Научная статья на тему 'Трансформация иерархических систем в современном социуме'

Трансформация иерархических систем в современном социуме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная иерархия / философия социальной иерархии / иерархическая система / социум / социальная мобильность / социальный лифт / social hierarchy / philosophy of social hierarchy / hierarchical system / society / social mobility / social elevator

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Примак Н.А.

В статье предлагается обратиться к проблеме изменения традиционной иерархичности в современном обществе. Отмечается, что социальная иерархия является естественным способом организации жизни общества. Иерархичность необходима для сложных систем, одной из которых является общество, обеспечивает их успешное функционирование. Продвигается идея о том, что изменения иерархической системы в современном обществе являются условием их существования и развития, обеспечивающим обществу стабильную динамику, препятствующим стагнации. Среди каналов социальной мобильности, наиболее актуальных в настоящий момент, выделены участие в политических объединениях, организация собственного бизнеса, получение образования, армейская служба, продвижение посредством социальных сетей, мессенджеров, сети интернет, деятельность в средствах массовой информации, развитие в спорте, участие в общественных и волонтёрских движениях, программах и др. Отмечается важность такого инструмента, как социальный лифт, и роль государства в развитии социальных лифтов. Делается вывод о том, что трансформация иерархических систем, которая присутствует в современном обществе, выступает гарантом позитивного и продуктивного развития социума. Наличие и успешное действие в современном обществе систем социальной мобильности не разрушает иерархичности социальной системы, которая универсальна и является неотъемлемой характеристикой социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of hierarchical systems in modern society

The article proposes to address the problem of changing traditional hierarchy in modern society. It is noted that social hierarchy is a natural way of organizing the life of society. Hierarchy is necessary for complex systems, one of which is society, and ensures their successful functioning. The idea is being promoted that changes in the hierarchical system in modern society are a condition for their existence and development, providing society with stable dynamics and preventing stagnation. Among the channels of social mobility that are most relevant at the moment are participation in political associations, organizing your own business, getting an education, military service, promotion through social networks, instant messengers, the Internet, activities in the media, development in sports, participation in public and volunteer movements and programs, etc. It is noted the importance of such a tool as a social elevator, and the role of the state in the development of social elevators. It is concluded that the transformation of hierarchical systems, which is present in modern society, acts as a guarantor of the positive and productive development of society. The presence and successful operation of social mobility systems in modern society does not destroy the hierarchy of the social system, which is universal and an integral characteristic of society.

Текст научной работы на тему «Трансформация иерархических систем в современном социуме»

Примак Н.А.

Старший преподаватель кафедры теологии, философии и культурологии. Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского.

Трансформация иерархических систем в современном социуме*

Аннотация. В статье предлагается обратиться к проблеме изменения традиционной иерархичности в современном обществе. отмечается, что социальная иерархия является естественным способом организации жизни общества. иерархичность необходима для сложных систем, одной из которых является общество, обеспечивает их успешное функционирование. Продвигается идея о том, что изменения иерархической системы в современном обществе являются условием их существования и развития, обеспечивающим обществу стабильную динамику, препятствующим стагнации. среди каналов социальной мобильности, наиболее актуальных в настоящий момент, выделены участие в политических объединениях, организация собственного бизнеса, получение образования, армейская служба, продвижение посредством социальных сетей, мессенджеров, сети интернет, деятельность в средствах массовой информации, развитие в спорте, участие в общественных и волонтёрских движениях, программах и др. отмечается важность такого инструмента, как социальный лифт, и роль государства в развитии социальных лифтов. Делается вывод о том, что трансформация иерархических систем, которая присутствует в современном обществе, выступает гарантом позитивного и продуктивного развития социума. наличие и успешное действие в современном обществе систем социальной мобильности не разрушает иерархичности социальной системы, которая универсальна и является неотъемлемой характеристикой социума.

Ключевые слова: социальная иерархия, философия социальной иерархии, иерархическая система, социум, социальная мобильность, социальный лифт.

Primak N.A.

Senior Lecturer at the Department of Theology, Philosophy and Cultural Studies.

Omsk State University named after F.M. Dostoevsky.

