Научная статья на тему 'Международная кооперация по локализации производства автокомпонентов'

Международная кооперация по локализации производства автокомпонентов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
565
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / INTERNATIONAL INDUSTRIAL COOPERATION / AUTOMOTIVE INDUSTRY / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курганов Юрий Александрович

В статье рассматривается стратегия автопроизводителей по управлению цепями поставок на Российском рынке с учетом современных мировых тенденций развития автомобилестроительной и сопряженной с ней промышленности. В контексте наращивания конкурентной борьбы, влияния политических процессов и макроэкономической конъюнктуры дается характеристика происходящих процессов международной интеграции ивовлечения в нее Российских предприятий за счет использования кооперационного сотрудничества для налаживания экономических связей. На основе анализа международнойпроизводственной кооперации, выраженной в локализации производства автокомпонентов, обосновывается ее роль как стабилизатора внешнеэкономических связей России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International cooperation in localization of automotive components production

The article considers the automakers strategy for supply chain management on the Russianmarket taking into account the current global development trends in the automotive and relatedindustries. Given the increasing competition and the influence of politics and macroeconomicconditions the author assesses the ongoing international integration processes and Russiancompanies’ involvement in it through cooperation to establish business relationships. The analysisof international industrial cooperation in localization of automotive components productionjustifies its role as a stabilizing factor in Russia’s foreign economic relations.

Текст научной работы на тему «Международная кооперация по локализации производства автокомпонентов»

Международная кооперация по локализации производства автокомпонентов

Ю.А. Курганов

УДК 339.9 ББК 65.5 К-930

Автомобилестроительная отрасль промышленности характеризуется на современном этапе тенденцией к формированию транснациональных стратегических партнерств и альянсов, отдающих приоритет кооперации для целей долгосрочного развития и выживания на глобальных рынках. При этом наименования ранее независимых производителей остаются в большей степени для целей маркетинга, в то время как общее стратегическое управление и получаемые за счет синергии преимущества распределяются на уровне групп и альянсов. В настоящее время в мире существуют следующие крупные автомобилестроительные объединения: General Motors (Buick, Cadillac, Chevrolet, Daewoo, Opel, GMC, Holden, Vauxhall), Fiat - Chrysler (Alfa Romeo, Ferrari, Maserati, Lancia, Chrysler, Jeep, Dodge, Ram), Volkswagen (Volkswagen, Audi, Porsche, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Skoda, Seat, Scania), Daimler AG (Mercedes, Maybach, Smart), BMW (BMW, Rolls-Royce Mini), Renault-Nissan (Renault, Dacia, Nissan, Infiniti, Samsung, АвтоВаз), PSA (Citroen, Peugeot), Toyota (Lexus, Scion, Daihatsu, Subaru), Hyundai-Kia (Hyundai, Kia, Genesis).

В современных условиях жесткой конкуренции и экономии затрат неинтегрированные компании мало конкурентоспособны, что подтверждают и происходящие на автомобилестроительном рынке слияния и поглощения, и образование альянсов, указывающие на то, что для обеспечения прибыльности и стабильного развития ключевыми являются кооперация и достигаемая за ее счет синергия. При этом автопроизводители наибольшее внимание уделяют развитию собственной системы управления цепями поставок (supply chain management), т.к. на функцию закупок приходится около 60% товарооборота автомобилестроительной компании. Именно поэтому повсеместно применяется практика использования совместных платформ для моделей разных брендов и классов, например Kia Rio и Hyundai Solaris, Volkswagen Touareg и Porsche Cayenne. Это позволяет унифицировать используемые автокомпоненты, применяя их для большего числа производимых автомобилей разных марок, снижая номенклатуру используемых автокомпонентов. За счет этого автоконцерны

^ 116

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2014

получают экономию отдачи от масштаба в процессе закупок у поставщиков автокомпонентов, одновременно создавая для них благоприятные условия для развития. С учетом того, что автомобильная отрасль в большой степени зависит от наличия на каждом конкретном рынке надежных и отвечающих высоким требованиям по качеству и инжиниринговым возможностям поставщиков, большое внимание уделяется выстраиванию цепи поставок, причем автопроизводители управляют не только своими непосредственными поставщиками, но и суб-поставщиками следующих уровней.

Рисунок 1

Объемы продаж новых автомобилей в России за первый квартал 2014 года1

Продажи автомобилей в России за I квартал 2014

35 000 л 32 493 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000

0

25 444

20 926 20 547-

18 133

15 402 14 602

II Hill

Ix-г ^ 12 961

11 152 10 551

II ■ ■

^ АР* Су .

V

Л?

^ ^ ^ ч*

¿г ^ S

V

Говоря о российском автомобильном рынке, следует отметить, что автопроизводители поставлены в жесткие рамки, принуждающие их производить автомобили локально. Этому способствует наличие 25%-ной ввозной таможенной пошлины и утилизационного сбора на импортные автомобили до семи лет. С учетом протяженности территории России в пользу локального производства также засчиты-вается экономия на логистике.

