Воплощение в жизнь данной концепции позволит создать правовые, экономические и организационные условия для улучшения финансово-экономического состояния предприятий и укрепления доходной базы бюджетов всех уровней, будет способствовать преодолению депрессивных тенденций в экспорте продукции, формированию нового структурноэкономического облика региона в соответствии с запросами российского и международного рынка, содействовать повышению жизненного уровня населения Владимирской области.
Основными экономическими критериями эффективности будут следующие показатели: развитие экспортного потенциала области; снижение безработицы и рост занятости; увеличение объемов экспорта продукции; увеличение доли экспортной продукции в общем объеме производства; увеличение численности участников внешнеэкономической деятельности; увеличение поступлений в бюджет от экспортеров; изменение структуры экспортной продукции в сторону увеличения доли инновационной и т.д.
Литература
1. http://www.cisstat.com/rus/index.htm
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Э.Э. Шукуров,
аспирант кафедры управления производством и производственного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов
В статье рассмотрены различные виды интеграционных процессов и показаны причины, вызвавшие их развитие в промышленности. На основе опыта интеграционных процессов предложен современный подход к организации гармоничного производства, содержание которого соответствует тенденциям и запросам формирования автомобилестроительных кластеров.
Ключевые слова: интеграционные процессы, горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция, стратегические альянсы, автомобилестроительные кластеры.
Бурное развитие экономических, политических и экологических событий XXI в., таких как мировой финансовый кризис, локальные войны, террористические акты, социальные волнения, глобальное изменение климата и техногенные катастрофы, настойчиво заставляет переосмыслить концепции развития цивилизации, стран, отраслей промышленности и управления компаниями.
Полноценное вхождение России в рыночную экономику требует реализации современных концепций, технологий и прогрессивных решений в области перестройки и развития промышленности. При этом в машиностроении, которое синтезирует усилия ведущих отраслей народного хозяйства, таких как металлургия, нефтехимическое производство, электротехника, станкостроение и текстильное производство именно автомобилестроение должно занимать лидирующее место. Современный автопром стимулирует занятость населения при производстве автомобилей и их обслуживании, повышает товарооборот и определяет потребности других отраслей промышленности. Доказано, что развитие этой отрасли приводит к мультипликативному эффекту в смежных отраслях и устойчивому росту занятости населения — рабочее место в автомобилестроении создает 7-8 мест в смежных отраслях1.
Начиная с 1970-х гг., в автомобилестроении происходят кардинальные изменения, как в самой автомобильной технике, так и в организации и технологии ее производства и управления. Это явилось ответом на все усложняющиеся запросы покупателей автомобильной продукции, которая становится все более наукоемкой. Ее производство и обслуживание является капиталоемким, а для дальнейшего развития и гибкого реагирования необходимы колоссальные инвестиции.
На сегодняшний момент Россия еще обладает необходимыми для развития отечественного автопрома возможностями: достаточную протяженность дорог с твердым покрытием, неудовлетворенный спрос покупателей и, самое главное, существующую базу в лице компаний АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, Ка-маАЗ/СеАз. Более того, большинство предприятий отрасли имеют тенденцию к развитию. Однако, отсутствие учета в стратегии развития отрасли в целом и в отдельных автомобильных компаниях тенденций протекания современных экономических процессов значительным образом повлияло на снижение
конкурентоспособности отечественного автопрома. Среди наиболее существенных интеграционных процессов следует отметить трансформацию от объединения активов под контролем гигантских компаний до проявления квазиинтеграции2 для компаний, которые обладают гигантской рыночной властью и представляют собой цепочку самостоятельных предприятий, получивших название кластеров.
Явление квазиинтеграции означает наличие контроля над поведением формально самостоятельных компаний и одновременное отсутствие контроля над их собственностью. Причинами возникновения данного явления послужили возникающие преимущества при взаимодействии предприятий-партнеров, расположенных в одном регионе и участвующих в единой производственной цепочке. Среди факторов, мотивирующих интеграцию различных форм и организаций в кластер, принято выделять3:
— снижение затрат на внедрение новых технологий за счет эффекта масштаба;
— более эффективный характер коллективных инноваций в наукоемких отраслях, включая ко-дизайн при вертикальной интеграции и горизонтальную кооперацию при аутсортинге;
— согласованные требования головных сборочных заводов к своим поставщикам и дилерам;
— увеличение потенциального рынка инжиниринговых и консалтинговых услуг, в том числе для малых предприятий, за счет внедрения субконтрактинга при выполнении комплексных проектов и программ;
— расширение доступа к информации о потребностях рынка и продвижение продукции и услуг малого бизнеса на рынок крупных предприятий;
— повышение возможности предприятий, в том числе малых, к привлечению инвестиций и грантов;
— более эффективная система выхода на зарубежных партнеров и новые рынки.