Transformation of hierarchical systems in modern society

Abstract. The article proposes to address the problem of changing traditional hierarchy in modern society. It is noted that social hierarchy is a natural way of organizing the life of society. Hierarchy is necessary for complex systems, one of which is society, and ensures their successful functioning. The idea is being promoted that changes in the hierarchical system in modern society are a condition for their existence and development, providing society with stable dynamics and preventing stagnation. Among the channels of social mobility that are most relevant at the moment are participation in political associations, organizing your own business, getting an education, military service, promotion through social networks, instant messengers, the Internet, activities in the media, development in sports, participation in public and volunteer movements

* © Примак н.А., 2024.

Трансформация иерархических систем в современном социуме

and programs, etc. It is noted the importance of such a tool as a social elevator, and the role of the state in the development of social elevators. It is concluded that the transformation of hierarchical systems, which is present in modern society, acts as a guarantor of the positive and productive development of society. The presence and successful operation of social mobility systems in modern society does not destroy the hierarchy of the social system, which is universal and an integral characteristic of society.

Key words: social hierarchy, philosophy of social hierarchy, hierarchical system, society, social mobility, social elevator.

Социальная иерархия представляет собой одну из разновидностей иерархических систем, распространённых в окружающем человека мире. Сложность и многоуровневый характер построения общества способствуют его иерархичности, цель которой изначально - преодоление хаоса, наведение порядка, обеспечение стабильности. Идеи важности социальной иерархии отчётливо звучат в русской религиозной философии (К.Н. Леонтьев, H.A. Бердяев, С.Л. франк), где она понимается как универсалия, отражающая ценностно-смысловую природу общества; как принцип благодаря которому «человек, укорененный в соответствующей культурной традиции, осознает и реализует себя в общественной жизни» [1, с. 171]. Тем не менее, иерархические системы не могут оставаться неизменными, они трансформируются под влиянием общественного и культурного развития; динамика является условием жизнеспособности культуры и развития общества [4, с. 17]. В современной философской литературе вопросы изменений, происходящих в социальной иерархии, рассматриваются недостаточно активно, хотя их анализ способен стать основой для понимания происходящих в современном социуме активных процессов.

Целью настоящего исследования стало выявление трансформации иерархических систем, происходящей

в современном обществе и анализ их роли для развития социума.

В социологической энциклопедии иерархия понимается как «система последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему, характеризующая различные, многоуровневые системы (социальные, политические, лингвистические и т. д.).» [6, с. 144]. Социальная иерархия, таким образом, является только одним из проявлений иерархии, распространённой в жизни и служащей её регуляции.

Естественный характер социальной иерархии несомненен для многих русских философов. Актуален и вопрос о том, можно ли нарушать законы иерархии, не станет ли это губительным для общества. С.Л. франк полагал, что сложившуюся в обществе иерархию лучше не затрагивать, поскольку её упрощение «равносильно упадку общества, ее уничтожение равносильно разложению общества, превращению его в неорганическую массу» [9, с. 119]. О недопустимости разрушения устоявшейся социальной иерархии писал и К.Н. Леонтьев, полагавший, что она должна существовать, пока общество не станет идеальным, то есть «пока есть сословия, пока провинции несходны, пока воспитание различно в различных обществах, пока претензии неодинаковы, пока племена и религии не уравнены в общем индифферентизме...» [5, с. 96].

При этом философы не могли не осознавать, что иерархичность, являющаяся основой существования общества и обеспечивающая его стабильность, не может со временем не модифицироваться под влиянием неизбежных социальных изменений. О том, что иерархичность не должна стать препятствием для развития общества, писал H.A. Бердяев: «...Иерархическое начало может сделаться косным и инертным и ставить препятствие всякому творческому движению» [2, с. 39].

Действительно, требовать от общества существовать в неизменном виде означает обрекать его на стагнацию, препятствовать его развитию, повышению его стабильности, конкурентоспособности, основой которых всегда является соединение традиционного и новационного. Социальная иерархия, сложившаяся в обществе, является базой для его существования, а трансформации, со временем появляющиеся в иерархической системе, становятся ключами к продуктивному развитию социума.

