УДК 316 (075)
DOI 10.21685/2072-3016-2020-4-10
Н. В. Розенберг, М. К. Карпова
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация.
Актуальность и цели. В статье раскрываются понятия «социальная мобильность», «социальный лифт» и их влияние на развитие и модернизацию российского общества. Рассматривается качество человеческого капитала, а именно способность человека к мобильности в обществе, что ведет к экономическому процветанию и более быстрому социальному прогрессу. Рассматривается взаимосвязь института высшего образования и социальной мобильности. Высшее образование служит инструментом для успешного трудоустройства, карьерного продвижения, а также собственного самосовершенствования. Обосновывается значимость социальной мобильности для развития и модернизации российского общества, которая направлена на развитие личности, предоставление ей возможностей профессионального и карьерного роста. Цель работы - анализ состояния социальной мобильности в современном российском обществе и представление реализации работы социального лифта.
Материалы и методы. Реализация задач осуществлена на основе структурно-функционального подхода, анализа и обобщения статистических данных, научного анализа широкого спектра источников, включая научную и периодическую литературу.
Результаты. В процессе анализа было выявлено, что социальная мобильность - это важная составляющая жизни общества. Поставленные государством задачи по модернизации могут успешно реализоваться только с решения проблемы социальной мобильности молодого поколения. От социально активной молодежи, от личного успеха каждого будут зависеть процессы развития и модернизации. Таким механизмом может и должен стать социальный лифт, действующий в масштабах всей страны.
Выводы. Исследуя социальную мобильность как фактор развития и модернизации российского общества, можно сделать вывод о том, что каждый член общества имеет справедливые шансы реализовать свой потенциал и для этого необходимы различные проекты и программы.
Ключевые слова: социальный лифт, социальная мобильность, человеческий капитал, развитие общества, социальный статус.
N. V. Rozenberg, M. K. Karpova
SOCIAL MOBILITY IN THE CONTEXT OF THE MODERN RUSSIAN SOCIETY
Abstract.
Background. The article reveals the concepts of "social mobility", "social lift" and their impact on the development and modernization of Russian society.
© Розенберг Н. В., Карпова М. К., 2020. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
The quality of human capital is considered, namely the ability of a person to be mobile in society, which leads to economic prosperity and faster social progress. The relationship between the Institute of higher education and the social elevator is considered. Higher education serves as a tool for successful employment, career advancement, and self-improvement. The article substantiates the importance of social mobility for the development and modernization of Russian society, which is aimed at the development of the individual, providing him with opportunities for professional and career growth. The purpose of the work is to analyze the state of social mobility in modern Russian society and present the implementation of the social lift.
Materials and methods. The tasks are implemented on the basis of a structural and functional approach, analysis and generalization of statistical data, scientific analysis of a wide range of sources, including scientific and periodical literature.
Results. During the analysis, it was revealed that the social mobility is an important component of society's life. The tasks set by the state for modernization can be successfully implemented only by solving the problem of social mobility of the younger generation. The processes of development and modernization will depend on the socially active youth and their personal success. Such mechanism can and should be a "social lift" operating throughout the country, if necessary, and beyond its borders.
Conclusions. Studying the social mobility as a factor in the development and modernization of Russian society, we can conclude that each member of society has a fair chance to realize their potential, and various projects and programs are necessary for this.
Keywords: social lift, social mobility, human capital, social development, social status.
Сегодня термин «модернизация» прочно вошел и закрепился в общественно-публицистическом и научном дискурсах. Модернизация необходима для поступательного развития России, для повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Модернизационное развитие позволит наметить оптимальные стратегические сценарии и свяжет различные сферы жизни общества между собой. Решение таких задач возможно только в стране, готовой к саморазвитию, качественному росту и инновациям.
Системная социальная и техническая модернизации не возможны без «экономики знаний», без повышения качества человеческого капитала, без направления развития национального интеллекта на инновационное русло [1]. Многие исследователи сходятся во мнении, что не только величина, но и качество человеческого капитала (здоровье, знания, способность к мобильности) в постиндустриальную эпоху становится ведущим фактором устойчивого развития общества [2].
Именно от качества человеческого капитала, куда входит его здоровье, знания, способность к мобильности, зависят процессы модернизации.