Интеграционные процессы расширения видов деятельности постоянно видоизменяются в зависимости от общеэкономических тенденций развития мировой экономики. Правильнее говорить о том, что интеграция — это ключевая характеристика, отражающая взаимодействие хозяйствующих субъектов. В са-
мом общем виде интеграция представляет собой объединение в целое каких-либо частей, элементов.
Для каждого экономического строя была характерна своя организация интеграции. Интеграционные процессы характерны как для единично развивающегося предприятия, так и для группы предприятий, образующих отрасль, региональное сообщество предприятий или для государства в целом. Для мирового хозяйства экономическая интеграция — это процесс сближения и взаимоприспособления отдельных национальных хозяйств, который обеспечивается концентрацией и переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики по вопросам таможенных тарифов, перемещения рабочей силы и капитала.
На межгосударственном уровне выделяют валютную и финансовую интеграцию. Валютная интеграция отражает процесс создания региональных зон, в пределах которых обеспечивается относительно стабильное согласование курсов валют для стран-участниц валютных взаимоотношений. Финансовая интеграция означает процесс гармонизации и унификации налоговых систем, бюджетного процесса и бюджетной классификации, государственных расходов, системы контроля со стороны центральных эмиссионных банков за деятельностью кредитных институтов в целях большей координации внутренней и внешней экономической политики государств, входящих в региональные группировки.
Эволюция интеграционных процессов начиналась с горизонтальной интеграции в начале XX века, когда происходило объединение однотипных заводов и фабрик внутри отрасли. В руках вновь образовавшихся крупных компаний сосредотачивалась все большая доля отраслевого производства. Однако такие компании обнаружили слабую приспособленность к изменениям потребности рынка в новом ассортименте товаров. Появившаяся вертикальная интеграция характеризовала распространение крупных компаний в другие отрасли. Вертикальная цепочка от создания товара до его сбыта и обслуживания позволяет снизить влияние циклов, присущих конкретной отрасли и выявить синергетический эффект от слияния различных специализированных компаний. Ограничивающим фактором развития вертикальной интеграции является антимонопольные законодательство, препятствующее снижению конкуренции и образованию монополий. Если расширение производства и продажи товаров происходит за счет внутренних ресурсов предприятия, то такая интеграция называется естественной. Результатом такой интеграции выступает появление новой стадии производства продукта, ранее выполнявшейся другими участниками рынка. Однако использование внутренних ресурсов предприятия ограничено целым рядом причин объективного характера, поэтому расширение бизнеса начинает происходить за счет приобретения активов других предприятий, что получило название классической интеграции.
В качестве экономического обоснования причин приобретения чужих активов указывают на «экономию трансакционных издержек, связанных с подготовкой и заключением контракта»4, когда контрагентами оговариваются цена и объемы продаж необходимых для производственного процесса материалов и услуг, а значит и формируется чистый доход каждого из участников переговоров. Кроме этих выгод существенно сокращается неопределенность, связанная с исполнением контрактов.
Протекание интеграционных процессов происходит целенаправленно в зависимости от сформулированных стратегических установок и выбранной экономической политики.
Продуктом современной глобальной экономики является появление стратегических альянсов как формы долгосрочного сотрудничества двух и более крупных и средних компаний для достижения общих стратегических целей. При создании альянсов не происходит приобретения активов других компаний, но использование сильных сторон участников альянса позволяет в очень сжатые сроки освоить зарубежные рынки сбыта, совершить инновационные прорывы, избежать законодательных ограничений на поглощения и слияния. Формирование альянса, по мнению профессора Гарвардской школы бизнеса Р.Кантора5 происходит последовательно через этапы: 1) «стратегической интеграции», когда идет постоянный контакт высшего руководства партеров-участников для формирования общей стратегии; 2) практической интеграции» предполагающей взаимодействие менеджеров среднего звена по проблемам совместной деятельности; 3) «оперативной интеграции», когда обеспечивается
взаимный доступ рядовых сотрудников к общим информационным ресурсам; 4) «межличностной интеграции» и 5) «культурной интеграции» отражающих взаимное стремление в преодолении языковых и культурологических различий.