один из трендов сегодняшнего дня -социальная мобильность, традиционно определяемая в словаре как «изменение индивидом, семьей места в социальной структуре общества» [6, с. 290], а также любые изменения социального положения человека. Социальная мобильность обозначает, что человек не обречён всю жизнь занимать то место в обществе, которое уготовано ему от рождения, как это было в более архаичных социумах. Реализуя свои таланты, свою индивидуальность, человек должен иметь возможность занять то место в обществе, которое считает подходящим и важным для себя.

Социальная мобильность в современном обществе имеет различные проявления, осуществляется с помощью

различных инструментов, по разным каналам. Наиболее традиционными из них являются описанные ещё создателем теории социальной мобильности П.А. Сорокиным армия, церковь, образование, политические организации, профессиональные и коммерческие организации, семья и брак [7]. Каждый из данных каналов продолжает действовать и сегодня, причём наиболее продуктивными, распространёнными являются, по нашему мнению, участие в политической жизни (продвижение по политической линии), получение образования (хорошее высшее образование не только формирует профессиональные компетенции, но и меняет круг общения, формирует новые социальные связи) и экономическая социальная мобильность (создание собственного бизнеса). В последнее время актуализируется изменение социального статуса посредством армейской службы, участия в военных действиях.

К современным каналам социальной мобильности можно отнести, во-первых, осуществление различных проектов в сети интернет, социальных сетях и мессенджерах. Такие проекты имеют в первую очередь развлекательный характер и помогают стать известными молодым певцам, юмористам, шоуменам.

Пересекается с данным каналом ещё один - получение известности благодаря деятельности в интернет-СМИ. Бло-геры и интернет-журналисты снимают контент - документальные фильмы, интервью - и располагают его не в традиционных медиа, а на различных интернет-платформах.

Оригинальным способом социальной мобильности стал в современной России спорт. Спортсмены, которым удалось достичь больших успехов в различных видах спорта, по окончании

карьеры начинают участвовать в различных телепроектах и таким образом обретают ещё большую известность, чем получили как спортсмены. Спорт оказывается инструментом и для тех, кто не достигает многого в шоу-бизнесе. Успешные спортсмены получают большие гонорары, становятся тренерами, привлекают внимание журналистов и т. п.

Ещё один инструмент социальной мобильности сегодня - участие в общественных организациях и проектах, среди которых наиболее популярно у молодёжи волонтёрство. Волонтёры бескорыстно ведут добровольческую деятельность в области экологии (уборка мусора, очищение водоёмов); социальной помощи престарелым, инвалидам, детям-сиротам, бездомным; организации мероприятий; благоустройства (посадка деревьев, облагораживание парков и дворов); помощи поисковикам и спасателям и мн. др. В первую очередь волонтерство становится способом самореализации личности молодого человека [8, с. 122], но также оно является значимым способом показать себя в обществе, приблизиться к повышению своей социальной роли.

Одним из средств социальной мобильности сегодня стали социальные лифты. Как считает Ю.Г. Волков, они особенно важны в регионах, где «призваны стать катализатором регионального развития» [3, с. 67], будут способствовать снижению регионального неравенства и препятствовать отъезду талантливой и инициативной молодёжи в более крупные города. Многие из названных выше каналов социальной мобильности можно охарактеризовать как социальные лифты.

Социальные лифты стали сегодня объектом внимания и организации

государства. один из примеров - конкурс «Лидер России», проводимый государственной организацией «Россия - страна возможностей». В 2023 г. он состоялся уже в пятый раз и стабильно демонстрирует, что современные молодые люди могут благодаря своим способностям и активности занять руководящие посты в различных управленческих структурах. Государство понимает: там, где затруднена социальная мобильность, отсутствуют социальные лифты, распространяются «безразличие, апатия, фрустрация (агрессивность, демонстративная неподконтрольность), рост ксенофобий и этнофобий, архаизация социальной практики» [10, с. 139], и стремится этому противостоять.