В плане самоорганизации российское общество уникально. В основе самоорганизации лежит личный экономический интерес. Те вопросы, которые ставит на повестку дня перед обществом элита, оказываются российскому социуму не интересны. Причиной этого является нахождение российской элиты и гражданского общества в абсолютно разных социальных пространствах. Большинство граждан России имеют отличные от элиты стратегии жизни. Россияне имеют слабые представления о рекрутировании в элиту. Незна-
ние основ нашей социальной жизни препятствует модернизации и поступательному развитию нашего общества и государства.
Социальный лифт - это определенный канал, механизм или способ изменения социального статуса человека. Способ, который поможет занять более престижную должность или, наоборот, более низкую.
Большинство членов российского общества формируют для себя социальные и экономические стратегии. Добиться успеха во многих сферах общественной жизни, а тем более сделать хорошую карьеру с учетом наших современных российских реалий необычайно сложно. Все эти сложности могут привести к апатии и недоверию в обществе.
Продвижение по службе происходит путем изменения статусов, ролей и в силу определенных объективных социальных условий. Социальный лифт в данной сфере подразумевает карьерный рост, причинами которого выступают постоянно повышающийся уровень профессиональной компетентности, достижение статусных целей посредством удовлетворения потребности в достижении успеха и профессиональной самореализации, использование возможностей достигнутого статуса для эффективного осуществления профессиональной деятельности [3].
Если в обществе существуют достаточно качественные социальные лифты, то каждый из его членов уверен, что при определенных условиях он может добиться желаемого результата [4].
Термин «социальная мобильность» был сформирован в 1927 г. американским социологом российского происхождения П. Сорокиным. В соответствии с его концепцией существуют два вида социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная мобильность - это перемещения на одном и том же уровне социальной стратификации, без изменения индивидом своих социально-значимых позиций. Другое дело мобильность вертикальная, которая предполагает перемещение индивида из одного пласта в другой в социальной иерархии как вверх (восходящая мобильность), так и вниз (нисходящая). Современное общество отличается тем, что как отдельные социальные акторы, так и социальные группы свободно изменяют свое социальное положение и социальные статусы независимо от стартовой позиции.
П. Сорокин утверждает: «Мобильность способствует экономическому процветанию и более быстрому социальному прогрессу. Поскольку в мобильном обществе индивиды распределены по социальным слоям лучше, они, вероятно, успешнее справляются со своими обязанностями, чем менее удачно размещенные индивиды в обществе иммобильном. Благодаря этим и некоторым другим факторам мобильное общество прогрессирует более интенсивно, чем иммобильное. Это положение подтверждается историей. Мы уже указывали на тот факт, что периоды интенсивной мобильности, как правило, сопровождались значительным прогрессом в сфере духовной жизни. Что касается экономического процветания, то, как установил В. Парето, между периодами, отмеченными интенсивной мобильностью, и увеличением экономического благосостояния существует прямая зависимость» [5, с. 492].
Вопросам социальной мобильности посвящено множество российских исследований, которые рассматривают объективные и субъективные аспекты. К данной тематике обращались такие исследователи, как З. Т. Голенкова [6], М. К. Горшков [7], В. В. Семенова [8], П. Е. Сушко [9], Н. Е. Тихонова [10] и др.
В России Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г. была толчком к крупнейшим социальным перемещениям XX в., что привело к практически полной ликвидации богатых слоев населения, а их место заняли представители более низких классов. Революция стала социальным лифтом и главным механизмом социального подъема одних и спуска других.
Социальный лифт характеризуется постоянством, регулярностью работы и наличием правил игры, обеспечивающих вертикальную мобильность. То есть должна быть система правовых норм и процедур, которые позволяли бы выполнять какому-либо социальному институту функцию социального лифта. В таком случае общество становится более открытым, а социальное самочувствие граждан улучшается.
Если в обществе не обеспечивается вертикальная мобильность граждан, то, как следствие, может наблюдаться безразличие к выборам, волны протеста, появление радикальных группировок и оппозиционных настроений, обострение межнациональных отношений.
Сочетание высокого уровня неравенства с низкой социальной мобильностью в обществе приведет к тому, что социальная группа, находящаяся внизу социальной лестницы, не сможет свободно и комфортно ориентироваться в общественных отношениях. В социально-экономической жизни современного общества неработающий социальный лифт рано или поздно приведет к стагнации производительности труда, низкому уровню инноваций, депрессивности и отсутствию активности молодежи. Нормальные кадровые перемещения на государственной службе затрудняются вследствие того, что все стараются быть руководителями, а не хорошими специалистами.