В результате квазиинтеграции возникли кластеры предприятий, как форма отраслевой и одновременно географической концентрации предприятий, позволяющая достичь существенной экономии за счет взаимодействия с надежными поставщиками сырья и комплектующих и повысить конкурентоспособность всех участником кластера.
Кластерная теория, будучи относительно новым направлением в экономической науке, тем не менее, для российской промышленности известна с давних времен. Еще в XVIII веке (за 260 лет до открытия кластеров М.Портером) на уральских заводах Демидова существовал прообраз промышленного кластера. Несколько десятков предприятий, транспортные компании, самое передовое оборудование и технологии, лучшие специалисты, плюс концентрация предприятий, кооперация, специализация и логистика занимались выпуском стали и чугуна, добычей золота, платины, серебра, меди и драгоценных камней. Оружейные заводы Демидовых в Туле и на Урале внедряли стандартизацию и «Бережливое производство», чем опережали на пару веков Европу и Японию. Ружья собирались из взаимозаменяемых деталей и стоили в разы дешевле, чем у конкурентов.
Положительный зарубежный опыт внедрения кластеров в экономике привлекает безусловное внимание отечественных ученых, практиков и представителей федеральной и региональной власти в РФ.
На территории, где складывается высокая концентрация автомобильных и смежных производств, возникают предпосылки для формирования кластера. Так, например, администрация Санкт-Петербурга придает большое значение формированию автомобилестроительного кластера. Уже функционируют предприятия по выпуску легковых автомобилей из комплектующих изделий на предприятиях «Форд-Всеволожск», «Шушары-Тойо-та». Таких предприятий в кластере предполагается не менее пяти. В структуре кластера всегда присутствуют образовательные и научно-исследовательские учреждения. Соответствующие потенциальным запросам автомобильного кластера в Санкт-Петербурге присутствуют учебные заведения в лице факультетов в политехническом, архитектурно-строительном и инженерноэкономическом университетах, готовые занять соответствующее место в кластерной структуре. Также предполагается повысить уровень локализации, то есть наладить выпуск комплектующих изделий на месте. Однако ответ на вопрос будет ли эффективно развиваться автомобильный кластер в Санкт-Петербурге зависит от множества факторов, наиболее существенными из которых является способность бизнес-сообщества к кооперации и взаимодействию в инновационной сфере и степень поддержки со стороны государственных структур. Тем не менее, настораживает факт продвижения зарубежных автомобильных брендов и отсутствия явных положительных выгод для отечественных участников малого и среднего бизнеса, как обязательного элемента кластерного сообщества.
Проведенные за рубежом исследования показывают, что кластеры стимулируют значительное повышение производительности труда и внедрение инноваций, а значит опыт их создания следует рационально адаптировать к российским условиям и активно использовать в экономике Российской Федерации.
В основе кластеризации отечественного автомобилестроении должна лежать концепция гармоничного производства, основанного «на соблюдении оптимальных пропорций в использовании факторов производства, логистических и маркетинговых взаимосвязей и солидарной ответственности всех элементов цепочек ценностей за конкурентоспособность продукции при совместном участии партнеров в процессе развития системы в условиях изменяющейся среды»6. Идеи русского ученого профессора Проскурякова А.В., о необходимости использования принципа гибкости в производстве и управлении с позиций гибкости проектирования, гибкости технологии, гибкости логистики и гибкости психологии участников производства в дальнейшем трансформировались в теорию гармоничного производства. Для организации такого гармоничного производства необходимо развитие семи направлений: гармонии производства и рынка с окружающей средой; гармонии стабильности и изменений; гармонии качества и стоимости элементов и процессов; гармонии функций, структуры и связей; гармонии между управляющими
и управляемыми звеньями; гармонии человеческих отношений, а также гармонии интересов и стимулов7
Современный подход, учитывающий международный опыт интеграционных процессов, объединяющий достижения маркетинга, логистики, реинжиниринга, современных информационных технологий, новых моделей управления, соответствует
тенденциям и запросам формирования российских автомобилестроительных кластеров. По нашему мнению, он требует своего системного развития в интересах создания гармоничного производства, решения проблем роста отечественной автомобилестроительной промышленности и повышения ее конкурентоспособности.
1 Клевин А.И., Моисеева Н.К. Организация гармоничного производства (теория и практика): Учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2003. — С.117.
2 Третьяк В.П. Кластеры предприятий. — М.: «Август Борг», 2006.