В настоящее время в России производственные или сборочные площадки имеет большинство автоконцернов, включая GM, VW, PSA, Mitsubishi, Toyota, Mazda, Volvo, Renault, Nissan, Kia, Hyundai и др. Локально производятся зачастую наиболее продаваемые автомобили, что связано с желанием приходящих в Россию

1 По данным Ассоциации Европейского бизнеса. ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В МАРТЕ 2014 Г. Пресс-релиз от 08.04.2014. http://www.aebrus.ru/upload/iblock/7e4/sales-in-march_2014_rus_final.pdf

10 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

117 Q

автоконцернов получить быструю окупаемость инвестиций. Так, в приведенном на рисунке 1 рейтинге наиболее продаваемых в России автомобилей сегмента С в 2014 году нет ни одного импортного автомобиля.

Рисунок 2

Динамика обменного курса евро\рубль за период II квартал 2013 - II квартал 20142

Динамика курса евро\рубль

Исходя из условий деятельности на российском рынке, основной целью автопроизводителей является повышение уровня локализации автокомпонентов за счет привлечения поставщиков к созданию локальных производств в России. Управление цепью поставок (SCM) играет ключевую роль, т.к. напрямую определяет зависимость прибыльности деятельности автопроизводителя на конкретном рынке от влияния макроэкономических условий, к коим, прежде всего, относится колебание валютного курса, инфляция, а также колебания цен на сырье и материалы. Как видно из динамики колебаний курса евро к российскому рублю, представленной на рисунке 2, за первый квартал 2014 года евро совершил почти 25%-ный скачок вверх, что не могло не сказаться на автомобилестроении.

Следует отметить, что уровень локализации автокомпонентов крайне разнится среди автоконцернов, представленных в России, но в среднем не превышает 35%, за исключением автомобилей «Niva 4x4» и «Niva Chevrolet» и популярных бюджетных моделей Renault, имеющих отличительно высокую локализацию, см. таблицу 1. Таким образом, большинство автопроизводителей в России имеет как минимум 65% импортной составляющей в себестоимости автокомпонентов, что делает их крайне уязвимыми к волатильности обменного курса евро.

2 По данным ЦБ РФ: База данных по курсам валют Банк России. http://www.cbr. ru/currency_base/dynamics.aspx?VAL_NM_RQ=R01239&date_req1=01.04.2013&date_ req2=01.04.2014&rt=1&mode=1

^ 118

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2014

Таблица 1

Уровень локализации легковых автомобилей на Российском рынке3

Производитель Объем производства автомобилей в год Модели Уровень локализации

Nissan 50 000 Teana, X-Trail, Murano, Qashqai, Pathfinder 34%

Hyundai-KIA 220 000 Hyundai Solaris, Kia Rio 47%

Renault 190 000 Logan, Sandero 75%

Volkswagen 225 000 Volkswagen Polo Sedan 40%

Volkswagen Tiguan 22%

Skoda Octavia 9%

Skoda Fabia 9%

GM 98 000 Chevrolet Cruze, Opel Astra 20%

60 000 Chevrolet Niva 95%

60 000 Lada 4X4 95%

125 000 Ford Focus Ford Mondeo 30%

Toyota 50 000 Toyota Camry 30%

Резюмируя вышеуказанное, отметим, что международная промышленная кооперация, лежащая в основе процесса локализации автокомпонентов, не только не была затронута влиянием неблагоприятных макроэкономических эффектов, но позволила ее участникам занимать уверенное положение на рынке и не перекладывать негативный эффект на конечного потребителя, снижая объемы продаж. Следует также учесть, что рост обменного курса евро был связан, среди прочего, и с обострением политической ситуации и санкциями со стороны США и некоторых стран ЕС в отношении России, введенных в связи с событиями на Украине. Кооперация российских автопроизводителей со своими поставщиками, выраженная в совместной работе по локализации их производств на территории России в усло-

3 Russian Automotive Market Research: Vehicles localization prospects. 2014 http://www. napinfo.ru/en/138/199/

10 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

119 Q

виях политического обострения не оказала экономического влияния на отрасль: прочные экономические связи, выстроенные в результате кооперации и повлекшие крупные иностранные инвестиции, создали ситуацию, в которой ни одному из участников не выгодно даже приостанавливать взаимодействие и товарные потоки, не говоря о полной остановке сотрудничества.

Рост цен на новые автомобили в 2014 году, в процентах4

Рисунок 3

В этой связи автор отмечает, что влияние международной производственной кооперации на стабильность экономических связей между ее субъектами мало изучена в научной литературе. Например, К. Глэйстер и П. Бакли, характеризуя преимущества кооперации, указывают на то, что кооперационные связи с другими компаниями или организациями рассматриваются участниками инновационного процесса как возможность получения доступа к дополнительным технологическим ресурсам, таким как обмен знаниями и опытом, стимулирующим развитие инноваций, улучшающим положение компаний на приоритетных рынках, расширения производимой товарной или сервисной номенклатуры, а также непосредственного разделения затрат и рисков между партнерами5.