В бизнесе наблюдается противоположная проблема - самозанятым, так же как и индивидуальным предпринимателям, невыгодно переходить в средний бизнес, в этом случае сразу увеличивается число проверок и претензий, а вместе с тем возрастает процент риска [11].
По данным Росстата, число россиян с доходом ниже величины прожиточного минимума увеличилось во втором квартале 2020 г. на 1,3 млн по отношению к аналогичному периоду 2019 г. и составило 19,9 млн человек (13,5 % населения страны) [12].
Одновременно с ростом бедности в России увеличивается социальное неравенство. Нарастающую напряженность в обществе, вызванную социальным неравенством и, как следствие, трудностью получения образования и строительства карьеры для выходцев из категории «бедных», «нуждающихся» и «малообеспеченных» слоев населения страны, сможет снять только социальный лифт, который даст реальный шанс реализовать личностный и деловой потенциал максимальному количеству граждан России [13].
Большинство россиян проявляют безразличие в отношении представителей богатых слоев населения. Во многом это объясняется сложившимися стереотипными представлениями о причинах их материального благополучия. Наличие связей, деловая хватка, упорный труд, умение использовать все шансы и немного везения - вот пять базовых, с точки зрения основной массы опрошенных, слагаемых успеха богатых ныне сограждан. Причем с течением времени рейтинг истоков материального благополучия трансформируется в сторону большего внимания личным трудовым усилиям. Вместе с тем при всей позитивности указанного набора причин в него все еще не входит фак-
тор высокого и качественного образования, а значит, понимание его важности с точки зрения социальной мобильности не сформировано, недостаточной остается и отдача этого компонента человеческого капитала [7].
Кроме того, социальные лифты перестают быть жестко структурированной данностью. Становление информационного общества и доступ к большому объему различной информации дает возможность человеку собственными силами проектировать свое будущее. В таком случае у человека появляется «счастливый случай» быть хозяином собственной судьбы.
Принято считать, будто для продвижения наверх нужны талант, интеллект, навыки, находчивость, трудолюбие, упорство, принятие рисков, а также правильная стратегия поведения. Примером может служить один из разработчиков и основателей социальной сети Facebook М. Э. Цукерберг. В январе 2018 г. он являлся пятым в списке журнала Forbes и самым молодым мультимиллиардером с состоянием в 70 млрд долл.
Появление и развитие цифровых технологий привело к формированию нового социального лифта - цифрового. Сегодня Интернет и социальные сети - это инструменты продвижения себя или своих услуг без больших материальных вложений. Цифровая элита - это те, кто собирает много (миллионы) лайков [14].
Особо в социальных лифтах нуждается студенческая молодежь. Студенчество - это достаточно большая часть современной молодежи и городского населения. Студенты являются продвинутой, наиболее образованной и подготовленной частью молодежи, что, несомненно, позволяет ставить их на первый план и включать в число прогрессивных и передовых групп молодежи [15]. Будучи студентом и получая высшее образование, человек стремится реализовать свою мечту. Большинство студентов осознают, что высшее учебное заведение является одним из средств социального развития и роста молодежи в различных направлениях, а это служит предпосылкой для социального продвижения. Специфика обучения в вузе является другой важной особенностью, что позволяет расширять сферы общения.
Анализ мировых тенденций развития института образования показывает, что его потенциал как социального лифта постепенно утрачивается. О необходимости выявлять возможные риски на рынке труда в зависимости от уровня образования предупреждают социологи [16]. Все сложнее молодежи, получившей диплом об окончании высшего учебного заведения, продвинуться выше по социальной лестнице [17].
Данные исследования об эффективности и перспективности высшего образования в июле 2019 г. представил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Образование, по мнению россиян, является социальным лифтом, обеспечивающим успешную карьеру и достижение жизненных целей, но убежденность в этом с каждым годом снижается. Данные табл. 1 говорят о том, что на протяжении последних 15 лет образование служит для россиян преимущественно инструментом для успешного трудоустройства (48 % в 2004 г. и 44 % в 2019 г.), карьерного продвижения (28 % в 2004 г. и 26 % в 2019 г.), а также собственного самосовершенствования как профессионала (26 % в 2004 г. и 22 % в 2019 г.) [18].