3 Каданников В.В. Развитие малого и среднего предпринимательства в Поволжской автопромышленной зоне через формирование автомобильного кластера. [Электронный ресурс] http://edu.tltsu.ru/ sites_content/site125/html/media17055/Rfdanikov_V_V.doc
4 Третьяк В.П. Кластеры предприятий. — М.: «Август Борг», 2006
5 Цит. по: Жданова Л.А. Организация и управление промышленной фирмой в развитых странах. — М.: Экономика, 2008. — С.60.
6 Клевин А.И., Моисеева Н.К. Организация гармоничного производства (теория и практика): Учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2003. — С.100.
7 Там же. — С.101.
МЕТОдЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ в инфраструктурные проекты (НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ)
А.В. Трачук,
генеральный директор ФГУП «Гознак», доцент кафедры экономики и антикризисного управления Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
кандидат экономических наук
В статье рассмотрены достоинства и недостатки тарифного регулирования на основе методики регулируемой базы активов RAB (Regulatory asset base), которая ориентирована на стимулирование инвестиций в инфраструктурные проекты и учитывает операционные затраты, относимые на мощность, выплату процентов и возврат заемного капитала, а также выплату дивидендов. Предложено использовать эту методику в электроэнергетике не только для регулирования тарифов сетевых компаний, но и для рынка мощности.
Ключевые слова: инвестиции, электроэнергетика, электрические сети, рынок мощности, методика RAB, тарифы, государственное регулирование.
Процесс реформирования естественных монополий в российской экономике еще далек от своего завершения, поэтому государственное регулирование деятельности предприятий возникших, в ходе реформирования естественных монополий, нуждается в постоянном мониторинге и существенной корректировке. Кроме того, глобальный финансово-экономический кризис вносит определенные коррективы в работу задуманных в начале реформы механизмов регулирования, которые оказались не приспособленными к новым условиям.
Распространенным инструментом, поддержания инвестиций на необходимом уровне, является предоставление государством или рыночным сообществом гарантий возврата инвестиций с обеспечением необходимой доходности.
В настоящее время в России, одним из главных вопросов является вопрос обеспечения гарантий компаниям, которые осуществляют значительные инвестиции в электроэнергетический сектор экономики. Причин для этого, как минимум две, во-первых, данный сектор принадлежит к отрасли, для которой характерны такие черты, как высокий уровень капитальных вложений и длительные сроки окупаемости. Вторая же состоит в том, что без введения новых генерирующих мощностей начатая либерализация рискует остаться не завершенной, поскольку на значительной части территории России отдельные электростанции обладают существенной экономической властью, если не сказать доминирующим положением.
Напомним, что в отношении электроэнергетических компаний действует определенная система тарифообразования, которая регулирует ценообразование на товары и услуги энергетических компаний, а также содержит ряд механизмов, гарантирующих возврат и окупаемость инвестиций в новое строительство. Что касается ценообразования на товары и услуги естественных монополий, то в отношении электроэнерге-
тических компаний чаще всего применяется система «затраты
— плюс», основанная на расчете тарифа в зависимости от издержек компании, ставшая классическим механизмом регулирования предприятий естественных монополий в России. Такая система применяется как на розничном рынке электроэнергии, так и на оптовом (с 2008 г. для субъектов оптового рынка лишь проводится индексация, установленных ранее тарифов).
Наиболее сложным вопросом развития рынка в электроэнергетике остается рынок мощности. В настоящий момент не завершена еще работа над целевой моделью рынка мощности и порядком функционирования рынка мощности в переходный период. Это создает долгосрочные риски стабильного развития электроэнергетики, так как дефицит мощностей может привести к существенному росту цен в отдельных зонах оптового рынка электроэнергии.
В ходе реформирования РАО «ЕЭС России» государством были предприняты шаги, направленные на обеспечение инвестиционной активности новых собственников генерирующих активов. В качестве механизмов предусматривались такие инструменты как «договоры о предоставлении мощности» (ДПМ), «механизм гарантированных инвестиций» (МГИ), а также «рынок мощности» (РМ).
Механизм ДПМ был предложен Минэкономразвития и РАО «ЕЭС России» с целью гарантирования реализации инвестиционной программы РАО до 2012 г. после его расформирования1. Договор предоставления мощности заключается между генерирующей компанией, ЗАО «ЦФР» и НП «АТС». Предметом данного договора является обязательство генерирующей компании предоставлять на оптовый рынок мощность, производимую на генерирующем оборудовании, месторасположение и минимальная установленная мощность которого указана в приложении к данному договору и соответствует объемам инвестиционной