвое и критическое отношение к западной цивилизации и перспективам ее развития нынче не в моде, а своеобразный «заговор молчания» вокруг работ великих философов истории связан прежде всего с соображениями идеологического порядка.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что на развитие любого общества оказывают влияние как универсальные, общемировые факторы (в частности, связанные с процессами модернизации, которые в той или иной мере протекают в самых разных странах и регионах), так и его культурная и цивилизациокная принадлежность.

На наш взгляд, при изучении исторического пути России (и не только России), для понимания процессов, происходящих в ней сегодня, и определения перспектив дальнейшего развития необходимо совмещение указанных подходов. В рамках универсалистского подхода диалектически, противоречиво, в развитии рассматривается прежде всего экономический базис как основа общественного прогресса. Будучи характеристикой поверхностных различий, как правило, принадлежащих к сфере отчужденных форм общественного сознания (религия, идеология, господствующий менталитет), цивилизационный подход позволяет уловить важные конкретно-исторические особенности (локализованные в данном времени и пространстве). Эти «надстроечные» факторы— политика, специфика менталитета населения, социокультурные традиции, национальные особенности ит. п. — являются особенно значимыми (едва ли не доминирующими в рамках некоторого объективно заданного коридора возможностей и сценариев развития) для трансформационных экономик, ибо в рамках последних происходит ломка «старых» базисных социально-экономических отношений и генезис «новых», что означает: «старые» уже не действуют (или действуют слабо), «новые» еще не обрели решающей роли, а потому особо велика роль небазисных детерминант развития.

Если для проникновения в глубь сущностных характеристик социально-экономических систем адекватен универсализм, то цивилизационный подход при этом выступает как некий эмпирический «фон», указывающий на специфику социокультурных факторов, без учета которых анализ будет неполным. Исследование цивилиза-ционных особенностей может стать одной из предпосылок, позволяющих начать глубокий анализ, выделяя затем сущностные, всеобщие черты и закономерности в социально-экономической истории. Выводы и обобщения, сделанные на базе такого сущностного анализа, должны затем, при обращении к конкретным объектам исследо-шшия, вновь дополняться анализом цивилизационных особенностей, учитывать и вбирать в себя социокультурную специфику той или иной страны.

С этих позиций трансформация экономической системы России представляется как результат ее предыдущих стадий развития. Соответствующие преобразования экономики являются следствием общих закономерностей развития общества, производства, при этом особенность преобразований в переходный период задает спе--яифику дальнейшего движения.

ЛИТЕРАТУРА

' Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?//Политические исследования, 1994, Ks 1. — С. 35.

2 Там же.

3 Braudel F. Ecrits sur l'histoire. Paris, 1969. — P. 303.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.