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «В настоящее время многие люди стремятся получить высшее образование. Как Вы думаете, зачем?» (закрытый вопрос, до двух ответов, процент от всех опрошенных)
Варианты ответов 2004 2005 2010 2013 2019
Чтобы иметь диплом для трудоустройства на хорошую работу 48 44 33 37 44
Чтобы сделать карьеру 28 27 12 28 26
Чтобы получить специальные знания, стать профессионалом 26 27 25 28 22
Потому что сегодня так принято 7 10 6 13 18
Чтобы получить новые знания, расширять свой кругозор 15 15 10 20 16
Чтобы повысить свой социальный статус, выйти за рамки своего окружения 9 8 5 15 13
Чтобы оказаться в культурной, образованной среде 8 8 6 15 6
Чтобы не служить в армии 10 9 2 6 6
Затрудняюсь ответить 4 4 2 2 3
За последние девять лет россияне чаще стали считать высшее образование необходимостью - увеличилась доля сторонников мнения, что диплом о высшем образовании нужно получать, потому что так принято (с 6 % в 2010 г. до 18 % в 2019 г.). Чаще всего об этом говорят молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (25 %). Среди них также наибольшее распространение имеет практика получения высшего образования с целью повышения социального статуса (18 % против доли в 13 % среди всех опрошенных) [18].
В целом большинство россиян уверены, что высшее образование сопутствует успешной карьере и облегчает достижение жизненных целей (76 % в 2008 г. и 58 % в 2019 г.) (табл. 2). Все это свидетельствует о том, что в обществе более критично оценивают значимость высшего образования и оно является одним из инструментов к жизненному успеху.
Привести социальные лифты в движение непросто, нужны совершенно новые программы продвижения кадров, прежде всего талантливой молодежи [19], которая в свою очередь должна понимать, что главным качеством на современном рынке труда является конкурентоспособность [20].
Социальный лифт дает шанс реализовать личностный и деловой потенциал, занять достойное социальное положение и добиться успехов в своей стране. Работа социального лифта способствует независимости человека за счет собственного упорства, целеустремленности, твердого характера и всех лидерских способностей. В особенности это касается молодых людей, для которых социальный лифт вполне может стать трамплином в «другую жизнь». Благодаря таким социальным лифтам люди занимают более высокое положение в обществе, превращаются во влиятельных политиков, ученых, бизнесменов, экспертов и т.д. В современных условиях социальный лифт должен стать основой для консолидации конструктивных, созидательных со-
циально-экономических, политических сил, формирование и развитие которых будет проходить снизу вверх. В качестве примера можно вспомнить советские города, в которых развивались новые производства, новые технологии, а сами эти населенные пункты нередко перестраивались заново. Новое место давало больше возможностей для самореализации.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос «Согласны ли Вы или нет с тем, что высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру и облегчает достижение жизненных целей?» (закрытый вопрос, один ответ, процент от всех опрошенных) [18]
Варианты ответов 2008 2011 2013 2015 2018 2019
Скорее согласен 76 72 72 65 63 58
Скорее не согласен 19 22 24 28 34 39
Затрудняюсь ответить 5 6 4 7 3 3
Интенсивность формирования процессов модернизации будет зависеть от социально активной молодежи, от запуска эффективно действующего механизма поддержки каждого молодого человека к достижению личного и общего успеха. Таким механизмом может и должен стать социальный лифт, действующий в масштабах всей страны. Достижение более высоких уровней социальной мобильности должно восприниматься как важнейшая политическая цель, оно требует формирования целостной стратегии на государственном уровне с определением соответствующих ключевых показателей эффективности для решения широкого круга проблем.
Библиографический список
1. Becker, G. S. Human Capital. Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education / G. S. Becker. - New York ; London : Columbia University Press, 1964. - 187 p.
2. Быченко, Ю. Г. Модернизация общества и качество человеческого капитала / Ю. Г. Быченко, Л. В. Логинова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Социология. Политология. - 2008. - Т. 8, № 2. - С. 47-54.
3. Алехин, Э. В. Социальные лифты в органах местного самоуправления Пензенской области (по результатам исследования сотрудников администрации района в городском округе) / Э. В. Алехин, Е. А. Боярова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2019. - № 7 (63). - С. 27-32.
4. Сорокин, П. А. Влияние мобильности на человеческое поведение и психологию / П. А. Сорокин ; пер. с англ. М. В. Соколовой // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2004. - № 2 (70). - С. 101-110.