4 Машины дорожают на росте курсов валют - РБК daily. http://rbcdaily.ru/indus-try/562949990964632

5 Glaister K. W., Buckley P. J. Strategie Motives For International Alliance Formation.- Journal of Management Studies, 1996.- р. 306

^ 120

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2014

Однако на вышеописанном примере автомобилестроительной отрасли обоснован и тот факт, что интеграционно-кооперационные связи по своей сути создают такие условия, при которых экономика стабилизирует межгосударственные взаимоотношения за счет взаимного интереса в последовательном развитии всех участников.

Это утверждение верно не только для автомобилестроительной промышленности, но и для всех отраслей экономики в целом, в которых имеет место кооперация. Такой же принцип продемонстрирован высокотехнологичной отраслью самолетостроения, в которой существует совместное предприятие российский корпорации ВСМПО-Ависма и концерна Boeing: несмотря на усложнение взаимоотношений, Boeing не планирует искать нового партнера, т.к. ВСМПО-Ависма поставляет 40% титановых штампованных деталей шасси6. В связи с этим для обеих сторон крайне не выгодно разрывать кооперацию, учитывая как минимум трансакционные издержки, не говоря о штрафах и пени за остановку контрактных поставок компонентов.

На уровне частно-государственного партнерства также существует понимание важности кооперации для стабильности и расширения экономических связей. В частности, для автомобильной индустрии существует Постановление Правительства РФ № 166 «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки»7, дающее автопроизводителям таможенные льготы на большинство автокомпонентов в обмен на обязательства по достижению значительного уровня локализации производства. Для поставщиков автокомпонентов существует аналогичное Постановление Правительства РФ № 5668. Таким образом, государство стимулирует развитие кооперации локальных автомобилестроительных концернов и крупных зарубежных поставщиков автокомпонентов, готовых инвестировать в устройство локальных производств.

В результате такого взаимодействия, по мнению автора, достигается значительный синергический эффект: российская экономика получает зарубежные инвестиции, организуются новые рабочие места, повышается качество, цена и доступность автокомпонентов, в цепь создания добавочной стоимости включается большее число субъектов, как российских, так и зарубежных. В дополнение к это-

6 France-METALLURGIE. Blog Archive. Sanctions against Russia: Boeing has a plan B. http://www.france-metallurgie.com/index.php/2014/05/01/sanctions-against-russia-boeing-has-a-plan-b/

7 Постановление Правительства РФ от 29.03.2005 N 166 (ред. от 24.03.2014) "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки"

8 Постановление Правительства РФ от 16.09.2006 N 566 (ред. от 08.12.2010) "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки"

10 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

121 Q

му международная кооперация на макроэкономическом уровне создает прочные связи, обеспечивающие стабильность и последовательность в области отношений с партнерами России на международной арене. Перечисленное подчеркивает важность международной производственной кооперации как одной из приоритетных форм взаимодействия субъектов внешнеэкономической деятельности.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Постановление Правительства РФ от 29.03.2005 N 166 (ред. от 24.03.2014) «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки» (Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.03.2005 N 166 (red. ot 24.03.2014) «O vnesenii izmenenij v Tamozhennyj tarif Rossijskoj Federacii v otnoshenii avtokomponentov, vvozimyh dlja promyshlennoj sborki»)

Постановление Правительства РФ от 16.09.2006 N 566 (ред. от 08.12.2010) «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки» (Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16.09.2006 N 566 (red. ot 08.12.2010) «O vnesenii izmenenij v Tamozhennyj tarif Rossijskoj Federacii v otnoshenii avtokomponentov, vvozimyh dlja promyshlennoj sborki»)

Ассоциация Европейского бизнеса. ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В МАРТЕ 2014 Г. Пресс-релиз от 08.04.2014. http:// www.aebrus.ru/upload/iblock/7e4/sales-in-march_2014_rus_final.pdf (Associacija Evropejskogo biznesa. PRODAZhl LEGKOVYH I LEGKIH KOMMERChESKIH AVTOMOBILEJ V ROSSII V MARTE 2014 G. Press-reliz ot 08.04.2014)

Машины дорожают на росте курсов валют - РБК daily. http://rbcdaily.ru/indus-try/562949990964632 (Mashiny dorozhajut na roste kursov valjut - RBK daily)

Ford останавливает конвейер и увольняет сотрудников в России. Экономика. http://top. rbc.ru/economics/01/04/2014/914883.shtml (Ford ostanavlivaet konvejer i uvol'njaet sotrud-nikov v Rossii. Jekonomika)

ЦБ РФ: База данных по курсам валют Банк России. http://www.cbr.ru/ currency_base/dynamics.aspx?VAL_NM_RQ=R01239&date_req1=01.04.2013&date_ req2=01.04.2014&rt=1&mode=1 (CB RF: Baza dannyh po kursam valjut Bank Rossii)

Glaister K. W., Buckley P. J. Strategic Motives For International Alliance Formation- Journal of Management Studies, 1996.- p. 301-332

France-METALLURGIE. Blog Archive. Sanctions against Russia: Boeing has a plan B. http://www.france-metallurgie.com/index.php/2014/05/01/sanctions-against-russia-boeing-has-a-plan-b/

Russian Automotive Market Research: Vehicles localization prospects. 2014 http://www.na-pinfo.ru/en/138/199/

^ 122

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.