Социальные лифты имеют психологическую важность. они демонстрируют современным молодым людям, что они при желании способны многого достичь своими силами, реализуя собственные научно-исследовательские, творческие, экономические, производственные способности и таланты. Индивидуальное, таким образом, реализуется в социальной предметности, трансформируя общественное бытие. Само знание о существовании социальных лифтов, понимание того, что в любой момент они могут быть использованы, помогает молодёжи в реализации себя на благо общества.

Итак, иерархическая организация общества является естественной формой упорядочения его деятельности как сложной, многоуровневой системы. При этом иерархическая система не может оставаться неизменной, она обязательно должна трансформироваться. Наиболее актуальные и оздоравливающе действующие на общество процессы такой трансформации связаны с социальной мобильность и социальными

лифтами. Переходя из страты в страту, меняя свой социальный статус, члены общества реализуют свой потенциал, свои таланты и работают на развитие окружающего мира. Реализуя себя в политике, спорте, бизнесе, социальных сетях, интернет-СМИ, волонтёрских организациях, повышая своей социальный статус благодаря образованию или службе в армии, в том числе с использованием модели социальных лифтов, молодые люди не только не разрушают общество, трансформируя его устоявшуюся социальную иерархию, а укрепляют его, внося собственный вклад в развитие социума, совершенствование жизни всех его членов.

References

[1] Alexandrov V.B. The idea of social hierarchy in Russian religious philosophy // Management consulting. 2014. № 7 (67). P. 171-179.

[2] Berdyaev N.A. Philosophy of inequality. - M.: IMA-press, 1990. 285 p.

[3] Volkov Yu.G. Conceptual basis for the study of new social elevators in Russian regions // Humanitarian of the South of Russia. 2020. Vol. 9. № 1. P. 67-82.

[4] Krylova M.N. The question of the relationship between traditional and innovative elements in culture and its solution in the modern scientific space // Humanitarian Bulletin of the Don State Agrarian University. 2023. № 3. P. 17-23.

[5] Leontiev K.N. Byzantium and Slavism: collection

of articles. - M.: AST: Khranitel, 2007. 501 p.

[6] Russian Sociological Encyclopedia / Ed. G.V. Osipo-

va. - M.: NORMA-INFRA-M, 1998. 672 p.

[7] Sorokin P.A. Social mobility / trans. from English

M.: Academia: LVS, 2005. XX. 588 p.

[8] Talibova F.T., Khairullina Yu.R. Volunteering among youth as a way of self-realization of a young person's personality // Scientific works of the Center for Advanced Economic Research. 2022. № 22. P. 122-127.

[9] Frank S.L. Spiritual foundations of society. Introduction to social philosophy. - M.: Republic, 1992. 510 p.

[10] Man in the sociocultural dimension: monograph / I.V. Glushko, T.M. Zueva, M.N. Krylova, I.M. Lavrukhina, A.V. Spring. Zernograd: AChII. 222 p.

Список литературы

[1] Александров В.Б. Идея социальной иерархии в русской религиозной философии // Управленческое консультирование. 2014. № 7 (67). С. 171-179.

[2] Бердяев H.A. Философия неравенства. - М.: ИМА-пресс, 1990. 285 с.

[3] Волков Ю.Г. Концептуальные основы исследования новых социальных лифтов в российских регионах // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 1. С. 67-82.

[4] Крылова М.Н. Вопрос о соотношении традиционных и новационных элементов в культуре и его решение в современном научном пространстве // Гуманитарный вестник Донского государственного аграрного университета. 2023. № 3. С. 17-23.

[5] Леонтьев К.Н. Византизм и славянство: сбор-

ник статей. - М.: АСТ: Хранитель, 2007. 501 с.

[6] Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 672 с.

[7] Сорокин П.А. Социальная мобильность / пер. с англ. М.: Academia: LVS, 2005. XX. 588 с.

[8] Талибова Ф.Т., Хайруллина Ю.Р. Волонтерство

в молодежной среде как способ самореализации личности молодого человека // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2022. № 22. С. 122-127.

[9] Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. - М.: Республика, 1992. 510 с.

[10] Человек в социокультурном измерении: монография / И.В. Глушко, Т.М. Зуева, М.Н. Крылова, И.М. Лаврухина, А.В. Яровой. Зерноград: АЧИИ. 222 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.