5. Сорокин, П. А. Социальная мобильность / П. А. Сорокин ; пер. с англ. М. В. Соколовой ; под общ. ред. В. В. Сапова. - Москва : Academia : LVS, 2005. -588 с.
6. Голенкова, З. Т. Социальная мобильность в контексте миграционных биографий россиян / З. Т. Голенкова, П. Е. Сушко // Социологические исследования. -2016. - № 12. - С. 95-104.
7. Горшков, М. К. Российское общество в социологическом измерении / М. К. Горшков // Вестник Российской академии наук. - 2020. - Т. 90, № 3. -С. 232-242.
8. Социальная мобильность в усложняющемся обществе: объективные и субъективные аспекты : монография / Б. Бегеманн, А. В. Ваньке, З. Т. Голенкова, Ю. Б. Епи-хина, Н. Д. Коленникова, Я. Петрович, Е. В. Полухина, Е. Ю. Рождественская, В. В. Семенова, А. В. Стрельникова, П. Е. Сушко, И. Н. Тартаковская, Т. Ю. Чер-кашина, М. Ф. Черныш, У. Шувакович, С. С. Ярошенко ; отв. ред.: В. В. Семенова, М. Ф. Черныш, П. Е. Сушко. - Москва : ФНИСЦ РАН, 2019. - 512 с.
9. Сушко, П. Е. Особенности карьерных стратегий политически активной молодежи современной России / П. Е. Сушко // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 2 (120). - С. 8-12.
10. Тихонова, Н. Е. Человеческий капитал профессионалов и руководителей: состояние и динамика / Н. Е. Тихонова // Вестник Института социологии. - 2017. -№ 21. - C. 140-165.
11. Ильин, П. А. Проблемы малого бизнеса в современной России и пути их решения / П. А. Ильин, Н. С. Кандакова // Юный ученый. - 2020. - № 4 (34). - С. 47-49. -URL: https://moluch.ru/young/archive/34/1992/ (дата обращения: 20.10.2020).
12. О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации во II квартале 2020 года // Федеральная служба государственной статистики. -URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/174.htm (дата обращения: 20.09.2020).
13. Программа выявления и поддержки талантливой молодежи в области предпринимательства и менеджмента «Социальный лифт» // Социальный лифт. - URL: http://www.soclift.ru/index.htm (дата обращения: 20.09.2020).
14. Социальные лифты: понятие и основные виды // Mentamore. - URL: https://menta more.com/socium/socialnye-lifty.html (дата обращения: 20.09.2020).
15. Ситаров, В. Ментальные характеристики современной студенческой молодежи / В. Ситаров, А. Шутенко, Е. Шутенко // AlmaMater. - 2007. - № 7. - С. 13-18.
16. Голенкова, З. Т. Влияние образования на повышение конкурентоспособности работников на рынке труда / З. Т. Голенкова, Г. Б. Кошарная, В. П. Кошарный // Интеграция образования. - 2018. - Т. 22, № 2 (91). - С. 262-273.
17. Свадьбина, T. B. Высшее образование как «социальный лифт»: оценка эффективности / T. B. Свадьбина, О. А. Немова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2 (53). - С. 111-118.
18. Данные опросов. Высшее образование: социальный лифт или потерянное время? // ВЦИОМ. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9808 (дата обращения: 15.09.2020).
19. Социальное самочувствие населения в условиях реформ: региональный аспект / под ред. М. К. Горшкова. - Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2011. -176 с.
20. Корж, Н. В. Проблемы молодежной занятости в Поволжском регионе / Н. В. Корж, Л. Ф. Каримова // Наука. Общество. Государство. - 2017. - Т. 5, № 1 (17). - С. 155-161. - URL: http://esj.pnzgu.ru (дата обращения: 20.09.2020).
References
1. Becker G. S. Human Capital. Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. New York; London: Columbia University Press, 1964, 187 p.
2. Bychenko Yu. G., Loginova L. V. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser.: Sotsiologiya. Politologiya [Proceedings of Saratov University. New series. Series: Sociology. Politology]. 2008, vol. 8, no. 2, pp. 47-54. [In Russian]
3. Alekhin E. V., Boyarova E. A. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika [Society: sociology, psycology, pedagogy]. 2019, no. 7 (63), pp. 27-32. [In Russian]
4. Sorokin P. A. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye pe-remeny [Public opinion monitoring: economic and social change]. 2004, no. 2 (70), pp. 101-110. [In Russian]
5. Sorokin P. A. Sotsial'naya mobil'nost' [Social mobility]; transl. from Engl. M. V. Soko-lova. Moscow: Academia: LVS, 2005, 588 p. [In Russian]
6. Golenkova Z. T., Sushko P. E. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological researches]. 2016, no. 12, pp. 95-104. [In Russian]
7. Gorshkov M. K. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Russian Academy of Sciences]. 2020, vol. 90, no. 3, pp. 232-242. [In Russian]
8. Begemann B., Van'ke A. V., Golenkova Z. T., Epikhina Yu. B., Kolennikova N. D., Petrovich Ya., Polukhina E. V., Rozhdestvenskaya E. Yu., Semenova V. V., Strel'niko-va A. V., Sushko P. E., Tartakovskaya I. N., Cherkashina T. Yu., Chernysh M. F., Shu-vakovich U., Yaroshenko S. S. Sotsial'naya mobil'nost' v uslozhnyayushchemsya ob-shchestve: ob"ektivnye i sub"ektivnye aspekty: monografiya [Social mobility in an increasingly complex society: objectival and subjective aspects: monograph]. Moscow: FNISTs RAN, 2019, 512 p. [In Russian]
9. Sushko P. E. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. 2018, no. 2 (120), pp. 8-12. [In Russian]
10. Tikhonova N. E. Vestnik Instituta sotsiologii [Bulletin of the Institute of Sociology]. 2017, no. 21, pp. 140-165. [In Russian]
11. Il'inP. A., Kandakova N. S. Yunyy uchenyy [Young scientist]. 2020, no. 4 (34), pp. 47-49. Available at: https://moluch.ru/young/archive/34/1992/ (accessed 20.10.2020). [In Russian]
12. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/174.htm (accessed 20.09.2020). [In Russian]
13. Programma vyyavleniya i podderzhki talantlivoy molodezhi v oblasti predprinima-tel'stva i menedzhmenta «Sotsial'nyy lift» [The program for identifying and supporting talented youth in the field of entrepreneurship and management "Social Lift"]. Social lift. Available at: http://www.soclift.ru/index.htm (accessed 20.09.2020). [In Russian]
14. Sotsial'nye lifty: ponyatie i osnovnye vidy [Social lifts: concept and main types]. Men-tamore. Available at: https://mentamore.com/socium/socialnye-lifty.html (accessed 20.09.2020). [In Russian]
15. Sitarov V., Shutenko A., Shutenko E. AlmaMater. 2007, no. 7, pp. 13-18. [In Russian]
16. Golenkova Z. T., Kosharnaya G. B., Kosharnyy V. P. Integratsiya obrazovaniya [Integration of education]. 2018, vol. 22, no. 2 (91), pp. 262-273. [In Russian]
17. Svad'bina T. B., Nemova O. A. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo universiteta [Bulletin of Surgut State Pedagogical University]. 2018, no. 2 (53), pp. 111-118. [In Russian]
18. Dannye oprosov. Vysshee obrazovanie: sotsial'nyy lift ili poteryannoe vremya? [Survey data. Higher education: social lift or wasted time?]. VTsIOM. Available at: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=9808 (accessed 15.09.2020). [In Russian]
19. Sotsial'noe samochuvstvie naseleniya v usloviyakh reform: regional'nyy aspekt [Social state of health of the population in the context of reforms: regional aspect]. Ed. by M. K. Gorshkov. Moscow; Saint-Petersburg: Nestor-Istoriya, 2011, 176 p. [In Russian]
20. Korzh N. V., Karimova L. F. Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo [Science. Society. State]. 2017, vol. 5, no. 1 (17), pp. 155-161. Available at: http://esj.pnzgu.ru (accessed 20.09.2020). [In Russian]
Розенберг Наталья Владимировна
доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Rozenberg Natal'ya Vladimirovna Doctor of philosophical sciences, associate professor, head of the sub-department of philosophy and social communications, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Карпова Маргарита Константиновна
кандидат социологических наук, доцент, кафедра философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Образец цитирования:
Розенберг, Н. В. Социальная мобильность в условиях современного российского общества / Н. В. Розенберг, М. К. Карпова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2020. -№ 4 (56). - С. 99-108. - БОТ 10.21685/2072-3016-2020-4-10.
Karpova Margarita Konstantinovna Candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of philosophy and social communications, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)